Содержание

Введение_____________________________________________________ 3

1. Предмет социологии. Место социологии в системе социально-гуманитарных наук_________________________________________________________ 6

2. Структура и функции социологии____________________________ 10

3. Роль социологии в обществе_________________________________ 13

Заключение_________________________________________________ 15

Список литературы__________________________________________ 16

Введение

Социология (фр. sociologie, лат. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология.

Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология.

Ведь социология изучала общество, социальные отношения и социальные общности, их деятельность, а философия хотя и изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения — на уровне раскрытия их сущности, а не в развертывании сущности в действительности, выявлении жизни во всем ее противоречивом существовании как это делает социология. Постепенно, по мере накопления социальных знаний, происходил рост теоретических социологических концепций, каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений, давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией социологии. Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность. Социология как определенный тип знаний об обществе выходя из недр социальной философии, перенимает философскую культуру, признавая особое значение теоретического обобщения, целостного концептуального осмысления социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится к преодолению той ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе реальных социальных проблем. Внутри социологии складываются течения: позитивизм — сводивший социальное к природному, антипозитивизм — настаивающий на специфике социального.

Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология определяется как наука о различных социальных общностях, социальных группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни американские социологи определяют социологию как науку об обществе, социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в социальных условиях. Цель такого изучения —понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты. По мнению бельгийского социолога Миха де Костра, социология изучает отношения между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особенно ужасным — это то, что они ничего об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь людям разобраться самим в сложных проблемах жизни. Ведь социология — это понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав. И здесь-то на помощь приходит наука социология.

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.

1. Предмет социологии. Место социологии в системе социально-гуманитарных наук

Относительно предмета общей социологии существовали и существуют различные мнения. Сами ее основоположники (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс) не ставили себе задачу дать дефиницию социологии, которая была бы адекватна их взглядам на законы общественной жизни. Дальнейшее развитие социологии как науки сопровождалось появлением большого числа определений ее предмета. Однако эти определения различались между собой либо оттого, что исходили из различных критериев при разграничении предметов социологии и других наук, либо вследствие различий в общей философской ориентации их авторов.

Кроме того, в рамках традиционного разделения наук на естественные и общественные выделяются также науки более общие и более частные (специальные), аналитические и синтетические, а также те, которые сочетают аналитический и синтетический подход. Общая социология предметом своего исследования должна отличаться от всех этих наук. Она должна быть наиболее комплексной и общей из всех общественных наук как по своему предмету, так и по методу. И именно необходимость в такой ее комплексности приводит к трудностям при определении ее предмета. Однако трудности в определении предмета общей социологии обусловливались не только ее относительной молодостью и сложностью общества, которое она изучает, но и тем, что параллельно развивались западная и марксистская социология. Предмет изучения и марксистской, и западной социологии был один и тот же - человеческое общество в его тотальности, но интерпретацией некоторых социальных феноменов и процессов марксистская и западная социологические науки часто существенно между собой различались. Различия же в интерпретации общественных феноменов приводят, помимо прочего, к появлению различных дефиниций предмета общей социологии и затрудняют ее конституирование как единой науки с общепринятым предметом и методом.

При наличии таких трудностей в определении предмета общей социологии появилось немалое число его дефиниций. Так, Э. Богардус полагал, что «социология есть наука о социальных группа», или Г. Зиммель подчеркивал, что социология - «наука о формах организации людей». П. Сорокин считал, что социология - это наука об общих характеристиках классов, социальных явлений и отношений между ними. Или в Югославии Дж. Шушнич утверждает, что социология - «общая социальная наука о закономерных связях между различными видами общественных явлений, а также о связях между общественными и природными явлениями».

Объект социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который часто совпадает с объектом других общественных наук (история, этнография, право, философия и др.). Социология наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе.

В отличие от объекта науки, ее предмет — это существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения теоретической и практической проблема тики. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем, а предмет исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в конкретном исследовании. Согласно сложив шейся традиции при определении предмета социологического познания, выделяются ключевые, те или иные социальные явления. Обычно к ним относят человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т. п. и т.д.

Естественно, общество объективно состоит из различных социальных общностей, это имманентная то есть свойственная черта любого человеческого объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возникают многообразные отношения. Любые отношения, обусловливающие то или иное социальное явление, подчиняют действиям определенных закономерностей или тенденций. Вот эти-то закономерности и тенденции социальных отношений и составляют основной предмет изучения социологии. Различные исследователи определяют предмет социологии по-разному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем, что акцент делается на разных сторонах жизни социальных общностей и личности: деятельности, поведении и отношениях. В социологии существуют разные направления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям социальной жизни общества.[1, C.75]

Позитивистская социология, основанная Огюстом Контом, рассматривает познания социальной общество по аналогии с природой, используя методы точных естественных наук.. Понимающая социология, которую основали Макс Вебер и Георг Зиммель, анализирует, прежде всего, значимые смысловые элементы социальной жизни общества, делая акцент на понимании изменений, движений.

Социология тесно связана с другими науками. Социология и математика. Социология — это конкретная наука об обществе Она стремится свои положения подкреплять количественными данными. Кроме того, практически все выводы социология основывает на вероятностных суждениях. Например, если социолог утверждает, что инженер культурнее рабочих, то это значит, что данное суждение справедливо с вероятностью выше 50%. Может быть множество конкретных примеров, когда какой-нибудь рабочий культурней некоего инженера. Но, вероятность таких случаев меньше 50%. Таким образом, социология тесно связана с теорией вероятности и математической статистикой. Для целей социального моделирования используется весь математический аппарат. Для обработки социологической информации используется математическое программирование, вычислительная техника. Психология. Изучая поведение людей, социология тесно контактирует с психологией. Общие проблемы концентрируются в рамках социальной психологии.

Философия обеспечивает социологию познанием наиболее общих законов общества, социального познания, человеческой деятельности. Экономика позволяет глубже изучить причины социальных отношений, различных ситуаций жизнедеятельности общества. Социальная статистика, социальных явлений и процессов. Социологический маркетинг позволяет более эффективно регулировать рыночные отношения. Обширная область отношений людей на производстве изучает социология труда. География связана с социологией, когда поведение людей, этнических сообществ объясняется с учетом среды обитания. Имеет значение, живут ли люди на берегу океана, речки, в горах, в пустыне для объяснения характера социальных общностей. Есть теории, связывающие социальные конфликты с периодом неспокойного солнца, космическими факторами. С юридическими дисциплинами социология связана при объяснении причин преступления, социальных отклонений, изучения личности преступников. Существуют отраслевые социологические дисциплины: социология права, социология преступности, криминология.

С историей социология связана при объяснении исторических корней социальных явлений.[3, C.14-16]

2. Структура и функции социологии

Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания.

Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки.

Структуру социологии можно представить состоящую из 4-х основных блоков:

I. Теоретико-методологические основы социологии.

II. Огромное количество социальных теорий (социология журналистики в т.ч.), т.е. вся проблематика.

III. Методы социологического исследования, методы обработки, анализа и обобщения социологической информации, т.е. эмпирический и методологический арсенал науки.

IV. Социоинженерная деятельность, социальные технологии, т.е. знания по организации и деятельности служб социального развития, о роли социологии в народном хозяйстве и управлении.[4, C.39-41]

По I части:

Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими знаниями вести изучение социального явления нельзя.

По II части:

Социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единственными или массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении выделяются два момента:

1) знание природы конкретного социального явления (личность, трудовой коллектив, самовыражение субъекта через какую-либо деятельность, проявление социальной позиции субъекта в отношении к чему-либо или мнению). Оно систематизируется в специальных социологических теориях, раскрывает сущность конкретного явления, специфику выражения в нем социального.

2) знание природы самого состояния социального явления как момента и предела в его развитии.

По III части:

Специфика познавательной деятельности — теория и методы социологического исследования, методы сбора, обработки, анализа первичной информации о состоянии социального явления,— важная самостоятельная часть социологии.

По IV части:

Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая функции и роль социолога — самостоятельная специфическая часть социологии. Это инструмент преобразования практики, которым владеть руководитель любого предприятия, работники социологических служб, властных структур.

Гегель говорил: “Вся философия резюмируется в методе”.

Так и в социологии — специфика объекта и предмета науки обусловила специфику ее метода.

Поскольку для познания социального процесса, явления и т.д. необходимо получение первичной детальной информации о нем, строгий отбор ее, анализ, то очевидно, что инструментом в процессе такого познания является социологической исследование.

Социологическое исследование — один из основных методов в социологии. Он включает в себя:

1) Теоретическую часть

(— разработка программы исследования,

— обоснование цели и задач,

— определение гипотез и этапов исследования).

2) Инструментальную часть (процедурная часть)

(— набор инструментов сбора информации

— выбор метода сбора информации

— определение результативной выборки

— возможность обработки информации

— получение характеристик состояния исследуемой реальности).[2]

3. Роль социологии в обществе

Роль социологии в обществе. В определении роли социологии в обществе есть две позиции, имеющие свою традицию. Так, О. Конт полагал, что позитивная наука об обществе должна быть полезной, использоваться для целей прогресса. Тогда как Г. Спенсер полагал, что социологии не надо вмешиваться в ход общественных процессов. Социолог должен наблюдать и анализировать общество и делать свои выводы о его закономерностях. Вмешиваться же в общественные дела нет необходимости. Эволюция сама проложит путь общества к прогрессу без постороннего вмешательства. В современной социологии более распространено позитивистское отношение к социологии. Она должна служить делу преобразования общества, социальным реформам, способствовать оптимальному социальному управлению. В демократическом обществе управление государством, принятие важных для общества решений должно осуществляться с опорой на общественное мнение, которое изучается социологией. Без социологических исследований общественное мнение не сможет выполнять свойственные ему функции контроля, консультирования. Социология придет общественному мнению институциональный статус, благодаря чему оно становится институтом гражданского общества. Социология позволяет понимать процессы, происходящие в обществе. Важным признаком современного общества является осознание целей и последствий своей деятельности, понимание сущности и свойств общества, что позволяет сознательно относиться к своей деятельности. Это отличает современное общество от традиционного, в рамках которого социальные процессы являются спонтанными и неосознанными. Таким образом, роль социологии в обществе заключается в следующем. 1. Социология способствует демократической трансформации общества благодаря изучению общественного мнения и способствуя его институализации. 2. Социология способствует более глубокому осознанию сути общественных процессов, что позволяет сознательно подходить к социальной деятельности. 3. Социология повышает уровень рациональности социальной деятельности на всех уровнях социальной организации.

Заключение

В научном познании общества (идет ли речь об обществе в целом или отдельных социальных явлениях), в конкретизации принципов общенаучного метода и применении метода общественных наук к изучению своего предмета социология должна стремиться рассматривать их в контексте реальных и объективных условий, в которых живут люди. Точно так же она должна рассматривать социальные явления в контексте их всеобщей связи и в развитии. Она должна исходить не только из того, что общественные явления подвержены изменениям, но также из того, что основой этих изменений является борьба внутренних противоположностей, а развитие общества происходит как путем постепенных изменений в рамках одного и того же явления, так и скачкообразно, путем революционных изменений, ведущих к возникновению новых явлений и возникновению у явлений новых качеств.

Социология должна располагать соответствующими ее предмету способами сбора и описания фактов, способами их упорядочения и объяснения их взаимосвязи. Однако, согласно данному нами выше определению, общая социология есть наука об обществе в его тотальности и как таковая она устанавливает наиболее общие законы его возникновения и развития. И поэтому возникает вопрос, каким образом общая социология может открыть научные законы и объяснить общество как совокупность всех общественных отношений, чтобы это объяснение основывалось на эмпирических фактах, которые только и могут быть предметом познания. Ибо исследование, как известно, не может охватить общество как совокупность всех общественных отношений.[7, C.111-115]

Список литературы

1.     Данило Ж., Маркович. Общая социология. - М.: Владос, 1998.

2.     Витаньи И. Общество, культура, социология. - М., 1994.

3.     Волков Ю.Г., Мостовая И.В.. Социология. - М.: Гардарика, 1998

4.     Зборовский Г. Е. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 1992.

5.     Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Логос, 1996.

6.     Краткий словарь по социологии. М., 1989.

7.     Радугин А.А., Радугин К.А.. Социология. Курс лекций. - М.: Центр, 1999