СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3
ВОПРОС № 1...................................................................................................... 3
ВОПРОС № 2...................................................................................................... 6
ВОПРОС № 3...................................................................................................... 8
ВОПРОС № 4...................................................................................................... 9
ВОПРОС № 5.................................................................................................... 10
ВОПРОС № 6.................................................................................................... 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 14
ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................. 14
ВВЕДЕНИЕ
Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические, что весьма условно. При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией – представлением в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем, описаний в естественном языке и т.д. Теоретическая работа совершается в уме.
Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений; ученый взаимодействует с самим субъектом, а не с его знаково-символическим или пространственно-образным аналогом. К общенаучным эмпирическим методам относятся [1, 16]:
1. наблюдение,
2. эксперимент,
3. измерение.
Цель работы: дать характеристику наблюдению и эксперименту как одним из основных методов психологического исследования.
ВОПРОС № 1
Психологический эксперимент. Виды психологического эксперимента. Цель и задачи психологического эксперимента.
Эксперимент – это проводимый в специальных условиях опыт с целью получения новых научных знаний, главной особенностью которого выступает целенаправленное вмешательство исследователя в жизнедеятельность изучаемого объекта (испытуемого) [2, 3]. Главное отличие психологического эксперимента от других психологических методов заключается в том, что он дает возможность внутреннему психическому явлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном объективному наблюдению [2, 198].
В настоящее время можно выделить следующие виды психологического эксперимента [2, 201]. По действительности проведения и полноте процедуры выделяют реальный или конкретный эксперимент (опыт, проводимый в действительности в конкретных экспериментальных условиях) и мысленный или абстрактный эксперимент (воображаемый опыт, невыполнимый в действительности), подразделяющийся на идеальный (эксперимент, в котором на зависимую переменную отсутствуют любые влияния кроме одной независимой переменной), бесконечный (эксперимент, охватывающий все возможные экспериментальные ситуации для всей исследуемой популяции) и безупречный (эксперимент, сочетающий в себе черты и идеального, и бесконечного экспериментов; как эталон исчерпывающего эксперимента дает возможность оценить полноту и недостатки конкретного реального эксперимента) эксперименты.
По цели выделяют [2-4] исследовательский (опыт, нацеленный на получение новых знаний об объекте и предмете изучения), диагностический или обследовательский (опыт-задание, выполняемый испытуемым с целью обнаружения или измерения у него каких-либо качеств) и демонстрационный (опыт иллюстративного характера, сопровождающий познавательные или развлекательные мероприятия) эксперименты.
По уровню [3] исследования выделяют предварительный или разведывательный (опыт, осуществимый для уточнения проблемы и адекватной в ней ориентировки), основной (полномасштабное эмпирическое исследование, выполняемое с целью получения новых научных данных по интересующей экспериментатора проблеме) и контрольный (опыт, итоги которого сравниваются с результатами основного эксперимента) эксперименты.
По типу воздействия на испытуемого [3] выделяют внутренний (реальный эксперимент, где психические явления вызываются или изменяются непосредственно волевым усилием испытуемого) и внешний (появление или изменение достигается за счет внешних воздействий на органы чувств испытуемого) эксперименты.
По степени вмешательства экспериментатора в жизнедеятельность испытуемого [2-4] при классической группировке выделяют лабораторный или искусственный (опыт, ставящийся в искусственно созданных условиях), естественный или полевой (опыт, осуществляемый в обычных для испытуемого условиях с минимумом вмешательства в его жизнедеятельность со стороны экспериментатора) и формирующий (метод активного воздействия на испытуемого, способствующий его психическому развитию и личностному росту) эксперименты; при неординарной группировке выделяют эксперимент, дублирующий реальность (опыты, моделирующие конкретные ситуации реальной жизни, результаты которых имеют невысокий уровень обобщения) и эксперимент, улучшающий реальность (опыты, в которых изменению подвергаются только некоторые, подлежащие изучению переменны).
По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную [3] выделяют спровоцированный эксперимент (опыт, в котором экспериментатор сам воздействует на независимую переменную) и эксперимент, на который ссылаются (опыт, в котором изменение независимой переменной осуществляется без вмешательства экспериментатора).
По количеству независимых переменных [1-4] выделяют однофакторный или двумерный эксперимент (эксперимент с одной независимой и одной зависимой переменными) и многофакторный или многомерный эксперимент (эксперимент с несколькими независимыми и обычно одной зависимой переменными).
По числу испытуемых [3] выделяют индивидуальный (опыт с одним испытуемым) и групповой (опыт с несколькими испытуемыми одновременно) эксперимент.
По способу выявления связей между переменными [3] выделяют интрапроцедурный (эксперимент, в котором все экспериментальные ситуации предъявляются одному и тому же контингенту испытуемых), интерпроцедурный (эксперимент, в котором разным контингентам испытуемым предъявляются одинаковые экспериментальные ситуации) и кросс-процедурный (эксперимент, в котором разным контингентам испытуемых предъявляются неодинаковые ситуации) эксперимент.
По типу изменения независимой переменной [3] выделяют количественный (опыт, в котором независимая переменная может уменьшаться или увеличиваться) и качественный (опыт, в котором независимая переменная не имеет количественных вариаций) эксперимент.
Главная цель психологического эксперимента [3, 4] – предельно возможная однозначность в понимании связей между явлениями внутренней психической жизни и их внешними проявлениями. Для достижения этой цели решаются следующие задачи [3]:
1) варьировать условия возникновения и развития психологических явлений;
2) контролировать и фиксировать условий и процесса их протекания;
3) изолировать одни и концентрировать другие факторы, обуславливающие изучаемые феномены, что позволяет выявить закономерности их осуществления;
4) многократно проверить полученные данные и их накопление по средством повторения условий эксперимента, что позволяет повысить их надежность;
5) варьировать условия путем не только присутствия или отсутствия каких-то элементов экспериментальной ситуации, но и путем их количественного изменения, что позволит представить выявленные закономерности в строгих количественных выражениях.
ВОПРОС № 2
Выдвижение гипотезы психологического исследования. Виды гипотез. Нуль-гипотеза.
Гипотеза [1,2] – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Различают теоретические и экспериментальные гипотезы. Первые выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания.
Экспериментальная гипотеза [1] – это конкретизация теоретического предположения в терминах зависимой, независимой и дополнительной переменных. По происхождению выделяют 3 типа экспериментальных гипотез [1]:
· гипотезы, основывающиеся на теории или модели реальности (прогнозы, следствия);
· научные экспериментальные гипотезы, выдвигаемые для подтверждения или опровержения теорий, законов, закономерностей, причинных связей, но не основанные на уже существующих теориях;
· эмпирические гипотезы, выдвигаемые безотносительно теории, модели, т.е. формулируемые для данного случая.
По содержанию гипотезы можно разделить [1] на гипотезы о наличии: а) явления; б) связи между явлениями; в) причинной связи между явлениями. Последние обычно и считают собственно экспериментальными гипотезами.
Выделяют следующие варианты экспериментальных гипотез [1]:
· контргипотеза – гипотеза, альтернативная основному предположению;
· третья конкурирующая – гипотеза, об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую;
· точная – предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте;
· о максимальной (или минимальной) величине – предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает максимальное (минимальное) значение;
· об абсолютных и пропорциональных отношениях – точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой;
· с одним отношением – предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными;
· комбинированная – предположение об отношении между определенным сочетанием двух (или нескольких) независимых переменных и зависимости переменной.
Кроме того, различают научные и статистические гипотезы [1]. Первые формулируются как предполагаемое решение проблемы, вторые – утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики.
Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая – для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. Первая – первична, вторая – вторична.
Нуль-гипотеза [1] – часть статистической гипотезы, состоящей из исследовательской гипотезы (Н1 – гипотеза о различиях) и нуль-гипотезы (Но – гипотеза отсутствия различий). В ней утверждается, что: 1) независимая переменная не влияет на зависимую; 2) различий между результатами сравниваемых групп нет; 3) связь между параметрами незначима.
ВОПРОС № 3
Понятие «экспериментальная выборка». Репрезентативность выборки. Экспериментальная и контрольная группы.
Экспериментальная выборка [1] – это множество испытуемых, выбранных для участия в исследовании с помощью определенной процедуры из генеральной совокупности (множества объектов эквивалентных по конечному множеству свойств). Объем выборки – число испытуемых, включенных в выборочную совокупность.
Репрезентативность выборки [1, 2] – соответствие свойств исследуемой выборки свойствам генеральной совокупности. Репрезентативность означает, что с некоторой наперед заданной статистической погрешностью можно считать, что представленное в выборочной совокупности распределение изучаемых признаков соответствует их реальному распределению.
Для обеспечения репрезентативности выборки данных учитывают ряд обязательных для любого исследования условий. Среди них важнейшими являются следующие [2]:
1) каждая единица генеральной совокупности должна иметь равную вероятность попадания в выборку;
2) выборка переменных производится независимо от изучаемого признака;
3) отбор производится из однородных совокупностей;
4) число единиц в выборке должно быть достаточно большим;
5) выборка и генеральная совокупность должны быть по возможности статистически однородны.
Репрезентативность достигается случайным выбором объекта из совокупности (процедура рандомизации), подбором пар, члены которых эквивалентны и относятся в разные группы, или комбинацией этих способов [1].
Выборка разделяется на экспериментальную и контрольную группы, которые помещаются в экспериментальные и контрольные условия соответственно.
ВОПРОС № 4
Мотивация участников эксперимента. Виды мотивации. Мотивирование испытуемых.
Мотивацией экспериментатора чаще всего выступает стремление к познанию нового [1]. Мотивация испытуемых в психологическом эксперименте может быть разной: любопытство, финансовая выгода (заработок), получение зачета, уговоры друзей («за компанию»), стремление «послужить науке» (встречается крайне редко) [1].
Следует различать мотивацию участия в эксперименте от мотивации, возникающей у испытуемых по ходу эксперимента при общении с экспериментатором. Считается, что в ходе эксперимента у испытуемого может возникать какая угодно мотивация. М.Т. Орн полагал [1], что основным мотивом испытуемых является стремление к социальному одобрению, желание быть хорошим: он хочет помочь экспериментатору и ведет себя так, чтобы подтвердить гипотезу экспериментатора. Существуют и другие точки зрения. Полагают [1], что испытуемый стремится проявить себя с лучшей стороны и дает те ответы, которые, по его мнению, более высоко оцениваются экспериментатором. Помимо проявления «эффекта фасада» существует и тенденция вести себя эмоционально стабильно, «не поддаваться» давлению ситуации эксперимента. Ряд исследователей считает [1], что испытуемые враждебно настроены по отношению к экспериментатору и процедуре исследования (модель «злонамеренного испытуемого»), и делают все, чтобы разрушить гипотезу эксперимента. Наиболее распространена точка зрения, что взрослые испытуемые стремятся только точно выполнять инструкцию, а не поддаваться своим подозрениям и догадкам. Очевидно, что это зависит от психологической зрелости личности испытуемого.
По мнению Л.Б. Кристиансена [1], все варианты поведения испытуемого в эксперименте можно объяснить актуализацией одного мотива – стремления к позитивной саморепрезентации, т.е. стремления выглядеть в собственных глазах как можно лучше.
ВОПРОС № 5
Психологическое наблюдение. Виды наблюдения, их цели.
Наблюдение [1, 3]– это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях. Главными требованиями, предъявляемыми к психологическому наблюдению являются [3]: целенаправленность, избирательность, плановость, системность, организованность, фиксируемость, адекватность и полнота.
Разновидности наблюдения определяются целями, объектом, ситуацией исследования. Обычно различают следующие виды наблюдения [3]:
1. объективное наблюдение (наблюдение со стороны, т.е. наблюдение внешних по отношению к наблюдателю объектов) и самонаблюдение или интроспекция (наблюдение субъекта за самим собой, за актами собственного сознания и поведения);
2. полевое или естественное (наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности) и лабораторное или экспериментальное наблюдение (наблюдение в искусственно создаваемых условиях);
3. индивидуальное (наблюдение, осуществляемое одним наблюдателем) и коллективное (наблюдение, осуществляемое совместно несколькими наблюдателями) наблюдение;
4. случайное (не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств) и преднамеренное (заранее запланированное наблюдение, входящее в замысел исследователя и преследующие определенные цели) наблюдение;
5. систематическое (преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику) и несистематическое (нестрогое наблюдение без определенного плана, в процедурном аспекте несистематичность выражается в неопределенности задач, в непредусмотренности регистрируемых фактов и т.п., во временном аспекте – в случайности совершения многократных наблюдений) наблюдение;
6. полное (наблюдение, при котором охватывается и фиксируется максимум доступной наблюдателю информации) и неполное (наблюдение, при котором внимание наблюдателя обращается на оптимальное (реже минимальное) число параметров ситуации и поведения наблюдаемых) наблюдение;
7. сплошное (постоянное наблюдение за объектом без перерыва) и выборочное (наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению) наблюдение;
8. констатирующее наблюдение (наблюдение, при котором замечаемые явления и действия лишь фиксируются и не подлежат обсуждению или оцениванию исследователем в ходе наблюдения), разновидностью которого является фотографическое наблюдение (наблюдение, сопровождающееся подробнейшей регистрацией всего наблюдаемого без высказывания наблюдателем своего отношения к происходящему) и оценивающее наблюдение (наблюдение, сопровождаемое вынесением наблюдателем оценки ситуации или фиксируемых явлений и фактов), среди которого выделяют обобщающее (наблюдение, сопровождающееся свернутой записью, отражающей наиболее существенное в замеченном наблюдателем) и интерпретационное (наблюдение с записями объяснительного характера);
9. стандартизированное (наблюдение, осуществляемое по заранее разработанной схеме, предписывающей форму фиксации и перечень подлежащих регистрации параметров) и нестандартизированное (нерегламентированное наблюдение, при котором описание происходящего производится наблюдателем в свободной форме);
10. открытое (наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования) и скрытое (наблюдение, о котором испытуемым не сообщается, проводимое незаметно для них) наблюдение;
11. включенное (наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри) и невключенное (наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения) наблюдение;
12. прямое или непосредственное (наблюдение, проводимое непосредственно самим наблюдателем) и косвенное или опосредованное (наблюдение, проводимое через посредников);
13. спровоцированное (наблюдение, в ходе которого исследователь провоцирует наблюдаемого на какие-либо действия и поступки) и неспровоцированное (наблюдение, процедура которого не предусматривает специального провоцирующего влияния на ход наблюдаемых событий) наблюдение.
ВОПРОС № 6
Сравнительный анализ эксперимента и наблюдения (составить таблицу).
Таблица 1
Сравнительный анализ
психологического наблюдения и психологического эксперимента
Признак |
Метод |
|
наблюдение |
эксперимент |
|
Группа методов [1] |
Эмпирические |
Эмпирические |
Характер взаимодействия [1] |
Субъект-субъект (или «внешний» диалог), один субъект (или «внутренний» диалог) (характерен для самонаблюдения) |
Субъект-субъект (или «внешний» диалог) |
«Всеобщность» [3] |
+[1] |
- |
Цель [3] |
Изучение психических явлений в опреде-ленных (сущест-вующих) условиях |
Получение новых зна-ний путем целена-правленного вмеша-тельства исследова-теля в жизнедеятель-ность объекта |
Роль исследователя [1,3] |
Пассивная (ожидает интересующие события) |
Активная (сам вы-зывает интересующие события) |
Влияние на ход событий, естественность психических проявлений наблюдаемых [3] |
Как правило, не влияет |
Как правило, влияет |
Возможность варьирования условий (факторов) [1, 3] |
- |
+ |
Количественный анализ данных [3] |
Затруднен |
Возможен |
Учет всех воздействующих факторов [1, 3] |
Невозможен |
Практически осуществим |
Объективность [1, 3] |
Субъективный |
Объективный |
Адекватность [1, 3] |
+ |
+ |
Фиксируемость данных [1, 3] |
+ |
+ |
Возможность повторения (проверки) [1, 3] |
- |
+ |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного анализа литературных данных позволяют заключить, что на сегодняшний день наибольшее распространение в психологии получает метод психологического эксперимента, что обусловлено наибольшим уровнем объективности (точности) последнего по сравнению с другими методами, в частности с методом наблюдения. Главным отличием психологического эксперимента от других методов заключается в том, что он дает возможность внутреннему психическому явлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном объективному наблюдению. Адекватность и однозначность объективизации экспериментально вызываемых психических явлений достигается за счет целенаправленного жесткого контроля условий их возникновения и протекания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. – СПб.: Речь, 2002. – 103 с.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2001. – 528 с.
3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2004. – 319 с.
4. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 381 с.
5. Семенов К.Р. Психология: учебник для ВУЗов. – М.: Инфра-М, 2004. – 378 с.
[1] Наблюдение является неизбежной частью любого метода в силу неотъемлимости восприятия при использовании любых исследовательских методов.