Содержание

1. Требования по обеспечению качества аудита. 3

2. Требования по обеспечению внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки. 9

Литература. 12

 

1. Требования по обеспечению качества аудита

В данной работе будет рассмотрена тема внутреннего контроля качества аудита, а конкретно: требования по обеспечению качества аудита и требования по обеспечению качества работы в ходе аудиторской проверки.

Внутренний контроль, в отличие от внутреннего и управленческого аудита, понятие более широкое, и, кроме того, он должен присутствовать в той или иной мере на каждом предприятии и организации независимо от вида деятельности, численности работников, формы собственности, организационно-правовой формы и других факторов.

Аудит бухгалтерской отчетности имеет своей целью выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Основным требованием к мнению аудитора является его качество. В ст. 14 Федерального закона от 7.10.01 г. N 119-ФЗ (с изменениями от 14.12.01 г., 30.12.01 г.) "Об аудиторской деятельности" закреплена система, в которой определены несколько уровней контроля качества аудита, в том числе внутрифирменный контроль. Согласно правилу (стандарту) N 7 "Внутренний контроль качества аудита", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4.07.03 г. N 405 "О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности", качество проведения аудита обеспечивают:

установление системы внутреннего контроля качества. В соответствии с п. 6 правила (стандарта) N 7 аудиторская фирма должна создать надлежащую систему внутреннего контроля качества, обеспечивающую соблюдение фундаментальных этических принципов (независимость, честность, объективность и конфиденциальность, профессиональное поведение и профессиональная компетентность), правомерность поручения заданий, осуществление контрольных полномочий, проведение консультаций, оценка и отбор клиентов, мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества и т.д.;[1]

процедуры внутреннего контроля качества, разработанные самой фирмой. Согласно п. 4 правила (стандарта) N 7 аудиторская организация (индивидуальный аудитор) должна определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы, призванные обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих услуг в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудиторская организация (индивидуальный аудитор), либо в соответствии с другими документами.

Эффективность системы внутреннего контроля за качеством аудита, а также процедур контроля качества в аудиторской фирме является одним из мотивов выбора экономическим субъектом данной фирмы.

В действующем законодательстве установлены следующие критерии качества аудита:

соответствие положениям нормативных актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

соблюдение лицензионных требований и условий;

выполнение правил внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок.

Деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов должна отвечать основным критериям Типовой программы проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов), утвержденной Минфином России 17.05.02 г. (в ред. от 9.09.02 г. и 26.09.02 г.).

Соответствие лицензионным требованиям и условиям является одним из основных требований к качеству аудита, а проведение проверки качества аудита должно подразумевать осуществление процедур проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям. Следует отметить, что правила внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок не могут выступать в качестве самостоятельного критерия, поскольку они входят в состав требований, регламентируемых федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

В рамках контроля за качеством аудита должна осуществляться проверка наличия определенных процедур, без которых аудит не может быть признан качественным: расчет уровня существенности (аудиторского риска); составление общего плана и программы аудита с описанием аудиторских процедур и разделов в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, которые будут подвергаться аудиту; наличие рабочей документации аудитора, которая должна показывать объем выполненной каждым аудитором работы и сделанные в ходе проверки выводы и др.[2]

На наш взгляд, перечень процедур проверки качества должен, в частности, включать:

анализ видов аудиторских услуг, предоставляемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), удельного веса предоставляемых аудиторских услуг (по их видам) в общем объеме выручки от реализации платных услуг;

сопоставление выручки, полученной от оказания услуг по проведению аудиторских проверок, с выручкой, полученной от оказания консультационных услуг (консалтинга);

контроль наличия фактов и обоснованности претензий на качество проведенных аудиторских проверок со стороны заказчиков (пользователей), налоговых и правоохранительных органов, органов государственной власти;

установление степени соответствия выводов и рекомендаций, содержащихся в аудиторском заключении (особенно в аналитической части), действующему законодательству Российской Федерации;

проверка наличия внутренней системы контроля качества, собственных стандартов аудиторской организации, утвержденных руководством фирмы, и их соответствия правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Чтобы аудиторская деятельность отвечала необходимому профессиональному уровню, нам представляется необходимым соблюдение также норм Кодекса этики аудиторов России (принят Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол N 16 от 28.08.03 г.); положений международных стандартов аудита в части, не противоречащей отечественным стандартам; внутренних стандартов аудиторской фирмы и профессионального аудиторского объединения, в которое входит фирма; условий договора на оказание аудиторских услуг и обязательств, вытекающих из существа правоотношений, определенных этим договором.

Качество аудита предполагает прежде всего ориентацию аудиторской фирмы на удовлетворение запросов рынка. Предпочтение следует отдавать потребительской оценке, изучению характера потребностей и выделению показателей качества, имеющих первостепенное значение для тех, кто использует конечный результат аудиторской проверки. Каждый представитель определенной группы пользователей профессионального мнения аудитора обладает своим пониманием качества. В этом плане недостатком Типовой программы является, по нашему мнению, ограничение круга пользователей, претензии которых к качеству аудита будут приниматься во внимание вышестоящими органами (в случае проверки качества оказанных аудиторских услуг). К пользователям отнесены непосредственные заказчики, налоговые и правоохранительные органы, органы государственной власти. Интересы других групп пользователей профессионального мнения аудитора (инвесторов, кредиторов, покупателей и заказчиков), также заинтересованных в качественном проведении аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, не учитываются.

Потребность экономического субъекта в конкретном виде аудиторской услуги и ее полезности для него определяет тот уровень качества аудита, который в достаточной степени соответствует индивидуальным особенностям пользователя профессионального мнения аудитора. При этом риск потребителя аудиторской услуги достаточно высок и оценить его сложнее, чем, например, при покупке товаров. Это связано с тем, что аудиторская услуга нематериальна. Неопределенность приобретения и неосязаемость будущего результата влекут за собой трудности в убеждении потенциального клиента аудиторской фирмы в полезности и выгоде аудиторской услуги. Кроме того, имеются методологические сложности при сравнении услуг и оценке их стоимости. Наконец, не всегда клиент может легко оценить качество работы на стадии выбора аудиторской фирмы. Поэтому возникает вопрос доверия потребителя к аудиторской фирме как производителю аудиторских услуг.[3]

Уровень доверия со стороны пользователей зависит от удовлетворения их интересов. Уровень доверия к профессиональному мнению аудитора может оцениваться по дискретной шкале (высокий, оптимальный, низкий). В качестве критерия может выступать мнение клиента о том, насколько деятельность аудитора (консультанта) способствует успеху и продвижению клиента на рынке, в частности о том, как аудитор помог выявить ошибки, предотвратить их системный характер или мошеннические действия, как оказанные консультации смогли улучшить систему учета, управления на фирме, продвинуться на рынке, как аудитор оценил перспективы развития клиента при проверке прогнозной финансовой информации, снизил информационные риски и т.д.

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) должны определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы, призванные обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудиторская организация (индивидуальный аудитор), либо в соответствии с иными документами.

Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), зависят от таких факторов, как объем и характер деятельности, территориальное расположение, организационная структура аудируемого лица, а также от факторов, связанных с соотношением затрат и выгод, в связи с чем методы и процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), и объем документации будут меняться. Некоторые принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита представлены в приложении к настоящему правилу (стандарту) аудиторской деятельности. Они являются обязательными к исполнению всеми аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами).

Общие требования к системе внутреннего контроля качества аудита, которые устанавливаются аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), должны предусматривать следующее:

а) работники аудиторской организации (индивидуального аудитора) должны придерживаться принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;

б) работники аудиторской организации (индивидуального аудитора) должны владеть надлежащими навыками и придерживаться их, а также обладать профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения обязанностей с должной тщательностью;

в) проведение аудита поручается работникам, имеющим специальную подготовку и опыт, необходимые в данных условиях;

г) необходимо в достаточной мере направлять работу работников, осуществлять текущий контроль на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества;

д) в случае необходимости проводятся консультации со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;

е) необходимо постоянно проводить работу как с потенциальными, так и с существующими клиентами. При решении вопроса о заключении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из соображений независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора), ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и честности руководства аудируемого лица;

ж) необходимо проводить регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита.

Принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита необходимо довести до сведения работников аудиторской организации (индивидуального аудитора) так, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что такие принципы и процедуры понятны и применяются на практике.[4]

2. Требования по обеспечению внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки

Руководитель аудиторской проверки должен применять такие процедуры внутреннего контроля качества аудита, которые соответствуют целям и задачам проводимой аудиторской проверки.

Руководитель аудиторской проверки анализирует профессиональную компетентность тех аудиторов и ассистентов аудиторов, которые выполняют порученную им работу.

Любое поручение должно даваться ассистентам аудитора таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа будет выполняться с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах.

Аудиторы и ассистенты аудитора, которым поручается работа, должны получать от руководителя аудиторской проверки четкие указания о проведении ими соответствующих аудиторских процедур. При этом работники могут быть информированы о таких аспектах, как характер деятельности аудируемого лица и возможные проблемы в области бухгалтерского учета и аудита, которые могут повлиять на характер, временные рамки и объем аудиторских процедур.

Программа аудита, а также смета затрат времени и общий план аудита являются важным средством для доведения до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита.

Во время проведения аудита работники, осуществляющие контрольные функции, должны:

а) осуществлять контроль за ходом аудита, с тем чтобы определить:

обладают ли ассистенты аудитора необходимыми навыками и компетентностью для выполнения порученных им заданий;

понимают ли ассистенты аудитора указания по проведению аудита;

выполняется ли работа в соответствии с общим планом и программой аудита;

б) получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проведения аудита, осуществлять оценку их важности и внесения соответствующих изменений в общий план и программу аудита;

в) устранять расхождения в профессиональных суждениях работников.

Работа, выполняемая каждым ассистентом аудитора, должна проверяться работниками, имеющими, по крайней мере, равный уровень компетентности, по следующим вопросам:

а) была ли работа выполнена в соответствии с программой аудита;

б) были ли выполненная работа и полученные результаты надлежащим образом документально оформлены;

в) были ли все важные аспекты аудита урегулированы и отражены в аудиторских выводах;

г) были ли достигнуты цели аудиторских процедур;

д) соответствуют ли сделанные выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.

Необходимо своевременно проверять следующее:

а) общий план и программу аудита;

б) оценку неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, включая результаты тестов средств внутреннего контроля и поправки (если таковые имеются), внесенные в общий план и программу аудита в результате такой оценки;[5]

в) документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе, включая результаты консультаций;

г) финансовую (бухгалтерскую) отчетность, предлагаемые поправки и аудиторское заключение.

Проверка работы по проведению аудита может включать также (особенно в случае масштабных комплексных аудиторских проверок) требование о том, чтобы работники, не участвующие в данной аудиторской проверке, выполнили дополнительные контрольные процедуры до представления аудиторского заключения.

Литература

1.                Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Основы аудита: Пособие для подготовки к квалификационному экзамену на аттестат профессионального бухгалтера. - Информационное агентство "ИПБ-БИНФА", 2002 г.

2.                О Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" (А.В. Крикунов, "Аудиторские ведомости", N 10, октябрь 2001 г.)

3.                Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. - М.: Бератор-Пресс, 2003.

4.                Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. - Система ГАРАНТ, 2003 г.

5.                Изучение курса "Внутренний контроль и аудит" (А.Н. Романов, В.И. Подольский, Л.В. Сотникова, "Бухгалтерский учет", N 13, июль 2000 г.)

6.                Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г.)

7.                Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: Инфра – М, 2002г.


[1] Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Основы аудита, с. 25

[2] Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Основы аудита, с. 29

[3] Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Основы аудита, с. 32

[4] Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Основы аудита, с. 35

[5] Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Основы аудита, с. 35