Содержание

Введение................................................................................................................ 3

1. Теоретическая часть......................................................................................... 5

1.1. Принципы организации финансов предприятий, их развитие в рыночных условиях................................................................................................................ 5

1.2. Финансовые ресурсы предприятий, их состав, структура, источники формирования, распределение.......................................................................... 12

1.3. Организация финансовой работы и задачи финансовых служб на предприятии............................................................................................................................. 19

2. Расчетная часть............................................................................................... 30

Заключение......................................................................................................... 48

Список использованной литературы................................................................. 50

Введение

В России  происходили глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих экономических процессов мирового развития. Продолжается и по сей день коренная перестройка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования. Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное  хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они- неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно, важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

 В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансы предприятий занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны.

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.

Цель данной работы - сделать общий обзор финансов предприятий, рассмотреть основные принципы их организации, и в сжатом виде рассмотреть изменившуюся структуру финансовых ресурсов предприятий.

Объектом исследования являются финансовые отношения и финансы предприятий в процессе их трансформации.

Методологическую основу при написании курсовой работы составили: Гражданский Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ, иные нормативные и законодательные акты, труды отечественных специалистов В.В. Ковалева и  Вит.В. Ковалева, Н.В. Колчиной, Л.П. Павлова, П.И. Вахрина и других, а также аналитические данные из СМИ и печати.

 

1. Теоретическая часть

1.1. Принципы организации финансов предприятий, их раз­витие в рыночных условиях

Предприятие как социально-экономическая система, имею­щая основной целью генерирование прибыли, целесообраз­ность любых своих действий рассматривает в основном с по­зиции их экономической выгодности. Безусловно, в отдельных ситуациях могут срабатывать и другие критерии, однако кри­терий экономической эффективности в приложении к бизнесу с очевидностью является доминирующим.

В терминах финансов предприятие может быть представле­но как совокупность притоков и оттоков денежных средств, имеющих место в результате ранее сделанных инвестиций. Для того чтобы совокупность этих потоков была оптимальной, в любом предприятии формируется некая организационная структура управления финансами. Эта структура призвана не только оптимизировать ресурсный поток, но и обеспечить реа­лизацию описанных выше основных функций финансов.

Любая социально-экономическая система в момент ее соз­дания формирует некую систему управления, организующую технологические и финансово-хозяйственные процессы и спо­собствующую их нормальному течению. В основе системы управления — так называемая организационная структура, т. е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих струк­турных и функциональных подразделений. Без сомнения, важ­нейшим компонентом общей системы управления деятельно­стью предприятия является его система управления финанса­ми. В зависимости от величины предприятия и масштабов его деятельности оргструктура управления финансами может су­щественно варьировать.

В малом предприятии эта структура может вообще отсутст­вовать, а все финансовые вопросы могут решаться руководите­лем предприятия совместно с главным бухгалтером. Более того, напомним, что согласно Федеральному закону «О бух­галтерском учете» руководители предприятий могут в зависи­мости от объема учетной работы:

•   учредить бухгалтерскую службу как структурное подраз­деление, возглавляемое главным бухгалтером;

•   ввести в штат должность бухгалтера;

•   передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной ор­ганизации или бухгалтеру-специалисту;

•   вести бухгалтерский учет лично.

Таким образом, не исключена ситуация, когда какая-либо самостоятельная финансовая служба отсутствует вообще, а все решения финансового характера руководителем принимаются самостоятельно.

Что касается крупного предприятия, то подобная служба в организационном плане обязательно обособляется и, в наибо­лее общем виде, имеет схему, представленную на рис. 1.

Рис. 1. Финансовая компонента в организационной структуре управления деятельностью предприятия

В приведенной схеме структурно выделены два крупных подразделения финансовой службы предприятия: планово-ана­литическое и учетно-контрольное. Первое подразделение отве­чает за вопросы прогнозирования, планирования и организа­ции финансовых потоков; второе организует учет, финансовый контроль и информационное обеспечение различных лиц, за­интересованных в деятельности предприятия. Очевидно, что оба подразделения просто обязаны тесно взаимодейство­вать — по крайней мере, их связывает общность информацион­ной базы, в основе которой лежат данные системы бухгалтер­ского учета, и общность главных целевых установок (в частно­сти, обеспечение эффективной работы предприятия и генерирования им прибыли).

Поскольку никакая оргструктура не может быть создана раз и навсегда в неизменной форме, процесс ее формирования и оптимизации протяжен по времени. При этом пытаются соблю­дать ряд принципов. Приведем их краткую характеристику.

Принцип экономической эффективности Его смысловая нагрузка определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятия с неизбежностью предполагает расхо­ды, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами. Поскольку далеко не всегда можно дать однозначные количественные оценки, аргументирующие или подтверждающие эту целесообразность, оптимизация орг­структуры осуществляется на основе экспертных оценок в ди­намике — иными словами, она формируется постепенно и всег­да субъективна.

Принцип финансового контроля Деятельность предпри­ятия в целом, его подразделений и отдельных работников должна периодически контролироваться. Системы контроля могут быть построены по-разному, однако практика показыва­ет, что финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным. В частности, одним из важнейших способов контроля за конгруэнтностью целевых установок собственни­ков компании и ее управленческого персонала является прове­дение аудиторских проверок. Аудиторская деятельность пред­ставляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневе­домственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетно­сти, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономиче­ских субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг (бухгалтерский учет, оценка, налоговое планирование, управле­ние корпоративными финансами и др.). Внутренний финансо­вый контроль осуществляется путем организации системы внутреннего аудита.

В крупных компаниях всегда имеется служба внутреннего аудита; более того, в экономически развитых странах созданы так называемые институты внутренних аудиторов. В качестве примера можно упомянуть об американском Институте внут­ренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors), членами которого становятся его выпускники — сертифицированные внутренние аудиторы (ceitified internal auditors), являющиеся специалистами по внутрифирменному финансовому анализу и контролю.

Принцип финансового стимулирования (поощрение/нака­зание). Этот принцип по сути тесно корреспондирует с пре­дыдущим, а смысл его заключается в том, что именно в рам­ках системы управления финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания (речь, естественно, идет о мерах финансового характера). Наиболее эффективно данный принцип реализуется путем организации так называемых центров ответственности.

Под центром ответственности понимается подразделение хозяйствующего субъекта, руководство которого наделено оп­ределенными ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения установленных плановых заданий. При этом:

•   вышестоящим руководством определяются один или не­сколько базовых (системообразующих) критериев и устанавли­ваются плановые их значения;

•   суждение об эффективности работы центра ответственно­сти делается на основании выполнения плановых заданий по системообразующим критериям;

•   руководство подразделения наделяется ресурсами в со­гласованных объемах, достаточных для выполнения плановых заданий;

•   ограничения по ресурсам носят достаточно общий харак­тер, т. е. руководство центра ответственности обладает полной свободой действий в отношении структуры ресурсов, организа­ции производственно-технологического процесса, систем снаб­жения и сбыта и т. п.

Смысл выделения центров ответственности — в поощрении инициативы у руководителей среднего звена, повышении эф­фективности работы подразделений, получении относительной экономии издержек производства и обращения.

В зависимости от того, какой критерий — затраты, доходы, прибыль, инвестиции — определяется как системообразующий, принято выделять четыре типа центров ответственности.

Затратообразующий центр (cost center) — подразделение, ра­ботающее по утвержденной смете расходов. Для подразделения подобного типа трудно оценить доходы, поэтому внимание кон­центрируется на затратах. В качестве примера можно привести университетскую кафедру; ее руководство имеет полное право определять направления использования централизованно выде­ляемых средств (покупка компьютера, приглашение известного профессора для чтения краткосрочного курса, направление со­трудников на научные конференции и т. п.). Еще один при­мер—бухгалтерия предприятия; трудно оценить, какая часть прибыли предприятия обусловлена работой бухгалтеров, однако можно установить плановые ориентиры по затратам.

Доходообразующий центр (revenue center) — подразделение, руководство которого несет ответственность за генерирование доходов; примеры — отдел сбыта крупного предприятия, регио­нальный центр продаж. В данном случае руководитель такого подразделения не несет ответственность за основные затраты хозяйствующего субъекта. Например, при продаже продукции завода руководитель коммерческой службы не несет ответст­венность за ее себестоимость; главная его задача — организа­ция торговли, работа с клиентами, варьирование скидками в рамках установленной ценовой политики и т. п. Безусловно, в этом случае возникают затраты, но не они являются объектом пристального контроля со стороны вышестоящего руководства.

Прибылеобразующий центр {profit center) — подразделение; в котором в качестве основного критерия выступает прибыль или рентабельность продаж. Чаще всего в их роли выступают самостоятельные подразделения крупной фирмы: дочерние и зависимые компании, дивизиональные подразделения с замк­нутым производственным циклом, технологически самостоя­тельные производства, обособляемые в рамках диверсифика­ции производственной деятельности, и т. п. В принципе, к прибылеобразующим могут относиться и внутренние подразде­ления компании в том случае, если ею используется политика трансфертных цен, когда продукция, находящаяся на различ­ных стадиях обработки, не передается от одного подразделе­ния другому, а «продается» по внутренним ценам.

Инвестиционно-развивающий центр {investment center) — под­разделение, руководство которого не только ответственно за ор­ганизацию рентабельной работы, но и наделено полномочиями осуществлять инвестиции в соответствии с установленными критериями; например, если ожидаемая норма прибыли не ниже установленной границы. В качестве системообразующего критерия здесь чаще всего выступает показатель рентабельно­сти инвестиций; кроме того, могут налагаться ограничения сверху на объем допустимых капиталовложений (имеется в виду, что решение по инвестиции, не превышающей заданную величину, является исключительной компетенцией руководите ля этого центра ответственности; превышение границы требует обоснования и согласования с вышестоящим руководством). Центр ответственности данного типа — наиболее общее по функциональным возможностям подразделение; здесь больше и число субкритериев — затраты, доходы, прибыль, объем разре­шенных инвестиций, показатели рентабельности и др.

В числе ключевых элементов системы организации управле­ния на базе выделения прибылеобразующих и инвестицион-но-развивающих центров ответственности находится политика трансфертных цен. Трансфертной называется цена, используе­мая для определения стоимости продукции (товаров, услуг), пе­редаваемой прибылеобразующим или инвестиционно-развивающим центром ответственности другому центру ответственности внутри компании. Она, как правило, меньше рыночной цены, используемой при продаже продукции внешним контрагентам.

Трансфертное ценообразование осуществляется при уча­стии трех сторон: высших топ-менеджеров и руководства по­ставляющего и приобретающего продукцию центров ответст­венности. Топ-менеджеры определяют основные параметры трансфертной политики, выступают в роли арбитров между руководством центров ответственности и принимают оконча­тельное волевое решение в отношении ценообразования в слу­чае, если конфликт между центрами ответственности не реша­ется полюбовно.

Существуют три основных типа трансфертных цен: рыночно-ориентированные, затратно-ориентированные и компро­миссные. В первом случае за ориентир берется рыночная цена. При этом покупающий продукцию центр ответственности внутри компании не должен платить больше, чем внешнему продавцу, а продающий центр не должен получать за нее больше дохода, чем при продаже внешнему покупателю. Во втором случае ориентиром выступают полные или переменные затраты; такой подход достаточно эффективен в системе стандарткостинга. В третьем случае за основу берется либо ры­ночная цена, либо себестоимость продукции, а окончательный вариант цены определяется итеративно в ходе переговоров ме­жду руководством центров и при активном участии высшего руководства.

Принцип материальной ответственности. В любом пред­приятии складывается система мер поощрения и критериев оценки деятельности структурных единиц и отдельных работ­ников. Составным элементом такой системы является идея ма­териальной ответственности, суть которой состоит в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению матери­альными ценностями, отвечают рублем за неоправданные ре­зультаты своей деятельности. Формы организации материаль­ной ответственности могут быть различными, однако основные из них две: индивидуальная и коллективная материальная от­ветственность.

Индивидуальная материальная ответственность означает, что конкретное материально-ответственное лицо (кладовщик, руко­водитель подразделения, продавец, кассир и др.) заключает до­говор с руководством предприятия, согласно которому любая недостача товарно-материальных ценностей, т. е. их выбытие, не сопровождающееся оправдательными документами, должна быть возмещена этим лицом. В некоторых ситуациях устанав­ливаются нормативы, в пределах которых может иметь место отклонение учетных оценок от фактических; в этом случае ма­териально-ответственное лицо должно возместить лишь сверх­нормативные потери (в частности, в торговле за счет прибыли до налогообложения делаются резервы на забывчивость покупателей, на усушку и утруску товаров и др.). Перечень матери­ально-ответственных лиц определяется предприятием.

В случае коллективной материальной ответственности за возможные недостачи отвечает уже не конкретное материаль­но-ответственное лицо, а коллектив (например, бригада продав­цов, сменяющих друг друга в отделе магазина, когда рабочая смена меньше общей продолжительности рабочего дня магазина в целом). Эта форма ответственности помогает избежать неоп­равданно частых инвентаризаций.

1.2. Финансовые ресурсы предприятий, их состав, структура, источники формирования, распределение

Финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта – это денежные средства, имеющиеся у предприятия в его распоряжении. Финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии обмена, когда стоимость реализована.

Финансовые ресурсы направляются на развитие производства, содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, а также оставаться в резерве. Финансовые ресурсы, используемые на развитие производственного процесса (покупка сырья, товаров и других предметов труда, орудий труда, рабочей силы, прочих элементов производства), представляют собой капитал в его денежной форме. Таким образом, капитал – это часть финансовых ресурсов.

Капитал – это стоимость, приносящая прибавочную стоимость. Только вложения в хозяйственную деятельность, его инвестирование создают прибыль. Капитал должен постоянно совершать кругооборот. Чем больше за год будет совершено оборотов капитала, тем больше у инвестора будет годовая прибыль.

В структуру капитала входят денежные средства, вложенные в основные фонды, нематериальные активы, оборотные фонды, фонды обращения.

Основные фонды представляют собой средства труда (здание, оборудование, транспорт и т.д.), которые многократно используют в хозяйственном процессе, не изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму. К основным средствам относятся средства труда стоимостью свыше 100-кратного размера минимальной месячной оплаты труда и сроком службы более одного года. Исключение составляют сельскохозяйственные машины и орудия, строительный механизированный инструмент, рабочий и продуктивный скот, которые считаются основными средствами независимо от стоимости.

Стоимость основных фондов, за исключением земельных участков, частями, по мере износа, переносятся на стоимость продукции и возвращаются в процессе реализации. Денежные суммы, соответствующие снашиванию основных средств, накапливаются в амортизационном фонде. Он находится в постоянном движении. Денежные средства, авансированные на приобретение основных фондов, называются основными средствами.

Нематериальные активы представляют собой вложения денежных средств предприятия в нематериальные объекты, используемые в течении долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход. К нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, «ноу-хау», авторские права, торговые марки и т.д.

Нематериальные активы используются длительное время, и с течением времени большая часть из них теряет свою стоимость. Особенностью нематериальных активов является отсутствие материально-вещественной структуры, сложность определения стоимости, неясность при установлении прибыли их применения.

Обработанные фонды по вещественному содержанию представляют собой запасы сырья, полуфабрикатов, топлива, тару, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы включают, согласно Положению о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности от 28 июля 1998 года, предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев и стоимостью до 100-кратного размера минимальной месячной оплаты труда. К МБП, независимо от срока службы и стоимости, относятся также орудия лова, бензомоторные пилы, сучкорезы, сезонные дороги и спецодежда. МБП с 2000 года относятся к статье баланса «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности». Оборотные производственные фонды принимают однократное участие в производственном процессе, изменения при этом свою вещественно-натуральную форму. Их стоимость полностью переносится на вновь производственный продукт. Основное назначение оборотных фондов, заключается в обеспечении непрерывности и ритмичности производства.

Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров. Они включают производственную, но не реализованную продукцию, запасы товаров, денежные средства в кассе, в расчетах и другие. По характеру участия в процессе производства оборотные средства и фонды обращения тесно взаимосвязаны и постоянно переходят из сферы производства в сферу обращения и наоборот.

Денежные средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, представляют собой оборотные средства.

Финансовые ресурсы образуются за счет целого ряда источников. Эти источники классифицируют на собственные и заемные средства.

К собственным средствам формирования финансовых ресурсов прежде всего относят уставный капитал предприятия. Уставный капитал предприятия определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он представляет собой сумму вкладов учредителей хозяйствующего субъекта для обеспечения его жизнедеятельности. Уставный капитал является первоначальным формированием финансовых ресурсов. Минимальный размер его определяется установленным законодательно минимальным размером оплаты в стране. Размер уставного капитала фиксируется в уставе или учредительном документе предприятия, который подлежит регистрации в установленном порядке. В качестве клада в уставной капитал могут быть внесены: здания, оборудования, ценные бумаги, права пользования природными ресурсами и иные имущественные права, денежные средства. Стоимость вкладов оценивается в рублях совместным решением участников хозяйствующих субъектов и составляет их доли в уставном капитале.

Следующим источником собственных средств предприятия является добавочный капитал, который включает в себя следующее:

·        результаты переоценки основных фондов;

·        эмиссионный доход (доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости за вычетом их расходов на их продажу);

·        безвозмездно полученные денежные средства и материальные ценности на производственные цели;

·        ассигнование из бюджета на финансирование капитальных вложений;

·        поступления на пополнение оборотных средств.

Добавочный капитал аккумулирует денежные средства, поступающие предприятию в течение года по указанным выше капиталам. Основным источником здесь являются результаты переоценки основных фондов. Вполне естественным является ежегодное увеличение собственных средств за счет добавочного капитала.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы в основном формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений.

За счет прибыли образуется резервный капитал предприятия. Резервный капитал предназначен для покрытия его убытков. Согласно мировой практике он должен также использоваться в двух направлениях:

·        при недостатке оборотных средств он направляется на формирование производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции;

·        при достаточности оборотных средств он направляется в краткосрочные финансовые вложения.

Существуют дополнительные источники самофинансирования предприятия:

·        резервы предстоящих расходов и платежей;

·        доходы будущих периодов.

Эти источники средств относятся к обязательствам второй очередности, созданные предприятием самостоятельно.

Собственные источники финансирования характеризуются следующими основными положительными моментами:

·        простотой привлечения, так как решения, связанные с увеличением собственного капитала принимаются собственниками и менеджерами предприятия без хозяйствующих субъектов;

·        более высокой способностью генерирования прибыли во всех сферах деятельности, так как при его использовании не требуется уплата ссудного процента во всех его формах;

·        обеспечением финансовой устойчивости развития предприятия, его платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижением риска банкротства.

В месте с тем, ему присущи следующие недостатки:

·        ограниченность объема привлечения, а следовательно и возможностей существенного расширения операционной и инвестиционной деятельности предприятия в периоды благоприятной конъюнктуры рынка и на отдельных этапах его жизненного цикла;

·        высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала;

·        неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых средств.

Для покрытия потребностей в основных и оборотных фондах в ряде случаев для предприятия становятся необходимым привлечение заемного капитала. Такая потребность может возникнуть в результате отклонений в нормальном кругообороте средств по независящим от предприятия причинам:

·        необязательность партнеров, чрезвычайные обстоятельства и т.д.;

·        в ходе проведения реконструкции и технического перевооружения производства;

·        из-за отсутствия достаточного стартового капитала;

·        по другим причинам.

Заемный капитал по периоду использования подразделяется на долгосрочный и краткосрочный. К долгосрочным обязательствам относят капитал со сроком более одного года, до одного года относят к краткосрочным обязательствам. Элементы основного капитала, а также наиболее стабильная часть оборотного капитала (страховые запасы, часть дебиторской задолженности) должны финансироваться за счет долгосрочного капитала. Остальная часть оборотных активов, величина которых зависят от товарного потока финансируется за счет краткосрочного капитала.

Основными формами долгосрочных обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства (задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.), срок погашения которых еще не наступил или же погашенные в предусмотренный срок.

К краткосрочным финансовым обязательствам относят краткосрочные кредиты банков и заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок), различные формы кредиторской задолженности предприятия (по товарам, работам и услугам; по выданным векселям; по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по оплате труда; с дочерними предприятиями; с другими кредиторами) и другие краткосрочные обязательства.

Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенностями:

1.     Достаточно широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя;

2.     Обеспечением роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности;

3.     Более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта «налогового щита» (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль);

4.     Способность генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного капитала).

В тоже время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:

1.     Использование этого капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски в хозяйственной деятельности предприятия. Уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удельного веса использования заемного капитала;

2.     Активы, сформированные за счет заемного капитала генерируют меньшую норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента во всех его формах;

3.     Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка. В ряде случаев при снижении средней ставки ссудного процента на рынке использования ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится предприятию невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов;

4.     Сложность процедуры привлечения, так как предоставление кредитных средств зависит от решения других хозяйствующих субъектов, требует в ряде случаев соответствующих сторонних гарантий или залога.

1.3. Организация финансовой работы и задачи финансовых служб на предприятии

Под финансовой службой предприятия понимается самосто­ятельное структурное подразделение, выполняющее определен­ные функции в системе управления предприятием. Обычно та­ким подразделением является финансовый отдел. Его структура и численность зависят от организационно-правовой формы пред­приятия, характера хозяйственной деятельности, объема произ­водства и общего количества работающих на предприятии.

Характер хозяйственной деятельности и объем произ­водства определяют величину денежного оборота, количество платежных документов, связанных с расчетами с другими предприятиями — поставщиками и покупателями (заказчи­ками), с коммерческими банками, другими кредиторами, бюд­жетом. Число работающих влияет на объем кассовых опера­ций и расчетов с рабочими и служащими.

Основные направления финансовой работы на предприя­тии — финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа.

На небольших предприятиях финансовая работа может выполняться финансовым сектором в составе финансово-сбы­тового отдела или бухгалтерии. На крупных предприятиях фи­нансовый отдел состоит из нескольких групп (бюро), за кото­рыми закреплены определенные функции. Начальник отдела подчинен непосредственно руководству предприятия (рис. 2).

Рис. 2. Примерная структура финансового отдела

Приведенная структура финансового отдела в целом со­ответствует содержанию той финансовой работы, которую не­обходимо выполнять на предприятии для финансирования всех затрат предприятия и осуществления расчетов. Но она в зна­чительной степени сохраняет недостатки, присущие управ­лению предприятием в прежних до рыночных условиях хо­зяйствования.

До недавнего времени финансовая работа на предприя­тии сводилась к чисто оперативным задачам — оформлению расчетных и платежных документов, организации расчетов с другими предприятиями, бюджетом, банком, рабочими и слу­жащими. Типовым положением об организации финансовой работы, которое определяло задачи и функции финансовых служб на государственном предприятии, на финансовые от­делы возлагались: разработка финансовых показателей в пя­тилетнем финансовом плане предприятия; оценка проектов перспективного плана в целях принятия более напряженных финансовых заданий и увеличения внутренних финансовых ресурсов предприятия; составление годовых финансовых пла­нов предприятия. Но права предприятий в области финансо­вого планирования были формальными в условиях отрасле­вой системы управления народным хозяйством.

Пятилетний финансовый план государственного предпри­ятия определялся заданиями отраслевого министерства, го­довые финансовые планы, утверждаемые предприятием са­мостоятельно, тем не менее составлялись на основе конт­рольных цифр по объему реализуемой продукции, номенк­латуре важнейших изделий, сумме прибыли, рентабельнос­ти, платежам в бюджет, доводимыми до предприятий выше­стоящими организациями, и согласовывались с ними. Распре­деление и использование прибыли, оставляемой в распоря­жении предприятий, регламентировалось, а в период пере­хода предприятий на полный хозрасчет — регулировалось нормативами отчислений в фонды экономического стимули­рования и лимитами капитальных вложений.

Настоящей заинтересованности в улучшении финансовых результатов хозяйствования, мобилизации резервов при со­ставлении финансового плана у предприятий и не могло воз­никнуть, так как значительная часть амортизационных от­числений и прибыли изымалась министерствами в централи­зованные фонды и перераспределялась между другими пред­приятиями. В период 1986-1990 гг. объем финансовых ресурсов, перераспределяемых через министерства, даже возрос по сравнению с предыдущими пятилетками.

На многих предприятиях, входивших в состав крупных объединений, вообще не существовало финансовых служб, а оформлением расчетных и платежных документов занима­лись один-два человека из числа работников бухгалтерии.

В современных условиях хозяйствования финансовая ра­бота приобретает качественно новое содержание, что объек­тивно связано с изменением отношений собственности и ста­новлением предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на негосударственных формах собственно­сти, приватизацией государственных и муниципальных пред­приятий, самостоятельностью предприятий как хозяйствую­щих субъектов, в том числе и в области внешнеэкономичес­кой деятельности.

На малых предприятиях (индивидуальных или товарище­ствах с ограниченной ответственностью) с небольшими оборо­тами и незначительной численностью работающих функции финансиста могут быть объединены с функциями бухгалтера, но на более крупных предприятиях, особенно в акционерных обществах открытого или закрытого типа, наличие финансо­вой службы в системе управления предприятием необходимо.

В рыночных условиях хозяйствования важнейшими за­дачами финансовых служб являются не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, ра­ботниками предприятия, всех остальных финансовых обяза­тельств, организация расчетов, контроль за использованием собственных и заемных средств, но и организация финансо­вого менеджмента, который включает все перечисленные задачи и содержит качественно новые.

Кратко финансовый менеджмент можно определить как организацию управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования собственного и при­влеченного капитала и получения максимальной прибыли. Финансовый менеджмент предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики на основе анализа фи­нансовой отчетности при помощи системы показателей и про­гнозирования доходов в зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия. Совершенно очевидно, что это меняет прежние представления о структуре финансовой службы и ее месте в системе управления предприятием.

Аппарат управления финансами становится важнейшей частью общего аппарата управления хозяйствующего субъек­та. На крупных предприятиях может быть создана финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Она образуется по решению прав­ления акционерного общества или дирекции предприятия.

Финансовая дирекция имеет структуру, зависящую от характера хозяйственной и финансовой деятельности, орга­низационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. Под­разделениями финансовой дирекции могут быть, например, финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалте­рия, бюро или сектор экономического анализа, отдел ва­лютных операций и др. Структура, функции и ответствен­ность всех подразделений, их взаимоотношения с другими звеньями управления должны быть определены Положением о финансовой дирекции.

В функции финансовой дирекции входят:

•      обеспечение финансирования хозяйственной деятель­ности предприятия;

•      разработка финансовой программы развития хозяйству­ющего  субъекта;

•      разработка инвестиционной политики;

•      определение кредитной политики;

•      установление смет расходов денежных средств для всех подразделений предприятия;

•      разработка валютной политики и обеспечение валют­ной деятельности;

•      финансовое планирование, участие в составлении биз­нес-планов;

•      осуществление расчетов с поставщиками, покупате­лями, подрядчиками, банком, бюджетом;

•      обеспечение страхования от финансовых рисков;

•      проведение залоговых, трастовых, лизинговых и дру­гих операций;

•      анализ финансово-хозяйственной и внешнеэкономичес­кой деятельности;

•      ведение финансового учета, составление бухгалтерс­кого баланса и других финансовых документов.

В зависимости от размеров предприятия и поставленных целей перечисленные функции могут детализироваться или расширяться. Например, инвестиционная политика может быть связана не только с осуществлением капитальных вложений, но и с вложением средств в уставный капитал другого пред­приятия или выпуском собственных акций, средства от раз­мещения которых должны быть использованы наилучшим способом.

В осуществлении этих функций главная роль отводится финансовому менеджеру как профессиональному специалис­ту в области финансов. На крупных предприятиях, в акцио­нерных обществах работает несколько финансовых менедже­ров, каждый из которых выполняет определенные должнос­тные обязанности. Группу финансовых менеджеров возглав­ляет ведущий финансовый менеджер, а если таких групп не­сколько — главный менеджер.

Профессиональный уровень финансового менеджера оп­ределяется его знаниями в области финансов и кредита, законодательства в области налогов, банковской, биржевой и финансовой деятельности, бухгалтерского учета, умением анализировать баланс предприятия. Финансовому менеджеру необходимо уметь ориентироваться в валютном законодатель­стве, работать на финансовом рынке.

Поскольку в западных странах такие должностные обя­занности может выполнять только высококвалифицирован­ный специалист, его труд соответственно оплачивается. Обыч­но финансовый менеджер является не собственником предприятия, а наемным работником по контракту. Финансовый менеджер в зависимости от квалификации и результатов своей управленческой деятельности может получать не только за­работную плату, но и процент от прибыли.

По соображениям экономической целесообразности на небольших предприятиях финансовым менеджментом может заниматься один человек.

Финансовое планирование на предприятии — это пла­нирование всех его доходов и направлений расходования де­нежных средств для обеспечения развития предприятия. Фи­нансовое планирование осуществляется посредством состав­ления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером сочетания перспективного и текущего плани­рования является бизнес-план, который принято разрабаты­вать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и при­влечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансирова­нию новой производственной программы.

В качестве инвестора может выступать банк, другие кре­диторы (например, при размещении облигационных займов), частные инвесторы, в том числе иностранные, юридические и физические лица при создании и расширении акционерно­го общества и т. п.

Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разраба­тывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Это заставляет менеджеров анализиро­вать и прогнозировать ситуацию, изучать возможности фир­мы, что позволяет принимать более квалифицированные решения. Профессиональное составление бизнес-плана позво­ляет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства.

Основная часть бизнес-плана имеет организационный и про­изводственный характер. Соответствующие разделы бизнес-пла­на в обобщенном виде дают представление о продукции, пла­нируемой к производству, ее основных качествах, дизайне, упаковке, организации сбыта, сервиса после продажи. Обяза­тельно обосновываются примерная цена продажи и затраты на ее производство. В состав бизнес-плана входят детально прора­ботанный производственный план, а также результаты марке­тинговых исследований, так как для организации сбыта необхо­димо оценить конкуренцию на рынке, насыщенность аналогич­ными видами продукции. Это, в свою очередь, определяет мето­дику проведения рекламной кампании и т. д.

Для решения проблем финансового обеспечения нового предприятия имеет значение юридический план, в котором определяется организационно-правовая форма предприятия (от нее зависят конкретные способы привлечения капитала) и виды деятельности, что может быть связано с получением лицензий и патентов.

В других странах принято оценивать хозяйственный риск и страховать его отдельные виды, что находит отражение в разделе плана по оценке рисков и страхованию. Для оценки хозяйственного риска необходим тщательный анализ инвес­тиционных проектов на основе специальных методик и экс­пертных оценок специалистов. Другие виды риска (кредит­ные, валютные и пр.) анализируются с позиций источников их возникновения и вероятности наступления. Цель составле­ния этого раздела бизнес-плана — профилактика рисков и разработка программы страхования.

Завершающая часть бизнес-плана представляет собой фи­нансовый план, обобщающий все предыдущие разделы в сто­имостном выражении. В нем должны быть отражены данные об объеме продаж и общей прибыли, объеме инвестиций, ис­пользовании собственных средств, а также заемных — с ука­занием источников и сроков погашения задолженности, срок окупаемости вложений, издержки производства и обращения, процентное отношение доходов и расходов, сроки выплаты дивидендов (если речь идет об акционерном обществе).

Прогноз объемов продаж составляется по конкретному виду продукции на три года: для первого года — помесячно, для второго — поквартально, для третьего — в целом на год. Это и понятно: в первый год производства уже должны быть извест­ны покупатели продукции. Расчеты на второй и третий годы имеют характер прогнозов, составленных на основе маркетин­говых исследований, обоснованность которых крайне важна, так как под запланированный объем производства закупаются обо­рудование и сырье, привлекается определенная численность работников и т. п. Прогноз объемов продаж по конкретному виду продукции может быть оформлен в виде таблицы:

Баланс доходов и расходов по конкретному виду продук­ции составляется для сопоставления выручки от реализации продукции и затрат на ее производство во временном разре­зе, так как в первый год производства продукции компании, как правило, несут убытки. Значительную часть расходов пред­полагается осуществлять за счет привлеченных и заемных источников. Доля заемных средств зависит от многих факто­ров, в том числе от величины активов и их структуры, отда­чи вложенного капитала, размера ссудного процента, но вместе с тем заемные средства не могут быть преобладаю­щими в общем объеме источников финансирования. Форма баланса доходов и расходов по конкретному виду продукции представлена ниже.

В состав финансового плана входит план доходов, план расходов и баланс активов и пассивов фирмы, которые так­же разрабатываются для первого года помесячно, для второ­го — поквартально, для третьего — в целом за год.

План доходов содержит в указанной динамике сле­дующие показатели:

•      остаток денежных средств на начало соответствующе­го периода (месяца, квартала, года) всего и в том числе в кассе и на счете в банке;

•      поступления: выручка от продаж, дебиторы, заемные средства;

•      всего наличных средств;

•      расходы (издержки): прямые затраты, управленчес­кие, затраты на сбыт, арендные платежи, платные услуги, затраты на маркетинг, проценты за капитал, страховые взно­сы, прочие расходы;

•    общий доход (убыток) до уплаты налогов (стр. 3 — стр. 5). План   расходов   охватывает показатели:

• весь капитал;

• доход (убыток) до уплаты налогов;

• приобретение активов;

• выплаты по займам;

•      резервы;

•      организационные и прочие расходы;

•      итого (стр. 1+2-3-4-5-6).

Баланс активов и пассивов предприятия состав­ляется, чтобы оценить, в какие виды активов направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов предпола­гается финансировать приобретение или создание этих акти­вов. Среди активов баланса выделяются текущие активы (счет в банке, касса, прочие поступления, дебиторская задолжен­ность) — как наиболее мобильная часть средств, запасы и фиксированные активы. В пассиве отражаются собственные и заемные средства, причем большое значение имеет их структура, ее изменение на протяжении планируемого трех­летнего периода.

При проведении прогнозного анализа прибыли использу­ется метод "затраты — объем прибыль", или, как его еще называют, метод критического объема производства.

Методологические основы этого метода разработаны до­статочно давно, но практическому его использованию спо­собствовала система учета затрат "direct-costing", в основе которой лежит разделение затрат на постоянные и перемен­ные, которые по-разному реагируют на изменение объема производства. Использование метода "затраты — объем — прибыль" позволяет определить минимально допустимый объем производства, при котором достигается безубыточность последнего.

Определение этой критической точки объема производ­ства осуществляется расчетным и графическим способами.

Эффективность метода "затраты - объем - прибыль" позволяет использовать его при прогнозировании величины финансовых ресурсов, но при его внедрении в практику пла­нирования российских предприятий необходимо иметь в виду следующее:

1)    и графический, и расчетный способы определения про­гнозируемой величины прибыли предполагают в качестве ис­ходных данных затраты по производству продукции с их раз­граничением на постоянные и переменные расходы, что вы­текает непосредственно из системы учета затрат;

2)    построение графика основано на данных по одному виду продукции, поэтому необходима разработка методов обоб­щения используемых данных о выпуске тех видов продук­ции,  которые предполагает производить предприятие;

3)    выделение постоянных затрат связано с понятием мар­жинального дохода,  который состоит из прибыли и постоянных затрат, и, как известно, в нашей стране не применяет­ся в планировании и учете.

2. Расчетная часть

Таблица №2

Смета II затрат на производство продукции ОАО, тыс. руб.

№ п/п

Статья затрат

Вариант 2

 

всего на год

в т.ч. на 4 квартал

1

2

3

4

1

Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов)

10520

2630

2

Затраты на оплату труда

17300

4325

3

Амортизация основных фондов*

3167

792

4

Прочие расходы - всего,

5738

1435

 

в том числе:

 

 

5

а) уплата процентов за краткосрочный кредит

35

10

6

б) налоги, включаемые в себестоимость

5487

1372

 

  в том числе:

 

 

7

  социальный налог (26%)

4498

1125

8

  прочие налоги

989

247

9

в) арендные платежи и другие расходы

216

54

10

Итого затрат на производство*

36725

9183

11

Списано на непроизводственные счета

400

100

12

Затраты на валовую продукцию*

36325

9083

13

Изменение остатков незавершенного производства

464

116

14

Изменение остатков по расходам будущих периодов

30

8

15

Производственная себестоимость товарной продукции*

35831

8959

16

Расходы на продажу

1463

369

17

Полная себестоимость товарной продукции*

37294

9328

18

Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов)

81560

20390

При определении производственной себестоимости продукции за 4 квартал для упрощения расчетов все показатели, рассчитанные самостоятельно, принимаются в размере ¼ годовой суммы (ст. 4=1/4 ст. 3).

п.3 ст.3 = табл. 4 п. 7 = 3 167

п.4 ст.3 = п.5 + п. 6 + п. 9 = 5738

п.6 ст.3 = п.7 + п.8 = 5487

п.7 ст.3 = п.2 * 0,26 = 4498

п.10 ст.3 = п.1+п.2 + п.3 + п.4 = 36725

п.12 ст.3 = п.10 - п.11 = 36325

п.15 ст. 3 = п.12 – п. 13 + п.14 = 35831

п.17 ст.3 = п.15 + п. 16 = 37294

   Таблица №3

Данные к расчету амортизационных отчислений

на основные производственные фонды

К смете II

Стоимость основных фондов, на которые начисляется амортизация на начало года - 22420 тыс. руб.

 

Показатель

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Плановый ввод в действие основных фондов, тыс. руб.

 

5200

10450

 

Плановое выбытие основных фондов, тыс. руб.

 

 

 

9890

Среднегодовая стоимость по полностью амортизированного оборудования ( в действующих ценах) - 2780 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение

№ п/п

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

Стоимость амортизируемых основных производственных фондов на начало года

22420

2

Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов

6517

3

Среднегодовая стоимость выбывающих основных производственных фондов

824

4

Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования ( в действующих ценах)

2780

5

Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов (в действующих ценах) - всего

25333

 

Средняя норма амортизации

12,5

7

Сумма амортизационных отчислений - всего

3167

8

Использование амортизационных отчислений на капитальные  вложения

3167

п.1 = данные табл.№3 = 22 420

п.2 = ОФ II кв.*7 + ОФ III кв.*4   = 6 517

                     12

п.3 = ОФ IV кв.*1   = 824

              12

п.4 = данные Табл.№3 = 2 780

п.5 = п.1 + п.2 – п.3 – п.4 = 25 333

п.7 = п.5*0,125 = 3 673

п.8 = п.7 (амортизационные отчисления используем на кап. вложения) = 3 673

Таблица №5

Данные к расчету объема реализации и валовой прибыли, тыс. руб.

№ п/п

Показатель

Сумма

1

Фактические остатки нереализованной продукции на начало года:

 

2

а) в ценах базисного года без НДС и акцизов

2430

3

б) по производственной себестоимости

1460

4

Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года:

 

5

а) в днях запаса

9

6

б) в действующих ценах без НДС и акцизов

2039

7

в) по производственной себестоимости

937

 

Прочие доходы и расходы

-

 

Операционные доходы

 

8

Выручка от продажи выбывшего имущества

8200

9

Доходы, полученные по ценным бумагам (облигациям)

2040

10

Прибыль от долевого участия в деятельности илругих предприятий

3442

 

Операционные расходы

 

11

Расходы по продаже выбывшего имущества

4900

12

Расходы на оплату услуг банков

120

 

Внереализационные доходы

 

13

Доходы от прочих операций

17942

14

Внереализационные расходы

 

15

Расходы по прочим операциям

12460

 

Налоги, относимые на финансовые результаты

2658

16

Содержание объектов социальной сферы - всего,

1820

17

в том числе:

 

18

а) учреждения здравоохранения

800

 

б) детские дошкольные учреждения

730

19

в) содержание пансионата

290

20

Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

1000

п.6 = Табл.№6 п.11 = 2 039

п.7 = Табл.№6 п.12 = 1 460

Таблица №6

Расчет объема реализуемой продукции и прибыли

№ п/п

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

Фактические остатки нереализованной продукции на начало года:

 

2

а) в ценах базисного года без НДС и акцизов

2430

3

б) по производственной себестоимости

1460

4

в) прибыль

970

5

Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг):

 

6

а) в действующих ценах без НДС и акцизов

81560

7

б) по полной себестоимости

37294

8

в) прибыль

44266

9

Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года:

 

10

а) в днях запаса

9

11

б) в действующих ценах без НДС и акцизов

2039

12

в) по производственной себестоимости

896

13

г) прибыль

1143

14

Объем реализуемой продукции в планируемом году:

 

15

а) в действующих ценах без НДС и акцизов

81951

16

б) по полной себестоимости

37858

17

в) прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг)

44093

п.2  = табл. 5 п.2 = 2 430

п.3 =  табл.№5 п.3 = 1 460

п.4 =  п.2 – п.3 = 970

п.6 = табл.1 п. 18 = 81 560

п.7 = табл.1 п.17 = 37294

п.8 = п.6 – п.7 = 44266

п. 10 = табл.5 п. 5 = 9

п. 11 = (табл.2 п.18 ст. 4 * 9 ) / 90 = 2 039

п. 12 = (таб. 2 п. 15 ст.4 ) * 9 / 90= 896

п. 13 = п. 11- п. 12 = 1143

п. 15 = п. 2 + п. 6 – п. 11 = 81 951

п. 16 = п.3 +п.7 – п. 12 = 37858

п. 17 = п. 4 + п. 8 – п. 13 = 44093

Таблица №7

Показатели по капитальному строительству, тыс. руб.

№ п/п

Показатель

Сумма

1

Капитальные затраты производственного назначения

16725

2

в том числе объем строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом

8100

3

Капитальные затраты непроизводственного назначения

6000

4

Норма плановых накоплений по смете на СМР, выполняемых хозяйственным способом, %

8,2

5

Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве

1000

6

Ставка процента за долгосрочный кредит, направляемый на капитальные вложения, %

25

Таблица №8

Данные к расчету потребности в оборотных средствах, тыс. руб.

№ п/п

Показатель

Сумма

1

Изменение расходов будущих периодов

30

2

Прирост устойчивых пассивов

280

3

Норматив на начало года:

 

4

а)Производственные запасы

1416

5

б) Незавершенное производство

539

6

в)Расходы будущих периодов

70

7

г) Готовая продукция

1567

8

Нормы запаса в днях:

 

9

а)производственные запасы

53

10

б)незавершенное производство

8

11

в)готовые изделия

16

Таблица №9

Расчет источников финансирования капитальных вложений, тыс. руб.

№ п/п

Источник

Капитальные вложения производственного назначения

Капитальные вложения непроизводственного назначения

1

2

3

4

1

Ассигнования из бюджета

-

-

2

Прибыль, направляемая на капитальные вложения

8900

4000

3

Амортизационные отчисления на основные производственные фонды

3167

-

4

Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом

664

-

5

Поступление средств на жилищное строительство а порядке долевого участия

-

1000

6

Прочие источники

-

1000

7

Долгосрочный кредит банка

3994

-

 

Итого вложений во внеоборотные активы

16725

6000

 

Проценты по кредиту к уплате

999

-

п.2 ст.3 = Табл.№11 ст.2 = 8 900

п.2 ст.4 = Табл.№11 ст.3 = 4 000

п.3 ст.3 = Табл.№4 п.2 = 3 167

п.4 ст.3 = Табл.№7 п.2 *п.4 / 100 = 664

п.5 ст.4 =  Разница между общими вложениями во внеоборотные активы, прибылью, направляемой на капитальные вложения и поступлением средств на жилищное строительство = 1000

п.7 ст.3 =  п.8 – п. 2 – п.3 – п. 4 = 3 994

п.8 ст.3 = Табл.№7ст. 1 = 16 725

п.8 ст.4 = Табл. №7 ст.3 = 6000

п. 9 ст.3 = п. 7 * 25% = 999

Таблица №10

Расчет потребности предприятий в оборотных средствах

1

2

3

4

5

6

7

8

№  п/п

Статьи затрат

Норматив на начало года, тыс. руб.

Затраты IV кв., тыс. руб. - всего

Затраты IV кв., тыс. руб. в день

Нормы запасов в днях

Норматив на конец года, тыс. руб.

Прирост (+), снижение (-)

1

Производственные запасы

1416

2630

29

53

1537

121

2

Незавершенное производство

539

9498

106

8

848

309

3

Расходы будущих периодов

70

-

-

 

100

30

4

Готовые изделия

1567

9374

104

16

1664

97

 

Итого

3592

-

-

-

4149

557

 

Источники прироста

 

1

Устойчивые пассивы

 

 

 

 

 

280

2

Прибыль

 

 

 

 

 

277

1)                Данные по нормативу на начало года для заполнения столбца 3 табл. №10 берем из табл.№8 п.3 (1, 2, 3, 4) : 1 416; 539; 70; 1 567;

2)                Данные по затратам 4 квартала (всего) для заполнения столбца 4 табл.№10 берем:

-                            производственные запасы из табл.№2 п. 1 ст.4 = 2 630;

-                            незавершенное производство из табл.№2 п.12 ст.4 = 9 498;

-                            готовые изделия из табл.№2 п.15 ст.4 = 9 374

3)                Данные по затратам 4 квартала (в день) для заполнения столбца 5 табл.№10 получаем путем деления данных столбца 4 табл.№10 (построчно) на 90: 29; 106; 104.

4)                Данные по норме запасов в днях для заполнения столбца 6 табл. №10 берем из табл.№8 п.4 (1,2,3): 53; 8; 16;

5)                Данные по нормативу на конец года для заполнения столбца 7  (строки 1,2,4) табл.№10 получаем путем умножения данных столбца 5 табл.№10 на данные столбца 6 табл.№10 соответственно: 1 537; 848; 1664.

Данные по нормативу на конец года для заполнения столбца 7 (строки 3) табл.№10 получаем путем сложения данных строки 3 столбца 3 табл.№10 и данных табл.№8 п.1 = 100;

6)                Данные по приросту (+), снижению (-) оборотных средств для заполнения столбца 8 табл.№10 определяются путем вычитания из данных столбца 7 (строки 1,2,3,4) данные столбца 3 (строки 1,2,3,4) табл.№10 соответственно: 121; 309; 30; 97.

7)                Итоговые данные по приросту (+), снижению (-) оборотных средств для заполнения столбца 8 табл.№10 определяются путем сложения данных столбца 8 (строки 1,2,3,4) табл.№10 = 557;

8)                Данные для заполнения раздела «Источники прироста» табл.№10:

-                            «устойчивые пассивы» - данные из табл.№8 п.2 = 280;

-                            «прибыль» определяем путем вычитания из итоговых данных столбца 8 табл.№10 = 1278 (у нас произошла мобилизация оборотных средств на сумму – 280, соответственно при распределении прибыли мы сможем увеличить распределяемую сумму на 557.

Таблица №11

Данные к распределению прибыли, тыс. руб.

№ п/п

Показатель

Сумма

1

Отчисления в резервный фонд

5000

2

Реконструкция цеха

8900

3

Строительство жилого дома

4000

4

Отчисления в фонд потребления - всего

7980

 

в том числе:

 

5

а) на выплату материальной помощи работникам предприятия

4980

6

б) удешевление питания в столовой

1500

7

в) на выплату вознаграждения по итогам года

1500

8

Налоги, выплачиваемые из прибыли

2500

9

Налог на прибыль

8986

10

Налог на прочие доходы 6%

329

Таблица №12

Данные к расчету источников финансирования

социальной сферы и НИОКР, тыс. руб.

№ п/п

Показатель

Сумма

1

Средства родителей на содержание детей в дошкольных учреждениях

60

2

Средства целевого финансирования

210

3

Собственные средства, направляемые на содержание детских дошкольных учреждений

730

4

Средства заказчиков по договорам на НИОКР

200

5

Собственные средства, направляемые на НИОКР

1000

Таблица №13

Проект отчета о прибылях и убытках

№ п/п

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

2

3

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

1

Выручка от продажи продукцции в планируемом году

81951

2

Себестоимость реализуемой продукции

39478

3

Прибыль (убыток) от продажи

44093

II. Операционные доходы и расходы

4

Проценты к получению

2040

5

Проценты к уплате

999

6

Доходы от участия в других организациях

3442

7

Прочие операционные доходы

8200

8

Прочие операционнве расходы

5020

III. Внереализационные доходы и расходы

9

Внереализационные доходы

17942

10

Внереализационные расходы - всего,

17938

 

в том числе                                                                                     расходы по прочим операциям

12460

11

а) содержание учреждений здравоохранения

800

12

б) содержание детских дошкольных учреждений

730

13

в) содержание пансионата

290

14

г) расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

1000

15

д) налоги, относимые на финансовые результаты

2658

16

Прибыль (убыток) планируемого года

50140

п.1 = Табл.№6 п.15 = 81 951

п.2 = Табл.№6 п.16  = 39 478

п.3 = Табл. №6 п. 17 = 44 093

п.4 =  Табл. №5 п.9 = 2 040

п. 5 = Табл. 9 п. 9 ст. 3 = 999

п. 6 = Табл.№5 п. 10 = 3 442

п. 7 = Табл.№5 п. 8 = 8 200

п.8 = Табл.№5 п. 11 = 5020

п. 9 = Табл.№5 п. 13 = 17 942

п. 10 = Табл.№5 п. 14 + Табл.№5 п. 17 + Табл.№5 п. 18 + Табл.№5 п. 19 + Табл.№5 п. 20 + Табл.№5 п. 15 = 17938

расходы по прочим операциям = Табл. №5 п. 14 = 12 640

п. 11 = Табл. №5 п. 17 = 800

п. 12 = Табл.№5 п. 18 = 730

п. 13 = Табл.№5 п. 19 = 290

п. 14 = Табл.№5 п. 20 = 1000

п. 15 = Табл.№5 п. 15 = 2658

п. 16 Прибыль планируемого года рассчитывается как сумма прибылей по обычной деятельности, по операционным доходам и от внереализационных операций = 42473 + 7663 + 4 = 50 140.

Таблица №14

Распределение прибыли

№ п/п

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

Прибыль планируемого года, всего

50140

2

Отчисления в резервный фонд

5000

3

Реконструкция цеха

8900

4

Строительство жилого дома

4000

5

Отчисления в фонд потребления - всего,

7980

 

в том числе:

 

6

а) на выплату материальной помощи работникам предприятия

4980

7

б) удешевление питания в столовой

1500

8

в) на выплату вознаграждения по итогам года

1500

9

Налоги, выплачиваемые из прибыли

2500

10

Налог на прибыль

8986

11

Налог на прочие доходы 6%

329

12

Погашение долгосрочного кредита

3994

13

Выплата дивидендов

8174

14

Прирост оборотных средств

277

Таблица 15

Шахматка

1

2

3

4

5

6

7

8

10

11

12

 

13

14

15

 

 

Выручка

Средства целевого финансирования

Поступления от роди-телей за содержание детей в дошкольных учреждениях

Прирост устойчивых пассивов

Операционные доходы

Внереализационные доходы

Накопления по стро-ительно-монтажным работам, выполня-емым хозяйственным способом

Средства, поступаю-щие от заказчиков по договорам на НИОКР

Средства, поступаю-щие в порядке доле-вого участия в жилищ-ном строительстве

Прочие доходы

Получение новых займов, кредитов

прибыль

Итого расходов

1

Затраты

29163

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29163

2

Платежи в бюджет - всего                            в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Налоги, включаемые в себестоимость продукции

5487

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5487

4

Налог на прибыль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9315

9315

5

Налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2500

2500

6

Налоги, относимые на финансовые результаты

 

 

 

 

 

2658

 

 

 

 

 

 

2658

7

Выплаты из фонда потребления (материальная помощь и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7980

7980

8

Прирост собственных оборотных средств

 

 

 

280

 

 

 

 

 

 

 

277

557

9

Вложения во внеоборотные активы

3167

 

 

 

 

 

664

 

 

 

3994

8900

16725

10

Вложения во внеоборотные активы непроизводственного назначения

 

 

 

 

 

 

 

 

1000

1000

 

4000

6000

11

Затраты на проведение НИОКР

 

 

 

 

 

1000

 

200

 

 

 

 

1200

12

Операционные расходы

 

 

 

 

5020

 

 

 

 

 

 

 

5020

13

Внереализационные расходы

 

 

 

 

 

12460

 

 

 

 

 

 

12460

14

Содержание объектов социальной сферы

 

210

60

 

 

1820

 

 

 

 

 

 

2090

15

Погашение долгосрочных кредитов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3994

3994

16

Уплата процентов по долгосрочным кредитам

 

 

 

 

999

 

 

 

 

 

 

 

999

17

Выплата дивидендов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8174

8174

18

Отчисления в резервный фонд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5000

5000

19

Прибыль

42473

 

 

 

7663

4

 

 

 

 

 

 

 

20

Итого доходов

81951

210

60

280

13682

17942

664

200

1000

1000

3994

 

120983

1 х 3 = Табл. 6 п. 16 – Табл. 4 п. 7 – табл. 2 п. 6 = 29 163

3 х 3 = табл. 1 п. 6 = 5487

4 х 14 = Табл. 11 п. 9 + Табл. 11 п. 10 = 9315

5 х 14 = Табл. 11 п. 8 = 2500

6 х 8 = Табл. 5 Налоги, относимые на финансовые результаты = 2658

7 х 14 = Табл. 14 п. 5 = 7980

8 х 6 = Табл. 10  Устойчивые пассивы = 280

8 х6 = табл. 10 Прибыль = 277

9 х 1 = табл. 4 п. 7 = 3167

9 х 10 = табл. 9 п. 4 = 664

9 х 13 = Табл. 9 п. 7 = 3994

9 х 14 = Табл. 11 п. 2 = 8900

10 х 12 = табл. 19 п. 5

10 х 13 = табл. 9 п. 6

10 х 14 = Табл. 9 п. 2 = 4000

11 х 8 = Табл. 12 п. 5 = 1000

11 х 11 = Табл. 12 п. 4 = 200

12 х 7 = табл. 13 п. 8

13 х 8 = табл. 13 расходы по прочим операциям = 12460

14 х 4 = табл. 12 п. 2

14 х 5 = Табл. 12 п. 1 = 60

14 х 8 = Табл. 5 п. 16 = 1820

16 х 8 = табл. 9 п. 9 = 999

17 х 14 = табл. 14 п. 13 = 8174

18 х 14 = табл. 11 п. 1 = 5000

19 х 3 = табл. 13 п. 1

19 х 7 = Табл. 13 Разница между операционными доходами и расходами = 2040 +3442 + 8200  -999 - 5020 = 7663

19 х 8 = табл. 13 Прибыль по внереализационным операциям = 4

Таблица №16

Баланс доходов и расходов (финансовый план)

№ п/п

Разделы и статьи баланса

Сумма, тыс. руб.

ОО1

I. Поступления (приток денежных средств)

 

ОО2

А. От текущей деятельности

 

ОО3

Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и таможенных пошлин)

81951

ОО4

Прочие поступления:

 

ОО5

средства целевого финансирования

210

ОО6

поступления от родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях

60

ОО7

Прирост устойчивых пассивов

280

ОО8

Итого по разделу А

82501

ОО9

Б. От инвестиционной деятельности

 

О1О

Выручка от прочей реализации (без НДС)

8200

 

Прочие операционные доходы

 

О11

Доходы от внереализационных операций

17942

О12

Накопления по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом

664

О13

Средства, поступающие от заказчиков по договорам на НИОКР

200

О14

Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве

1000

015

Прочие доходы

1000

 

Итого по разделу Б

29006

О16

В. От финансовой деятельности

 

О17

Увелечение уставного капитала

-

О18

Доходы от финансовых вложений

5482

019

Увелечение задолженности, в том числе:

 

020

получение новых займов, кредитов

3994

021

выпуск облигаций

-

022

Итого по разделу В

9476

023

Итого доходов

120983

 

 

 

024

II. Расходы (отток денежных средств)

 

025

А. По текущей деятельности

 

026

Затраты на производство реализованной продукции (без амортизационных отчислений и налогов, относимых на себестоимость)

29163

027

Платежи в бюджет - всего

21621

 

в том числе:

 

 

Налоги, включаемые в себестоимость продукции

5487

О28

Налог на прибыль

9315

О29

Налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

2500

О3О

Налоги, относимые на финансовые результаты

2658

О32

Выплаты из фонда потребления (материальная помощь и др.)

7980

О33

Прирост собственных оборотных средств

557

О34

Итого по разделу А

59321

О35

Б. По инвестиционной деятельности

 

О36

Инвестиции в основные фонды и нематериальные активы - всего

 

 

из них:

 

О37

Вложения во внеоборотные активы производственного назначения

16725

О38

Вложения во внеоборотные активынепроизводственного назначения

6000

О39

Затраты на проведение НИОКР

1200

О4О

Платежи по лизинговым операциям

 

О41

Долгосрочные финансовые вложения

 

О42

Расходы по прочей реализации

5020

О43

Расходы по внереализационным операциям

12460

О44

Содержание объектов социальной сферы

2090

О45

Прочие расходы

 

О46

Итого по разделу Б

43495

О47

В. От финансовой деятельности

 

О48

Погашение долгосрочных кредитов

3994

О49

Уплата процентов по долгосрочным кредитам

999

О5О

Краткосрочные финансовые вложения

 

О51

Выплата дивидендов

8174

О52

Отчисления в резервный фонд

5000

О53

Прочие расходы

 

О54

Итого по разделу В

18167

О55

Итого расходов

120983

О56

Превышение доходов над расходами (+)

-

О57

Превышение расходов над доходами (-)

-

О58

Сальдо по текущей деятельности

23180

О59

Сальдо по инвестиционной деятельности

-14489

О6О

Сальдо по финансовой деятельности

-8691

Заключение

В заключение хотелось бы остановиться на основных моментах и сделать некоторые выводы.

Итак, финансы хозяйствующих субъектов - это относительно самостоятельная сфера системы финансов государства, охватывающая широкий круг отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота их средств и выраженных  в виде различных денежных потоков. Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов хозяйствующих субъектов, которые в последующем по различным каналам перераспределяются в народнохозяйственном комплексе и служат основным источником экономического роста и социального развития общества.

Финансовые отношения - это прежде всего, распределительные отношения, и они во многом сложились у нас в стране в 1929-1931гг. Введение нового гражданского законодательства существенно расширило их круг. В самом общем  виде финансовые отношения можно разделить на четыре группы: с другими предприятиями и организациями; внутри предприятий; внутри объединений предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга; с финансово-кредитной системой- бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.

Все эти финансовые отношения  возникают в процессе формирования и движения (распределения, перераспределения и использования) капитала, доходов, фондов, резервов и других денежных источников средств предприятия, т.е. его финансовых ресурсов. Именно денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосредственными объектами управления финансами предприятия.

Важный методологический фактор - определение принципов организации и функционирования финансов предприятий, необходимое для выявления направлений воздействия финансов предприятий на развитие предпринимательского сектора экономики, выработки критериев его функционирования. Основными принципами организации финансов предприятий являются: хозяйственная самостоятельность организации; самоокупаемость и самофинансирование; материальная заинтересованность; материальная ответственность; обеспечение финансовыми резервами. Все эти принципы находятся в постоянном развитии, и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие состоянию производительных сил и производственных отношений в обществе.

Рыночные отношения существенным образом повлияли на организацию финансовых отношений предприятий. Теперь они могут самостоятельно выбирать любую форму предпринимательства, видов деятельности, с учетом лишь ограничений, предусмотренных гражданским законодательством. После уплаты налогов предприятия полностью распоряжаются остающимися у них финансовыми ресурсами, самостоятельно выбирают наиболее эффективные объекты инвестирования, вложений в оборотные и внеоборотные и нематериальные активы, самостоятельно разрабатывают учетную политику, влияющую на формирование финансовых показателей. 

Любое предприятие может стать участником внешнеэкономической деятельности. Существенно ослаблено прямое вмешательство государства в деятельность предприятия. Таким образом, сегодня предприятия обладают подлинной, а не мнимой финансовой независимостью, но вместе с тем существенно возрастает и их экономическая ответственность. Естественно, что реализация финансовой политики в ее конкретном механизме функционирования финансов  предприятия должна базироваться на принципах, адекватных рыночной экономике. Выявлением четких представлений о современных принципах организации финансов предприятий и занимаются в настоящее время многие отечественные ученые.

Список использованной литературы

1.          Гражданский кодекс РФ.-М.: Изд-во Эксмо,2003.

2.          Налоговый кодекс РФ.-М.: Омега-Л,2003.

3.          Бюджетный кодекс РФ.-М.: ИНФРА-М,2003

4.          Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов.-М.: Финансы, ЮНИТИ,1998.

5.          Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. проср. Г.Б. Поляка.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001.

6.          Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. финансы предприятий: Учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2004.

7.          Финансы предприятий: Учебник для вузов/Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

8.          Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2003.

9.          Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс./ Под ред. д.э.н., проф. М.Ф. Самсонова.-М.: ИНФРА-М,2002.

10.     Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.-М.: ЮНИТИ,2001.

11.     Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.-М.: Юрайт-М,2002.

12.     Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник.-2-е изд., переб. и доп./ В.К. Сенчагов, А.И. Архипов и др.; Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2004.

13.     Боди, Эви, Мертон, Роберт. Финансы.: Пер. с анг.-М.: Издательский дом «Вильямс»,2003.

14.                         Экономический словарь/ Под ред. А.И. Архипова.- ПБОЮЛ М.А. Захаров,2001.