Содержание
Введение. 3
1. Состав и структура доходов и расходов Федерального бюджета РФ.. 4
2. Наличное и безналичное денежное обращение в РФ.. 7
3. Иностранные инвестиции в РФ.. 11
Заключение. 16
Список литературы.. 18
Введение
Бюджет, его структура доходов и расходов интересна сама по себе. Она позволяет судить об устойчивости бюджета; отражает степень реализации концептуальных основ финансово – бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов, другие важные моменты.
У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные отношения опосредуют разные направления распределительного процесса и охватывают все уровни хозяйствования.
Бюджетные отношения носят объективный характер. Это предопределено тем, что для осуществления государством его функций необходима материально-финансовая база. В руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия издержек государственного управления.
В процессе функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде страны. Конкретная величина этого фонда зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях; решаемых обществом экономических и социальных задач. В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах.
1. Состав и структура доходов и расходов Федерального бюджета РФ
Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным налоговым законодательством.
В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
В доходы федерального бюджета зачисляются[1]:
· Собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы;
· Полностью собственные неналоговые доходы;
· Доходы субъектов РФ, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования централизованных мероприятий.
В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1. федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
2. таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи;
3. государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет.
1. доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемые органами государственной власти РФ и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих органов власти, - в полном объеме;
2. доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, - в порядке и по нормативам, установленным федеральными законами и другими правовыми актами органов государственной власти РФ;
3. части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.
В доходах федерального бюджета также учитываются[2]:
· прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральным законам;
· доходы от внешнеэкономической деятельности;
· доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством, и распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год.
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы базируются на:
· единых методологических основах;
· нормативах минимальной бюджетной обеспеченности;
· финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых правительством РФ.
· Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Эта группировка устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, и т.п.
В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.
Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
- средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
- трансферты населению (бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению), бюджетные кредиты юридическим лицам, субвенции и субсидии юридическим лицам;
- гранты физическим и юридическим лицам на выполнение научно – исследовательских работ;
- инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы, государственным внебюджетным фондам;
Кредиты иностранным государствам;
- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, включая государственные и муниципальные гарантии;
- налоговые расходы в размере предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.[3]
2. Наличное и безналичное денежное обращение в РФ
В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.
Денежные расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.
Расчетные счета открываются предприятиям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный баланс и др.
На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка и прочие зачисления.
С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия - владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).
Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов.
Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.
Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.
В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что между налично-денежным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении.
Таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования
Кассовые операции выполняет кассир. Его должность предусматривается в штате предприятия. С ним заключается договор о полной материальной ответственности. На небольших предприятиях, не имеющих в штате кассира, его обязанности может выполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя предприятия при условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности.
Все предприятия, организации и учреждения без исключения, независимо от формы собственности, должны хранить денежные средства в банках. В то же время предприятиям разрешается в определенных размерах иметь деньги в кассе и использовать их на текущие расходы — например, для расчетов наличными за покупку материальных ценностей, предметов для хозяйственных нужд. С этой целью банки устанавливают предприятиям по согласованию с их руководителями лимит остатка наличных денег в кассе.
Для установления лимита организация представляет в банк, в котором ему открыт расчетный счет, специальный расчет по установленной форме. Лимит устанавливается с учетом особенностей хозяйственной деятельности предприятия, сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков и условий их хранения. Так, для организаций, имеющих денежную выручку наличными деньгами и сдающих денежные средства в учреждения банков ежедневно в конце рабочего дня, лимит устанавливается в размерах, которые могут обеспечить нормальную работу предприятия с утра следующего дня. А для тех организаций, которые имеют денежную выручку, но сдают денежные средства в учреждения банков на следующий день, лимит определяется в размере среднедневной выручки наличными деньгами. Если же организация, имеющая денежную выручку в наличных деньгах, сдает их в банк не ежедневно, то размер лимита устанавливается в зависимости от суммы выручки и сроков сдачи. Организациям, не имеющим наличной денежной выручки, лимит определяется в пределах среднедневного расхода наличных денег.
Выдача наличных денег из кассы организации производится по расходным кассовым ордерам, платежным или расчетно-платежным ведомостям и другим надлежащим образом оформленным документам (счетам, заявлениям на выдачу денег) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера.
Расчеты наличными денежными средствами за приобретаемые материальные ценности между юридическими лицами, а также между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (т.е. физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей без образования юридического лица) осуществляются с учетом лимита, устанавливаемого Центральным банком России как органом, регулирующим денежное обращение в РФ. В настоящее время он составляет 60 000 руб. по одному платежу. При этом под одним платежом, согласно разъяснению Банка России, нужно понимать расчеты одного юридического лица с другим в течение одного дня по одному или нескольким денежным документам. Например, при лимите 60 000 руб. по одному платежу покупатель — юридическое лицо может платить другому юридическому лицу наличными деньгами ежедневно не более 60 000 руб., при этом денежных документов может быть один или несколько.
Расчеты между юридическими лицами, в том числе и индивидуальными предпринимателями, могут осуществляться только на основании заключенных с ними договоров. Представитель юридического лица, с которым производится расчет, должен предъявить доверенность — документ, удостоверяющий право лица, его предъявляющего, совершать от имени организации определенную операцию.
Кассир должен проверить наличие на этой доверенности подписи руководителя, печати и всех обязательных реквизитов. Обязательными реквизитами являются: наименование предприятия, номер его расчетного счета и наименование банка, в котором этот счет находится; срок действия доверенности; указание лица, которому доверяется получение материальных ценностей, их наименование и количество; образец подписи лица, получившего доверенность[4].
3. Иностранные инвестиции в РФ
Весь процесс становления в России рыночной экономики сопровождался острым дефицитом инвестиционных ресурсов, в том числе инвестиций иностранных.
Однако, начиная с 1991 года, наблюдался значительный рост иностранных инвестиций в Россию.
Накопленная (с 1991г.) их стоимость по данным Госкомстата составила к началу 1998 года 21,2 млрд. дол. США. Относительно быстро росли объемы поступающих инвестиций по годам. Так, в 1995г. в Россию поступило иностранных инвестиций в 2,6 раза больше, чем в 1994г., в 1996 г. в 2,3 раза больше, чем в 1995.
Данную динамики иностранных инвестиций нельзя оценивать однозначно положительно без дополнительного анализа направления вложений иностранных инвестиций и их влияние на экономику России.
Своеобразие инвестиционного процесса в России состоит в том, что если во многих странах мира приросты объемов иностранных инвестиций обычно следуют за отечественными, то в нашей стране продолжалось падание отечественных инвестиций при более чем двукратном росте иностранных. В первом полугодии 2004 г. общий объем иностранных инвестиций в России увеличился в 3,3 раза по сравнению с тем же периодом предыдущего года, хотя общее падение объема инвестиций в основной капитал, составило 8,5% от уровня января-июня 1996 г.
Основные объемы иностранных валютных инвестиций накоплены в сфере финансово-кредитной, страховой и коммерческой деятельности, а также в топливной и пищевой промышленности (эти данные представлены в диаграмме 1) Значительная доля накопленных иностранных инвестиций в топливные и другие отрасли промышленности объясняются достаточно высоким объемом кредитов, полученных от международных финансовых организаций, а приток капитала в финансово-кредитную сферу и коммерческую деятельность обеспечивался практически полностью за счет частного капитала.
Диаграмма 1. Наиболее привлекательные отрасли экономики России
Одним из объектов привлечения иностранных инвестиций являются коммерческие банки. [5]
В период с 1 января 1991 г. структура иностранных инвестиций претерпела некоторые изменения. В начале анализируемого периода основная часть иностранных инвестиций была представлена в виде прямых инвестиций, то есть инвестиций, поступивших от юридических и физических лиц. В начале 1994г., доля прямых инвестиций составила 88%. Однако в последующие годы наблюдался спад прямых инвестиций при общем росте инвестиций.
Особенность регионального распределения поступающих иностранных инвестиций - их сосредоточенность в основном в десяти регионах (Москва, Тюменская область, Санкт-Петербург, Московская область, Архангельская область, республики Татарстан, Коми, Марий-Эл, Приморский край, Ленинградская область), на которые приходится 75% всех накопленных на 1 января 1998г. иностранных инвестиций.
Следует отметить, что региональное распределение отражает отраслевые предпочтения иностранных инвесторов - вкладывать свои капиталы в крупные центры с развитой финансовой инфраструктурой рынка, сравнительно более высокоплатежным спросом населения, а также в сырьевые отрасли.
Самыми активными странами-инвесторами экономики России ( по удельному весу в общем объеме накопленных на 1 января 2005 г. иностранных инвестиций) явились: США (30%), Швейцария (14,5%), Великобритания (12,2%), Германия (8,6%), и Италия ( 4,8%).[6]
При этом, две трети инвестиций поступающих из США, составляют прямые инвестиции, а одна треть - кредиты финансовых организаций по международным правительственным соглашениям. Практически все поступления из Швейцарии - это банковские вклады. Из Германии поступления осуществляются в основном в виде прямых инвестиций, а из Великобритании и Италии - в виде кредитов финансовых организаций.
Последние месяцы характеризуются общим спадом активности как иностранных, так и отечественных инвесторов. Зарубежные инвесторы в большинстве продолжают оставаться в ожидании определения перспектив экономического развития страны. Основными факторами, сдерживающими развитие инвестиционных процессов в российской экономике, являются: финансовый кризис в банковской системе, политическая нестабильность, сомнения в способности правительства выдержать жесткий бюджет, опасность долга по внешним долгам.
В последние годы политика России в области привлечения иностранных инвестиций ориентировалась на финансовых инвесторов. До последнего времени рост объемов привлекаемых иностранных инвестиций шел за счет вложений, приходящихся на долю прочих инвестиций, формируемых в основном за счет кредитов, полученных от не прямых инвесторов - Мирового банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и зарубежных средств, привлекаемых российскими банками и поступающих на рынок ГКО-ОФЗ. В целом доля прочих инвестиции в 1998 году составила 80%.
В условиях кризиса происходит снижение интереса инвесторов к российским корпоративным бумагам в силу потери их ликвидности. За последние 2 месяца количество инвестиционных компаний, работавших на фондовом рынке в России, сократилось более чем в три раза. Многие иностранные инвестиционные институты (Regent European Securities, Brunswick Warburg, CS First Boston, ING Barings и др.) практически свернули свои операции с российскими ценными бумагами.
В настоящее время в России зарегистрировано 30 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, причем только за январь-сентябрь 1998 года их создано около 2 тыс. Зарубежные компании организуют совместное производство с целью использования дешевой местной рабочей силы, либо избежания высоких таможенных тарифов страны-реципиента. В случае с Россией решающим оказывается второй фактор.
Несмотря на сложность экономической и политической ситуации в стране деятельность большинства совместных предприятий остается относительно стабильной. Многие западные компании по-прежнему считают Россию своим стратегическим партнером и не намерены снижать здесь свою деловую активность.
Однако кризис все же оказал дестабилизирующее влияние и внес серьезные поправки в перспективы деятельности предприятий с иностранным участием. С изменением платежеспособного спроса и конъюнктуры внутреннего рынка в настоящее время СП корректируют свои объемы производства.
Практика показала, что наибольшие возможности получения прямых иностранных инвестиций имеют региональные экономики, в силу развития селективного стимулирования иностранных инвестиций. Ряд российских регионов, которые имеют более сильные позиции вследствие своего промышленного потенциала, географического расположения или функционирования администрации, проводят активную деятельность по привлечению инвесторов в реальный сектор экономики и созданию благоприятного инвестиционного климата.
Заключение
Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет — это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.
Будучи экономической формой существования реальных объективно обусловленных распределительных отношении государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, является частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, имея при этом одновременно ряд особенностей. К ним можно отнести следующее: государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с i (елью использования ее на удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных образований; с помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами страны, сферами общественной деятельности; пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом па конкретном этапе его экономического развития; область государственного бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением государственного бюджета по сравнению с другими финансовыми звеньями.
Список литературы
Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Дело, 2003.
1. Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 386 с.
2. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. - М.: Наука, 2002. -437 с.
3. Безруков В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура инвестиционного рынка. // Экономист, 2003 г., № 7, С. 3-5.
4. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике.// Вопросы экономики, 2003 г., № 7, С. 104-107.
5. Бромвич М. Бюджет и межбюджеьные отношения. – М.: Инфра-М, 2003. – 432 с.
6. Ерофеев А., В.Марковская. Динамика иностранных инвестиций в России 1994-2004 гг. – Инвестиции в России, 1998, №7, 9 с.
7. Инвестиционный рейтинг регионов России.- Эксперт, 1996, №47, 28 с.
8. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1997-1998 годы. - Эксперт, 1998, №39,18 с.
9. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы /Под ред. И.П. Фаминского. – М., 1995. – 448 с.
10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс:Принципы, проблемы и политика. В 2т.: Пер. с англ. 11-го изд. - М.: 1995. - 400с.
11. Матеров И.С. Доклад на заседании Рабочей группы Консультативного совета по иностранным инвестициям в России по улучшению инвестиционного климата (Москва, 23 марта 2001 г.)
12. Научные доклады. Инвестиционный климат в России.// Общество и экономика, 2002 г., №12, С. 175-176.
13. Тастевен М. Условия формирования благоприятного регионального инвестиционного климата. // Экономист, 2003 г., №11, С. 44.
14. Уринсон. О мерах по активизации инвестиционного процесса.// Вопросы экономики, 2002, № 7, С. 11-14.
15. Фанштейн А. “Привлечение инвестиций в национальную экономику”/ Эко, 2003, №7, С. 35-41.
[1] Бабич А.М., Павлова Л.Н., Государственные и муниципальные финансы – М.: Дело, 2003. – с. 90.
[2] Бромвич М. Бюджет и межбюджеьные отношения. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 24.
[3]Бабич А.М., Павлова Л.Н., Государственные и муниципальные финансы – М.: Дело, 2003. – с. 109.
[4] Бромвич М. Бюджет и межбюджеьные отношения. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 35.
[5] Ерофеев А., В.Марковская. Динамика иностранных инвестиций в России 1994-2004 гг. – Инвестиции в России, 2005, №7, 9 с.
[6] Ерофеев А., В.Марковская. Динамика иностранных инвестиций в России 1994-2004 гг. – Инвестиции в России, 2005, №7, 9 с.