СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Рационализация грузовых перевозок. 4

2. Дальнейшее развитие и повышение работ (транспортных предприятий) 10

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение

Решая транспортные проблемы, необходимо использовать теоретические и методологические достижения в этой области. Однако важно применять не только имеющиеся достижения, но и выработать свою транспортную стратегию и определить главные ее принципы. В основе логистической модели должны лежать проблемы транспортного процесса, которые бы включали в эту модель реалистические предположения. Важной областью исследований является разработка аналитических результатов для распределения эвристики маршрутизации транспортных средств, изучение компромиссов между запасами ресурсов, их транспортировкой и размещением. Отсюда видно, что перспективным направлением исследований может послужить объединение экспертной системы с транспортно-маршрутной системой на основе взаимосвязанной оптимизации.

В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.

1. Рационализация грузовых перевозок

Рационализация грузовых перевозок – компетенция транспортной логистики.

Под технологией процесса перевозки груза понимается способ реализации людьми конкретного перевозочного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных этапов и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности перевозок. Задача технологии – очистить процесс перевозки грузов от ненужных операций, сделать его целенаправленнее. Сущность технологии перевозки грузов выявляется через два основных понятия – этап и операция. Этап – это набор операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс. Операция – однородная, логически неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняемая одним или несколькими исполнителями.

Технологию любого процесса перевозки груза характеризуют три признака: расчленение процесса перевозки, координация и этапность, однозначность действий. Назначение расчленения процесса перевозки грузов на этапы представляет собой определение границ имманентных требований к субъекту, который будет работать по данной технологии. Любая операция должна обеспечивать приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивать переход от одной операции в другую. Последняя операция этапа должна быть своеобразным введением к первой операции следующего этапа. Чем точнее описание процесса перевозки грузов будет соответствовать его субъективной логике, тем большая вероятность достижения наивысшего эффекта деятельности людей, занятых в нем. Разрабатываемые технологии должны учитывать требования основных экономических законов и, в первую очередь, закона повышения производительности общественного труда.

Координация и поэтапность действий, направленных к достижению поставленной конкретной цели, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития определенного перевозочного процесса. Технология не создается на «пустом месте», а имеет связь с технологией прошлого и будущего. Технология, действующая сегодня, должна базироваться на принципах, которые позволяли бы легко переделывать ее в технологию будущего.

Каждая технология должна предусматривать однозначность выполнения включенных в нее этапов и операций. Отклонение выполнения одной операции отражается на всей технологической цепочке. Чем значительнее отклонение параметров от запроектированных технологией, тем больше опасность нарушить весь процесс перевозки груза и получить результат, не соответствующий проекту.

Вначале разрабатывается технология всего процесса перевозки грузов, а потом отдельных этапов. После разработки технологии этапов их необходимо рассмотреть с позиции технологического единства.

Между техникой и технологией существует причинно-следственная связь, однако решающее значение принадлежит технике.

Технологический процесс изобретен не сегодня. Подобно тому, как, по словам Мольера, люди не задумываются над тем, что пишут и говорят прозой, так и работники автотранспортных предприятий, используя определенную технологию, не задумываются над ней. В прошлом технологии процесса перевозки грузов формировались в большинстве случаев интуитивно. Технологические процессы перевозки грузов не были целенаправленно и сознательно разработанными системами этапов и операций. Поэтому в настоящее время очень многие перевозочные процессы недостаточно эффективны.

Транспорт — это отрасль материального производства. осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с приме­нением различных транспортных средств. Затраты на вы­полнение этих операций составляют до 50% от суммы об­щих затрат на логистику.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транс­порт не общего пользования.

Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отрас­лей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магист­ральным (магистраль — основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае — в системе путей сооб­щения).

Понятие транспорта общего пользования охваты­вает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт не общего пользования — внутрипроизвод­ственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо про­изводственных систем.

Транспорт органично вписывается в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики. Вместе с тем су­ществует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность меж­ду участниками транспортного процесса может рассматри­ваться вне прямой связи с сопряженными производствен­но-складскими участками движения материального потока.[1]

К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласован­ность действий непосредственных участников транспор­тного процесса.

Применение логистики в транспорте, так же, как и г производстве или торговле, превращает контрагентов и; конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе.

Логистика, как отмечалось, это единая техника, техно­логия, экономика и планирование. Соответственно, к задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение тех­нической и технологической сопряженности участников транс­портного процесса, согласование их экономических интере­сов, а также использование единых систем планирования. Кратко охарактеризуем каждую из этих задач.

Техническая сопряженность в транспортном комплек­се означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми па­кетами.

Технологическая сопряженность подразумевает приме­нение единой технологии транспортировки, прямые пере­грузки, бесперегрузочное сообщение.

Экономическая сопряженность — это общая методо­логия исследования конъюнктуры рынка и построения та­рифной системы.

Совместное планирование означает разработку и при­менение единых планов графиков.

К задачам транспортной логистики относят также:

-                       создание транспортных систем, в том числе созда­ние транспортных коридоров и транспортных цепей;

-                       обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

-                       совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

-                       выбор вида транспортного средства;

-                       выбор типа транспортного средства;

-                       определение рациональных маршрутов доставки и др.[2]

Маршрутизация перевозок — это наиболее совершенный способ организации материалопотоков грузов с предприятий оптовой торговли, оказывающий существенное влияние на ускорение оборота автомобиля при рациональном и эффективном его использовании.

Создание маршрутов позволит точно определить объем перевозок грузов со снабженческо-сбытовых предприятий, количество автомобилей, осуществляющих эти перевозки, способствует сокращению простоя автомобилей под загрузкой и разгрузкой, эффективному использования подвижного состава и высвобождению из сфер обращения значительных материальных ресурсов потребителей. Вместе с тем маршрутизация позволяет повысить производительность автомобилей при одновременном снижении количества подвижного состава, поступающего на предприятие при том же объеме перевозок.

Если маршруты созданы, определены и соблюдаются сроки поставки, то производственные запасы потребителей могут сокращаться в 1.5-2 раза, снижая тем самым затраты на складирование.

Необходимость маршрутизации перевозок грузов обосновывается еще и тем, что маршруты дают возможность составления проектов текущих планов и оперативных заявок на транспорт, исходящих из действительных объемов перевозок.

Таким образом, разработка обоснованных маршрутов и проектов планов перевозок будут способствовать своевременному и бесперебойному выполнению поставок продукции и эффективному взаимодействию снабсбытовых и автотранспортных организаций.

Для разработки маршрутов используют экономические и математические методы, методы сетевого планирования, практические материалы и иные источники. Конечным результатом должен стать документ, характеризующий согласованный график работы снабсбытовых, транспортных организаций и предприятий.

При составлении графика доставки необходимо учитывать следующие условия:

1. Наличие необходимой продукции на складских комплексах, предприятиях оптовой торговли.

2. Наличие транспортных средств для обслуживания складского комплекса, предприятий оптовой торговли с учетом перевозимой продукции и средней загрузки автомобиля. Расчет должен быть произведен не только на ходовое количество транспортных средств, а и на запас в случае поломок и других обстоятельств.

3. Потребители продукции должны обеспечивать своевремен-ный прием продукции и разгрузочные работы.[3]

2. Дальнейшее развитие и повышение работ (транспортных предприятий)

Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар "от двери до двери", избавляя отправителя от необходимости лишних перевозок. Грузовики - рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.

Транспортное хозяйство является артерией предприятия, связующей материальные потоки. Ритмичность и качество выполняемых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность функционирования предприятия в целом. Транспортные операции являются важной составной частью производственного процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях регулирования его хода и обеспечения заданного ритма производства (например, при помощи конвейеров).

Рациональная организация внутризаводского транспорта, оптимизация грузопотоков и грузооборота способствуют сокращению длительности производственных циклов изготовления продукции, ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижению себестоимости продукции, росту производительности труда.

На предприятиях используют различные виды транспортных средств (классификация)[4]:

1.     по сфере обслуживания - средства межцехового и внутрицехового транспорта;

2.     в зависимости от режима работы - транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т.п.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и т.п.);

3.     по направлениям движения - транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т.п.) и смешанного перемещения (краны и т.п.);

4.     по уровню автоматизации - автоматические, механизированные, ручные;

5.     по виду перемещаемых грузов - транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.

Повышение экономической эффективности использования автотранспорта на предприятиях автомобильного транспорта, имеет важное значение для повышения роста производительности труда. Эта проблема наиболее остро стоит в настоящее время, в связи с технической изношенностью и постоянным сокращением автопарка. Поэтому важно наиболее полно использовать имеющийся транспорт.

Специалисты в области автотранспорта выделяют несколько основных путей повышения экономической эффективности использования автомобильного транспорта. Среди них важными являются следующие: повышение коэффициента использования автопарка, который прямым образом зависит от величины пробега автотранспортного средства с грузом. Одновременно с этим необходимо сокращать количество простоев из-за технических неисправностей автомобиля. Немаловажным направлением является правильный учёт горюче-смазочных материалов и т. д.

При рассмотрении эффективности использования автотранспорта специалистами предложены различные системы показателей снижающих себестоимость перевозок. Так В. А. Зязев, Л. Ф. Кормаков, В. Н. Котелянц, И. В. Лихачёв  считают самыми значимыми из них, такие как: объём перевозки груза в единицу времени.

Этот показатель характеризует максимальный объём перевезённого груза (тонн) за единицу рабочего времени (час, месяц, год).

Вторым важным показателем является производительность автопарка. Он выражается коэффициентом использования автопарка[5].

Третьим показателем является грузоподъёмность автомобиля. Чем выше грузоподъёмность, тем меньше удельный расход топлива, смазочных материалов, количества ездок и других показателей на единицу перевезённого груза.

Несколько иную систему эффективности использования транспортных средств применяет крупный специалист в этой области Верзилин В. А.. Его взгляды отражаются в более глубоком исследовании экономических показателей при эксплуатации автотранспорта. В своей работе “Эффективность использования автомобильного транспорта” он отмечает, что прямые эксплуатационные затраты или себестоимость перевозок характеризуют издержки производства, которые выражаются системой показателей. Рассмотрим некоторые из них.

Основным показателем В. А. Верзилин считает объём перевезённых грузов за смену или за 1 час сменного времени. Сменное время позволяет делать более точные экономические расчёты по перевозкам и их затратам. Вторым показателем являются затраты труда в расчёте на 1 тонну перевезённых грузов. Этот показатель свидетельствует об уровне производительности труда на перевозке грузов. Третьим показателем являются удельные капитальные вложения в расчёте на 1 тонну перевезённого груза автомобилями, которые определяются как частное от деления балансовой стоимости автомобиля на его выработку. Четвёртым показателем, по мнению В. А. Верзилина, являются приведённые затраты, которые учитывают в комплексе величину прямых эксплуатационных затрат и размеры основных средств производства. Как видим, В. А. Верзилин, использует довольно сложную систему экономических расчётов, но отличаться эта система будет своей полнотой анализа в структуре производственных затрат.

Рассмотренные выше две системы показателей наиболее полно отражают экономические расчёты для автотранспортного предприятия.

Более высокая эффективность использования специализированного автотранспорта (автопоездов) по сравнению с одиночными автомобилями определяется тем, что для выполнения одинакового объёма работы требуется меньшее количество ездок, в итоге в 2 –3 раза уменьшается расход топлива и других эксплуатационных материалов на 1 тонну перевозимого груза.

Немаловажным направлением в повышения эффективности использования автотранспорта на предприятиях автомобильного транспорта  является снижение себестоимости автомобильных перевозок. Так, специалистами установлено, что низкое техническое состояние автомобиля и регулярный ремонт, а также плохое состояние дорог увеличивают себестоимость перевозок на 30 – 33 %.

Заключение

Транспорт — важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных пред­приятий, так и районов, и страны в целом.

Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект

Список литературы

1.     Алексеева М.М. Планирование деятельности автотранспортного предприятия.- М.: Финансы и статистика, 2004.

2.                     Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2002. – 386 с.

3.                     Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учеб. пособ. – М.: ИНФРА-М, 2002. - 384с.

4.                     Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учеб. пособ. - Ростов ГАС, 2002. - 328с.

5.                     Залманова М.Е. Логистика: Учеб. пособ. – Саратов: СГТУ, 2001.- 167с.

6.                     Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учеб. пособ. - М.: Машиностроение, 1999. – 396 с.

7.                     Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.


[1] Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учеб. пособ. - Ростов ГАС, 2002. – С. 114

[2] Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учеб. пособ. - М.: Машиностроение, 1999. – 206

[3] Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учеб. пособ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 183

[4] Алексеева М.М. Планирование деятельности автотранспортного предприятия.- М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 67.

[5] Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – с. 189.