Содержание

1. Рассмотрите две формы обмена – бартер и товарно-денжный обмен. Каковы их преимущества и недостатки?  4

2. Что такое естественные монополии? Приведите примеры российских естественных монополий. Какие процедуры регулирования в отношении естественных монополий может предпринимать государственная власть?. 6

Задача №1. 11

Задача №2. 12

Тесты... 12

Список литературы... 17

1. Рассмотрите две формы обмена – бартер и товарно-денжный обмен. Каковы их преимущества и недостатки?

Основная формула сделки: "товар - деньги" (за товар деньги) при продаже и "деньги - товар" (за деньги товар) при закупке. Коммерцию охватывают и так называемые бартерные сделки, осуществляемые по формуле: "товар - товар" (за товар другой товар или услуги). Формула довольно простая.  Однако, подлинная картина коммерческого бизнеса намного сложнее кажущейся. Коммерческое предпринимательство включает поиск и закупку товаров, обеспечивает его сохранность, транспортировку, доставку в торговую точку, продажу товаров и продажное, а иногда и послепродажное обслуживание покупателя, например, доставку на дом, установку и устранение дефектов. Сюда же входит и документальное оформление торговых сделок.

В дотоварном, то есть натурально хозяйстве результат про­изводства потреблялся самим производителем и оставался просто продуктом труда. В товарном хозяйстве, основанном на общественном разделении труда, производитель и потребитель (в подавляющем большинстве) разные люди. Результат производства превращается из продукта в товар, то есть производится для продажи. Первоначально возник обмен излишками продукта. Затем, с развитием разделения труда, возникла необходимость в постоянном обмене, появился пря­мой товарообмен (бартер), а затем были рождены деньги - рождены именно торговлей и возникли как техническое средство, облегчающее обмен товарами. Без денег более или менее легко может состоятся прямой обмен, когда у каждого из партнеров есть именно то, что нужно другому. Но если на рынок пришли всего три человека, но по­парно они не сходятся?

Действительно, представьте

А - принес на рынок овечьи шкуры, чтобы выменять на них башмаки.

Б - принес башмаки, чтобы выменять полотно.

В - принес полотно, чтобы выменять шкуры.

Каждый из них предлагает свой товар желанному партнеру, но обмен не получается.

Наконец, один из них предлагает двухшаговый обмен: А меняет шкуры на полотно (а нужны ему башмаки), затем меняет полученное полотно на нужные ему башмаки. На нашем примитивном рынке полотно превратилось в деньги. Именно оно облегчило перемещение (как эко­номисты говорят "ОБРАЩЕНИЕ")[1] товаров между участниками торговли.

       Деньги как средство обращения обслуживают акты продажи и купли товаров и услуг. К этой посреднической функции непосредственно примыкает и переплетается с ней функция денег как средство платежа - оплата налогов, получение и возврат кредита, выплата зарплаты, пособий, оплата коммунальных услуг. При этом передвижение денег не сопровождается одновременным перемещением товаров. Использование денег в качестве платежного средства было подробно расписано еще в “Русской правде” XI в. - “Куны нужны для уплаты виры (штрафа), долга и реза(процента), оброка и дани (с плуга - рала и двора - дыма)”. По мере развития индустриального общества, средство платежа все чаще замещает средство обращения. В современной экономической литературе эти две функции денег обычно объединяются в одну. Значение денег как средство обращения трудно преувеличить, поскольку они позволяют уйти от бартерной формы торговли. Замена бартера денежным обменом отделяет акт продажи от акта покупки. Если существуют деньги, то продавец товара должен лишь найти того, кто хочет купить его товар, а, получив деньги, он может покупать все, что ему вздумается. Замена механизма бартерных сделок механизмом, использующим деньги как средство обращения, приводит к снижению издержек обращения. Денежный обмен требует гораздо меньших усилий и времени, чем бартер. Снижая издержки обращения, деньги стимулировали развитие специализации и торговли.

Деньги, хорошо выполняющие функцию средства обращения, с готовностью должны приниматься каждым. Имеющие широкое распространение, деньги предоставляют их владельцу некую всеобщую покупательную способность,  являющуюся весьма важным преимуществом. Использование денег позволяет осуществлять гибкий выбор типов и количества покупаемых товаров, выбор времени и места совершения покупки, а также партнеров для сделки. Если некое средство обращения используется в течение достаточно длительного времени, то его приемлемость становится стабильной. Приемлемость денег зависит от готовности и желания населения их использовать. Вот несколько примеров неприемлемости денег.    В 1970 году  Казначейство США, в течение двух лет, производило выпуск двухдолларовых банкнот (не выпускавшихся с 1966 г.). Население не приняло эти купюры по нескольким причинам. Одной из причин неудачи было то, что двухдолларовые банкноты легко было спутать с однодолларовыми банкнотами. Люди явно предпочитают банкноты с большей разницей номиналов, в 1 доллар, 5 долларов, а не в 1 доллар и 2 доллара. Кроме того, многие почему- то считали, что двухдолларовые бумажки приносят несчастье. В 1979 году Казначейство снова попыталось снизить издержки эмиссии, начав выпуск однодолларовой монеты

2. Что такое естественные монополии? Приведите примеры российских естественных монополий. Какие процедуры регулирования в отношении естественных монополий может предпринимать государственная власть?

Как известно, наиболее эффективной организацией экономики, многими крупными учеными и политиками признается конкурентный рынок. Однако, в силу большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или не эффективно, то есть естественной для них становится высокая степень монополизации.

Классическими примерами естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.[2]

Естественная монополия в промышленном производстве представляет собой случай, когда для общества в целом монополистическая организация производства и реализации продукции экономически более предпочтительна, чем создание конкурирующих между собой предприятий. Основной причиной возникновения и сохранения естественных монополий в сфере производственной деятельности является наличие в ряде отраслей исключительно высокой отдачи от масштаба производства одним предприятием вследствие определенных технологических особенностей.

Отличительная черта таких отраслей - использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и т.д.). Подобная организация производства требует больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции. Кроме того, активы воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.

В случае рынка электрической и тепловой энергии это подразумевает, что энергоснабжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью надежности. В электроэнергетике высокая отдача от масштабов производства связана с высокой фондоемкостью, уровнем концентрации мощностей и централизации управления технологическими процессами.

В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому практически не производилось специальное выделение отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий. Эта необходимость вызвана рядом причин.

Несмотря на наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией.

Ввиду того, что естественные монополии, как правило, производят продукцию, необходимую для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.

Россия не избежала негативного воздействия отраслей-естественных монополий в условиях рынка.

С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей - естественных монополий, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет себестоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.

Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потребителей за счет других. Низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировались за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном транспорте убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов.

С 1993 - 2003 гг. отраслевые цены российских естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики (см. Табл. 1). Они приблизились к уровню мировых, а в некоторых случаях (например, международные телефонные тарифы) превзошли их. Потребители стали оказывать давление на правительство вплоть до выдвижения требования замораживания цен.

Таблица 1

Рост цен на продукцию естественных монополий в 1993 - 2003 гг., раз.[3]

1993 год

1997 год

2000 год

2003 год

Газ

9

3,38

3,49

1,12

Электроэнергия

13,6

3,0

2,87

1,39

Ж/д перевозки

18,5

4,2

2,71

1,22

цены производителей (промышленность)

10

3,3

2,8

1,24

Потребительские цены

9,4

3,15

2,31

1,18

Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обоснованности издержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о соответствии качества предлагаемых продукции и услуг уровню цен. Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольные сегменты, заработная плата превышала среднюю по экономике и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями.

Учитывая основообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что рост цен на производимую ими продукцию явился мощнейшим фактором макроэкономической инфляции, которая справедливо охарактеризована экономистами как инфляция издержек.

Однако, нельзя однозначно утверждать, что отрасли-естественные монополии за годы перехода к рынку обеспечили себе процветание за счет всей остальной экономики. Следствие ценовой дискриминации - катастрофические неплатежи - больнее всего ударило именно по собственному источнику.

Как итог данного раздела можно выделить следующие основные задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях:

-       обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);

-       определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

-       стимулирования предприятий отраслей-естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.

-       использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики.

-       управление развитием экономики в регионах.

Задача №1

Спрос и предложение на рынке некоторого товара описываются уравнениями q = 400 – р; q = - 50 + 2р. Найти уровень рыночной цены, которой соответствует избыток спроса в размере 60 единиц товара. Дать графическую иллюстрацию.

Решение:

Построим кривые спроса (D) и предложения (S). (рис.1.) Найдем точку на прямой спроса (D), где Q = 60. Определим цену при таком количестве товара.

Таким образом, получаем: кривая спроса D: q = 400 – p. Подставляя Q = 60 ед. получим: Р = 340 у.е.

Ответ: Р = 340 у.е.

Задача №2

Пусть первоначально размер национального капитала составляет 100 ден.ед. в течение первого года осуществляются чистые инвестиции в размере +3 ден.ед., во втором году - -2 ден.ед. Найти величину валовых инвестиций во втором году, если годовая норма потребления капитала равна 10%.

Величина валовых инвестиций в первом году равна: (100 + 3) + 103*0,1 = 113,3 ден. Ед.

Величина валовых инвестиций во втором году равна: (113,3 – 2) + 111,3*0,1 = 122,63 ден. Ед.

Ответ: Величина валовых инвестиций во втором году = 122,63 ден. Ед.

Тесты

1. Что неверно для конкурентного предприятия, находящегося в состоянии долгосрочного равновесия?

а.     P = AFC;

б.     Р = АС;

в.     МС = АС;

г.      Р = МС.

(где Р – цена товара, АС – средние общие издержки; AFC – средние постоянные издержки; МС – предельные издержки).

AFC – средние постоянные издержки, которые определяются по формуле: совокупные постоянные издержки к количеству товара. На графике AFC постепенно снижается с увеличением объема производства, а значит в долгосрочном периоде AFC не может равняться Р.

2. Предельная норма замещения (субституции) измеряет:

а.     Величину эффекта субституции благ;

б.     Общую полезность, получаемую потребителем в равновесии;

в.     Дополнительную полезность, которую потребитель получает от  последующих единиц благ;

г.      Желание потребителя замещать одно благо другим так, чтобы общая полезность оставалось неизменной.

Предельная норма замещения блага А благом В (MRSB,A) показывает, насколько можно сократить потребление блага А при увеличении потребления блага В на единицу, не изменяя при этом степень удовлетворенности потребителя.[4]

3. Если Х – нормальный товар, то рост денежных доходов потребителя сместит:

а.     Кривую предложения Х влево;

б.     Кривую предложения Х вправо;

в.     Кривую спроса на Х влево;

г.      Кривую спроса на Х вправо.

Увеличение повышает спрос на такие нормальные товары как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, капуста, репа, восстановленные шины, поношенная одежда и т.п.[5]

4. Для ситуации «ликвидной ловушки» характерны:

а.     Полное отсутствие эффекта вытеснения негосударственных расходов;

б.     Неспособность денежно-кредитной политики влиять на размер денежной базы;

в.     Неспособность бюджетной политики влиять на макроэкономическую конъюнктуру;

г.      Ответы а) и б) верны;

д.     Ответы б) и в) верны.

Если экономика находится в ликвидной ловушке, при которой кривая LM горизонтальна, рост государственных расходов имеет максимальное влияние на равновесный уровень дохода. Ставка процента не меняется, следовательно, нет тормозящего действия роста госрасходов на национальный доход.

Классический случай и эффект вытеснения частных инвестиций. Сначала рассмотрим, что собой представляет эффект вытеснения. Эффект вытеснения возникает тогда, когда в результате экспансионистской фискальной политики ставка процента повышается до такого размера, что уменьшаются частные расходы, особенно инвестиции. Если кривая LM проходит вертикально, то рост госрасходов не увеличивает равновесный уровень дохода, а лишь увеличивает ставку процента.

 Рост госдоходов сдвигает кривую IS до положения IS', но не оказывает влияния на доход. Если спрос на деньги не восприимчив к изменению ставки  процента (как подразумевает вертикальная LM), то существует единственный уровень дохода, при котором денежный рынок находится в равновесии. Та­ким образом, рост правительственных расходов не изменяет равновесный  уровень дохода, а только увеличивает равновесную ставку процента. Но если госрасходы увеличиваются, а уровень доходов неизменен, то это должно  компенсироваться снижением личных доходов. Рост ставки процента вытесняет частные инвестиции. Эффект вытеснения, точно определяя значение этого термина, означает снижение частных расходов (особенно инвестиций), в соответствии с ростом ставки процента в случае фискальной экспансии. Когда  кривая LM вертикальна, эффект вытеснения будет максимальным. График инвестиций показывает это. Если положительный наклон графика кривой сильнее, чем вертикальный, ставка процента при воздействии фискальной политики увеличивается медленно, и как результат, инвестиции снижаются незначительно. Размеры эффекта вытеснения, таким образом, зависят от на­клона кривой LM и, следовательно, от процентной зависимости спроса на деньги. Если в экономике наблюдается полная занятость, то рост товаров и услуг, закупаемых государством, должен означать, что любые другие сектора покупают меньше товаров и услуг в размере, равном наиболее высокому уровню госрасходов.[6]

5. Бюджетная политика окажет стабилизирующее воздействие на макроэкономическую динамику, если она сократит бюджетный дефицит в ситуации:

а.     Углубляющегося рецессионного разрыва ВВП;

б.     Углубляющегося инфляционного разрыва ВВП;

в.     Роста сбережений частного сектора;

г.      Ухудшения торгового баланса страны.

Одно из направлений бюджетной политики государства – сокращение инфляционного разрыва ВВП. В этом случае государство также позитивно воздействует на макроэкономическую динамику.[7]

6. Какое определение потенциального ВВП неверно?

а.     Потенциальный ВВП – это такой реальный ВВП, при котором:

б.     Достигается полная занятость населения в экономике;

в.     Циклическая безработица равна нулю;

г.      Естественная безработица превышает фактическую безработицу;

д.     Фактическая безработица представлена только структурным и  фрикционным компонентами.

Потенциальный ВВП - это тенденция реального ВВП на длительных временных интервалах, представляющая собой долгосрочные производственные возможности экономики или максимальный объем выпуска, который экономика может обеспечить при стабильных ценах. Потенциальный выпуск иногда также называют уровнем выпуска при высокой занятости. Когда экономика полностью использует свой потенциал, уровень безработицы низок, а уровень производства высок. [8]

Список литературы

1.           Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика / Под общ. ред. Л.С. Тарасевича. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та экономики и финансов, 2004.

2.           Линдерт. П.Х. Мировая экономика – М.: Прогресс, 2002.

3.           Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

4.           Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001.

5.           Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2000. 

6.           Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 1998.

7.           Экономическая теория: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2003.


[1] Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика / Под общ. ред. Л.С. Тарасевича. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та экономики и финансов, 2004. – с. 15-16.

[2] Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001. – с. 148.

[3] Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 1998. – с. 194.

[4] Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999.  – с. 138.

[5] Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 51.

[6] Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001. – с. 310.

[7] Там же. – 329.

[8] Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 138.