Егорова Юлия Алексеевна

 

 

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ (ОТРАСЛЕВОЙ АСПЕКТ)

 

Специальность 08.00.14 - мировое хозяйство и международные экономические отношения

 

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

 

 

Москва –1998

 

 

Работа выполнена в Московском государственном институте международных отношений (Университет) МИД РФ и Отделе международных экономических отношений Института мировой экономики и международных отношений РАН

 

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы исследования. Выход российской экономики из глубокого системного кризиса возможен только через расширение масштабов производственных инвестиций. Общий объем капиталовложений в 1997 году составил примерно 1/5 часть от уровня 1990 года, и около 60% от суммы начисленной амортизации. Это означает, что на данном этапе не происходит даже простого воспроизводства основных фондов. Сохранение существующей тенденции сжимающихся накоплений ведет к необратимому разрушению реального сектора экономики, обострению социально-экономического положения. Для перелома кризисной ситуации в области капиталовложений требуется привлекать все возможные источники финансовых ресурсов. В настоящее время положение осложняется нехваткой внутренних инвестиций, поэтому использование иностранного капитала для подъема ключевых отраслей выступает необходимым условием восстановления инвестиционной активности, модернизации экономики, улучшения позиций России в международном разделении труда.

Однако объем зарубежных инвестиций, поступающих в российскую экономику, остается незначительным. При этом большая их часть приходится на финансовый сектор и портфельные инвестиции, которые в значительной степени носят спекулятивный характер. Необходимы качественные изменения в подходе к использованию иностранного капитала для долговременного подъема отечественной экономики, прежде всего повышения эффективности использования зарубежного капитала в реальном секторе народного хозяйства; для обновления и модернизации производства и его инфраструктуры, где у зарубежного инвестора имеются организационные и технологические преимущества.

Обострение конкуренции на международных рынках капитала усиливает потребность в выработке и научном обосновании четкой политики государства по привлечению иностранных капиталовложений. Свободные инвестиционные ресурсы распределяются в основном через международные финансовые рынки и по каналам ТНК. Поэтому оценка потенциальных размеров, форм и сфер предпочтения иностранного капитала требует анализа основных тенденций в развитии таких рынков. Падение производства и накоплений в большинстве отраслей российской экономики, обусловленное необходимостью структурной перестройки всей хозяйственной деятельности, предопределяет высокий спрос на производственные капиталовложения. И если иностранные инвесторы могут до определенной степени варьировать использование своих капиталов в мировой экономической системе, то для отечественных предприятий проблема поиска баланса между собственными потребностями и интересами зарубежных инвесторов становится все более насущной.

Сокращение капиталовложений в народное хозяйство в целом усилило кризисные явления в инвестиционно-строительной сфере. Утрата производственного потенциала отрасли не только снижает эффективность будущих капиталовложений в масштабах всей экономики, но и ухудшает современную экономическую ситуацию. Получается замкнутый круг, разорвать который возможно и необходимо прежде всего в звене инвестиций. Все это определило актуальность темы исследования, ее научную и практическую значимость.

Изученность проблемы. Привлечению и эффективному использованию иностранных инвестиций уделяли внимание такие экономисты, как Дж.М.Кейнс, П.Самуэльсон, Р.Солоу, И.Фишер, Дж.Хикс, Й.Шумпетер, создавшие современную теорию накопления как фактора экономического роста. Широко известны эмпирические работы по иностранным инвестициям в Западной Европе Дж.Даннинга, а также в развивающихся странах - М.Фабера, М.Мебиуса. В последнее время вышел ряд работ по направлениям иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой, в частности, Р.Берда, М.Фелпса и других авторов.

Общеэкономическое содержание инвестиционного процесса рассматривалось в работах отечественных ученых, среди которых следует выделить Л.И.Абалкина, А.И.Анчишкина, Н.Д.Кондратьева, В.В.Шеремета, Т.С.Хачатурова и других.

Изучением вопросов, касающихся иностранных капиталовложений в России и анализом мировых инвестиционных экономических процессов занимались А.З.Астапович, М.М.Богуславский, М.Г.Делягин, А.А.Дынкин, В.П.Караваев, И.С.Королев, З.А.Котляр, Ю.В.Куренков, Я.А.Рекитар, И.П.Фаминский, В.Н.Шенаев и другие.

Исторический аспект привлечения иностранных инвестиций в России освещен в трудах Е.В.Богомоловой, А.И.Безрукова, В.И.Бовыкина, А.Г.Донгарова, П.А.Хромова и других.

При написании диссертации широко привлекались материалы, публикуемые в регулярных изданиях ООН, ОЭСР, периодических зарубежных журналах: "Financial Market Trends", "Financial Times", "International Construction", "Construction News", "Engeneering News Record", а также в российских периодических изданиях - журналах "Инвестиции в России", "Вопросы экономики", "Рынок ценных бумаг" и газетах "Финансовые известия", "Строительная газета" и в ряде других.

Большую помощь в проведении исследования оказали статистические материалы, предоставленные Департаментом экономической политики и развития г.Москвы.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения мировых тенденций в области движения капитала, исторического и современного опыта использования иностранных инвестиций в российской экономике, существующей литературы и официальных материалов теоретически обосновать стратегические направления государственной политики привлечения иностранных инвестиций в Россию и повышения их эффективности с точки зрения интересов отечественной экономики.

Достижение этой общей цели обеспечивается путем решения следующих конкретных задач:

- выявить тенденции, существующие на международных финансовых рынках и приоритеты зарубежного инвестирования;

- проанализировать исторический опыт привлечения иностранного капитала в Россию и СССР;

- обозначить основные источники капиталовложений для экономики России и конкретизировать роль иностранных инвестиций в процессе восстановления, обновления и развития ее производственного потенциала;

- определить общеэкономические условия инвестирования и основные проблемы, стоящие перед зарубежными инвесторами при осуществлении капиталовложений в России;

- обобщить международную практику организации экспортных проектов и зарубежные источники финансирования строительства;

- рассмотреть состояние и перспективы деятельности иностранных инвесторов в Москве, в частности, в строительстве.

Предметом исследования выступают факторы, методы и инструментарий, обеспечивающие повышение эффективности и привлекательности инвестиций как для иностранного собственника финансовых ресурсов, так и для российской экономики.

Новые научные результаты, полученные автором в ходе данного исследования, состоят в следующем:

1. На основе анализа и обобщения мировых тенденций движения капитала, исторического и современного опыта привлечения иностранных производственных инвестиций в российскую экономику теоретически обоснована концепция государственной стратегии в области привлечения инвестиционных ресурсов из-за рубежа, определены пути повышения их эффективности с точки зрения интересов российской экономики. Особенность такой концепции состоит в том, что центральным моментом является развитие национального производства и мобилизация собственных финансовых ресурсов. В то же время предусматривается создание в стране, на основе направленного государственного воздействия, благоприятного климата для широкого привлечения иностранного капитала к осуществлению эффективных инвестиционных проектов. Выделены и систематизированы факторы, определяющие привлекательность российской экономики для иностранных инвесторов. Обоснован механизм реализации этих факторов.

2. Обозначены основные тенденции в развитии мировой конъюнктуры в области инвестиций, проанализирована структура и динамика международных финансовых рынков. Систематизированы современные формы привлечения зарубежного капитала. Выявлены основные участники глобальных инвестиционных процессов. Определены примерные размеры свободных инвестиционных ресурсов, которые могут быть использованы в российской экономике.

3. Уточнена классификация факторов, влияющих на привлекательность инвестиционных проектов для иностранных капиталовложений, в том числе: роль инвестиционной политики государства на федеральном и региональном уровнях; его присутствие в качестве действующего гаранта экономических прав и обязанностей субъектов хозяйства, а также выполнение других условий участия зарубежных инвесторов в финансировании проектов на территории России; повышение технологического качества инвестиционных проектов и их экономической обоснованности; развитие отечественного кадрового потенциала и формирование новых целей личностной ориентации для граждан России.

4. Выделены и обоснованы основные исторические этапы привлечения иностранных инвестиций в Россию. Рассмотрена роль иностранных инвестиций в отечественной экономике в разные периоды ее развития. Обозначены традиционные приоритеты использования зарубежного капитала в народном хозяйстве.

5. Раскрыта ответственная роль строительного комплекса в практической реализации и привлечении иностранных инвестиций, а также взаимодействие рыночного хозяйства и строительной отрасли. Рассмотрены некоторые особенности экспортного строительства и его финансирования с помощью иностранных инвестиций.

Кроме того, уточнены основные категории, связанные с процессом привлечения иностранных производственных инвестиций в Россию.

Иностранные производственные инвестиции - это международный процесс трансформации денежного капитала в основные и оборотные средства хозяйствующего субъекта, позволяющие эффективно выпускать продукцию, пользующуюся спросом на внутреннем и мировом рынках.

Возможности привлечения иностранных производственных инвестиций в экономику отдельного государства определяются uнвecmuцuoнным потенциалом страны - единством двух основных

условий осуществления производственных инвестиций, К ним относятся: а) наличие потребности (спроса) в накоплениях и б) возможность их практического осуществления: доступность реальных источников финансирования и инвестиционных гарантий; проектных и строительных организаций, производственной, в том числе транспортной инфраструктуры, связи и др.

На уровне предприятия эти условия выражаются в привлекательности инвестиционного проекта - совокупности объективных и субъективных факторов, обеспечивающих достаточно высокую экономическую, коммерческую и социальную эффективность, а также финансовую защищенность конкретного проекта. Обоснованное распределение такого эффекта позволяет достигнуть взаимной заинтересованности сторон, то есть удовлетворить интересы зарубежного владельца капитала и его реципиента с российской стороны.

Теоретической и методологической основой исследования являются современные методы научного познания, в том числе методы логического, сравнительного и исторического анализа; системный подход; наблюдение; социологические обследования, выявление, группировка, классификация факторов и др.

В ходе подготовки данной диссертации автором изучены теоретические и прикладные разработки отечественных и зарубежных ученых, статистические источники, официальные документы, законодательные акты.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные выводы данного исследования доведены до практических рекомендаций, в частности, в диссертации определены конкретные пути повышения привлекательности инвестиционных проектов для иностранных инвесторов. Основные положения исследования изложены и апробированы в публикациях автора, обсуждались в ходе научно-практического семинара.

Новые научные результаты, полученные автором, могут быть использованы также в учебных курсах по международным экономическим отношениям.

    1. СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

Поставленные задачи предопределили логику и содержание работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

 

В первой главе - "Иностранные инвестиции в экономике России: источники и перспективы" - анализируются возможности привлечения иностранного капитала в Россию с учетом ее национальных интересов, исторической практики и современного состояния экономики страны.

Основные тенденции на международном рынке капитала определяются изменениями в конъюнктуре мирового хозяйства и соответствующими сдвигами в отраслевой структуре спроса на капитал.

Развитие науки и высоких технологий определило снижение материалоемкости мирового промышленного производства и относительное падение спроса на многие виды сырья. Эта тенденция привела к соответствующим изменениям в отраслевой структуре инвестиций: произошло сокращение доли отраслей добывающей промышленности, преобладавших в 50-е годы, и увеличение удельного веса обрабатывающей промышленности (60-е), а затем и сферы услуг (80 - 90 гг.).

Происшедшие изменения сопровождались снижением относительной доли оплаты физического труда в общих производственных расходах. В результате затраты физического труда становятся менее важным элементом сравнительных издержек. Это связано с заменой живого труда капиталом и знаниями, что сказывается и на инвестиционном процессе: вложения в наукоемкое производство растут опережающими темпами по сравнению с трудоемкими и материалоемкими отраслями.

Другой тенденцией развития мирового хозяйства выступает переход от "реальной" экономики (поток товаров и услуг) к экономике "символов" (движение денежного капитала, изменения валютных курсов и кредитных процентов). Глобальные финансовые потоки приобрели значительную самостоятельность, а кредит превратился в отдельный вид ресурса, позволяющий извлекать доход из самого себя.

В глобальном масштабе наиболее значимым процессом, происходящим в экономической сфере, является интернационализация. Динамика хозяйственного роста отдельных стран все в большей степени определяется не национальной, а мировой экономикой.

В основе всех этих тенденций лежит научно-технический прогресс, приведший к качественному снижению издержек обращения капитала, облегчивший процесс обмена информацией. В то же время он не внес существенных изменений в набор основных потребительских товаров.

Рост иностранных инвестиций, происходит более высокими темпами, чем развитие внутренней экономики отдельных стран. Начиная со второй половины 80-х годов их рост в четыре раза превышал рост мирового ВВП и в 2,5 раза - мировой торговли. Анализ процессов, происходящих на международных финансовых рынках позволил выделить следующие основные закономерности последних лет:

1. В 90-х годах значительный объем инвестиционных ресурсов привлекался за счет приватизации госсобственности, причем в связи с сокращением государственного участия в экономике индустриальных государств около 3/4 объема сделок по приватизации пришлось на развитые страны. Стратегические инвесторы участвовали в акционировании госсобственности незначительно. В среднем ими было приобретено около 10% предложенных на продажу акций. В 1996 году в мире за счет приватизации было привлечено около 88 млрд.долл. Доля иностранных инвесторов составила около 20%. Однако осуществление значительных прямых зарубежных инвестиций в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой начинается только после стабилизации производства ВВП и соответствующего роста внутреннего производственного и потребительского спроса.

2. Основными экспортерами капитала по каналам международных финансовых рынков остаются развитые страны. Однако за последние годы приоритетные формы перелива капитала претерпели существенные изменения:

 

Форма экспорта капитала

Середина 70-х годов

Середина 90-х годов

Банковские кредиты

50%

10%

Облигационные займы

10%

40%

Акции

5%

35%

Прямые инвестиции

35%

15%

 

Из таблицы видно, что за двадцать лет доля прямых производственных инвестиций снизилась больше, чем в два раза. Лидирующую позицию на международных рынках занимают облигационные займы, которые потеснили традиционный банковский кредит.

3. Расширяются объемы реализации акций на международных фондовых рынках. В 1996 году они составили 57,7 млрд.долл. Развивающиеся страны все более охотно прибегают к этому источнику финансирования. В основном это относится к странам Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Общей тенденцией последних лет является быстрое расширение частных инвестиций в развивающиеся страны на фоне сокращения денежных потоков по межправительственным каналам.

4. На международных рынках капитала главными заемщиками выступают развитые страны. На рынке облигаций большая часть операций осуществляется правительствами и местными властями, центральными банками, а также негосударственными финансовыми компаниями и банками стран-членов ОЭСР. Доля частных компаний в международных облигационных займах составляет порядка 30%. Чаще всего они привлекают финансовые ресурсы через рынок международных банковских кредитов. В последнее время все больше компаний из стран, предпочитавших внутренние кредиты, выходили за ними на международный рынок в связи с их относительно меньшей стоимостью. Это обусловило снижение роли доллара как основной валюты займов. В целом, объем операций на международном финансовом рынке составил в 1996 году порядка 1,57 трлн.долларов.

5. Основным источником прямых зарубежных капиталовложений остаются ТНК. В 1996 году в иностранные филиалы было осуществлено инвестиций на сумму около 1,4 трлн.долларов. Крупнейшие ТНК обеспечивают более половины вывоза капитала из США, Австралии, Франции, Германии, Великобритании. Наиболее привлекательные отрасли для инвестирования ТНК - это электронная, автомобильная, химическая, нефтяная и горнодобывающая промышленности. В последние годы отмечается рост интереса к инфраструктурным проектам.

Лидерами экспорта капитала остаются США, Западная Европа и Япония. Однако продолжение внутриотраслевой конкуренции в традиционных отраслях привело к обострению борьбы за рынки сбыта сходной по номенклатуре и основным параметрам продукции, производимой в индустриальных странах. Главным мотивом расширения инвестиций в развивающиеся страны выступает экономия на издержках производства при освоении новых рынков сбыта на основе экспорта освоенных технологий.

В России на всех исторических этапах государство направляло иностранные инвестиции прежде всего в "узкие места" народного хозяйства. До революции это были прогрессивные по тем временам отрасли промышленности. Иностранный капитал выступил как основоположник инноваций в таких отраслях и внес много нового в техническом и организационном плане. После революции преобладали концессии и договоры о технической помощи. В это время к техническим требованиям прибавились стратегические цели: восстановления капиталоемких отраслей; прорыв торгового бойкота; повышение образовательного уровня, кадров; обновление основных фондов в промышленности.

При всем различии форм и методов работы государства с иностранными инвесторами, масштабов участия зарубежного капитала в экономике России до революции и при советской власти, -стратегические приоритеты экономической политики привлечения иностранных капиталовложений во многом совпадали. Они предусматривали развитие технологически передовых отраслей и совершенствование системы организации и управления предприятиями. До 1914 года в импорте предпринимательского

капитала 60% приходилось на портфельные инвестиции. Соотношение внутренних и внешних источников финансирования российской экономики характеризовалось следующими цифрами:

Год

Доля иностранных инвестиций в общем объеме капиталовложений

1914

43%

1927

около 1%

1994

1,5%

 

Анализ динамики привлечения иностранного капитала до 1914 г. позволил сделать вывод, что ускорение темпов развития экономики во времени приблизительно совпадало с этапами наибольшего притока зарубежных инвестиций. Царское правительство использовало классическую схему для развития промышленного производства: создание инфраструктуры (строительство сети железных дорог в основном финансировалось за счет государственных займов за границей) - накопление отечественного капитала - повышение таможенных тарифов на ввоз готовой продукции - новое строительство заводов на территории России с широким участием иностранного капитала.

При советской власти не удалось привлечь крупные зарубежные инвестиции в новое строительство. После завершения периода сдачи концессий (конец 20-х годов) широкое развитие получили договора о техническом сотрудничестве, предусматривающие помощь иностранных специалистов в проектировании, строительстве и оборудовании новых производств. Советская сторона предоставляла необходимые гарантии и обеспечивала такие объекты рабочей силой. На втором месте по привлекательности для государства стояли строительные концессии.

В происхождении иностранного капитала до 1914 года заметно преобладание европейских стран. После революции изменения на мировой политической арене соответственно отразились на структуре привлекаемого в Россию зарубежного капитала:

Страна

Доля отдельных стран в общем объеме иностранных инвестиций в России

1913

1928

1997

Франция и Бельгия

46,7%

нет

незначит.

Германия

28%

13,5%o

15%

Великобритания

17%,

28%o

22%o

США

1%

23,5%

26,7%

Швейцария

незначительно

нет

16,4%o

Швеция

незначительно

12,5%о

незначит.

 

В 1997 году иностранные инвестиции в России осуществлялись крупнейшими мировыми экспортерами капитала - США (26,7%) и Западной Европой (53%). Подавляющее большинство зарубежных производственных капиталовложений направлялось в ТЭК и пищевую промышленность (70% прямых инвестиций).

Поведение иностранных инвесторов на рынках в России в целом совпадает с их политикой в странах Восточной Европы - участие в приватизации и операции на фондовом рынке. Объемы прямых зарубежных капиталовложений в экономике России до сих пор не велики. За 9 месяцев 1997 года они составили около 5 млрд.долл. (14%), портфельные инвестиции в нефинансовый сектор - 0,5 млрд.долл.(1%), ссуды и торговые кредиты - 5,4 млн.долл.(15%). За это же время за счет сектора государственного управления, в том числе и посредством размещения ценных бумаг, было привлечено 19,7 млрд.долл. (53%), а операции банков составили 6,3 млрд.долларов (17%).

 

По данным Госкомстата за те же 9 месяцев 1997 года валовые капиталовложения в производство составили 148,5 трлн.рублей. Из них за счет бюджетов всех уровней - около 20%. Таким образом, основная часть иностранных инвестиций привлекается не столько для развития экономики, сколько для обслуживания государственного долга и покрытия текущих расходов. По существу, капиталовложения в производство осуществляются за счет собственных средств предприятий. Однако в стране имеются другие источники накоплений, задействовав которые можно было бы значительно увеличить инвестиционные потоки в производственный сектор. Сюда относятся: сбережения населения (по некоторым оценкам, около 30 млрд.долл.), долгосрочные банковские кредиты (в 1997 году из 50 млрд.долл. выданных кредитов только 3% - долгосрочные), акционерный капитал. Существенное содействие могли бы оказать средства российской теневой экономики (более 60 млрд.долл.).

На фоне катастрофической нехватки государственных ресурсов представляется целесообразным сохранение присутствия государственного капитала в стратегических отраслях, а для стимулирования долго- и среднесрочных инвестиций следует шире использовать продуманную и действенную программу стимулирования частных инвестиций, в том числе иностранных. В отношении последних основной вопрос заключается в повышении привлекательности и эффективности их использования. Главными критериями привлекательности российской экономики для иностранного капитала выступают прибыльность вложений и минимизация рисков, которые зависят от общеэкономического климата и государственной инвестиционной политики.

' Платежный баланс РФ за январь - сентябрь 1997 года.

При этом привлечение иностранных инвестиций в производственный сектор выявляет особую роль государства, обусловленную потребностью в его присутствии в качестве действенного гаранта экономических прав и обязанностей субъектов инвестиционного процесса. В России улучшение инвестиционного климата может быть обеспечено также за счет снижения активности государства в тех сферах, где в этом нет необходимости и укрепления его позиций по тем направлениям, где присутствие государственной власти требуется для защиты интересов населения и бизнеса. Среди важных вопросов инвестиционной политики, на взгляд автора, будет формирование нового гражданского сознания, основанного на принципах здорового патриотизма, уважения к своему и чужому труду, возможностях самореализации и ответственности за выбранные личные цели. Таким образом государство может способствовать психологической переориентации основной части населения и развитию частного предпринимательства.

Целесообразно также стимулировать иностранные инвестиции в строительный комплекс с целью создания современной транспортной инфраструктуры; улучшения жилищных условий населения; роста производственного и потребительского платежеспособного спроса и технического развития конкретных отраслей. К моменту, когда соответствующий инвестиционный потенциал будет задействован, существенно снизятся сроки окупаемости и повысится эффективность как зарубежных, так и отечественных инвестиций.

 

Во второй главе - "Особенности привлечения иностранного капитала в инвестиционно-строительную сферу" анализируются основные этапы инвестиционного процесса и роль капитального строительства в реализации капиталовложений, перспективы использования зарубежного капитала в данной сфере и опыт Москвы по привлечению иностранных инвестиций в этой области.

Особенности привлечения иностранного капитала в инвестиционно-строительную сферу экономики обуславливаются двумя основными причинами. С одной стороны, ролью строительства в инвестиционном процессе. Из 324,3 трлн.рублей капиталовложений в народное хозяйство России за январь - ноябрь 1997 года 208,6 трлн.рублей (64%) составляли подрядные работы отечественных строителей.^ С другой стороны, технологическое усложнение работ привело к возникновению международной специализации в отрасли и появлению новых форм финансирования инвестиционных проектов с участием строительных организаций.

Масштабное и интенсивное привлечение иностранных производственных инвестиций напрямую зависит от уровня эффективности их осуществления в материальном секторе экономики.

 

^ "Социально-экономическое положение России за 1 - Х1/97", Госкомстат, с.66, 71.

Можно выделить два основных фактора, влияющих на конечный результат производственных инвестиций: привлекательность инвестиционного проекта и качество его реализации.

Иностранные компании при рассмотрении возможностей и в процессе организации промышленного производства в России, в том числе в сфере строительства, сталкиваются с дополнительными рисками, требующими увеличения приемлемой для них норму прибыли. К наиболее существенным можно отнести: риск, связанный с нестабильностью хозяйственного законодательства и условий инвестирования: неполнота или неточность информации об уровне и динамике технико-экономических показателей, финансовом положении предприятий-реципиентов капитала; неопределенность целей, интересов и поведения партнеров на внутреннем рынке.

Привлекательность инвестиций в реальный сектор снижается также из-за слабой координации между налогообложением товаров местного производства и ставками таможенных пошлин на импортируемые товары. Очевидно, что когда цена товара (с учетом налогообложения), произведенного в России, выше, чем стоимость такого же товара, ввезенного из-за рубежа, осуществление инвестиций будет нецелесообразным.

В общей стоимости реализуемого инвестиционного проекта в большинстве случаев стоимость строительно-монтажных работ остается основной статьей расходов (максимально - 90% при строительстве складских помещений), за исключением высокотехнологичных проектов, доля которых в общем объеме капиталовложений пока невелика. Таким образом, с точки зрения микроэкономики строительство составляет одну из определяющих стадий инвестиционного процесса.

Индустриальные страны всячески поддерживают строительные компании, решившиеся выйти на международный рынок, объем торгов на котором в настоящее время превышает 100 млрд.долл. Зарубежный опыт доказывает, что стимулирование государством экспортного строительства приводит к: репатриации значительной части прибыли, а также дополнительному приросту вывоза технологического оборудования, вспомогательной продукции и услуг, который может достигать половины стоимости контракта. Положительным фактором выступает создание новых рабочих мест. В среднем контракт на 1 млрд.долл. способствует возникновению около 30000 вакансий.

В России, при существующей нечеткости ее инвестиционных приоритетов, неспособности населения оплатить покупку жилья и отсутствии ипотеки - строительство оказалось абсолютно зависимым от наличия надежного заказчика. Возможности частно-общественного финансирования в настоящее время ограничены отсутствием отечественных инвесторов. В таком случае правомерным было бы привлечение иностранного капитала, для которого основным условием осуществления строительных работ является гарантированный платежеспособный спрос.

Широкие возможности для привлечения инвесторов из-за рубежа открываются при рассмотрении проектов, связанных с развитием производственной инфраструктуры. В использовании иностранного капитала для финансирования этого вида строительства имеет явные плюсы:

1. Рост занятости (в 1997 году в строительстве России было занято 11% трудоспособного населения) и стабилизация доходов значительной части населения.

2. Увеличение доходной части бюджета (1996 год - 9% добавленной стоимости в ВВП за счет строительных работ).

3. Развитие самого строительства, что позволит в будущем рассчитывать на снижение сроков освоения производственных инвестиций и рост собственных ресурсов.

4. Создание современной инфраструктуры (снижение издержек настоящих и будущих производственных капиталовложений). 5, Расширение производства в смежных отраслях (5% валового объема промышленного производства в 1997 году было обеспечено промышленностью строительных материалов, плюс повышение спроса на электроэнергию, продукцию машиностроительного и лесного комплексов и других сопряженных отраслей).

При определенной государственной поддержке Россия имеет возможность участвовать в реализации инвестиционных проектов за рубежом, особенно это касается сооружения атомных электростанций. строительства метро, тоннелей и трубопроводов. Сейчас московские метростроевцы часто привлекаются для консультаций при осуществлении тоннельных работ в Европе. Российские специалисты участвуют в возведении и монтаже технологического оборудования для АЭС в Китае.

По мнению экспертов ЮНИДО, на современном этапе наиболее предпочтительной формой осуществления иностранных инвестиций является проектное финансирование, поскольку предусматривает ответственность как заказчика, так и подрядной организации за конечные результаты их деятельности. В этом случае необходимые для строительства иностранные инвестиции могут привлекаться как подрядчиком, так и заказчиком. Последний подписывает вексель для кредитной организации, в котором гарантирует своевременную выплату кредита и начисленных процентов при условии выполнения строительной компанией своих обязательств. Если динамика доходов по проекту правильно рассчитана, выплата кредита после ввода объекта в эксплуатацию не вызывает трудностей.

У этой формы зарубежного финансирования есть как плюсы, так и минусы. Во-первых, поскольку строительство ведет иностранный подрядчик, российские строительные компании могут оказаться без заказа. Однако сохраняется перспектива роста в промышленности стройматериалов и других сопряженных отраслях. Во-вторых, кредит, частично ушедший на оплату иностранной рабочей силы, надо будет отдавать. С другой стороны, поскольку стоимость строительства может составлять значительную часть общей стоимости инвестиционного проекта, такое финансирование позволяет перенести эти издержки на будущий период эксплуатации предприятия и диверсифицировать источники ссудного капитала. При этом может быть получен доступ к более выгодным источникам заемного капитала, таким как средства международных финансовых рынков, зарубежные государственные программы кредитования экспорта, долгосрочные кредиты международных финансовых институтов. Кроме того, поскольку проектное кредитование основано на эффективности конкретного проекта, оно не предусматривает тщательной оценки репутации заказчика, его финансовой истории и размера кредитного обеспечения.

Дополнительным преимуществом является тот факт, что подрядная организация может обеспечить поставку и монтаж современного импортного оборудования на тех же выгодных условиях. В целом такое кредитование может быть прировнено к долгосрочным иностранным инвестициям в производство. Однако проектное финансирование повышает требования к качеству информационно-аналитической базы проекта и налагает на заказчика дополнительную ответственность по этому вопросу.

В последнее время в международной практике строительства стали использовать такие схемы финансирования проектов, как "строительство-эксплуатация-передача", "строительство-владение-эксплуатация" и "строительство-владение-передача". Эти схемы используются дия привлечения иностранного капитала при развитии сырьевых и энергетических отраслей, объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, экологического строительства (водоочистные сооружения, заводы по переработке мусора и т.п.). Привлечение такого типа иностранного капитала в Россию имеет свою историю (в виде концессий после революции) и ряд преимуществ в использовании на современном этапе. Для нашей страны он представляется наиболее перспективным и выгодным в настоящее время.

Размещение ценных бумаг под конкретный инвестиционный проект или акций крупных строительных компаний на международных фондовых биржах, хотя и используется в мировой практике для привлечения иностранного капитала, но для России такой источник сегодня мало реален.

Рассматриваемые проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию иллюстрируются в диссертации данными экономической статистики г.Москвы.

Динамика последних лет показывает, что Москва остается самым привлекательным регионом для иностранных инвесторов. Однако здесь, как и по всей России в целом, инвестиции в реальный сектор не носят значимого характера. Проблема оживления производства носит столь же актуальный характер, как и на общероссийском уровне.

Имея лишь 6% населения России, Москва сосредоточила больше половины банковского дела, 20% розничной и 1/3 оптовой торговли, 3/4 оборота российского рынка жилья.

Развитие города на современном этапе определяется перераспределительной и посреднической функцией банков, других хозяйственных органов, которые регулируют развитие экономики России. Это определяет привлекательность Москвы как реципиента иностранных инвестиций и специфическую направленность строительных работ на территории города - сооружение жилищных и офисных объектов.

Вместе с тем на примере Москвы явно видны все проблемы, связанные с зарубежными капиталовложениями и развитием отечественного строительного комплекса. В частности:

- Ограниченные источники финансирования:

- Невысокое качество работ;

- Низкие темпы технического перевооружения;

- Засилие бюрократии;

- Трудности со строительными материалами;

- Конкуренция со стороны полулегальной иностранной рабочей силы, в том числе из стран СНГ;

- Текучесть кадров и потеря квалифицированного ядра рабочей силы в отрасли;

- Отсутствие инвестиционной политики на перспективу.

Все это сильно ограничивает приток иностранных капиталовложений в строительство. Опыт Москвы однозначно показывает, что участие иностранных инвесторов в отечественной экономике на настоящий момент носит эпизодический, а во многих случаях - спекулятивный характер. Основными стратегическими партнерами в Москве оказались ТНК в пищевой промышленности, осуществляющие капиталовложения и реинвестирующие прибыль в развитие производства. Слабое развитие инвестиционного комплекса и деформации в ожиданиях населения и бизнеса приводят к выделению одной - двух отраслей, за счет которых и осуществляется поддержание экономики всего региона.

Как уже отмечалось, в настоящее время, даже при наличии достаточного количества отечественных строительных организаций, качество их работ и конкурентоспособность таковы, что зарубежные компании оказываются в явном преимуществе. Однако рано или поздно в российской экономике начнется осуществление крупномасштабных капиталовложений. Для их реализации не хватит зарубежных мощностей, и процесс освоения инвестиций будет ограничиваться уровнем развития отечественного строительного комплекса. Это приведет к инфляционному росту цен на стройматериалы и строительно-монтажные работы. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо уже сейчас развивать промышленность стройматериалов, проектные и строительные организации, обеспечив им конкурентную среду, налоговые льготы на оборудование и машины, а также механизм банкротства.

 

В заключении подведены итоги проведенного исследования и сделаны следующие выводы:

1. Дополнительное привлечение иностранных инвестиций в Россию может быть обеспечено за счет средств международного рынка капиталов. На международных финансовых рынках необходимые ресурсы могут привлекаться крупнейшими отечественными компаниями и банками, в частности, в форме еврооблигаций. Транснациональные корпорации, осуществляя прямые капиталовложения за рубежом, ориентируются прежде всего на доступный и емкий внутренний рынок сбыта в стране-реципиенте капитала. Рост национального производства и повышение качества жизни населения России послужат основой для более значительного притока иностранных инвестиций в экономику страны.

2. Инвестиционный потенциал России обеспечивается высоким уровнем спроса на капиталовложения со стороны производственного сектора и существующими предпосылками для его реализации:

а) многочисленные квалифицированные и относительно дешевые кадры проектантов, застройщиков, подрядчиков, инженеров, конструкторов, других специалистов, а также рабочих массовых профессий.

б) достаточно мощный научный потенциал, особенно в области физических, космических, технических и естественных дисциплин:

в) разветвленная, хотя и сильно изношенная производственная, инженерная, транспортная и другие инфраструктуры; г) емкий и ненасыщенный внутренний рынок.

3. Одной из причин низкого уровня привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию выступает отсутствие общей продуманной инвестиционной политики. Корректировка политики правительства и ЦБ по привлечению иностранных инвестиций целесообразна, в частности, в отношении кредитной блокады инвестиционных проектов, когда ставка рефинансирования и доходность ГКО поддерживаются на уровне, превышающем среднюю рентабельность предприятий реального сектора. Одновременно необходимы стабилизация фискальной политики, снижение налогового бремени на первоначальном инвестиционном этапе, создание льготных условий для реинвестирования прибыли в производство.

Другое направление совершенствования государственной экономической политики - создание и обеспечение четкого функционирования инфраструктуры рынка, снижение трансакционных издержек и развитие частного предпринимательства.

4. Привлечению зарубежных производственных капиталовложений, помимо улучшения общего инвестиционного климата, может способствовать:

- Целенаправленное продвижение информации на внешних рынках капитала, раскрывающей особенности и преимущества реализации инвестиционных проектов в России и учитывающей психологию и цели зарубежных инвесторов;

- Координация политики налогообложения импортируемых товаров и продукции, произведенной на внутреннем рынке;

- Снижение таможенных пошлин на ввоз современного технологического оборудования;

- Совершенствование институциональной структуры российской экономики;

- Упрощение организационных процедур и сокращение сроков принятия решений при рассмотрении инвестиционных проектов в соответствующих инстанциях;

- Четкая регламентация прав, связанных с владением собственностью на территории РФ;

- Снижение различного рода рисков.

5. В настоящее время потребности в инвестициях для модернизации, реконструкции и обновления изношенного производственного аппарата в России превышает наличные финансовые возможности. Между тем в стране есть внутренние источники накопления: средства населения, банков, теневой экономики. Но пока эти денежные средства не организованы. Видимо, нужно создавать специальный экономический механизм - систему денежных займов, гарантированных облигаций и др., а также соответствующих правовых норм (инвестиционный кодекс), которые позволили бы направить поток финансовых ресурсов на решение этой первоочередной задачи.

6. Российские компании могут существенно расширить привлечение иностранного капитала на условиях проектного финансирования. В этом случае повышаются требования к качеству инвестиционного проекта и его информационно-аналитической базе. Перечень необходимых данных и форм может быть размещен в сети Интернет для открытого доступа заинтересованных лиц. Постепенный переход российских организаций, в том числе и строительных, на международные стандарты бухгалтерского учета поможет сделать экономическую информацию более понятной для иностранного инвестора. Среди важных направлений реформирования корректировка амортизационной политики, внесение изменений в учет товарно-материальных запасов и основных средств, начисление финансовых результатов, правила переноса убытков, формирование резервных фондов.

7. Важную роль в повышении привлекательности производственных инвестиций играют проектирование и строительство. От их качества и эффективности во многом зависят темпы и масштабы развития новых и действующих предприятий и организаций, а также уровень жизни россиян. Конечно, одно строительство, само по себе, не может решить все вопросы восстановления и роста промышленного потенциала. Создание мощной и эффективной строительной базы является необходимым, но не достаточным условием усиления экономической активности. Данная работа раскрывает только ряд направлений улучшения общего инвестиционного климата, в том числе за счет повышения конкурентоспособности отечественных строительных компаний.

Представляется вполне реальным, при поддержке государства и финансовых структур, осуществление Россией экспорта строительной продукции. Это будет способствовать накоплению отечественного капитала и поддержанию жизнеспособности строительного комплекса.

С другой стороны, возможно развитие в России специализированных форм привлечения иностранного капитала в инвестиционно-строительную сферу. Сюда относятся как традиционные виды займов - кредиты поставщика и кредиты покупателю, так и современные схемы - "строительство-эксплуатация-передача" , "строительство-владение-эксплуатация", "строительство-владение-передача", а также проектное финансирование. Привлечение иностранного капитала в строительство позволит значительно снизить сроки освоения капиталовложений и повысить эффективность инвестиций из всех источников, что в свою очередь повысит инвестиционный рейтинг России в мире.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Инвестиционная политика России на современном этапе. 1 п.л. Журнал "Финансовый бизнес", № 6 за 1998 г.

2. Иностранные инвестиции в экономике России: проблемы и перспективы, 0,8п.л. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН № 53482 от 23.04.98.

3. Современная структура и динамика международного рынка капиталов. 0,8 п.л. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН № 53501 от 29.04.98.

Конец формы


Яндекс

Реклама на Яндексе

Помощь

Спрятать

Яндекс.Деньги

Яндекс

Реклама на Яндексе

Помощь

Показать

Закрыть

Яндекс.Деньги