Содержание
Задание №2. Философия Сократа. 3
2.1. Время, в которое жил Сократ и которое определило его философские предпочтения. 3
2.2. Чем, по Сократу, должна заниматься философия и какова особенность его философских размышлений? Над какими проблемами он размышляет?. 4
2.3. Какую форму выяснения истины выбрал Сократ? В чем ее особенность по сравнению с предыдущими?. 4
2.4. В чем сущность субъективной диалектики Сократа?. 6
2.5. Что такое «этический рационализм»?. 6
2.6. Место и роль Сократа в истории философии. 6
2.7. Актуален ли Сократ сегодня?. 7
Задание №3. Соотнести следующие понятия и имена по принципу, указанному в таблице: вода, число, воздух, апейрон, Бытие, человек и его мышление, огонь, атом Анаксимен, Анаксимандр, Пифагор, Демокрит, Сократ, Гераклит, Парменид, Фалес. 7
Задание №4. Логические задачи и упражнения. 8
Задание №5. Тестовая проверка знаний. 9
Список литературы.. 12
Задание №2. Философия Сократа
2.1. Время, в которое жил Сократ и которое определило его философские предпочтения
Сократ-первый афинский (по рождению) философ. Он происходил из дема Алопека, входившего в Афинский полис и расположенного на расстоянии получаса ходьбы от столицы Аттики.
Отец Сократа-Софрониск, ремесленник-камнетес, а мать-Финарета - повивальная бабка.
Во время войны Афин со Спартой Сократ доблестно исполнял свой воинский долг. Он трижды участвовал в сражениях, в последний раз в битве при Амфиподе в 422 г. до н. э., когда спартанцы разбили афинян (этой битвой закончился первый период войны, завершившийся Никиевым миром 421 г. до н. э.).
Во втором периоде этой злосчастной для Афин войны Сократ уже не участвовал. Но она его коснулась одним из своих трагических событий. В 406 г. до н. э. афиняне после ряда поражений одержали победу при Аргинусских островах в морском сражении, но афинские стратеги вследствие бури не смогли похоронить убитых.
Поражение Афин в Пелопоннесской войне и последующая тирания тридцати также не прошли мимо Сократа. Однажды, будучи снова пританом, Сократ отказался участвовать в расправе тиранов над одним честным афинским гражданином.
Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях античной демократии исполняли все свободные афиняне. Однако Сократ не стремился к активной общественной деятельности. Он вел жизнь философа: жил непритязательно, но имел досуг. Был плохим семьянином, не заботился ни о жене, ни о трех своих сыновьях, родившихся у него поздно. Все свое время Сократ посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников. В отличие от софистов Сократ не брал денег за обучение.[1]
2.2. Чем, по Сократу, должна заниматься философия и какова особенность его философских размышлений? Над какими проблемами он размышляет?
Из среды софистов вышел величайший философ древности и один из великих людей в истории человечества – Сократ (369-399 гг. до н.э.). Свой путь философа Сократ начал с физики, изучения природы. Но быстро пришел к выводу, что совершенство живых существ, сложность и согласованность природных явлений таковы, что понять их не под силу простому смертному.[2] К тому же восприятие может легко обмануть относительно сущности явлений. Тогда он обратился к внутреннему миру человека и, углубившись в самого себя, нашел, что именно здесь существуют неоспоримые истины и нравственные принципы. Восприняв от них интерес к человеку и его внутреннему миру, мыслитель считал, что философия должна заниматься не природой и поиском первоначал, ее цель – человек, но ни его анатомия, физиология и даже ни юридическая сторона дела, а самосознание. Философ более стремится обнаружить внутренние мотивы человеческого поведения, нежели внешние импульсы его: богатство, слава, почести. Сократ к ним относит нравственные добродетели и прежде всего – достоинство, справедливость, благо, они-то и становятся предметом бесконечным дискуссий.
2.3. Какую форму выяснения истины выбрал Сократ? В чем ее особенность по сравнению с предыдущими?
Философски чрезвычайно важна форма выяснения истины Сократа, применяемая при исследовании этических вопросов. В целом ее можно назвать методом субъективной диалектики. Будучи любителем самосозерцания, Сократ вместе с тем любил общаться с людьми. К тому же он был мастером диалога, устного собеседования. Не случайно обвинители Сократа боялись, что он сумеет переубедить суд. Он избегал внешних приемов, его интересовало прежде всего содержание, а не форма.[3]
Своего философского учения Сократ в письменную форму не обликал, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методологически направленного к определенной цели спора. Не ограничиваясь руководящей ролью в пределах своего философско-политеческого кружка, Сократ бродил по Афинам и всюду - на площадях, на улицах, в местах общественных собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел беседы с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философскиие, религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную пропаганду своего этического идеализма.
Сократовская ирония-это не ирония скептика и не ирония софиста. Скептик здесь сказал бы, что истины нет. Софист же добавил бы, что, раз истины нет, считай истиной то, что тебе выгодно. Сократ же, будучи врагом софистов, считал, что каждый человек может иметь своё мнение,, но истина же для всех должна быть одной, на достижение такой истины и направлена положительная часть метода Сократа.
Сомнение (я знаю, что ничего не знаю) должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию (познай самого себя). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды,- необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию.[4]
2.4. В чем сущность субъективной диалектики Сократа?
"Как же получить знание добродетели"? – вопрошает великий грек. И отвечает: только обсуждая проблемы, сомневаясь, сталкивая различные мнения, ведя диалог с другими и с собой. И Сократ показывает высокое мастерство диалогического спора, в ходе которого явление изучалось с самых разных сторон, а мысль двигалась от незнания к знанию, от поверхностного – к более глубокому и закреплялась в понятиях – определениях, фиксирующих наиболее общее, устойчивое в вещах. Это – субъективная диалектика, метод, когда человек в активном самосозерцании и размышлении углубляет свои знания и движется к их полноте. А философ, подобно повитухе, которая оказывает помощь при родах, помогает человеку "вылупиться" из незнания, подняться над известным, приобрести новое знание и как бы родиться заново.
2.5. Что такое «этический рационализм»?
Быть нравственным, значит обладать знанием о том, что такое благо, справедливость, добро и т.д. Если человек владеет таким знанием, он соответственно и поступает. Позиция, отождествляющая нравственный поступок с нравственным предписанием, получила название этического рационализма. В противовес софистам Сократ считал, что в обществе должны существовать нерушимые принципы поведения, ибо, если все изменчиво, относительно и нет абсолютных точек отсчета, обществу грозит крушение.
2.6. Место и роль Сократа в истории философии
Значение творчества Сократа, поистине, историческое. Он активно способствовал переводу внимания с космоцентрической тематики к антропологической, полагая в центре ее размышлений человека. В самом же человеке выделял особый аспект – разум, знания и прежде всего о человеческих добродетелях, положив тем самым начало европейскому гуманизму. Древнегреческий философ разработал новый диалого-диалектический метод обретения истины, вошедший в историю культуры как сократический.
2.7. Актуален ли Сократ сегодня?
Учение Сократа, его методология актуальна и в настоящее время. Сократ совершил в философии коренной переворот. Натурфилософы бились над разрешением проблемы: что такое природа и последняя реальность вещей? Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, Сократ переиначивает основное философское вопрошание: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее, разумное.
Сегодня также как и во времена Сократа основной упор в познании делается на природу, а человек лишь частично вовлечен в процесс познания мира. В результате чего, страдают человеческие отношения, общество, государства и сама природа, которая является целью современного познания.
Поэтому правильно считал Сократ, что нужно знать окружающий мир на столько на сколь ты можешь использовать эти знания, а для этого познай себя.
Задание №3. Соотнести следующие понятия и имена по принципу, указанному в таблице: вода, число, воздух, апейрон, Бытие, человек и его мышление, огонь, атом Анаксимен, Анаксимандр, Пифагор, Демокрит, Сократ, Гераклит, Парменид, Фалес.
№ п/п |
Понятие, обозначающее первооснову |
Философская школа |
Ее представитель |
1 |
Апейрон |
Милетская школа |
Анаксимандр |
2 |
Человек и его мышление |
Школа Сократа |
Сократ |
3 |
Вода |
Милетская школа |
Фалес |
4 |
Число |
||
5 |
Воздух |
Милетская школа |
Анаксимен |
6 |
Огонь |
Милетская школа |
Гераклит |
7 |
Бытие |
Элейская школа |
Парменид |
Задание №4. Логические задачи и упражнения
«Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре» (Сократ).
1. В чем основной смысл этого высказывания философа?
Смыл этого высказывания в том, что если ты понимаешь какую-то высокую идею, являющейся объективной истиной, которую не признает окружающее тебя общество, то правильным поведением является отстаивание этой идеи до конца. Позор – это когда ты придаешь свою идею, потому что все настроены против тебя и не признают ее. Поэтому лучше уж умереть, чем признать не правильным объективную истину.
2. Как в нем раскрылась судьба Сократа?
После свержения тирании тридцати и восстановления в Афинах демократии Сократ был обвинен в безбожии. Обвинение исходило от трагического поэта Мелета, богатого кожевника Анита и оратора Ликона.
Однако весной 399 г. до н. э. философ предстал перед гелиеей-судом присяжных. В качестве обвинителя выступил Мелет, заявивший, что клятвенно обвиняет Сократа в том, что "он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; и наказание за то-смерть" Для успеха своего обвинения Мелет должен был набрать по крайней мере пятую часть голосов тех, кто заседал в Гелиее. В ответ на обвинение Сократ произнес свою защитительную речь, в которой опровергал выдвинутые против него обвинения, после чего был признан виновным уже большинством голосов. Теперь Сократу надо было самому себе назначить наказание. Он предложил присудить ему пожизненный бесплатный обед в Пританее вместе с олимпийскими чемпионами, а в крайнем случае - штраф в одну мину, после чего присяжные осудили Сократа на казнь еще большим количеством голосов. Тогда Сократ произнес свою третью речь, сказав, что он уже стар (ему было тогда 70 лет) и не боится смерти, которая есть или переход в небытие, или жизнь в Аиде, где он встретится с Гомером и другими выдающимися людьми. В памяти же потомства он, Сократ, навсегда останется мудрецом, тогда как его обвинители пострадают (и в самом деле они, согласно Плутарху, повесились). Все три речи Сократа содержатся в платоновском произведении "Апология Сократа".
3. Как вы оцениваете поступок Сократа (его самоубийство)?
а) Восхищаюсь;
б) Считаю глупостью;
в) Уверен, что не стоило отдавать свою жизнь толпе;
г) Не имею точного мнения.
Задание №5. Тестовая проверка знаний
1. Какое определение философии является первоначальным:
а) Учение о мудрости;
б) Любовь к мудрости;
в) Учение о сверхсущем;
г) Форма теоретического мировоззрения.
2. Выделите предмет философии:
а) Человек и его место в мире;
б) Природа;
в) Универсальные законы и принципы Бытия и познания;
г) Общественно-исторический процесс.
3. Какая из противоположных позиций противоположна материализму?
а) Плюрализм;
б) Идеализм;
в) Монизм;
г) Дуализм.
4. Завершите определение: «Философская позиция, основанная на признании всеобщей обусловленности явлений, называется детерминизм».
5. Кто из древнегреческих мыслителей начинает «линию материализма» в философии?
а) Пифагор;
б) Демокрит;
в) Гераклит;
г) Сократ.
6. Выделите принцип жизнедеятельности, согласно которому основным мотивом человеческих поступков и целью жизни выступает наслаждение.
а) Альтруизм;
б) Эгоизм;
в) Гедонизм;
г) Аскетизм.
7. Кому из древнегреческих мыслителей принадлежит высказывание: «В одну и туже реку нельзя войти дважды»?
а) Демокрит;
б) Гераклит;
в) Протагор;
г) Парменид.
8. Какие философские проблемы, по преимуществу, присутствовали в размышлениях Сократа?
а) Онтологические;
б) Гносеологические;
в) Антропологические;
г) Нравственно-этические.
9. Кто из мыслителей Древней Греции превратил философию из монолога в диалог?
а) Эпикур;
б) Сократ;
в) Гераклит;
г) Аристотель.
10. Прокомментируйте. Президент одной из латиноамериканских стран на вопрос журналиста, что он предпочитает читать в свободное время, ответил: «Труды Сократа». Журналист уличил его во лжи. Почему, как вы думаете?
Потому что Сократ не оставил после себя никаких сочинений.
Список литературы
1. Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002.
2. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – Социальная философии. - М.: Просвещение, 2004.
3. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.
4. Чанышев А.Н. Курс лекций по философии. - М.: Высшая школа, 2003.
5. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.
[1] Чанышев А.Н. Курс лекций по философии. - М.: Высшая школа, 2003. – с. 117.
[2] Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 94.
[3] Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – Социальная философии. - М.: Просвещение, 2004. – с. 157.
[4] Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002. – с. 140.