Содержание

Введение. 2

Глава 1. Сущность и критерии малого предпринимательства. 4

Глава 2. Организация финансов малого предприятия. 9

2.1. Анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия. 13

Глава 3. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства. 17

Глава 4. Налогооблажение  в малом предпринимательстве. 24

Заключение. 27

Список литературы. 29

Приложение 1. 31

Расчетная часть. 33

Введение.

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины - владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.

     Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена тем, что в настоящий момент малые предприятия вынуждены уделять больше внимания проблемам, связанным с формированием и повышением эффективности использования своих финансовых ресурсов и активизировать поиск путей улучшения своего финансового состояния.

       Объектом курсовой работы являются  финансы малого предпринимательства.

Предметом исследования – сущность, критерии, и организация   финансов малого предпринимательства.

      Основной целью настоящей курсовой работы является рассмотрение финансов малого предпринимательства     

Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в данной работе:

    1.Сущность и критерии малого предпринимательства.

    2. Организация финансов малого предпринимательства.

    3.Способы государственной поддержки малого предпринимательства.

     При написании данной курсовой работы были использованы методы  и инструментарий экономического анализа, метод анализа научно-методической

литературы, метод наблюдения, метод экспертных оценок.

     В  качестве  базы  для  анализа  были  использованы  данные бухгалтерского баланса  и  другие формы отчетности ООО «Золушка».

Курсовая работа состоит из введения,  трех  частей,  заключения, списка литературы и расчетной части (вариант I .I)

     В первой части, рассматриваются теоретические вопросы  темы  исследования,  которые  освещают  сущность, критерии   и организацию финансов предприятия, особенности формирования финансовых ресурсов предприятия, сущность, методы и необходимость финансового менеджмента, а также специфика финансового планирования на предприятии в современных условиях.

     Во второй части настоящей курсовой работы дана общая характеристика организации финансов малого предпринимательства и рассмотрен анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия  ООО «Золушка».             

     В третьей  части курсовой работы на основании полученных результатов в предыдущих двух главах представлены способы государственной поддержки малого предпринимательства.

Глава 1. Сущность и критерии малого предпринимательства.

     Финансы - система экономических  отношений,  в  процессе  которых происходят формирование,  распределение и использование централизованных и нецентрализованных фондов денежных средств  в  целях  выполнения функций и  задач  хозяйствующего субъекта и обеспечения условий расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных потребностей  персонала. Упрощая  вышесказанное,  можно сказать,  финансы субъектов хозяйствования, в частности малых предприятий, представляют собой денежные отношения,  связанные  с формированием и распределением финансовых ресурсов, которые формируются за счет таких источников,  как: собственные и  приравненные  к ним средства;  мобилизуемые на финансовом рынке как результат операций с ценными бумагами; поступающие в порядке перераспределения [5, с.24].

         Финансы - это не сами деньги,  а денежные отношения,  посредством которых происходит распределение и перераспределение стоимости валового общественного продукта.  В результате формируются денежные доходы и накопления у предприятий и государства,  которые используются на расширенное воспроизводство и удовлетворение социальных и иных потребностей общества [12, с.56].

     Сущность финансов  как  экономической  категории  отражается в их функциях. В финансовой литературе сложились две  основные  позиции  по этому вопросу.

     1.Финансы предприятий выполняют 2  функции: распределительную  и контрольную.

     2. Финансы имеют 3 функции: образование доходов (накопление капитала; осуществление  расходов (распределительная);  контроль эффективности  [21, с.38].

     Вторая позиция более широко толкует распределительную функцию.

     Посредством финансового механизма происходит распределение финансов, то  есть  формирование фондов денежных средств и их использование по целевому назначению (уставный  фонд,  фонд  развития  производства, фонд материального поощрения, резервный фонд и т.д.).

     Контролирующая функция финансов позволяет узнать,  насколько своевременно и  полно финансовые ресурсы поступают в соответствующие фонды, эффективно ли они используются.  Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация.  Она заключается в финансовых показателях,  которые содержатся в бухгалтерской, статистической и  оперативной отчетности предприятия.  Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятия и  оценить  результаты хозяйственной деятельности.

     Таким образом,  по  экономической  сущности  финансы  предприятий представляют собой  денежные отношения по формированию и использованию денежных доходов и фондов предприятий.

     Материальным носителем  финансовых  отношений являются финансовые ресурсы, которые находятся в распоряжении предприятий и  предназначены для удовлетворения его производственных и социальных потребностей. Финансовые ресурсы представлены в форме прибыли, налогов, взносов на социальное страхование, резервных и страховых фондов [17, с.152].

Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода. Наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.

Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников сохранился и в российском законодательстве. Первоначально этот критерий определен постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991 г. № 406[1], а затем Указом Президента Российской Федерации «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270 [2]. Показатели численности занятых практически не изменились, за исключением непроизводственной сферы, где численность работников не должна превышать 15 чел. Но при этом в соответствии с постановлением Комитета Российской Федерации по статистике «Об утверждении единовременной государственной статистической отчетности о деятельности малых предприятий»[4] малыми считались предприятия всех отраслей экономики независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, имеющие среднесписочную численность Работников: в промышленности, строительстве и на транспорте - 50 чел.; в сельском хозяйстве и в инновационной деятельности - 30 чел.; в науке и научном обслуживании - 15 чел.; в розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании - 15 чел.; в оптовой торговле, остальных отраслях и других видах деятельности - до 25 чел. [7,с.504]. Такое расхождение в количественном определении показателей не могло не сказать­ся на результатах статистической отчетности.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ [3] под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

в промышленности - 100 чел.; в строительстве - 100 чел.; на транспорте - 100 чел.; в сельском хозяйстве - 60 чел.; в научно-технической сфере - 60 чел.; в оптовой торговле - 50 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Итак, российским законодательством установлен один из важнейших показателей, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого предпринимательства, - это численность работающих. Поэтому правильность определения численности работающих на предприятии имеет первостепенное значение как для отнесения предприятия к категории субъекта предпринимательства, так и для получения им права на соответствующую поддержку.

В соответствии с законодательством средняя за отчетный период численность работающих малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица.

Глава 2. Организация финансов малого предприятия.

     Финансовые ресурсы предприятия - это денежные доходы,  накопления и поступления, которые находятся в распоряжении предприятия. Они предназначены для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом,  банками, страховыми и другими организациями.  Кроме того,  финансовые ресурсы служат для осуществления затрат по расширенному воспроизводству, а также  используются  для  экономического  стимулирования  работников предприятия.

     Первоначально формирование  финансовых  ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его величина показывает размер тех основных и оборотных денежных средств,  которые инвестированы в процесс производства

     На момент регистрации общества уставный капитал должен быть оплачен его участниками не менее,  чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного  капитала  общества  подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности предприятия.  Если общество нарушает это обязательство,  то  оно  должно либо объявить об уменьшении своего

уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение  в  установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации.

     В дальнейшем  финансовые  ресурсы  формируются главным образом за счет прибыли и амортизационных отчислений.  Наряду с ними  источниками финансовых ресурсов  выступают:  выручка  от реализации выбывшего имущества, различные целевые поступления,  оплата содержания детей в дошкольных учреждениях, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.[10, c.207].

     Для обеспечения бесперебойного финансирования процесса производства большое  значение имеют финансовые резервы.  В условиях перехода к рынку их роль  значительно  возрастает.  Финансовые  резервы  способны обеспечить непрерывный  кругооборот средств в воспроизводственном процессе даже при возникновении огромных потерь или  наступлении  непредвиденных событий. Финансовые резервы могут создаваться самими предприятиями за счет собственных финансовых ресурсов  (самострахование),  их управленческими структурами (на основе нормативных отчислений), специализированными страховыми организациями (методом страхования) и  государством (резервные фонды).

     За счет финансовых ресурсов формируются финансовые фонды,  назначение которых состоит в подготовке условий,  обеспечивающих удовлетворение постоянно меняющихся общественных потребностей [16, c.469].

Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий. После уплаты всех обязательных платежей остается чистая прибыль, часть которой может направляться на производственное и социальное развитие общества, а другая – на выплату процентов по облигациям, а также в резервный фонд. Возможны выплаты служащим в виде денежных вознаграждений или акций в соответствии с определенным процентом, предусмотренным уставом. Оставшаяся чистая прибыль направляется на выплату дивидендов акционерам. Совет директоров, исходя из финансового состояния общества, конкурентоспособности его продукции и перспектив развития, принимает решение о конкретном соотношении размеров чистой прибыли, распределяемой по указанным направлениям. Не исключено, что в отдельные периоды прибыль не будет направляться на выплату дивидендов акционерам, а в большем размере пойдет на производственное и социальное развитие трудового коллектива и другие цели.

Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами по ее производству и сбыту. Составляющие главной факторной цепочки, формирующей прибыль, - «затраты – объем производства – прибыль» - должны находиться под постоянным вниманием и контролем.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (пассивов). Для недопущения неудовлетворительной структуры баланса необходимо следить за изменением структуры имущества и источников его формирования и проводить мероприятия, направленные на улучшение структуры: оптимальное соотношение собственных и заемных средств предприятия, снижение долей дебиторской и кредиторской задолженностей, уменьшение неоправданных запасов материальных ресурсов и т. д. [18, c.38-40].

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффектив­ность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими пред­приятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важ­нейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это балан­совая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реа­лизации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо дохо­дов и расходов от внереализационных операций.

Основная цель финансового анализа – получение нескольких ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов. [11, c.90].

2.1. Анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.

Для общей оценки динамики финансового состояния предприятия рассмотрим анализ ликвидности баланса  (Приложение 1 таблица 1) позволяет оценить кредитоспособность предприятия, т. е. способность расчетов по своим обязательствам.

Из таблицы (Приложение 1 таблица 1) видно, что за 5 лет (2002-2006 гг.) баланс не выполняет четыре условия ликвидности, а имеет одно или несколько условий невыполнения, отсюда можно сделать вывод, что ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. В реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные. Для наиболее комплексной оценки ликвидности баланса рассчитывается общий показатель ликвидности.

Для оценки платежеспособности используются три основных показателя ликвидности, различающиеся набором ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств (табл. 2).

Таблица 2

Анализ показателей ликвидности активов баланса

 ООО «Золушка»

Наименование коэффициента

Нормативное значение

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Коэффициент абсолютной ликвидности

Промежуточный коэффициент покрытия (критический коэффициент ликвидности)

Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия)

 0,2-0,7

 1,5

 1,0-2,0

0,02

0,47

0,39

0,009

0,29

0,45

0,007

0,43

1

0,004

0,32

0,93

0,007

0,39

0,89

 

 

 

Рис. 1. Динамика изменения показателей ликвидности активов ООО «Золушка»

Исходя из данных таблицы 2 и рисунка 1 можно сделать вывод о неудовлетворительной структуре баланса и отнести данное предприятие к

неплатежеспособным. Но такое заключение часто является спорным, так как нет серьезных обоснований того, что нормативное значение коэффициента текущей ликвидности должно быть равно двум. К тому же, как показали обследования различных предприятий, 80 % из них можно объявить неплатежеспособными. Следовательно, критерии неплатежеспособности предприятия определены без учета действия независящих от предприятия факторов, связанных с кризисным состоянием экономики.

Еще одна важная задача анализа финансового состояния – исследование абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия. Рассмотрим анализ финансовой устойчивости в динамике за 5 лет. Анализ финансовой устойчивости начинается с показателей, отражающих сущность устойчивости финансового состояния (Приложение 2.таблица 3).

Из Приложения 2 таблицы 3 видно, что в соответствии с показателями обеспеченности запасов и затрат собственными и заемными источниками, предприятие ООО «Золушка» имеет кризисное финансовое состояние. Чтобы снять финансовое напряжение, предприятию необходимо выяснить причины изменения в 2006 году следующих статей материальных оборотных средств: производственные запасы, незавершенное производство, готовой продукции и товаров.

Для оценки рыночной устойчивости рассчитывают также некоторые финансовые коэффициенты (таблица 4).

Таблица 4.

Финансовые коэффициенты рыночной устойчивости

Наименование показателей

Нормативное значение

2002г.

2003г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Коэффициент автономии

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

Коэффициент маневренности собственных средств

Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами

 0,5

 1

 0,5

 0,6-0,8

0,53

0,91

0,002

0,004

0,52

0,85

0,008

0,05

0,74

0,54

0,003

0,006

0,56

0,78

0,01

0,02

0,45

0,87

-0,02

-0,02

Из таблицы 4 видно, что за анализируемый период коэффициент автономии в период с 2002-2005 гг. не опускался ниже своего нормативного значения, а в 2006 г. мы видим снижение коэффициента до 0,45, что свидетельствует об уменьшении финансовой независимости предприятия, и увеличении риска финансовых затруднений в будущие периоды.

Так как коэффициент соотношения заемных и собственных средств не превышает единицы, то, следовательно, собственные средства значительно больше заемных, что положительно характеризует деятельность предприятия.

Коэффициент маневренности в 2006 г. имеет тенденцию к снижению, что говорит о незначительной части собственных средств предприятия, находящихся в мобильной форме. Это связано с материалоемкостью производства и значительной длительностью производственного цикла. По коэффициенту обеспеченности нематериальных запасов собственными оборотными средствами видно, что предприятие не обеспечивает запасы и затраты собственными источниками финансирования.

Глава 3. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства.

Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую оче­редь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

Формирование правовой среды малого предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам малого предпринимательства экономическую свободу, права, гарантии, дозволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность субъектов малого предпринимательства перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разных уровней за выполнение в установленные сроки и в полном объеме обязательств [17, c.160].

Формирование правовой среды решает многие проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования. Большим препятствием для дальнейшего развития малого предпринимательства является тот факт, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими. [13,с38.] .

Важное значение для развития предпринимательства имело принятие и введение в действие закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г., который после введения в действие первой части ГК РФ утратил силу (кроме ст. 34 и 35). В данном законе впервые четко были сформулированы права, изложены обязанности предпринимателей, даны гарантии им со стороны органов государственной власти.

Следует особо подчеркнуть значение для развития малого предпринимательства в стране Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изме­нениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» и постановления Правительства РФ «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994- 1995 гг.» от 29 апреля 1994 г. № 409. Эти два нормативных акта направлены на планомерную и длительную поддержку малого предпринимательства в стране. Так, в Указе Президента РФ в целях стимулирования развития малого предпринимательства установлено, что первые два года работы не уплачивают налог на прибыль вновь созданные малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения, при условии, если выручка от указанных видов деятельнос­ти превышает 70% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). Эти малые предприятия в третий и четвертый год работы уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки реализации ими продукции (работ, услуг).

Данная льгота действует, если малые предприятия функционируют не менее 5 лет со дня их государственной регистрации в соответствующей организационно-правовой форме. Этим Указом Президента РФ уменьшены в 2 раза налоговые ставки для банков и страховых организаций, если они преимущественно обслуживают малые предприятия, занимающиеся отдельными видами деятельности. Освобождена от налогообложения прибыль, направляемая в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, созданный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 апреля 1993 г. № 268. В соответ­ствии с Указом малые предприятия освобождены от внесения авансовых взносов по налогу на прибыль, а физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость.

Для развития малого предпринимательства особое значение имеет безусловная реализация Федерального закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 г. № 88ФЗ. Важной является ст. 1 Федерального закона, устанавливающая принципы организации законодательства РФ о государственной поддержке малого предпринимательства. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» направлен на комплексное решение большинства проблем поддержки малого предпринимательства от установления критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства до создания ими некоммерческих организаций.

Правовая база регулирования и поддержки малого предпринимательства не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами. Особое место в механизме малого предпринимательства занимает налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.

Большую роль в поддержке и развитии малого предпринимательства имеет законодательство субъектов РФ и формирование в стране соответствующей инфраструктуры.

В нашей стране, несмотря на относительно неболь­шой срок осуществления реформ и развития предпри­нимательства, создана определенная инфраструктура на федеральном уровне и формируется в субъектах РФ инфраструктура развития и поддержки предприниматель­ства вообще и малого предпринимательства в особен­ности. Значительную роль в поддержке малого предприни­мательства играют Торгово-промышленная палата РФ и торгово-промышленные палаты, действующие в реги­онах, Российское агентство поддержки малого предпри­нимательства и его региональные отделения, обществен­ные объединения предпринимателей [8, с.1]

Определяющее значение в структуре федеральных органов регулирования и поддержки малого предпри­нимательства занимают высшие законодательные и ис­полнительные органы страны: Президент РФ, Государ­ственная дума и Совет Федерации, Правительство РФ. Немаловажную роль в подготовке законодательных и нор­мативных актов играют аппарат Правительства РФ и Ад­министрация Президента. Как видно, одно перечисле­ние федеральных министерств, комитетов, ведомств, ока­зывающих влияние на развитие малого предпринима­тельства, весьма велико, поэтому для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ Указом Президента РФ создан Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП России). Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1045 утверждено Положение о ГКРП России, в котором сформулированы основные задачи и механизм деятельности ГКРП России, его права и обя­занности, структура ГКРП России и др.

Важная роль в инфраструктуре малого предпринима­тельства принадлежит Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства, который реализует свои функции в соответствии с уставом, утвержденным пос­тановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 424. Фонд является некоммерческой организацией в форме учреждения, осуществляющий финансовое обес­печение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. В уставе сформулированы цель и основные направления деятель­ности Фонда, источники формирования имущества Фонда, управление Фондом и др.[9,с.54].

Основной целью деятельности Фонда является фи­нансовое обеспечение Федеральной программы государ­ственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, включая мероприятия, проводимые ГКРП России.

К инфраструктуре малого предпринимательства сле­дует отнести Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российскую ассоциацию маркетинга. Международный фонд поддержки инновационных пред­приятий «Инносоюз», Институт малого предпринима­тельства Высшей школы экономики, общероссийские общественные объединения предпринимателей [20,c.518].

Инфраструктура малого предпринимательства включает также лизинговые фирмы и компании, технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологичес­кие центры, учебные центры, страховые компании, кре­дитные и другие организации, оказывающие различ­ные формы поддержки субъектам малого предпринима­тельства.

В соответствии с законодательством финансово-кре­дитная поддержка малого предпринимательства осущес­твляется федеральным Фондом поддержки малого пред­принимательства, фондами субъектов РФ и муниципаль­ными фондами с привлечением заинтересованных ор­ганизаций. Финансовое обеспечение фондами государ­ственных и муниципальных программ поддержки мало­го предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фон­дов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Фонды поддержки малого предпринимательства всех уровней осуществляют следующие мероприятия по фи­нансированию субъектов малого предпринимательства:

- предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность;

- предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательст­вом;

- выполнение функций залогодателя, поручителя, га­ранта по обязательствам малых предприятий;

- долевое участие в создании и деятельности хозяйству­ющих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструк­туры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки ма­лого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

- финансирование мероприятий по подготовке, пере­подготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических струк­тур, защите прав потребителей;

- финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов.

В соответствии с законодательством кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляет­ся на льготных условиях с компенсацией соответствую­щей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, кото­рые вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предприниматель­ства на льготных условиях. Такой же порядок предус­мотрен при страховании субъектов малого предприни­мательства [19,c.263].

Важное место в механизме поддержки предпринима­тельства занимает производственно-технологическая и имущественная поддержка, оказание помощи субъектам малого предпринимательства в предоставлении в аренду (или в собственность) сооружении, оборудования, производственных и служебных помещений, иного иму­щества, находящихся в государственной или муници­пальной собственности. В решении этой проблемы осо­бая роль отводится субъектам РФ и органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в создании сети технопарков, лизинговых фирм.[14,с.108].

Глава 4. Налогооблажение  в малом предпринимательстве.

Упрощенная система налогообложения (УСН) имеет два объекта: «доходы» и «доходы минус расходы». Право перехода на УСНО предоставляется с начала календарного года при условии, если у организации по итогам девяти месяцев текущего года доход по реализации без учета НДС не превысил 15 млн руб. и подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на 2007 год в размере 1,241. На индивидуальных предпринимателей указанное ограничение не распространяется. Для перехода на УСНО организации подают заявление в налоговый орган по месту нахождения, а индивидуальные предприниматели - по месту жительства в период с 1 октября по 30 ноября предшествующего года. В заявлении сообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года. Вновь созданная организация и индивидуальный предприниматель вправе подать заявление об использовании УСНО в 5-дневный срок с даты постановки на налоговый учет и применять ее с этой даты. Если налогоплательщик перестал быть плательщиком ЕНВД до окончания текущего года, то он вправе на основании заявления перейти на УСНО с начала того месяца, в котором была прекращена его обязанность по уплате ЕНВД. Формы заявления о переходе на УСН и сообщения об уплате права на применение УСН утверждены приказом ФНС РФ от 17.08.2005 N ММ-3-22/395. В случае превышения установленного дохода в 20 млн рублей и допущения несоответствия требований и др. обязательных условий, поименованных выше, налогоплательщик, использующий УСНО, считается перешедшим на общий режим налогообложения с того квартала, в котором допущено превышение, и уплачивает причитающиеся налоги, предусмотренные законодательством РФ. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором превысил ограничения. Налогоплательщик имеет право перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января, а вновь перейти на УСНО вправе не ранее, чем через один год после того, как утратил право на УСНО. I вариант, когда объектом налогообложения выбраны доходы - ставка 6%. II вариант - доходы, уменьшенные на величину расходов, - ставка 15%.

       Налогоплательщик выбирает объект налогообложения самостоятельно, но не может его менять в течение 3 лет с начала применения УСНО. Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта доходы, уменьшенные на величину расходов, и применяют налоговую ставку 15%. При использовании второго варианта объекта налогообложения установлен минимальный налог в размере 1% налоговой базы, т.е. доходов, определенных в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Выбор объекта налогообложения осуществляется до начала года, в котором впервые применена УСНО.

     Применение УСНО обеспечивает уплату единого налога и освобождает от уплаты организациями:

 - налога на прибыль организаций;

- налога на имущество организаций;

- единого социального налога; индивидуальными предпринимателями:

- налога на доходы физических лиц;

- НДС (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию РФ);

- налога на имущество, используемое для предпринимательской деятельности;

- единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Все налогоплательщики, применяющие УСНО, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и иные налоги в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Налоговый период - календарный год. Отчетные периоды - I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года. Налогоплательщики, выбравшие объектом доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют авансовые платежи по фактически полученным доходам, рассчитанным нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания I квартала, полугодия, 9 месяцев с учетом авансовых платежей. Сумма налога (авансовых платежей) уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, но не может быть уменьшена более чем на 50%.

       2. Налогоплательщики, выбравшие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на расходы, исчисляют авансовые платежи по итогам каждого налогового периода нарастающим итогом по фактически полученным доходам, уменьшенным на величину расходов с учетом сумм авансовых платежей. Уплата налога и квартальных авансовых платежей производится по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя. Налог по итогам календарного года уплачивается с подачей декларации организациями не позднее 31 марта следующего года, индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля следующего года.   Налоговые декларации представляются и авансовые платежи уплачиваются по итогам первого квартала, полугодия и 9 месяцев не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.  Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности на основании книги учета доходов и расходов, форма которой утверждена приказом Минфина РФ .

Заключение.

Анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации.

Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.

В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой. Обобщая данные социологических опросов, в аналитическом докладе, подго­товленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему: «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в нашей стране: налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения кредита и высокая кредитная ставка; неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; большая, громоздкая отчетность; нет льгот; рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партне­ров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого в особенности.

Список литературы.

1. Постановление Правительства РСФСР «О мерах поддержке малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991г. № 406.

2. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270.

3. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ.

4. Постановление Комитета Российской Федерации по статистике «Об утверждении единовременной государственной статистической отчетности о деятельности малых предприятий».

5.    Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента / Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005,  с.478.

6. Балацкий Е. «Точки Лаффера и их экономическая оценка» // Экономика и жизнь - 2003г. №12 с.85-94

7. Булатов А.С. // Экономика 2-е издание переработанное и дополненное .- М.: БЭК, 2002г. с. 500-529

8. Высоков В. «Малый бизнес «в тени» - государству жарко» // Экономика и жизнь - 2004 №20 (5) с.1.

9. Ермаков В. «Через тернии к звездам» // Бизнес и политика

1998г. №4 с.53-56.

 10. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2005, с.205-211.

11. Козлова О. И. И др. Оценка кредитоспособности предприятия. – М.: АО «АРГО», 2003, с.88-94.

12. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2006, с. 432 .

   13. Крутик А.Б. Горенбургов М.А.  Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. Санкт-Петербург. «Бизнес-пресса», 2003г. c.34-61 

   14. Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л.  Малое предпринимательство М.:ИНФРА-М, 2004г. с.106-159.

   15. Никонов Н.А. «О некоторых вопросах применения малыми предприятиями законодательства о налоге на прибыль » // Бизнес и политика. - 2005г. №9 с.13-33

16. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый Маркетинг) / Под. ред. В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 2004. с.469.

17. Павлова Л. Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005 г., 140-162с.

  18. Рудаковский А. П. Анализ баланса. – М.: Макиз, 2003, с. 36-48

  19. Финансовое право, учебник, Под редакцией Химичева Н.И. - М.:БЕК, 2003г. с. 247-284.

 20. Финансовый менеджмент, учебное пособие // Под редакцией Стояновой Е.С. -М.: «Перспектива» 2006г. с. 511-528.

 21.Финансы предприятий/Под ред. Е. И. Бородиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005 г., 38-47 с.

Приложение 1                                                              

Табл. 1

Анализ ликвидности баланса ООО «Золушка»

Актив

Значение, тыс. руб.

Пассив

Значение, тыс. руб.

2002

2003

2004

2005

2006

2002

2003

2004

2005

2006

Наиболее ликвидные активы

Быстро реализуемые активы

Медлено реализуемые активы

Трудно реализуемые активы

Коэф.ликвидности

12936

6798

30495

54512

58534

16280

91782

191551

13570

75413

110428

405659

 856

73249

136928

393049

718

100467

122475

306708

Наиболее срочные обязательства

Краткосрочные обязательства

Долгосрочные пассивы

Постоянные пассивы

44723

4294

-

54649

0,55

144910

19372

-

19303

061

181884

17166

-

406961

0,44

205648

27343

-

396600

0,36

250028

12998

-

307269

0,35

Приложение 2

 Табл. 3

Анализ финансовой устойчивости ООО «Золушка», тыс. руб.

  Источники собственных средств.

  Основные средства и иные внеоборотные активы

Наличие собственных оборотных средств.

Долгосрочные кредиты и заемные средства.

Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат.

Краткосрочные кредиты и заемные средства.

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат.

Величина запасов и затрат

Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств.

Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат.

Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов и затрат.

Тип финансовой устойчивости

54649

54521

128

-

128

4294

4422

30495

-30367

-30367

-26073

кризисный

193013

191551

1462

-

1462

19372

20834

91782

-90320

-90320

-70948

кризисный

406961

405659

1302

-

1302

17166

18468

110428

-109126

-109126

-91960

кризисный

396600

393049

3551

-

3551

27343

30894

136928

-133377

-133377

-106034

кризисный

307269

306708

561

-

561

12998

13559

122475

 -121914

-121914

-108916

кризисный

Расчетная часть.  Смета I затрат производства продукции

Общества с ограниченной ответственностью

Табл.1

                                         Статья затрат

Всего

В т.ч. на

стр.

На  год

год

4 квартал

квартал

1

2

3

4

1

Материальные затраты (за выче­том возвратных отходов)

36 540

9 135

2

Затраты на оплату труда

17 608

4 402

3

Амортизация основных фондов "

1 910

478

4

Прочие расходы - всего,

-

-

в том числе:

5

а) уплата процентов за краткосрочный кредит

430

110

6

б) налоги, включаемые в себестоимость*

5 567

1 392

в том числе:

7

социальный налог (26%)"

4 578

1 145

8

прочие налоги

989

247

9

в) арендные платежи и другие расходы

256

60

10

Итого затрат на производство *

62 311

15 577

11

Списано на непроизводственные счета

10 238

2 560

12

Затраты на валовую продукцию *

52 073

13 017

13

Изменение остатков незавершен­ного производства

442

110

14

Изменение остатков по расходам будущих периодов

-12

-3

15

Производственная себестоимость товарной продукции "

51 643

12 910

16

Расходы на продажу

5 261

1 315

17

Полная себестоимость товарной продукции *

56 904

14 225

18

Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов)

85 200

21 550

 3стр. Амортизация основных фондов рассчитывается: 1910=1910/4 = 478;  

 6стр.Налоги, включаемые в себестоимость рассчитывается: (7стр.+8стр.)  =5567=4578+989, 1392=1145+247;

 7стр. социальный налог (26%) рассчитывается: 17608 * 26% =45784402 * 26 % = 1145,

10стр. Итого затрат на                                                                                           производство рассчитывается:=1стр.+2стр.+3стр.+5стр.+6стр.+9стр.=36540+17608+1910+430+5567+256 =62311,       9135+4402+478+110+1392+60=15577

 12стр. Затраты на валовую продукцию рассчитывается: 10стр.-11стр. =62311-10238=52073,  15577-2560=13017

15стр. Производственная себестоимость товарной продукции рассчитывается: 12стр.-13стр.-14стр. =52073-442-(-12)=51643,  13017-110-(-3)=12910

17стр. Полная себестоимость товарной продукции рассчитывается: 15стр. +16 стр.=  51643 + 5261 = 56904,   12910+1315 = 14225

                                                                                                                  Табл.4                                

Расчет плановой суммы амортизационных отчислений

 и её распределение.                                                                     

 стр.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

2

3

1

Стоимость амортизируемых основных производствен­ных фондов на начало года

15 530

2

Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов

3 717

3

Среднегодовая стоимость выбывающих основных производственных фондов

4 067

4

Среднегодовая стоимость полностью амортизирован­ного оборудования (в действующих  ценах)

1 030

5

Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов (в действующих ценах) - всего

14 150

6

Средняя норма амортизации

13,5

7

Сумма амортизационных отчислений - всего

1 910

8

Использование амортизационных отчислений на вложения во внеоборотные активы

1 910

1стр. Стоимость амортизируемых основных производственных фондов на начало года  в исходных данных (табл. 2). 2стр. Для нахождения среднегодовой стоимости вводимых основных фондов используем формулу: Овв = (∑ Овв * ki)  ∕ 12, ki –номер квартала

(4100*10+3600*1)/12=3717

3стр.Для нахождения среднегодовой стоимости выбывающих основных фондов используем формулу:

Овов = (∑ Овов * ki)  ∕ 12

 (6360*7+1070*4)/12=4067

4стр.Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах) приведена в исходных данных (табл. 2).

5стр.Чтобы найти  среднегодовую стоимость амортизируемых основных фондов (в  действующих ценах) - всего: мы к стоимости амортизируемых основных производственных  фондов на начало года прибавляем среднегодовую стоимость выбывающих основных фондов и вычитаем среднегодовую стоимость выбывающих основных фондов и среднегодовую стоимость полностью амортизированного  оборудования (в действующих цехах). Получим :

1стр.+2стр.-3стр.- 4стр.=15530+3717-4067-1030=14150

6стр. Средняя норма амортизации приведена в исходных данных (табл. 2).

7стр. Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из среднегодовой стоимости амортизируемых основных фондов в планируемом периоде и средневзвешенной  нормы амортизационных отчислений. Получим:  (5стр.*6стр)*100%=(4150*13,5)/100%=1910

Табл.3                                                                       

Стоимость основных фондов, на которые начисляется амор­тизация на начало года - 15 530 тыс. руб.                                                                             

              

1 кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Плановый ввод в действие основных фондов, тыс. руб.

4100

3600

Плановое выбытие основных фондов, тыс. руб.

6360

1070

Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах) - 1030 тыс. руб. Средневзве­шенная норма амортизационных отчислений  - 13,5.

                                                                              Табл.5                                                                                                                                                                                        

Данные к расчету объема реализации и прибыли

№ стр.

          Показатель

Вариант

сметы

1

                                              2

3

1

Фактические остатки нереализован­ной продукции на начало года:

-

2

а) в ценах базисного года без НДС и акцизов   *

2500

3

6} по производственной себестои­мости      

1950

4

Планируемые остатки нереализо­ванной продукции на конец года:

-

5

а) в днях запаса

7

6

б) в действующих ценах (без НДС и акцизов)   *

1676

7

в) по производственной себестои­мости

1004

Прочие доходы и расходы

'Операционные доходы

8

Выручка от продажи выбывшего имущества

7600

9

Доходы, полученные по ценным бумагам (облигациям)

920

10

Прибыль от долевого участия в деятельности других предприятий

856

Операционные pacxoды

11

Расходы по продаже выбывшего имущества

5340

12

Расходы на оплату услуг банков

70

Внереализационные доходы

13

Доходы от прочих операций

10 876

внереализационные расходы)

14

Расходы по прочим операциям

9100

15

Налоги, относимые на финансовые результаты

1534

16

Содержание объектов социальной сферы

сферы - всего,

1220

в том числе:

17

а) учреждения здравоохранения

200

18

б) детские дошкольные учреждения

730

19

в) содержание пансионата

290

20

Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

200

   6 стр.. Чтобы найти Планируемые остатки нереализо­ванной продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов)  надо товарную продукцию в отпускных ценах (без НДС и акцизов)(смета 1) делить на 90 и умножить на дни запаса: 21550 /90 *7=1676.

7стр. Чтобы найти планируемые остатки нереализо­ванной продукции по производственной себестои­мости надо производственную себестоимость товарной продукции делить на 90 и умножить на дни запаса: 12910/90*7=1004.                                                                                                               

                                                                        Табл.6

Расчет объема реализуемой продукции и прибыли

№ п/п

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

Фактические остатки нереализованной продукции на начало года:

-

2

а) в ценах базисного года без НДС и акцизов

2 500

3

б) по производственной себестоимости

1 950

4

в) прибыль

550

5

Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг):

-

6

а) в действующих ценах без НДС и акцизов

85 200

7

б) по полной себестоимости

56 904

8

в) прибыль

28 296

9

Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года:

-

10

а) в днях запаса

7

11

б) в действующих ценах без НДС и акцизов

1 676

12

в) по производственной себестоимости

1 004

13

г) прибыль

672

14

Объем продаж продукции в планируемом году:

-

15

а) в действующих ценах без НДС и акцизов

86 024

16

б) по полной себестоимости

57 850

17

в) прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг)

28 174

2 стр. Фактические остатки нереализованной продукции на начало года в ценах базисного года без НДС и акцизов даны в табл.5 стр.2 (2500).

3стр. Фактические остатки нереализованной продукции на начало года по производственной себестоимости даны в табл.5 стр.3 (1950).

4стр. Фактические остатки нереализованной продукции на начало года прибыль расчтитывается  как разность фактических остатков нереализованной продукции на начало года в ценах базисного года без НДС и акцизов  и фактических остатков нереализованной продукции на начало года по производственной себестоимости (2500-1950=550).

6стр. Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг)  в действующих ценах без НДС и акцизов дана в смете 1 стр.18 (85200).

7стр.Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг)   по полной себестоимости приведена в смете 1 стр.17(56904).

8стр.  Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг) прибыль находится  из разности выпускаемой товарной продукции  в действующих ценах без НДС и акцизов и  выпуском товарной продукции  по полной себестоимости (6стр.-7стр.) 85200-56904= 28296.

10стр. Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года в днях запаса приведены в табл.5 стр.5  (7).

11стр. Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года в  в действующих ценах без НДС и акцизов приведены в табл.5 стр.6 (1676)

12стр. Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года по производственной себестоимости даны в табл.5стр.7(1004)

13стр. Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года прибыль  рассчитывается как разность планируемых остатков нереализованной продукции на конец года в  в действующих ценах без НДС и акцизов и планируемых остатков нереализованной продукции на конец года по производственной себестоимости (11-12) = 1676-1004 = 672

15 стр. Объем продаж продукции в планируемом году в действующих ценах без НДС и акцизов  рассчитывается : 2стр.+6стр-11стр=2500+85200-1676=86027

16стр. Объем продаж продукции в планируемом году по полной себестоимости  рассчитывается: 3стр+7стр.-12стр.=1950+56904-1004=57850

17стр Объем продаж продукции в планируемом году прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг)находится: (15стр.-16 стр.) или (4стр.+8стр.-13стр.) = 28174

                                                                                                                                                                          Табл.7

Показатели по капитальному строительству

                                               

п/п

Показатели

Вариант сметы, тыс. руб.

 

1

1

Капитальные затраты производствен­ного назначения

8 100

2

в том числе: объем строительно-мон­тажных работ, выполняемых хозяй­ственным способом

3 500

3

Капитальные затраты непроизводствен­ного назначения

3 120

4

Норма плановых накоплений по смете на СМР, выполняемых хозяйственным способом,%

9, 41

5

Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строи­тельстве

710

6

Ставка процента за долгосрочный кредит, направляемый на капитальные вложения, %

25

                                                                            Табл.8

Данные к расчету потребности в оборотных средствах

№стр,

Показатели

Вариант сметы, тыс. руб.

 

1

Изменение расходов будущих периодов

-12

 

2

Прирост устойчивых пассивов

230

 

3

Норматив на начало года:

-

 

3.1

производственные запасы

3 935

 

3.2

незавершенное производство

236

 

3.3

расходы будущих периодов

15

 

3.4

готовая продукция

501

 

4

Нормы запаса в днях:    

-

 

4.1

производственные запасы

45

 

4.2

незавершенное производство

4

 

4.3

готовые изделия

7

 

                                                                          Табл.9

Расчет источников финансирования вложений

 во внеоборотные активы, тыс. руб.

стр.

Источник

Капитальные вложения производст­венного назначения

Капитальные вложения непроизвод­ственного назначения

1

                  2

   3

  4

1

Ассигнования из бюджета

-

-

2

Прибыль, направляемая на вложения во внеоборотные активы

2 750

2 250

3

Амортизационные отчисления на основные производственные фонды   

1 910

-

4

Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйствен­ным способом

329

-

5

Поступление средств на жилищ­ное строительство в порядке долевого участия

-

710

6

Прочие источники

-

-

7

Долгосрочный кредит банка

3 111

160

8

Итого вложений во внеоборотные активы

8 100

3 120

9

Проценты по кредиту к уплате (ставка 25% годовых)

778

40

2стр. Прибыль, направляемая на вложения во внеоборотные активы дана в табл. 11 стр. 2 = 2750, стр.3=2250.

3стр. Амортизационные отчисления на основные производственные фонды    приведены  в смете 1стр.3 (1910).

4стр. Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйствен­ным способом  рассчитывается : табл. 7 стр. 2* табл.7 стр.4 = 3500*9,41%=329.

5стр. Поступление средств на жилищ­ное строительство в порядке долевого участия дано в табл. 7 стр. 5 = 710.

7стр. Долгосрочный кредит банка  рассчитывается: по данным табл.9 : 8стр.-2стр.-3стр.-4стр.

8100-2750-1910-329=3111;  3120-710-2250=160

8стр. Итого вложений во внеоборотные активы даны в табл. 7 стр. 1 =8100,  табл. 7 стр. 3 =3120.

9стр. Проценты по кредиту к уплате (ставка 25% годовых) находятся : Долгосрочный кредит банка (7стр.табл.9) * ставку 25% годовых (6стр. табл.7) 3111*25%=778;   160*25% =40.

                      

     Табл.10                                                                                              

Расчет потребности предприятий в оборотных средствах                

№ стр.

Статьи затрат

Нормативна начало года, тыс. руб.

Затраты IV кв., тыс. руб. -всего

Затраты IV кв., тыс. руб./день

Нормы запасов, в днях

Норматив на конец года, тыс. руб.

Прирост (+). сниже­ние (-)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Производственные запасы

3 935

9 135

102

45

4 590

+ 655

2

Незавершенное производство

236

13 017

145

4

580

+344

3

Расходы будущих периодов

15

-

-

-

-

-12

4

Готовые изделия

501

12 910

143

7

1 001

+500

5

Итого

+1 487

Источники прироста

6

Устойчивые пассивы

230

7

Прибыль

1 257

Производственные запасы:

1.3стр. Норматив на начало года, тыс.,  даны в табл. 8, стр.3.1 = 3935.

1 .4стр. Затраты IV кв., тыс. руб.–всего, даны в  смете 1    стр.1= 9135.

1.5стр. Чтобы найти затраты IV кв., тыс. надо:  9135/ 90=102. 1.6стр. Нормы запасов,  даны в табл. 8 , стр. 4.1 =  45. 1.7стр. Чтобы найти норматив на конец года, тыс. надо:  102 * 45 =4590. 1.8стр. Чтобы найти прирост (+). сниже­ние (-) надо : 4590-3935=655.

Незавершенное производство: 2.3стр. Норматив на начало года, тыс табл.8. , стр.3.2 = 236.

2.4стр. Затраты IV кв., тыс. руб.–всего даны в смете 1, стр. 12  = 13017. 2.5стр. Чтобы найти затраты IV кв., тыс.  надо: 13017/90=145.

2.6стр. Нормы запасов,  даны табл. 8,стр.4.2 = 4. 2.7стр. Чтобы найти норматив на конец года, тыс. надо:   145*4 = 580. 2.8стр. Чтобы найти прирост (+). сниже­ние (-) надо = 580-236 = 344. Расходы будущих периодов:

3.3стр. Норматив на начало года, тыс. дан в табл.8, стр. 3.3 =15.

3.8стр. Прирост (+). сниже­ние (-) дан  в табл. 8 стр. 1= -12 . Готовые изделия:

4.3стр. Норматив на начало года, тыс.,  дан в табл. 8, стр.3 .4 = 501.

4.4стр. Затраты IV кв., тыс. руб.–всего, даны в  смете 1, стр. 15= 12910.

4.5стр. Чтобы найти затраты IV кв., тыс. надо : 12910/90 = 143.

 4.6стр. Нормы запасов,  даны в табл. 8, стр.4.3 = 7. 4.7стр. Чтобы найти норматив на конец года, тыс. надо 143*7 = 1001.

4.8стр. Чтобы найти прирост (+). сниже­ние (-) надо = 1001-501 = 500. Итого:

5.8стр. Чтобы найти прирост (+). сниже­ние (-) надо : 655+344-12+500=1487 .

Источники прироста:

6стр. Устойчивые пассивы даны в табл. 8 стр. 2 = 230.

7стр. Чтобы найти  прибыль надо: 1487-230=1257. Вывод : При расчете выявлено повышение потребности предприятия в оборотных средствах. Это отрицательный момент для предприятия, так как надо привлечь 1 487 тыс. руб. дополнительных оборотных средств.

                                                               Табл.11

Данные к распределению прибыли

№ п/п

Показатель

Вариант

1.1

1

Отчисления в резервный фонд

3 000

2

Реконструкция цеха

2 750

3

Строительство жилого дома

2 250

4

Отчисления в фонд потребле­ния — всего,

3 020

В том числе:

5

а) на выплату материальной помощи работникам предприятия

1 120

6

б) удешевление питания в столовой

1 000

7

в) на выплату дополнительного вознаграждения

900

13

Налоги, выплачиваемые из прибыли

980

14

Налог на прибыль

4 703

15

Налог на прочие доходы 6%

107

                                                                                                                                       Табл.12

Данные к расчету источников финансирования

социальной сферы и НИОКР

№ п/п

Показатель

   Вариант

1

1

2

  3

1

Средства родителей на содержание детей в дошкольных учреждениях

50

2

Средства целевого финансирования

100

3

Собственные средства, направляемые на содержание детских дошкольных учреждений

730

4

Средства заказчиков по договорам на НИОКР

200    .

5

Собственные средства, направляемые на НИОКР

200

                                                                   Табл.13

Проект отчета о прибылях и убытках

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

       2

3

1. Доходы и расходы по обычным видам   

1

Выручка (нетто) от продажи продукции в плани­руемом году:

86 024

2

Себестоимость реализуемой продукции в плани­руемом году

57 850

3

Прибыль (убыток) от продажи

28 174

II. Операционные доходы и расходы920

4

Проценты к получению

920

5

Проценты к уплате

818

6

Доходы от участия в других организациях

856

7

Прочие операционные доходы'

7 600

8

Прочие операционные расходы   

5 410

III. Внереализационные доходы и расходы

9

Внереализацион ные доход ы

10 876

10

Внереализационные расходы - всего,

12 054

в том числе:

11

а) содержание учреждений здравоохранения

200

12

б)содержание детских дошкольных учреждений

730

13

в) содержание пансионата

290

14

г)расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

200

15

д) налоги, относимые на финансовые результаты

1 534

16

Прибыль (убыток) планируемого года

30 144

1 стр. Выручка (нетто) от продажи продукции в плани­руемом году  дана в табл. 6 стр.15 =86024.

2стр. Себестоимость реализуемой продукции в плани­руемом году дана в табл. 6 стр.16 =57850.

3стр. Прибыль (убыток) от продажи  дана в табл. 6 стр.17 = 28174.

4стр. Проценты к получению  даны в табл. 5 стр.9 =920.

5стр. Проценты к уплате даны в табл. 9,стр.9= 778+40 =818.

6стр. Доходы от участия в других организациях  даны в табл. 5 стр.10= 856.

7стр. Прочие операционные доходы даны в табл. 5стр.8 = 7600.

8 стр.Чтобы найти прочие операционные расходы надо сложить в табл.5 стр.11и 12стр.= 5340+70 = 5410.

9стр. Внереализационные доходы даны в табл. 5стр.13= 10876.

10стр.Чтобы найти внереализационные расходы всего, надо сложить из  табл. 5следующие строки :14стр. +15 стр.+17стр.+18стр.+19стр.+20стр. = 9100+1534+200+730+290+200=12054.

11стр.  Содержание учреждений здравоохранения дано в табл. 5 стр.17=200.

12стр. Содержание детских дошкольных учреждений дано в табл. 5стр.18=730.

13стр. Содержание пансионата дано в табл. 5 стр.19=290.

14стр. Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ дано в табл. 5 стр.20=200.

15стр. налоги, относимые на финансовые результаты  даны в табл. 5 стр.15=1534.

16стр. Прибыль (убыток) планируемого года рассчитывается: из табл. 13 = 3стр.+4стр.-5стр.+6стр.+7стр.-8стр.+9стр.-10стр. =28174+920-818+856+7600-5410+10876-12054=30144.       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

               Распределение прибыли планируемого года                                 Табл.14

 №

п/п

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

2

3

1

Отчисления в резервный фонд

3 000

2

Реконструкция цеха

2 750

3

Строительство жилого дома

2 250

4

Отчисления в фонд потребления - всего,

3 020

В том числе:

5

а) на выплату материальной помощи работникам предприятия

1 120

6

б) удешевление питания в столовой

1 000

7

в) на выплату вознаграждения по итогам года

900

13

Налоги, выплачиваемые из прибыли

980

14

Налог на прибыль

4 703

15

Налог на прочие доходы 6%

107

16

Погашение долгосрочного кредита

3 271

17

Выплата диведентов

-

18

Прирост оборотных средств

1257

19

Нераспределенная прибыль

8806

    1стр. Отчисления в резервный фонд приведены в табл. 11стр.1 =3000.

2стр. Реконструкция цеха дана в табл. 11стр.2 =2750.

3стр. Строительство жилого дома дано в табл. 11стр.3 =2250.

4 стр.Отчисления в фонд потребления - всего даны в табл. 11.стр.4 =3020.

5стр.на выплату мат. помощи работникам предприятия даны в табл. 11,стр.5 =1120.

6 стр. удешевление питания в столовой дано в табл. 11,стр.6 =1000.

7 стр. на выплату вознаграждения по итогам года дано в табл. 11 стр.7=900.

13 стр.Налоги, выплачиваемые из прибыли даны в табл. 11,стр.13 = 980.

14 стр. Налог на прибыль дан в табл. 11,стр14 =4703.

15 стр. Налог на прочие доходы 6% дан в табл.11стр.15=107         

16 стр. Погашение долгосрочного кредита дан в табл.9,стр.7(3111+160)=3271

18 стр. Прирост оборотных средств дан табл.10,стр.7= 1257

Баланс доходов и расходов (финансовый план)                                       Табл.16

Шифр строки

Разделы и статьи баланса

Сумма, тыс. руб.

001

I. Поступления (приток денежных средств)

002

А.  От текущей деятельности

003

Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и таможенных пошлин)

86 024

004

Прочие поступления

005

средства целевого финансирования

100

006

поступления от родителей за содержание детей дошкольных учреждениях

50

007

Прирост устойчивых пассивов

230

008

Итого по разделу А

86404

009

Б. От инвестиционной деятельности

010

Выручка от прочей реализации (без НДС)

7 600

Прочие операционные доходы

856

011

Доходы от внереализационных операций

10 876

012

Накопления по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом

329

013

Средства, поступающие от заказчиков по договорам на НИОКР

200

014

Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве                                         

710

015

Высвобождение средств из оборота {мобилизация)

015

Итого по разделу Б

20 571

016

в. От финансовой деятельности

017

Увеличение уставного капитала

018

Доходы от финансовых вложений

920

019

увеличение задолженности, в том числе:

020

получение новых займов, кредитов

3 271

021

выпуск облигаций

022

Итого по разделу В

4 191

023

Итого доходов

111 166

024

II. Расходы (отток денежных средств)

025

А. По текущей деятельности

026

Затраты на производство реализованной продукции (без амортизационных отчислений и налогов, относимых на

50 373

027

Платежи в бюджет - всего,

5 567

В том числе:

налоги, включаемые в себестоимость продукции

028

налог на прибыль

4 703

029

налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

980

030

налоги, относимые на финансовые результаты

1 534

031

Налог на прочие доходы

107

032

выплаты из фонда потребления (материальная помощь и др.)

3 020

033

Прирост собственных оборотных средств

1 487

034

Итого по разделу А

67 771

035

Б. По инвестиционной деятельности

036

Инвестиции в основные фонды и нематериальные активы - всего, из них:

037

вложения во внеоборотные активы производственного назначения

8 100

038

вложения so внеоборотные активы непроизводственного назначения

3 120

039

затраты на проведение НИОКР

400

040

платежи по лизинговым операциям  

041

долгосрочные финансовые вложения  

042

расходы по прочей  реализации

5 340

043

расходы по внереализационным операциям

9 100

044

содержание объектов социальной сферы

1 370

045

прочие расходы        

70

046

Итого по разделу Б

27 500

047

В. От финансовой деятельности

048

Погашение долгосрочных кредитов

3 271

049

Уплата процентов по долгосрочным кредитам

818

050

Краткосрочные финансовые вложения

8 806

051

Выплата дивидендов

052

Отчисления в резервный фонд

3 000

053

Прочие расходы

054

Итого по разделу В

15 893

055

Итого расходов

111 166

056

Превышение доходов над расходами (+)

057

Превышение расходов над доходами (-)

058

Сальдо по текущей деятельности

059

Сальдо по инвестиционной деятельности

060

Сальдо по финансовой деятельности

            

Заполнение баланса произведем по данным разработанных таблиц.

Основным источником информации для проведения анализа  взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и денежных средств является баланс, приложения к балансу и отчет о финансовых результатах. Из рассчитанного нами финансового плана мы видим, что наибольшую часть в структуре доходов занимают доходы от текущей деятельности. В них наиболее  выражена выручка от реализации продукции, работ и услуг 86 024 тыс. руб.  Текущая деятельность занимает большую часть и в статье расходов  предприятия — 67 771тыс.руб. Наибольшую часть здесь занимают затраты на производство и платежи в бюджет.. На втором месте по величине, как доходов, так и расходов стоит инвестиционная  деятельность. В статье доходов наибольшую часть занимают от внереализационных операций 10 876 тыс.руб. Чуть меньше задействована выручка от прочей реализации и очень слабо задействованы остальные инвестиции.

В статье расходов преобладают расходы по внереализационным операциям (9 100) и вложения во внеоборотные активы производственного назначения (8 100).

На последнем месте стоят доходы и расходы от финансовой деятельности. В доходах  представлены только статьи  от финансовых вложений и получение новых займов, кредитов.Остальные статьи не задействованы вообще.

Сравним доходы и расходы по каждому виду деятельности:

а) по текущей деятельности:

превышение доходов над расходами составило +19 890тыс.руб.,     б) по инвестиционной  деятельности:

 превышение доходов над расходами составило +6 929

в) по финансовой деятельности:

превышение расходов над доходами составило +                                                                                                                                                                                                                                                                                 12 961

Общий итог работы предприятия: 30 144 тыс. руб. Можно сделать вывод, что в целом предприятие получило прибыль, но в структуре, по видам деятельности, мы видим многие упущения в анализе  финансового состояния предприятия.  Если не будут задействованы  другие виды деятельности, кроме текущей, предприятию в рыночных условиях, без привлечения дополнительных оборотных средств придется очень  трудно.