Дикорастущие растения

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1. Значение растительности в жизни человека............................................. 4

2. Экологическое образование детей дошкольного возраста по определению дикорастущих растений................................................................................... 6

3. Теоретическую модель определения дикорастущих растений дошкольниками........................................................................................................................... 10

Заключение...................................................................................................... 12

Список использованной литературы........................................................... 13

Введение

Численность многих редких и исчезающих видов дикорастущих растений сокращается по причине прямого уничтожения их человеком. Особенно ярко эта тенденция проявляется на примере раннецветущих растений, собираемых, преимущественно, с целью дальнейшей продажи. Незаконная торговля дикорастущими подснежниками (галянтусами), цикламенами, крокусами и другими редкими растениями приобретает все более организованный характер и растущие масштабы, наносит огромный ущерб популяциям этих видов, а значит - и природе в целом[1].

Дикорастующие растения растут сами по себе. За ними не надо особо ухаживать, они сами выбирают себе почву, климат и др. природные условия.

Цель работы: описать дикорастущие растения и разработать теоретическую модель.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. определить значение растительности в жизни человека;

2. описать экологическое образование детей дошкольного возраста по определению дикорастущих растений;

3. разработать теоретическую модель определения дикорастущих растений дошкольниками.

1. Значение растительности в жизни человека

Велико значение растительности в жизни человека. Прежде всего, растительность представляет необходимую среду жизни людей. Дикорастущая флора является неоценимым генетическим фондом в селекционной работе при создании новых сортов сельскохозяйственных культур. Большая часть растений, которые обеспечивают сегодня около 90% продовольствия в мире, появились путем окультуривания диких растений.

Сотрудниками Всероссийского института растениеводства (ВИР) установлено наличие в России около 600 диких видов, являющихся сородичами культурных растений. Многие из них послужили базой для выведения более 1500 новых сортов.

На протяжении многих веков человек добывает из растений многообразные лекарственные вещества, которые так необходимы в медицинской и ветеринарной практике. На современном мировом рынке находятся в обращении продукты свыше 1000 видов лекарственных растений. Среди них препараты из корня жизни – женьшеня, элеутерококка, ландыша майского, горицвета весеннего.

Так, около 80% людей в развивающихся странах, заботясь о своем здоровье, полагаются преимущественно на дикие лекарственные травы и другие растения. Около половины предписанных и не предписанных лекарств, потребляемых в мире, содержат натуральные ингредиенты, получаемые из диких организмов. Растения являются важнейшим пищевым ресурсом для человека, многие из них используются в разнообразных технологических процессах (пивоварение, хлебопечение, очистка сточных води т.д.). Растения служат основной кормовой базой для домашних и многих диких животных. Они участвуют в образовании полезных ископаемых, защищают от разрушения потоками воды и ветром поверхность Земли, от засыпания песками плодородной земли.

Растения разными способами осуществляют детоксикацию вредных веществ. Некоторые из вредных веществ связываются цитоплазмой растительных клеток и становятся неактивными, другие подвергаются превращениям в растениях до нетоксических продуктов и участвуют в обмене веществ.

Для борьбы с вредными микроорганизмами растения выработали ряд веществ, способных подавлять их деятельность. К ним относятся антибиотики (пенициллин, стрептомицин, тетрациклин и др.) и фитонциды. Сильными бактерицидными свойствами обладают лук и чеснок. В связи с этим они с давних пор применяются в качестве лечебных средств. Одно растение можжевельника выделяет за сутки 30 г летучих веществ, а один гектар – такое количество фитонцидов, которое достаточно для очистки от микробов всех улиц большого города. Растительность для человека – это и источник эстетического наслаждения, оказывающий на него психологическое воздействие.

Отрицательное же значение растительности по сравнению с приносимой ею пользой незначительно. Так, некоторые виды диких растений растут в качестве сорняков на обрабатываемых землях и пастбищах. В отдельных местах приходится бороться с зарастанием водоемов, каналов. Иногда массовое развитие водной растительности вызывает появление летних заморов рыбы в озерах. Известны и некоторые другие случаи вредного воздействия растений на человека (отравления, грибковые заболевания) и хозяйство (обрастание днищ судов, зарастание дорог и т.п.).

Здесь уместно привести еще один аргумент в пользу нежелательности истребления хотя бы одного-единственного вида растений, каким бы ненужным или даже вредным данный вид ни казался сегодня.

Должен учитываться принцип потенциальной полезности. Мы не в состоянии предвидеть, какое значение для человека может иметь тот или иной вид в будущем. Виды, считавшиеся совершенно бесполезными или вредными, нередко затем приобретали огромную важность. Так, оказавшиеся вредными плесневые грибы дали человечеству антибиотики, а многочисленные бактерии, также казавшиеся бесполезными, работают на человечество, включенные в технологию добычи ряда видов полезных ископаемых и т.д. Генофонд ныне существующих организмов – это бесценный эволюционный дар, от правильного использования которого во многом зависит направление научно-технического прогресса в самых различных областях деятельности человека.

2. Экологическое образование детей дошкольного возраста по определению дикорастущих растений

Путем освоения опыта гуманно-ценностного взаимодействия с миром может стать экологическое образование, которое признается сегодня важным направлением развития дошкольников.

Экологическое образование в дошкольном возрасте, в первую очередь, направлено на развитие гуманных чувств ребенка, накопление им эмоционально-положительного опыта общения с природой. Организация нравственно-ценных переживаний - сочувствия живому, заботы о нем, удовольствия от совершения доброго поступка - способствует тому, что нормы отношения к природе не просто узнаются, но и "проживаются" ребенком, приобретают для него ценность, обеспечивая тем самым формирование мотива гуманистического отношения к миру.

Становление позитивной направленности отношения ребенка к окружающему - наиболее важный результат экологического образования в дошкольном детстве. И если наряду с этим, дошкольником освоены элементарные знания о живом и умения взаимодействия с природными объектами, благодаря чему его добрые намерения воплощаются в гуманном поступке в природе, то можно утверждать, что ребенок приобретает экологическую воспитанность личности.

Однако для становления экологической воспитанности дошкольника требуется специальная работа. При ее организации нужно учитывать, что в дошкольном детстве ребенок накапливает собственный, своеобразный опыт отношения к природе. Каков он? На что следует опираться, а что изменять?

Что следует учитывать при организации работы, по программе экологического воспитания

Исследования показывают, что у дошкольников уже отчетливо выражено как позитивное, так и негативное отношение к природе. Яркой особенностью отношения детей к живому является эмоциональность. Однако она проявляется избирательно к разным природным объектам - с большим или меньшим эмоциональным откликом, положительно или негативно.

Растения вызывают у дошкольников меньший эмоциональный отклик и преимущественно в период цветения и плодоношения. Это связано с отсутствием у растений поведения, трудностью в нахождении их сходства с человеком. В силу этого дети часто "опредмечивают" растения, относятся к ним как к предметам.

К культурным растениям отношение детей более позитивно, чем к дикорастущим. Дети оберегают комнатные и садовые растения, ухаживают за ними, реже допускают по отношению к ним неразумное поведение. Необходимость гуманного отношения к культурным растениям дошкольники объясняют их пользой для человека: "потому что на яблоньке яблочки будут", "малинку можно кушать"; их красотой, а также тем, что они имеют непосредственное отношение к ребенку: "потому что это мой цветок", "потому что у нас на даче тоже яблони растут".

К дикорастущим растениям отношение детей часто бездумное, в большинстве случаев не отличается от отношения к неживым объектам (песку, глине, снегу). Дети из-за сиюминутной прихоти ломают ветки деревьев, кустарников, обдирают кору, рвут охапками и затем без сожаления бросают цветущие растения, топчут газоны. Во многом это объясняется тем, что большинство дошкольников не считают растения живыми. Трудности в признании их живыми заключаются в том, что дети не видят проявлений их жизни, не знают, что растения как все живое, дышат, питаются, движутся, размножаются. В связи с этим, факты негативного отношения к растениям встречаются гораздо чаще, чем к животным.

Важным направлением работы по экологическому образованию дошкольников должно стать раскрытие им сущности животных, растений, людей как живых организмов.

Таким образом, в работе по экологическому образованию дошкольников можно опираться и создавать условия для дальнейшего развития у детей эмоционально положительного восприятия природы, естественного стремления общаться с живыми существами, интереса к ним. В тоже время необходимо нивелировать негативные проявления детей, которые чаще всего выражаются: в нарушении целостности самих животных и растений и их связей со средой; попытках удовлетворять потребности живых существ неверными способами; неразумном взаимодействии с животными и растениями в своей деятельности; равнодушии при совершении другими негативных поступков.

Важно подчеркнуть, что ребенок накапливает опыт отношения к природе стихийным и организованным педагогом путями. К сожалению, нередко, в силу ряда причин образовательный процесс ДОУ не способствует становлению у дошкольника гуманно-ценностного отношения к природе.

Современные исследования показывают, что на отношение дошкольников к окружающему самое существенное влияние оказывает поведение взрослых людей. Для ребенка посредником в освоении культуры, в том числе и экологической, является взрослый, который находится рядом с ним. Более того, ребенок осваивает, прежде всего, культуру этого взрослого, подражая ему в поведении, поступках. Поэтому первостепенной причиной неправильного отношения детей к природе нужно считать отношение к природе взрослых.

Поэтому для развития экологической воспитанности дошкольников важно, чтобы окружающие его взрослые позаботились о совершенствовании собственной экологической культуры. Препятствием в накоплении ребенком опыта гуманно-ценностного взаимодействия с природой является также недостаточный уровень педагогической грамотности воспитателя в решении задач экологического образования детей.

Практика показывает, что педагог стремится воспитывать у детей отношение к природе, ограничиваясь формированием представлений о нормах взаимодействия с ней. В результате дети знают, как нужно относиться к растениям и животным, но не понимают, почему. Это связано с тем, что не организуется освоение детьми представлений о живом. Дети не считают неживыми растения, мотивируя это отсутствием у них движения, дыхания, включают в понятие "живое" неживые объекты, имеющие сходные с живым признаки. Дошкольники слабо ориентируются в потребностях живых существ в целом и конкретных организмов. Такой характер знаний о живом не может обеспечить подлинно гуманного отношения детей к растениям.

Недостаточное внимание воспитателем уделяется развитию у детей умений наблюдать за природным объектом, замечать своеобразие каждого природного существа, видеть его состояние, понимать сложившиеся в природе связи. В результате большинство обследованных дошкольников не смогли определить состояние объекта, утверждая, что живое существо всегда чувствует себя хорошо вне зависимости от его действительного состояния.

Воспитатели нередко считают результатом работы по экологическому образованию обогащение знаний детей о природе. При этом не учитывается потребность ребенка в эмоциональном освоении мира и сензитивность дошкольного детства для накопления эмоционально-чувственного положительного опыта взаимодействия с природой, не оценивается развитие дошкольника в этом направлении.

Таким образом, успешность экологического образования дошкольников во многом зависит от самого взрослого: его экологической культуры, заинтересованности в работе, умении строить педагогическое взаимодействие с детьми по основным направлениям экологического развития в их взаимосвязи. В этом случае результатом экологического образования может стать появление у ребенка экологической воспитанности.

3. Теоретическую модель определения дикорастущих растений дошкольниками

 

Покрытосеменные - самые высокоорганизованные растения господствующие в настоящие время в растительном покрове земного шара. Отдел получил такое название за то, что семена скрыты под стенками плода, защищающего их от неблагоприятных условий.

В настоящее время ученые насчитывают до 250 тысяч видов покрытосеменных растений. Среди них встречаются деревья, кустарники и травы, причем травы занимают господствующие положение в современной флоре.

Травы - молодая в эволюционном отношении группа растений, произошедшая от древесных форм путем редукции камбия и сокращения длительности жизненного цикла. По продолжительности жизни различают. Эта группа наиболее приспособлена к жизни в различных условиях нашей планеты. Особенно много их встречается в тропических широтах (120000 видов), в субтропических, умеренных и холодных широтах около 22000 видов. Среди покрытосеменных много культурных растений - около 1 тысячи видов человек использует в практике сельского хозяйства (овощные, злаковые, масличные, плодово-ягодные, декоративные, лекарственные и др.). Все покрытосеменные объединены в 13 тысяч родов и 390 семейств. Это единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ.

 

Методы определения дикорастущих растений

 
Все виды цветковых растений объединены в 2 класса: двудольных и однодольных. Покрытосеменные наиболее приспособлены к жизни в различных условиях нашей планеты. Они различаются по внешнему и внутреннему строению, продолжительности жизни и др. Среди них много культурных растений, необходимых в жизни человека (овощные, злаковые, масличные, плодово-ягодные, декоративные, лекарственные и др.) Многие являются сырьем для промышленности (лен, хлопчатник, сахарная свекла и многие другие). Широко используются и дикорастущие растения как кормовая база для животноводства и в других отраслях народного хозяйства.

 

Заключение

Развитие - длительный процесс, требующий создания определенных педагогических условий. Важнейшее из них - программа экологического образования, которая учитывает особенности опыта отношения дошкольника к природе и позволяет ему целостно осваивать доступное содержание экологической культуры.

Анализ особенностей отношения детей к природе показывает, что в программе должно быть отражено следующее содержание знаний: о живом; о многообразии ценностей природы и самоценности каждого живого существа; о нормах взаимодействия в природе. Особое внимание следует обратить на отражение в программе экологического образования детей опыта эмоционально-ценностного отношения к природе и умений строить разумное взаимодействие с природными объектами в разных видах деятельности.

Список использованной литературы

1.     Клепинина З.А. Окружающий мир: Учебник для 2 кл. общеобразовательной школы. Ч.2. – Смоленск, Ассоциация ХХI век, 2004. – 104 с.

2.     Круг. Окружающий мир. Дикорастущие растения. – М.: АСТ, 2004.

3.     Новиков В.С. Дикорастущие растения. Популярный атлас-определитель. – М.: Дрофа, 2004. – 416 с.

4.     Хессайон Д.Г. Все о декоративноцветущих кустарниках / Пер. с англ. О.И. Романовой. – СПб.: Кладезь-Букс, 2003. – 128 с.

5.     Лесные травянистые растения. Биология и охрана: Справочник  – М.: Агропромиздат, 1988.

6.     Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.: АРКТИ, 2004. – 317 с.

7.     Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей. – М.: Детство-Пресс, 2004. – 240 с.

8.     Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие для студентов. – СПб.: Академия, 2002, 336 с.


[1] Новиков В.С. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2004. – с.8