462

IV. Государство и право России в период буржуазных реформ

но иным — мировых судей заменили земские начальники, совмещавщИе в своей деятельности административные и судебные функции.

В 1882 г. были приняты Временные правила о печати, вводивщИе предварительную цензуру и дававшие специальному совещанию (из че­тырех министров — народного просвещения, внутренних дел, юстиции и обер-прокурора Синода) право вовсе закрывать отдельные печатные органы.

В 1891 г. издан новый таможенный тариф, закрепивший протекцио­нистскую политику государства и способствовавший давлению на ино­странный денежный рынок. Вместе с тем новый тариф оказал неблаго­приятное влияние на сельскохозяйственный сектор отечественной эко­номики. Интересы развивающейся промышленности ставились выше интересов сельского хозяйства, что ущемляло положение землевладель­цев-дворян.

г                                                                                    В 1892 г. принято новое Городовое поло-

°Р°Дское                                                           жение. Если прежде к выборам в органы

самоуправление                       городского   самоуправления   допускались

практически все плательщики налогов, то согласно новому закону в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имуществен­ным цензом (в зависимости от ценности принадлежавшего им имуще­ства).

Городовое положение 1892 г. заменило для избирателей налоговый ценз имущественным. Избирательные права получали только горожане, владевшие недвижимостью. В число избирателей включались также вла­дельцы торгово-промышленных предприятий, имевшие гильдейские сви­детельства. Мелкая буржуазия теряла избирательные права.

Для малых городов Положение вводило «упрощенное управление»: сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выби­рало городского старосту. Многие местности и районы (особенно на окраинах империи) вовсе не получали городского самоуправления.

Правительство, вынужденное в 60—80-х гг. под угрозой революци­онной ситуации провести буржуазные по своему характеру реформы, в 80—90-х гг. нанесло удар почти по всем вновь возникшим институтам.

Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям социального, политического и государственного развития России.

Развитие права в постреформенный период (конец XIX — начало XX в.)    463

з0. РАЗВИТИЕ ПРАВА В ПОСТРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (конец XIX — начало XX в.)

На основе материалов кодификаций, прове-

Обновление                              денных в дореформенный период, были из-

законодательства                   даны второе и третье Полное собрание за-

конов. В него вошла значительная часть нового пореформенного законо­дательства. Новеллы были включены и в Свод законов.

Десятый том Свода пополнился судебными уставами, Положением о земских начальниках, Временными правилами о волостном суде и други­ми актами и нормами. В ограниченном виде применялись нормы обычно­го права: в крестьянских волостных судах, в некоторых областях торго­во-промышленной деятельности. Применение обычая в случаях неурегу­лированности правом стало правилом, однако оно не должно было проти­воречить существующему законодательству.

Наиболее важные законодательные акты не могли вступить в силу без санкции императора. Тем не менее законодательная деятельность резко активизировалась. С 1863 г. под контролем Сената издано периодичес­кое Собрание узаконений и распоряжений правительства. В него входили уставы акционерных и кредитных обществ, постановления министров и сенатская практика.

В начале 80-х гг. при Втором отделении были созданы подготови­тельные комитеты по пересмотру Уголовного и Гражданского уложений, в апреле 1881 г. был учрежден Особый комитет для пересмотра Уголов­ного уложения, в мае 1882 г. начался пересмотр гражданских законов.

Толкование законов и решение юридических коллизий находилось в ведении Сената. Разъяснения Сената стали обязательными для юриди­ческой практики. Отдельные постановления Сената, утвержденные им­ператором, приобретали статус законов.

Правовое регулирование экономики осуществлялось набором право­вых норм из различных отраслей права. В пореформенный период в России происходил быстрый рост организационно-правовых форм эко­номической деятельности, что также требовало синтезирования норм и институтов из разных отраслей права и выработки новых регламентиру­ющих норм (хозяйственного, торгового, финансового и т.п. права). Пред­приниматели группировались в разнообразные общества: в 1866 г. было с°здано Русское техническое общество, в 1867 г. — Общество для со­действия развитию русской промышленности. В 1870 г. в Петербурге °стоялся торгово-промышленный съезд с участием представителей пра-Вительства.