458
IV. Государство и право России в период буржуазных реформ
29. Контрреформы 1880-1890-х гг.
459
Всего комиссией было подготовлено 42 тома материалов: законодд. тельных предположений, разъяснений Сената, отзывов ведомств и т.п
Под руководством Н.С. Таганцева был разработан проект hoboJ редакции устава уголовного судопроизводства, который затем дважды перерабатывался.
Проекты предусматривали создание советов присяжных поверенных при судебных палатах. По мысли составителей, между адвокатской корпорацией и судом должно было установиться единение и адвокаты должны были действовать под непосредственным контролем суда. Предлагалось даже создать корпоративную организацию и в среде частных поверенных, объединить их в советы. Новые проекты пытались скорректировать принципы и институты, содержащиеся в уставах 1864 г., приспособив их к изменяющимся условиям жизни и политическим задачам. Однако разработанные комиссией редакции судебных уставов проект Гражданского уложения, значительная часть Уголовного уложения так не вступили в силу.
В проекте комиссии предполагалось создать судебную систему, включавшую в себя: участковые суды, уездные или городские отделения окружных судов (апелляционная инстанция по отношению к участковым судам), окружные суды, судебные палаты и департаменты Сената.
Участковые суды должны были забрать значительную часть дел у окружных судов. Предполагалось сохранение института земских начальников. В лице участкового судьи сочетались функции судьи и следователя. В проекте комиссии предполагалось дальнейшее ограничение принципа несменяемости судей. Некоторые члены комиссии высказывались за уничтожение суда присяжных, мотивируя это «профессиональной неспо-собностью присяжных, вынести обоснованный и юридически мотивированный вердикт».
В проекте предусматривалось создание советов присяжных поверенных в городах, где находились судебные палаты. За адвокатскими корпорациями устанавливался прокурорский надзор и контроль со стороны судебных органов. (Проект устанавливал ограничения при принятии в адвокатуру лиц нехристианского вероисповедания.)
Проекты разработали сокращенный порядок судебного разбиро-' тельства — путем судебных приказов и в порядке неотложности. 1 Фи таком порядке все права личности не могли быть достаточно гарантирО' ваны.
К концу 1899 г. работа над проектами была завершена, министерства внутренних дел и финансов дали отрицательные отзывы. В 1901 г. пр°'
кты были внесены на рассмотрение Государственного совета, в 1902 г. соединенные департаменты приступили к их рассмотрению.
В Государственном совете критике был подвергнут проект преобразования местной юстиции: ставилась под сомнение замена мировых и городских судей участковыми судьями и передача последним следственных полномочий; неприемлемым казалось также учреждение в качестве апелляционных инстанций уездных и городских отделений окружных судов и т.п.
Летом 1904 г. было создано Особое совещание в составе Государственного совета для обсуждения законопроектов о преобразовании судебной системы.
Проекты не были реализованы, пятилетняя работа комиссии Н.В. Муравьева не дала результатов.
Земства |
В декабре 1880 г. всем губернаторам было поручено вместе с уездными и губернскими земскими собраниями начать обсуждение крестьянского вопроса с целью ускорить процесс выкупа крестьянами земли и прекращения состояния «временнообязанных» крестьян. Впервые земства работали совместно с правительством.
Вместе с тем министр внутренних дел Лорис-Меликов в своем докладе императору отмечал невозможность создания в России конституционных учреждений, но указывал на необходимость привлекать представителей общественности к решению государственных задач. В предложенном им плане предполагалось использовать опыт редакционных комиссий, готовивших крестьянскую реформу и состоявших из чиновников и экспертов из земских деятелей, профессоров, публицистов и т.п. Министр предлагал создать две редакционные комиссии: административно-хозяйственную, на которую возлагались задачи преобразования губернского управления, прекращения обязательных отношений крестьян и облегчения выкупных платежей, пересмотра земского и городового положении и др.; финансовую, решавшую податные, паспортные и другие вопросы.
Составленные этими комиссиями законопроекты должны были по-стУпать на обсуждение общей комиссии, состоящей из членов подготовительных комиссиий и экспертов, избираемых земскими учреждениями. атем законопроекты должны поступать в Государственный совет, в отором их представляли выборные от.,земств лица.
Подготавливаемые Лорис-Меликовым реформы были прерваны Убийством императора Александра II1 марта 1881 г.