458

IV. Государство и право России в период буржуазных реформ

29. Контрреформы 1880-1890-х гг.

459

Всего комиссией было подготовлено 42 тома материалов: законодд. тельных предположений, разъяснений Сената, отзывов ведомств и т.п

Под руководством Н.С. Таганцева был разработан проект hoboJ редакции устава уголовного судопроизводства, который затем дважды перерабатывался.

Проекты предусматривали создание советов присяжных поверенных при судебных палатах. По мысли составителей, между адвокатской кор­порацией и судом должно было установиться единение и адвокаты долж­ны были действовать под непосредственным контролем суда. Предлага­лось даже создать корпоративную организацию и в среде частных пове­ренных, объединить их в советы. Новые проекты пытались скорректиро­вать принципы и институты, содержащиеся в уставах 1864 г., приспособив их к изменяющимся условиям жизни и политическим зада­чам. Однако разработанные комиссией редакции судебных уставов про­ект Гражданского уложения, значительная часть Уголовного уложения так не вступили в силу.

В проекте комиссии предполагалось создать судебную систему, включавшую в себя: участковые суды, уездные или городские отде­ления окружных судов (апелляционная инстанция по отношению к участковым судам), окружные суды, судебные палаты и департамен­ты Сената.

Участковые суды должны были забрать значительную часть дел у окружных судов. Предполагалось сохранение института земских началь­ников. В лице участкового судьи сочетались функции судьи и следовате­ля. В проекте комиссии предполагалось дальнейшее ограничение принци­па несменяемости судей. Некоторые члены комиссии высказывались за уничтожение суда присяжных, мотивируя это «профессиональной неспо-собностью присяжных, вынести обоснованный и юридически мотивиро­ванный вердикт».

В проекте предусматривалось создание советов присяжных поверен­ных в городах, где находились судебные палаты. За адвокатскими кор­порациями устанавливался прокурорский надзор и контроль со стороны судебных органов. (Проект устанавливал ограничения при принятии в адвокатуру лиц нехристианского вероисповедания.)

Проекты разработали сокращенный порядок судебного разбиро-' тельства — путем судебных приказов и в порядке неотложности. 1 Фи таком порядке все права личности не могли быть достаточно гарантирО' ваны.

К концу 1899 г. работа над проектами была завершена, министерства внутренних дел и финансов дали отрицательные отзывы. В 1901 г. пр°'

кты были внесены на рассмотрение Государственного совета, в 1902 г. соединенные департаменты приступили к их рассмотрению.

В Государственном совете критике был подвергнут проект преобра­зования местной юстиции: ставилась под сомнение замена мировых и городских судей участковыми судьями и передача последним следствен­ных полномочий; неприемлемым казалось также учреждение в качестве апелляционных инстанций уездных и городских отделений окружных судов и т.п.

Летом 1904 г. было создано Особое совещание в составе Государст­венного совета для обсуждения законопроектов о преобразовании судеб­ной системы.

Проекты не были реализованы, пятилетняя работа комиссии Н.В. Му­равьева не дала результатов.

Земства

В декабре 1880 г. всем губернаторам было поручено вместе с уездными и губернскими земскими собраниями начать обсуждение крестьянского вопроса с целью ускорить процесс выкупа крестьянами земли и прекращения состояния «временнообязанных» крестьян. Впервые земства работали совместно с правительством.

Вместе с тем министр внутренних дел Лорис-Меликов в своем докла­де императору отмечал невозможность создания в России конституцион­ных учреждений, но указывал на необходимость привлекать представи­телей общественности к решению государственных задач. В предложен­ном им плане предполагалось использовать опыт редакционных комис­сий, готовивших крестьянскую реформу и состоявших из чиновников и экспертов из земских деятелей, профессоров, публицистов и т.п. Ми­нистр предлагал создать две редакционные комиссии: административ­но-хозяйственную, на которую возлагались задачи преобразования гу­бернского управления, прекращения обязательных отношений крестьян и облегчения выкупных платежей, пересмотра земского и городового поло­жении и др.; финансовую, решавшую податные, паспортные и другие вопросы.

Составленные этими комиссиями законопроекты должны были по-стУпать на обсуждение общей комиссии, состоящей из членов подготови­тельных комиссиий и экспертов, избираемых земскими учреждениями. атем законопроекты должны поступать в Государственный совет, в отором их представляли выборные от.,земств лица.

Подготавливаемые Лорис-Меликовым реформы были прерваны Убийством императора Александра II1 марта 1881 г.