456
IV. Государство и право России в период буржуазных реформ
т
29. Контрреформы 1880-1890-х гг.
457
натора, прокурора, членов окружного суда. Фактически обжалован дел осуществлялось в административных органах административны |
чинами. |
Суд |
Параллельно с земскими начальникам в уезде действовали уездные окружные суды, члены которых рассматривали дела, изъятые у мировых судей но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.
Второй инстанцией для этих судов стал уездный съезд, состоявший из члена уездного окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлял предводитель уездного дворянства. Таким образом, большинство мест в этих органах оказывалось за государственными должностными лицами.
Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия под руководством губернатора и в основном состоявшие из государственных чиновников. Кассационная деятельность в ходе такой реорганизации перестала быть исключительной компетенцией Сената. Кроме того, в 1885 г. наряду с кассационными департаментами Сената организовано специальное административное (Первое) присутствие, отобравшее у департаментов ряд дел кассационного производства.
Административное вмешательство в судопроизводство повлекло за собой отход от одного из важнейших принципов судебной реформы — гласности суда. В 1887 г. провозглашено право суда рассматривать дела при закрытых дверях, в 1891 г. резко сузилась гласность гражданского судопроизводства.
Одновременно с введением земских начальников закон менял порядок формирования, подсудность и процедуры в волостном суде. Временные правила" об этих судах действовали вплоть до 1912 г.
Волостные суды стали назначаться земскими начальниками из кандидатов, отобранных сельскими обществами, председатель волостного суда назначался уездным съездом. Круг ведения волостных судов был значительно расширен, ему стали подсудны все лица бывших податных сосло вий (а не только крестьяне), постоянно проживававшие в пределах воло ти. В этом отношении волостной суд перестает быть сословным крестья ским судом.
Волостные суды, которые уже в ходе самой судебной реформы ставляли особое звено судебной системы (специальный порядок судо V изводства, применение телесных наказаний, руководство нормами ного права), с 1889 г. подпали под непосредственный контроль зе
на пе- |
чальников. Последние отбирали кандидатов для волостных судов, осу-
ствляли ревизии, штрафовали и арестовывали без особых формальности волостных судей.
/Апелляционной инстанцией для волостного суда стали уездные ъезды, кассационной — губернские присутствия, т.е. органы по своему существу административные.
Против выделения судебной власти в качестве особой, независимой от ДРУГИХ государственных органов отрасли выступил новый министр юстиции Н.В. Муравьев. В начале 1894 г. в докладе Александру III он заявлял, что «суд должен быть прежде всего верным и верноподданным проводником и исполнителем самодержавной воли монарха».
В мае 1885 г. закон предоставил министру юстиции право надзирать за чинами судебного ведомства, в 1887 г. он получает право устранять гласность судебного разбирательства, в 1889 г. министру юстиции были подчинены городские судьи, а министру внутренних дел — земские начальники.
Весной 1894 г. была намечена программа пересмотра положений судебной реформы 1864 г. Предполагалось: изменить правила о судейской несменяемости, упростить судопроизводство, расширить компетенцию единоличных судов, поставить вопрос о целесообразности суда присяжных, пересмотреть правила о кассации и апелляции, преобразовать адвокатуру и улучшить порядок следствия и предания суду.
Тогда же была учреждена комиссия по пересмотру судебных уставов, в которую наряду с представителями министерств юстиции, внутренних дел, финансов, Сената вошли видные юристы (Н.С. Таганцев, А.Ф. Кони, И.Я. Фойницкий и др.).
и Работу по пересмотру судебных уставов
Ч1ШИССИЯ <t os л
Н В 1VI 1оо4 г. проводила комиссия под председа-
" тельством министра юстиции Н.В. Мура-
вьева. За 30 лет основные институты и принципы судебной реформы претерпели существенные изменения. Отказавшись от внесения частичных изменений, поправок и дополнений в эту систему, комиссия настаи-ала на полном и систематическом пересмотре действующих правил по сУДебной части.
еМости |
о апрельском (1894 г.) докладе комиссии были намечены следующие правления преобразований: изменение действующих правил о несменя-
судей, расширение компетенции единоличных судов, постановка
пРоса о целесообразности сохранения суда присяжных, о замене кассационного и апелляционного порядка пересмотра дел ревизионным поряд-1 °б усилении правительственного надзора за адвокатурой.