454

IV. Государство и право России в период буржуазных реформ

29. Контрреформы 1880-1890-х гг.

455

производства по делам о государственных преступлениях существенц0 меняется.

В 1872 г. наиболее важные дела по государственным преступлениям были переданы на рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных представителей.

В 1874 г. из ведения общих судов изъяты дела о «противозаконных сообществах» и участии в них, в 1878 г. — дела о противодействии или сопротивлении властям и покушениях на должностных лиц. Обвиняемые в этих преступлениях предавались соответственно военному суду, судеб, ным палатам или Верховному уголовному суду.

В 1877 г. было реорганизовано Соединенное присутствие первого (административного) и кассационного департаментов Сената, которому передавались дела о предании суду чинов судебного ведомства. Вновь наметилось соединение административных и судебных функций в одном органе.

После покушения народовольцев на императора Александра II уси­ливается правительственное наступление на судебную систему, порож­денную реформой. В 1881 г. было принято специальное Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокой­ствия, возвратившее и закрепившее все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка.

Согласно этому Положению министру внутренних дел и генерал-гу­бернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени. Причем это право не было ограничено территориальными пределами: достаточно, чтобы в одном месте было введено положение чрезвычайной охраны, и оно могло распространяться на любую часть страны. Военные суды рас­сматривали дела в кратчайшие сроки с минимальными гарантиями прав обвиняемого, приговаривая к самым суровым наказаниям.

В докладе К.П. Победоносцева Александру III в октябре 1885 г. была сформулирована программа пересмотра судебных уставов 1864 г. В ней предлагалось: ликвидировать несменяемость судей, независимость суда от администрации, предоставить председателю суда право объяв­лять заседание закрытым для публики и прессы, принять меры к «обу­зданию адвокатского произвола», «отделаться» от суда присяжных0 целью восстановить значение суда в России, ликвидировать кассацией' ный порядок производства, провести реорганизацию мирового суда и т-п' Предполагалось ввести суды в общий строй государственных учреЖДе' ний. Эта программа в значительной мере была реализована в ходе контр реформ.

Еще в 1866 г. у суда присяжных были изъяты дела о печати, админи-

ативные органы понуждали прокуроров возбуждать дела против наи-йлее смелых публицистов и редакторов. Наступление на гласность на-сь задолго до 1881 г. В интересах конфиденциальности допрос выс-их должностных лиц с 1869 г. мог производиться на дому.

В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, бъявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным».

Наиболее существенные ограничения в компетенцию суда присяжных были внесены законом в июле 1889 г., когда этот судебный институт был сведен к минимуму.

Министерством юстиции в 1891 г. был разработан проект об учреж­дении в составе Сената Верховного совестного суда, который мог пере­сматривать судебные решения, руководствуясь «началами справедливос­ти и внутренней правды» и не в порядке кассации, а в порядке дорефор­менной ревизии.

Земские начальники

В 1889 г. вступило в действие Положение о земских участковых начальниках, раз­рушившее раздельность судебной и административной властей. Этим актом был нанесен серьезный удар, прежде всего, по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем они исчезли вовсе (до 1913 г.).

В уездах вместо мировых судей вводился институт земских началь­ников, наделенных широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, руководили поли­цией и надзирали за деятельностью волостных судов. В качестве ценза Для должности земского начальника устанавливались: высшее образо­вание или занятие в течение нескольких лет должности мирового по­средника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание по­томственного дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился Десь со всей откровенностью.

° городах учреждались должности городских судей, назначаемых ■министром юстиции.

Апелляционной инстанцией для дел, рассматриваемых земскими на-г   Ьниками и городскими судьями, было судебное присутствие уездно-

съезда, в которое входили предводитель дворянства, член окружного °А, городские судьи и земские участковые начальники уезда. с      ассационной инстанцией для тех же дел-были губернские присут-

ия' состоящие из губернского предводителя дворянства, вице-губер-