454
IV. Государство и право России в период буржуазных реформ
29. Контрреформы 1880-1890-х гг.
455
производства по делам о государственных преступлениях существенц0 меняется.
В 1872 г. наиболее важные дела по государственным преступлениям были переданы на рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных представителей.
В 1874 г. из ведения общих судов изъяты дела о «противозаконных сообществах» и участии в них, в 1878 г. — дела о противодействии или сопротивлении властям и покушениях на должностных лиц. Обвиняемые в этих преступлениях предавались соответственно военному суду, судеб, ным палатам или Верховному уголовному суду.
В 1877 г. было реорганизовано Соединенное присутствие первого (административного) и кассационного департаментов Сената, которому передавались дела о предании суду чинов судебного ведомства. Вновь наметилось соединение административных и судебных функций в одном органе.
После покушения народовольцев на императора Александра II усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную реформой. В 1881 г. было принято специальное Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия, возвратившее и закрепившее все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка.
Согласно этому Положению министру внутренних дел и генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени. Причем это право не было ограничено территориальными пределами: достаточно, чтобы в одном месте было введено положение чрезвычайной охраны, и оно могло распространяться на любую часть страны. Военные суды рассматривали дела в кратчайшие сроки с минимальными гарантиями прав обвиняемого, приговаривая к самым суровым наказаниям.
В докладе К.П. Победоносцева Александру III в октябре 1885 г. была сформулирована программа пересмотра судебных уставов 1864 г. В ней предлагалось: ликвидировать несменяемость судей, независимость суда от администрации, предоставить председателю суда право объявлять заседание закрытым для публики и прессы, принять меры к «обузданию адвокатского произвола», «отделаться» от суда присяжных0 целью восстановить значение суда в России, ликвидировать кассацией' ный порядок производства, провести реорганизацию мирового суда и т-п' Предполагалось ввести суды в общий строй государственных учреЖДе' ний. Эта программа в значительной мере была реализована в ходе контр реформ.
Еще в 1866 г. у суда присяжных были изъяты дела о печати, админи-
ативные органы понуждали прокуроров возбуждать дела против наи-йлее смелых публицистов и редакторов. Наступление на гласность на-сь задолго до 1881 г. В интересах конфиденциальности допрос выс-их должностных лиц с 1869 г. мог производиться на дому.
В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, бъявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным».
Наиболее существенные ограничения в компетенцию суда присяжных были внесены законом в июле 1889 г., когда этот судебный институт был сведен к минимуму.
Министерством юстиции в 1891 г. был разработан проект об учреждении в составе Сената Верховного совестного суда, который мог пересматривать судебные решения, руководствуясь «началами справедливости и внутренней правды» и не в порядке кассации, а в порядке дореформенной ревизии.
Земские начальники |
В 1889 г. вступило в действие Положение о земских участковых начальниках, разрушившее раздельность судебной и административной властей. Этим актом был нанесен серьезный удар, прежде всего, по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем они исчезли вовсе (до 1913 г.).
В уездах вместо мировых судей вводился институт земских начальников, наделенных широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов. В качестве ценза Для должности земского начальника устанавливались: высшее образование или занятие в течение нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился Десь со всей откровенностью.
° городах учреждались должности городских судей, назначаемых ■министром юстиции.
Апелляционной инстанцией для дел, рассматриваемых земскими на-г Ьниками и городскими судьями, было судебное присутствие уездно-
съезда, в которое входили предводитель дворянства, член окружного °А, городские судьи и земские участковые начальники уезда. с ассационной инстанцией для тех же дел-были губернские присут-
ия' состоящие из губернского предводителя дворянства, вице-губер-