452

IV. Государство и право России в период буржуазных реформ

29. Контрреформы 1880-1890-х гг.

453

Болгарии, Боснии, Герцеговины, увеличить территории Сербии и Че ногории. Невыполнение Турцией условий меморандума стало основам ем для объявления ей Россией войны весной 1877 г.

Летом 1877 г. после многих трудностей русским удалось взять Плен ну и в начале 1878 г. подойти к Константинополю. По Адрианопольско му перемирию Турция соглашалась на уступки христианским провинщ ям. Заключенный в Сан-Стефано мир сделал Болгарию полунеэависи мым государством. Россия получала от Турции Каре, Батум и часть Бессарабии, принадлежавшую Румынии.

Однако вскоре условия мира были пересмотрены под давлением Анг­лии: урезаны уступки Сербии, Черногории, Болгарии. Берлинский кон­гресс под председательством Бисмарка, постановил также превратить военный порт Батум в торговую гавань.

29. КОНТРРЕФОРМЫ 1880-1890-х гг.

и                   „                                 Отход от провозглашенных принципов су-

резвычаиные меры              дебной реформы начался по двум направле-

правительства                           ниям сразу. Прежде всего, все чаще стали

практиковаться изъятия из общего судебного порядка с передачей дел на рассмотрение специальных и чрезвычайных судов.

Важную роль сыграло также примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее ситуации, при которых «административ­ная власть принимает в установленном законом порядке меры для преду­преждения и пресечения преступлений и проступков».

С нарастанием реакции в стране система административной репрес­сии стала быстро развиваться за счет сокращения числа дел, рассматри­вавшихся в общих судебных инстанциях. Так, по известному политичес­кому «делу 193-х» суд оправдал большинство подсудимых. Однако поел оправдательного приговора эти люди в административном порядке был подвергнуты ссылке на поселение. Телесные наказания, отмененнь-Указом 1863 г., на практике продолжали применяться в соответстви решением Комитета министров.

В 1871 г. дознание по государственным преступлениям было оф У ^ ально поручено Корпусу жандармов. Собранные материалы ДоЛ были передаваться министру юстиции, который мог направить их в  ^ дебные инстанции или принять, меры к решению дела в администра ном порядке.

Дела о государственных преступлениях поначалу рассматривались яебными палатами, затем они были переданы на рассмотрение особого исутсТВИЯ Сената, а с 1878 г. опять были переданы судебным палатам. Яскоре эти Дела переходят в подведомственность военных судов, кото-IM в 1887 г. было предписано применять по ним исключительно смерт­ью казнь.

Тогда же начинаются нападки на независимые советы присяжных поверенных, на независимую адвокатуру. С 1874 г. контроль за адво­катурой от особых советов переходит к окружным судам и судебным палатам. В1877 г. был подготовлен проект закона, по которому министру юстиции предоставлялось право исключать адвокатов из их сословия; проект не прошел в Государственном совете.

Атака велась и против суда присяжных: в Министерстве юстиции имелись данные о большом числе оправдательных приговоров.

В1878 г. Сенат разъяснял, что временные комиссии по составлению списков присяжных заседателей формируются земскими собраниями, в 1884 г. в состав комиссий были введены председатели уездных съездов мировых судей, председатели уездных земских управ, городские головы, члены уездных по крестьянским делам присутствий, уездные исправни­ ки, полицмейстеры, товарищи прокуроров окружных судов.                             :

В 1887 г. меняется порядок составления списков присяжных засе­дателей: председатель земской уездной управы подавал сведения о кан­дидатах в окружной суд. Очередные списки присяжных составлялись комиссиями в составе уездного предводителя дворянства, председателя уездного съезда мировых судей, участкового мирового судьи, уездно­го исправника, председателя уездной земской управы, мирового по­средника и др. Закон включал в состав комиссии лиц, располагаю­щих сведениями об имущественном и ином положении кандидатов в присяжные.

Критике была подвергнута практика волостных судов, им вменялись

вину неналаженный порядок выбора судей и низкий профессиональный

Уровень волостных судов вооще, оставление выносимого ими приговора

исполнения (его осуществляли волостные старшины), бесплатное

Правление обязанностей судей и т.п.

Дела о политических преступлениях в 70—80-е гг. приобрели особое знаЧРц„„                                                             „                                        „

^сние в атмосфере все нарастающей антигосударственной деятельное-

1 вторую осуществляли революционные, террористические и анархи-

ие элементы. Поэтому законодатель вводит ряд поправок к судеб-

(гп ^ставам- учитывая опыт судебной практики по политическим делам

Мкие оправдательные приговоры террористам и проч.). Порядок