452
IV. Государство и право России в период буржуазных реформ
29. Контрреформы 1880-1890-х гг.
453
Болгарии, Боснии, Герцеговины, увеличить территории Сербии и Че ногории. Невыполнение Турцией условий меморандума стало основам ем для объявления ей Россией войны весной 1877 г.
Летом 1877 г. после многих трудностей русским удалось взять Плен ну и в начале 1878 г. подойти к Константинополю. По Адрианопольско му перемирию Турция соглашалась на уступки христианским провинщ ям. Заключенный в Сан-Стефано мир сделал Болгарию полунеэависи мым государством. Россия получала от Турции Каре, Батум и часть Бессарабии, принадлежавшую Румынии.
Однако вскоре условия мира были пересмотрены под давлением Англии: урезаны уступки Сербии, Черногории, Болгарии. Берлинский конгресс под председательством Бисмарка, постановил также превратить военный порт Батум в торговую гавань.
29. КОНТРРЕФОРМЫ 1880-1890-х гг.
и „ Отход от провозглашенных принципов су-
резвычаиные меры дебной реформы начался по двум направле-
правительства ниям сразу. Прежде всего, все чаще стали
практиковаться изъятия из общего судебного порядка с передачей дел на рассмотрение специальных и чрезвычайных судов.
Важную роль сыграло также примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее ситуации, при которых «административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков».
С нарастанием реакции в стране система административной репрессии стала быстро развиваться за счет сокращения числа дел, рассматривавшихся в общих судебных инстанциях. Так, по известному политическому «делу 193-х» суд оправдал большинство подсудимых. Однако поел оправдательного приговора эти люди в административном порядке был подвергнуты ссылке на поселение. Телесные наказания, отмененнь-Указом 1863 г., на практике продолжали применяться в соответстви решением Комитета министров.
В 1871 г. дознание по государственным преступлениям было оф У ^ ально поручено Корпусу жандармов. Собранные материалы ДоЛ были передаваться министру юстиции, который мог направить их в ^ дебные инстанции или принять, меры к решению дела в администра ном порядке.
Дела о государственных преступлениях поначалу рассматривались яебными палатами, затем они были переданы на рассмотрение особого исутсТВИЯ Сената, а с 1878 г. опять были переданы судебным палатам. Яскоре эти Дела переходят в подведомственность военных судов, кото-IM в 1887 г. было предписано применять по ним исключительно смертью казнь.
Тогда же начинаются нападки на независимые советы присяжных поверенных, на независимую адвокатуру. С 1874 г. контроль за адвокатурой от особых советов переходит к окружным судам и судебным палатам. В1877 г. был подготовлен проект закона, по которому министру юстиции предоставлялось право исключать адвокатов из их сословия; проект не прошел в Государственном совете.
Атака велась и против суда присяжных: в Министерстве юстиции имелись данные о большом числе оправдательных приговоров.
В1878 г. Сенат разъяснял, что временные комиссии по составлению списков присяжных заседателей формируются земскими собраниями, в 1884 г. в состав комиссий были введены председатели уездных съездов мировых судей, председатели уездных земских управ, городские головы, члены уездных по крестьянским делам присутствий, уездные исправни ки, полицмейстеры, товарищи прокуроров окружных судов. :
В 1887 г. меняется порядок составления списков присяжных заседателей: председатель земской уездной управы подавал сведения о кандидатах в окружной суд. Очередные списки присяжных составлялись комиссиями в составе уездного предводителя дворянства, председателя уездного съезда мировых судей, участкового мирового судьи, уездного исправника, председателя уездной земской управы, мирового посредника и др. Закон включал в состав комиссии лиц, располагающих сведениями об имущественном и ином положении кандидатов в присяжные.
Критике была подвергнута практика волостных судов, им вменялись
вину неналаженный порядок выбора судей и низкий профессиональный
Уровень волостных судов вооще, оставление выносимого ими приговора
исполнения (его осуществляли волостные старшины), бесплатное
Правление обязанностей судей и т.п.
Дела о политических преступлениях в 70—80-е гг. приобрели особое знаЧРц„„ „ „
^сние в атмосфере все нарастающей антигосударственной деятельное-
1 вторую осуществляли революционные, террористические и анархи-
ие элементы. Поэтому законодатель вводит ряд поправок к судеб-
(гп ^ставам- учитывая опыт судебной практики по политическим делам
Мкие оправдательные приговоры террористам и проч.). Порядок