27. Судебная, полицейская и военная реформы

441

телей дворянства, городского головы губернского города и волостно старшины. Судебные палаты выступали в качестве апелляционной и станции по делам окружных судов, рассмотренных без участия прися* ных заседателей, и могли заново, в полном объеме и по существу, рас сматривать уже решенное дело.

Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы протесты на нарушение «прямого смысла законов», просьбы о пересмот ре по вновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в за конную силу, и дела о служебных преступлениях (в особом порядке судопроизводства). В 1872 г. учреждено также Особое присутствие Се­ната, рассматривающее политические дела особой важности. Департа-менты Сената были кассационными органами для всех местных и общих судов России и могли рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях с нарушением установленного порядка.

*    *

*

При разработке реформы высказывалось предложение создать долж­ность областного главного судьи, который осуществлял бы общее руко­водство судопроизводством и назначал,на судейские должности, но оно было отвергнуто правительством, опасавшимся, что судебная система может тем самым получить излишнюю автономность. Тогда же было отвергнуто и предложение о допущении защиты на стадии предваритель­ного следствия.

В целом становление новых судов встретилось со значительными трудностями. Новые принципы их деятельности — гласность, состяза­тельность, несменяемость судей, их независимость (пусть относитель­ная) от административных властей — не могли не вызвать подозритель­ности и противодействия со стороны государственной бюрократии. Пер­воначально (в апреле 1866 г.) были созданы только два судебных округа (Петербургский и Московский), в остальных районах новые суды созда­вались в течение долгого времени, постепенно и по частям.

Несмотря на свой буржуазный радикализм, судебная реформа с само­го начала несла в себе немало пережитков прошлого. Ограничение к01*1" петенции суда присяжных, особый порядок предания суду должности»' лиц, недостаточное ограждение судейской независимости от администр ции — все это ослабляло эффективность проводимой реформы. Ни4 не ограниченное право министра юстиции назначать судей, не вдавая при этом в объяснения, стало одним из главных каналов давления нистрации на судебные органы.

шедси"— государственных чиновников суду осуществлялось поста-ениями их начальства, а не по решению суда. Присяжные заседатели Н анялись от рассмотрения дел, имеющих политический характер. Эти Ус ругИе изъятия из общего судебного порядка постепенно готовили почву для надвигающихся контрреформ.

В 1862 г. городская и уездная полиции

Полиция                             были объединены в единую полицейскую

истему со сложной «иерархической лестницей», начинавшуюся с уряд­ника и пристава и на уездном уровне возглавлявшуюся исправником. В губернских городах руководство полицией осуществлял полицмейстер. Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору. Вершину полицейской пирамиды представлял министр внутренних дел. Ему же подчинялись включенные в 1880 г. в единую полицейскую сис­тему губернские жандармские управления.

Согласно Временным правилам об устройстве полиции (1862) в уездах создавались уездные полицейские управления, в которые входили городничий со своей канцелярией, представлявший уездный город, и земский исправник с земским судом, представлявший уезд.

В составе канцелярии градоначальника, заменившей управы благочи­ния, создавались сыскные и охранные отделения. Полиции поручалось проведение дознания, материалы которого она передавала следователю, а тот — прокурору.

Меоы пресечения, которые применяла полиция, включали отобрание вида на жительство, установление надзора, взятие залога, передачу на поруки, домашний арест, взятие под стражу.

Органы полицейского надзора сконцентрировали в своих руках всю реальную репрессивную власть в Центре и на местах.

' юрьмы

С отменой крепостного права достаточно длительное время готовилась тюремная ре-Форма. В 1879 г. все руководство тюремными заведениями сосредоточи­лось в Главном тюремном управлении. Изменилось положение заключен-Ь[х, стал активно использоваться их труд, была создана система меди-Цинского обслуживания. Но к заключенным могли применяться специ-

ьные виды наказаний, не предусмотренные в законе, — розги, поме­щение в карцер, перевод на хлеб и воду. Предусматривались другие виды Лазаний — заключение в крепость, исправительный дом, арест, а

кже ссылка и каторга (срочная и бессрочная). Каторгу отбывали в с ири и на Сахалине. Отбывшие каторгу переводились в состояние , -ьных поселенцев. Ссылка заключалась в принудительном поселении V4a4je всего в Сибирь).