438           IV. Государство и право России в период буржуазных реформ

само разделение системы на общие и местные судебные учрежден способствовало ее унификации.                                                                          Не

Мировые суды                           Мировые судьи избирались уездными Зем.

СКИМИ   СОбраНИЯМИ   И   ГОРОДСКИМИ  дума,

Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практич   ' ки закрывали доступ на эту должность представителям низших класс Кроме того, занимать должность почетного мирового судьи, которая была оплачиваемой, могли позволить себе только состоятельные люди

Мировой округ включал, как правило, уезд и входящие в него города Округ делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей.

На созываемые съезды мировых судей ложилась обязанность касса­ционного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное реше­ние дел, начатых участковыми мировыми судьями.

Закон определял сферу юрисдикции мировых судей: им были подсуд­ны дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в работный дом на срок до года, денежные взыс­кания на сумму не свыше 300 руб.

В сфере гражданско-правовой на мировых судей возлагалось рас­смотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до 300 руб.), дел, связанных с возмещением за ущерб на сумму не свыше 500 руб., исков за оскорбление и обиду, дел об установлении прав на владение. Споры о праве собственности на недвижимое имущество у мировых судей были изъяты.

Общие суды

Окружные суды учреждались в расчете на несколько уездов и состояли из председате­ля и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы (окружных судов), были присяжные заседатели. На суд присяжных предлагались дела «о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преиму­ществ».

Избранная континентальная модель института присяжных заседате­лей (ответ на вопрос: «Виновен ли подсудимый?») определила организа­цию и порядок их работы.

Присяжным заседателем могло стать лицо в возрасте от 25 до 70 ле ' обладающее цензом оседлости (два года). Для выборов присяжных ставлялись общие списки, в которые включались: почетные мироВ

439

27. Судебная, полицейская и военная реформы

служащие (кроме профессиональных юристов), все выборные ипгтные лица, волостные и сельские судьи из крестьян, прочие лица,

/10Л^"                                                                                                                       Г>

олагающие недвижимостью или доходом. В списки не могли вклю-Р        священники, военные, учителя, прислуга и наемные рабочие. 4   Общие списки служили основой для составления списков очередных апасных заседателей на год. За три недели до судебного заседания едседатель суда по жребию отбирал 30 очередных и шесть запасных седателей. В заседании оставалось 12 присяжных. Присяжные заседа-ели могли быть отведены как подсудимым (12 человек), так и прокуро-оом (шесть человек). Из числа неотведенных избирались 12 присяжных, из них — один старшина.

После рассмотрения дела по существу и окончания прений председа­тель суда разъяснял присяжным правила о силе приведенных доказа­тельств, «законы о свойствах рассматриваемого преступления» и предуп­реждал их против «всякого увлечения в обвинении или оправдании под­судимого». Для судьи-профессионала это был способ влиять на не иску­шенных в судейских делах присяжных заседателей.

Председатель суда вручал присяжным письменные вопросы о факте преступления и вине подсудимого, которые оглашались в суде. Вопросы разрешались присяжными по большинству голосов. Отмена вердикта была возможной лишь в случае, если суд единогласно признавал, что «решением присяжных осужден невиновный». В этом случае он выносил постановление о передаче дела на рассмотрение нового состава присяж­ных, решение которых было окончательным. Закон подчеркивал, что «приговор, постановленный судом с участием присяжных заседателей, считается окончательным ».

При окружных судах учреждался институт следователей, осущест­влявших под надзором прокуратуры предварительное расследование пре­ступлений на закрепленных за ними участках. До реформы предвари­тельное следствие осуществляли земский суд и управа благочиния (над-30Р за ними был со стороны прокурора, стряпчих, губернского правле-Ния). Обвинительное заключение составлялось в канцелярии суда, т.е. леДствие от суда не отделялось. Реформа отделила предварительное еДствие от судебного расследования. Расследование делилось на гене­ральное (предварительное, без предъявления обвинения) и специальное ^формальное, с предъявлением обвинения).

Па судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на

говоры окружного суда, а также дела о должностных и государствен-

х преступлениях по первой инстанции. Дела рассматривались при

СТИи «сословных представителей»: губернского и уездного предводи-

Ч