438 IV. Государство и право России в период буржуазных реформ
само разделение системы на общие и местные судебные учрежден способствовало ее унификации. Не
Мировые суды Мировые судьи избирались уездными Зем.
СКИМИ СОбраНИЯМИ И ГОРОДСКИМИ дума,
Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практич ' ки закрывали доступ на эту должность представителям низших класс Кроме того, занимать должность почетного мирового судьи, которая была оплачиваемой, могли позволить себе только состоятельные люди
Мировой округ включал, как правило, уезд и входящие в него города Округ делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей.
На созываемые съезды мировых судей ложилась обязанность кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение дел, начатых участковыми мировыми судьями.
Закон определял сферу юрисдикции мировых судей: им были подсудны дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в работный дом на срок до года, денежные взыскания на сумму не свыше 300 руб.
В сфере гражданско-правовой на мировых судей возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до 300 руб.), дел, связанных с возмещением за ущерб на сумму не свыше 500 руб., исков за оскорбление и обиду, дел об установлении прав на владение. Споры о праве собственности на недвижимое имущество у мировых судей были изъяты.
Общие суды |
Окружные суды учреждались в расчете на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы (окружных судов), были присяжные заседатели. На суд присяжных предлагались дела «о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ».
Избранная континентальная модель института присяжных заседателей (ответ на вопрос: «Виновен ли подсудимый?») определила организацию и порядок их работы.
Присяжным заседателем могло стать лицо в возрасте от 25 до 70 ле ' обладающее цензом оседлости (два года). Для выборов присяжных ставлялись общие списки, в которые включались: почетные мироВ
439 |
27. Судебная, полицейская и военная реформы
служащие (кроме профессиональных юристов), все выборные ипгтные лица, волостные и сельские судьи из крестьян, прочие лица,
/10Л^" Г>
олагающие недвижимостью или доходом. В списки не могли вклю-Р священники, военные, учителя, прислуга и наемные рабочие. 4 Общие списки служили основой для составления списков очередных апасных заседателей на год. За три недели до судебного заседания едседатель суда по жребию отбирал 30 очередных и шесть запасных седателей. В заседании оставалось 12 присяжных. Присяжные заседа-ели могли быть отведены как подсудимым (12 человек), так и прокуро-оом (шесть человек). Из числа неотведенных избирались 12 присяжных, из них — один старшина.
После рассмотрения дела по существу и окончания прений председатель суда разъяснял присяжным правила о силе приведенных доказательств, «законы о свойствах рассматриваемого преступления» и предупреждал их против «всякого увлечения в обвинении или оправдании подсудимого». Для судьи-профессионала это был способ влиять на не искушенных в судейских делах присяжных заседателей.
Председатель суда вручал присяжным письменные вопросы о факте преступления и вине подсудимого, которые оглашались в суде. Вопросы разрешались присяжными по большинству голосов. Отмена вердикта была возможной лишь в случае, если суд единогласно признавал, что «решением присяжных осужден невиновный». В этом случае он выносил постановление о передаче дела на рассмотрение нового состава присяжных, решение которых было окончательным. Закон подчеркивал, что «приговор, постановленный судом с участием присяжных заседателей, считается окончательным ».
При окружных судах учреждался институт следователей, осуществлявших под надзором прокуратуры предварительное расследование преступлений на закрепленных за ними участках. До реформы предварительное следствие осуществляли земский суд и управа благочиния (над-30Р за ними был со стороны прокурора, стряпчих, губернского правле-Ния). Обвинительное заключение составлялось в канцелярии суда, т.е. леДствие от суда не отделялось. Реформа отделила предварительное еДствие от судебного расследования. Расследование делилось на генеральное (предварительное, без предъявления обвинения) и специальное ^формальное, с предъявлением обвинения).
Па судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на
говоры окружного суда, а также дела о должностных и государствен-
х преступлениях по первой инстанции. Дела рассматривались при
СТИи «сословных представителей»: губернского и уездного предводи-
■Ч