i

434

IV. Государство и право России в период буржуазных реформ

27. Судебная, полицейская и военная реформы

435

тельные заведения, содержание воинских частей, полиции и тюп Смету расходов и доходов контролировал губернатор.

Как и земские органы, органы городского самоуправления в знач тельной степени зависели от государственных бюрократических и пол цейских учреждений. Вместе с тем создание новых органов самоуправЛе ния способствовало становлению общественно-политической и культуп ной жизни, помогало торгово-промышленному развитию русских го родов.

27. СУДЕБНАЯ, ПОЛИЦЕЙСКАЯ И ВОЕННАЯ РЕФОРМЫ

Структуру дореформенной судебной системы составляли разнообраз­ные исторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутан­ной. Существовали особые суды для дворян, горожан, крестьян, специ­альные коммерческие, совестные, межевые и иные суды. Судебные функции отправляли и административные органы — губернские правле­ния, органы полиции и др.

Рассмотрение дел во всех судебных инстанциях происходило при закрытых дверях. На деятельность суда сильное давление оказывали различные административные органы, ведение следствия и исполнение приговора предоставлялись органам полиции, которые, кроме того, могли принимать на себя и судебные функции по «маловажным»делам. По словам А.Ф. Кони, «следствие было в грубых и нечистых руках, а между тем составляло не только фундамент, но, в сущности, единственный материал для суждения о деле», так как суд получал дело, знакомился с ним только по материалам, подготовленным полицией.

Делопроизводство могло тянуться годами. В судебном процессе гос­подствовали инквизиционное начало и теория формальных доказа­тельств.

п                                                                         .     Работа по подготовке судебной реформ"'

I Ьдготовка                                 начавшаяся в 50-х гг., особенно интенсивно

судебной реформы                   пошла после провозглашения крестьянской

реформы. К началу 1861 г. на рассмотрение Государственного сов было представлено (с 1857 по 1861 г.) 14 законопроектов, преМагаВ    , различные изменения в структуре судебной системы и судопроизвод ограничение числа судебных инстанций, введение устности, глас

язательности  и  проч.   Материалы  судебной реформы  составили у4 тома.

В конце 1862 г. в судебные инстанции разослан проект Основных

ложений судоустройства, в котором были сформулированы новые П иниипы: бессословность суда, отмена системы формальных доказа-ств и определения об «оставлении в подозрении». Ничего, однако, не говорилось о независимости судей.

К новым принципам относились также: идея отделения суда от адми­нистрации, установление состязательности, отделение судебной власти от обвинительной, введение присяжных заседателей. Предполагалось, что у присяжных будут изъяты дела о государственных («для сохранения уважения к институту присяжных») и должностных (из-за опасения чрезмерного возвышения судебной власти) преступлениях. Авторы про­екта настояли также на выделении института мировых судей из общего порядка судопроизводства, подчеркивая их специфику.

Отзывы, поступившие с мест на разосланный проект, отметили не­полноту и непоследовательность в отделении суда от администрации, непоследовательность в определении компетенции института мировых судей. Была усмотрена опасность в создании института присяжных пове­ренных и широких полномочиях следователей.

Дискутировался вопрос о моделях суда присяжных. Какую вы­брать — континентальную (где ставится вопрос: «Виновен ли подсуди­мый?») или английскую (где вопрос звучит: «Совершил ли подсудимый данное деяние?» — была выбрана первая модель.) В отношении инсти­тута мировых судей также имелись разногласия: как они должны решать дело — по закону или своему усмотрению, лишь ссылаясь на закон? (Выбрали первый вариант.)

0 ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уго­ ловного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировы- Ми Щдьями.

Cvno/:                                             Создавались    две    судебные    системы:

^Девные органы                                            £                                 ь?

г                              местные и общие суды, rv местным относи-

 фр, кроме тех, где действовала юрисдикци 1 Коммерческих, крестьянских и инородческих судов.

сь волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим — РУЖные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по граж-Ким и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность Несколько губерний или областей; кассационные (по гражданским и Ловным делам) департаменты Сената. Власть этих судов распространи -на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, воен-

1 Коммерческих крестьянских и инородче