Содержание

1. Общественное движение в пореформенной России. Революционеры, либералы, охранители............................................................................................................................................................................. 2

Освободительное движение 1861—1864 гг........................................................................................... 2

Революционные организации середины 60-х — начала 70-х гг................................................. 4

Русское народничество 70-х — начала 80-х годов........................................................................... 6

Рабочее движение 70-х годов...................................................................................................................... 8

Либерально-оппозиционное движение на рубеже 70—80-х годов............................................ 9

Освободительное движения 1890 - начала 1900-х гг...................................................................... 10

2. Российское общество в конце XIX - начале XX вв. Формирование революционных партий........................................................................................................................................................................................ 13

РСДРП................................................................................................................................................................... 13

Партия эсеров................................................................................................................................................... 15

Кадеты................................................................................................................................................................. 17

Партия социалистов-революционеров (ПСР)..................................................................................... 18

3. Российская культура в эпоху великих перемен....................................................... 20

Список литературы.................................................................................................................................... 26

1. Общественное движение в пореформенной России. Революционеры, либералы, охранители

Освободительное движение 1861—1864 гг.

Освободительное движение в России в первые годы после от­мены крепостного права проходило в обстановке общественно-политического подъема, начавшегося в конце 50-х годов XIX в.

Недовольство крестьян невыгодными для них условиями осво­бождения выразилось в массовых волнениях весной—летом 1861 г. и произвело сильное впечатление и на правительство, и на все об­щественные круги, которые считали вполне реальным повторение новой волны крестьянского протеста весной 1863 г., когда минет указанный в Манифесте 19 февраля 1861 г. двухлетний срок введе­ния в действие законов об отмене крепостного права, и крестьяне окажутся обманутыми в своих ожиданиях "новой воли". Революци­онные демократы верили в возможность и близость народной рево­люции, готовили себя к ней и надеялись ее возглавить.

Значительным фактором общественного движения начала 60-х годов явились студенческие вол нения осенью 1861 г. Поводом к ним послужили изданные правительством в июле 1861 г. "Вре­менные правила", которые усиливали надзор за студентами и огра­ничивали доступ в университеты разночинцам. Начавшиеся в сентябре 1861 г. в Петербурге волнения в октябре перекинулись в Мо­скву, Казань и в другие университетские города. Массовая уличная демонстрация студентов Петербургского университета была разо­гнана полицией, сотни студентов препровождены в Петропавлов­скую крепость. В защиту студентов выступили передовые профес­сора университета, среди них Н. И. Костомаров и П. В. Павлов, подвергшиеся за это правительственным гонениям. В Москве сту­денческая демонстрация закончилась избиением ее участников по­лицией и арестами. Ответом правительства на выступления сту­дентов в Петербурге, Москве и Казани явилось временное закры­тие университетов. Герцен на страницах "Колокола" обратился к студенчеству с призывом "идти в народ". Студенческие волнения осенью 1861 г. получили широкую огласку за рубежом. Под их влия­нием правительство приступило к разработке университетской ре­формы.

Характерным явлением в России в начале 60-х годов было распространение нигилизма. Нигилизм: как направление общественной мысли возникает в кризисные мо­менты общественно-политической жизни страны, ломки ее общест­венных устоев. Ему присущи гипертрофированное сомнение в об­щепринятых ценностях, их отрицание (идеалов, формы общест­венной жизни, ее моральных норм и эстетических принципов), аб­солютизация индивидуального начала.

В конце 1861 г. в Петербурге сложилась общерусская революционная организация "Земля и воля". Она представляла собой своеобразную "федерацию" объединивших­ся различных конспиративных кружков и групп, возглавляемых Комитетом, но продолжавших действовать самостоятельно.

Деятельность "Земли и воли" была подчинена подготовке к предстоящему крестьянскому восстанию, которое, как уже говори­лось, ожидали к весне 1863 г. Герцен и Огарев разработал план действий революционеров. Предполагалось предъявить императо­ру требование созвать всесословный Земский собор, а в случае от­каза — приступить к решительным действиям, опираясь на кре­стьянское восстание.

Когда надежды на него не сбылись, в деятельности "Земли и воли" на первое место выдвинулась связанная с начавшимся в ян­варе 1863 г. польским восстанием задача координации сил русских и польских революционеров. Но к этому времени в "Земле и воле" возникли острые разногласия по программным и организационно-тактическим вопросам. К весне 1864 г. она само ликвидировалась, не будучи раскрытой правительством. Лишь немногие ее члены под­верглись арестам, но не по причине принадлежности к ней, а по обвинению в связях с "лондонскими пропагандистами".

Революционные организации середины 60-х — начала 70-х гг.

Революционно-демократическое направление в русском осво­бодительном движении середины 60-х — начала 70-х годов XIX в. было представлено деятельностью различных кружков интелли­генции в Москве, Петербурге и в ряде провинциальных, в основном университетских, городов.

Наиболее значительным из них был кружок "ишутинцев", действовавший в 1863—1866 гг. в Москве и Петербурге. Основателем его стал вольнослушатель Московского университета Николай Ишутин.

В 1865 г. ишутинцы пришли к мысли о необходимости более активной деятельности и в феврале 1866 г. создали тайное общест­во под названием "Организация". Они намеревались создать в про­винции ее филиалы. Член ишутинского кружка Дмитрий Каракозов по своей инициативе совершил покушение на Александра П. 4 апреля 1866 г. он стрелял в императора у Летнего сада в Петер­бурге, но промахнулся и был схвачен. Суд приговорил его к пове­шению, остальных членов кружка к разным срокам каторги и ссылки.

Покушение на царя послужило предлогом заметного поворота к политической реакции. Указом 13 мая 1866 г. была усилена власть губернаторов. Реакция обрушилась на демократическую печать: были закрыты "Современник" и "Русское слово". Усилились гонения на высшую школу и студенчество. Последовали отступления от проведенных реформ, в частности, подверглись ограничению права земств и за­держана подготовка реформы городского самоуправления.

Однако реакция не могла приостановить развитие революци­онно-демократического движения. Осенью 1868 — весной 1869 г. прокатилась волна студенческих "беспорядков" в высших учебных заведениях Петербурга — в университете, в Технологическом ин­ституте и Медико-хирургической академии. Студенческие волне­ния захватили и Московский университет. Возникали новые кон­спиративные студенческие кружки.

Активный участник студенческих волнений 1868—1869 гг. в Петербурге приходский учитель; вольнослушатель университета, Сергей Нечаев совместно с молодым журналистом Петром Ткаче­вым создали зимой 1868/69 года нелегальную группу петербург­ских студентов.

Нечаев намеревался к лету 1870 г. приступить к "разруши­тельной деятельности": создать боевые отряды, привлекая в них и "разбойные" элементы, уничтожать путем террора представителей власти, конфисковывать "частные капиталы". По приказу Нечаева в ноябре 1869 г. в Москве был убит активный участник "Народной расправы" студент И. И. Иванов, не пожелавший беспрекословно подчиняться его требованиям. Дело было раскрыто и привело к раз­грому организации. Арестам подверглись 80 человек. Нечаеву уда­лось вторично скрыться за границу.

С целью дискредитации революционного движения правитель­ство в 1871 г. устроило над "нечаевцами" показательный процесс.

Представители революционного подполья в большинстве своем осудили методы "нечаевщины" (хотя находились и ее сторонники).

Задачу революционной организации среди народа поставил и действовавший в 1872 — 1873 гг. кружок студента-технолога Алек­сандра Долгушина, в котором состояло до 20 человек. Кружок был основан в Петербурге, но затем перенес свою деятельность в Моск­ву. В Подмосковье его участники оборудовали подпольную типографию, в которой им удалось напечатать воззвания: "Как должно жить по закону природы и правды", "Русскому народу", "К интел­лигентным людям". При попытке перейти к непосредственной про­паганде среди рабочих и крестьян Подмосковья кружок был выяв­лен полицией и разгромлен.

В конце 60-х годов русские народнические кружки стали соз­даваться и за границей. В 1868 г. в Женеве образовался кружок русских эмигрантов — в основном из бывших участников "Земли и воли" 60-х годов. Они издавали свой журнал "Народное дело", в 1870 г. вошли в состав созданного в 1864 г. К. Марксом Интерна­ционала в качестве его "Русской секции", принимали участие в Парижской коммуне 1871 г.

 Русское народничество 70-х — начала 80-х годов

В пореформенной России главным направлением в освободи­тельном движении становится народничество. Оно основывалось на системе взглядов об особом, "самобытном" пути развития Рос­сии к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капита­лизма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого "русского социализма" были сформулированы на рубеже 40—50-х годов А. И. Герценом — "предтечей" русского народничества.

Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Но в отличие от Герцена Чер­нышевский иначе смотрел на общину. Для него община — патриар­хальный институт русской жизни, которая призвана сначала вы­полнить роль "товарищеской формы производства" параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капитали­стическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное произ­водство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения.

Русское народничество представляло собой широкий спектр различных течений — от революционно-демократического до уме­ренно-либерального и даже консервативного.

В 70-е годы преобладающее значение имело революционное (или, как его называли, "действенное") народничество. Сам термин "народник" появился в литературе в середине 60-х годов, но тогда он еще не обозначал определенного общественно-политического направления. Под народничеством в то время понимали обычно стремление к изучению народного быта и желание облегчить тяго­ты народных масс, в первую очередь, крестьянства. Периодические издания были наводнены материалами о бедственном положении народа, придавленного тяжелыми налогами и страдающего от не­достатка земли. Появились и монографические исследования. Наи­более значительным из них, привлекшим к себе всеобщее внима­ние, был опубликованный в 1869 г. большой труд публициста и уче­ного-экономиста В. В. Берви-Флеровского "Положение рабочего класса в России" ("рабочим классом" он считал не только собственно рабочих, но весь трудовой люд и, главным образом, крестьянство).

Как общественное направление народничество стало склады­ваться в конце 60-х — начале 70-х годов, когда зачинатели его поставили себе задачу перехода к борьбе за интересы народа, при этом они были убеждены, что радикальное решение всех социаль­ных проблем может быть решено революционным' путем и силами народных масс, руководимых революционной (народнической) ор­ганизацией. На рубеже 60—70-х годов сложилась и доктрина на­родничества, главными идеологами которой явились Михаил Баку­нин (1814—1876), Петр Лавров (1823—1900) и Петр Ткачев (1844— 1885).

На рубеже XIX—XX вв. возникают и радикальные, неонароднические кружки и организа­ции, поставившие своей целью продолжить дело народников-семи­десятников.

 Рабочее движение 70-х годов

Рабочее движение — новое явление в социальной жизни поре­форменной России. Но о его возникновении может идти речь при­менительно к 70-м годам XIX в. В 60-е годы было зафиксировано всего 51 выступление рабочих, причем число стачек не превышало десяти, остальные выступления мало чем отличались от обычных крестьянских волнений. Но уже в 70-е годы число стачек возросло до 326. В печати и в правящих кругах заговорили о появлении "ра­бочего вопроса".

Из рабочих выступлений тех лет наиболее значительными, вызвавшими общественный резонанс, были стачки на Невской бумагопрядильне в 1870 г. и на Кренгольмской мануфактуре в Нарве в 1872 г. На Невской бумагопрядильне выявилась столь чудовищ­ная эксплуатация рабочих (которая и послужила причиной стач­ки), что суд оправдал стачечников, а организаторы стачки отдела­лись арестом сроком от трех до семи дней. Такой мягкий приговор вызвал недовольство Александра II. Стачка нескольких тысяч тка­чей Кренгольмской мануфактуры была прекращена властями с применением военной силы: на усмирение рабочих- было послано два полка солдат. На это раз суд приговорил 27 руководителей стачки к каторжным работам. В либеральной прессе о рабочих стач­ках писали как о "явлении в России новом, доселе небывалом".

Во второй половине 70-х годов появились и рабочие организации.

В рабочие кружки и "союзы" в то время был вовлечен еще узкий круг рабочих. Стачечное движение еще не выходило за рам­ки требований экономического характера. Однако и предпринима­тели, и правительство уже были вынуждены считаться с этим но­вым социальным явлением.

Либерально-оппозиционное движение на рубеже 70—80-х годов

Оппозиционное движение в стране представляли либерально-настроенные писатели, ученые, врачи, учителя, журналисты, зем­ские деятели. Либеральная оппозиция выступала против админи­стративного произвола, требовала "усовершенствования" государ­ственного строя (введения гласности, представительного правле­ния, даже конституции), но она боялась социальных потрясений, считала, что разрешить насущные социальные и политические проблемы необходимо сверху, мирным путем. Либерально-оппози­ционные настроения и требования нашли свое выражение в перио­дических изданиях — газетах "Голос" и "Земство", журналах "Вест­ник Европы", "Юридический вестник" и "Русская мысль". '

В либерально-оппозиционном движении 60—70-х годов суще­ственное место занимали славянофилы. Позднейшие исследования опровергают сложившееся ранее представление о том, что после реформы 1861 г. наступил период заката и распада славянофильства, превращения его в исключительно реакционное направление. В действительности именно в пореформенное время активизирова­лась либерально-оппозиционная деятельность славянофилов, на­правленная на решение задач, поставленных процессами социаль­но-экономического развития России.

Славянофилы не стояли в стороне от животрепещущих про­блем политического и социального устройства пореформенной Рос­сии. Они предлагали свою программу реформ местного и централь­ного управления, развития просвещения, строительства железных дорог в России, эксплуатации недр, учреждения банков и коммер­ческих предприятий.

На рубеже 70—80-х годов оживилось земское либерально-оп­позиционное движение. Оно проявилось преимущественно в неле­гальных собраниях земцев с целью выработки своих требований которые в верноподданнической форме излагались в виде "адре­сов", "записок" и прочих ходатайств и петиций царю. В этих запис­ках, петициях и т. п. говорилось о преданности престолу, но вместе с тем выражались просьбы разрешить проведение земских съездов по вопросам "местных польз и нужд", заявлялось о необходимости "увенчания здания земского самоуправления" путем созыва обще­российского земского органа в виде "Общей земской думы" или "Земского собора", выдвигались требования пополнить Государст­венный совет выборными от земцев.

В своих адресах и записках либеральные земцы, требуя от царя уступок, в качестве тактического приема указывали, что ог­раниченность реформ порождает усиление революционного движе­ния, средство же его погашения, полагали они, — развитие даро­ванных ранее реформ. Вместе с тем некоторые либералы входили в контакты с народниками с целью "отговорить" их от террористиче­ской деятельности.

Освободительное движения 1890 - начала 1900-х гг.

К концу XIX в. в связи с индустриальным развитием России сформировалась и новая социальная категория населения — промышленный пролетариат, который становится главной движущей силой в освободительном движении. Заметно растет стачечное движение рабочих, меняется его харак­тер и направленность. Если в 90-е годы XIX в. преобладали стачки экономического характера, то в начале 1900-х годов заметно воз­растание удельного веса стачек, в которых рабочие предъявляли наряду с экономическими и политические требования. В 1900—1902 гг. политические требования присутствовали в 20% случаев рабо­чих стачек, а в 1903—1904 гг. — в 50%. Численность бастовавших рабочих за 1894—1904 гг. составляла примерно 400 тыс. Забастов­ками были охвачены преимущественно крупные промышленные регионы России: Московский, Петербургский и горнозаводской Юг.

На рубеже XIX—XX вв. заметно нарастало и крестьянское движение. К этому времени крестья­нин бы уже не тот, каким он вышел из крепостного права. На смену забитому, патриархальному "мужику" пришел крестьянин капиталистической эпохи, побывавший на заработках в городе, много ви­девший и многому научившийся. Массовый отход на заработки в города и крупные промышленные центры страны менял ментали­тет и поведение крестьянина. Возвращаясь с заработков в родную деревню, он переносил городские привычки и новые взгляды на жизнь. Полицейские донесения отмечали возросшее влияние горо­да на крестьянские настроения.

Укажем и на такой важный фактор: крестьянское движение на рубеже XIX—XX вв. проходило уже в условиях роста стачечной борьбы рабочих, находившей отзвук и в крестьянстве. Было отме­чено, что вблизи промышленных центров крестьянское движение проходило более организованно. Здесь среди крестьян чаще появ­лялись прокламации и воззвания из города. Некоторые из грамот­ных крестьян не только их читали, но и помогали распространять.

Борьба за свои интересы между крестьянами и помещиками продолжала оставаться и в начале XX в. главным содержанием социальных противоречий в деревне. Крестьянское движение все более принимало аграрную направленность. Если в 1870—1880 гг. на аграрной почве возникало 43% крестьянских волнений (170 из 400), в 1881—1890 гг. — 67% (425 из 630), то в 1891—1900 гг. — более 77% (400 из 515). Обычным явлением становятся земельные споры с помещиками, уничтожение межевых знаков на границах владений, запахивание помещичьих земель, сопротивление земле­мерам при межевании земель, столкновение с администрацией по­мещичьих экономий.

В России политические партии стали возникать примерно на рубеже 80—90-х годов XIX в — на пол века позже, чем в странах Западной Европы и в  США. При этом в России сначала оформлялись "левые" партии социалистической ориентации, за­тем либеральной и наконец — право консервативной, в то время как на Западе этот процесс происходил в обратном направлении.

2. Российское общество в конце XIX - начале XX вв. Формирование революционных партий

Революция 1905—1907 гг. создала благоприятные условия для образования множества политических партий, как русских, так и национальных. Все они в те годы действовали вполне легально. Численность их вместе с ранее возникшими нелегально партиями к исходу революции достигла свыше 50-ти. Они представляли собой очень широкий спектр социальных, национальных и даже религи­озных интересов, выраженных в их программах. Все политические партии можно свести к трем основным классификационным группам: 1) революционно-демократические партии (социал-демокра­тические и неонароднические), 2) либерально-оппозиционные (в основном партии русской и национальной либеральной буржуазии, а также либеральной интеллигенции) и 3) консервативно-охрани­тельные (правые буржуазно-помещичьи и клерикально-монархи­ческие, черносотенные). Ниже речь пойдет о наиболее крупных по­литических партиях, имевших общероссийское значение.

РСДРП

Среди партий первой группы ведущую роль играли возникшие на рубеже XIX—XX вв. Российская социал-демократическая рабочая пар­тия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеры).

Как выше указано, РСДРП организационно оформилась на II ее съезде (1903) и тогда же произошел ее раскол на большевиков и меньшевиков. Однако формально (вплоть до марта 1917 г.) и те и другие продолжали считаться состоявшими в одной партии.

На 11 съезде РСДРП была принята единая (для большевиков и меньшевиков) программа, состоявшая из двух частей. Первая ("программа-минимум") предусматривала решение задач буржу­азно-демократической революции: свержение самодержавия, вве­дение демократической республики и широкого местного самоуправ­ления, предоставление права на самоопределение всем нациям, вхо­дящим в состав России, установление 8-часового рабочего дня для лиц наемного труда. В аграрном вопросе выдвигались следующие требования: возвращение крестьянам отторгнутых во время прове­дения реформы 1861 г. отрезков от их наделов, отмена выкупных и оброчных платежей за землю, а также возвращение крестьянам ранее выплаченных ими выкупных сумм. В 1906 г. аграрная про­грамма была пересмотрена. Теперь уже выдвигалось требование полной конфискации всех помещичьих, государственных, удель­ных, церковных и монастырских земель. Это требование, как уже сказано, было заявлено самими крестьянами на двух съездах Все­российского крестьянского союза и заставило изменить аграрную программу РСДРП на IV ее съезде в апреле 1906 г. Однако, если крестьяне рассматривали всю землю, в том числе и свою надель­ную, как общенародное достояние, то аграрной программой РСДРП предусматривалась национализация всех земель. Различие, на пер­вый взгляд терминологическое, имело принципиальное значение. В первом случае хозяином земли становился сам народ, точнее те, кто ее обрабатывает, при этом распределением земельных участ­ков ведала сама крестьянская община. Во втором — полным собст­венником земли становилось государство, которое превращалось таким образом в крупнейшего помещика-монополиста со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вторая часть программы РСДРП ("программа-максимум") предусматривала социалистическое переустройство общества по­сле победы пролетарской революции. Однако реализацию этой про­граммы большевики и меньшевики представляли себе по-разному. Большевики ориентировались на немедленное построение социа­лизма после победы пролетарской революции, даже предусматри­вали возможность непосредственного "перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую", без какого бы то ни было переходного периода. Меньшевики считали утопией на­саждение социализма в экономически и культурно отсталой стра­не. Они полагали, что после буржуазно-демократической револю­ции должен пройти определенный период буржуазного развития, который превратит Россию из отсталой в развитую капиталисти­ческую страну с буржуазно-демократическими свободами и учре­ждениями.

В период революции 1905—1907 гг. численность РСДРП зна­чительно выросла. Если перед революцией в рядах РСДРП насчи­тывалось 2,5 тыс. членов (по другим данным 8,6 тыс.), то к концу революции уже 70 тыс. При этом меньшевики составляли большин­ство (45 тыс.). В большевистском крыле РСДРП русские составляли 89%, в меньшевистском — 37%, остальные — грузины (29%), евреи (23%), украинцы (6%) и прочие (5%). Кроме того в России в то время числилось 74 тыс. членов национальных социал-демократических партий: 33 тыс. членов еврейского Бунда, 28 тыс. Польской социа­листической партии и 13 тыс. латышских социал-демократов.

Партия эсеров

Партия эсеров хотя формально и заявила о своем возникнове­нии в 1902 г., но организационно оформилась на ее 1-м учредитель­ном съезде, состоявшемся в конце декабря 1905 г. — начале января 1906 г., на котором были приняты ее программа и устав. Программа эсеров предусматривала: свержение самодержавия и установление демократической республики, автономию областей и общин на фе­деративных началах, широкое применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного права на самоопределение, введение родного языка во всех местных общественных и государственных учреждениях, всеобщее избирательное право без различия пола, религии и на­циональности, бесплатное образование, отделение церкви от госу­дарства и свободу вероисповедания, свободу слова, печати, собра­ний, стачек, неприкосновенность личности и жилища, уничтожение постоянной армии и замену ее "народной милицией", введение 8-часового рабочего дня, отмену всех налогов, "падающих на труд", но установление прогрессивного налога на доходы предпринима­телей.

Центральное место в эсеровской программе занимал аграрный вопрос. Эсеры требовали изъять землю из частной собственности. Но они выступали не за национализацию ее, а за "социализацию", т. е. передачу ее не государству, а в общенародное достояние. Зем­лей, считали эсеры, должны распоряжаться общины, которые бу­дут распределять ее в пользование по "трудовой" норме среди всех граждан республики, для которых самостоятельный труд на земле является основным источником существования. В перспективе пре­дусматривалось обобществление земледельческого производства путем использования различных форм кооперирования земледель­цев. Создание трудовых ассоциаций предполагалось не только в сфере земледелия. В этом эсеры видели создание социалистиче­ской формы хозяйства. Они выступали за сохранение крестьянской общины как основы создания общественных отношений в деревне социалистического характера.

Тактика эсеров предусматривала пропаганду и агитацию, ор­ганизацию стачек, бойкота и вооруженных акций — вплоть до ор­ганизации вооруженных восстаний и применения индивидуального политического террора. Впрочем террор они рассматривали как "крайнее" средство. Им занималась небольшая "Боевая группа", которая вначале насчитывала 10—15, а в ходе революции 1905— 1907 гг. — 25—30 человек. Руководили "Боевой группой" Евно Азеф и Борис Савинков. Они организовали убийства ряда крупных госу­дарственных лиц — министра народного просвещения Н. П. Боголепова (1901), министров внутренних дел Д. С. Сипягина (1902) и В. Я. Плеве (1904), генерал-губернатора Москвы великого князя Сер­гея Александровича (1905).

Кадеты

Главной либеральной партией, претендовавшей на общенациональное руководство, была Конституционно-демократи­ческая партия (кадеты), которая оформилась на своем 1 Учреди­тельном съезде в Москве 1218 октября 1905 г. Позднее она стала называть себя "партией народной свободы". Она была преимущест­венно "интеллигентской" партией. В ней состояли главным образом преподаватели высших и средних учебных заведений, врачи, ин­женеры, адвокаты, писатели, деятели искусства, а также предста­вители либерально-настроенных помещиков и буржуазии, отчасти ремесленники. В свои ряды партия кадетов привлекла также не­многих рабочих и крестьян. В кадетской партии состояла эли­та русской интеллигенции. Членами этой партии были видные уче­ные: В. И. Вернадский, С. А. Муромцев, В. М. Гессен, С. А. Котляревский, известные историки — А. А. Корнилов, А. А. Кизеветтер, М. О. Гершензон. Ю. В. Готье, экономисты и публицисты — П. Б. Струве, А. С. Изгоев, видные земские деятели Ф. И. Родичев и И. И. Петрункевич, земский врач А. И. Шингарев. Кадеты стремились стать над партиями, объединить вокруг себя или подчинить своему влия­нию другие оппозиционные самодержавию партии и течения.

В январе—апреле 1906 г. насчитывалось 274 кадетских коми­тета, а к 1907 г. свыше 300; общая численность партии колебалась в пределах 50—60 тыс. членов (после поражения революции чис­ленность кадетской партии сократилась вдвое). Лидером кадет­ской партии был блестящий оратор и публицист, видный историк П. Н. Милюков. В 1894 г. за участие в освободительном движении он был уволен из Московского университета и выслан в Рязань. Вер­нувшись в 1897 г. из ссылки, он вынужден был уехать за границу; читал лекции по русской истории в Софийском, Бостонском и Чи­кагском университетах. Вернувшись в 1899 г. в Россию, Милюков вновь занялся политикой и за свои резкие выступления неодно­кратно подвергался арестам, так что снова был вынужден эмигри­ровать. В апреле 1905 г. Милюков вернулся в Россию и с головой ушел в политическую борьбу.

Главной своей целью кадеты провозгласили введение в стране демократической конституции (отсюда и название партии). Неогра­ниченная монархия, согласно их программе, должна была быть за­менена парламентарным демократическим строем (кадеты обходи­ли вопрос о том, будет ли это монархия или республика, но идеа­лом их была конституционная монархия английского типа). Они выступали за разделение властей на законодательную, исполни­тельную и судебную, за коренную реформу местного самоуправле­ния и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печа­ти, собраний, союзов, за строгое соблюдение "гражданских полити­ческий прав личности", за свободу преподавания и бесплатное обу­чение в школе. Кадеты предусматривали введение 8-часового ра­бочего дня на предприятиях, право рабочих на стачки, на социаль­ное страхование и охрану труда. В их программе были пункты о восстановлении государственной автономии Финляндии и Польши, но в составе России, и культурной автономии других народов.

Партия социалистов-революционеров (ПСР)

В 1901 г. на политическую арену выходит Партия социалис­тов-революционеров, считавшая себя идейной преемницей ре­волюционной народнической партии «Народная воля». «Со­циализация земли» — лозунг партии, террор — метод ее дея­тельности. Установкой партии стала идея, что «развившийся механизм государства парализует производительные силы де­ревни». Предполагалось, что процесс преобразования Рос­сии будет идти «под руководством несоциалистических сил». В политической сфере эсеры настаивали на демократичес­кой республике с широкой автономией областей или всеоб­щим избирательным правом и заменой армии ополчением, в области производства — на установлении минимума заработ­ной платы и государственном страховании, в сфере аграр­ной — на социализации земли, т.е. передаче ее в общинное владение и распоряжение. Этому должно было способство­вать расширение прав общины на экспроприацию частных земель, конфискация дворцовых и монастырских земель, раз­витие кооперации и общественных служб (образование, меди­цина). Партия предупреждала: «Рабочий класс против того «го­сударственного социализма», который является отчасти систе­мой полумер для усыпления рабочего класса, отчасти же свое­образным государственным капитализмом, сосредотачивая раз­личные отрасли производства и торговли в руках правящей бюрократии, ради ее фискальных и политических целей». Це­лями партии были борьба с самодержавием и созыв Земского Собора (Учредительного собрания).

3. Российская культура в эпоху великих перемен

Буржуазные реформы 60—70-х годов были рубежом в соци­ально-экономической жизни России и обозначили начало капита­листического периода в ее истории. Эти реформы оказали влияние на многие стороны общественно-культурной жизни, социальный и духовный облик населения.

В пореформенное время более интенсивно происходили куль­турные интеграционные процессы, захватив в значительной степени российскую провинцию. Рост экономических связей между горо­дом и деревней, между отдельными регионами способствовал уси­лению этих процессов, развитию культурно-информационной сис­темы, определявшей в известной мере расширение культурного пространства. Капитализм объективно требовал более высокого культурного уровня общества, предполагавшего не только распро­странение элементарной грамотности, но и качественно более глу­бокой образованности граждан. Это диктовалось расширением сфе­ры приложения общеобразовательных и специальных знаний, не­обходимых для развивающегося индустриального общества.

Отмена крепостной зависимости основной массы населения увеличивала объективные социальные возможности для демокра­тизации образования. В пореформенную эпоху была фактически создана народная школа, появилась система технической школы, в том числе — отраслевые высшие учебные заведения, учительские семинарии, готовившие преподавателей начальных училищ. В стране сформировалась достаточно широкая сеть культурно-просветитель­ных учреждений.

Серьезной интеллектуальной силой в общественно-политиче­ской и культурной жизни в этот период стала русская интеллиген­ция. С ее деятельностью связаны демократизация народного обра­зования, внесение в общественное сознание идей гражданственно­сти и борьба за воплощение этих идей в жизнь. В России, пожалуй, впервые создавались реальные предпосылки становления основ гражданского общества, его образовательных, правовых элементов, независимых от власти.

Однако существование в России капитализма как обществен­но-экономической системы немногим более полувека не позволи­ло реализовать многие из этих предпосылок. Кроме того следует учитывать, что самодержавие, идя на некоторые уступки общест­венности в вопросах образования народа в период демократическо­го подъема, не меняло своего принципиального отношения к про­блемам широкого распространения просвещения. Не случайно дол­гое время (1833—1849) пост министра народного просвещения за­нимал С. С. Уваров, принадлежавший к числу наиболее консерва­тивных государственных деятелей. А в 1866—1880 гг., в эпоху об­щественных преобразований, на этом посту находился Д. А. Тол­стой, убежденный консерватор и реакционер по своим политиче­ским взглядам.

При несомненном единстве в историко-культурном процессе пореформенного времени во второй половине XIX в. можно выде­лить два внутренних этапа, особенности которых порождались реалиями общественно-политической жизни. 60—70-е годы харак­теризовались преобладанием демократических идей в обществен­ном сознании, убежденностью в необходимости широких социаль­ных преобразований в интересах народа. В это время произошло известное отступление самодержавия от своих охранительно-кре­постнических принципов.

60-е годы воспринимались современниками как время боль­ших надежд и свершений. "Эти годы можно назвать весною нашей жизни, — писала в воспоминаниях одна из участниц педагогиче­ского движения 60-х годов Е. Н. Водовозова, — эпохою расцвета духовных сил и общественных идеалов, временем горячих стрем­лений к свету..."

Развитие культуры в 80-е годы приобретает некоторые новые черты, которые были порождены атмосферой общественно-поли­тической жизни России того времени. Современники оценивали эти годы как "черные", "глухие".

В те годы дальние, глухие

В сердцах царили сон и мгла. (А. Блок)

В 80-е годы в полной мере проявился реакционный курс в политике правительства по отношению к школе и печати, наметив­шийся еще в предшествующее десятилетие, заметно усилились го­сударственная поддержка православной церкви, ее влияние на сис­тему школьного образования.

Для общественных настроений большинства разночинской ин­теллигенции этих лет характерными становятся упадочничество, пессимизм, неверие в эффективность революционной, политической борьбы, увлечение теориями "малых дел" и "постепенного прогрес­са", толстовством с его непротивленчеством в противоположность общественному оптимизму 60-х годов.

В развитии общественного сознания 80-е годы были переход­ным временем, когда намечаемые перемены не выявились еще дос­таточно определенно.

В недрах русской социальной жизни происходили важные про­цессы: развивался капитализм, вместе с ним рос промышленный пролетариат, 80-е годы — время зарождения российской социал-демократии, начало распространения марксизма в России.

Культура в конце XIX в. и первых десятилетий XX в. отрази­ла в своем развитии сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических битв, которые привнесли в общественное и художественное сознание новые чер­ты и особенности. Вместе с тем, это время русского "серебряного века", атмосфера которого отмечена необыкновенным взлетом ду­ховности и культуры. Современники, впервые обозначившие это понятие (С. К. Маковский, Н. А. Оцуп, Н. А. Бердяев), рассматрива­ли его как образное, мифологическое. В современных культурно-исторических исследованиях понятие "серебряный век" или "рус­ский духовный ренессанс" используется для характеристики ду­ховной культуры конца XIX — начала XX вв.

Анализ общественно-культурной жизни этого времени выяв­ляет разительный контраст в духовной атмосфере по сравнению с предшествующим периодом. На смену настроениям известной ста­бильности, распространенным в обществе в 80-е годы, приходит психологическая напряженность, ожидание "великого переворота" (Л. Толстой). В одном из писем 1901 г. А. М. Горький отмечал, что "новый век воистину будет веком духовного обновления".

Ощущение "рубежности", "переходности" времени, пережи­ваемого Россией, осознавали и политики, и общественные деятели, и художественная интеллигенция. В 1899 г. А. С. Суворин записал в "Дневнике": "Мы переживаем какое-то переходное время. Власть не чувствует под собой почвы и не стоит того, чтобы ее поддержи­вать. Беда в том, что общество слабо, общество ничтожно, и может произойти кавардак невероятный". Пророческими оказались слова С. П. Дягилева, произнесенные им в 1905 г. на открытии выставки русского портрета в Таврическом дворце в Петербурге: "Мы свидетели величайшего исторического момента, итогов и концов во имя Дновой, неведомой культуры, которая нами возникает, но и нас же отметет".

Революция внесла в общественное сознание просветительскую струю, во многом способствовала и политическому, и культурному просвещению. Она не прошла бесследно для творчества многих дея­телей культуры, ее воздействие испытали А. Блок, А. Белый, В. Серов и др. Революция более четко определила идейные позиции части художественной интеллигенции.

Особенностью общественно-культурной жизни России рубежа веков было развитие различных форм объединений деятелей культуры. Идея синтеза искусства, широко распространенная в художественном сознании того времени, несомненно способствовала этому, соединяя в поисках новых форм художественной деятельности представителей разных искусств. Эти идеи находили воплощение в таких художественных объединениях, как "Мир искусств", жур­налы "Весы" (редактор В. Я. Брюсов), "Золотое руно" (издатель Н. П. Рябушинский), спектакли Художественного театра.

К 1901 г. относится начало Религиозно-философских собраний. Целью их было создание открытого общества людей религии и фи­лософии для обсуждения вопросов церкви и культуры. 3. Н. Гиппи­ус писала, что идея этих собраний заключалась "во встрече интел­лигенции с церковью". Синод контролировал собрания, поскольку здесь часто звучала критика по отношению к официальному право­славию.

Художественные объединения существовали и в провинции: на рубеже веков их насчитывалось около 30 (в столицах в это вре­мя их было немногим более 40).

Наступившая в стране политическая реакция после поражения революции 1905—1907 гг. оказала известное влияние на появ­ление новых тенденций в общественно-культурной жизни. Широ­кое распространение в кругах художественной интеллигенции по­лучили идеи "нового религиозного сознания" (богоискательство). Одним из пропагандистов "нового христианства" был Д. С. Мережковский. Истоки его взглядов лежали в философской концепции Вл. Соловьева о возможности синтеза религий, культур и победы всемирной теократии. Новое религиозное сознание основывалось на утопической идее, что новая религия должна была стать главным фактором в нравственном обновлении человека.

Некоторые деятели из среды социал-демократов (А. В. Луна­чарский, В. А. Базаров) увлеклись богостроительством, пытаясь соединить социализм с религией. В 1908 г. Луначарский выпустил книгу "Религия и социализм", в которой утверждал, что "филосо­фия Маркса есть философия религиозная" и научный социализм, воспринимаемый как религия, может обрести величайшую силу. Увлечение богоискательством испытал в эти годы М. Горький. С крити­кой богостроительства выступили Г. В. Плеханов и В. И. Ленин.

Культурную атмосферу в России последнего предреволюци­онного десятилетия прекрасно передала в своих воспоминаниях Е. Ю. Кузьмина-Караваева, входившая в круг символистов, впо­следствии участница Французского Сопротивления, знаменитая Мать Мария: "... Мы жили среди огромной страны, словно на необи­таемом острове. Россия не знала грамоту — в нашей среде сосредо­точилась вся мировая культура... мы знали философию и богосло­вие, поэзию и историю всего мира, в этом смысле были гражданами вселенной, хранителями великого культурного музея человечест­ва... В известном смысле мы были, конечно, революция до револю­ции — так глубоко, беспощадно и гибельно перекапывалась почва старой традиции, такие смелые мосты бросались в будущее".

Список литературы

                    Верт Н., История Советского государства. 1900-1991, М., Издательская группа «Прогресс», Прогресс-Академия, 1992;

                    Выбор пути. История России 1861-1938. Екатеринбург, 1995.

                    Годин. События и люди 14 декабря 1825 года. Хроника. М. 1985.

                    История России XIX - начала XX в. Учебник для исторических факультетов университетов. /Под ред. В.А. Федорова - М.: ЗЕРЦАЛО, 1998.

                    История политических партий России / Под ред. А. И. Зевелева. М.: Высш. шк.1994.

                    Наше отечество. Опыт политической истории. 1991.

                    От абсолютизма к демократии. Политическая жизнь в капиталистической России 1861 - февраль 1917 г. Екатеринбург. 1991.

                    Пансин. Хорос. Революционные традиции в России. М.1986.

                    Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Курсив, 1995.

                    Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 1996.