Содержание

Введение_______________________________________________________________________ 3

Глава 1. Понятие и признаки юридических конфликтов_____________________________ 5

1.1. Понятие юридического конфликта_________________________________________ 5

1.2. Признаки юридического конфликта________________________________________ 9

Глава 2. Виды юридических конфликтов__________________________________________ 11

Глава 3. Пути устранения юридических конфликтов______________________________ 14

Заключение___________________________________________________________________ 23

Список источников и литературы______________________________________________ 27

Введение

До сих пор в большинстве учебников по Теории государства и права нет не чтобы параграфов посвященных юридическим коллизиям, но зачастую они напрямую и не упоминаются. Так, один из наиболее «популярных» учебников по Теории государства и права под редакцией М.Н. Марченко[1] не содержит ни одного параграфа о конфликтологии; учебник под редакцией Г.Н.Манова[2], не упоминает о юридических коллизиях вообще.

Что же изучается «взамен» конфликтологии и юридических коллизий? В рамках общей теории права, наук гражданского и уголовного права, криминологии развивается общая теория правонарушений. Детальное изучение поведения, поступка и ответственности через призму закона, особенно отклоняющегося поведения В.Н. Кудрявцевым открыло здесь новое направление[3].

Примечательно, что при обилии научных работ в анализе правоприменения, реализации законов и иных актов упор делается на правонарушения как признаваемые и осуждаемые законом явления, на их фиксированность - временную, нормативно-структурированную, количественную. Проблема коллизий в крупном масштабе не ставится и не решается. Она сводится к коллизионным нормам, предписывающим, какие акты принять в случае, когда возникает противоречивая ситуация. Не случайно в монографии С.С. Алексеева по общей теории права[4] лишь несколько раз упоминается о коллизионных нормах.

Юридический конфликт можно определить как противоборство сторон - государств и их органов, общественных объединений, граждан с целью изменения статуса и юридического состояния субъекта права.

Признавая всеобщность и постоянство конфликтов в жизни общества, нельзя считать, что любой конфликт неизбежен в той форме, в тех масштабах и такой напряженности, в каких именно он выступает. И хотя верно, что невозможно избежать всех конфликтов, это не значит, что нельзя избежать ни одного из них. Проблема регулирования социальных конфликтов исходит из возможности влиять на причины конфликтной ситуации, определенным образом направлять течение самого конфликта с тем, чтобы использовать его результаты или преодолеть отрицательные последствия.

Вопрос о регулировании конфликта - самостоятельная проблема. Ее исследователи считают, что регуляция конфликта является наиболее рациональным к нему подходом. Не всегда можно избежать открытого столкновения, но всегда следует попытаться избежать чрезмерных потерь, слишком большой платы за неконтролируемое развитие конфликтных событий.

Юридический конфликт можно определить как противоборство сторон - государств и их органов, общественных объединений, граждан с целью изменения статуса и юридического состояния субъекта права.

Объектом исследования является конфликты.

Предметом исследования выступают юридические конфликты.

Целью рассмотрения в данной курсовой работе являются юридические конфликты.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

-          раскрыть понятие и признаки юридических конфликтов;

-          охарактеризовать виды юридических конфликтов;

-          выявить пути устранения юридических конфликтов.

Глава 1. Понятие и признаки юридических конфликтов

1.1. Понятие юридического конфликта

Российское общество, находящееся в состоянии глубоких изменений (реформы, структурная перестройка, ликвидация и создание новых институтов и т.д.), характеризуется значительным усилением напряженности, обострением всякого рода противоречий, возникновением многочисленных конфликтных очагов в самых различных областях государственной и общественной жизни. Однако, большинство государственных, правоохранительных органов, общественно-политических и профессиональных организаций уделяют слабое внимание рассмотрению внутренних причин происходящего, а потому не способны адекватно реагировать на конфликтные процессы. Наша теория и государственные структуры неподготовлены к их анализу и управлению ими. Как правило, ситуация застает врасплох органы власти и общественность. Нарастает острота конфликтов, многие из них остаются нерешенными.

Наша наука уделяла незначительное внимание анализу закономерностей возникновения, протекания и разрешения конфликтов в условиях переходного периода. Между тем среди этих закономерностей большую значимость имеют аспекты теоретико-правовые и социологические. Таким образом, построение научной концепции, обобщающей названные факторы, представляет задачу актуальную и важную, решение которой поможет оптимизировать остроконфликтные процессы и заложить основу для последующего развития демократических процессов.[5]

Проблематика конфликта требует фундаментальных разработок ученых, причем ученых различных специальностей (конфликтологов, социологов, психологов, юристов и др.). Ибо невозможно в рамках одной научной дисциплины всесторонне исследовать такое сложное социальное явление как конфликт. Поэтому российские ученые-юристы развивают комплексное научное направление - юридическую конфликтологию, которая призвана разработать теорию юридического конфликта на базе общей конфликтологии, общей теории и социологии права, а также в тесной связи с общей и юридической психологией.[6]

Данная проблематика для российской науки является новой по двум причинам: с одной стороны, была недостаточно развита общая конфликтология как комплексная социальная дисциплина, а с другой стороны, догматическое изучение права не способствовало более широкому его пониманию, в том числе и как средства воздействия на социальные конфликты.

На сегодняшний день уже сделаны значительные шаги в плане развития самостоятельного направления научных исследований в рамках юридической науки и на базе общей конфликтологии.

Если юридическая конфликтология представляет собой специфический "срез" общей конфликтологической науки, то и понятие юридического конфликта необходимо выводить из общего понятия социального конфликта, т.е. сначала необходимо определить саму категорию "конфликт", очертить круг включенных в нее социальных процессов и явлений.

Научное определение термина "конфликт" неоднозначно и в мировой литературе. Не вдаваясь в подробный анализ различного понимания социального конфликта, отметим, что согласно мнению одних западных конфликтологов, конфликт существует уже в том случае, когда налицо противоре­чие, противоположность, несовместимость, (Р. Дарендорф, Дж. Бер­нард, К. Боулдинг, Л.Крисберг и др.). Для других он возникает в тех ситуациях, когда несовместимость предполагает противоборствующие типы поведения (Л. Козер, М.Крозье и др.). Третьи за основу берут лишь поведенческий аспект рассматриваемого процесса (Э. Гидденс, М. Дойч и др.).[7]

Не останавливаясь на критике данных направлений в определении категории конфликта, укажу, что противоречия, противоположности, несовместимости - это необходимые, но не достаточные условия конфликта. Только когда начинается взаимодействие субъектов, и не простое взаимодействие, а в форме борьбы, столкновения (противоборства), только тогда противоречия и противоположности превращаются в конфликт. Можно дать следующее определение: конфликт - это противоборство двух или нескольких субъектов, обусловленное противоположностью (несовместимостью) их интересов.

Именно противоборство сторон, т. е. когда обе стороны (для конфликта необходимы по меньшей мере две стороны) совершают определенные действия, направленные друг против друга - обоюдонаправленные действия, следует понимать как конфликт. И здесь важно отличать их от односторонних действий, которые хотя и могут носить насильственный, агрессивный или какой-либо иной неприемлемый для другой стороны характер, но не всегда перерастают в противоборство. Недооценка данного аспекта может привести к неоправдан­ному расширению понятия конфликта за счет включения в него процессов, лишь внешне схожих с противоборством, но не характеризующихся взаимозависимостью действий разных субъектов, не являющихся взаимодействиями.[8]

В контексте рассматриваемого вопроса представляет интерес выяснение тех закономерностей, которые характеризуют развитие юридического конфликта, точнее – появление, изменение юридической компоненты в конфликтных ситуациях.

Как уже говорилось, иногда конфликт с самого начала имеет юридическую основу. Это происходит в тех случаях, когда стороны связаны правовыми отношениями и именно эти отношения выступают в качестве объекта конфликта или мотива поведения участников. Но чаще всего юридическая форма конфликта возникает не сразу, а лишь по мере его развития.

В динамике юридического конфликта большую роль играет вмешательство третьей стороны: государственного правоприменительного (правоохранительного) органа, который будет разбирать конфликт и принимать по нему решение. Это может быть суд, арбитраж, административная инстанция (например, директор предприятия, министерство и т.д.) либо иное государственное учреждение, с которым стороны связаны соответствующими правоотношениями. Такая третья сторона если сразу и не присутствует в конфликте, то во всяком случае почти всегда «вырисовывается на горизонте». Известно, что существует и такая точка зрения, что все правоотношения являются трехсторонними: помимо прямых участников в них состоит и публичная власть, регулирующая течение событий путем соответствующего контроля или, в случае необходимости, властного вмешательства в отношения сторон (эта конструкция несомненно имеет основания в уголовном или гражданском судопроизводстве, где кроме истца и ответчика, потерпевшего и обвиняемого действует государственный орган – суд).[9]

Юридическим следует считать любой межгосударственный конфликт, в том числе и между сторонами, не связанными договором. Дело в том, что отношения любых государств подпадают под действие норм международного права.

Юридическими по своей природе являются все трудовые, многие семейные, производственные, бытовые и межнациональные конфликты, если они затрагивают конституцию страны, соглашения между регионами или ветвями власти, статус наций и народностей. (Более подробна все-эти виды конфликтов будут рассмотренвы в дальнейшем).

Юридический конфликт можно определить как противоборство сторон - государств и их органов, общественных объединений, граждан с целью изменения статуса и юридического состояния субъекта права. Юридический конфликт - не одномерное явление, выражающееся в одномоментном столкновении "правосущего" и "праводолжного" Это сложное явление, со своими подвижными элементами. Причём, каждый из них выступает в двух аспектах - как часть нормативно-правовой системы и правопорядка и как элемент деформирующейся правовой системы и юридической деятельности. Во втором случае, их нужно тщательно анализировать в тех последовательностях и связях, которые присущи развивающемуся юридическому противоречию. В качестве первого элемента юридического конфликта выделим прежде всего различия в правопонимании как базовые для формирования массового правого сознания. Обострившийся спор между пониманием права как общечеловеческих ценностей и как "писаного права", норм, законов и иных актов, приобрёл очевидную практическую направленность. Выделившиеся правовые конфликты переходят далее в стадию юридического спора, когда можно рассчитывать на успех путём договорённости и соглашений, посредством приостановления и отмены незаконных актов, проведения судебных разбирательств. Окончательное решение может вести либо к восстановлению прежнего юридического состояния, либо к формированию нового. Юридический конфликт может быть причиной, а затем составной частью другого конфликта - политического, социального, межнационального, экономического и т. д. Выступать сначала как повод, как "спичка", а потом в качестве элемента более общей конфликтной ситуации. Вычленение юридического конфликта на первой фазе, при зарождении общего конфликта и на последующих этапах позволяет вовремя погасить конфликт. Если же это не удаётся, то следует стремиться увеличить "зону юридического конфликта" и всеми средствами переводить общий конфликт с его "размытыми гранями" в юридический конфликт с присущими ему легальными средствами и процедурами. Сделать это, конечно, довольно трудно. Но предвидеть и вовремя "гасить" противоречия собственно внутри правовой системы, не давать им возможности разрастания в зоне других конфликтов, и использовать правовые средства для урегулирования любого конфликта - задача в современный период крайне важная. Юридический конфликт, как и всякий иной конфликт, проходит свои фазы. Если юридическую коллизию того или иного вида не удаётся преодолеть, то происходит обострение противоречий, и нередко коллизионные ситуации одного типа перерастают в конфликтные ситуации другого, подчас комплексные, с большим объёмом противоречий. А в них уже меняются намерения и роли участников, их отношение к предмету спора. Своеобразие юридического конфликта заключается в том, что он прорывает конституционную, правовую ткань государства и общества. Конфликт наносит удар прежде всего по Конституции, а также конституционному и административному законодательству. Это объясняется характером объекта юридического конфликта, который касается преимущественно вопросов власти и управления. Естественно, в конфликт может перерасти любая юридическая коллизия.

1.2. Признаки юридического конфликта

К разряду юридических можно отнести конфликт, который возникает в общественных отношениях, регулируемых правом либо под­лежащих правовому регулированию (образно назовем их юридически­ми отношениями). Конфликтное же юридическое отношение - это юридическое отношение между сторонами с противоречивыми (противоположными) интересами. Укажем, что сам юридический конфликт представляет собой конфликтное юридическое отношение плюс конфликтные действия сторон (противоборство).

С одной стороны, юридический конфликт возникает в собственно правовой сфере, он сугубо нормативен. С другой стороны, юридический аспект может "присутствовать" в других социальных конфликтах (межнациональных, экономических, политических, экологических, семейных и иных). И если к юридическим конфликтам относить только те, которые непосредственно возникают и протекают в правовой сфере (так называемые юридические конфликты в чистом виде), то произойдет неоправданное ограничение сферы исследования.[10]

Смысл формирования нового научного направления - юридической конфликтологии, по мнению ученых-юристов, занимающихся дан­ной проблемой, как раз и заключается в том, чтобы исследовать не только конфликты в самом праве и в системе юридической практики, которые уже изучаются правовой наукой и разрешаются действующим законодательством, но и любые социальные конфликты, с целью их правового разрешения. То есть юридическая конфликтология должна исследовать помимо "чисто" юридических конфликтов и социальные конфликты, не имеющие "чисто" юридической природы, методами права. Но это не значит, что все должно быть включено в правовую сферу регулирования. Здесь лишь реализуется инстру­ментальная роль правовой науки.

Что следует отнести к предмету юридической конфликтологии? Юридическая конфликтология должна рассматривать юридический конфликт в узком и широком смысле слова или в чистом и юридизированном виде. В узком смысле слова - юридический конфликт - это конфликт, который непосредственно связан с правовыми отношениями сторон, т.е. - противоборство субъектов права с противоречивыми правовыми интересами возникшее в связи с применением, изменением, нарушением либо толкованием права.

Юридический конфликт в широком смысле слова (смешанные или переходные формы) - это любой социальный конфликт, имеющий хотя бы один элемент обладающий юридической характеристикой и который завершается юридическим способом, т.е. юридизируется.[11]

Итак, конфликт можно отнести к юридическим, во-первых, если он имеет хотя бы один элемент, обладающий юридическим характером и обязательно разрешается либо просто прекращается юридическими средствами, во-вторых, если по своему характеру конфликт имеет чисто юридическую природу, то в этом случае его завершение юридическими средствами не обязательно, его и так можно отнести к юридическим, даже если он разрешается неформальны­ми процедурами (например, методом переговоров, посредничества, неофициальным арбитражем). Конечно, наибольшая сложность проявляется в отнесении конфликтов с одним юридическим элементом к числу юридических. Именно поэтому предлагается обязательное прекращение либо разрешение таких противоборств с помощью юридических процедур.

Глава 2. Виды юридических конфликтов

Общие соображения о типологии конфликтов вполне применимы и к конфликтам юридическим.

Последние, как и многие другие, могут подразделяться на глобальные и региональные; групповые и межличностные; ситуационные и позиционные; конфликты интересов и когнитивные; быть острыми, вялотекущими, возобновляющимися. Однако специфика юридического конфликта заключается в другом. Она определяется юридическими характеристиками. К ним можно отнести: отрасль права, к которой может быть отнесен конфликт; структуру нормы, к нему относящейся; разновидность правоприменительного учреждения и др.

С точки зрения деления по отраслям права, конфликты возможны в каждой из них. Как показывает судебная и арбитражная практика, наиболее распространены конфликтные взаимоотношения, связанные с вопросами гражданского, трудового, финансового, семейного права. Нередки экологические и хозяйственные конфликты, подпадающие под воздействие норм административного права. Количественно не столь распространены, но зато наиболее опасны конфликты, относящиеся к сферам действия уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового права.

Особую группу составляют международные и межнациональные конфликты, регулируемые нормами международного права, договорами и соглашениями государств, а также внутренним (конституционным) законодательством.[12]

Как отмечалось выше, есть много смешанных вариантов конфликтных взаимоотношений. Например, конфликт между общественной организацией (политической партией, профсоюзом) и государственными органами может в период своего возникновения вообще не иметь юридического характера, но затем оказаться правовым и подпадать под действие тех или иных законодательных норм (конституционного, административного, финансового права и т.д.). Смешанные типы юридических конфликтов нередки и при взаимоотношениях граждан, в особенности при долго текущих ссорах и склоках по месту работы или жительства. Так, конфликт, начинающийся как семейная ссора, может перерасти в административное правонарушение или даже преступление (побои, хулиганство); в учреждении административные взаимоотношения перерастают в трудовой, а порой и в политический конфликт, регулируемый разными отраслями права, вплоть до конституционного (право на забастовку). В сфере национальных отношений конфликты с юридической точки зрения часто имеют многоотраслевой характер: в них могут быть вовлечены, например, нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного и процессуального, а также международного права.

Отрасль материального права, к которой относится конфликт, не предопределяет полностью те процессуальные средства, которыми этот конфликт может быть разрешен. Например, гражданские дела могут быть рассмотрены судом или арбитражем, возможен также третейский суд или административная процедура (например, расторжение брака в органах загса). В последующем изложении юридическим процедурам рассмотрения конфликтов мы уделим особое внимание

Остановимся теперь на типологии юридических конфликтов в зависимости от природы соответствующих правовых норм. Вообще говоря, в основе конфликта может лежать различное толкование и понимание (либо несоблюдение, нарушение) практически любой нормы права: уполномочивающей, обязывающей или запрещающей. Понятно, что в последнем случае конфликты происходят чаще Но характер нормы сказывается не только на частоте конфликтов, но и на его субъектах.

При уполномочивающей норме конфликт может скорее возникнуть между уполномоченным субъектом и частным лицом – физическим или юридическим, чьи интересы, как оно полагает, нарушены или могут быть нарушены уполномоченным субъектом. Приведем пример.

В 1993 г. в Подмосковье государством были выделены земельные участки для строительства дач довольно большому числа граждан. Этому воспротивились жители соседних деревень, ранее использовавшие выделенные дачникам земли для сенокоса и выпаса скота. Конфликт, как видно, возник между лицами, имеющими право на земельные участки, и теми, кто пользовался ими в силу неписаной традиции. Этот конфликт был разрешен местными властями путем выделения для нужд местного населения других земельных угодий. Попутно заметим, что в данном конфликте участвовали, как это присуще юридическому конфликту, не две стороны, а три: дачевладельцы, жители деревни и местные органы власти.

В случае применения обязывающей нормы круг субъектов конфликта может быть шире он возможен как между обязанным лицом и государством (в случае невыполнения обязанности), так и между этим лицом и его контрагентами. Дело в том, что обязанность связывает не только физических и юридических лиц, но и государство как гаранта ее исполнения. Представим себе случай, что контролер в автобусе, исполняя свою обязанность, пытается оштрафовать безбилетного пассажира, а тот уклоняется от уплаты штрафа и вступает в спор. Если контролер, не желая вступать в конфликт с безбилетникам, просто отпустит. его, он автоматически вступит в другой конфликт – с государством.

При применении запретительных норм конфликты, как отмечалось, состоят главным образом в том, что соответствующее физическое или юридическое лицо нарушает эти нормы. Типичным примером могут служить правонарушения в области охраны окружающей среды.

К только что названной типологии примыкает классификация юридических конфликтов по системе государственных правоприменительных или правоохранительных органов. Она удобна в том отношении, что дает представление о компетенции этих органов в случае возникновения конфликтных ситуаций. Эта компетенция достаточно четко определена применительно к правоохранительным органам (суду, арбитражу, прокуратуре, милиции и т.д.). Однако, если конфликты возникают в связи с работой других государственных учреждений, министерств, ведомств, управлений, отделов, префектур, мэрий и т. п., нередки путаница волокита, пересылка бумаг из одной инстанции в другую и т.д. Сравнительно недавно введенный порядок обжалования незаконных действий должностных лиц и государственных органов дает возможность активизировать борьбу с этими негативными явлениями. Однако применяется он еще довольно редко.

Классификация конфликтов по системе органов полезна прежде всего для граждан, которые должны иметь четкую информацию о том куда следует обращаться для разрешения спорных вопросов.

Глава 3. Пути устранения юридических конфликтов

Юридический конфликт можно определить как противоборство сторон - государств и их органов, общественных объединений, граждан с целью изменения статуса и юридического состояния субъекта права.

В качестве первого элемента юридического конфликта выделим прежде всего различия в правопонимании как базовые для формирования массового правового сознания. Обострившийся спор между пониманием права как выражения общечеловеческих ценностей и как "писаного права", норм законов и иных актов приобрел очевидную практическую направленность.

Выявившиеся правовые конфликты переходят далее в стадию юридического спора, когда можно рассчитывать на успех путем договоренности и соглашений, посредством приостановления и отмены незаконных актов, проведения судебных разбирательств. Окончательное решение может вести либо к восстановлению прежнего юридического состояния, либо к формированию нового.

Юридический конфликт может быть причиной, а затем составной частью другого конфликта - политического, социального, межнационального, экономического и т.д. Выступать сначала как повод, как "спичка", а потом в качестве элемента более общей конфликтной ситуации. Вычленение юридического конфликта на первой фазе, при зарождении общего конфликта и на последующих этапах позволяет вовремя погасить конфликт. Если же это не удается, то следует стремиться увеличить "зону юридического конфликта" и всеми средствами переводить общий конфликт с его "размытыми гранями" в юридический конфликт с присущими ему легальными средствами и процедурами. Сделать это, конечно, довольно трудно. Но предвидеть и вовремя "гасить" противоречия собственно правовые, внутри правовой системы, не давать им возможности разрастания в зоне других конфликтов и использовать правовые средства для урегулирования любого конфликта - задача в современный период крайне важная. [13]

Юридический конфликт, как и всякий иной конфликт, проходит свои фазы. Если юридическую коллизию того или иного вида не удается преодолеть, то происходит обострение противоречий, и нередко коллизионные ситуации одного типа перерастают в конфликтные ситуации другого, подчас комплексные, с большим объемом противоречий. А в них уже меняются намерения и роли участников, их отношение к предмету спора.

Своеобразие юридического конфликта заключается в том, что он "прорывает" конституционную, правовую ткань государства и общества. Конфликт наносит удар прежде всего по конституции, а также конституционному и административному законодательству. Это объясняется характером объекта юридического конфликта, который касается преимущественно вопросов власти и управления.

Естественно, в конфликт может перерасти любая юридическая коллизия. Например, в области трудовых отношений противостояние сторон нередко перемещается с локального и ведомственного уровня на государственный уровень, а экономические требования перерастают в политические. Забастовки по профессиям и регионам в России и на Украине в 1993-1994 гг. характеризовались именно такой трансформацией, перерастая в требования проведения референдума о доверии Президенту Украины, отставки Правительства России.

Экономические конфликты и кризисы, развиваясь по собственной орбите, всегда сопрягаются с правом. Это касается соблюдения статуса хозяйствующих субъектов, объема экономических функций в центре и регионах и методов регулирования экономических отношений. Но и здесь правовые средства могут помочь предотвратить конфликт и выйти из него легальным, наиболее безболезненным путем.

Попытаемся определить наиболее характерные проявления юридических конфликтов, имея в виду отмеченные выше их признаки. По нашему мнению, типичных, часто встречающихся конфликтных ситуаций, возникающих в связи с определенным объектом конфликта, его причиной может быть выделено шесть. Они могут "профилировать" конфликт, как бы придавая ему ту или иную направленность. Нередко причины и проявления конфликтов пересекаются и тогда возникает общий кризис государства и его институтов, всей правовой системы. Этот кризис усугубляется экономическими, межнациональными и иными кризисами. И все-таки вычленим и дадим краткую характеристику собственно юридических конфликтов.

Первая разновидность юридического конфликта - это конституционный кризис. Такие кризисы - общие или частичные - наблюдались в конце 50-х годов во Франции, в Италии, в Канаде, Бельгии. В настоящее время наиболее острые конституционные кризисы происходят в России на территориях некоторых бывших республик Союза, а также на территории Югославии. Во всех случаях общим является ослабление конституционного строя, нарушение целостности государства и подрыв его безопасности, создание не предусмотренных Конституцией и законами структур власти, незаконных вооруженных формирований. Таков, например, превентивно-запретительный смысл статьи 13 Конституции Российской Федерации, в которой вводится запрет на создание и деятельность общественных объединений, ведущих к насильственному изменению конституционного строя.

Анализ ситуации в России показывает, что конституционная реформа, проводившаяся без четкой программы, "рывками", явилась катализатором конституционного кризиса из-за противостояния властей. Кризис охватил все ветви власти, ослабляя их функционирование. Сепаратистские действия нарушают целостность федеративного устройства. Не обеспечивается реализация принципа народовластия из-за непреодоленной тенденции усиления исполнительской власти, бюрократизации и коррумпированности аппарата. Не удается реально обеспечить конституционный статус граждан. Расшатываются конституционные основы экономической системы, когда неустойчивость форм собственности и режимов их использования не гарантирует рост производства и прочность хозяйственных связей.

Ослабли государственные границы, проникновение через них в любой форме не составляет труда. Суверенитет Российской Федерации нуждается в серьезной защите. [14]

Противоборство законодательной и исполнительной властей в России неизбежно вело к разрыву конституционных связей на всех уровнях государственной организации. Критерии конституционности актов и действий стали рассматриваться как относительные, не без влияния концепции "справедливое право выше закона". Кульминацией явился Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", который породил острые столкновения.

Политическое противоборство разных лидеров, партий и общественных движений, окрашенное подчас цветами амбициозности и субъективизма привело к тому, что собственно политический конфликт постепенно, по мере неуступчивости участников приобретал и антиконституционную направленность. Конституционный кризис выразился в ослаблении многих государственно-правовых институтов и разрыве конституционных связей в государстве и обществе. Был разогнан парламент, произошло распадение Советов на местах. Субъекты федерации произвольно меняли свой статус и отношения с центром, была приостановлена деятельность конституционного суда, в "досудебном порядке" были прекращены деятельность ряда партий, выпуск газет, введены цензурные ограничения. Верховенству конституции и закона нанесен удар "указным правом", которым вводятся новые институты.

В зарубежных странах не раз были открытые выступления против властных структур (в Португалии, Греции в 70-х годах, Турции - в 1983 г.). Не случайно в Конституции Греции установлено, что всякий акт, узурпирующий народный суверенитет и власть, преследуется законной властью. Примечательно: соблюдение конституции вверяется патриотизму греков, которые правомочны и обязаны оказывать сопротивление всеми средствами всякой попытке отменить ее путем насилия (статья 120). Видимо, это повлияло на включение аналогичных положений в проекты новых Конституций России.

Открытые и одновременные выступления против властей и общественного порядка являются уголовно-наказуемыми деяниями. Статья 79 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за массовые беспорядки, статья 190.3 - за организацию и активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок. [15]

Отчуждение от власти выражается в утрате ею общественного доверия. Падение авторитета и престижа власти всегда является плохим симптомом, а при массовом характере служит острым проявлением конфликта.

Болезненным противоречием является гражданское неповиновение, известное в прошлом скорее по иллюстрациям из зарубежной жизни. Теперь нам пришлось в этом самим убедиться, когда налицо открытое игнорирование населением положений конституции, законов, указов и постановлений, непослушание властям, забастовки, митинги и пикетирование. Это заметно на примере республики Татарстан, Чеченской республики, Грузии, населения Северо-Кавказского региона, ряда областей.

Резкие массовые выступления со своими требованиями лиц разных профессий, приостановление работ, оказания услуг, поставок продукции находятся в ряду акций гражданского неповиновения.

К нежелательным последствиям приводит создание альтернативных структур власти. Незаконное наделение теми или иными правами общественных объединений, съездов, национальных конгрессов, формирование вооруженных отрядов служат свидетельством недоверия официальным властям и стремления решать дела на основе собственного усмотрения.

Многие конфликтные столкновения, прежде всего в виде многочисленных забастовок, стали в постсоциалистическом обществе распространенными формами выражения недовольства и протеста. Но одновременно наблюдается появление более мягких, компромиссных форм выяснения спорных проблем. Переговоры, консультации, соглашения все чаще используются для достижения взаимоприемлемых решений. В этой связи можно говорить о появлении начальных форм будущей российской системы социального партнерства. В целом же следует заметить, что пока российское общество не готово к функционированию системы социального партнерства, поскольку зачастую при решении конфликтных ситуаций превалируют либо односторонние уступки, либо формы прямого давления со стороны работодателей, государства. Тем не менее сама структура и содержание становящихся рыночных отношений предполагают ее постепенное освоение и использование.

В отечественной литературе к успешным предпосылкам разрешения конфликтов относят: диагностику противоборства, включая выяснение его причин, мотивов поведения сторон и т.д.; осуществление ситуационного и позиционного анализа (т.е. прояснение сложившейся ситуации и позиций сторон); прогнозирование хода и последствий конфликта (в том числе определение выгод и ущерба для каждой стороны в случае того или иного завершения конфликта). Полезно, чтобы все эти действия совершались не только третьей стороной (посредником, органом власти), но и самими субъектами, которые после проведенного анализа подойдут ближе к пониманию необходимости выработать общее решение.

Прояснение сути конфликтной ситуации, ее объективное понимание, адекватное осознание участниками конфликта может послужить основой для выработки компромиссов, а также в некоторых случаях может вообще ликвидировать конфликт, если окажется, что восприятие ситуации сторонами было искаженным. Чем точнее и жестче очерчен предмет разногласий, тем больше шансов, что конфликт будет эффективно разрешен.

Рассматривая эти формы и средства разрешения конфликтов, И.А. Ильяева приводит следующий пример. Назрела забастовка на транспортном предприятии. При выяснении причин конфликта выяснилось, что работников предприятия никогда не спрашивали об их нуждах и интересах, их недовольство условиями труда загонялось вглубь. Достаточно было поговорить с людьми, внимательно их выслушать, и спокойствие было восстановлено.[16] По сути дела речь идет о рационализации интересов участников конфликта и снятии эмоционального возбуждения. Разумеется, в данном случае устранение непосредственных причин конфликта не должно ограничиваться разговорами, необходимы практические поступки, направленные на полное удовлетворение нужд работников.

Использование упомянутых предпосылок разрешения конфликта приводит к механизмам его разрешения. Они в общем сводятся к двум видам: а) разрешение конфликта самими участниками; б) вмешательство третьей стороны Кроме того, конфликт может быть разрешен на разных стадиях В некоторых случаях его развитие можно приостановить на

ранних стадиях, когда стороны только вступили в противоборство и ощутили первые неудобства и потери. В иных случаях конфликт разрешается уже тогда, когда им причинен непоправимый ущерб (гибель людей, разрушение жилья, уничтожение имущества и т.п.).

Распространенный путь разрешения конфликтов – вмешательство тех или иных миротворческих сил. Эти силы могут воздействовать как на саму конфликтную ситуацию (1), так и на обстоятельства, поддерживающие конфликт (2), а также на самих его участников (3). Одно из важнейших правил успешного разрешения конфликта – не противопоставление «правой» и «неправой» сторон, даже если они в действительности могут быть таким образом обозначены, а поиски такого разрешения, которое по возможности полностью или хотя бы частично удовлетворяло интересы обеих.

Мы неоднократно отмечали, что основа конфликта – противоречия между интересами субъектов. Поэтому лучший и наиболее результативный путь разрешения конфликта – это устранение указанных противоречий. Этот путь, увы, не всегда доступен. К тому же следует учитывать различие типов противоречий (явные, скрытые, объектные, безобъектные), их уровни, особенности субъектов, а также объективные возможности, которыми располагают силы, стремящиеся к прекращению конфликта.

Если суммировать основные способы устранения противоречий, лежащих в основе конфликта, то ими могут быть следующие:

— устранение объекта конфликта;

— раздел объекта конфликта между сторонами;

— установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта;

— компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;

— разведение сторон конфликта;

— перенос отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса и др.

Разрешение конфликта – это, по сути дела, достижение соглашения по спорному вопросу между участниками. В принципе, и это мнение разделяют многие авторы, существует три главных вида такого соглашения[17]: 1) соглашение в результате совпадения мнений сторон; 2) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы, 3) соглашение, навязанное одной из противоборствующих сторон4. – Нетрудно видеть, что в первом и третьем случаях разрешение конфликта предполагает обоюдную активность соперников. Международная и внутриполитическая практика

показывает, что в большинстве случаев процесс разрешения конфликта нельзя трактовать как одностороннее навязывание воли более сильного партнера более слабому. И это понятно, потому что, если решение навязано, оно долго не просуществует, конфликт в той или иной форме возобновится. Достаточно напомнить об искусственности существовавших границ в ряде регионов нашей страны После распада СССР и возникновения в этой связи межнациональных трений проблема территориального размежевания народов сразу же дала о себе знать довольно неожиданным образом.

Поэтому, строго говоря, силовое, в том числе военное, решение конфликта является большей частью иллюзорным. Проигрыш войны влечет реваншистские настроения и стремление к возврату утраченных интересов Русско-японская война 1905 г. закончилась поражением России Но СССР взял реванш в 1945 г. Это, в свою очередь, не устроило японскую сторону, которая уже в течение многих лет обсуждает проблему Курильских островов. Конфликт между двумя странами сейчас, казалось бы, приостановлен. Но окончательное решение еще не найдено. Дают о себе знать и другие территориальные проблемы, возникшие в результате тех или иных войн.

Но как: быть, если решения, удовлетворяющего обе стороны, найти не удается? Такая ситуация способна в некоторых случаях повлечь за собой изменение направленности конфликта. Это означает не только замену предмета и мотивов противостояния сторон, но иногда и замену самих участников. В судебной практике по гражданским и трудовым спорам подобная ситуация встречается не так уж редко.

Нередко трудовые и гражданско-правовые споры перерастают в сутяжничество, склоки, которые тянутся годами Давно уже нет предмета конфликта, изменился и состав руководителей учреждения, принимавших спорное решение, а жалобщик все продолжает добиваться изменения ситуации в свою пользу, не обращая внимания на требования закона. Здесь происходит подмена мотивации, имеет место «сдвиг мотива на цель» Иначе говоря, конфликт деформируется, приобретая новые черты

Некто Махотина, работавшая медицинской сестрой, была уволена из санатория по сокращению штатов Она не согласилась с мотивами увольнения, ссылаясь на то, что действительной причиной увольнения были плохие взаимоотношения ее с главным врачом. Решение администрации санатория было ею обжаловано в суд, но безрезультатно. Тогда Махотина написала жалобу на главного врача санатория в прокуратуру, профсоюзный комитет и в центральную газету. Всюду она получила отказы. Продолжая писать жалобы (вплоть до Конституционного Суда), Махотина вовлекла в этот конфликт более 50 организаций. Сама она заявила, что ее уже не интересует восстановление на работе (к тому времени Махотина уже работала в платной кооперативной клинике), а что речь идет о «принципе»: наказании главного врача и других работников санатория за «бездушное отношение к человеку».

Искусство цивилизованной жизни состоит в том, чтобы не плодить недовольных, обиженных, «мучеников», а строить благополучие людей в контексте их долгосрочных отношений друг с другом. Исторический опыт показывает, что успехи, вырванные силой и обманом у другой стороны, возможны. Возможно и их закрепление в системах власти и собственности. Но история в этом случае выступает как игра с нулевой суммой. В нее закладывается механизм цикла: «Побежденная сторона ждет своего часа, чтобы развернуть маховик истории в противоположном направлении».[18]

Усилия лиц и групп, направленные на предотвращение конфликта, должны учитывать во всех случаях интересы не одной, а обеих сторон. Пусть не права одна сторона, а другая безгрешна. Но и у первой стороны есть свои интересы, и если их вообще игнорировать, то конфликт может временно затихать, но, не исчезнет. Специалистами-конфликтологами разработан ряд приемов мирного разрешения конфликта, в том числе выяснены необходимые для этого факторы. К ним относятся, в частности, следующие:

— институциональный: существование в обществе механизмов для проведения консультаций, переговоров и поиска взаимовыгодных решений, в том числе и механизмов в рамках законодательной, судебной и исполнительной власти;

— консенсуальный: наличие согласия между конфликтующими сторонами по поводу того, что должно собою представлять приемлемое решение. В этой связи следует привести замечание В.А. Ядова о том, что «конфликты более или менее регулируемы, когда у их участников есть общая система ценностей»[19].. При этом и поиски взаимоприемлемого решения становятся более реалистичными;

— фактор кумулятивности: чем он меньше, тем выше вероятность мирного урегулирования. Иными словами, хорошо, когда конфликт не обрастает новыми проблемами и участниками;

— фактор исторического опыта, в том числе примеров разрешения подобных конфликтов. Здесь важную роль могут сыграть старейшины и другие уважаемые лица;

— фактор равновесия сил: если конфликтующие стороны приблизительно равны по возможностям принуждения, то они будут вынуждены искать пути к мирному решению конфликта;

— психологический: многое зависит от личностных особенностей тех, кто принимает решения во время конфликта.

Не только в межнациональных, но и во многих других конфликтах может быть использован такой метод, как разведение сторон, их изоляция друг от друга. В бытовом конфликте это, например, расселение соседей, в семье – развод, в управлении – перевод конфликтующих сотрудников в разные отделы. В международной практике разведение сторон предполагает установление «коридора безопасности», введение миротворческих сил и т.п. Естественно, что разведение сторон может встретить сопротивление противоборствующих сил, но иногда, как показала международная практика, оно является единственно эффективным.

Важно также воздействовать на идеологические и социально-психологические элементы конфликта, в частности стараться развеять ложные представления и о другой конфликтующей стороне, о ее действиях и мотивах ее поведения. Такого искаженных представлений, предубеждений, ложной информации, слухов бывает обычно немало, а в межнациональных отношениях – особенно.

Заключение

Юридический конфликт - не одномерное явление, выражающееся в одномоментном столкновении "право-сущего" и "право-должного". Это сложное явление, со своими подвижными элементами. Причем, каждый из них выступает в двух аспектах - как часть нормативно-правовой системы и правопорядка и как элемент деформирующейся правовой системы и юридической деятельности. Во втором случае их нужно тщательно анализировать в тех последовательностях и связях, которые присущи развивающемуся юридическому противоречию.

Итак, юридическая коллизия – это спорное правоотношение. Как и всякое другое правоотношение, они имеет свой субъектный состав. Круг субъектов коллизионных правоотношений своеобразен. Вовлечение в орбиту юридических коллизий многих участников с присущими им интересами и позициями позволяет прежде всего вести речь об их разных социальных ролях. Ведь нормативно очерченные рамки деятельности граждан и юридических лиц, государств во внутренней и международной сферах служат не более чем "юридическими масками". А что скрывается за ними? Реальные потребности, позиции, взгляды, мотивы и действия, осуществляемые как в русле права, так и вне юридического русла.

Поэтому субъекты коллизионных правоотношений, играя разные социальные роли, наделяются и юридическими ролями, которые им надлежит исполнять. На публичной сцене - участники со своими статусами. Это - инициаторы коллизионных ситуаций, спорящие стороны, различные арбитры, посредники, наблюдатели, свидетели и "оценщики", органы с правом окончательных решений и др. Каждый участник в других ситуациях может выступать в иных ролях.

Можно выделить две основные специфические функции юридического конфликта, вытекающие из общих функций любого социального конфликта: 1) отражение правовой действительности - вытекает из общей способности любого конфликта нести информацию об окружающей действительности (информационная функция); 2) влияние на процесс изменения правовой действительности - вытекает из общей способности любого конфликта осуществлять изменения (динамическая функция). Юридический конфликт может либо нарушать справедливое соотношение позиций, с точки зрения господствующих правовых норм, либо восстанавливать (полностью или частично) таковое, либо может выражать справедливое притязание на новый правовой порядок. Поэтому необходимо конструктивное отношение к юридическим конфликтам, которое должно предполагать не избегание или подавление их, а дифференцированный к ним под­ход, их анализ и управление ими.

Исходя из объективной логики возникновения, развития и завершения конфликтов, динамика юридического конфликта включает в себя три стадии: предконфликтную, конфликтную и постконфликтную.

Для возникновения собственно юридического конфликта в его "идеальном" случае развития необходимы следующие процессы и явления (предконфликтная стадия): юридический факт - предпосылка возникновения конфликтной юридической ситуации; конфликтная юридическая ситуация, включающая в себя такие элементы конфликта, как субъекты и объект; конфликтное юридическое отношение, что означает появление субъективной стороны - осознание, восприятие конфликтной ситуации субъектами, осознание своих интересов и осознание другого субъекта как препятствия для удовлетворения своих интересов; инцидент - действия, предпринятые одной из сторон для отстаивания своих интересов - переходный момент к конфликтной стадии.

В реальности последовательность указанных процессов и явлений может быть иной, одни могут повторяться, другие могут во­обще выпадать. Но в любом случае для возникновения конфликта обязательно существование конфликтного отношения ибо оно является его частью (конфликт = конфликтное отношение + конфликтные действия).

Динамика юридического конфликта в его смешанной или переходной форме имеет свои особенности. На предконфликтной стадии развития таких конфликтов юридическая компонента обычно отсутствует, она может возникнуть после начала конфликта либо в процессе его разрастания.

Начало юридического конфликта обязательно связано с наличием всех его элементов: субъектов, объекта, субъективной стороны и объективной стороны. Только когда на действие одного субъекта направляется противодействие другого субъекта, только тогда можно говорить о начале конфликта (конфликтной стадии), конфликтного взаимодействия.

Системный подход в познании юридического конфликта позволит юридической конфликтологии представить изучаемый объект (юридический конфликт) во всей его полноте. Истинный характер юридического конфликта окажется понятным лишь после того, как будет познана его внутренняя природа, которую позволит определить структурный анализ. Так как конфликт представляет собой конфликтное отношение плюс конфликтные действия, его структура имеет четыре обязательных элемента: субъекты, объект, субъективную сторону и объективную сторону.

Субъект конфликта - противоборствующая сторона (необходимо разграничивать субъектов и участников конфликта). Субъекты юридического конфликта - все субъекты права, а именно физические (частные) или юридические лица, признанные таковыми в установленном государством порядке, либо само государство, государственные, муниципальные образования.

Объект конфликта это то, на что направлены противодействия субъекта (в противоборстве важно различать объект и предмет конфликта (предмет конфликта - противоречие лежащее в его основе). Понимая под объектом юридического конфликта, во-первых, потенциальный объект - общественные отношения, подпадающие под правовое регулирование, на которые направлено противоборство, во-вторых, реальный объект - ценности, ресурсы, статус, состояния, а также действия, результаты действия, на которые направлено противоборство, считаю, что все конфликты являются объектными, тем самым опровергается существующая в конфликтологической литературе точка зрения о том, что конфликт "может и не иметь объекта".

Субъективная сторона юридического конфликта как социально-психологический механизм, заключается в мотивационном процессе конфликта, и может либо полностью обладать юридическим характером либо частично иметь юридические аспекты. Мотивационный процесс в конфликте включает: формирование мотива на основе актуальной потребности, интереса, установки; постановку цели и принятие решения по совершению конфликтного действия.

Любое несовпадение тех или иных интересов различных субъектов, не будучи реализовано в их противоборстве, не будет иметь эффект конфликта. Именно внешняя реализация существующих противоречий (объективная сторона) дает нам повод говорить о наличии конфликта. Объективная сторона юридического конфликта - противоположно направленные юридически значимые (правомерные или противоправные) либо юридически нейтральные действия субъектов противоборства, причиняющие ущерб.

Системный подход к раскрытию юридического конфликта предопределяет потребность сосредоточения внимания на управлении юридическими конфликтами (управление юридическим конфликтом должно выражаться в осуществлении прямых или косвенных правовых и других форм воздействия на поведение противоборствующих сторон с целью побудить их к необходимой мере контроля над конфликтом и обращению к юридическим средствам его разрешения) и их разрешении (разрешение юридического конфликта это то или иное положительное действие (решение) самих субъектов конфликта либо третьей стороны, прекращающее противоборство мирными средствами либо путем разрешения противоречия лежащего в основе конфликта, либо путем согласования интересов противоборствующих сторон, либо путем императивного предписания соответствующего органа). Управляемый конфликт имеет больше шансов на разрешение.

В теоретико-практический инструментарий по управлению и разрешению юридических конфликтов должны входить различные средства и методики. Средства: локализация конфликтов с целью раннего предупреждения их распространения и разрастания; пере­вод конфликтного поведения индивидов и организаций из деструктивной в позитивно-функциональную форму; институциализация конфликтов путем создания посреднических и арбитражных государственных и общественных органов, выработки правовых норм их деятельности; разрешение юридических конфликтов в их смешанных и переходных формах юридическими процедурами (их юридизация); регулирование собственно юридических конфликтов с помощью разнообразных способов, в том числе, и неюридических (путем пере­говоров, посредничества, неформального арбитража). Методики: методика проведения анализа конфликта, предполагающая анализ ситуации, предшествующей конфликту и предопределившей его, диагностику конфликта и его последствий; методика технологии раз­решения конфликтов; методика применения различных способов раз­решения юридических конфликтов.

Пока, конечно, преждевременно говорить о наличии целостной концепции, теории юридического конфликта, что требует целой серии многоаспектных исследований. Необходимо сотрудничество и координация усилий специалистов всех научных учреждений, занимающихся проблемами общей и юридической конфликтологии, включая организацию мониторинга социально-правовой напряженности. Исследование актуальных проблем юридической конфликтологии и применение вновь полученного научного знания для анализа реальных конфликтных ситуаций и конфликтов должно стать своеобразным фундаментом модели типичного юридического конфликта, соответствующего уровню цивилизованного развития и имеющего различные модификации в зависимости от сфер государственной и общественной жизнедеятельности.

Список источников и литературы

1.      А.Н. Чумиков. Социально-политический конфликт: теоретические и прикладные аспекты. - М., 1993

2.      А.Ф. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев, С.В. Кудрявцев. Введение в общую теорию конфликтов  Юридическая конфликтология. Ч. I). - М., 1993.

3.      Алексеев С.С. Государство и право: начальный курс. – М.: Юридическая литература, 1993. – с.76.

4.      Алексеев С.С. Общая теория права. – М. Юридическая литература, 1992.

5.      Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма-Инфра, 1999. – с.260.

6.      В.Н. Кудрявцев. Закон, поступок, ответственность. - М., Наука, 1986.

7.      Г.Ф. Шершеневич. Общая теория права. Учебное пособие. Том 2. Вып. 2, 3, 4. - М., Юридический колледж МГУ, 1995, с. 5-91, 218-323.

8.      Е.Н. Трубецкой. Энциклопедия права. - Санкт-Петербург, Юридический институт, 1998, с. 107-121.

9.      М.Т. Баймаханов. Противоречия в развитии правовой надстройки при социализме.Алма-Ата, Наука Казахской ССР, 1972

10.  Манов Г.Н. Учебник по теории государства и права. – М.: БЕК, 1995.

11.  Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: Фонд «Правовая культура», 1999.

12.  Словарь иностранных слов, - М., Русский язык, 1989, с.241.

13.  Социальные конфликты в современной России. - М. 1999 с 14-102.

14.  Тихомиров М.Ю. Коллизионное право. М.: 2000. – с.26.

15.  Ю.А. Тихомиров. Действие закона. - М., Известия, 1992.

16.  Юридический конфликт: сферы и механизмы  Юридическая конфликтология. Ч. 2) / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1994


[1] Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: Фонд «Правовая культура», 1999.

[2] Манов Г.Н. Учебник по теории государства и права. – М.: БЕК, 1995.

[3] См., например: В.Н. Кудрявцев. Закон, поступок, ответственность. - М., Наука, 1986.

[4] Алексеев С.С. Общая теория права. – М. Юридическая литература, 1992.

[5] Социальные конфликты в современной России. - М. 1999 с 14-102.

[6] Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: Фонд «Правовая культура», 1999.

[7] А.Н. Чумиков. Социально-политический конфликт: теоретические и прикладные аспекты. - М., 1993

[8] А.Ф. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев, С.В. Кудрявцев. Введение в общую теорию конфликтов  Юридическая конфликтология. Ч. I). - М., 1993.

[9] Юридический конфликт: сферы и механизмы  Юридическая конфликтология. Ч. 2) / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1994

[10] А.Н. Чумиков. Социально-политический конфликт: теоретические и прикладные аспекты. - М., 1993

[11] А.Ф. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев, С.В. Кудрявцев. Введение в общую теорию конфликтов  Юридическая конфликтология. Ч. I). - М., 1993.

[12] Юридический конфликт: сферы и механизмы  Юридическая конфликтология. Ч. 2) / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1994

[13] Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: Фонд «Правовая культура», 1999.

[14] Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: Фонд «Правовая культура», 1999.

[15] Манов Г.Н. Учебник по теории государства и права. – М.: БЕК, 1995.

[16] См.: Социальные конфликты. Вып. 1. С.51

[17] См.: Социапьный конфликт современные исследования. С. 65

[18] Панарин А. С. Коллективная судьба или индивидуальное самоосуществление // /Вестник РАН. 1992 № 8. С. 23.

[19] Социальные конфликты. Вып 1. С. 14.