Содержание

Введение.......................................................................................................... 2

1. Экономическая сущность и значение валютного контроля............... 3

2. Регулирование импортных операций в РФ......................................... 16

2.1. Анализ валютного контроля в России......................................................................... 16

2.2. Механизм валютного контроля за платежами по импортным контрактам... 24

Заключение.................................................................................................. 29

Список используемой литературы........................................................... 32

Введение

Актуальность исследования. Прошло более десяти лет с начала реформирования российской экономики и ее интеграции в мировое экономическое сообщество. Изменения затронули все стороны жизни, включая банковскую и внешнеэкономическую сферы. Создание в России открытой экономической системы привело к отказу государства от валютной монополии и действующих ранее ограничений в области внешней торговли.

Сегодня проблема организации валютного контроля довольно часто обсуждается российскими экономистами. Появились научные работы, публикации в специализированных и периодических изданиях, а также учебные пособия для высшей школы, которые рассматривают систему валютного контроля в Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой стали работы отечественных ученых-экономистов в области валютных операций и внешнеэкономической деятельности, которые определили главные направления исследования. При написании работы использовались нормативно-правовые документы законодательства Российской Федерации, инструкции и положения Центрального банка России. Проведенные исследования базировались на ряде методов научного познания - сравнения, анализа и синтеза, системного подхода к объекту исследования, метода экспертных оценок.

Информационную базу исследования составили официальные статистические материалы Банка России, данные нескольких тюменских коммерческих банков, публикации в периодической печати, а также информация, полученная в ходе наблюдений за деятельностью ряда внешнеэкономических организаций.

1. Экономическая сущность и значение валютного контроля

Валютный контроль - деятельность государства, направленная на обеспечение реализации валютных ограничений в рамках валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль - комплекс административных мер, рассчитанных на ускорение валютных поступлений в центральный банк и на сдерживание вывоза валюты из страны. Это один из элементов экономической политики руководящих органов страны. Валютный контроль является временной мерой в период перехода к рыночной экономике и способствует стабилизации потоков сбережений российских лиц на стадии, когда доверие к валютной стратегии руководства еще не вполне установилось. Валютный контроль носит характер вспомогательного мероприятия в поддержку политики оздоровления, проводимой правительством. В настоящее время практически во всех развитых странах валютный контроль отменен.

Впервые в нашей стране валютное регулирование и валютный контроль были введены в 1991 году (письмо Госбанка СССР от 24.05.91 N 352 “Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР”) и закреплены Законом "О валютном регулировании и валютном контроле", который вступил в силу с 01.01.93 года.

Данным Законом закреплены функции органов валютного контроля за Центральным банком РФ , а также Правительством Российской Федерации. А с момента введения в действие Таможенного Кодекса РФ данными функциями наделен также Государственный таможенный комитет РФ и ,соответственно, таможенные органы с данного момента являются агентами валютного контроля.

Основными направлениями валютного контроля являются:

1. определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений,

2. проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством,

3. проверка обоснованности платежей в иностранной валюте,

4. проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям

Таможенные органы осуществляют контроль по всем вышеназванным направлениям в пределах своей компетенции, т.е. за валютными операциями ,связанными с перемещением через границу валюты, товаров и транспортных средств.

Важнейшая задача валютного регулирования и валютного контроля – противодействие утечке капитала за границу, создающей угрозу экономической безопасности страны. Утечка капитала происходит, прежде всего, в таких формах, как невозврат в Россию валютной выручки от экспорта и сделки по фиктивным импортным контрактам.

С целью ограничения масштабов утечки капитала и пополнения внутреннего рынка валютными ресурсами Банк России совместно с ГТК РФ создал систему таможенно-банковского контроля за экспортно-импортными операциями резидентов. Правовой основой этой системы являются: Инструкция ЦБ РФ №86-И и ГТК РФ №01-23/26541 от 13 января 1999г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров», Инструкция ЦБ РФ № 30 и ГТК РФ №01-20/10538 от 26 июля 1995г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары», Указание ЦБ РФ №500-У от 12 февраля 1999г. «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства».

В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ №86-И и ГТК РФ №01-23/26541 контроль за экспортными операциями начинается с оформления экспортером – резидентом, от имени которого заключен контракт, паспорта сделки (ПС) в уполномоченном банке (его филиале), где открыт валютный и/или рублевый счет экспортера, на который он обязан зачислить выручку от экспорта согласно ПС. ПС – основной документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта.

В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ №30 и ГТК РФ №01-20/10538 базовым документом валютного контроля импортных операций является паспорт импортной сделки (ПСи), оформляемый импортером – резидентом (юридическим лицом) в уполномоченном банке, в котором открыт его валютный счет. ПСи содержит сведения об импортном контракте, необходимые для осуществления валютного контроля.

Банк ведет в электронном виде ведомость банковского контроля за обоснованностью переводов средств в иностранной валюте за импортируемые товары, на основе которой он формирует в автоматическом режиме и предоставляет в территориальное учреждение Банка России ежемесячные отчеты о переводе средств в иностранной валюте за импортируемые товары, включающие сведения по всем импортным контрактам, находящимся в отчетном периоде под таможенно-банковским контролем.

В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 83-И уполномоченные банки формируют и ведут в электронном виде базу данных «Сведений о договорах», в которую вносят изменения условий договоров и иную информацию, содержащуюся в «Сведениях о договоре», а также информацию о нарушении клиентом валютного законодательства.

Под валютным контролем законодатель понимает деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ в соответствии с российским законодательством. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля, в частности, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю и уполномоченные банки.

Под механизмом валютного контроля понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъектная составляющая), а также набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

Нормативно-правовую базу механизма валютного контроля составляют федеральные законы: «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О банках и банковской деятельности» и другие; Таможенный кодекс РФ; многочисленные подзаконные акты, в том числе Указ Президента РФ от 21 ноября 1995г. №1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 6 марта 1993г. №205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка», нормативные правовые акты ЦБ РФ и ГТК РФ, а также международные договоры Российской Федерации.

Основными целями валютного контроля являются:

ü    определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

ü    проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; обоснованности платежей в иностранной валюте; полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях.

Объектом валютного контроля являются валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, чьим предметом являются валюта и валютные ценности ( иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и иных бытовых изделий из этих металлов и лома таких изделий; природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, кроме ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий). Участники валютного обращения обязаны:

-         представлять вышеуказанным организациям все запрашиваемые ими документы и информацию, касающуюся проводимых и проведенных ими валютных операций;

-         в течение пяти лет сохранять всю документацию, касающуюся каждой проведенной валютной операции;

-         устранять выявленные нарушения валютного регулирования немедленно по получении соответствующего указания валютного контролера.

Валютный контроль может осуществляться на разных стадиях проведения валютных операций.

Одно из основных направлений валютного контроля – контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров.

Цель этого контроля – обеспечить поступления валютной выручки в Российскую Федерацию на счета экспортеров в уполномоченных банках. Зачисление валютной выручки на другие счета допускается только с разрешения ЦБ РФ. Для этого существует так называемый «паспорт экспортной сделки», порядок ведения которого определен совместной Инструкцией ЦБ РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 12 октября 1993 г.

Другое направление валютного контроля – защита валюты Российской Федерации, российских валютных ценностей в целом. Отсюда контроль за ввозом /вывозом, переводом и пересылкой за границу и из-за границы российской валюты, иностранной валюты и внутреннего валютного рынка России), а также других валютных ценностей.

Система организаций, осуществляющих контроль за правомерностью валютных операций, является двухступенчатой. В нее входят органы валютного контроля и их агенты.

Органы валютного контроля наделены большим объемом прав. Они имеют нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами Российской Федерации, осуществляют контроль за правомерностью валютных операций, за соответствием этих операций законодательству и условиям лицензий и разрешений, проводят проверки валютных операций, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, а также руководят агентами валютного контроля при осуществлении ими контрольных функций.

Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации является Центральный банк РФ. Банк России определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумах в иностранной валюте, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Федерации резидентами и нерезидентами; проводит все виды валютных операций; устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой и ценными бумагами в валюте Федерации; устанавливает порядок обязательного перевоза, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Федерации. Кроме того. Центральный банк РФ устанавливает общие правила выдачи лицензии банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; готовит и публикует статистику валютных операций в Российской Федерации по принятым международным стандартам; выполняет другие функции в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Должностные лица органов и агентов валютного контроля имеют право:

а) проверять все необходимые документы, в том числе наличие лицензий и разрешений на проведение валютных операций, получать объяснения и справки, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях валютного законодательства;

б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления документов и информации;

в) приостанавливать действие лицензий или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций;

г) направлять в суд, арбитражный суд иски о признании недействительными сделок, противоречащих валютному законодательству, а также о взыскании всего полученного по этим сделкам в доход государства; направлять в суд иски о ликвидации юридического лица, в деятельности которого выявлены нарушения законодательства;

д) направлять материалы проверок, в ходе которых установлены нарушения валютного законодательства, в правоохранительные органы с ходатайством о возбуждении уголовного дела.

В случае выявления тех или иных нарушений органы валютного контроля вправе самостоятельно применять разрешенные законодательством санкции.

За нарушения валютного законодательства предусмотрена ответственность как административная, гражданско-правовая, так и уголовная в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В тех случаях, когда в качестве санкции за нарушения положений валютного законодательства является взыскание соответствующих сумм в доход государства, валютный контролер вправе с юридических лиц осуществлять взыскание в бесспорном порядке, с физических лиц — в судебном.

Так, за нарушение резидентами порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Министерства РФ по налогам и сборам или Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю налагается штраф в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ РФ. При этом уплата штрафа не освобождает предприятие от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации.

При необоснованном повышении расходов в иностранной валюте, влекущим занижение сумм экспортной выручки, подлежащих обязательной продаже на внутреннем рынке Российской Федерации, производится списание в безакцептном порядке данных сумм в иностранной валюте или в рублях по курсу ЦБ РФ на момент взыскания в размере завышения расходов.

При признании судом, арбитражным судом сделок с валютными ценностями недействительными в бесспорном порядке взыскивается штраф в размере необоснованно полученных сумм в иностранной валюте либо эквивалент в рублях по курсу ЦБ РФ на дату списания средств с расчетного счета. При повторном признании сделок недействительными налагается штраф в пятикратном размере необоснованно полученных сумм.

За нарушение порядка зачисления сумм выручки предприятий от реализации товаров (услуг) за иностранную валюту с уполномоченных банков взыскивается штраф в размерах, установленных Уставом ЦБ РФ, а с уполномоченных предприятий – штраф в размере сумм, которые не были учтены или были учтены ненадлежащим образом.

Взыскание вправе производить только организация, отнесенная законодательством к органам валютного контроля.

Действия агентов валютного контроля могут быть обжалованы органам валютного контроля, а действия последних – в судебном порядке.

Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответствием валютных операций, проводимых клиентами, действующему валютному законодательству и представляют в Центральный банк РФ отчетность о проводимых валютных операциях.

Правительство РФ в качестве органа валютного контроля в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль применительно к таможенному контролю, т.е. используют формы, методы и правила таможенного контроля, закрепленные в ст.ст.180-190 Таможенного кодекса РФ. С это целью в составе таможенных органов действуют специально созданные структурные подразделения:

·        в ГТК РФ – Управление валютного контроля;

·        в региональных таможенных управлениях – отделы таможенной стоимости и валютного контроля (ОТС и ВК);

·        в таможнях – отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО), а также ОТС и ВК;

·        в таможенных постах – ОТО.

Объектами валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, являются: валюта РФ; ценные бумаги в валюте РФ; валютные ценности; валютные операции, связанные с перемещением товаров и транспортных средств (ст.199 Таможенного кодекса РФ).

К числу органов валютного контроля законодатель относит Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их клиентами. К органам валютного контроля относятся Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Основным органом валютного регулирования является Центральный банк Российской Федерации, уполномоченный:

·        определять сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты;

·        издавать нормативные акты, обязательные к исполнению на территории России резидентами и нерезидентами;

·        проводить все виды валютных операций; устанавливать правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и валютой РФ, ценными бумагами в иностранной валюте и в валюте РФ;

·        устанавливать порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;

·        устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии, а также выполнять иные функции.

Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1993 года «Об усилении валютного экспортного контроля и о развитии валютного рынка» создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю выполняет следующие функции:

·        контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте;

·        осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;

·        участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования полученных квот и лицензий;

·        осуществляет контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям;

·        организует с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчетности по валют экспортным, импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации

·        контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе межродных договоров и соглашений;

·        проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства России в этой области;

·        обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств;

·        осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем, предусмотренные законодательством России.

Для осуществления перечисленных функций Федеральная служба имеет право.

·        получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы;

·        проводить проверки финансовых и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте;

·        ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном порядке предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций;

·        иные права, предусмотренные законодательством.

Таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст.199 Таможенного кодекса Российской Федерации осуществляет валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

2. Регулирование импортных операций в РФ

2.1. Анализ валютного контроля в России

Главная задача Банка России как основного органа валютного регулирования состоит в разработке нормативно-правовой базы, определяющей порядок осуществления юридическими и физическими лицами валютных операций, полномочия и функции уполномоченных банков как агентов валютного контроля, ответственность за нарушения валютного законодательства, а также взаимодействие органов валютного контроля. Ее требования обязательны для всех участников валютного рынка и внешнеэкономической деятельности. В настоящее время нормативно-правовая база валютного регулирования и валютного контроля, разработанная Банком России, насчитывает более 200 нормативных актов, регулирующих основные вопросы правоотношений, включая:

-         операции с валютными ценностями (иностранной валютой, ценными бумагами в иностранной валюте и другие), в том числе ввоз-вывоз валютных ценностей и репатриацию экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию;

-         операции покупки и продажи иностранной валюты (в том числе наличной) на внутреннем валютном рынке;

-         рублевые операции нерезидентов;

-         операции с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями;

-         деятельность органов и агентов валютного контроля и их полномочия;

-         ответственность за нарушения валютного законодательства и порядок применения санкций.

В целях преодоления кризисных явлений, обострившихся после августа 1998 года, нормотворческая деятельность Банка России в области валютного регулирования существенно активизировалась. Только с сентября 1998 года было принято около 40 нормативно-правовых актов, регулирующих внутренний валютный рынок, а также устанавливающих более жесткий контроль за совершением резидентами внешнеторговых сделок[1].

В сентябре 1998 года из-за задержки поступления в страну экспортной валютной выручки предложение валюты на внутреннем валютном рынке существенно сократилось, что повлекло за собой резкие колебания курса рубля к доллару. В сложившихся условиях, учитывая, что практически единственным источником предложения валютных ресурсов является продаваемая экспортерами валютная выручка, Банк России в срочном порядке принял пакет мер регулирующего воздействия, направленных на обеспечение полноты и своевременности ее репатриации и создание нового механизма регулирования внутреннего валютного рынка, отсекающего возможность спекулятивного давления на курс национальной валюты.

Во-первых, совместно с ГТК России разработаны нормативные документы, усилившие контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров и повысившие ответственность экспортеров за ее незачисление на счета в уполномоченных банках в сроки, указанные в документах таможенно-банковского контроля.

Во-вторых, изменена система торгов на межбанковских валютных биржах, что обеспечило экономически более обоснованный механизм курсообразования и отделение торговли валютой по внешнеторговым операциям от спекулятивных сделок.

В-третьих, установлен более жесткий контроль за уполномоченными банками и их клиентами при осуществлении операций покупки иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке и целевым использованием приобретенной валюты.

В четвертых, организованы ежедневное статистическое наблюдение и контроль за движением средств на транзитных валютных счетах резидентов и продажей экспортной валютной выручки на межбанковских валютных биржах.

Контроль за экспортно-импортными операциями резидентов осуществляется Банком России и ГТК России в рамках системы таможенно-банковского контроля, идеология которой построена на “стыковке” по срокам и объемам стоимости перемещаемых через границу товаров и осуществленных платежей. В рамках данной системы создана единая информационная база о платежах и поставках товаров. В настоящее время система таможенно-банковского контроля охватывает только внешнеторговые сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме “экспорт”, расчеты между резидентами и нерезидентами по которым осуществляются в иных валютах, чем валюта Российской Федерации, а также ввоз товаров в таможенных режимах “выпуск для свободного обращения” и “реимпорт”, по которым расчеты полностью или частично осуществляются в иностранной валюте.

В 1998 году таможенно-банковским контролем было охвачено около 70% российского экспорта и 65% российского импорта. Использование системы таможенно-банковского контроля позволило сократить невозврат валютной выручки от экспорта товаров примерно с 40% в 1992-1993 годах до 9% в 1995 году и до 5% в 1998 году.

Вместе с тем Банк России считает необходимым усилить скоординированную с ГТК России и ВЭК России работу по дальнейшему реформированию системы таможенно-банковского контроля за экспортно-импортными операциями в направлении повышения оперативности и достоверности представления информации по товарным и финансовым потокам во внешней торговле и распространения технологии системы на валютные операции, осуществляемые в иных таможенных режимах, а также на операции между российскими резидентами и их иностранными контрагентами в рублях. Это позволит контролировать еще примерно 20% российского внешнеторгового оборота.

По состоянию на начало 2000 года Банк России имеет основания констатировать, что в результате принятых регулирующих мер и усиления контрольной работы первая, самая неотложная задача по обеспечению полноты и своевременности репатриации в страну экспортной валютной выручки и увеличению предложения валюты на внутреннем валютном рынке в целом выполняется.

Обеспечено стабильное предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке за счет возврата в страну экспортной валютной выручки. Объемы ее продаж на специальных торговых сессиях ММВБ (а это основная торговая площадка страны) увеличились с 1,7 млрд. долларов в октябре до 2,5 млрд. долларов в декабре 1998 года.

Большую роль в повышении наполняемости рынка валютными ресурсами сыграло увеличение норматива обязательной продажи части экспортной валютной выручки с 50 до 75%. Следует подчеркнуть, что введение новой нормы стало возможным в результате оперативных и согласованных действий Правительства Российской Федерации, Банка России и Государственной Думы при работе над проектом Федерального закона “О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики”. Учитывая особую важность и необходимость безотлагательной реализации данного решения, после принятия указанного Федерального закона 29 декабря 1998 года Банк России уже 31 декабря внес необходимые изменения в нормативно-правовую базу.

В результате, несмотря на ежегодное сезонное сокращение поступлений валютной выручки в начале каждого года, в январе 1999 года наполняемость рынка валютными ресурсами сохранилась на уровне предыдущего месяца. В последующие месяцы предложение экспортной валютной выручки на рынке стабильно увеличивалось – до 2,6 млрд. долларов в феврале и 3-3,1 млрд. долларов в марте-апреле 1999 года.

В настоящее время главная задача валютного контроля - ограничить масштабы утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Масштабы и скорость нарастания оттока капитала таковы, что они создают реальную угрозу для экономической безопасности Российской Федерации.

Необходимо признать, что в стране сформировалась организованная сеть недобросовестных хозяйствующих субъектов, специализирующихся на использовании “серых” схем перевода валютных средств за границу, формально прикрываемых внешнеторговыми контрактами (фактически – притворными сделками). Особенно велик масштаб мошеннических операций, связанных с переводами валюты в оффшорные зоны фирмами-однодневками по заключенным импортным контрактам, предусматривающим 100%-ные авансовые платежи, а также по импортным контрактам на оказание услуг и предоставление результатов интеллектуальной деятельности.

В последние месяцы проблема операций, связанных с экономически не обоснованными переводами валютных средств в оффшорные зоны, приобрела критическую остроту. В 1999 году их ежемесячный объем увеличился с 800 млн. долларов в январе до 1 млрд. долларов в марте, то есть более одной трети от всей продаваемой экспортерами валютной выручки “уходит” в оффшоры.

Не поддаются экономической логике объемы валютных средств, обращающихся на корреспондентских счетах, открытых иностранными банками, зарегистрированными в оффшорных зонах, в российских банках. В 1998 году дебетовые обороты по таким счетам составили 78 млрд. долларов, или более 70% от общего объема средств, списанных с корреспондентских счетов банков-нерезидентов, и в течение года они возросли почти вдвое. Только по корреспондентским счетам банков, зарегистрированных в Республике Науру, в 1998 году дебетовые обороты составили 70 млрд. долларов, что более чем в 2 раза превышает объем российского импорта из стран дальнего зарубежья и свидетельствует об очевидной деформированности внешнеторговых и финансовых потоков и использовании схем утечки валютных средств за границу через корреспондентские счета оффшорных банков.

Банк России считает, что в целях обеспечения адекватной реакции со стороны государства на развитие “инфраструктуры”, обслуживающей теневые схемы оттока валюты из страны, изощренность схем “бегства” капитала, а также на скорость реакции недобросовестных хозяйствующих субъектов на принимаемые меры валютного регулирования и валютного контроля должны быть приняты оперативные и скоординированные меры по внесению изменений и дополнений в действующую законодательную базу. По инициативе Банка России и при его активном участии Правительством Российской Федерации были подготовлены и внесены в Государственную Думу следующие законопроекты:

проект Федерального закона “О внесении дополнения в статью 193 Уголовного кодекса Российской Федерации”, предусматривающий усиление ответственности участников внешнеэкономической деятельности за нарушение требований валютного законодательства за счет введения норм уголовной ответственности за незаконный перевод валютных средств за границу;

проект Федерального закона “О внесении дополнения в статью 28 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”, предоставляющий Банку России право определять порядок установления кредитными организациями корреспондентских отношений с банками, зарегистрированными на территории оффшорных зон иностранных государств;

проект Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле”, ограничивающий максимальные размеры единовременного вывоза наличной валюты физическими лицами.

Ключевым элементом в пакете законодательных решений, направленных на противодействие утечке капитала за границу в сфере внешней торговли, являются предложения по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”.

Суть предлагаемых мер сводится к необходимости:

- введения лицензирования отдельных видов внешнеторговой деятельности, государственной регистрации и экспертизы внешнеторговых контрактов, имеющих целью пресечение недобросовестной практики ведения внешнеторговой деятельности (прежде всего фирмами-однодневками) и объективно необходимое сокращение числа посреднических организаций во внешней торговле;

- четкого законодательного определения понятий и терминов, связанных с экспортом и импортом работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности;

- установления минимального набора обязательных требований к внешнеторговым контрактам и документам, подтверждающим предоставление и получение услуг и результатов интеллектуальной деятельности.

Со своей стороны Банк России в соответствии с действующим законодательством и в рамках своей компетенции многое делает для того, чтобы ограничить отток капитала за границу. Только за последние месяцы подготовлен и принят ряд жестких мер валютного регулирования и валютного контроля.

1. Разработан порядок валютного контроля со стороны уполномоченных банков за операциями их клиентов, связанными с переводами валюты за границу по договорам, требующим особого внимания. Повышена ответственность кредитных организаций и их клиентов за неисполнение требований валютного законодательства.

2. Введено требование обязательного открытия юридическими лицами - резидентами рублевых депозитов в уполномоченных банках в размере 100% средств, перечисленных на покупку валюты для оплаты импорта товаров до их ввоза в страну. Исключения предусмотрены в случаях использования резидентами таких общепринятых в международной внешнеторговой практике инструментов обеспечения, как открытие безотзывных аккредитивов, заключение договоров страхования риска невозврата переведенной по импортным контрактам иностранной валюты, получение гарантий первоклассных иностранных банков и некоторых других инструментов.

3. Запрещено проведение конверсионных операций рублевых средств нерезидентов, полученных от осуществления ими текущих операций с резидентами, по корреспондентским счетам иностранных банков, открытым в уполномоченных банках.

4. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 1999 года № 334 “Об изменении обязательной продажи части валютной выручки” установлен порядок контроля за обязательной продажей экспортной валютной выручки, являющейся залогом погашения экспортерами валютных кредитов (займов), фактически полученных и зачисленных на счета в уполномоченных банках до 15 марта 1999 года.

Принятые Банком России решения во многом носят вынужденный характер и являются адекватной реакцией на конкретные условия, связанные с высоким уровнем криминализации экономики и, в частности, с уходом от налогообложения, конверсией неучтенных доходов в валюту с целью ее последующего перевода за границу с использованием “серых” схем.

Результатом принятых решений стало существенное (на 0,5 млрд. долларов) снижение в апреле по сравнению с мартом спроса на иностранную валюту на биржевых сессиях ММВБ. Ситуация на внутреннем валютном рынке начиная с конца первой декады апреля приобрела достаточную устойчивость. Курс рубля к доллару за этот период повысился почти на один рубль (с 25 до 24 рублей за доллар), а в целом за апрель он не изменился (при уровне инфляции в апреле 3%).

Таким образом, анализ ситуации на внутреннем валютном рынке подводит к доказательному выводу о том, что в условиях кризиса и разбалансированности отдельных сегментов финансового рынка, неразвитости рублевых финансовых инструментов, а также криминализации экономики меры в области валютного регулирования и валютного контроля достаточно эффективны и требуют дальнейшего развития. В то же время, исходя из ограниченности возможностей применения только таких мер в борьбе с утечкой капитала за границу, решение данной проблемы Банк России видит прежде всего в реформировании законодательной базы внешней торговли, а также в улучшении координации деятельности органов валютного контроля и правоохранительных органов.

2.2. Механизм валютного контроля за платежами по импортным контрактам

В основе методологии валютного контроля за осуществлением импортных сделок, так же как и при контроле за экспортными сделками, лежит сопоставление информации банков о движении денежных средств в оплату импортируемых товаров с информацией таможенных органов о ввезенных товарах. Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ № 30 (1995 г.) распространяется на импортные сделки, срок совершения которых не более 180 календарных дней.

Сделки, предусматривающие превышение срока в 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой его таможенного оформления (и наоборот), могут быть осуществлены только при наличии лицензии Банка России на совершение валютных операций, связанных с движением капитала, Под датой оплаты подразумевается дата валютирования банковской операции по списанию средств со счета "ностро" банка-импортера или зачисление средств на счет "лоро" иностранного банка или банка — его корреспондента в пользу иностранной стороны по контракту или ее приказу. Под датой таможенного оформления импортируемого товара понимается дата принятия ГТД таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление данного товара. Импортеру запрещено после совершения сделки переуступать права по ней третьим лицам (кроме банка-импортера) до завершения таможенного оформления товара.

Применительно к валютному контролю, расширилось само содержание понятия "импортируемые товары".

Ранее под ними понимались товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, платеж за которые произведен или будет произведен. То есть критериями являлись: ввоз на таможенную территорию и обязательный встречный денежный эквивалент. Теперь же единственным критерием отнесения товара к разряду "импортируемых" является его фактический ввоз на таможенную территорию.

Критерий наличия обязательного встречного денежного эквивалента был отменен, так как прежде под ним понималась исключительно оплата импортируемых товаров, то есть выполнение импортных условий контракта. Однако обязательный встречный денежный платеж возникает не только в силу контракта, но и по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения его условий импортером в качестве возмещения причиненного вреда. Размеры такой возможной компенсации в целях валютного контроля, безусловно, должны учитываться заранее, а потому и установлено обязательное оформление ПСи на любые контракты, по которым товары фактически ввозятся на таможенную территорию РФ.

Такое новшество представляется оправданным, поскольку обеспечивает возможность осуществления импортного валютного контроля (ПСи оформляется на любой ввозимый товар) в случае утери, уничтожения или повреждения товара по вине Импортера (резидента, заключившего контракт, предусматривающий фактический ввоз товара на таможенную территорию РФ) вне зависимости от избранного таможенного режима и возникновения обязанности материальной компенсации за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта импортером.

Для целей осуществления валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами (Инструкция Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок").

По каждому отдельному контракту оформляется один паспорт сделки, только при наличии которого возможна оплата импортных товаров. При благополучном завершении сделки в течение одного календарного месяца с латы выпуска товаров на таможенную территорию импортер должен представить в банк импортера копию ГТД с подписью должностного лица таможенного органа, разрешившего ввоз товара, с оттиском его личной номерной печати.

Оплата импортером импортируемых товаров до их отгрузки в адрес получателя в Российской Федерации возможна:

а) при выдаче банком импортера гарантии валютного контроля;

б) при непревышении суммы предоплаты предельной суммы, разрешенной Банком России к переводу без гарантии валютного контроля в течение одной рабочей недели.

Гарантия валютного контроля представляет собой выдаваемое банком импортера по просьбе импортера обязательство, в котором банк обязуется уплатить суммы, причитающиеся к уплате, при привлечении импортера к финансовой ответственности, которая возникает при непоступлении товаров, за которые была произведена предоплата, и невозврате ранее переведенных средств в иностранной валюте.

Исполнение контракта с предоплатой предполагает, что в случае непоступления товаров на территорию государства в течение 180 календарных дней и невозврата перечисленных денег импортеру надлежит заплатить штраф в размере 100% от произведенных за рубеж перечислений. Если же импортер не в состоянии заплатить штраф, то эту сумму государству возвращает банк-гарант из собственных средств. Клиент освобождается от ответственности перед контрольными органами, но продолжает нести ее перед своим банком. В случае неуплаты штрафа ни импортером, ни банком в 3-дневный срок с момента получения банком требования от ГТК последний поручает взыскание этих средств ВЭК (службе валютно-экспортного контроля) России.

Уполномоченный банк ведет в электронном виде базу данных по валютным операциям с отражением в ней следующей информации:

номер счета резидента или нерезидента;

дата совершения валютной операции;

код вида валютной операции;

сумма валютной операции по списанию средств со счета (зачислению средств на счет);

код страны банка - получателя (отправителя) платежа в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира;

номер паспорта сделки (при его наличии в соответствии с требованиями настоящей Инструкции);

сумма валютной операции в единицах валюты цены контракта (договора) в случаях, установленных настоящей Инструкцией.

По усмотрению уполномоченного банка в указанную в настоящем пункте базу данных может быть включена иная информация, необходимая для выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля в соответствии с актами валютного законодательства Российской Федерации, актами органов валютного регулирования и актами органов валютного контроля.

Резидент осуществляет валютные операции по кредитному договору только через свои счета, открытые в банке ПС, за исключением валютных операций по кредитному договору, проводимых через счета, открытые в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России.

Заключение

Валютный контроль осуществляется таможенными органами также с целью проверки:

- ввоза на таможенную территорию РФ товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства;

- возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары.

Для целей осуществления валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами (Инструкция Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок").

Основные преимущества банка в сфере валютного контроля

Высокий авторитет банка в органах валютного контроля как уполномоченного банка, четко выполняющего функции агента валютного контроля.

Долговременное сотрудничество, благоприятные отношения и взаимопонимание с органами валютного контроля

Возможность получения всех необходимых для клиента бесплатных консультаций, в том числе по вопросам валютного контроля на стадии подписания внешнеторговых контрактов, на любом этапе операций валютного контроля по соответствующему контракту.

Точность и быстрота оформления Паспортов сделок по мере обращения клиентов.

Своевременное информирование клиентов о новых нормативных актах по валютному регулированию и валютному контролю и проведение для клиентов встреч-семинаров по их применению.

Немедленное реагирование на все изменения, вносимые в нормативные акты, регулирующие валютный контроль. Разработка соответствующих информационных писем для клиентов Внешторгбанка, разъясняющих применение нормативных актов на практике.

Проведение совместных совещаний, персональных встреч с клиентами Внешторгбанка по вопросам валютного контроля.

Тарифные ставки банковской комиссии за выполнение функций агента валютного контроля не превышают минимума, установленного валютным законодательством. Возможность применения льготных ставок банковской комиссии для корпоративных клиентов.

Бесплатное обслуживание клиентов Внешторгбанка в части осуществления валютного контроля, выходящего за рамки таможенно-банковского контроля.

Основные слагаемые банковского маркетинга, на которых акцентировано внимание банка при осуществлении валютного контроля

Продукт: Паспорта сделок клиентов банка и отчетность по осуществлению операций по этим сделкам.

Основные потребители продукта: клиенты банка, органы валютного контроля.

Цены: размер комиссионного вознаграждения за выполнение функций агента валютного контроля согласно Тарифу комиссионного вознаграждения банка.

Персональное обслуживание клиентов: подготовка информационных писем клиентам, проведение совместных совещаний, переговоров, консультирование, в том числе на этапе оформления внешнеторговых контрактов для приведения условий контрактов в соответствие с нормами валютного законодательства.

Базовым документом валютного контроля является Паспорт сделки по экспорту либо импорту товаров. Паспорт сделки оформляется клиентом в банке и содержит необходимые для осуществления валютного контроля сведения о внешнеэкономической сделке, изложенные в стандартизированной форме. Паспорт сделки оформляется по каждому экспортному, импортному контракту в одном уполномоченном банке.

Список используемой литературы

Валютное регулирование и валютный контроль за экспортно-импортными операциями. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. – 280 с.

Импорт и валютный контроль //Коллегия. ТОМ 3, – № 4, – 2003

Шалашов В.П. Валютные расчеты в РФ (при экспортно-импортных операциях). – М.: Интел-Синтез, 2001. – 368 с.

Елизарова А.Н. Новое в валютном контроле РФ за экспортно-импортными операциями. // Вестник СыктГУ, сер. 6 Экономика, управление, право. Вып. 1. - Сыктывкар, 2002.

Мальцев А.А. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. экон. Ун-та, 2004. – 223 с.

ИНСТРУКЦИЯ от 15 июня 2004 г. N 117-ИО ПОРЯДКЕ представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок// Зарегистрировано в Минюсте 17 июня 2004 г. № 5859 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

 Анализ тенденций развития российской экономики в 2003 году / Под ред. Е.Гайдара и др. – М.: ИЭПП, 2004

 Андрианов В.Н. Внешняя торговля России // Внешнеэкономическая деятельность. - 1998. - №6

 Внешнеэкономическая деятельность регионов России // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 1999.- № 93

 Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. - М. ,№1, 1997г.

 Внешняя торговля РФ в 2001-2002 годах. – http://respublikaidei.ru/articles/html/article866.html

 Григорьев А. Практика внешнеэкономической деятельности. - М.: Паимс, 1993.

 Данилин А.М. Внешняя торговля России в I квартале 1999 года // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 1999.- № 63

 Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности// Российская газета. –1995. – 24 октября.

 Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. И.П.Николаевой.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

 Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 1993-1996 гг. // Внешняя торговля. –1997. –№10-11.

 Основы внешнеэкономических знаний. Отв. ред. И.П.Фаминский. –М.: «Международные отношения», 1994.

  Пашкова, Г. Шорохов. Создание системы содействия экспорту в России. // Внешняя торговля. –1997. –№1-3

 Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. Под. ред. И.П.Фаминского. –М.: «МО»,1993.

 Сильвестров С.К. Внешнеэкономическая деятельность субъектов РФ // Политэконом. - 1999.- №4

 Экспорт и импорт России по странам за 1996г. // Внешняя торговля. –1997. –№7-8

 О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля на современном этапе //Вестник Банка России /Центральный банк РФ. - 26 мая 1999. - № 32 (376)



[1] О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля на современном этапе //Вестник Банка России /Центральный банк РФ. - 26 мая 1999. - № 32 (376)