Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Реализация юридических норм в механизме правового регулирования_______________________________________________________________ 5

1.1. Понятие и признаки правовой нормы________________________ 5

1.2. Понятие реализации юридических норм_____________________ 10

Глава 2. Формы непосредственной реализации_____________________ 14

2.1. Соблюдение норм права___________________________________ 15

2.2. Исполнение норм права___________________________________ 16

2.3. Использование норм права________________________________ 16

Глава 3. Правовая культура как форма реализации________________ 18

3.1. Структура правовой культуры_____________________________ 18

3.2. Правовая культура личности______________________________ 21

Глава 4. Применение юридических норм как особая форма реализации 23

4.1. Основные признаки применения норм права_________________ 23

4.2. Стадии применения норм права____________________________ 26

Заключение___________________________________________________ 29

Список литературы____________________________________________ 31

Введение

Правовые нормы осуществляют функцию регуляторов общественных отношений только тогда, когда сформулированные в них требования воплощаются в поведении субъектов социальных связей, реализуются в их юридических правах и обязанностях. Общеобязательное предписание можно считать нормой права при условии, что оно способно осуществиться на практике и реально обеспечивает согласованное взаимодействие людей.

Поэтому реализация права имеет важнейшее значение для укрепления законности и правопорядка. В чем заключается ее содержание? Выяснение этого вопроса начнем с определения понятия правореализации.

Развитое, юридически совершенное правовое регулирование общественных отношений выражается не только в определении для их участников субъективных прав юридических обязанностей, но и в установлении порядка претворения их в жизнь.

В частности, «деятельность судов и других юридикционных органов осуществляются в процессуальных формах т. е. материальное право... и имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы»[1].

Правовые процедуры, хотя и отличные от тех, которые называются “юридическим процессом”, используются и в других областях юридически значимой деятельности. Иначе говоря, в условиях режима законности любая деятельность по реализации правовых предписаний нуждается в юридической регламентации соответствующей этой деятельности процедурно-процессуальном оформлении.

Правовая процедура есть законодательно установленные способы реализации нор права, обеспечивающие достижение целей правового регулирования в какой-либо сфере общественных отношений. Процедурно-процессуальные формы являются правовыми средствами перевода моделей, установленных юридическими предписаниями, с фактическою порядочностью общественных отношений и определяет оптимальный порядок достижения результатов “запрограммированных” в нормах материального права. Устанавливающие их правовые предписания (процедурно-процессуальные нормы) регламентируют способы реализации гражданами и организациями прав, свобод, обязанностей, осуществления государственными органами закрепленных за ними полномочий, рассмотрения юридических дел, исполнения принятых по ним решений и тем самым обеспечивают претворение в жизнь норм материального права.

Глава 1. Реализация юридических норм в механизме правового регулирования

1.1. Понятие и признаки правовой нормы

Норма права — это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому (или как единичное к общему). Было обосновано, что норма права — это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает присущим ей содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом.

Норма права — это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения.

Любое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права. Но это единичный феномен права, поэтому полное научное определение понятия предполагает выяснение присущих норме права специфических признаков (свойств).

Во-первых, норма права представляет собой отвлечение от признаков индивидуализации и указывает лишь на те характерные черты поведения, которые являются существенными, т. е. рассматривают поведение как вид общественного отношения. Эти признаки, включенные и текст нормы, становятся правилами поведения, обязательными к реализации.

Например, в процессе купли-продажи существенным является не то, сколько раз «приценивался» покупатель, выбирая ту или иную вещь, какое время он на это затратил. Все это — сфера житейского обыкновения. Для права важно установить признаки: когда можно признать договор купли-продажи заключенным, когда право собственности на вещь переходит от продавца к покупателю. Или другой пример: в случае совершения убийства, когда закон особенно чуток к обстоятельствам этого тяжкого преступления, закон отбрасывает все сугубо индивидуальное, что не имеет отношения к характеристике данного деяния как такового.

Следовательно, нормы права содержат указания на существенные признаки поведения, свойственные каждому из неопределенного числа конкретных индивидуальных отношений (поступков), которые государство намерено подвергнуть правовому регулированию. [2]

Во-вторых, норма права является повелительным предписанием независимо от того, каков его характер: запрет, обзывание или дозволение. Предписание в любом случае находится под охраной государства; так как оно им установлено, то предусмотрены и меры принуждения в случаях его нарушения.

В-третьих, норма права представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения. В приведенных выше примерах методы регулирования возникающих отношений совершенно несхожи, как и сами отношения, ибо используются различные способы придания им определенности, упорядоченности. В этот метод включаются: обстоятельства, при которых применяется норма; круг участников, регулируемых этой нормой отношений; взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей.

В-четвертых, норма права — общеобязательное правило поведения. Оно имеет значение не для отдельного индивида, а для всех входящих в состав данной категории людей (общества в целом) как возможных (или реальных) участников конкретного вида общественного отношения.

Норма права обычно не указывает персонифицированных исполнителей содержащегося в ней предписания. Иначе говоря, она рассчитана на неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц. Это происходит потому, что норма права как абстрактная модель поведения предполагает ее неоднократное действие, а следовательно, и «захватить» в поле своего притяжения она может потенциально каждого члена общества.

В-пятых, абстрактность нормы права вовсе не означает неопределенности ее содержания. Как раз наоборот, норма права потому и является таковой, что содержит вполне конкретное правило поведения. Например, ст. 16 ГК РФ определяет, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующими субъектами федерации или муниципальным образованием. Здесь типичный пример нормы права как формально определенного правила, означающего полноту и точность указания на признаки правила поведения. Каждый индивидуальный случай причинения убытков гражданину или юридическому лицу подпадает под действие этой нормы, т. е. она регулирует все повторяющиеся индивидуальные отношения данного вида. Благодаря тому, что она постоянно воздействует на этот вид отношений, ее требования реализуются всеми как обязательные для каждого, кто причастен к возмещению убытков без персонального указания, для кого именно. [3]

Таким образом, норма права как общее правило поведения регулирует повторяющийся вид общественных отношений, так как не исчерпывается однократной реализацией, а охватывает все возможные индивидуальные случаи. В силу этого норма права — общее и общеобязательное правило поведения.

В-шестых, содержание правовой нормы определяется объективной природой того вида общественных отношений, на упорядочение которых она направлена. Оно формируется под влиянием социального опыта регулирования, уровня общей и правовой культуры, нравственных и политических установок, ориентаций государства и других факторов. В нашем примере объяснить правило, почему обязанность возмещения убытков лежит на государстве в целом, соответствующих его субъектах, муниципальных образованиях, только природой данного правоохранительного отношения нельзя. Поэтому содержание нормы в главном, основном определяется содержанием регулируемого отношения.

Норма права — правовая реальность даже в том случае, если она ни разу не применялась для регулирования фактических отношений. Например, в недавней истории конституционное право союзной республики на свободный выход из состава СССР. Признание этого права являлось предпосылкой для определения правового статуса союзной республики и для государственно-политической практики. Поэтому можно сделать вывод, что праву известны нормы, которые применяются непосредственно и опосредованно — через другие нормы. [4]

Таким образом, норма права — это общее правило, которое вбирает в себя все богатство социального опыта общества и государства, многообразие особенного, индивидуального, отдельного.

Норма права является научным, объективно обоснованным предписанием — моделью общественного отношения, отражающей интересы общества в развитии данного отношения.

Общий характер нормы права не вытекает из ее собственной природы. Общее в праве в конечном счете есть отражение того реального общего, которое объективно существует в многочисленных отдельных материальных отношениях данного вида, являющихся производственными отношениями.

В современных условиях совершенствование норм права идет по двум основным направлениям: улучшение содержания норм, укрепление их «истинности»; упорядочение их структуры и системы в целом.

Первый путь характеризуется тенденцией к все более точному отражению потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить возрастание эффективности действия норм права как регуляторов общественных отношений. Поэтому совершенствование содержания касается всего комплекса норм — обязывающих, управомачивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздействия на общественные отношения с помощью всех элементов правовой нормы.

Основными условиями, позволяющими добиваться совершенствования норм права, являются:

- Точное отражение в правовых предписаниях закономерностей развития государственно-правовой надстройки;

- Соответствие норм права требованиям морали и правосознания;

- Соблюдение требований системности (непротиворечивости) и других закономерностей действующей системы права при принятии новых норм;

- Учет в процессе нормотворчества общих принципов регулирования и управления общественными процессами.

Таким образом, подведем краткие итоги:

а) норма права может быть определена в качестве исходящего от государства и охраняемого им общеобязательного правила поведения, которое закрепляет за участникам общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности;

б) правовая норма является общим правилом поведения, т. е. образцом, эталоном поведения людей, их коллективов;

в) правовая норма — правило абстрактного, обобщенного характера, первичный элемент права как системы;

г) правовая норма — государственно-властное предписание;

д) правовая норма — явление широкое, многоплановое и в то же вре мя конкретное по содержанию.

1.2. Понятие реализации юридических норм

Под реализацией юридических норм понимается процесс их воплощения в правомерном поведении участников общественных отношений. Поскольку нормы закрепляют лишь абстрактные модели возможного или должного поведения, их «материализация», превращение из возможности в действительность происходит в этом процессе.

На реализацию норм права влияют различные факторы: характер действующего политического режима, степень соответствия юридических предписаний объективным потребностям общественного развития, состояние законности и т. д. В законе могут быть выражены самые демократические принципы и требования, однако если в государстве установлен недемократический порядок осуществления власти и не поддерживается режим законности, то такие нормы не окажут реального воздействия на общественные отношения, и останутся «правом на бумаге», «юридическими мифами». Достаточно вспомнить Конституцию СССР 1977 г., продекларировавшую многие права и свободы, которые так и не нашли дороги в жизнь (равенство всех перед законом; независимость суда и т. д.). О сущности и особенностях права, действующего в конкретном государстве, невозможно судить лишь по тому, что закреплено в нормативно-правовых актах, иных источниках юридических норм. Правильная оценка может быть дана лишь с учетом того, как записанные в законе правила реализуются в общественных отношениях, обеспечивают или нет осуществление их участникам взаимных прав и обязанностей.

Стремление осмыслить правовые формы юридически значимой деятельности, раскрыть их роль в правовом регулировании, выявить тенденции развития обозначить пути совершенствования нашло отражение в обосновании широкого внимания юридического процесса получившего в последние года распространение в нашей литературе. Под юридическим процессом стали понимать не только традиционные процессуально правовые нормы и юрисдикционной деятельности, но и юридические процедуры, используемые во всех других областях правоприменения, а также процедуры правотворчества.

В этой связи представляет интерес разработанная в рамках теории “общего юридического процесса” конституция процессуальной формы. Она является результатом синтеза тех наиболее важных признаков которые обнаруживаются при анализе в реально осуществляющих правовых форм юридически значимой деятельности и призвана “охватить” в общественном виде все их стороны.

Конструкцию “процессуальная форма” входят три элемента: процессуальные производства, процессуальные стадии, процессуальный режим. Понятие процессуального производства раскрывает особенности предмета соответствующей юридически значимой деятельности, обусловленные им особенности самой этой деятельности, а так же ее правовых форм.

Существенное значение для исследования правовых форм юридически значимой деятельности имеет вопрос об их классификации. Процедурно-процессуальные формы чрезвычайно разнообразны, а по этому рассуждения правовой процедуре “вообще” способны провести только к весьма абстрактным и далеким от практике выводам. В тоже время анализ существующих правовых норм деятельности, не опирающихся на обобщающие теоретические положения о правовых процедурах, будет сведен к их описанию и оставит в стороне присущее им общие свойства, касающиеся, например, состава процедурно-процессуальной формы, юридических гарантий, принципов регламентации юридически значимой деятельности.

Вот почему при исследовании правовой процедуры нельзя обойтись без рассмотрения ее видов. Именно классификация процедурно-процессуальных форм с последующем их изучением - необходимая предпосылка существования теории юридической процедуры.

Поскольку перед классификацией процедурно-процессуальных форм стоят определенные задачи, ее основания также не могут быть произвольными.

Классификация правовых процедур предполагает выделение видов юридической значимой деятельности, являющейся предметом процедурно-процессуального опосредствования. В свою очередь при решении вопроса о критериях выделения этих видов нужно исходить из тех признаков юридически значимой деятельности, которые предопределяют существование особых достаточно своеобразных процедур ее реализации.

Специфика правотворческой деятельности зависит от того, кто является субъектом правотворчества, и от юридических особенностей разрабатываемых и принимаемых нормативных актов. Тут выделяются правотворчество общественных органов и правотворчество общественных организаций. Это классификацию можно продолжить с позиций местногосударственных органов в государственном аппарате, различий и компетенции общественных организаций, юридической силы издаваемых правовых актов.

Особенности правоприменения также предопределены субъектом соответствующей деятельности вопросов (наделение субъективным правом, его признания, формирования или учреждения, выборы или назначение на должность, разрешение спора о правые и т. д.).

Своеобразие деятельности по реализации права обусловлено спецификой реализуемых норм и зависит от того, регулятивные это нормы или охранительные. Важное значение имеет и то, что реализация права, т. е. правовых норм может являться и непосредственным использованием принадлежащих субъекту прав, исполнением возложенных на него обязанностей, соблюдение запретов, и их использованием, исполнением и соблюдением, опосредствованными актами правоприменения. Причем во втором случае властность и обязательность правовых норм подкрепляется властностью и обязательностью изданных на их основе правоприменительных актов, а реализация права приобретает характер осуществления содержащихся в этих актах индивидуальных предписаний.

Глава 2. Формы непосредственной реализации

Социальное назначение права состоит в том, чтобы регулировать поведение людей. Однако установленные государством правовые нормы не могут выполнить регулирующей роли без сложного механизма и их реализации.

Без выполнения правовых предписаний в жизни нормы права мертвы, иначе говоря, они теряют свое социальное значение. “Права нет, - замечает Л. С. Явич, - если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества”[5].

Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизни путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных организаций, должностных лиц, общественных органов и граждан).

Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т. е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом - это бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерно - нарушает.

Правовые нормы реализуются в различных формах. Это обуславливается рядом обстоятельств:

1) положением того или иного субъектов в общей системе правового регулирования, его отношением к юридическим предписаниям.

2) формой внешнего проявления правомерного поведения.

В литературе классификация норм реализации права проводится по различным основаниям.

По субъектному составу различают индивидуальную и коллективную формы реализации. Некоторые правовые требования нельзя провести в жизнь иначе, как объединяясь друг с другом, выступая коллективным субъектом права. По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение.

2.1. Соблюдение норм права

Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом. При этом выполняются юридические обязанности, сформулированные в запрещающих предписаниях и предусматривающие пассивное поведение (бездействие).

В большинстве случаев, соблюдение права происходит незаметно, обычно не фиксируется. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

В качестве примера можно указать на конституционные нормы, запрещающие: любые ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; применение жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания; принудительный труд; отказ в правосудии; высылку граждан за пределы Российской Федерации или выдачу их другому государству и т. п. (статьи 19, 21, 37, 47, 161 Конституции)[6].

2.2. Исполнение норм права

Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные на них юридические обязанности (обязанности свидетелей давать показания в суде, обязанности граждан защищать Отечество, обязанности государства оказывать защиту и покровительство гражданам за его пределами и т. д.). В этих случаях они действуют активно. В данной форме реализуются обязывающие нормы права. Например, пассажир общественного транспорта, компасируя талон, выполняет юридическую обязанность - оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права.

2.3. Использование норм права

Использование норм права выражается в осуществлении участниками общественных отношений закрепленных за ними субъективных прав. Так реализуются, например, право на труд, на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и т. д.

Использование норм права - когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права. В отличии от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозволяемых правом действий. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.

Эти три формы реализации, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуется многие нормы права, но не все.

Есть не мало случаев, когда соблюдение, исполнение и использование оказывается недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм и требуются вмешательства в этот процесс компетентных органов. Например, начисление пенсии, зачисление на работу, выполнение обязанности военной службы и др.

Особой формой реализации норм права является их применение.

Глава 3. Правовая культура как форма реализации

Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном обществе. Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. [7]

 

3.1. Структура правовой культуры

Из определения следует, что правовая культура — определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов. Какие же это подсистемы, части или элементы? Каково, другими словами, «устройство» правовой культуры?

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д. Это первый элемент правовой культуры.

Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической -деятельность ученых-юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т. е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правоприменителя и др.).

Говоря, например, об устройстве государственного аппарата вообще и правоохранительных органов в частности, нужно подчеркнуть необходимость совершенствования структуры и порядка подчиненности органов следствия, повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости и т. д. Требуется также внедрение новых принципов деятельности правоохранительных органов (отказ от обвинительного уклона, обеспечение приоритета прав и свобод человека и т. д.), кардинальное возвышение третьей ветви власти в России — правосудия. Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права.[8]

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т. е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т. д. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом механизм его реализации (институциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и др.).

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов — документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т. д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т. д.).

На основании анализа указанных правовых актов, а также иных текстов правового характера (например, научных и публицистических текстов на правовые темы) можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом. Ведь по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают и атмосферу правовой жизни общества, и особенности того или иного уклада хозяйственной жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отражается факт наличия в руках какого-либо класса, социальной группы экономической и политической власти, структура государственного аппарата, правовое положение личности в обществе, уровень защищенности прав и свобод человека.

3.2. Правовая культура личности

Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результатах — правовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта — человека, группы людей, населения в целом. Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, человека. В последнем случае также надо учитывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний.

О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т. е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уровень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека.

Глава 4. Применение юридических норм как особая форма реализации

Применение права - одна форма из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь[9].

Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции:

а) организацию выполнения правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов;

б) охрану и защиту права от нарушения.

На этом основании в литературе выделяются две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.

4.1. Основные признаки применения норм права

Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.

Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточивания решения определенных вопросов в руках компетентных органов.

Эта деятельность связана с особыми примерами разрешения жизненных ситуаций, путем профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура и т. д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации и т. д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).

Граждане не являющиеся субъектами право применения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права.

Следовательно, применить норму права - это не просто осуществить, реализовать ее. Эта властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.

Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных отношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении конкретной жизненной ситуации.

“Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т. п. - такова задача субъектов правоприменения”[10].

Субъект правоприменения - это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения.

В-третьих, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных законом процедурно-процессуальных формах (например, правоприменительная деятельность судов урегулирована процессуальным законодательством). Четкая регламентация действий правоприменителя необходима для обеспечения законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности и обоснованности принимаемых им решений.

В-четвертых, применительные права, как самостоятельная форма реализации - сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.

В-пятых, применение права - это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т. д.).

В-шестых применение права сопряжено всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права) исходящего от субъекта правоприменения.

Необходимость применения в определенных сферах общественных отношений диктуется природой и характером этих отношений.

Потребность в реализации норм права в форме правоприменения появляется когда:

а) возникновение общественного отношения ввиду его особого значения для общества и государства необходимо проконтролировать с точки зрения законности (назначение пенсии, присвоение воинского звания, выдача ордера на квартиру и т. п.);

б) между участниками общественных отношений существует спор о праве;

в) возникло препятствие к осуществлению субъективного права;

г) лицо привлекается к юридической ответственности за совершенное правонарушение.

В первых трех случаях применяются диспозиции юридических норм, а в последнем — предусмотренные ими санкции.

4.2. Стадии применения норм права

Несмотря на многочисленность и разнообразие ситуаций, требующих правоприменения, их объединяет наличие общих стадий или этапов, которые проходит указанный процесс в каждом конкретном случае. Это: установление фактических обстоятельств разрешаемого дела; выбор правовой нормы, регулирующей данную ситуацию (юридическая квалификация); принятие решения по делу в форме вынесения индивидуального предписания (акта применения права).

Стадии применения норм права:

1 - Установление фактических обстоятельств дела (собирание, проверка и оценка доказательств)

2 -  Выбор правовой нормы (юридическая квалификация)

3 -  Принятие решения по делу (акт применения права)

Установление фактических обстоятельств разрешаемого дела связано с выяснением наличия или отсутствия в действительности условий, на которые рассчитана применяемая юридическая норма. Эти условия определяются путем доказывания, т. е. регламентированной законом деятельности по собиранию, проверке и оценке доказательств. Доказательствами являются фактические данные, с помощью которых устанавливаются обстоятельства рассматриваемого дела. Например, по гражданским делам, разрешаемым судами, ими могут быть объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные документы и заключения экспертов. Не нуждаются в доказывании обстоятельства, признанные судом общеизвестными, а также факты, установленные вступившим в законную силу решением суда по одному делу, при разбирательстве других гражданских дел, в которых участвуют те же лица. Все доказательства подлежат оценке на основе их полного, всестороннего и объективного рассмотрения в судебном заседании, и ни одно из них не имеет для суда заранее установленной силы.

При рассмотрении уголовных дел суд должен определить наличие или отсутствие фактических обстоятельств, образующих состав преступления (событие, субъект, степень общественной опасности его поведения, форм вины и т. д.).

Выбор правовой нормы, регулирующей данные отношения (юридическая квалификация), является второй стадией правоприменения и состоит в отыскании необходимого общего юридического предписания, установлении его применимости к рассматриваемому случаю. Происходит «наложение» абстрактного правила на конкретную жизненную ситуацию.

Здесь необходимо также выяснить подлинность текста выбранной нормы. Дело в том, что подлежащие применению нормативные акты после их принятия могут изменяться и дополняться. К тому же, правоприменители располагают порою их текстами, не имеющими официального характера, а потому и не дающими полной гарантии соответствия оригиналу. Поэтому орган, производящий юридическую квалификацию, обязан удостовериться в подлинности текста применяемой нормы, установить действующую ее редакцию на момент вынесения решения. Для этого следует пользоваться официальными источниками опубликования нормативно-правовых актов. Например, для федерального законодательства такими источниками служат: «Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета», «Российские вести». В Омской области официальные тексты региональных нормативных актов публикуются в газете «Омский вестник», в «Ведомостях Законодательного Собрания Омской области», «Сборнике нормативных актов Омской области».

На этапе выбора правовой нормы происходит и ее толкование. Завершает процесс правоприменения стадия принятия решения по делу, на которой осуществляется перевод абстрактного юридического правила в детализированное властное предписание. Решение правоприменительного органа влечет за собой возникновение, изменение или прекращение у участников общественных отношений юридических прав и обязанностей и обеспечивает их правильную реализацию. Например, признание судом гражданина недееспособным ведет к утрате последним возможности самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и к установлению над ним опеки, решение районной администрации о выделении квартиры и выдачи на нее ордера приводит к возникновению у лица права на конкретное жилое помещение и связанных с его эксплуатацией обязанностей и т. д.

Заключение

В связи с раскрытием этой темы можно сказать, реализация норм права играет большую роль в развитии государства и права, и общества в целом.

Возьмем к примеру одну из форм реализации права применение права. Применение права - важная форма реализации юридических норм, отличается от иных по своей цели, характеру, действительности.

Под применением права следует понимать осуществляемую специально установленных законом формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесения индивидуально-правовых актов (актов применения права).

Правовые нормы осуществляют функцию регуляторов общественных отношений только тогда, когда сформулированные в них требования воплощаются в поведении субъектов социальных связей, реализуются в их юридических правах и обязанностях. Общеобязательное предписание можно считать нормой права при условии, что оно способно осуществиться на практике и реально обеспечивает согласованное взаимодействие людей.

Поэтому реализация права имеет важнейшее значение для укрепления законности и правопорядка.

 Хотя принятие законов и других нормативно-правовых актов крайне важно, решающее значение имеет осуществление в нашей жизни, на практике содержащихся в них общеобязательных требований. Сформулированные в законах и других нормативно-правовых актах нормы только тогда становятся живыми, когда они воплощаются в действительности, реализуются в сознательно-волевых поступках (действиях) людей.

Что же представляет собой реализация права и в каких формах она проявляется? Существует огромный массив научной и учебной литературы, посвященной рассмотрению данных вопросов, Сама реализация, как и ее формы, понимается далеко не всегда одинаково.

В одних случаях говорят о реализации права как об определенном, строго обусловленном процессе осуществления правовых предписаний, как о воплощении этих предписаний в поведении людей. Довольно типично при этом определение, согласно которому она выступает как «такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей». Иными словами, реализация права рассматривается как воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права, как конкретное проявление процесса правового регулирования10. Это наиболее устоявшееся и распространенное представление о реализации права.

В других случаях реализация права рассматривается не только как процесс или внешнее проявление процесса правового регулирования, но и как его конечный результат. В данном аспекте реализация права определяется, как достижение полного соответствия между требованиями норм совершить определенные поступки или воздержаться от их совершения и суммой фактически последовавших действии.

Существует различная классификация форм реализации права. Наиболее распространено их подразделение в зависимости от характера правотворческих действий субъектов права.

По этому признаку-критерию обычно выделяют четыре основные формы реализации права: осуществление (использование), исполнение, соблюдение, Применение. Рассмотрим кратко каждую из них. Осуществление (использование) прав, или правомочий, выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит осуществление субъективных прав участниками регулируемых с помощью права общественных отношений.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М; 1993.

2.     Алексеев С.С. «Государство и право». Москва, «Юридическая лит-ра», 1996 г.

3.     Алексеев Общая теория права. М. 1982 г.

4.     Бережнов Г. А. Политика и права человека. -Омск. , 1993

5.     Васильев А. М. О правоприменении в процессуальном праве. Проблемы соотношения материального и процессуального права. М. 1980 г.

6.     Жегутов P.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 1995.

7.     Иванов, А.Н. Костюков, В.Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. Омск: 1995г.

8.     Коваленко А. И. Общая теория государства и права: ТЕИС. 1996 г.

9.     Карельский Теория государства и права. М.: Инфра. 1997

10.            Лазарев В. В. Применение советского права. Казань, 1972 г.

11.            Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: 1997г.

12.            Недбайло П. Е. Примечание советских правовых норм. М. 1960 г.

13.            Общая теория права: Учебник для юридических вузов / общ. Ред. А.С. Пиголкина 2-е изд. - М.: МГТУ 1996г.

14.            Правовые формы деятельности общенародном государстве. Под ред. В. М. Горшенева, Харков, 1985 г.

15.            Теория государства и права. под ред. Марченко М. Н. -М. МГУ. 1987.

16.            Теория права и государства. Под ред. Г.Н. Манова. Учебник для вузов. - М.: Издательство БЕК, 1996г.

17.            Хропанюк В.Н. Теория государства и права - М.: 1996г.

18.            Чвялева Е. В. Теоретические проблемы юридической классификации; Дис. канд. юрид. наук. Свердловск. 1986 г.


[1] Карельский Теория государства и права. М.: Инфра. 1997

[2] Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. – М.: Юрайт, 1997.

[3] Алексеев С. С. Теория права. М., Бек. 1995. Гл. 4. с. 87-98; гл. 8. с. 209-239.

[4] Кудрявцев В. Н. Юридические нормы и фактическое поведение// Сов. гос. и право. 1980. №2.

[5] Явич Л.С. Сущность права. - Л.: 1985г.

[6] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М; 1993.

[7] Теория государства и права. /Под ред. В.М. Корельского. - 2-е изд. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.

[8] Мухаев Р.Т. Теория государства и права. - М.: ПРИОР, 2001.

[9] Лазарев В.В. Применение советских норм. Казань. 1972.

[10] Лазарев В.В. Социально психологические аспекты применения права. Казань. 1982.