Содержание

Введение. 3

1 Идейный фундамент теории общественного выбора. 4

2    Общественный выбор в условиях прямой демократии. 7

2.1     Правило единогласия. 7

2.2     Оптимальное большинство. 8

3    Общественный выбор в условиях представительной демократии. 10

3.1     Конкуренция двух партий - детерминированное голосование. 10

3.2 Конкуренция двух партий - вероятностное голосование. 12

3.3 Предложение государственных услуг. 13

4    Нормативная теория общественного выбора. 15

5 Взаимодействие избирателей, политиков и бюрократии. 18

5.1 Поведение избирателя. 18

5.2 Поведение политика. 20

5.3 Поведение бюрократии. 23

Заключение. 27

Список литературы.. 29

Введение

Теория общественного выбора сформировалась в качестве самостоятельного направления в экономической науке в конце 1960-х гг. ее рождение было во многом подготовлено  работами американского экономиста Кеннета Эрроу и шотландского экономиста Дункана Блэка, которые развивали математический подход к экономической теории. Вместе с тем, они ставили своей задачей применение принципов экономического анализа (издержки – выгоды) к процессам принятия политических и экономических решений правительством. Это направление развивалось в дальнейшем в тесной связи с неоклассическими и неоинституциональными моделями.

Основной предмет теории общественного выбора – исследование взаимосвязи политических и экономических явлений. В рамках этой теории исследуются механизм принятия политиками макроэкономических решений.

Данная сфера науки занимается экономическим анализом политической деятельности.

Целью моей курсовой работы является то, чтобы показать государство с той стороны, где развеиваются мифы о том, что у него нет никаких иных намерений, кроме заботы об общественных интересах. В своей работе я хочу рассмотреть триаду взаимодействия избирателей, политиков и бюрократии. Я хочу выяснить, почему решения, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют требованиям избирателей, а бюрократический аппарат, работая неэффективно, не пытается изменить направления своих действий?

Кроме исследовательской цели данной работы, задачами е являются рассмотрение теоретических вопросов теории общественного выбора.

1 Идейный фундамент теории общественного выбора

Теория общественного выбора представляет собой одно из наиболее ярких направлений экономического империализма, связанное с применением методологии неоклассической экономической теории для изучения политических процессов и феноменов. Зародившись в 1960-х годах как отрасль экономической науки, изучающая вопросы налогообложения и государственных расходов, теория общественного выбора в последующие десятилетия значительно расширила сферу своего анализа и в настоящее время может рассматриваться в качестве дисциплины, по праву претендующей на статус экономической теории политики[1].

         Идеи, лежащие в основе теории общественного выбора, были впервые сформулированы в конце 19-го века представителями итальянской школы государственных финансов: М. Панталеони, У. Маццола, А. Де Вити де Марко и др. Эти исследователи являлись пионерами использования предельного анализа и теории цены для изучения бюджетного процесса, а также для моделирования спроса и предложения на рынке общественных благ. Данный подход нашел дальнейшее развитие в работах представителей шведской школы в экономической науке – К. Викселля и Э. Линдаля, уделявших первостепенное внимание политическим процессам, обеспечивающим определение государственной бюджетной политики.

         Разработанные подходы долгое время оставались практически неизвестными для исследователей. Вместе с тем в 1940-50-х годах представления о рациональном характере поведения индивидов в политической сфере стали активно проникать в научные дискуссии, благодаря опубликованным в этот период   работам  Й. Шумпетера, К. Эрроу, Д. Блэка,   Э. Даунса. Объединение двух указанных направлений стало основой разработки комплекса идей, известных ныне как теория общественного выбора. Ключевую роль в этом сыграли представители так называемой Вирджинской школы в экономической теории. Признанным лидером этой школы является Дж. Бьюкенен, награжденный в 1986 г. Нобелевской премией по экономике за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений. Благодаря многочисленным работам Дж. Бьюкенена, а также других специалистов в области теории общественного выбора, как Дж. Бреннан, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Толлисон и др., за период с начала 1960-х годов был достигнут существенный прогресс в разработке, как базовых идей теории общественного выбора, так и дочерних теорий, опирающихся на эти идеи[2].

         В условиях ограниченности ресурсов каждый из нас стоит перед выбором одной из имеющихся альтернатив. Методы анализа рыночного поведения универсальны. Они с успехом могут быть применены к любой из сфер, где человек должен сделать выбор. Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы. Рациональные политики поддерживают, прежде всего, те программы, которые способствуют росту их престижа и повышают шансы одержать победу на очередных выборах. Таким образом, теория общественного выбора пытается последовательно провести принципы индивидуализма, распространив их на все виды деятельности, включая государственную службу. Второй предпосылкой теории общественного выбора является концепция экономического человека. Человек в рыночной экономике отождествляет свои представления с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности. Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все – от избирателей до президента  руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом, т.е. сравнивают предельные выгоды и предельные издержки:

MB > MC,

где    MB – предельные выгоды (marginal benefit);

MC – предельные издержки (marginal cost).

Трактовка политики как процесса обмена восходит к диссертации шведского экономиста Кнута Викселя “Исследования по теории финансов” (1896). Основное различие между экономическими и политическими рынками он видел в условиях проявления интересов людей. Эта идея легла в основу работ американского экономиста Дж. Бьюкенена.

         Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за место в иерархической лестнице. Однако государство – это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты – принимать законы, чиновники – следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.  

         Основной принцип теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют одинаковым образом, как в роли частного лица, так и любой общественной роли. При анализе личного выбора людей экономисты давно пришли к выводу о том, что люди действуют исходя из рационального преследования личных выгод. Как потребители они максимально увеличивают полезность; как предприниматели они максимально увеличивают прибыль и т.д. Таким образом, теоретики общественного выбора предполагают, что действия и выбор людей, занимающих общественные посты, также управляются соображениями личной выгоды.

2     Общественный выбор в условиях прямой демократии

2.1  Правило единогласия

Когда основной смысл существования государства сводится к тому, чтобы обеспечивать сообщество общественными благами, очевидным правилом голосования становится единогласие. Виксель (Wicksell, 1896) был первым, кто провел связь между возможной для всех выгодой от некоторого коллективного действия и правилом единогласия. С тех пор возникло два основных направления критики этой идеи. Во-первых, нащупывание определенной точки на контрактной кривой может занять весьма много времени (Black, 1958: 146-147; Buchanan and Tullock, 1962: ch. 6). Потери времени членов общества, пытающимися отыскать оптимальные по Парето индивидуальные ставки налогообложения, могут превышать выгоды, связанные с тем, что кто-то будет избавлен от необходимости платить налоги, превышающие их выгоды от использования общественными благами. Индивид, подозревающий что его могут "эксплуатировать" при принятии решений большинством голосов может тем не менее предпочесть такое правило затратам времени на достижение всеобщего согласия. Второй момент, за который критикуют правило единогласия, заключается в том, что оно стимулирует стратегическое поведение (см. Black, 1958: 147; Buchanan and Tullock 1962: ch. 8; Barry 1965: 242-30; Samuelson 1969)[3].

"Проблема торга", возникающая в связи с правилом единогласия, является зеркальным отражением "проблемы стимулов" при добровольном производстве общественными благами. Однако, недавно опубликованные экспериментальные результаты, полученные Гофманом и Спитцером (Hoffman and Spitzer, 1986), показывают, что стратегический торг может и не представлять серьезной проблемы. Их эксперименты, по существу, были направлены на то, чтобы выяснить, не приводит ли стратегический торг к недостижению оптимума по Парето в описанной Коузом ситуации с внешними эффектами. Они обнаружили, что "при прочих равных условиях эффективность повышается по мере увеличения численности групп" (Hoffman and Spitzer, 1986: 151), т. е. когда каждая сторона насчитывает хотя бы по двадцать человек.

Всеобщее согласие требуется также на конечной стадии действия описанного Смитом (Smith, 1977) аукционного механизма предоставления общественных благ. В экспериментах с небольшим числом избирателей имело место довольно быстрое достижение в сторону равновесия Линдаля, а стратегического искажения предпочтений не наблюдалось (Smith, 1977, 1979a, b, 1980).

2.2  Оптимальное большинство

Когда в группе людей возникает разногласие, положение отдельных индивидов ухудшается вследствие принятия (группового) решения. Принятие решений большинством голосов означает побочные издержки, чего можно было бы избежать, затратив дополнительное время на уточнение проблемы. Выгоды достались всем участникам группы. Бьюкенен и Таллок (Buchanan and Tullock, 1962: 63-91) обозначают данный тип издержек понятием "побочные издержки" (external costs) данного правила принятия решения (см. также Breton, 1974: 145-148). Данного вида издержки должны сопостовлять с затратами времени на поиски решения, что некоторые индивиды будут нести[4].

Таким образом, имеет место компромиссный выбор между побочными издержками, которые несет человек, чье положение ухудшается вследствие принятого решения, и затратами времени, сопряженными с принятием этого решения. На рис.1 представлены различные возможности, связанные с принятием решения большинством голосов (Buchanan and Tullock, 1962: 63-91). По вертикальной оси откладываются издержки принятия коллективного решения, а количество людей от 0 до N, чье согласие необходимо для решения проблемы, откладывается на горизонтальной оси. Кривая С представляет ожидаемые потери полезности, связанные с "победой" решения, ухудшающего положение части членов группы. Кривая D представляет издержки времени, затрачиваемого для обеспечения большинства, необходимого для принятия решения. Оптимальное большинство - это такое количество людей, при котором минимизируется сумма обоих видов издержек. Оно достигается в точке К, где ожидаемые выгоды от уточнения решения как раз равны ожидаемым затратам времени, необходимым для такого уточнения.

Кратко мы рассмотрели общественный выбор в условиях прямой демократии. В следующей главе  рассматривается общественный выбор  в условиях представительской демократии.

3     Общественный выбор в условиях представительной демократии

3.1  Конкуренция двух партий - детерминированное голосование

При большом числе избирателей и требующих решения проблем прямая демократия невозможна, и возникает необходимость отбора представителей теми или иными средствами. Теория общественного выбора фокусирует внимание на трех аспектах представительной демократии: поведении представителей как в период избирательной компании, так и в процессе самой работы, поведении избирателей в процессе выбора представителей и характеристике результатов, к которым приводит представительная демократия. Предполагается, что представители, также как и избиратели, являются рациональными экономическими "человеками", стремящимися к максимизации своей полезности. Даунс (Downs, 1957: 28) так изложил "фундаментальную гипотезу (своей) модели: партии скорее формируют политику с целью победы на выборах, а не выигрывают выборы с целью проведения политики", и подобные предпосылки обычно принимались в теоретической литературе[5].

Вслед за Хотеллингом (Hotelling, 1929) Даунс представил политическую позицию как точку либерально-консервативной (левой-правой) оси. Каждый избиратель имеет наиболее предпочтительную позицию на этой оси, который и должен соответствовать его кандидат. Чем дальше кандидат "отстоит" от данной позиции, тем менее желательным является его избрание для избирателя. Таким образом, модель Хотеллинга-Даунса предполагает одновершинный график предпочтений. Если каждый избиратель голосует за самого близкого к наиболее предпочтительной для него позиции кандидата, то в случае с двумя кандидатами оба кандидата будут смещаться в сторону той позиции, которая наиболее предпочтительна для медианного избирателя. Конечный результат напоминает теорему Блэка для прямой демократии, согласно которой отбираются варианты, предпочитаемые медианным избирателем. В модели Хотеллинга-Дауна есть только одна требующая решения проблема: как далеко влево или вправо по своим политическим взглядам будет находиться избранный кандидат?

Если все избиратели голосуют, то независимо от распределения предпочтений в итоге будет получен медианный результат. Однако результат может быть иным в случае, если распределение предпочтений избирателей либо асимметрично, либо имеет место несколько пиков, и они воздерживаются от голосования вследствие чувства отчуждения. Если распределение асимметрично, но имеет один пик, и избиратели испытывают отчуждение, если кандидаты "отдалаются" от них, то оптимальная позиция для кандидата будет сдвигаться к моде (Comanor, 1976). Если распределение предпочтений избирателей имеет два пика, то отчуждение избирателей может "увести" кандидата с медианной позиции в сторону одного из пиков (Downs, 1957: 118-122). Однако это не обязательно. Если отчуждение достаточно слабо, медианный результат может остаться неизменным, или в данном случае вообще не будет никакого устойчивого набора стратегий. Такова сила стремления к середине в рамках двухпартийной системы, когда "победитель получает все" (Davis et al, 1970). Выводы о нестабильности равновесия при правиле большинства в мире с несколькими измерениями, могут быть прямо перенесены на случай представительной демократии (Downs, 1957: 54-62). Проблема кандидата, который должен выбрать платформу с многими измерениями, которая побудит другие платформы, имеет тот же характер, что и нахождение варианта в многомерном пространстве, который побеждает все другие варианты в условиях правила большинства. Когда все избиратели голосуют, то, по всей вероятности, не существует платформы, которая победила бы все остальные. Поскольку избранные кандидаты обязаны в какой-то мере и дальше придерживаться первоначальной платформы, претенденты получают преимущество, останавливая свой выбор на второй выигрышной платформе. Цикл в двухпартийной системе должен выглядеть как постоянная смена партии - у власти.

3.2 Конкуренция двух партий - вероятностное голосование

Проблема зацикливания преследовала теорию общественного выбора с момента ее появления. Цикл привносит в результаты политического процесса неопределенность и непоследовательность, что значительно ограничивает возможность исследователей предсказать результаты и определить их нормативные характеристики. Теорема медианного избирателя предлагает выход из этой ситуации неопределенности, за который ухватились многие тяготеющие к эмпирическим методам исследователи. Однако равновесие медианного избирателя предполагает сохранение неправдоподобной предпосылки о том, что все пространство вариантов имеет одно измерение (Hinich, 1977)[6].

Недавно несколько авторов смоделировали политический процесс на основе предпосылки о "вероятностном голосовании" и доказали, что конкуренция кандидатов ведет к равновесным результатам с довольно привлекательными нормативными характеристиками (см., в частности, Coughlin and Nitzan, 1981; Ledyard, 1984). Модели с вероятностным голосованием кажутся правдоподобными, при условии, что кандидаты не располагают информацией о предпочтениях избирателей, а избиратели не знают платформы кандидатов, либо их выбор определяется какими-либо внешними факторами (например, идеологией, ошибками). Будучи использованными для анализа того, как голосует группа лиц, с однородными предпочтениями (скажем, группа фермеров), модели вероятностного голосования, предполагают, что кандидат увеличивает поданную за него долю голосов фермерской группы, благодаря большему количеству обещаний данной группе. Модели же детерминированного голосования предполагают, что все избиратели определенной группы проголосуют за кандидата, обещающего им наибольшие выгоды.

Используя модель вероятностного голосования, Кафлин и другие (Coughlin et al., 1990) показали, что конкуренция за голоса стимулирует кандидатов выбирать те платформы, которые неявно максимизируют аддитивную функцию благосостояния, хотя в последней различные группы интересов наделяются разными весами. Однако данное свойство поднимает важные вопросы нормативного характера по поводу равновесия, достигаемого в процессе конкурентной борьбы за голоса. Когда кандидаты не знают, как проголосуют различные группы, и эти группы имеют различные возможности повлиять на кандидатов, то выгоды индивида от политической конкуренции зависят от того, к какой группе интересов он принадлежит. Эгалитаризм, присущий системе "один человек - один голос" исключается, когда группы интересов действуют в качестве посредников между кандидатами и избирателями.

3.3 Предложение государственных услуг

В предыдущих разделах индивидуальные предпочтения отдельно взятого избирателя или члена группы интересов определяли деятельность государственного сектора. Государство, подобно рынку, рассматривалось просто как институт, занимающийся суммированием значений индивидуального спроса на ту или иную государственную политику. Все помыслы кандидатов направлены на то, чтобы быть избранными. В конкурентной политической системе те, кто находится в правительстве являются пешками в руках внешних сил. Только в литературе, посвященной соисканию ренты мы можем узнать о другой стороне государства. Политики также могут стремиться к богатству и досугу. Их предпочтения могут определять результаты деятельности государственного сектора[7].

В пионерной работе Нисканена, посвященной бюрократии, приводится список следующих возможных целей бюрократа: "жалование, различные приработки, общественное положение, власть, покровительство высших чинов, результаты работы учреждения, легкость осуществления изменений, а также легкость управления учреждением" (Niskanen, 1971: 38). Предполагается, что все, кроме двух последних, имеют положительную связь с размером бюджета. Таким образом, бюрократ максимизирует бюджет. Далее предполагается, что только бюрократы располагают информацией об издержках производства услуг в их ведомствах. Это знание дает им власть над спонсорами (парламентом и, в конечном счете, избирателями) и позволяет им, действую по принципу или так или вообще никак, подбирать такие комбинации выпуска и бюджета подразделения, которые приносят им доходы сверх того, что они получали бы от спонсоров, если бы последние знали действительную функцию издержек данного подразделения.

В модели Нисканена "все карты в руках" бюрократов. Они знают собственную функцию издержек и функцию спроса спонсора. Спонсоры, не располагающие информацией о действительных издержках производства различных благ, пассивно реагируют на бюджетные заявки подразделения. Однако спонсоры конкурируют за голоса, указывая на то, как государственные программы поспособствовали удовлетворению потребностей избирателей. Бюрократы конкурируют за повышение по службе, учреждения конкурируют за фонды, на основании того, насколько успешно они оказывали услуги, в которых заинтересованы спонсоры. Интересы двух главных действующих лиц находятся в противоречии, и наиболее общим способом рассмотреть конфликт между "спонсором и учреждением" по поводу бюджета будет взгляд на него как на игру в переговоры между спонсором/потребителем и учреждением поставщиком (Breton and Wintrobe, 1975, 1982; Miller, 1977; Eavey and Miller, 1984). Подразделение располагает в некоторой степени монопольной властью и информацией. Однако спонсор контролирует потоки доходов. Наиболее вероятным результатом будет, как это описывается в большинстве моделей переговоров, компромисс. Бюджет учреждения всегда меньше по сравнению с амбициями бюрократа и больше, чем того бы желал спонсор. Результатом является некоторая степень раслабленности и неэффективности.

4     Нормативная теория общественного выбора

Теорема невозможности Эрроу

В рамках нормативной теории общественного выбора, наибольшее влияние оказала работа, Эрроу (Arrow, 1951), который предпринял попытку определить функцию общественного благосостояния в терминах нескольких основных этических аксиом, выражающих основные ценностные суждения, которые бы следовало включить в общественный договор или конституцию.7 Вопрос заключается в следующем. Какие этические нормы должны выступать в качестве ограничений процесса общественного выбора и какие процессы коллективного выбора удовлетворяют этим нормам? Ответ получается разочаровывающим. При заданных немногих довольно слабых и тривиальных этических аксиомах, ни один процесс (голосование, рынок или что-либо еще) не удовлетворяет этим нормам[8].

Сформулированные Викри (Vickrey, 1960) аксиомы можно представить следующим образом.

1. Единогласие (постулат Парето): если предпочтение одного индивида не находится в противоречии с каким-либо предпочтением любого другого индивида, это предпочтение становится элементом социального порядка.

2. Отказ от диктатуры: никакой индивид не может занимать такое положение, что его предпочтение одной из двух альтернатив, всегда побеждает, противоположное предпочтение всех других индивидов и становится элементом социального порядка.

3. Транзитивность: функция общественного благосостояния задает определенное ранжирование всех возможных альтернатив, то есть (aPb Pc) r (aPc) и (aIb Ic) r (aIc).

4. Охват (неограниченная сфера): для любого набора из трех альтернатив x, y и u каждое из шести возможных строгих упорядочений из u, x и y содержится в ранговой иерархии каждого индивида.

5. Независимость от других выборов: общественный выбор из двух альтернатив должен зависеть только от порядков предпочтений индивидов в отношении этих двух альтернатив а не от каких-либо других предпочтений.

Основные идеи, лежащая в основе доказательства, заключаются в следующем. Неограниченная сфера дает возможность для возникновения любой допустимой комбинации ординальных предпочтений. Когда нет альтернативы, единодушно предпочитаемой всеми, должны быть найдены какие-то методы для выбора из альтернатив, предпочтительных по Парето. Предпосылка о независимости позволяет ограничить внимание предпочтениями индивидов только относительно двух рассматриваемых вариантов. Однако, как мы это уже обнаружили, обсуждая правило большинства, легко создать правила выбора из любых двух альтернатив, но они порождают зацикливание при последовательном осуществлении выбора тремя индивидами. Однако аксиома транзитивности требует выбрать один из трех вариантов. Процесс общественного выбора не должен зайти в тупик (Arrow, 1963: 120). Но располагая информацией относительно индивидуальных ординальных предпочтений для каждой пары вариантов, невозможно найти метод осуществления такого выбора, который бы не оказался принудительным или диктаторским.

Смягчение постулатов

Чтобы избежать теоретического результата в виде теоремы невозможности, необходимо некоторое смягчение постулатов. Рассмотрим, однако, значение теоремы, так как она сформирована, постольку, поскольку ее формулировка вытекает как раз из "слабости" постулатов. Несмотря на то, что, как мы еще увидим, данные аксиомы несколько более строги, чем может показаться на первый взгляд, они слабее, чем это необходимо для удовлетворения разумных критериев распределительной справедливости. Например, эти аксиомы не могут исключить тиранию со стороны одной группы, - состоит из нескольких человек, и находящейся на границе благосостояния по Парето, по отношению к другим членам общества. Даже допустив это, а также и другие нарушения наших принципов справедливости, мы не в состоянии отыскать такой процесс, который позволил бы осуществить выбор среди оптимальных по Парето вариантов при данных аксиомах[9].

Смягчение аксиом единогласия и отказа от диктатуры любой формы едва ли нуждается в обсуждении, если мы не отказываемся от идеалов индивидуализма и гражданского суверенитета.

В предыдущих главах были описаны теоретические основы теории общественного выбора. Далее хотелось бы рассмотреть триаду взаимодействия избирателей, политиков и бюрократии.

5 Взаимодействие избирателей, политиков и бюрократии

5.1 Поведение избирателя

В теории общественного выбора широко используется микроэкономический анализ для объяснения процесса принятия политических решений. Так, современный американский представитель этого направления Э.Даунс в своей работе "Экономическая теория демократии" исследует поведение рационального избирателя и предлагает следующую формулу:

                            E (U A t+1 ) – E (U B t+1 ),

Где:   t+1    – период времени между прошедшими и настоящими выборами

         А       – партия у власти

         В       – оппозиция

         U       – полезность от действия правительства за период t+1

         Е       – ожидаемая ценность.

При этом если в результате получается положительное число, избиратель голосует за партию  А, если отрицательное – за оппозицию, если ноль – избиратель воздерживается от голосования, но, будучи рациональным субъектом, оценивает деятельность того правительства, которое находится у власти за истекший период t еще и по формуле:

                            U it  / U at  

Где:   U it     – максимально возможная полезность, идеальная (i-ideal), которую можно было бы получить за истекший период t

         U at    – полезность, реально полученная (a-actual) за истекший период t.

При хорошем рейтинге избиратель все-таки проголосует за партию находящуюся у власти, при плохом – против.

Говоря о выборах или каких-либо иных политических действиях индивидов, необходимо отметить возможность рационального игнорирования этих действий индивидами.

         Рассмотрим случай голосования по какому-либо вопросу, имеющему для конкретного человека меньшее значение, чем, к примеру, назначенная на это время деловая встреча. Предположим, что человек видит, что его голос на выборах не буде иметь большого веса, т.к. в обществе подавляющее большинство придерживается другой точки зрения  (это может быть обусловлено данными опросов общественного мнения в СМИ, или же явно выраженных настроениях в обществе, или же опытом предыдущих голосований по данному вопросу). Кроме того, сама сущность и содержание вынесенного на голосование вопроса не является для данного человека жизненно важной (вопрос имеет крайне малое отношение к повседневной жизни индивида или же не имеет таковой вообще). С другой стороны этот человек видит, что отмена деловой встречи может повлечь за собой какие-либо издержки (например, он не сможет заключить договор и, следовательно, не получит возможной прибыли от этого договора). Обдумав сложившуюся ситуацию с рациональной точки зрения, наш "экономический человек" не пойдет на выборы, т.к. его насущные проблемы ему ближе, и ему выгоднее пойти на деловую встречу. В случае же когда обсуждаемый вопрос не имеет никакого отношения к жизни голосующего, то ему будет выгоднее даже просто отдыхать дома, чем пойти на голосование.

         Рассмотрим еще один пример.  Предположим, что в момент голосования лицо находится в другом городе и не имеет возможности взять открепительный талон. В этой ситуации ему надо ехать на свой избирательный участок, платить собственные деньги за билет, брать свободные дни на работе, если дорога очень далекая и т.д. В этом случае, при обдумывании вопроса "голосовать, или не голосовать?", т.е. при сравнении своих затрат и выгод от данного процесса, индивид скорее всего откажется от голосования.

Во всех приведенных примерах, индивиды взвешивают свои выгоды и издержки от посещения избирательного участка, и если издержки выше, то человек на голосование не пойдет. Мы сталкиваемся со случаем рационального игнорирования. Причем игнорироваться может не только голосование, но и такое политическое действие, как снятие должностного лица с должности вследствие нарушения этим лицом его прав или невыполнения обязанностей, если эта процедура сильно затруднена. Быть рационально проигнорированными могут быть и многие другие действия.

Обобщая все выше указанное, можно сказать, что существует некий эффект порога – это минимальное значение пользы, которое необходимо превысить, что бы избиратель участвовал в политическом процессе. Если оно ниже определенной величины, то избиратель старается избежать исполнения своего гражданского долга, становясь человеком, для которого рациональнее проигнорировать политический процесс.

5.2 Поведение политика

Помимо голосования существуют другие каналы выражения политической воли. Люди, заинтересованные в конкретном политическом решении, могут заняться лоббированием.  То есть, посредством каких-либо факторов, влиять на решения избранного во власть лица, заниматься пропагандой каких-либо политических решений[10].

Теория общественного выбора рассматривает процесс принятия решений  как разновидность рыночной сделки, или торга: "Вы мне обеспечиваете голоса на выборах – я вам обеспечиваю проведение в жизнь конкретных правительственных программ, удовлетворяющих ваши интересы". Лоббисты ищут не что иное, как политическую ренту (осуществляют "погоню за политической рентой"). Политическая рента – это получение экономической ренты через политические институты, или, иначе выражаясь, путем политического прогресса.

Как и любая деятельность, лоббизм имеет свою альтернативную стоимость. Во-первых, избиратели должны иметь некую информацию о предстоящих выборах и определить круг насущных проблем, по которым требуется решение правительства. Здесь стоит отметить, что информация имеет альтернативную стоимость, выраженную деньгами, временем, или их объединением. Во-вторых, избиратели должны поддерживать связь со своими избранниками. Письма, телеграммы, объявления в газетах, использование профессиональных "лобби" в столице так же стоят денег и времени. Мало кто из избирателей чувствует столь великую заинтересованность в  определенном решении какого-либо вопроса, что считает ее адекватной усилиям, затраченным на хотя бы одно письмо тому, за кого он голосовал.

Однако определенные группы людей с взаимными и значительными интересами находятся в несколько иной ситуации. Они могут разделить грядущие затраты на обмен информацией, изложение своих взглядов выборным представителям; они могут нанимать профессиональных "лобби" на полный рабочий день. В результате, их влияние на правительственные органы может быть в несколько раз сильнее по сравнению с тем, кто действует в  одиночку.

Непропорциональная их размерам сила небольших хорошо организованных групп иногда работает на руку другим объединениям, которые преследуют свои цели, считая их непременно полезными для всех граждан. Это вполне применимо к кругу лиц, одержимых поисками ренты, которые имеют своей главной целью лишь получение узких интересов получения личной выгоды. Порой интересы определенного круга лиц настолько важны для них же, что простым собранием они готовы принять решение о выдвижение своего кандидата в депутата и дальнейшего его продвижения. Возможности узкого круга лиц в продвижении “своего человека”  сильны, поскольку подкреплены как личными интересами, так и интересами предприятия в целом. Но не надо думать, что для получения поддержки в развитии или начинании, каждый раз заинтересованные лица выдвигают своего кандидата. Решение о выдвижении носит обоснованный и обдуманный характер. Примером может послужить продвижение в думе  закона о повышении пошлин на ввозимые иностранные автомобили. Такое решение не могло бы быть поставлено на рассмотрение без “своего человека” от представителей автомобильных концернов России. Данный пример отражает одну из основных предпосылок теории общественного выбора – получение личных выгод, но не только политиками, но и за счет политиков[11].

Избранные в законодательные органы представители имеют свои собственные интересы, которые не обязательно и не всегда совпадают с интересами поддерживающих их избирателей. Для политического деятеля его переизбрание на новый срок – событие высочайшего приоритета, - хочет ли конкретный народный избранник отстаивать интересы своих избирателей, бороться за воплощение тех или иных проектов, получить власть и престиж или просто не беспокоиться о поиске новой работы.

Но для того, чтобы быть переизбранным на новый срок, надо потратить много денег. Поэтому политический деятель должен стать и политическим предпринимателем: ему необходимо искать источники финансирования предвыборной кампании. Лоббисты, ищущие ренты для  определенных узких    кругов, - это один из богатейших источников финансовой поддержки кандидатов на выборные должности. Хотя мало кто из членов конгресса в открытую продает свои голоса, у них всегда находится время на изложение своей позиции и на сбор пожертвований в узком графике работы. Часто сторона, располагающая достаточным количеством времени для декларации своей позиции наиболее полным образом, оказываются в выигрыше.

5.3 Поведение бюрократии

До настоящего момента наше внимание к теории общественного выбора было сконцентрировано на выборе, который делали избиратели и избранные ими представители. Однако реальная практическая деятельность правительства на всех уровнях выполняется множеством правительственных органов: департаментов, агентств, учреждений, которые в совокупности хорошо известны нам как бюрократия.

Государственные учреждения имеют очевидные сходства и различия с частными фирмами. Но, несмотря на ряд определенных сходств они далеко не полностью эквивалентны частным фирмам. Во многих аспектах своей деятельности они способны воспользоваться преимуществами иерархической формы организации предприятия в еще меньшей степени, чем частные фирмы, и в то же самое время более подвержены недостаткам, присущим этой форме организации предприятия. Причины этого явления кроются в трех основных пунктах: контроль, конкуренция и личные интересы бюрократии[12].

         Но кто проверяет проверяющих? В любой иерархической структуре деятельность подчиненных контролируется на всех уровнях, дабы убедиться в добросовестном исполнении их служебных обязанностей. Но как обстоит дело на примере государственных учреждений? В государственном учреждении наиболее близким аналогом совета директоров являются его выборные законодательные органы. Ведь одно из основных занятий законодателей  - наблюдать за деятельностью государственных учреждений и совместно с представителями исполнительных властей назначать их высшее руководство. Однако, не отрицая несовершенства инструментов контроля над деятельностью корпорации, отмечу, что контроль за функционированием государственных учреждений со стороны избирателей поставлен еще хуже.

         В дополнение к различиям между способами связи частных и государственных предприятий  со своими владельцами и избирателями, имеют место дополнительные отличия  в способах их связи со своими потребителями. В качестве наглядного примера рассмотрим разницу в процедурах при оформлении водительских прав и вкладов в банк. Обе эти операции требуют двух-трех минут у обслуживающего вас клерка, однако оформление или перерегистрация водительского удостоверения иногда невиданно затягивается. Если вы обращаетесь по этому вопросу лично, то быстро убеждаетесь, что офицеров, ведающих оформлением дел, значительно меньше, чем того хотелось бы; что очередь здесь в несколько раз длиннее, чем в банке; что служащие меньше заняты своими служебными обязанностями, чем надо и т.д. Ничего подобного круглосуточному банковскому автомату в этом деле просто не существует.

Одно из наиболее частых упоминаний личных выгод руководителей частных государственных учреждений – это расширение подведомственных им организаций.  Заработная плата, размеры кабинетов и контор, поездки, командировки и путешествия, престиж, возможности продвижения вверх по служебной лестнице – все это возрастает для руководства учреждения по мере его расширения. Естественно, директора государственных учреждений активно взаимодействуют с конгрессом и его администрацией, любыми путями добиваясь увеличения бюджетов и прав своей организации. Трудновато встретить государственное учреждение, руководство которого согласилось бы с мыслью, что кто-то другой в структуре государства может выполнять их функции лучше. В практике неизвестны случаи, когда государственные учреждения возвращали бы в казну неиспользованные фонды – ведь всегда можно найти, на что потратить деньги: новая мебель, поездка на конференцию и подобные милые вещи.            

Другой аспект личных интересов бюрократов проистекает из-за несложного эффекта вращающихся дверей.  Этот эффект подразумевает циклическую ротацию руководителей частных фирм в родственные им государственные организации и обратно. Скорость вращения дверей очень быстро растет, так как руководители в промышленных сферах зачастую получаю в 5-10 раз больше, чем равные им по рангу администраторы в государственном секторе. Таким образом, служба в государственном секторе может рассматриваться лишь как вложение в человеческий капитал, которое может быть возвращено только тогда, когда его обладатель поменяет государственную службу на работу в частной фирме. Эффект вращающихся дверей создает явные симпатии у многих государственных служащих к тем отраслям промышленности, которые они курируют.

         Некоторые экономисты утверждают, что общественный сектор по своей природе менее эффективен, чем частный. И дело не в том, что в государственный сектор попадают ленивые и некомпетентные работники, тогда как целеустремленные и способные тяготеют к частному. Дело скорее в том, что рыночная система создает стимулы к повышению эффективности, чего нет в государственном секторе. Точнее говоря, у менеджеров частных предприятий есть личный сильный стимул, чтобы эффективно работать, - увеличение дохода. Независимо от того, работает ли частная фирма в условиях конкуренции или монополии, уменьшение издержек благодаря эффективному управлению способствует увеличению прибыли. Глава же государственного ведомства или его управляющий, который добивается эффективности в своей епархии, не получает ощутимой личной выгоды, то есть части прибыли. В рыночной системе заложен четкий критерий эффективности функционирования частной фирмы – прибыли и убытки. Эффективная фирма рентабельна, поэтому она преуспевает и развивается. Неэффективное предприятие нерентабельно и не преуспевает, оно деградирует, терпит банкротство и перестает существовать. Но как можно определить эффективно ли работает энергетическое управление, пожарная команда, Министерство сельского хозяйства? В частном секторе неэффективность и материальные потери ведут к прекращению производства определенных видов товаров и услуг. Но государство не склонно отказываться от той деятельности, в которой оно потерпело неудачу. Обычно реакцией правительства на неудачу является удвоение ассигнований и штатов. Это означает, что неэффективность государственного сектора может воспроизводиться в большем масштабе. Критики указывают на тенденцию государственных ведомств продолжать поддерживать свою занятость тем, что отыскивают новые проблемы, которые требуют решения. Неудивительно поэтому, что социальные проблемы в том виде, как их описывает правительство, имеют тенденцию не только существовать, но и явно разрастаться[13].

В каждом из рассмотренных случаев достижение бюрократами личной выгоды ведет к тому, что их действия приходят в противоречие с общественными интересами. Конечно, это не означает, что все как на подбор официальные лица никогда не принимают решений в интересах всех граждан. Многие из них, руководствуясь чувствами своего професcионализма и гордости, делают то, что, как они полагают, необходимо для общества; хотя иногда с точки зрения их выгоды нужно было действовать противоположно. Но теоретики общественного выбора предупреждают, что профессионализм и гордость возобладают у бюрократов далеко не всегда. Мотивы извлечения личной выгоды – это ветер, дующий в постоянном направлении, под действием которого всегда дрейфует принятие тех или иных бюрократических решений.

Заключение

         В конце концов, определение границы раздела между частнопредпринимательской деятельностью и функциями правительственных органов решается на уровне здравого смысла. Теория общественного выбора отнюдь не предлагает универсальных формул и средств, хотя проливает свет на ряд проблем, которые нельзя обойти вниманием. В зависимости от процедуры голосования, распределения затрат и личных интересов, внешних факторов, непроизводственных затрат и многих других соображений, экономические решения, принимаемые демократическим правительством, могут иногда быть лучше, а иногда – хуже аналогичных решений частных предпринимателей. Тем не менее, теория общественного выбора дает основание для предостережения относительно расширения экономической роли государства. Эта теория отмечает, что попытки правительственных органов предотвратить фиаско рынка не обязательно дадут положительные результаты. Одна причина – это административная неэффективность государственных органов и их мощная защита от конкуренции. Другая причина состоит в том, что власть, необходимая правительству для того,  чтобы справиться с фиаско рынка, очень часто используется на руку искателям политической ренты. Таким образом, постепенно существующая возможность  фиаско правительства должна сопоставляться с реально существующей возможностью потерь, вызванных фиаско рынка при отсутствии  правительственного вмешательства в рыночный процесс. Несмотря на самые благие намерения создателей правительственных программ и концепций, рынок со всеми своими недостатками зачастую приносит гораздо лучшие результаты.

         Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что четких ответов на вопросы, возникающие в процессе рассмотрения взаимодействия избирателя, политика и чиновника в теории общественного выбора, не может быть, как и в большинстве рассмотрения экономических вопросов. Существует много точек зрения на теорию общественного выбора; идут обсуждения и дискуссии; представляются новые видения этой теории. В своей работе я отразил лишь несколько общепринятых взглядов.  Попытался показать взаимодействие разных сторон экономико-политической жизни страны в контексте теории общественного выбора.         Стопроцентное посещение выборов, выполнение своих прямых обязанностей и обещаний – тот идеал, достижение которого расставит все точки в теории общественного выбора.  До тех пор мы будем жить в обществе конфликтного взаимодействия избирателя, политика и чиновника. 

Список литературы

 

1. История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 784с. – (Серия “Высшее образование”).

1.    Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика/Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. С.-Пб., 1994. 448 стр

2.    Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 – М.: Республика, 1995. – 400 с.

4. Нобелевские лауреаты по экономике. Джеймс Бьюкенен. М.: Таурус Альфа, 1997

5. Нуреев Р.М.  Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. – 527 с. 

6. Олсон М. Логика коллективных действий. М.: Фонд экономической инициативы, 1995.                            

7. Отмахов П.А. Вирджинская школа в американской политической экономии//Проблемы американистики. Вып. 8: Консерватизм в США: прошлое и настоящее. М.: Издательство МГУ, 1990. С. 325-340.

8. Политическая рента в рыночной и преходной экономике. М.: ИМЭМО, 1995.

9. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М.: Наука, 1995. Гл.4. С. 73-100.

10. Нуреев Р. Теория общественного выбора // Вопросы экономики, 1998.- №7


[1] Нуреев Р.М.  Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. – 527 с. 

[2] Нобелевские лауреаты по экономике. Джеймс Бьюкенен. М.: Таурус Альфа, 1997

[3] Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М.: Наука, 1995. Гл.4. С. 73-100.

[4] Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика/Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. С.-Пб., 1994. 448 стр

[5] История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 784с. – (Серия “Высшее образование”).

[6] Олсон М. Логика коллективных действий. М.: Фонд экономической инициативы, 1995.                            

[7] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 – М.: Республика, 1995. – 400 с.

[8] Нуреев Р. Теория общественного выбора // Вопросы экономики, 1998.- №7

[9] Нуреев Р. Теория общественного выбора // Вопросы экономики, 1998.- №7

[10] Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М.: Наука, 1995. Гл.4. С. 73-100.

[11] Нуреев Р.М.  Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. – 527 с. 

[12] Нуреев Р. Теория общественного выбора // Вопросы экономики, 1998.- №7

[13] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 – М.: Республика, 1995. – 400 с.