СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Причины и сущность возникновения инфляции, ее виды и формы.. 5

2.Механизмы открытой инфляции. 12

3. Показатели измерения уровня инфляции. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 22

ВВЕДЕНИЕ

Инфляция - это очень сложное социально-экономические явление. Инфляция, как правило, проявляется в росте товарных цен и относительном обесценивании национальной денежной единицы, и поэтому затрагивает интересы практически каждого члена нашего общества

Инфляция присутствует в той или иной степени в любой современной экономике.

Для России с началом перехода ее к рынку инфляция превратилась в одну из самых болезненных проблем.

По данным АПК-Информ инфляция в России за период с 1 по 24 марта 2008 г. составила 0,9%, в том числе с 18 по 24 марта - 0,3%. Об этом сообщается в сводке Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от 26 марта.

В феврале 2008 г. инфляция в России составила 1,2%, в марте 2007 г. - 0,6%.

За неделю с 18 по 24 марта прирост цен на маргарин, подсолнечное масло, печенье, вермишель, пшено и пшеничную муку составил 1-2,3%, а с начала месяца - 2,6-5,4%. За неделю в 15 субъектах РФ увеличение цен на отдельные виды хлеба составило 3% и более. Наибольший прирост цен на хлеб зафиксирован в Республике Северная Осетия-Алания, Мурманской, Самарской, Смоленской, Тверской и Костромской областях, Удмуртской Республике.

Цены на автомобильный бензин и дизельное топливо за неделю выросли на 0,8%.

Как видим, из приведенных данных инфляция в России в настоящее время имеет значительную величину.

Болезненная инфляционная практика свидетельствует о сложности этого явления, о незавершенности теоретических разработок, не дающих пока однозначных ответов на многие актуальные вопросы.

Следовательно, проблема  инфляции  является  наиболее актуальной на сегодняшний день.

Целью  данной  работы является  раскрытие такого важнейшего  явления в  нашей жизни,  как инфляция.

В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Дать  понятие   инфляции,  ее  типов, закономерностей  развития. 

2. Раскрыть  причины,  следствием  которых  является  инфляция и  ее характерные черты.

3. Рассмотреть  социально-экономические  последствия инфляции:  рост  цен  и  норм  прибыли,  обострение  экономической  и  социальной  напряженности, обесценение сбережений  населения и др.

4. Описать  методы,  с помощью  которых  можно  регулировать инфляционный  процесс. 

Предметом исследования в данной курсовой работе являются закономерности развития инфляции, ее последствия.

Объектом исследования является инфляция как экономическое явление.

В процессе написания курсовой работы применялись аналитические и диалектические методы.

Структурно работа состоит из двух частей: теоретической и практической части.

В теоретической части решаются поставленные задачи курсовой работы.

В практической части работы содержатся результаты выполнения тестовых заданий.

1. ПРИЧИНЫ И СУЩНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ ВИДЫ И ФОРМЫ

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.

Многие правители древности с большим или меньшим успехом пытались найти решение вечной проблемы балансирования бюджетных доходов с постоянно возрастающими расходами. Известно несколько путей решения этой проблемы:

                               ограничение государственных расходов;

                               увеличение налогов, пошлин и тарифов;

                               заем денег внутри страны или за рубежом.

Но самоограничение противно человеческой природе. Увеличение налогового пресса имеет объективные пределы. А долги нужно возвращать. Тогда экономическая мысль древнего мира открыла четвертый путь балансирования государственных бюджетов: выпуск в обращение дополнительного количества денег.

В древности роль денег выполняли слитки драгоценных металлов, вес и проба которых удостоверялась купеческими гильдиями, храмами, правителями городов. Подобные деньги имели хождение в Древнем Египте и Вавилоне в IV-II тысячелетиях до н. э., но впервые стали чеканиться в Ливии в VII-VI веках до нашей эры. Чеканка монет из драгоценных металлов, а в последствии из меди и железа стала важнейшей государственной монополией.

Однако это не приносило никаких доходов государству, если содержание монеты полностью соответствовало номиналу. Но стоит лишь уменьшить содержание драгоценных металлов, сохранив прежний номинал, и правительство получает новый источник пополнения бюджета. Этот процесс получил название «порчи монет». Возможно, его в Афинах впервые ввел Гиппий, который еще в VI веке до нашей эры ополовинил содержание серебра в монете. Достоверно известно, что порчу денег широко практиковали римские императоры. Так, в период правления Нерона (54-68 гг. н. э.) вес золотой монеты уменьшился на 10%, а серебряного денария на 12%, кроме того, его проба уменьшилась из-за добавления 10% меди. При императоре Трояне (98-110 гг.) уменьшение серебряной пробы денария продолжилось, а содержание медной лигатуры возросло до 15%.

Можно сделать вывод, что развитие инфляционных процессов стимулировалось, главным образом, чисто денежными факторами, а не изменениями в стоимости товаров. Инфляционные процессы, обусловленные необходимостью перераспределения в пользу государства или отдельных секторов хозяйства, происходили еще до введения бумажных денег, но масштабы инфляционного перераспределения были скромнее.

Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначил процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляции получило в XX веке после первой мировой войны, а в советской экономической литературе - с середины 20-х годов.

Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Инфляция – это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

К инфляционным причинам роста цен можно отнести:

Во-первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета.

Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики.

В-третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен.

В-четвертых, с ростом «открытости» экономики той или иной страны увеличивается опасность импортируемой инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие внешнего повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с импортируемой инфляцией достаточно ограничены.

В-пятых, инфляция приобретает особый характер в результате так называемых инфляционных ожиданий.

Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей - важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики.

В России можно выделить следующие специфические причины инфляции:

                               деформация народно-хозяйственной структуры, а именно существенное отставание в развитии одних отраслей производства при чрезмерном развитии других;

                               другая причина - сам хозяйственный механизм централизованной экономики, отсутствие эффективных экономических рычагов, регулирующих соотношение между денежной и товарной массой;

                               низкая эффективность капиталовложений, что сказывалось на экономическом росте;

                               несбалансированность потребительского рынка, тотальный дефицит, углубление финансового кризиса, недочеты в системе планирования, в механизме денежного обращения, отсутствие антиинфляционного регулирования.

Эти причины лежат внутри нашей национальной экономики, но к росту инфляции привели также и причины внешнего характера:

                               значительная заинтересованность отечественного потребителя в импортных товарах, цены на которые растут параллельно с падением курса национальной валюты;

                               сокращение налоговых поступлений от внешней торговли;

                               рост (или падение) цен на энергоносители, сырье на внешнем рынке;

                               неблагоприятная ситуация на отдельных мировых рынках сырья, зерна и т.д.

Виды инфляции классифицируют по нескольким категориям. С точки зрения темпов роста цен (т.е. количественно) инфляцию делят на:

1.Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Этот рост цен, не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.

2.Галопирующая инфляция (темп роста цен - до 300-500% в год). Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой.

3.Гиперинфляция (темп роста более 50% в месяц, в годовом исчислении - более 10000%.). Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц). Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.

С точки зрения критерия соотносительности роста цен по различным товарным группам различают:

                               сбалансированная инфляция;

                               несбалансированная инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

С точки зрения ожидаемости или предсказуемости инфляции выделяют:

       ожидаемую;

       неожидаемую.

Ожидаемая инфляция предсказана и спрогнозирована заранее, с достаточной степенью надежности. Неожидаемая - явление стихийное, спорадическое, прогноз в данном случае невозможен.

Фактор ожидаемости, предсказуемости позволяет по-новому взглянуть на вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса. Если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Предприятия и население, соответственно, повысят цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Таким образом, основная часть населения существенно не пострадает даже от гиперинфляции. Тогда, как в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже при умеренной инфляции (по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.

Инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением, поэтому различают инфляцию спроса и инфляцию издержек. Нарушение равновесие со стороны спроса - называется инфляцией спроса. Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения.

Инфляция спроса (demand-pull inflation) имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Обратимся к одному из основных равенств макроэкономики:

MS×V=P×Q.

Левая часть этого уравнения определяет совокупный спрос (AD), правая дает стоимостную оценку совокупного предложения (AS). Экономика функционирует таким образом, что AD всегда выравнивается с AS. Любое возрастание предложения денег (MS) или скорости обращения (V) приводит к подъему AD. С другой стороны, увеличение AS может обеспечиваться как за счет повышения Q, так и из-за роста общего уровня цен P.

Однако увеличение объема производства (Q) обычно не превышает 4% в год. Развитие этой составляющей замедленно, поэтому рост MS компенсируется подъемом уровня цен (P), что и вызывает инфляцию спроса.

Инфляция предложения (cost-push inflation) или производителей, где рост цен объясняется возрастанием издержек источника инфляции, обусловленной ростом издержек, - это увеличение номинальной заработной платы или цен на сырье и энергию. Инфляция издержек сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия намерены предложить при существующем уровне цен, и смещает кривую предложения влево. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опять восстанавливается, но уже при более высокой цене. А повышение цены может вызвать инфляционную спираль «цены – зарплата».

Если исходить из степени вмешательства государства в рыночные процессы, инфляцию также подразделяют на:

       открытую;

       подавляемую.

Открытая инфляция характеризуется невмешательством государства в процессы формирования цен и заработной платы. Под подавляемой инфляцией подразумевается правительственный контроль над ростом цен или заработной платы, либо тем и другим одновременно. Это послужило основой создания модели инфляции (подавляемой) Б.Хансеном, одним из современных представителей Стокгольмской школы. В последнее десятилетие инфляционным ожиданиям придается большое значение.

Все вышеперечисленные виды инфляции существуют только при открытом типе инфляции. Он характерен для рыночной экономики со свободными ценами. Главный признак – рост цен.

При подавленном типе, рост цен на товары и услуги может и не наблюдаться. Подавленный тип инфляции характерен для экономики с фиксированными ценами.

И главный признак – дефицит предложения.

Яркий пример подавленной инфляции – СССР. На протяжении нескольких десятилетий пачка соли стоила 1 копейку, мороженое – 20 копеек. Цены были фиксированными. Об этом, посещая магазины, вспоминают все пожилые люди (поэтому и хотят вернуть прежние времена). Дефицит был нормой жизни. «Черный рынок» негласно существовал, и цены на нем постоянно росли.

 

2.МЕХАНИЗМЫ ОТКРЫТОЙ ИНФЛЯЦИИ

Одним из первых механизмов открытой инфляции можно назвать адаптивные инфляционные ожидания. Они представляют собой психологический феномен, склонность, образ мыслей, определяющий поведение субъектов хозяйственной жизни. Наиболее важный фактор в формировании инфляционных ожиданий – темпы роста цен, усредненные на некотором промежутке времени, предшествующему данному моменту. Если на этом промежутке наблюдаются высокие темпы инфляции, то субъекты хозяйствования закладывают эти темпы в свои планы на будущее: потребители увеличивают закупки тех товаров, цены на которые имеют тенденцию к наибольшему росту, вследствие чего нагнетается текущий спрос, провоцируется повторное подорожание товаров и услуг; производители и торговцы устанавливают все более высокие цены на свою продукцию, что приводит к дальнейшему росту цен и усилению инфляционных ожиданий. Возникает самоподдерживающийся процесс ускоренного роста цен под действием инфляционных ожиданий.

Механизм открытой инфляции включает в себя:  

1) Адаптированные инфляционные ожидания. Это когда потребители начинают текущий спрос путем избавления от денег, а у предпринимателей появляются затруднения в кредитных ресурсах, т.к. население не делает сбережений.

2) Инфляцию издержек. Когда производители и торговцы придерживают товары с целью их продажи по будущим высоким ценам.

Рост монопольных тенденций в экономике можно рассматривать как фактор сдерживания предложения применительно к инфляции спроса и как фактор роста издержек применительно к инфляции предложения. Большинство экономистов считает, что инфляция предложения и инфляция спроса отличаются друг от друга одним существенным моментом.

3. ПОКАЗАТЕЛИ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ

Для правильного планирования хозяйственной деятельности в условиях инфляции люди должны учитывать силу инфляционных процессов.

Существует три способа их измерения.

Первый - измерение с помощью индекса цен. Используется индекс цен валового национального продукта, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг («рыночной корзиной») выражается в процентах.

Индекс потребительских цен является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции.

Темп инфляции - изменение общего уровня цен, выраженное в процентах.

 Основными показателями, используемыми для оценки и измерения инфляции, являются:

·                Индекс потребительских цен – Consumer Price Index (CPI)

·                Индекс производственных цен – Producer Price Index (PPI)

Индекс потребительских цен – основной показатель инфляции, он измеряет изменение цен товаров и услуг, входящих в фиксированную потребительскую корзину (продукты питания, одежда, топливо, транспорт и т. д.)

Индекс производственных цен – оценивает среднее изменение цен, определяемых производителями на всех этапах производства.

Если экономика развивается в нормальных условиях, то рост показателей CPI и PPI может привести к повышению основных процентных ставок в стране. А это, в свою очередь, способствует росту курса доллара, так как увеличивает привлекательность вложения средств в валюту с большей процентной ставкой.

Индексы цен — это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Если надо рассчитать (проиндексировать) рост цен, то это не составит особой трудности. Цены базового года можно принять за 100%, а цены последующих лет пересчитать по отношению к этому году. Так, если средняя цена бензина в базовом 1998 г. составляла 1100 руб. за тонну, а в отчетном 1997 г. 1000 руб. за тонну, то индекс цен на бензин составил:

(1100: 1000) * 100 = 110%.

Таким образом, средняя цена в отчетном году по отношению к базовому выросла на 10%, иначе говоря, стоимость денег по отношению к данному товару снизилась на 9%.

Если нам надо рассчитать соотношения цен по набору товаров, то выбор и расчет соответствующих показателей (индексов) усложнится. В этом случае надо вначале определить, каков состав набора товаров и как рассчитать средние цены, ибо с изменением структуры реализуемых товаров изменятся их доли (веса) в наборе, а затем избрать наиболее приемлемый метод подсчета ценовых индексов (от метода подсчета зависят показатели роста цен). При подсчете ценовых сдвигов обычно используют два метода. Один из них основывается на применении индекса (формулы) Ласпейреса: сравниваются цены текущего периода (p1) и базового (p 0) на одинаковый набор товаров (товарную корзину) (q0). Формула Ласпейреса показывает, на сколько фиксированная товарная корзина становится дороже в текущем периоде.

- формула Лайспереса

 Другой метод опирается на использование индекса (формулы) Пааше. Ценовые индексы по формуле Пааше показывают, на сколько фиксированная товарная корзина текущего периода дороже или дешевле, чем в базовом периоде:

 - формула Пааше

  Оба рассмотренных индекса имеют недостаток: в них не учитываются изменения номенклатуры потребительских товаров, а значит, не отражаются сдвиги в товарных корзинах потребителей. Если индекс Ласпейреса несколько завышает рост цен, то индекс Пааше его занижает. Чтобы точнее отразить с помощью ценовых индексов динамику цен и соответственно динамику стоимости жизни (реальные затраты потребителей на приобретение определенных наборов товаров и услуг), используют индекс Фишера.

 -  индекс Фишера

 Индекс Фишера представляет собой геометрическую среднюю из индекса Ласпейреса и индекса Пааше. Этот индекс в известной мере усредняет показатели, тем самым нивелирует недостатки того и другого индекса.

На основе формулы Ласпейреса в России рассчитывается индекс потребительских цен по регионам и Федерации в целом за неделю, месяц, квартал и год. В товарную корзину входит до 559 товаров и услуг, разделенных на три группы: продовольственные товары, непродовольственные, платные услуги.

Также на основе формулы Ласпейреса в стране рассчитывается сводный индекс цен предприятий-производителей на промышленную продукцию в целом и по отдельным группам производимых промышленностью товаров.

Рис. 1. Индексы цен в РФ за период 1998 - 1999.

 С 1996 г. в России введено ежеквартальное исчисление дефлятора ВВП. Дефлятор — индекс цен, используемый для определения реального объема ВВП и соответствующей корректировки экономической политики. Дефлятор ВВП равен отношению номинального ВВП (исчисленного в текущих ценах) к реальному (в неизменных ценах) в текущем периоде:

Дефлятор ВВП = ВВП ном  /ВВП реал

 В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения. Сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения.

Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменение среднего уровня цен.

В макроэкономических моделях уровень инфляции может быть представлен нам:

П = Р-В / В,

где Р – средний уровень цен в текущем году; В – средний уровень цен в прошлом году. Средний уровень цен измеряется индексами цен.

 

Рис. 2. ИПЦ и изменение курса доллара по отношению к рублю за период 1996 - 1997 гг.

Второй способ определить силу инфляционных процессов - измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия). Для вычисления темпов инфляции за год нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (падение цен).

Третий способ - это вычисление «по правилу величины 70». Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах.

Итак, для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции в различных его проявлениях носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с фиксированными доходами.

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

КТЗ – I

Какое из определений наиболее полно отражает содержание инфляции?

А.Резкое увеличение денежной массы в обращении;

Б.Повышение общего уровня цен;

В.Обесценение  денег, сопровождающееся потерей ими части своих функций;

Г.Утрата доверия к денежным знакам и переход на бартер;

Д.Снижение покупательской способности денег при одновременном росте цен.

Правильный ответ: А, Б и В.

 Наиболее лаконичное определение инфляции – повышение общего уровня цен, наиболее общее – переполнение каналов обращения денежной  массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися деньгами нельзя считать полной. Инфляция не только денежный и производственный феномен, а сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства различных сферах рыночного хозяйства.

КТЗ-II

Механизмы открытой инфляции – это:

А.Механизм адаптивных инфляционных ожиданий;

Б.Рыночный механизм;

В.Инфляция спроса;

Г.Инфляция издержек.

Правильный ответ: А и Г.

 К механизмам открытой инфляции относят адаптивные инфляционные ожидания, которые представляют собой психологический феномен, склонность, образ мыслей, определяющих поведение субъектов хозяйственной жизни. Адаптивные ожидания формируются экономическими агентами на основе информации о настоящих и предшествующих уровнях инфляции, при этом большее  значение придается недавнему опыту.

 В основе еще одного механизма открытой инфляции – инфляции издержек – лежит взаимосвязь издержек и цен. Рост последних рассматривается  как результат совместных действий государства, профсоюзов и предпринимателей. Государство, увеличивая налогообложение предприятий, повышая процентные ставки или индексируя доходы занятых, тем самым утяжеляет себестоимость, а следовательно, и цену продукции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Геращенко В.В. Проблемы инфляции в Российской экономике и роль банковской системы. «Деньги и кредит» 1993 г., 10-11.

2.                 Лившиц А. «Инфляция» Российский экономический журнал – 1992, №№ 4 -6.

3.                 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: Республика, 1992.

4.                 Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. 1 том, М.: Республика, 1995.

5.                 Макроэкономика: Учебное пособие / под ред. И.п. Николаевой. М.: ЮНИТИ, 2001.

6.                 Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Основы экономической теории». М.: Экономика, 1995 г.

7.                 Фальцман В. «Инфляция» журнал «Экономические науки» №2, 1992 г.

8.                 Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Учебное пособие. «Курс экономической теории». Киров, 1995 г.

9.                 Экономическая теория: Учебник/ под ред. И.П. Николаевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2006.

10.            Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие / под ред. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ, 2004.

11.            www.apk-info.ru – информационный портал агропромышленного комплекса России.

12.            www.rbc.ru - Агентство «РосБизнесКонсалтинг» - материалы Государственного комитета по статистике РФ: основные социальные и экономические показатели за 1997 -2000 гг.; денежно-кредитная политика РФ в 1997 - 2000 гг.; общеэкономические тенденции в январе 2000 г.