Содержание
Введение. 3
1. Экономическая сущность расходов на продажу в предприятиях торговли 5
1.1. Основные понятия и задачи учета расходов на продажу. 5
1.2. Нормативное регулирование учета расходов на продажу. 12
1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования. 21
2. Документальное оформление и учет расходов на продажу. 25
2.1. Документальное оформление формирование расходов на продажу 25
2.2. Синтетический и аналитический учет расходов на продажу. 29
2.3. Автоматизация бухгалтерского учета расходов на продажу. 35
Заключение. 40
Список использованных источников. 43
Введение
Необходимость качественных сдвигов в экономике, перехода ее на пути рыночного развития, выдвинуло в число обязательных условий повышения эффективности производства экономию и рациональное использование всех видов ресурсов. Для этого необходимо привести в действие имеющиеся организационно-экономические резервы, вести решительную борьбу с расточительством и потерями.
В связи с этим ведение действующего контроля затрат с целью постоянного снижения их величины становится одной из важнейших задач системы управления предприятием. Особую специальную роль в ее решении играет учет, призванный обеспечить систему управления качественной информацией об издержках обращения.
Изучение издержек управления в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся во все большей зависимости от уровня производственных затрат.
Правильная организация учета издержек обращения дает возможность выявить резервы их снижения. Учет позволяет своевременно отражать производственные затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом.
Чтобы усилить контроль за издержками обращения торгового предприятия необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения. Такой анализ помогает полнее вскрыть резервы сокращения издержек обращения, способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов, труда, основных фондов, топлива, энергий и материалов. Совершенствование учета издержек обращения ведет к более правильному отражению и в свою очередь отысканию дополнительных резервов их сокращения.
Целью работы является изучение издержек обращения на указанном мной предприятии.
Исходя из вышесказанного в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Обоснование сущности издержек обращения и их значения на современном этапе;
2. Изучение действующей системы учета издержек обращения на базовом предприятии и выявление имеющихся недостатков учета на основе изучения экономической литературы по данной проблеме, разработка предложений по совершенствованию учета.
Издержки обращения - совокупные общественные затраты, связанные с обращением товаров. Как правило, под издержками обращения понимаются текущие затраты оптовых, снабженческо-бытовых, посреднических, комиссионных, торговых и других коммерческих организаций, действующих в сфере обращения и занимающихся продажей и доставкой товаров от производителей к покупателям.
1. Экономическая сущность расходов на продажу в предприятиях торговли
1.1. Основные понятия и задачи учета расходов на продажу
Целью бухгалтерского учета издержек обращения является объективное отражение расходов, правильное их распределение по периодам и статьям, своевременное предоставление информации, необходимой для контроля за расходами и принятия управленческих решений.
Бухгалтерский учет издержек обращения и производства предприятий торговли должен обеспечить своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов, а также контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В организациях торговли в состав издержек обращения и производства включаются расходы, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, а также расходы, связанные с выпуском и реализацией.
В целях планирования, учета и отчетности издержек обращения и производства организациям торговли рекомендуется применять следующую номенклатуру статей издержек обращения и производства.
Организациям предоставляется право сокращать и расширять перечень статей в пределах затрат, предусмотренных типовым Положением по составу затрат.
В статью «Транспортные расходы» включают:
оплату транспортных услуг сторонних организаций по перевозке товаров и продуктов (плата за перевозки, подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.);
оплату услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плату за экспедиционные операции и другие услуги;
стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стеллажи и т.д.) и утепление (солома, опилки, мешковина и т.п.);
плату за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и т.п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;
плату за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.
Организациям торговли при осуществлении закупок товаров самостоятельно (в том числе по импорту и товарообменным операциям) разрешается при исчислении покупной стоимости поступающих товаров включать в эту статью наряду с ценой, предусмотренной в договоре, транспортные расходы, таможенные пошлины и прочие расходы по закупке и транспортировке. По импортным товарам стоимость определяется исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре (контракте) на дату оприходования на предприятии торговли.
Расходы, связанные с доставкой (включая погрузочно-разгрузочные работы) товаров и продуктов транспортом и персоналом организации торговли, подлежат включению в соответствующие статьи издержек обращения и производства (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.).
Расходы на перевозку топлива, льда, ремонтно-строительных и других материалов относятся на увеличение их стоимости.
Расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары при возврате ее поставщикам или отправке тарособирающим организациям и тароремонтным предприятиям учитываются по статье «Расходы на тару».
Штрафы, уплаченные за простой и нарушение условий перевозок, относятся на виновных лиц и отражаются на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», а в случае если конкретные виновники ущерба не установлены, или во взыскании с виновных лиц отказано судом, или при неполном взыскании ущерба — на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Учет затрат по статьям «Расходы па оплату труда», «Отчисления на социальные нужды», «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружении, помещений, оборудования и инвентаря», «Амортизация основных средств», «Расходы на ремонт основных средств», «Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд», «Расходы на рекламу» осуществляется в основном таким же образом, как и в промышленных организациях.
Вместе с тем следует отметить, что в Методических рекомендациях определен срок (5 лет), на который утверждаются нормативы отчислений в резервный фонд на ремонт основных средств при значительном объеме ремонтных работ.
По статье «Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд» не отражается себестоимость электроэнергии, потребленной холодильным оборудованием (холодильными камерами, шкафами, прилавками и т.п.). Эту стоимость относят на статью «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров».
Расходы на торговую рекламу, включенные в состав издержек обращения и производства, при налогообложении принимаются в пределах утвержденных в установленном порядке норм.
По статье «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров» учитывают:
фактическую стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея), израсходованных при подработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров;
плату за услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров;
расходы на содержание холодильного оборудования — стоимость электроэнергии, воды, смазочных материалов и др., оплату услуг сторонних организаций по техническому обслуживанию холодильного оборудования;
фактическую себестоимость льда, израсходованного для охлаждения товаров и продуктов, которая слагается из покупной цены, расходов на перевозку, погрузочно-разгрузочные работы, набивку льдом льдохранилищ (ледников);
плату за временное хранение товаров на складах сторонних организаций;
расходы на дезинфекцию (уничтожение вредных насекомых) и дератизацию (истребление мышей, крыс и других грызунов);
другие расходы на создание условий для хранения товаров и продуктов (газовая среда, искусственное охлаждение, активная вентиляция и т.п.).
По статье «Затраты по оплате процентов за пользование займом» отражаются:
платежи по процентам за кредиты банков в пределах учетной ставки Центрального банка Российской Федерации плюс три пункта;
затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (производителей работ, услуг), включая оформление долгового обязательства векселями, за приобретение товаров и других материальных ценностей (проведение работ, оказание услуг сторонними организациями);
расходы по оплате процентов за пользование средствами Федерального фонда государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в пределах установленных сроков возврата средств, а также аналогичных региональных фондов;
другие расходы по оплате процентов за пользование займами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Платежи по кредитам сверх ставок, установленных законодательством, по просроченным займам, а также ссудам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств и нематериальных активов, осуществляются за счет прибыли.
По статье «Потери товаров и технологические отходы» отражаются:
потери товаров и продуктов при железнодорожных, водных, воздушных, автомобильных и гужевых перевозках, хранении и продаже в пределах действующих норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке.
В целях равномерного отражения предстоящих расходов в издержках обращения и производства на холодильниках, хладокомбинатах, базах овощных и продовольственных товаров, торговых организациях, имеющих склады, ежемесячно начисляется резерв на списание естественной убыли товаров в пределах действующих норм естественной убыли по следующим объектам:
нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к розничной продаже колбас, мясокопченостей и рыбы чистой массой (весом);
потери от зачистки сливочного масла, крошения карамели обсыпной и сахара-рафинада.
По этой статье также отражаются:
убытки от недостачи и потери от порчи товаров, продуктов и сырья сверх норм естественной убыли в тех случаях, когда конкретные виновники не установлены;
потери от списания долгов по недостачам товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков.
Потери и недостачи товаров и продуктов отражаются на этой статье по покупным ценам.
Основанием для списания убытков от недостачи, порчи сверх норм естественной убыли, когда виновники не установлены или во взыскании которых отказано судом, является обоснованное заключение, утвержденное руководителем предприятия торговли.
В документах, представляемых для оформления списания недостач и порчи ценностей сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, или заключение о факте порчи ценностей, полученное от соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).
По статье «Расходы на тару» отражаются:
амортизация (износ) и расходы на ремонт тары-оборудования;
амортизация многооборотной тары, возмещенная поставщикам в соответствии с условиями поставки товаров;
расходы, связанные с ремонтом и естественным износом тары-оборудования в части, возмещенной поставщикам (владельцам тары-оборудования);
стоимость тары, списанной из-за естественного износа;
расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары, осуществляемую сторонними организациями при возврате ее поставщикам или сдаче тарособирающим организациям;
расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары;
разница в ценах на тару между приемными — при оприходовании — и сдаточными — при возврате порожней тары;
другие расходы на тару.
По статье «Прочие расходы» отражаются:
суммы затрат по уплате налогов, сборов, отчислений в бюджет и в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком за счет издержек обращения и производства;
амортизация по нематериальным активам;
оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг, компенсации (в пределах установленных законодательством норм) за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;
представительские расходы и расходы по проведению заседаний совета (правления) организации торговли и ревизионной комиссии в пределах утвержденных советом (правлением) смет организации на отчетный год, разработанных исходя из установленных законодательством норм и нормативов. Указанные расходы финансируются при наличии оправдательных первичных документов;
расходы на служебные разъезды работников в пределах пункта нахождения организации торговли;
расходы на командировки, связанные с торгово-производственной деятельностью, в соответствии с установленными законодательством нормами. При этом дополнительные выплаты, производимые по решению руководителя организации торговли в порядке исключения, связанные с командировками и компенсациями за использование личных автомобилей для служебных поездок сверх норм возмещения, предусмотренных законодательством, осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации торговли;
другие затраты, подлежащие включению в состав издержек, но не относящиеся к ранее перечисленным статьям.
Расходы, включаемые в издержки обращения и производства организаций торговли, отражаются на соответствующих статьях установленной номенклатуры в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от срока их возникновения.
Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, должны учитываться на счете 97 «Расходы будущих периодов» и подлежат отнесению на издержки обращения и производства в течение срока, к которому они относятся, ежемесячно равными частями, согласно утвержденным руководителем организации расчетам.
В целях равномерного отражения предстоящих расходов в издержках обращения и производства отчетного периода организации торговли могут создавать резервы предстоящих расходов, которые учитываются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов»: на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год; ремонтный фонд или резерв на ремонт основных средств; резерв на списание естественной убыли в пределах утвержденных норм естественной убыли на предприятиях торговли, имеющих склады, на базах овощных и продовольственных товаров, холодильниках и хладокомбинатах. Образование других резервов разрешается только в порядке, установленном законодательством.
Образование резервов производится за счет отчислений, включаемых в издержки обращения и производства в сроки, которые обоснованы специальными расчетами, утвержденными руководителем организации.
В конце отчетного года в случае превышения фактически начисленного резерва над суммой расчета, подтвержденного инвентаризацией, производится сторнировочная запись издержек обращения и производства.
В случаях когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства происходит в году, следующем за отчетным, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется.
По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва присоединяется к финансовым результатам.
Единовременные затраты могут при отсутствии резервов списываться на издержки обращения и производства того месяца, в котором они произведены.
1.2. Нормативное регулирование учета расходов на продажу
Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета расходов на продажу включает:
1) нормативное правовое регулирование - осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах;
2) методическое (нормативно-техническое) регулирование - осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера.
Также важная роль в реализации нормативного регулировании бухгалтерского учета расходов на продажу принадлежит учетной политике организации и актам Минфина России разъяснительного характера (актам толкования).
К нормативным
правовым актам относятся: Федеральный закон от 21 ноября
В
соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая
Следует отметить, что согласно ст. 3 Федерального закона О" бухгалтерском учете" регулирование бухгалтерского учета может осуществляться другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, которые также являются нормативными правовыми актами, но ввиду их незначительного объема в настоящей статье не рассматриваются. [19,72]
Акты Минфина России, как нормативные правовые, так и методического (нормативно-технического) характера издаются (принимаются) в виде приказов, независимо от наименования утверждаемого ими текста (методические указания, указания и др.) [55,124]
Под нормативными актами, составляющими систему нормативного регулирования бухгалтерского учета расходов на продажу, понимается совокупность нормативных правовых актов Минфина России и его актов методического (нормативно-технического) характера. Данное определение вытекает из содержания п. 3 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Согласно этому документу, "Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете" и настоящего Положения разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации".
В регулировании бухгалтерского учета расходов на продажу также используется понятие "законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете". Содержание данного понятия раскрыто в ст. 3 Федерального закона "О бухгалтерском учете", согласно которой законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона "О бухгалтерском учете", других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Различать приведенные выше понятия (нормативные правовые акты, акты методического (нормативно-технического) характера, нормативные акты, акты, составляющие законодательство РФ о бухгалтерском учете) необходимо для правильного определения объема регулирующих актов при решении вопросов, относящихся к организации и ведению бухгалтерского учета, а также для разрешения отдельных видов противоречий. Например, согласно п. 5 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации "организация для осуществления постановки бухгалтерского учета расходов на продажу, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности".
В приведенной норме установлены две группы актов, которые следует использовать при формировании учетной политики: 1) акты, составляющие законодательство РФ о бухгалтерском учете и 2) нормативные акты Министерства финансов Российской Федерации. Как рассмотрено выше, к первой группе актов относятся Федеральный закон "О бухгалтерском учете", другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Вторую группу актов составляют нормативные правовые акты Минфина России и его методические (нормативно-технические) акты, т.е. вторая группа состоит из совокупности приказов Минфина России по вопросам бухгалтерского учета, независимо от факта регистрации в Минюсте России.
По наименованию утверждаемого текста приказы Минфина России, регулирующие бухгалтерский учет, подразделяются на Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), методические указания, указания, методические рекомендации, инструкции и др. [16,55]
Рассмотрим подробнее отдельные виды нормативных актов Минфина России, их роль и значение в регулировании бухгалтерского учета с целью выделения дублирующих друг друга актов - т.е. тех из них, которые регулируют одни и те же вопросы
Положение по
ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
(утверждено Приказом Минфина РФ от 29 июля
Положение регулирует широкий круг вопросов: 1) общие аспекты организации и ведения бухгалтерского учета расходов на продажу; 2) порядок бухгалтерского учета отдельных объектов, в частности расходов на продажу;3) вопросы составления и представления бухгалтерской отчетности.
Эти вопросы также регулируются Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). В связи с тем, что с момента вступления в силу нового ПБУ не отменяются (не признаются утратившими силу) соответствующие нормы Положения, возникли многочисленные противоречия между данными актами.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы и правила (критерии признания, оценки, группировки и т.д.) формирования информации об отдельных объектах бухучета (активах, обязательствах, операциях) и представления информации в бухгалтерской отчетности.
По виду регулирования Положения по бухгалтерскому учету подразделяются на нормативные правовые акты и на акты нормативно-технического характера.
По предмету (вопросу, сфере) регулирования ПБУ подразделяются на:
1) регулирование общих вопросов организации бухгалтерского учета ("Учетная политика организации" ПБУ 1/98);
2) регулирование бухгалтерского учета отдельных объектов (активов, обязательств, операций). По расходам на продажу ПБУ "Доходы 9/99» «Расходы 10/99», "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 и др.
3) регулирование общих вопросов формирования бухгалтерской отчетности ("Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99);
План счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и
инструкция по его применению (утверждено Приказом Минфина РФ от 31 октября
Инструкция по применению плана счетов устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета и отражению расходов на продажу на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. [19,67]
Инструкция по
применению плана счетов согласно заключению Министерства юстиции Российской
Федерации от 9 ноября
Практические
работники периодически задают вопрос, на каком основании столь важный для
бухгалтера-практика документ по заключению Минюста России не нуждается в
государственной регистрации? Дело в том, что обязанность ведения бухгалтерского
учета методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухучета, включенных в
рабочий план счетов, установлена п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 ноября
Следует
отметить, что фактически сложившиеся система регулирования бухгалтерского учета
не соответствует той, которая предусмотрена Программой реформирования
бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой
отчетности (утверждена Постановлением Правительства РФ от 6 марта
1) нормативное правовое регулирование - осуществляется Федеральным законом "О бухгалтерском учете";
2) нормативное регулирование - осуществляется стандартами (Положениями по бухгалтерскому учету);
3) методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии). Акты Минфина России рекомендательного, разъяснительного и уточняющего характера.
Исходя из выше изложенного, в настоящее время, отдельные акты, относящиеся к актам методического обеспечения (методические указания, инструкции и др.), назначение которых заключается в установлении методов (способов, приемов) практической реализации норм ПБУ, получают после регистрации в Минюсте России значение нормативного правового акта и "поднимаются" на один уровень с ПБУ, обуславливая возникновение неясностей и противоречий. [39,68]
Таким образом, налицо "зарегулированность" отдельных вопросов нормативными правовыми актами одного уровня. Так, например, в отношении учета основных средств действуют следующие нормативные правовые акты Минфина России имеющие одинаковую юридическую силу.
1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования
ЗАО Долина является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие имеет счета в банках и предполагает действия на основании законодательства Российской Федерации, Устава и Учредительного договора.
Основной целью создания и деятельности Предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли для удовлетворения социальных и материальных потребностей Участников Предприятия, удовлетворения общественных потребностей в его продукции, работах, услугах.
Учредители ЗАО Долина несут ответственность по обязательствам в размере Уставного капитала, который был создан за счет средств Учредителей. Он составил на момент образования предприятия 100 тысяч рублей и будет вноситься долями по 50 тыс. рублей каждым Учредителем.
После внесения обязательных платежей прибыль предприятия распределяется между Учредителями.
Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива является общее собрание, решающее вопросы заключения коллективного договора и порядка предоставления социальных льгот работникам ЗАО Долина из фондов трудового коллектива.
Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
1. Оптовая торговля;
2. Розничная торговля;
Отличительная особенность ЗАО Долина - продуманная работа с регионами. В рамках действующей программы осуществляется не только привлечение дилеров со всех уголков, России, стран СНГ, но и их всесторонняя поддержка - участие в региональных выставках, предоставление образцов мебели вместе с подробнейшими каталогами, листовками и другими рекламными материалами.
В ЗАО Долина линейная организационная структура.
Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д. ). По каждой подсистеме формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач.
Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной.
Прежде всего, при приеме кандидата на работу отделом управления персоналом ЗАО Долина составляется карта личностных и профессиональных характеристик, которая сопоставляется с профессиограммами. Таким образом выявляется не только психологическая совместимость работника данной специальности, но и его профессиональная пригодность.
Такое разделение позволяет учитывать психологические особенности каждой группы работников и обращать внимание на наиболее значимые вопросы для каждой группы специалистов.
Организационная структура ЗАО Долина.
Рис.1 Структура ЗАО Долина
Завершающей ступенью работы службы управления персоналом ЗАО Долина является организация контроля процесса адаптации, который призван решать проблемы, возникающие у новых работников, и устранять факторы, мешающие закреплению новичка в коллективе.
Главный бухгалтер
Бухгалтерия Касса Плановый отдел
Зам. Гл. бухгалтера Старший кассир
Рис.2 Структура бухгалтерии
Одной из наиболее сложных проблем в структуре ЗАО Долина представляется ликвидация лишних центров власти, перевод предприятия на принцип единоначалия. По одной из проблемных кандидатур - заместителю директора - планируется согласованное решение: увольнение. По главному бухгалтеру такое решение принято быть не могло, т.к. главный бухгалтер являлся для Заказчика эталоном профессионализма, несмотря на явные свидетельства противного. Потребность предприятия в адекватной финансовой информации была приоритетна. Для ее обеспечения, постановки финансового контроля и выполнения функции оптимизации финансовых потоков планировалось пригласить специалиста на должность финансового директора. Согласно принятой схеме, бухгалтерию планировалось передать в его подчинение. Осуществление этого плана позволяло одновременно снять проблему "финансовой слепоты" предприятия и ликвидировать лишний центр власти, лишив бухгалтерию функций универсального контролирующего органа предприятия. Возможность осуществления плана оценивалась, как 30 шансов из 100, т.к. было ясно, что главный бухгалтер постарается не допустить ограничения своей власти и появления на предприятии компетентного специалиста в своей области, как не допускал этого в других областях. Тем не менее, вариант решения был оптимальным, т.к. других возможностей не существовало.
Должность директора по кадрам была предусмотрена для формирования кадровой политики, корпоративной культуры, и как помощь директору в проведении реструктуризации.
Должность секретаря-референта предназначена в помощь директору по распределению его времени, которое в существовавших условиях не структурировалось, растрачивалось на решение многочисленных мелких проблем.
2. Документальное оформление и учет расходов на продажу
2.1. Документальное оформление формирование расходов на продажу
Все бухгалтерские операции оформляются оправдательными первичными документами. (Приложение 4) От того, правильно ли оформлен первичный документ, зависит правомерность отражения хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование документа;
2) дату составления документа;
3) наименование организации, от имени которой составлен документ;
4) содержание хозяйственной операции;
5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
6) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
7) личные подписи указанных лиц.
Положением по ведению бухгалтерского учета (п.13) перечень обязательных реквизитов дополнен следующими пунктами:
Код формы документа;
расшифровки подписей должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).
Необходимо подчеркнуть, что указанные реквизиты должны содержать те документы, по которым отсутствуют унифицированные формы и которые составляются организацией самостоятельно или принимаются к учету от контрагентов. При этом, согласно пункту 3 статьи 6 Закона "О бухгалтерском учете", формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, утверждаются приказом или распоряжением руководителя в составе учетной политики организации. (Приложение 4)
Синтетический учет издержек обращения ведут на счете «Расходы на продажу». По дебету счета накапливают суммы произведенных расходов. Эти суммы в торговых, снабженческих, сбытовых и иных посреднических организациях списываются в дебет счета «Продажи», полностью кроме сумм, подлежащих отнесению на остаток товаров. Таким образом, сальдо счета «Расходы на пролажу» показывает величину издержек обращения, приходящихся на остаток товаров, на конец месяца. Их рассчитывают по среднему проценту с учетом переходящего остатка на начало месяца. Техника такого расчета рассмотрена в следующем параграфе. Сальдо счета «Расходы на продажу» в сумме с сальдо счета «Товары» равны фактической себестоимости остатка товарных запасов.
На статье «Транспортные расходы» в ЗАО «Долина» учитываются: ; оплата транспортных услуг сторонних организаций по перевозке товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и др.);
оплата услуг организаций №»'погрузке и выгрузке товаров и продуктов, плата за экспедиционные операции и другие услуги;
стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (шиты, люки, стойки, стеллажи и т.д.) и утепление (солома, опилки, мешковина и др.);
плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в аэропортах в пределах установленных сроков в соответствии с заключенным и договорами;
плата за обслуживание подъездных путей и складов, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.
Расходы, связанные с доставкой (включая погрузочно-разгрузочные работы) товаров и продуктов собственным транспортом и персоналом предприятия торговли, подлежат включению в соответствующие статьи издержек обращения и производства (расходы на оплату труда, сч. «Расчеты с персоналом по оплате труда», амортизация основных средств и др.)
Расходы на перевозку топлива, льда, ремонтно-строительных и других материалов в ЗАО «Долина» относятся на увеличение их стоимости (счета «Материалы», «Оборудование к установке»),
Расходы на перевозку', погрузку и выгрузку порожней тары при возврате ее поставщикам или отправке тарособирающим организациям и тароремонтным предприятиям учитываются на статье «Расходы на тару».
При отражении в учете транспортных расходов следует иметь в виду, что предприятиям торговли и общественного питания разрешается при исчислении фактической себестоимости приобретенных товаров (продуктов) включать в нее наряду с ценой, предусмотренной в договоре поставки, транспортные расходы (если они не включены в договорную цену), таможенные пошлины, расходы по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит). В состав данных затрат организации могут также относить и расходы по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до даты оприходования материально-производственных запасов на складах организации; прочие расходы по закупке и транспортировке этих товаров (ПБУ 5/01). При этом выбранный вариант учета транспортных и иных расходов по закупке и транспортировке товаров (продуктов) с включением в состав покупной стоимости или с отнесением на издержки обращения должен быть отражен в учетной политике предприятия (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации, ПБУ 1/98, приказ Минфина РФ от 09.12.98. № 60н). При включении таких расходов в стоимость товаров в ЗАО «Долина» сумма их себестоимости отражается на счете «Товары» в составе покупной цены. (Приложение 5)
Так, списаны транспортные расходы в соответствии с методом, принятым в учетной политике. В этом случае возможны два метода их списания. При этом будут оформлены бухгалтерские записи:
метод списания на фактическую себестоимость приобретенных товаров -
Д-т сч. «Товары»
К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;,, ; списания на издержки обращения - ,
Д-т сч. «Расходы на продажу»
К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». (Табл.1)
При отражении транспортных расходов в составе издержек обращения в ЗАО «Долина» следует иметь в виду, что штрафы, уплаченные за простой и нарушение условий перевозок, не включаются в состав издержек обращения, а относятся на виновных юридических лиц с отражением на счете «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или физических лиц - на счете «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба». В случае если конкретные виновники ущерба не установлены, или вовзыскании с виновных лиц отказано судом, или при неполном взыскании ущерба не взысканные штрафы относят на финансовые результаты — счет «Прибыли и убытки». „
На статью «Расходы на оплату труда» относят: затраты по оплате труда основного торгово-производственного персонала предприятия с учетом премий за производственные показатели, стимулирующие и компенсирующие выплаты (включая компенсацию по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах, предусмотренных законодательством норм), компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми до определенного законодательством возраста, затраты по оплате труда работников несписочного состава, занятых в основной деятельности.
В состав издержек обращения в ЗАО «Долина» не включаются выплаты (в том числе натурального характера) производимые предприятием помимо установленных Положением о составе затрат. Такие выплаты подробно изложены в Методических рекомендациях. В их числе премии, выплачиваемые за счет фондов специального назначения и целевых поступлений, различные виды материальной помощи, оплата дополнительных отпусков, надбавки к пенсиям, доходы (дивиденды, проценты), выплачиваемые по акциям и вкладам, оплата различного рода путевок и другие выплаты, не связанные непосредственно с оплатой груда.
Например, начислена материальная помощь работникам. При этом будут оформлены такие бухгалтерские записи:
Д-т сч. «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» субсчет «Фонды потреблении»
К-т сч. «Расчеты с персоналом по оплате труда».
По статье «Отчисления на социальные нужды» отражаются: обязательные отчисления по единому социальному налогу по установленным законодательством нормам.
Отчисления на социальные нужда производятся от расходов на оплату труда работников предприятий торговли, включаемых в издержки обращения и производства по статье «Расходы на оплату труда» в соответствии с установленным законодательством порядком (табл. 1). В синтетическом учете для этого используют счет «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
К статье «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря» в ЗАО «Долина» относятся:
плата за текущую аренду торгово-складских зданий, строений и помещений, сооружений, оборудования и инвентаря и других отдельных объектов основных средств, причитающихся арендодателю (табл. 1);
расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги;
расходы на содержание в чистоте помещений, уборку примыкающих к ним участков территории (дворы, улицы, тротуары), вывоз мусора;
стоимость предметов и средств ухода за помещениями (известь, мастика, мешковина, щетки, метлы, веники и т. п.);
стоимость электроэнергии, потребленной на приведение в движение подъемников, лифтов, транспортеров, тортовых автоматов, контрольно-кассовых машин и т. п.;
плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану (складов, магазинов, столовых и т. п.);
расходы на обслуживание подъемно-транспортных механизмов и другого оборудования сторонними организациями.
Согласно п. 2 ст.
Расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование своих активов и с участием в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом (обычным видом) деятельности организации, арендодатель относит к операционным расходам и учитывает на счете «Прибыли и убытки» (как и коммунальные платежи, приходящиеся на сданные в аренду здании, сооружения или отдельные помещения).
На статье «Амортизация основных средств» отражаются суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных средств, начисленные исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм амортизационных отчислений, включая суммы, исчисленные с применением механизма ускоренной амортизации активной части производственных основных средств, производимой в соответствии с законодательством.
Перечень торгово-технологического оборудования и машин для целей применения метода ускоренной амортизации активной часта основных производственных средств, утверждается Министерством торговли РФ.
ЗАО «Долина» работающая на условиях аренды, по данной статье отражает амортизационные отчисления по собственным и по арендованным основным средствам (на условиях долгосрочной аренды).
При индексации начисленных амортизационных отчислений на этой статье отражают сумму прироста (снижения) индексированной величины амортизационных отчислений.
Амортизационные отчисления по сланным в аренду основным средствам, как и коммунальные платежи по сданным в аренду зданиям, помещениям относят на финансовые результаты в дебет счета «Прибыли и убытки». Если предоставление имущества в аренду является одним из основных (обычных) видов деятельности предприятия, то амортизационные отчисления (при условии, что они входят в состав арендной платы) включаются в издержки по сдаче имущества в аренду (письмо Госналогслужбы РФ от 15.0598 № 02-5-16/117 «По вопросу учета арендной платы», а также в соответствии с п. 5 ПБУ 10/99»).
Расходы на проведение всех видов ремонта (текущих, средних, капитальных) основных производственных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных основных средств (включая помещения), если это предусмотрено договором аренды, относятся на издержки обращения и производства по статье «Расходу на ремонт основных средств» (табл. 4.2).
Иной порядок учета предусмотрен для расходов на реконструкцию и модернизацию основных средств, улучшающих ранее принятые нормативные показатели функционирования и увеличивающие первоначальную стоимость объекта. Такие расходы учитываются в порядке, установленном для учета капитальных вложений в соответствии с п. 3.6 ПБУ 6/97 «Учет основных средств», утвержденным приказом Минфина РФ от 03.03.97 № 65н.
Операции по учету расходов на текущий, средний, капитальный ремонт арендованных основных средств имеют свои особенности. Статьей 616 ГК РФ предусмотрено, что расходы на содержание арендованного имущества, а также проведение текущего ремонта несет арендатор, а капитальный ремонт производит арендодатель за свой счет. Однако ввиду диспозитивности данных норм стороны в договоре аренды вправе договориться об ином в части проведения текущего или капитального ремонта. Если договором аренды предусмотрено проведение капитального ремонта за счет арендатора, то последний может отнести расходы по ремонту арендованного имущества на издержки обращения. Если в договоре не предусмотрено данное условие, то капитальный ремонт в соответствии со статьей 616 ГК РФ должен производить арендодатель. И расходы арендатора на капитальный ремонт не могут в этом случае включаться в состав издержек обращения, а должны относиться за счет собственных средств арендатора.
В случае неравномерного осуществления ремонта основных средств (включая арендованные объекты) предприятие в течение года может образовывать резерв расходов на ремонт основных средств за счет ежемесячных отчислений, отражаемых по статье «Расходы на ремонт основных средств» (табл. 1). Суммы этих отчислений определяются как одна двенадцатая годовой предполагаемой суммы расходов на ремонт. Отчисления в ремонтный фонд для значительных объемов ремонта определяются исходя из балансовой стоимости основных производственных средств и норматива отчислений, утверждаемого предприятием торговли на 5 лет.
в ЗАО «Долина» по статье «Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд» отражает:
фактическую себестоимость различных видов топлива, потребленных на технологические и иные производственные нужды (приготовление пиши, подогрев воды и т. п.) в предприятиях общественного питания;
стоимость электроэнергии, газа и пара, израсходованных на технологические цели, на приведение в движение оборудования и утвержденных в установленном порядке, а также потери от списания долгов по недостачам товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, когда конкретные виновники не установлены, или во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков.
В статью «Расходы на тару» в ЗАО «Долина» входят: амортизация (износ) тары-оборудования, расходы на ремонт тары-оборудования, стоимость тары, списанной из-за естественного износа, расходы на перевозку, погрузку и выгрузку тары, осуществляемую сторонними организациями при возврате ее поставщикам или сдаче тарособирающим организациям, расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары и другие расходы на тару.
На статье «Прочие расходы» в ЗАО «Долина» отражаются:
суммы затрат по уплате налогов, сборов, отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком за счет издержек обращения и производства;
износ по нематериальным активам;
В составе издержек обращения выделяют нормируемые расходы. К ним относят командировочные, представительские расходы, компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и др. Нормируемые расходы включают в издержки обращения в размере фактически произведенных затрат. Однако особенность их учета состоит в том, что для целей налогообложения они принимаются в пределах законодательно установленных норм. Нормы командировочных расходов установлены приказом Минфина РФ от 13.08.99 № 57н. «Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации». Для командировок на территории иностранных государств нормы установлены постановлением Совмина РФ от 01.12.93 МЬ 1261 «О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств» с изменениями от 21.03.98, письмом Минфина РФ от 29.03.96 № 34 «О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран» и другими нормативными документами; для расходов на рекламу — приказом Минфина РФ от 01.03.2001 г. № 18н, представительских расходов и затрат на подготовку и переподготовку кадров — приказом Минфина РФ от 15.03.2000 г. № 26н. Нормы возмещения расходов при направлении работников предприятия на курсы повышения квалификации определены постановлением Минтруд России от 15,06.95 №31. Размеры Компенсации за использование для служебных поездок личных Легковых автомобилей установлены письмом Минфина РФ от 04.02.2000 № 16н.
Следует также иметь в
виду, что в соответствии с п. 11
ПБУ 10/99 расходы по оплате банковских услуг с 1 января
2.2. Синтетический и аналитический учет расходов на продажу
Счет 44 "Расходы на продажу" в ЗАО Долина предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.
Синтетический учет издержек обращения ведут на счете 44 Издержки обращения". На каждую отрасль хозяйственной деятельности к данному счету открывают отдельные субсчета: 1 "Издержки обращения оптовых торговых предприятий"; 2 "Издержки обращения розничных торговых предприятий"; 3 "Расходы предприятий общественного питания"; 4 "Издержки обращения заготовительных предприятий"; Сальдо на этих субсчетах может быть только дебетовым. Оно показывает нарастающим итогом сумму расходов, произведенных с начала года. (Приложение 3)
Счет 44 "Издержки обращения" по отношению к балансу -- активный, по назначению — дополнительный. Сальдо по счету отражает сумму затрат по приобретению товаров, приходящихся на их остаток. По дебету счета учитывают расходы, произведенные в отчетном периоде, по кредиту счета отражают операции по уменьшению расходов отчетного периода и на списание издержек обращения на финансовые результаты.
На уменьшение издержек обращения до их списания на финансовые результаты относят выявленные при инвентаризации недостачи малоценных и быстроизнашивающихся предметов стоимостью до одной минимальной заработной платы за единицу, находившихся в эксплуатации и списанных на затраты в момент передачи их в эксплуатацию; суммы расходов, возмещенных другими субъектами хозяйствования; другие суммы.
По окончании отчетного месяца возникает необходимость все затраты, отраженные по дебету счета 44”Издержки обращения” , распределять между остатком нереализованных на конец отчетного периода товаров и проданных товаров. Причем такое распределение производится по методу среднего процента . При этом в расчет включается не все затраты, а лишь транспортные расходы и проценты за пользованием кредитом. Средний процент исчисляется по следующей формуле
Х=(Рн+Рп)/Т+ОК где:
Х-средний процент транспортных расходов и процента за пользованием кредитом.
Рн-расходы на начало.
Рп-произведенные расходы за период.
Т-товарооборот.
ОК-остаток товаров на конец периода.
ЗАО Долина в расчет включает стоимость товаров, сырья, готовой продукции, полуфабрикатов( т.е сальдо счетов 41 ). В дальнейшем, применяя рассчитанный средний процент, определяют сумму издержек обращения относящихся к остатку товаров нереализованных на конец месяца.Остальные суммы затрат, т.е оборот товаров по дебету счета 44 отнимают оборот по кредиту счету 44 и отнимают издержки обращения на остаток товаров на конец месяца считаются издержки обращения приходящиеся на проданные товары за текущий месяц , и списываются в дебет счета 90/2. (Таблица 1)
В процессе проверки следует убедится в провельности расчетов и бухгалтерских записей. Практика показывает, что распределение издержек обращения на реализованные товары и на их остаток производится только по транспортным расходам, игнорируя затраты по процентов за кредит. Тем самым завышая себестоимость проданных товаров и занижая прибыль. Кроме того, выявляются факторы неправильного отражения в отчетности издержек на остаток товаров.
В конце года затраты, приходящиеся на реализованные товары ( сальдо ) за вычетом расходов по завозу, и некоторых других расходов, относящихся к остатку товаров, которые остаются как остаток на счете 44) списывается в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». При составлении месячных и квартальных отчетов сальдо по счету 44 (также за исключением расходов по завозу, и других затрат относящихся к остатку товаров) используется для определения расчетным порядком (без составления бухгалтерских проводок) суммы чистой прибыли.(Приложение 4)
Расходы относятся в дебет счета 44, (Таблица 1, Приложение1) как правило, в том месяце, в котором они фактически произведены. Если оплата была произведена предварительно за следующие месяцы, то для выявления реального финансового результата за отчетный период уплаченные суммы относят на счет 97 «Расходы будущих периодов». С этого счета такие суммы списывают ежемесячно на счет 44 (Таблица 2, Пиложение 2) исходя из сроков погашения этих затрат. Такой порядок применяется, например, при учете уплачиваемой авансом арендной платы, оплаты за пользование телефоном и т. д.
В случае неоплаты расхода в том месяце, к которому он относится, необходимо начислять соответствующие суммы (например, начисление за текущий месяц заработной платы, которая выплачивается в следующем месяце).
Таблица 1
Отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с издержками обращения
№ |
Наименование операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма |
1 |
Поступили от Хлебозавода товары по закупочным ценам НДС (18%) Торговая наценка (25%) Расходы по доставке(централизованный завод) НДС (18%) |
41/2 19 41/2 44 19 |
60 60 42 60 60 |
12225 1864,83 3056,25 425 64,83 |
2 |
Получена счет-фактура от транспортной организации за доставку товаров Расходы по доставке НДС (18%) |
44 19 |
60 60 |
1780 271,53 |
3 |
Перечислено с расчетного счета: Транспортной организации |
60 |
51 |
1780 |
4 |
Передано в эксплуатацию весоизмерительное оборудование ( срок использования более года) Начислена амортизация 10% годовых |
01 44 |
08 02 |
122750 1022,92 |
5 |
Получен счет рекламного агентства, стоимость услуг НДС (18%) |
44 19 |
60 60 |
8775 1338,56 |
6 |
Израсходована материалы на упаковку и расфасовку товаров |
44 |
10 |
3120 |
7 |
Выявлено при инвентаризации: · общая недостача товаров · в пределах установленных норм естественной убыли · сверх норм отнесено на виновное лицо · излишек тары |
94 44 73 41/3 |
41 94 94 91 |
1950 100 1850 300 |
8 |
Начислен процент за пользование кредитом до оприходования товара на склад |
44 |
66 |
10000 |
9 |
Начислен процент за пользование кредитом после оприходования товара на склад |
44 |
66 |
10000 |
10 |
Начислена заработная плата торгово – управленческому персоналу |
44 |
70 |
30090 |
11 |
Начислен ЕСН 26% Пенсионный фонд 20% ФСС 3,2% Фонд мед. страхования 2,8% |
44 44 44 44 |
69 69 69 69 |
7823,40 6018 962,88 842,52 |
12 |
Удержан из з/п НДФЛ 13%, вычет 5чел*400 руб Остаток подотчетной суммы по командировке прошлого месяца По возмещению недостач |
70 70 70 |
68 71 73 |
1911,70 450 3940 |
13 |
Начислен износ на основные средства за текущий месяц |
44 |
02 |
800 |
14 |
Получены счета «Хабэнерго» НДС 18% «Горводоканал» за воду НДС 18% |
44 19 44 19 |
60 60 60 60 |
1925 293,64 2250 343,22 |
15 |
Начислено за аренду складских и торговых помещений Стоимость аренды НДС 18% |
44 19 |
60 60 |
6450 983,90 |
16 |
Перечислено с расчетного счета «Хабэнерго» «Горводоканал» Аренда |
60 60 60 |
51 51 51 |
1925 2250 6450 |
17 |
Утвержден авансовый отчет по командировке Расходы в пределах норм Из заработной платы остаток неизрасходованных сумм |
44 70 |
71 71 |
10000 550 |
18 |
Списаны расходы на продажу приходящиеся на реализованные товары |
90/2 |
44 |
100767,79 |
Для выявления финансового результата от реализации товаров как основного вида деятельности в ЗАО Долина определяют сумму издержек, относящихся к реализованным товарам, так как именно издержки по реализованным товарам непосредственно участвуют в формировании финансового результата.
Издержки по реализованным товарам определяют посредством ежемесячного распределения издержек обращения между реализованными и нереализованными товарами. Предварительно рассчитывают издержки, приходящиеся на остаток товаров, которые не являются в полном смысле издержками за месяц, формирующими финансовый результат, поскольку товары, к которым эти расходы относятся, еще не проданы. Поэтому затраты, относящиеся к остатку товаров, не включаются в состав расходов в отчете о прибылях и убытках, а учитываются в виде переходящего остатка на начало следующего за отчетным периода (сальдо по счету «Расходы на продажу»).
Порядок исчисления величины издержек обращения, относящихся к остатку товаров на конец отчетного периода (места) определен п. 2.18 Методических рекомендаций с учетом изменений, введенных с 01.01.2000 г. ПБУ 10/99 относительно затрат по оплате процентов за пользование банковским кредитом, относимых на счет «Прибыли и убытки» (о чем говорилось ранее).
Издержки, относящиеся к остатку товаров, рассчитываются по среднему проценту издержек обращения и производства за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. 8 расчете используют транспортные расходы при условии их отнесения согласно принятой учетной политике на издержки обращения в соответствии с п. 6. ПБУ 5/98. Расходы по оплате процентов за использование кредитов тоже могут включаться в расчет, но лишь по коммерческим (товарным) кредитам, когда предприятие получает не денежные средства от кредитора, а товар от поставщиков с рассрочкой платежа при условии выплаты процентов за рассрочку. Расчет производят в следующем порядке:(Приложение 2)
1) суммируются транспортные расходы и расходы по оплате процентов по кредитам (кроме денежных) на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;
2) определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца:
3) отношением определенной в п. 1 суммы издержек к сумме реализованных и оставшихся товаров (отраженных в п. 2) определяется средний процент издержек к обшей стоимости товаров;
4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца.
Оставшаяся сумма издержек (без расходов на остаток товаров в конце месяца) относится к реализованным товарам. Она возмещается размером валовой прибыли, отражаемой в отчете о прибылях и убытках (ф. № 2) в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н. Расчет списания приведен в приложении и в табл.2
Таблица 2
Расчет издержек обращения на остаток товара и подлежащих списанию.
Показатели |
Сумма |
1. Транспортные расходы, руб. |
2200 |
А) остаток товара на начало месяца(сальдо 44 счета) |
- |
Б) за месяц (дебет счета44) |
2200 |
В) итого (строки 1а+1б) |
2200 |
2. Товары (розничная стоимость), руб |
750960 |
А) реализовано за месяц |
300500 |
Б) остаток на конец месяца |
450460 |
В) итого (строки 2а+2б) |
750960 |
3. Средний уровень транспортных расходов, % |
0,29 |
4.Транспортные расходы на остаток товаров на конец месяца |
644,51 |
5.Общая сумма всех издержек за месяц, руб |
101412,30 |
6. Издержки, подлежащие списанию, руб: |
100767,79 |
А) всего (строки 1а+5-4) |
100767,79 |
2.3. Автоматизация бухгалтерского учета расходов на продажу
В ООО Долина учет расходов на продажу ведется с использованием программы 1С: бухгалтерия. Программа 1С:Бухгалтерия является универсальной бухгалтерской программой и предназначена для ведения синтетического и аналитического бухгалтерского учета по различным разделам.
Аналитический учет ведется по объектам аналитического учета (субконто) в натуральном и стоимостном выражениях.
Программа предоставляет возможность ручного и автоматического ввода проводок. Все проводки заносятся в журнал операций. При просмотре проводок в журнале операций их можно ограничить произвольным временным интервалом, группировать и искать по различным параметрам проводок.
Кроме журнала операций программа поддерживает несколько списков справочной информации (справочников):
· план счетов;
· список видов объектов аналитического учета;
· списки объектов аналитического учета (субконто);
· констант и т.д.
На основании введенных проводок может быть выполнен расчет итогов. Итоги могут выводиться за квартал, год, месяц и за любой период, ограниченный двумя датами. Расчет итогов может выполняться по запросу и одновременно с вводом проводок (в последнем случае не требуется пересчет).
После расчета итогов программа формирует различные ведомости:
· сводные проводки;
· оборотно-сальдовую ведомость;
· оборотно-сальдовую ведомость по объектам аналитического учета;
· карточка счета;
· карточка счета по одному объекту аналитического учета;
· анализ счета (аналог главной книги);
· анализ счета по датам;
· анализ счета по объектам аналитического учета;
· анализ объекта аналитического учета по всем счетам;
· карточка объекта аналитического учета по всем счетам;
· журнальный ордер.
В программе существует режим формирования произвольных отчетов, позволяющий на некотором бухгалтерском языке описать форму и содержание отчета, включая в него остатки и обороты по счетам и по объектам аналитического учета. С помощью данного режима реализованы отчеты, предоставляемые в налоговые органы, кроме того данный режим используется для создания внутренних отчетов для анализа финансовой деятельности организации в произвольной форме.
Кроме того программа имеет функции сохранения резервной копии информации и режим сохранения в архиве текстовых документов.
Прежде всего выделим звено для формирования первичных документов: накладных и других. Понятно, что в разных АИС число документов может быть неодинаковым также как и механизм извлечения данных из них для бухгалтерских проводок. Для «1С:Бухгалтерия. Базовая версия. Типовая конфигурация. Версия 7.5» используемая в ЗАО Долина после формирования документа по расходам на продажу на экране появляется запрос о том, следует ли провести документ. Утвердительный ответ приводит к проводке. Но такой порядок работы в этой программе существует далеко не для всех первичных документов, перечисленных в пункте главного меню «Документы». После создания некоторых из них вопрос о необходимости проводки не появляется на экране. Документ может быть отпечатан и существует в системе. Но для включения его данных в баланс неискушенному в настройке системы бухгалтеру приходится делать отдельную проводку.
Для единообразного отражения данных всех документов с целью осуществления проводок пришлось создать некий универсальный документ, который включает в себя только необходимые для проводок данные – дату, счет по дебету, счет по кредиту, сумму и некоторые другие (свои у каждого разработчика АИС). Этот документ можно назвать мемориальным ордером, так как он имеет сходное назначение. Обычно его можно отпечатать, но его форма в каждой бухгалтерской программе индивидуальна. Название такого документа также индивидуально в каждой программе. В программе «1С:Бухгалтерия» он называется «проводка». «Проводка» не может содержать больше, чем одну пару счетов, один счет по дебету и один счет по кредиту. Понятно, что «проводка» в отличие от расходного кассового ордера, на основании которого она сформирована, не содержит, например, фамилии лица, получившего деньги, как не содержит и много другой информации, имеющейся на бланке ордера.
«Проводки» могут иметь два состояния – проведенные и непроведенные. Возможность существования непроведенных проводок позволяет бухгалтеру отложить решение о их проведении. Документы, на основании которых сформированы непроведенные "проводки”, называются отложенными. С другой стороны, можно заранее создать несколько документов, которые неизбежно понадобятся в будущем, но не проводить их до наступления необходимой календарной даты.
При формировании журналов происходит простая выборка из базы данных документов тех или иных параметров каждого документа. Поэтому с точки зрения обработки информмации этот процесс отличается тем, что разработчик обычно предоставляет в распоряжение пользователя разнообразные средства для уточнения параметров выборки.
Отчеты также как и журналы формируются на основании первичных документов. Однако их формирование предполагает обработку информации по определенным алгоритмам. Например, для создания оборотной ведомости требуется суммирование информации оборотов по каждому счету.
В практике создания АИС бухгалтерского учета разработчики делят отчеты на внутренние, то есть создаваемые для внутреннего использования не предприятии, и внешние, предназначенные для передачи в другие организации. Внешние отчеты имеют утвержденную вышестоящими организациями форму. Однако алгоритм расчета каждого показателя отчета каждому разработчику приходится создавать самостоятельно. Вот почему на российском рынке АИС столь популярны программы фирмы «1С» являющейся дочерним предприятием Госкомстата РФ и разрабатывающей для него альбомы форм первичной учетной документации. Приборетая программу каждый пользователь надеется, что заложенные в нее алгоритмы расчетов всех отчетных показателей являются правильнымми и актуальнми на современную отчетную дату. В случае использования программы фирмы «1С» это достигается бесплатным распространением новых версий «Типовой конфигурации» (документы, например, новая форма касового ордера в 1999 году) и «Форм»(отчеты).
Развитие АИС бухгалтерского учета не сводится к совершенствованию и расширению числа звеньев обработки информации от документа к отчету. Ведь в бухгалтерии имеется разделение труда. Было бы неправильно устанавливать на каждое рабочее место сверхсложную полнофункциональную программу. Это потребовало бы значитеьных затрат на повышение квалификации бухгалтера и техническое оснащение рабочего места. Поэтому многие АИС имеют подсистемы, которые ориентированы на отдельные рабочие места бухгалтеров в рамках их специализации внутри бухгалтерии. Это кассовые операции, расчет заработной платы, учет основных фондов, расчетные операции, складские операции и т.д. Такие подсистемы можно назвать подсистемами аналитического учета, хотя фактически реализованные в них функциональные возможности нередко превышают требования аналитического учета.
Подсистемы могут не содержать механизма осуществления проводок. Однако обычно они строятся также на основании первичных документов. Информация документов обобщается и с той или иной периодичностью передается в главную подсистему. В главной подсистеме на основании этой информации осуществляются проводки.
Такая организация движения информации в ЗАО Долина позволяет разгрузить главную подсистему от детальной аналитической информации. Это значительно ускоряет время составления отчетов и журналов в главной системе. Но, с другой стороны, отсутствие детальной информации аналитического характера может не позволить создавать некоторые виды отчетов, базирующиеся на обработке именно этой информации, часть информации находится в главной системе, а часть осталась в подсистеме.
С точки зрения обобщения данных документов первичного учета АИС имеют недостатки. При автоматизированной форме учета оборотная ведомость формируется на основании первоначальных записей о бухгалтерских операциях в Журнале учета хозяйственных операций. Поэтому бухгалтер не имеет промежуточных итогов работы над ней, которые ранее появлялись в результате группировки и обобщения операций на отдельных участках бухгалтерии. Однако эти итоги необходимы для составления отчетности и анализа деятельности предприятия. В результате единый процесс бухгалтерской работы разделился на две задачи, решаемые отдельно друг от друга. С одной стороны, по всем операциям составляется баланс, с другой стороны, по некоторым данным составляется отчетность.
В результате выделения проблемы составления отчетности из единого учетного процесса в самостоятельную задачу увеличилась вероятность возникновения ошибок в отчетности. Ошибки могут возникнуть, в частности, вследствие включения в тот или иной отчет не всех сумм отдельных операций, которые должны быть в нем учтены.
Заключение
Издержки обращения - совокупные общественные затраты, связанные с обращением товаров. Как правило, под издержками обращения понимаются текущие затраты оптовых, снабженческо-бытовых, посреднических, комиссионных, торговых и других коммерческих организаций, действующих в сфере обращения и занимающихся продажей и доставкой товаров от производителей к покупателям.
Целью бухгалтерского учета издержек обращения является объективное отражение расходов, правильное их распределение по периодам и статьям, своевременное предоставление информации, необходимой для контроля за расходами и принятия управленческих решений.
Бухгалтерский учет издержек обращения и производства предприятий торговли должен обеспечить своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов, а также контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
ЗАО Долина является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие имеет счета в банках и предполагает действия на основании законодательства Российской Федерации, Устава и Учредительного договора.
Счет 44 "Расходы на продажу" в ЗАО Долина предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.
Синтетический учет издержек обращения ведут на счете 44 Издержки обращения". На каждую отрасль хозяйственной деятельности к данному счету открывают отдельные субсчета: 1 "Издержки обращения оптовых торговых предприятий"; 2 "Издержки обращения розничных торговых предприятий"; 3 "Расходы предприятий общественного питания"; 4 "Издержки обращения заготовительных предприятий"; Сальдо на этих субсчетах может быть только дебетовым. Оно показывает нарастающим итогом сумму расходов, произведенных с начала года.
Счет 44 "Издержки обращения" по отношению к балансу -- активный, по назначению — дополнительный. Сальдо по счету отражает сумму затрат по приобретению товаров, приходящихся на их остаток. По дебету счета учитывают расходы, произведенные в отчетном периоде, по кредиту счета отражают операции по уменьшению расходов отчетного периода и на списание издержек обращения на финансовые результаты.
На уменьшение издержек обращения до их списания на финансовые результаты относят выявленные при инвентаризации недостачи малоценных и быстроизнашивающихся предметов стоимостью до одной минимальной заработной платы за единицу, находившихся в эксплуатации и списанных на затраты в момент передачи их в эксплуатацию; суммы расходов, возмещенных другими субъектами хозяйствования; другие суммы.
По окончании отчетного месяца возникает необходимость все затраты, отраженные по дебету счета 44”Издержки обращения” , распределять между остатком нереализованных на конец отчетного периода товаров и проданных товаров. Причем такое распределение производится по методу среднего процента . При этом в расчет включается не все затраты, а лишь транспортные расходы и проценты за пользованием кредитом.
Список использованных источников
1. Гражданские кодекс РФ ч 1-3 ( с изменениями и дополнениями)
2. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129 ФЗ от 21.11.96 г. // Российская газета. – 1996. – 24 ноября.
3. Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ: Приказ Минфина РФ от 29.07.98 № 34-Н. (с изменениями от 24.03.00 № 31 –Н) // Российская газета. – 1998. – 01 августа.
4. Об Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.00 № 2-Н // Нормативные документы для бухгалтера. – 2000. - №2.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждено приказом МФ РФ от 06.05.99 № 32-Н // Приложение к журналу «Бухгалтерский учет». – 1999. - №7.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено приказом МФ РФ от 06.07.99 г., № 33-Н // Приложение к журналу «Бухгалтерский учет». – 1999. - №7.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утверждено приказом МФ РФ от 06.07.99 г., № 43-Н.
8. Положение о безналичных расчетах в РФ. Утверждено ЦБ РФ от 8.09. 00г. № 120 – П // Российская газета – 2000. - 5 октября.
9. Положение о наличном денежном обращении в РФ. Утверждено ЦБ РФ от 5 января 2000г. № 16 – П // Нормативные акты для бухгалтера .- 2000.- № 5.
10. Порядок ведения кассовых операций в РФ: Постановление ЦБ РФ от 7 октября 2000г. № 18 // Экономика и жизнь – 2000. - № 43,44.
11. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации. По становление Госкомстата РФ от 18.08.98, №1.
12. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утверждено приказом МФ РФ от 28.06.00 № 60-Н // Нормативные акты для бухгалтера .- 2000.- № 12.
13. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. –М.: ПРИОР. 2002. –672 с.
14. Астахов В.П. и др. бухгалтерский учет денежных средств и расчетов / В.П. Астахов, Е.М. Макаренко, Е.М. Ткаченко; под ред. Астахова. –М.: ПРИОР, 2000.-256 с.
15. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Под ред. Стражева. -3 издание.; переработано и дополнено. –Минск: Вышейшая школа, 199 .-398 с.
16. Аудит: Учебник / Под ред. Подольского В.И. –2 издание; дополнено и переработано. –М.: ЮНИТИ. –2002. –656 с.
17. Баканов М.И., Сергеев Э.А. Анализ эффективности использования оборотных средств // Бухгалтерский учет. – 1999. - №10.-с. 64-67.
18. Барышникова Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. –4 издание; дополнено и переработано. –М.: ФИЛИНЪ. 1999.-528 с.
19. Бубенов С.Н. Применение аккредитива для расчетов с партнерами (Денежные средства и расчеты) // Главбух. –2002.-№21.-с.51-61.
20. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Тишкова И.В., Прищепа А.И.- 3 издание; переработанное и дополненное. –Минск: Вышейшая школа,2000.-746 с.
21. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Ларионова А.Д. –М.: Проспект, 2001. –368 с.
22. Верещака В.В. Расчеты с наличными денежными средствами: Денежные средства и расчеты // Главбух. –1998. -№18.-с.35-42.
23. Воронин С.В. Курсовые разницы и валютные операции в условиях кризиса // Главбух. –2002.-№18. –с.20-29.
24. Голубин А., Иванов В. Опыт статистического прогнозирования денежных потоков: Анализ хозяйственной деятельности // Финансовая газета.-99.-№1.-с.5.
25. Ефимов О.В. Оборотные активы организации и их анализ // Бухучет. –2000. -№ 19 с. 72-78.
26. Ефимов О.В. Оборотные активы организации и их анализ // Бухучет. –2000. -№ 10 с. 47.
27. Ефимов О.В. Финансовый анализ. –2 издание; дополненное и переработанное. –М.: Бухгалтерский учет, 1999. –320 с.
28. Захарьин В.Р. Безналичные расчеты: Правила осуществления и отражения в учете // Современный бухучет. – 2000. -№ 11.- с.36-50.
29. Иванов Н.Г. Аудиторская проверка кассовых операций // Бухгалтерский учет. –2001. -№2.-с. 47-52.
30. Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. / Камышанов П.И., Камышанов А.П. и Камышанонов Л.И. – 5 издание; переработанное идополненное. –М.: Элиста: АПП «Джангар», 2000. –600 с.
31. Камышанов П.И. и др. современная бухгалтерия и аудит на предприятиях и в банках. –2 издание; дополненное и переработанное. –М.: Джангар, 2003.-720 с.
32. Каргин Т.П., Макмин А.Р. Анализ финансовых отчетов (на соснове GAAP): Учебник / Перевод с английского – издание. М.: ИНФРА –М, 1999. –448 с.
33. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. –М.: Проспект, 2000, -420 с.
34. Ковалев О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учебное пособие. –М.: Приор, 2000. –272 с.
35. Ковалев А.И., Привалов В.П Анализ финансового состояния предприятия. Издание 3-е, исправленное и дополненное. –М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. –216 с.
36. Костюк Г.М. Аудиторская проверка счетов организации в банках // Бухучет. –2001. -№ 19.- с.35-43.
37. Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях / Е. П. Козлова, Г.Н. Бабченко., -М.: Финансы и статистика. 2001. –720 с.
38. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. –4 издание; дополненное и переработанное. –М.: ИНФРА. –М. 2002.
39. Любушин Н.П. и др. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий: Учебник / Н.П. Любушин, В.Б. Лещева. –М.: ЮНИТИ, 1999.-47 с.
40. Михалкевея А.П. Бухгалтерский учет на предприятиях зарубежных стран: Учебное пособие. –Минск: Мисанта, 2002. –109 с.
41. Порядок работы с наличными денежными средствами // Экономика и жизнь. –99. -№47.- Бухгалтерские приложения. –с.9-16.
42. Пошерстник Е.Б., Мейксин М.С. Бухгалтерский учет и аудит: Практическое пособие с комментариями: в 2-х т. Т.2 –2 издание; дополненное и переработанное. –М.: -СПб: ГЕРДА, 2001. –479 с.
43. Пошерстник Е.Б. Бухгалтерский учет и аудит: практическое пособие с комментариями в 2-х томах Т.2 –2 издание; дополненное и переработанное. –М.: -СПб: ГЕРДА. 2003. –472 с.
44. Пипко В.А. Бухгалтерский учет денежных средств и ценных бумаг: Учебное пособие \ Под ред. Бинатова Ю.Г. –М.: Финансы и статистика, 1996. –96 с.
45. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие –4 издание; дополненное и переработанное. –Минск: Новое издание, 1999. –498 с.
46. Соловьева О.В. Зарубежные стандарты учета и отчетности: Учебное пособие. –М.: аналитика – Пресс, 1999. –288 с.
47. Терехов А.А. Аудит. –М.: финансы и статистика, 1999. –512 с.
48. Учет и оформление кассовых операций6 Учебное пособие –М.: проспект, 2003. –98 с.
49. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. –2 издание; дополненное и переработанное. –М.: ИНФРА-М, 2002. –352 с.
50. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. –3 издание; дополненное и переработанное. –М.: Инфра –М, 2003 – 208 с.
51. Энциклопедия общего аудита: Законодательная и нормативная база, практика, рекомендации и методика осуществления: Учебное пособие в 2-х томах.:Т.1. –М.: Дело и Сервис, 2000. –569 с.
52. Энциклопедия общего аудита: Законодательная и нормативная база, практика, рекомендации и методика осуществления: Учебное пособие в 2-х томах6 Т.2. –М.: Дело и Сервис, 2002. –464 с.
52. Эргашев Х.Х. Учет денежных средств, кредитных операций и расчетов: Учебное пособие. –М.: Дажков и К, 2000. –239 с