СОДЕРЖАНИЕ
1. Необходимость создания ФПГ в условиях формирования рыночных отношений……………………………………………………………………………3
2. Особенности производственных кооперативов…………………………………7
Список использованной литературы…………………………………………..12
1. Необходимость создания ФПГ в условиях формирования рыночных отношений
Включение в систему экономического механизма страны наряду с малыми и средними предпринимательскими структурами крупных производственно-хозяйственных комплексов, призванных обеспечить развитие и конкурентоспособность предприятий наукоемких промышленных отраслей, активизацию процессов инвестирования в этих сферах, стало главной предпосылкой к законодательному определению финансово-промышленных групп уже в первой половине 90-х годов прошлого столетия. Существенное влияние на их формирование оказывает ряд факторов, характерных для России на переходном этапе к современной рыночной экономике. 1
В числе таких факторов целесообразно выделить следующие:
- перераспределение собственности путем ускоренной приватизации;
- отказ от плановых методов управления экономикой;
- реструктуризация экономики с ориентацией на потребности внутренних и внешних рынков;
- обновление всего предпринимательского (хозяйственного) законодательства, включая формирование правовой базы для регулирования создания и деятельности крупных производственно-финансовых комплексов в конкурентной среде;
- необходимость обеспечения соблюдения антимонопольных требований при балансировании интересов крупных, средних и малых коммерческих структур.
Дается характеристика понятия финансово-промышленной группы в увязке с целями ее создания, в числе которых выделяются технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных либо иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Эти цели определены в контексте основных задач и принципов создания ФПГ, сформулированных в Программе содействия формированию финансово-промышленных групп, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г. N 48.
Так, к основным задачам создания ФПГ отнесены:
- концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;
- обеспечение финансовыми ресурсами сферы промышленности НИОКР, ускорение научно-технического прогресса;
- повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;
- содействие демонополизации рынков продукции промышленного комплекса;
- осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности, реализация конверсии оборонных предприятий;
- формирование рациональных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды. Указанные цели и задачи создания ФПГ предопределили основные принципы формирования этих комплексов как совокупности юридических лиц.1
К таким принципам относятся:
- индивидуальный характер проекта формирования каждой ФПГ на основе единой нормативно-правовой базы;
- многообразие путей формирования ФПГ, включая добровольность вхождения предприятий (организаций) в состав ФПГ, разнообразие консолидации пакетов акций и возможность формирования ФПГ с участием унитарных предприятий;
- использование разнообразных форм интеграции финансового, промышленного и торгового капитала на основе взаимной заинтересованности в результатах совместной деятельности в качестве определяющего условия формирования групп;
- первоначальное создание ФПГ на базе технологически и кооперационно связанных промышленных предприятий, выпускающих сложную наукоемкую продукцию, обеспеченную платежеспособным спросом и конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках, а также товары для государственных нужд;
- целенаправленное образование ряда, как правило, не менее трех, ФПГ на одном отраслевом (региональном) товарном рынке или наличие на нем конкурентов по соответствующим видам продукции. Исключение из этого принципа может быть связано с особой спецификой деятельности ФПГ (например, по производству вооружений, стратегических видов сырья и материалов);
- государственное содействие и поддержка создания и функционирования ФПГ, инвестиционные проекты и программы которых отвечают целям и приоритетам социально-экономической политики. Формы государственной поддержки ФПГ могут быть разнообразными, учитывающими как общую экономическую ситуацию, так и специфику деятельности конкретной ФПГ, и определяются на основе договора о партнерстве и взаимных обязательствах между ФПГ и федеральным органом исполнительной власти;
- использование при формировании ФПГ как рыночных, так и внерыночных способов консолидации пакетов акций, принадлежащих государству. Применение внерыночных способов допускается в целях сохранения контроля за соответствующими производствами;
- возможность создания межгосударственных ФПГ с учетом направленности сложившихся и проектируемых договорных отношений и особенностей целевых товарных рынков;
- создание на основе ФПГ новых инвестиционных механизмов развития промышленного производства, обеспечивающих самофинансирование и снижение нагрузки на федеральный бюджет;
- социально-экономическая обоснованность проектов создания ФПГ, подтвержденная экспертизой.
Реализация перечисленных принципов формирования финансово-промышленных групп на примере конкретной ФПГ может, как показывает практика, сочетаться в различных комбинациях в зависимости от ее целей и задач, а также состава участников. 1 При этом под словосочетанием «промышленные предприятия» при определении возможных участников группы не следует понимать только субъекты промышленного профиля, поскольку в числе таких образований могут быть, например, предприятия строительного комплекса и транспорта, обеспечивающие рынок товаром в виде возведенных жилых и промышленных объектов, а также услугами по перевозке необходимой продукции, сырья, материалов.
С учетом приведенных принципов построения ФПГ предусмотренный данной статьей вариант их создания в качестве совокупности юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, свидетельствует о возможном использовании так называемой холдинговой модели при формировании таких комплексов.
В связи с этим необходимо отметить, что основу такого построения ФПГ составляют положения ст. 105 ГК РФ «Дочернее хозяйственное общество» и ст. 6 Закона об АО «Дочерние и зависимые общества». Суть данных норм заключается в том, что общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором или иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
2. Особенности производственных кооперативов
Производственный кооператив - это добровольное объединение граждан, основанное на совместном членстве для производственной или иной хозяйственной деятельности посредством их личного трудового или иного участия и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
Количество членов кооператива не может быть менее пяти. Верхний предел численности членов кооператива законом не ограничивается.
Кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в порядке, предусмотренном уставом кооператива. 1
Независимо от величины принадлежащего ему пая, член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием членов кооператива.
Кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов кооператива и его наемных работников.
Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым и (или) иным участием, размером паевого взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в его деятельности, - соответственно их паевого взноса.
Лицу, прекратившему членство в кооперативе, выплачивается стоимость пая или выдается имущество, соответствующее его паю.
Кооператив самостоятельно устанавливает для своих членов виды дисциплинарной ответственности.
По решению общего собрания членов кооператива член кооператива может быть исключен из него в случаях;
- если он не внес в установленный уставом кооператива срок паевой взнос;
- если он не выполняет или ненадлежащим образом выполняет обязанности, возложенные на него уставом кооператива, а также в других случаях, предусмотренных уставом кооператива.
Для того, чтобы получить возможность осуществлять свою деятельность на рынке товаров и услуг кооперативу необходимо обладать строго определенными признаками, характеризующими его в качестве товаропроизводителя. К ним, этим признакам, относятся, в первую очередь, его права, обязанности, ответственность как по отношению к его партнерам по предпринимательской деятельности, так и к государству, гражданам.
Права, обязанности и ответственность организаций, кооператива в том числе, регламентируются гражданским законодательством. В обобщенном виде эти признаки (характеристики) выражены в понятии «юридическое лицо».
Согласно пункту 1 статьи 48 юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиков в суде. 1 Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Co своей стороны заметим, что согласно Закону (статья 15) производственный кооператив имеет самостоятельный баланс. Самостоятельность бухгалтерского баланса заключается в том, что в нем отражается все имущество, поступления, затраты, активы и пассивы юридического лица.
Пунктом 2 статьи 48 ГК РФ установлено, что участники (члены) производственного кооператива имеют по отношению к нему обязательственные права. Согласно пункту 1 статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности.
В связи с изложенным, заметим, что практическое значение для кооперативов такого установления заключается в следующем. Если в уставе кооператива будет приведен исчерпывающий (законченный) перечень видов его деятельности, то он не вправе заниматься какими-либо другими видами деятельности. Учредители (члены) кооператива тем самым сами ограничили свою правоспособность.
Если же в уставе кооператива его учредители (члены) не указали исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, то они вправе заниматься любыми, не запрещенными законом видами предпринимательской деятельности и совершать любые необходимые для этого сделки. В этом случае кооператив обладает так называемой общей правоспособностью.
Обычно в уставе перечисляют несколько (один) видов деятельности, а затем добавляют фразу: «Кооператив вправе осуществлять и иные виды деятельности, если они не запрещены законом». Можно сделать иначе. Перечислив виды деятельности, добавить фразу: «и другие, не запрещенные законом виды деятельности». Можно вообще не приводить в уставе эти виды деятельности. Главное заключается в том, чтобы в уставе не было исчерпывающего (законченного) перечня видов деятельности. Однако следует помнить, что устав кооператива в известной степени является его визитной карточкой для покупателей и поставщиков. И, если из него не следует, чем занимается кооператив, какова его специализация, то это может быть причиной их нежелания сотрудничать с кооперативом.
Пунктом 2 статьи 49 ГК РФ установлено, что юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.
Производственные кооперативы, действуя в рамках закона, в то же время не подчинены в своей предпринимательской деятельности никаким властным структурам. Поэтому органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в эту деятельность кооперативов. Тем не менее, нередко властные структуры, в первую очередь, местные, нарушают это правило, принимая решения, нарушающие права кооперативов. 1
Во многом своеволие властей, отдельных чиновников, является пережитком прошлого: такое вмешательство было нормой в период господства командно-административной системы. Попытки влияния и давления на кооперативы, иногда в корыстных интересах, имеют место до сих пор. Старые традиции своеволия чиновников далеко еще не преодолены. К тому же, во многом нарушения закона можно объяснить не просто правовым невежеством, но и пренебрежением к нему со стороны представителей многочисленной армии местной бюрократии.
Как следствие всего этого - многочисленные конфликты между государственными (муниципальными) органами, имеющими властные полномочия, и кооперативами, считающими, что обязательные для них предписания (решения) этих органов или противоречат закону, или нарушают законное право кооператива на его волеизъявление, защиту интересов, урегулирование тех или иных вопросов, решение его проблем.
Поскольку кооператив имеет дело с органами государственного или муниципального управления, их решения являются для него и соответствующих служб, исполняющих такие решения, обязательными. B этой связи для кооператива неизбежно возникает вопрос, - каким образом он может защитить свои интересы? Опыт свидетельствует, что оспаривание решений тех или иных органов управления путем обращения в их вышестоящие организации малоэффективно.
Во-первых, процедура рассмотрения обращения растягивается на неопределенно продолжительный срок. Во-вторых, вышестоящий орган, отстаивая свои корпоративные интересы, может или уклониться от решения вопроса, или же решить его не в пользу кооператива. К тому же, - это общая беда организаций, обращающихся в вышестоящие инстанции, - последние, не имея возможности решить вопрос в центре, вынуждены для выяснения всех обстоятельств дела, направить его на рассмотрение тому же органу, который принял решение, породившее конфликт.
Именно поэтому подобные конфликты должны разрешаться независимым органом, решения которого обязательны для обеих сторон конфликта - судом или арбитражным судом. Именно поэтому пункт 2 статьи 49 ГК РФ декларирует право юридического лица обжаловать в суд решение об ограничении его прав. 1
Право на обращение юридического лица в суд гарантировано статьей 46 Конституции РФ: решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Если же в результате незаконных действий органов государственной и муниципальной власти кооперативу причинен материальный ущерб, то он имеет право на его возмещение. Такое право также гарантировано Конституцией РФ. Согласно ее статье 53 каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Соответствующая норма содержится также в статье 16 ГК РФ: убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу, в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.).
2. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (с изм. и доп. от 21 марта 2002 г.).
3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.)
4. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 января 1996 г. N С1-7/ОЗ-6 «О некоторых положениях Федерального закона «О финансово-промышленных группах»
5. Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И.) - М.: Фонд «Правовая культура», 1995 г.
6. Михайлов Н. И. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О финансово-промышленных группах» (постатейный) / Отв. ред. акад. В. В. Лаптев - М.: Волтерс Клувер, 2004 - (Серия «Библиотека профессионала»).
7. Пугиев А.С. Особенности формирования и управления ФПГ в условиях рыночной трансформации в России//Автореф. ...канд. эконом. наук. Волгоград, 2001.
1 Михайлов Н. И. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О финансово-промышленных группах» (постатейный) / Отв. ред. акад. В. В. Лаптев - М.: Волтерс Клувер, 2004 - (Серия «Библиотека профессионала»). С. 37.
1 Михайлов Н. И. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О финансово-промышленных группах» (постатейный) / Отв. ред. акад. В. В. Лаптев - М.: Волтерс Клувер, 2004 - (Серия «Библиотека профессионала»). С. 41.
1 Пугиев А.С. Особенности формирования и управления ФПГ в условиях рыночной трансформации в России//Автореф. ...канд. эконом. наук. Волгоград, 2001. С. 8.
1 Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (с изм. и доп. от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.).
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.).
1 Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (с изм. и доп. от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.).
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.).