Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной комиссии!

Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему «Турпродукт как товар на рынке туристских услуг». Исследование проводилось в г. Новосибирске.

Актуальность выбранной тематики обусловлена тем, что в настоящее время туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Это является основанием для более четкой направленности и более интенсивного маркетинга по основным направляющим странам, включая в первую очередь целенаправленную рекламно-информационную деятельность. Грамотно построенная маркетинговая стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать въездной туризм наиболее доходной составляющей всей туристской сферы России. Поэтому необходимо изучение особенностей функционирования туристского рынка, специфики туристского продукта и туристской услуги, правила предоставления туристских услуг.

Итак, целью дипломной работы является рассмотрение специфики турпродукта как товара на рынке туристских услуг.

Объект исследования – туристская фирма г. Новосибирска – ООО «Бюро путешествий Марко Поло».

Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

·        Рассмотрены сущность и особенности туристского продукта;

·        Рассмотрены особенности взаимодействия туристской услуги и туристского продукта;

·        Проведено исследование товарной политики туристской фирмы «Марко Поло»;

·        Рассмотрены особенности туристского продукта, предоставляемого туристской фирмой «Марко Поло», особенности сезонного предложения турпродукта;

·        Разработаны мероприятия диверсификации сферы деятельности туристской фирмы «Марко Поло» за счет разработки и внедрения нового турпродукта.

Дипломная работа состоит из трех глав, введения и заключения.

Для написания данной работы были использованы нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в туристской сфере, государственные стандарты, определяющие требования к содержанию туристского продукта, монографии (работы Витерс Дж., Гаврильчак Н.И.), учебная литература (работы Дурович А.П., Жуковой М.А., Зорина И.В., Ильиной Е.Н., Кабушкина Н.И., Квартального В.А., Котлера Ф., Марковой В.Д., Ополченова И.И., Сидорова В.А., Шубаевой В.Г., Янкевича В.С.), периодическая литература (работы Артемовой Е.Н., Воробьева В., Морозова В.А., Моторина В., Пивоваровой М., Хоцятовской Л., Юрика Р.А.), ресурсы Интернет.

Первая глава посвящена определению сущности и особенностей туристского продукта.

Основные особенности турпродукта как товара связаны с природой услуги. Неосязаемый характер услуги приводит к тому, что покупатель испытывает затруднение при ее оценке, поэтому он часто полагается на внешнее впечатление, и огромную роль при этом играет имидж фирмы. Компания должна не просто предлагать квалифицированно выполненные услуги, она должна производить хорошее впечатление.

Важным направлением товарной политики является формирование и управление ассортиментом предоставляемых услуг. Формирование ассортимента предполагает решение вопросов, связанных с разработкой оптимального пакета услуг, а также с определением необходимости создания новых услуг, изменением уже существующих, прекращением оказания нерентабельных видов услуг.

К особенностям туристских услуг можно отнести взаимодополняемость комплекса предлагаемых услуг и местных условий и взаимозаменяемость туристских услуг.

Во второй главе показаны особенности товарной политики ООО «Бюро путешествий «Макро Поло».

ООО «Марко Поло» - туристская фирма г. Новосибирска, предоставляющая туроператорские услуги. ООО «Марко Поло» работает на туристском рынке с 1995 г.

Компания ООО «Марко Поло» сотрудничает с ОАО «Авиакомпанией Сибирь», туристическим агентством Amathus и другими.

Конкурентами ООО «Марко Поло», предлагающими индивидуальные и тематические туры,  на туристском рынке г. Новосибирска можно назвать туристическое агентство "Five Seasons Travel","ЭКСКЛЮЗИВ", Multitravel.Ru, Туристическая фирма Восток-Запад-тур.

Специализация ООО «Марко Поло» - выездной туризм. Компания предлагает уникальное направление - индивидуальные туры. Однако, учитывая тенденции спроса на рынке компания вынуждена также заниматься и групповыми турами.

Наиболее популярным направлением летнего сезона по итогам продаж  ООО «Марко Поло» в 2004 г. была Турция, зимнего сезона – Испания.

Сильные стороны фирмы ООО «Марко Поло»: опыт работы и специализация на индивидуальных поездках; качественное и налаженное оборудование; опытный персонал.

Слабые стороны фирмы ООО «Марко Поло»: мало опыта в приеме иностранных туристов; недостаточное внимание к продвижению продукции; ограниченное количество каталогов по странам.

Стратегия ценообразования турфирмы ООО «Марко Поло» - стратегия цен проникновения на рынок. Данная стратегия базируется на преднамеренно низком уровне цен с целью расширения доли рынка.

ООО «Марко Поло» превосходит конкурентов  по таким показателям, как автоматизация рабочего места, профессиональные качества персонала, удобство расположения, программа тура. Однако, уступает по таким качествам, как информационно-рекламные материалы и ширина ассортимента.

Кроме того, при анализе фирменного стиля ООО «Марко Поло» были отмечены следующие недостатки: отсутствие бейджиков у персонала, отсутствие фирменной униформы.

Анализ продвижения туруслуг фирмы ООО «Марко Поло» показал: рекламные мероприятия планируются не продуманно, не осуществляется контроль эффективной рекламной деятельности, не ведется анализ рекламной деятельности конкурентов.

ООО «Марко Поло» предоставляет следующие зимние направления: индивидуальные туры в Швейцарию -  талассотерапия (лечение морским климатом и купаниями в сочетании с солнечными ваннами), Таиланд, Египет, Хорватия.

Основными летними направлениями выездного туризма считаются: Турция, Хорватия, Испания, Кипр, Болгария, Тунис, Италия. Нужно заметить, что ООО «Марко Поло» не предоставляет таких важных и популярных направлений, как отдых на Кипре, Болгарии, Тунисе.

В качестве совершенствования коммуникативной политики ООО «Марко Поло» можно предложить выпускать печатный каталог компании с указанием туров, цен, новостей компании.

Учитывая ярко выраженный сезонный характер турбизнеса предполагается использовать схему охвата сезонного опережения.

Анализ показал, что основные клиенты турфирмы «Марко Поло» -корпоративные клиенты. Поэтому необходимо: во - первых, завести базу данных корпоративных клиентов, а во-вторых организовать клуб корпоративных клиентов.

До сих пор турфирмой «Марко Полоо» не была создана турагентская сеть. Турагентсткая сеть, которая на сегодняшний день существует, весьма не устойчива, т.к. нет четкой политики и технологии работы с агентствами. Многое было сделано, для того, чтобы найти агентства, привлечь их внимание, но почти ничего для того, чтобы удержать их и обеспечить долгосрочное сотрудничество.

Региональными агентами турфирмы «Марко Поло» могут стать: региональные туристические фирмы.

В ассортиментной политике компании не проработаны такие перспективные направления как Болгария, Тунис, Кипр.

Официальным представителем фирмы «Марко Поло» в регионе может стать туристическая фирма, подписавшая определенный договор с турфирмой «Марко Поло». ООО «Марко Поло» должно будет обеспечивать каталогами и необходимым материалом фирму в регионе и предоставлять им комиссию до 10%.

ООО «Марко Поло» следует ввести более гибкую систему ценообразования на услуги.

С учетом недостатков в маркетинговой политике ООО «Марко-Поло» в работе предлагается разработка тура в Швейцарию. Маршрут предлагаемого тура – Цюрих-Люцерн-Берн-Женева. Предлагаемый тур – массовый, в группах до 8 человек.

Выбор данного направления обусловлен следующими причинами: в ассортименте ООО «Марко Поло» представлены лишь индивидуальные туры в Швейцарию (талассотерапия), анализ рынка показал, что на туры в Швейцарию существует спрос, в Новосибирске туры в Швейцарию предлагает только одно турагентство - "Five Seasons Travel". Однако одним из недостатков туров, предлагаемых "Five Seasons Travel" является вылет из Москвы и высокая стоимость тура.

При разработке тура ООО «Марко Поло» были учтены также недостатки и коммуникативной политике фирмы (разработка информационно-рекламных материалов). Сравнительный анализ предлагаемого тура с турпродуктом "Five Seasons Travel" показал видимые конкурентные преимущества.

Спасибо за внимание