СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Сущность, организация и законодательная основа таможенного дела в РФ   3

2. Значение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) в таможенном деле. 6

Задача 3. 14

Задача 4. 15

Список использованных источников. 17

Вариант 2

 

1. Сущность, организация и законодательная основа таможенного дела в РФ

Одним из обеспечивающих механизмов таможенного регулирования, системы мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования (запретов и ограничений) является таможенное дело.

Таможенное дело в целом направлено на создание правовых, экономических и организационных основ перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, соблюдение ими обязанностей в области таможенного и иного законодательства.

В Российской Федерации таможенное дело представлено как совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования (запретов и ограничений), установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В соответствии со ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" [1] общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ в соответствии с законодательством РФ.

Таможенное дело относится исключительно к ведению федеральных органов государственной власти и непосредственно осуществляется таможенными органами РФ, являющимися правоохранительными органами и составляющими единую систему, в которую входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ и таможенные посты.

Таможенный кодекс РФ содержит важное положение о том, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает не только непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела, но и единообразие применения таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории РФ.

Принцип унификации и гармонизации таможенного регулирования с общепризнанными международными нормами и принципами корреспондирует со ст. 15 Конституции РФ и отражает современные реалии глобализации экономики, стремления России стать полноправным членом мирового экономического сообщества, создать условия осуществления внешней торговли в этой сфере, соответствующие мировым стандартам.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно подчеркивал, что стремление России не ставить себя в более неблагоприятные условия в области таможенного дела по сравнению с зарубежными странами отвечает интересам государства в области экономической безопасности. В таможенном деле в качестве ориентира для такого стандарта принято считать новую редакцию Киотской конвенции, одобренную Всемирной таможенной организацией в 1999 г.

Конвенция устанавливает основополагающие принципы и средства с целью создания современной таможенной администрации и приведения национального законодательства в соответствие с требованиями упрощенного, гармонизированного и более гибкого процедурного подхода без ущерба эффективным методам таможенного контроля. Положения Конвенции позволяют участникам ВЭД как можно эффективнее выполнять свои обязательства, установленные таможенным законодательством.

Составляя самостоятельный предмет ведения РФ, таможенное регулирование осуществляется нормами российского законодательства, а также нормами, содержащимися в международных договорах, конвенциях, соглашениях (например, Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г., Конвенция МДП).

Предметом таможенного регулирования являются многочисленные двусторонние соглашения, конвенции между Российской Федерацией, Правительством РФ и зарубежными государствами о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам, в том числе о создании на территориях стран - членов СНГ таможенного союза и единого таможенного пространства.

Российская Федерация также имеет определенные международные обязательства о построении своей таможенной системы на основе общепризнанных международных норм и практики. Так, например, согласно ст. 55 и 78 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией с одной стороны и Европейскими сообществами и их государствами-членами - с другой, Россия должна стремиться к совместимости своего таможенного законодательства с законодательством Сообщества.

В таможенное регулирование прямо или косвенно включены нормы таможенного, налогового, финансового, гражданского, валютного законодательства, законодательства о защите экономических интересов РФ. В этой комплексной и структурированной системе, включающей в себя многочисленные подзаконные акты, начиная с указов Президента РФ и заканчивая нормативными правовыми актами Государственного таможенного комитета России, необходимо четко определять нормы права, которые могут быть применимы к конкретным правоотношениям.

При осуществлении внешнеэкономической и торговой деятельности лица сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.

В Российской Федерации понятием "законодательство" обычно охватываются на федеральном уровне: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Таможенное законодательство РФ регулирует отношения: в области таможенного дела; по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; возникающие в процессе таможенного оформления; возникающие в процессе таможенного контроля; возникающие в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц; по установлению и применению таможенных режимов; по установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

В основу определения места таможенного законодательства в системе российского права через определение понятия "таможенное дело", данное в ст. 1 ТК РФ, законодательно заложена служебная роль таможенного законодательства по отношению к законодательству, регулирующему ВЭД.

Таким образом, можно в общем виде представить таможенное законодательство как совокупность правовых норм, регулирующих целый комплекс отношений в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

2. Значение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) в таможенном деле

Пункт 2 статьи 2 Закона «О таможенном тарифе» посвящен товарной номенклатуре таможенного тарифа, который является структурным элементом таможенного тарифа.

Каждый товар, включенный в Таможенный тариф, должен идентифицироваться в его номенклатуре под каким-либо наименованием, которому соответствует определенная строка тарифа с указанием ставки таможенной пошлины. Идентифицированный таким образом товар в соответствии с заранее установленными правилами может включаться в более широкие видовые и родовые группы, а также в разделы схожих по каким-либо признакам товаров.

Группировка товаров в таможенных тарифах - это не только техническая, но и торгово-политическая задача. Долгое время в различных странах существовали собственные национальные системы классификации товаров в таможенных целях. В "старых" тарифах товары классифицировались по наименованию в алфавитном порядке. Позже товары стали группироваться по принципу происхождения (продукты животного происхождения, минералы и т.д.), по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) или с использованием обоих методов.

До начала 19 века ассортимент товаров международной торговли был относительно узок, поэтому проблема группировки описаний товаров отсутствовала.

С развитием внешнеэкономических связей со всей очевидностью проявилась необходимость унификации принципов классификации товаров в таможенных тарифах. В 1950 году в рамках Совета таможенного сотрудничества была разработана Брюссельская товарная номенклатура[2]. В 1983 году под эгидой этой же международной организации была завершена работа над Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС), вступившей в силу с 1 января 1988 года. Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 372)[3]. Для России Конвенция вступила в силу с 1 января 1997 года.

Процедура нахождения для товара места в товарной номенклатуре таможенного тарифа (или, как принято говорить, классификация товара) имеет важное экономическое и правовое значение. Во-первых, от места нахождения товара в таможенном тарифе, т.е. его товарной позиции, зависит уровень его таможенного обложения. Во-вторых, поскольку товарная номенклатура тарифа часто имеет универсальное значение, от тарифной классификации зависит и возможность применения к товару при перемещении его через таможенную границу нетарифных мер регулирования. В-третьих, таможенные номенклатуры товаров широко используются для ведения внешнеторговой статистики, данные которой позволяют проводить анализ внешнеторгового оборота и на его основе разрабатывать перспективные мероприятия таможенной политики. При выделении каких-либо товаров в отдельные позиции создается возможность более эффективно регулировать внешнеэкономическую деятельность. Кроме того, детализация товарной номенклатуры тарифа дает известные преимущества при ведении торговых переговоров с другими странами, поскольку создает возможности выбора и маневрирования при предоставлении тарифных уступок и льгот, позволяя свести до минимума последствия нежелательных для национальной экономики уступок при взаимном снижении общего уровня таможенного обложения товаров.

Законодательство, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона "О таможенном тарифе" и п. 1 ст. 39 Таможенного кодекса 2003 г. закрепляя за Правительством РФ полномочия по определению Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России), устанавливает основной принцип создания и развития товарной номенклатуры - соответствие принятым в международной практике системам классификации товаров.

ГС - это многоцелевая классификационная система, используемая для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций и т.д.[4]

ТН ВЭД России представляет собой национальную производную ГС. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 "О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", ТН ВЭД России - основа системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа РФ, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики. ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ).

ТН ВЭД России представляет собой развитие ТН ВЭД СНГ в интересах России на десятом знаке кодового обозначения. При этом 9-значная ТН ВЭД СНГ сохраняется в качестве международной основы 10-значной ТН ВЭД России, что, в свою очередь, не нарушает обязательств Российской Федерации по Международной конвенции о Гармонизированной системе и Соглашению о единой ТН ВЭД СНГ[5].

С 1 апреля 2000 года длина кодового обозначения товара, применяемого в ТН ВЭД, составляет 10 цифровых знаков. Первые шесть знаков соответствуют кодовому обозначению, принятому в номенклатуре ГС. Например, шестизначный код 76.05.11 означает следующее: группа 84 - реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части; товарная позиция 84.07 - двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с вращающимся или возвратно-поступательным движением поршня; субпозиция 84.07.10 - двигатели авиационные.

7-й и 8-й знаки - это дополнительная детализация номенклатуры ГС, предпринятая в Комбинированной номенклатуре Европейского Союза. Таким образом, первые восемь знаков ТН ВЭД соответствуют коду товара согласно Комбинированной номенклатуре Европейского Союза.

Девятый знак ТН ВЭД России соответствует коду товара по ТН ВЭД СНГ. 3 ноября 1995 года в Москве было подписано Соглашение о единой Товарной номенклатуре Содружества Независимых Государств[6]. С 1 января 1997 года действует второе издание ТН ВЭД СНГ[7]. Ведется работа по совершенствованию ТН ВЭД СНГ: готовится детализация товаров на уровне 9-го знака, призванного отражать национальные особенности товарной структуры внешней торговли. При детализации ТН ВЭД предполагается учитывать, является ли товар квотируемым, лицензируемым, сертифицируемым, требуется ли индивидуальный подход к товару при исчислении таможенных пошлин, НДС, акцизов и т.д.

Наконец, 10-й знак ТН ВЭД России - нововведение Таможенного тарифа, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 148. Теперь позиции, в которых товары фактически определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения[8].

Для определения кода товара используют три составные части ТН ВЭД России:

1) собственно номенклатурную часть;

2) примечания к разделам и группам;

3) основные правила интерпретации ТН ВЭД.

Кроме того, могут быть использованы и другие источники: сборники классификационных решений, алфавитный указатель, различные пояснения и т.д. В письме ГТК России от 17 октября 2000 года N 01-06/29921 "О пояснениях к ТН ВЭД СНГ" таможенные органы, участники внешнеэкономической деятельности, декларанты и другие заинтересованные лица информируются о выпуске четырех томов Пояснений к ТН ВЭД СНГ - одного из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение номенклатуры.

Изданные четыре тома содержат перевод с английского языка Пояснений к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Explanatory Notes to the Harmonized Commodity Description and Coding System), разработанных Всемирной таможенной организацией (Советом таможенного сотрудничества). Том 1 - разделы I - VI, группы 1 - 29; том 2 - разделы VI - XI, группы 30 - 63; том 3 - разделы XII - XVI, группы 64 - 84; том 4 - разделы XVI - XXI, группы 85 - 97. Планируется издание также пятого тома, содержащего пояснения к детализации позиций Гармонизированной системы на 7 - 8-м знаках кодового обозначения, соответствующие Пояснениям к Комбинированной номенклатуре Европейского Союза (Explanatory Notes to the Combined Nomenclature of the European Union), разработанной Комиссией Европейского Союза.

Составной частью в структуру ТН ВЭД входят Основные правила интерпретации. Существует шесть таких правил. Руководствуясь первыми пятью правилами, определяют товарную позицию (первые 4 знака). В соответствии с шестым правилом находят субпозицию (5-й и 6-й разряды) и подсубпозицию (7 - 10-й разряды десятичного кода товара).

Правило 1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если только такие тексты не требуют иного, в соответствии с положениями правила 2.

Правило 2.

а) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основными характеристиками комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного правила), представленный в несобранном или разобранном виде.

б) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями правила 3.

Правило 3. В случае если в силу правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:

а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, нежели товарной позиции с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к отдельным частям товара, представленного в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них и дает более полное или точное описание товара.

б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые определяют основной характер данных товаров, при условии, что этот критерий применим.

в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями правил 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.

Правило 4. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.

Правило 5. В дополнение к вышеупомянутым положениям в отношении нижепоименованных товаров должны применяться следующие правила:

а) Чехлы и футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертежных принадлежностей, ожерелий, а также аналогичная тара (упаковка), имеющая особую форму и предназначенная для хранения соответствующих изделий или набора изделий, пригодная для длительного использования и представленная вместе с изделиями, для которых она предназначена, должны классифицироваться совместно с упакованными в нее изделиями. Однако данное правило не применяется к таре (упаковке), которая, образуя с упакованными изделиями единое целое, придает последнему существенно иной характер.

б) Согласно положениям вышеприведенного правила 5 (а), упаковочные материалы и упаковочные контейнеры, поставляемые вместе с товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Однако данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или упаковочные контейнеры со всей очевидностью пригодны для повторного использования.

Правило 6. Для юридических целей классификация товаров в субпозициях какой-либо товарной позиции осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых правил, при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Задача 3.

Определить размер таможенной пошлины за вывозимый из России метаксилол (код товара 2902 41 000 0) в количестве 200 т.

Решение

В отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по специфическим ставкам, основой для исчисления таможенной пошлины является количество товара в натуральном выражении (кг, л, м3, шт...). Исчисление таможенной пошлины по специфическим ставкам, производится по формуле

П=Вт х С х К                                                        где П  - сумма таможенной пошлины, исчисляемой по специфической ставке, руб.;

Вт   -   количественная   или   физическая   характеристика   товара   в натуральном выражении;

С  -   ставка   таможенной   пошлины   в   евро (долларах)   за   единицу   товара (специфическая ставка);

К - курс евро (доллара), установленный Банком России на дату принятия таможенной   декларации,   руб.  

Согласно Постановлению Правительства РФ от 9 декабря 1999 г. № 1364 Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин, товар, имеющий код ТН ВЭД 2902 41 000 0, облагается таможенной пошлиной  в размере 22,6 доллара США за 1000 кг.

Данный товар облагается  таможенной пошлиной  по специфической ставке:

П = 200 т х 22, 6 х 29,1350 = 131690,2 руб.

Таким образом, пошлина = 131690,2 руб.

Задача 4.

Определить таможенные платежи за ввозимые из Китая на таможенную территорию РФ 10 000 коробок пластилина (код товара 3407 00 000 0), таможенная стоимость которых 5 000 долларов США.

Решение

29, 1350 – 1 долл.

Х –5 000 долл.

Х = 145675 руб.

В «Таможенном тарифе РФ» для товаров, имеющих код по ТН ВЭД  3407 00 000 0 , установлена адвалорная ставка пошлины в размере 5 % от таможенной стоимости товара. Рассчитаем  пошлину по адвалорной ставке:

П адв = 145675 руб. х 5 %  / 100% = руб.

П адв = 7283, 75 руб.

Во-вторых, рассчитывается пошлина по специфической ставке (курс 1 евро – 34,37 руб.):

П сп = В сп х С х Ке

При расчете пошлины применяется ставка таможенной пошлины в размере 75 % от ставки, установленной правительством. Таким образом, в данном случае пошлина будет рассчитываться по ставке 3,75 % от таможенной стоимости товара

П сп = 10 000 х 3,75 % х 34,37 = 1288875 руб.

Уплате подлежит большая сумма в размере 1288875 руб.

Список использованных источников

1.     Кодекс Российской Федерации об  административных правонарушениях  от 30. 12. 2001 № 195 – ФЗ (ред.  от 20. 08. 2004), принят ГД ФС РФ 20. 12. 2001. (с изм.  и  доп., вступающими  в силу с 1 окт. 2004 г.) // СЗ РФ. 2004. № 4.

2.     Таможенный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 28. 05. 03. № 61-ФЗ // Российская газета. 2003. 3 июня. С. 1-11.

3.     О таможенном тарифе: Федеральный закон от 21 марта 2003 № 5003-1 (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ. 2004. № 12.

4.     Комментарий  к Таможенному кодексу Российской Федерации / Отв. Ред. В. М. Орлов. – М.: Юрист, 2004. – 736 с.

5.     Разъяснения Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России // Экономика и жизнь. 2000. N 16.

6.     Трошкина Т. Н., Шахматьев А. А.  Правовое регулирование таможенных  платежей. - М.: Новая правовая культура, 2003. – 214 с.

7.     Трошкина Т. Н. Таможенный кодекс Российской Федерации  в вопросах и ответах. – М.: Новая правовая культура, 2004 г. – 330 с.

8.     Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). Изд. 2-е. - М.: Наука, 1996. – 378 с.


[1] СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

[2] Конвенция о Номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах (Брюссель, 15 декабря 1950 года).

[3] Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 15. Ст. 1619.

[4] Текст Международной конвенции о ГС был опубликован: Таможенные ведомости. 1996. N 8. С. 73 - 84.

[5] Разъяснения Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России // Экономика и жизнь. 2000. N 16. С. 27.

[6] Бюллетень международных договоров. 1996. N 3.

[7] Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). Изд. 2-е. М., 1996.

[8] Разъяснение Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России // Экономика и жизнь. 2000. N 16. С. 27.