Содержание

Введение_________________________________________________________ 3

Глава 1. Предмет политологии, ее методы и функции_________________ 6

Глава 2. История становления и развития политологии_____________ 16

Заключение_____________________________________________________ 21

Список использованной литературы_______________________________ 24

Введение

 

 Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

 Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти.

 Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и др. сферы общества.

 Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не институциональных политических отношений

 Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим оружием. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.

 Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остро-конфликтных либо консенсунсных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).

 Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций (партий, общественных организаций), действия политических институтов (власти политического центра и местного самоуправления), границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д.. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы - ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе), эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прероготивы власти, партий, органов управления и др. элементов политической системы, а также отношений между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д..

 Политическая деятельность - одна из форм общественной деятельности. Но это особая, специфическая сфера деятельности. Она представляет собой совокупность действий общественных групп и отдельных лиц, а так же партий по реализации своих политических интересов и прежде всего по поводу завоевания, использования и удержания власти.

 Формы политической деятельности внутри политических партий различны: Споры, диспуты, широкий обмен мнениями как в аудитории, так и в средствах массовой информации; Цель диалога - выяснения точек зрения, достижения согласия по обсуждаемым вопросам, а главное - осуществление согласованных действий.

 Политическая деятельность, как любая другая, разделяется на теоретическую и практическую.

 Для теоретической деятельности характерны такие виды: познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная.

 Для практической деятельности: обширный спектр видов, зависящий от конкретной сферы политической жизни, где осуществляются политические действия: это внешняя политика и международные отношения, выработка и реализация внутренней политики государства, участие в жизни партий, военная политика и т.д.

 Политология - как самостоятельная наука совсем недавно была признана в России и поэтому изучение ее основ, начал на сегодняшний день насущно.

Глава 1. Предмет политологии, ее методы и функции

 В научной литературе обсуждаются проблемы метода политологии, преподавания политологии в вузах и учебных заведениях (в тоталитарный период политология преподавалась с "акцентом идеологии", и не в таких объемах, в каких она нужна сейчас), также пересматривается история политологии зарубежных стран (опять таки без идеологии ленинизма-марксизма).

 Любая наука не может развиваться или вообще существовать без основ и поэтому в наше время в научной литературе по политологии встречается множество публикаций посвященных этой теме.

 В наше время стал издаваться ряд журналов посвященных политологии, например, "Социально-политические науки" (с 1990г.) , "Полис" (с 1991г.). Это радует и говорит о том, что политология в нашей стране вышла на новый, более высокий уровень. В этих журналах большое значение придается рассмотрению основ политологии, методов, ее функций. Причем разработкой этих проблем занимаются "корифеи" обществоведения, имеющие разные научные регалии, признанные научным миром, как знатоки своего дела. Большое внимание основам политологии уделяют такие авторы как К.С.Гаджиев (доктор исторических наук), Л.А.Федун, Н.Д.Александров, В.Е.Сулимов и многие другие.

 Среди множества проблем, касающихся отечественных гуманитарных и общественных наук, особое место занимают проблемы становления и развития политической науки - политологии.

 Не преувеличивая роли и значения политической теории для политической практики в целом, равно как и не абсолютизируя важность отдельных отраслей знаний, следует в то же время с полной уверенностью утверждать, что многих из тех политических ошибок и бед, с которыми мы сталкиваемся в настоящем, да и случившихся в прошлом, можно было бы в значительной мере избежать, если бы меньше полагались в решениях жизненно важных вопросов на "авось" - на житейскую мудрость власть предержащих, политическую конъюнктуру и политическую эмпирику и больше использовали политический опыт накопленный сотнями предшествующих поколений, глубокие и разносторонние политический знания, политическую науку.

 В научной литературе нет четкого определения предмета политологии. Широко обсуждаются различные точки зрения о ее предмете. Одни авторы рассматривают политологию как науку о политической деятельности вообще, т.е. обо всех процессах, происходящих в политической сфере общества. При этом политология у них как бы обожествляется с философией и социологией, становиться ее специфическим разделом. Другие же - понятия "политология" и "политическая наука" различают. Последняя рассматривается ими как совокупность всех политических наук - политической философии, политической экономии, политической географии и др. Хотя по своей этмологии (от греческого Politologos), да и по принятой за рубежом практике, политология и политическая наука - суть синонимы.

 "Широкое" понимание политической науки, видимо, связано с отождествлением понятий "объект" и "предмет" познания. Вследствие чего политология теряет свою самостоятельность и специфичность. Политология - это самостоятельная наука. Она имеет свой объект и специфический предмет познания. Объектом политологии являются политическая сфера общества, все происходящие в ней явления и процессы. Наряду с политологией эту общественной жизни изучают философия, социология, право, история и другие науки, но каждая из них имеет свой специфический предмет познания. "... предметом политологии являются закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы его функционирования и использования и государственно-организованном обществе".[1]

 Своеобразие политологии заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает соотносительно политической власти. Именно категория "политическая власть" наиболее полно выражает сущность и содержание феномена "политика". Последняя возникает там где существует борьба за власть , где она, опираясь на государственные институты служит утверждению норм и ценностей данного общества. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации. "Когда мы говорим о науке в области политики, мы имеем ввиду науку о власти".[2]

 Такой подход к предмету политологии на первый взгляд несколько ограничивает сферу применения политической науки. Но это не так. Категория "политическая власть" универсальна и охватывает все политические явления. К примеру, современная острая дискуссия о путях экономической реформы, с точки зрения экономической науки, представляет собой спор о методах и принципах перехода к рынку. Но с точки зрения политологии - это ни что иное как теоретическое отражение борьбы различных социальных сил за обладание экономической властью в обществе. Именно борьба за власть придает столь острый характер общественным процессам в нашей стране. Многое из происходящего за последние годы невозможно объяснить без учета фактора власти.

 Раньше, во времена тоталитаризма, власть, в нашей стране неизменно объяснялась, оправдывалась, возвышалась во мнении подчиненных и подданных как дарованная свыше, обладающая не только правом управлять, распоряжаться, командовать, но и умением править, знаниями и всеми прочими необходимыми для руководства качествами. Легитимация политики и власти (признание всех лучших качеств) правителей всегда была их главной задачей. В 20 в., когда ответственность власти и требования общества к ней резко возросли, появилась специальная теория политической элиты - лучшей, избранной группы профессионалов, верхушки правящих сил, занимающихся политикой и потому занимающих руководящие посты на разных уровнях управления страной. Сейчас ситуация резко изменилась, но власть, как это и должно быть, имеет тоже значение.

 Таким образом, власть, понимаемая как выражение политической и государственной воли, является тем специфическим критерием, благодаря которому политология выделяется в качестве самостоятельной обществоведческой дисциплины.

 Первая группа - это политико-экономические закономерности, отражающие соотношение между экономическим базисом общества и политической властью как элементом надстройки. Важнейшие закономерности этой группы были открыты К.Марксом и Ф.Энгельсом.

 С точки зрения марксизма, политика и соответственно система политической и государственной власти детерминированы развитием экономических процессов. Экономические интересы являются социальной причиной политических действий.

 Вместе с тем политическая власть, являясь производной по отношению к экономической, обладает самостоятельностью, открывающей широкие возможности для политического влияния на экономические процессы. Но в то же время самостоятельность политической власти нельзя абсолютизировать. Создание культа политической власти, попытки с помощью административного принуждения "обойти" экономические законы неизбежно уводят от поставленной цели.

 Вторая группа закономерностей - политико-социальные. Они характеризуют развитие политической власти как особой системы, со своей внутренней логикой и структурой.

 Основной закономерностью системы политической власти является укрепления стабильности. Эта закономерность в разных системах политической власти реализуется по-разному. Например, авторитарная система для укрепления стабильности объективно требует максимальной концентрации власти, широкое понимание насилия. Демократичная система, напротив предполагает разделение власти, опору на принцип заинтересованности и согласия.

 Третью группу закономерностей можно условно назвать политико-психологическими. Они отражают взаимоотношения между личностью и властью. Из политико-психологических закономерностей наиболее интересной является достижение и удержание власти политическим лидером, что является главной ценностью и целью всех его свершений".[3]

 Политику трудно проводить, если общество не доверяет власти, а последняя не уверена в своем окружении и во всех тех людях - классах, группах, обществе, которыми она должна руководить. Между обществом и государством, народом и властью, руководителями и подчиненными отнюдь не всегда царит гармония. Политические отношения зыбки и непостоянны. Взаимное или одностороннее влечение сменяется разочарованием, а нередко и конфликтами. Когда народ оглядывается в прошлое, то обнаруживает там весьма немного действительно одаренных политиков, еще меньше выдающихся руководителей, к каждому из которых могут быть предъявлены те или другие претензии. Зато в истории великое множество неудачливых государей и министров, ничем не примечательных руководителей, правление которых отмечено всевозможными просчетами, ошибками, проигранными войнами, упущенными возможностями. Конечно, политика мало отличается от других видов деятельности, но ее просчеты более всего сказываются на судьбах людей и народов. К тому же история богата и именами выдающихся в своем роде политических злодеев, и злодеяниями неординарных лиц.

 В России подобных явлений было не больше, чем в других странах, но в целом государственное правление нередко оказывалось весьма слабым местом отечественной политики, а ее достижения доставались, обществу дорогой ценой, будь то расширение пределов государства, развитие страны, установление в ней порядка. Общество медленно и не до конца изживало самые болезненные и архаичные способы управления страной и движениями народа. Не случайно такими заметными в истории Отечества фигурами были самозванцы, временщики, атаманы, батьки, лихоимцы, столичные и провинциальные всевластные повелители. Стойкими оказались. феодальные формы власти.

 На каждом новом этапе политическая жизнь общества нуждалась в руководстве нового типа. Иной тип политических отношений требовал другой формы власти, нового руководителя.

 Вопрос о лидерстве не случайно возник только в наше время. Лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.

 Итак, лидерство - одно из проявлений. власти, отличительное свойство политической деятельности, право выдвигать руководителя, который ее осуществляет. Это явление присуще и другим видам деятельности.

 Важное место в политологии занимает система научных понятий, где ключевым является понятие "политическая власть". Специфика понятий и категорий политологии заключается в том, что они раскрывают различные стороны и отношения политической власти. Так категория "политическая система" характеризует взаимоотношение различных институтов власти в процессе их функционирования.

 Политическая система общества - профсоюзы и др. организации и движения, преследующие политические цели, а так же нормы, политические традиции и установки.

 Нередко говорят также и о политической системе в широком смысле слова (о политической организации общества), чтоб учесть наличие и действие в обществе институтов и сил, не только задействованных во властных структурах, но и находящихся в аппозиции к существующим на данный момент властям.

 "Политический процесс" отражает совокупную деятельность социальных субъектов, посредством которой происходит формирование, развитие и использование политической власти; "политическая социализация" означает процесс усвоения личностью норм и ценностей, поддерживаемых в обществе данной системой власти; "государство" рассматривается как основной институт политической власти; "армия" - как специфический инструмент политической власти, призванный вооруженным путем защищать ее целостность.[4]

 Развитие политологии происходит в тесном взаимодействии с общественными науками. Их всех объединяет общий объект исследования - политическая жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений.

 Философия рассматривает наиболее общие вопросы политики. Философское обоснование политики используется политологией для определения методологии и мировоззренческой направленности анализа политических явлений и процессов.

 Политическая экономия, экономически обосновывая политические процессы, позволяет видеть в политических процессах борьбу за реализацию политических интересов. Политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов.

 Правовая наука изучает правовые механизмы разработки и реализации политических решений. Тесная связь правовой и политических наук обусловлено тем, что без системы политической власти социальные нормы и отношения не могут получить общеобязательный характер. В тоже время политическая власть не может нормально функционировать без правового оформления.

 Политическая история исследует процесс развития политической жизни общества, государственных институтов, партий и движений. Соотношение политологии и политической истории определяется тем, что, с одной стороны, политическая наука помогает создавать теоретическую базу анализа эволюции политических процессов; с другой - история и современная политическая практика служат не только определяющим критерием правильности теоретических выводов политической науки, но и основой новых обобщений и выводов.

 Наиболее тесно связана с политологией политическая социология, изучающая систему взаимодействия политики с социальной средой. Развитие политических процессов рассматривается в корреляции с изучением сознания, интересов и мотивов поведения индивидов, социальных и этнических групп и их организации. Основное внимание политическая социология уделяет анализу социальной структуры и неформальных политических институтов, общественного мнение с точки зрения их влияния на политический отношения.

 Выводы и положения в политической науке составляют теоретическую базу для развития целого ряда прикладных политических дисциплин - теории государственного управления и др. Каждая из этих дисциплин изучает различные виды политической деятельности - от совершенствования работы официальных государственных институтов до разработки стратегии и тактики политической борьбы ми парламентской деятельности.

 При изучении политических явлений и процессов политическая наука использует различные методы исследования, среди которых наиболее широко распространенны сравнительный и эмпирико-социологический.

 Сравнительный метод позволяет путем сопоставления вычленять общее и особенное в политических явлениях, уровни эволюции и основные тенденции их развития.

 Эпирико-социологический подход представляет собой совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, направленный на сбор и анализ фактов реальной политической борьбы. Методы социологических исследований - опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование и др. - позволяют собирать богатый фактический материал и на его основе изучать политические процессы. Их преимущество заключается в том, что исследователь имеет дело с материалом, который можно математически формализовать и, проследить тенденции и корреляцию. Немаловажно и то, что на основе социологического материала можно сделать политические прогнозы, моделировать развитие политической ситуации.

 В современной политологии эмпирико-социологические методы получили большое распространение. Фактически на Западе сложилась прикладная политология, ориентированная на практическое применение результатов исследования, которые выступают как специфический интеллектуальный товар, заказчиком и покупателем которого выступают центральные и местные органы власти, политические партии, государственные учреждения и частные фирмы.

 "...представляется возможной следующая структура политологии, как учебной дисциплины.

 Первый "вводный" раздел охватывает общие методологические основы политической теории, (генезис, сущность, содержание феномена "политическая власть", формы и методы ее исследования, история политологической мысли).

 Второй раздел рассматривает комплекс отношений складывающихся в обществе под воздействием политической власти (борьба за власть, способы и формы ее реализации; политическая деятельность и поведение индивидов классов, социальных и этнических групп; отношение между властью и обществом, властью и личностью).

 Третий раздел - это теория институтов, политической власти (возникновение, принципы и методы функционирования политических систем и их основных институтов: государства, партий, общественных организаций и движений).

 Четвертый раздел охватывает межгосударственные аспекты проявления и реализации политической власти (система межгосударственных отношений, источники и формы межгосударственной власти, пути обеспечения международной безопасности, формирование нового типа политических отношений и т.д.).

 Пятый раздел - это теория управления политическими процессами (реализация политической власти: формы и методы политического руководства обществом со стороны государственных, партийных и общественных организаций, повышение эффективности деятельности политических институтов)."[5]

 Особое направление политической науки - это военная политология. Оно включает в себя весь комплекс военных вопросов, связанных с политической властью: фактор военной силу в политических отношениях, военная политика государства, военные аспекты национальной безопасности, политика войны и политика мира и т.д.

 Итак, какие же выводы можно сделать из всего сказанного:

 Политология - это самостоятельная наука. Она имеет свой объект и специфический предмет познания. Объектом политологии являются политическая сфера общества, все происходящие в ней явления и процессы.

 Своеобразие политологии заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает соотносительно политической власти.

 Власть, понимаемая как выражение политической и государственной воли, является тем специфическим критерием, благодаря которому политология выделяется в качестве самостоятельной обществоведческой дисциплины.

 Политическая наука имеет свою систему закономерностей, характеризующих наиболее существенные и устойчивые тенденции развития и использования политической власти. В целом все закономерности можно разделить на три основные группы в зависимости от сферы их проявления.

Глава 2. История становления и развития политологии

История политической мысли насчитывает около двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции, где развитие античной демократии дало мощный импульс философскому осмыслению политики, политическая мысль затем пережила застой. Активизация общественной жизни в Европе и Северной Америке в 17-18 вв., развитие демократических институтов, зарождение политических партий и движений создали питательную почву для политических теорий. К концу 19 века оформляются ее различные научные школы и направления исследования. В 1880 г. в США начинает издаваться первый политологический журнал "Political scienses", а в 1903 г. создается национальная политическая ассоциация. [6]

 Первоначально, с времен античности, в рамках общественно-политических и социокультурных парадигм политические феномены не вычленялись из всего комплекса общественных явлений, знание о которых предполагалось как знание универсальное, таковы оно, в сущности, и было, или сказать точнее: конкретное наполнение указанных парадигм представляло собой предмет синкретического научного знания.

 "Процесс вычленения науки о политике как самостоятельная дисциплина, со своим понятийным аппаратом, методологическими принципами и системой аргументации протекал в тесной взаимосвязи с процессом формирования гражданского общества и в общем контексте развития науки Нового времени".

 Началом политической науки формально можно считать возникновение в первой половине 19 века правовой школы в Германии, поставившей своей специальной целью изучение государства, а рождение политической науки как новой универсальной дисциплины - отнести к 1880 году, когда совет правления Колумбийского колледжа В США санкционировал создание школы политической науки, системой подготовки научных кадров и защитой диссертаций, в 1886 году школа начала издавать "Ежеквартальник политической науки". Примеру Колумбийского последовали университет Джонса Гопкинса и другие ведущие учебные заведения США. [7]

Политология в ХХ веке нигде не пережила того, что с ней случилось в России. Если в начале столетия ее развитие в России ничем принципиально не отличалось от происходящего в других европейских странах (развертывался сложный и противоречивый процесс становления политологии как науки о политике), то с Октября 1917г. судьба политологии в России резко изменилась. Победа революции и утверждение большевистской власти не устранили ни политики, ни политических проблем, но они круто изменили не только сам подход к ним, но и ту интеллектуальную среду, где велось их изучение, те задачи и цели, во имя которых совершался этот познавательный процесс.

 Если говорить схематично, а для первоначального ознакомления такой подход разрешителен, то с Октября 1917 года и до апреля 1985г., политологии в общепринятом смысле в России (в Советском Союзе) не существовало. Но в рамках "марксизма-ленинизма" протекали весьма сложные, противоречивые процессы своеобразного освоения огромного массива политических событий, имевших в мире, по-своему перерабатывавшихся официальной идеологией и преподносившихся населению в том виде, как это было необходимо власть имущим для поддержания тоталитарных порядков и медленного дрейфа на встречу переменам сначала "хрущевской оттепели", а затем "горбаческой перестройки", ставшей прологом конца советского тоталитаризма.

 В СССР несмотря на то, что политология длительное время официально не признавалась в качестве самостоятельной науки и учебной дисциплины, шел интенсивный процесс накопления политических знаний м опыта преподавания предмета. Научные исследования в области политологии проводились в основном на базе Института государства и права АН СССР, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Института философии АН СССР и некоторых других академических институтов, отдельных научных и научно-исследовательских коллективов. Без преувеличения можно сказать, что своеобразным центром проведения научных исследований в области политологии, генератором многих весьма перспективных для политической науки и практики идей, равно как и инициатором проведения ряда общесоюзных и международных политологических форумов - конгрессов, симпозиумов, конференций, неизменно была созданная еще в 1962 г. Советская ассоциация политических наук (САПН).

 Именно под ее эгидой и при ее непосредственном участии в 1979 г. В Москве был успешно проведен 12 Всемирный конгресс объединивший политологов разных специальностей и направлений деятельности ежегодник, подготовлены и опубликованы многие получившие международное признание политологические работы.

 Под активным воздействием САПН в ряде вузов страны еще с середины 70-х годов начали читаться отдельные лекции или целые спецкурсы, касающиеся проблем советской и зарубежной политологии. Только в юридических институтах и на юридически факультетах университетов таких спецкурсов читалось, по данным Всесоюзного совета по правоведению, более тридцати. Среди них например такие спецкурсу, как Основы теории политической системы СССР, Политические системы буржуазных стран, Политические системы современности, История политических и правовых учений, Трудовые коллективы в политической системе СССР и многие другие.

 Примерно в этот же период ив последующие годы был опубликован ряд монографических работ, посвященных как советской, так и зарубежной политологической тематике.

 В настоящее время политология в нашей стране наконец, получила официальное признание и гражданство. Сформирован и успешно функционировал с осени 1989 г. Экспертный совет ВАКа по политологии. В ряде вузов и научно-исследовательских институтов создаются специализированные совет по защите кандидатских и докторских диссертаций в соответствии с введением новой специальностью - политолог. Определены важнейшие аттестационные и предметно-квалифицированные направления исследований в области политологии, а именно: теория и история политических наук (политические и исторические науки - 23.00.01), политические институты и процессы (политические, социологические и юридические науки - 23.00.03), политические проблемы международных систем и глобального развития (политические и экономические науки - 23.00.04). Проделана работа по установлению и закреплению официального статуса данной научной отрасли знания и дисциплины.[8]

 Конечно официальное признание и формальное закрепление какой-либо дисциплины отнюдь не всегда означают реального признания и утверждения в системе других соотносящихся с ней дисциплин. Созданы лишь весомые предпосылки для успешного развития данной отрасли знаний и дисциплины, но вовсе не гарантированны их реализация, а тем более решение всех возникающих при этом научных, методических, организационно-технических и иных проблем.

 Сегодня в мире насчитываются сотни центров политических исследований, объединенных в Международную ассоциацию политической науки. Практически во всех средних и высших учебных заведениях Запада политологические дисциплины являются обязательными предметами обучения. Они помогают человеку правильно ориентироваться в происходящих событиях, иметь свою, не затуманенную пропагандой, точку зрения.

 В нашей стране политология длительное время находилась в зачаточном состоянии, рассматривалась как "буржуазная и антинаучная" теория. С перестройкой возникла потребность в самостоятельной политической науке. Новое виденье мира и необходимость разработки соответствующего ему внешнеполитического курса определили активизацию научных исследований международных отношений, создания научных учреждений, специализированных изданий. Вместе с тем процессы радикальных политических преобразований в стране требовали изучения реального положения дел в обществе. Опыт перестройки показал, что реформа политической системы, активность граждан в управлении делами общества и государства сдерживаются низким уровнем политической культуры, а политическая неопытность масс позволяет различным группам манипулировать общественным сознанием, использовать активность народа для достижения своих политических целей. Поэтому политическое просвещение и воспитание граждан выступает сегодня одной из актуальнейших проблем. Ее решение во многом способствует изучение политологии, организация научных исследований политических процессы.

Заключение

 История политической мысли насчитывает около двух с половиной тысячелетий.

 Но, первоначально, с времен античности, в рамках общественно-политических и социокультурных парадигм политические феномены не вычленялись из всего комплекса общественных явлений, знание о которых предполагалось как знание универсальное, таковы оно, в сущности, и было, или сказать точнее: конкретное наполнение указанных парадигм представляло собой предмет синкретического научного знания.

 Процесс вычленения науки о политике как самостоятельная дисциплина, со своим понятийным аппаратом, методологическими принципами и системой аргументации протекал в тесной взаимосвязи с процессом формирования гражданского общества и в общем контексте развития науки Нового времени.

 Политология - это самостоятельная наука. Она имеет свой объект и специфический предмет познания. Объектом политологии являются политическая сфера общества, все происходящие в ней явления и процессы.

 Своеобразие политологии заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает соотносительно политической власти.

 Власть, понимаемая как выражение политической и государственной воли, является тем специфическим критерием, благодаря которому политология выделяется в качестве самостоятельной обществоведческой дисциплины.

 Политическая наука имеет свою систему закономерностей, характеризующих наиболее существенные и устойчивые тенденции развития и использования политической власти. В целом все закономерности можно разделить на три основные группы в зависимости от сферы их проявления.

 Политология развивалась не одинаково в разных странах, развитие политологии, напрямую зависело от власть предержащих, так например в Советском Союзе политология долго не признавалась в качестве самостоятельной дисциплины и это, естественно сдерживало ее научный рост, хотя политология не отрицалась полностью и даже по-своему развивалась.

 В СССР несмотря на то, что политология длительное время официально не признавалась в качестве самостоятельной науки и учебной дисциплины, шел интенсивный процесс накопления политических знаний м опыта преподавания предмета. Политологией занимались разные государственные вузы, научные учреждения, но во время тоталитаризма, в нашей стране, политология, впрочем, как и все остальное была слишком идеологизирована.

 В настоящее время политология в нашей стране наконец, получила официальное признание.

 Конечно официальное признание и формальное закрепление какой-либо дисциплины отнюдь не всегда означают реального признания и утверждения в сиситеме других соотносящихся с ней дисциплин. Созданы лишь весомые предпосылки для успешного развития данной отрасли знаний и дисциплины, но вовсе не гарантированны их реализация, а тем более решение всех возникающих при этом научных, методических, организационно-технических и иных проблем.

 В это же время на Западе политология развивалась бурными темпами: особенно бурными темпами политическая наука в США и Европе стала развиваться в ХХ в.

 В Европе и на Западе политология развивалась продвигаясь в русле позитивизма и, соответственно, претендуя на статус "точной" (наравне с естественными), политическая наука концентрировала внимание на формальных институтах политической системы. Позитивизму, однако, при всей разработанности исследовательского аппарата, оказалось не под силу охватить и раскрыть политические феномены и процессы во всей полноте и многообразии.

 Одним из главных принципов позитивизма, в том числе и позитивизма, является разграничение фактов и ценностей: Политическая наука отделяется от политической философии, с тем чтобы фактологическое исследование не продолжало быть служанкой нормативных рефлексий.

 В послевоенный период получили широкое распространение социологический позитивизм и эмпирическая, в основном прикладная социология, чьи методы и приемы стали неотъемлемой частью политической науки.

 Реакция на почти безраздельное господство позитивизма выразилось прежде всего в распространении в западной, особенно американской политологии постбихевиоризма, или шире - постпозитивизма суть которого в возрождении теоретического начала и его синтеза с эмпиризмом.

 Важная веха в становлении современной политологии - так называемая "бихевиористкая", или "бихевиоральная революция", развернувшаяся в социальных науках Запада после Второй мировой войны.

 Они помогают человеку правильно ориентироваться в происходящих событиях, иметь свою, не затуманенную пропагандой, точку зрения.

 Опыт перестройки показал, что реформа политической системы, активность граждан в управлении делами общества и государства сдерживаются низким уровнем политической культуры, а политическая неопытность масс позволяет различным группам манипулировать общественным сознанием, использовать активность народа для достижения своих политических целей. Поэтому политическое просвещение и воспитание граждан выступает сегодня одной из актуальнейших проблем. Ее решение во многом способствует изучение политологии, организация научных исследований политических процессы.

Список использованной литературы

1.     Гаджиев К.С. Опыт введения в политологию. // Полис. - 1992. - N 1-2.

2.     Лассуэл Г., Лейтис Н. Язык, обучения политики в разных интерпритациях.// Правовед.- 1994. - N 2.

3.     Политология: курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко.- М.: Изд-во Московского университета, 1993.- С. 8-10

4.     Федун Л.А. О предмете и методе политологии. // Социально-политические науки. - 1991.- N 3.


[1] Федун Л.А. О предмете и методе политологии. // Социально-политические науки. - 1991.- N 3. - С.65-66

[2] Лассуэл Г., Лейтис Н. Язык, обучения политики в разных интерпритациях.// Правовед.- 1994. - N 2.-С.24

[3] Федун Л.А. О предмете и методе политологии. // Социально-политические науки. - 1991.- N 3. - С. 66

[4] Гаджиев К.С. Опыт введения в политологию. // Полис. - 1992. - N 1-2.-С.105

[5] Федун Л.А. О предмете и методе политологии. // Социально-политические науки. - 1991.- N 3. - С. 68

[6] Политология: курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко.- М.: Изд-во Московского университета, 1993.- С. 8-10

[7] Федун Л.А. О предмете и методе политологии. // Социально-политические науки. - 1991.- N 3. - С. 65

[8] Политология: курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко.- М.: Изд-во Московского университета, 1993.- С. 11