Содержание
Введение. 2
Глава I Теоретические аспекты проблемы физического воспитания детей. 4
1. 1 Сущность и значение физического воспитания. 4
1.2. Функции и задачи физического воспитания. 8
1. 3 Содержание физического воспитания. 10
1. 4 Основные средства и методы физического воспитания. 12
Глава 2 Особенности физического воспитания детей разного возраста. 15
2. 1 Понятие физического воспитания детей раннего возраста. 15
2. 2. Физическое воспитание дошкольников. 18
2. 3 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. 21
2. 4 Физическое воспитание детей среднего школьного возраста. 23
2. 5 Физическое воспитание детей старшего школьного возраста. 25
Выводы.. 28
Заключение. 31
Список литературы.. 33
Введение
В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования школьной программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии – пониженной двигательной активности. Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства. (6, стр. 83)
В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества целью физического воспитания в дошкольных и школьных учреждениях является содействие гармоничному формированию всесторонне развитой личности. Основным средством для достижения этой цели является изучение детьми основ личной физической культуры, под которой понимается определенное количество знаний, навыков и потребностей, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. При этом необходима целенаправленная работа с детьми по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, развитие волевых и нравственных качеств.
Основное средство изучения физической культуры - освоение ребенком базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого человека уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребенок заниматься в будущем.
Актуальность данной темы обусловлена растущим беспокойством общества в связи с ухудшением здоровья, физического развития, работоспособности населения в целом, детей в особенности.
Цель – определить особенности физического воспитания детей разного возраста
Объект – физическое воспитание
Предмет – особенности физического воспитания в зависимости от возраста.
Задачи:
1) определить сущность и значение физического воспитания;
2) изучить функции и задачи физического воспитания;
3) изучить средства и методы физического воспитания;
4) выявить особенности физического воспитания детей разного возраста.
Глава I Теоретические аспекты проблемы физического воспитания детей
1. 1 Сущность и значение физического воспитания
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на изучение физических упражнений, развитие (или поддержание) морфологических, функциональных, психических и других свойств личности, формирование связанных с ними знаний, способов и мотивов деятельности.
Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, функциональную и двигательную готовности к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами педагогического процесса. Влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности.
Основной формой физического воспитания в школе являются обязательные учебные занятия. В процессе таких учебных занятий изучается учебная дисциплина «Физическая культура» - структурная единица системы образования. Физическое воспитание осуществляется в процессе семейного, внешкольного, специального, дополнительного образования в процессе самовоспитания.
Социально значимыми результатами физического воспитания являются физическая подготовленность и физическое развитие занимающихся, знания, двигательные и методические умения, навыки и привычки, необходимые для физического самовоспитания, формирования здорового образа жизни, культурной организации свободного времени. К ним относятся также физическое и духовное оздоровление, повышение сопротивляемости организма заболеваниям, физическая реабилитация и релаксация. (13, стр. 32)
Физическое воспитание позволяет разносторонне воздействовать на личность. Вместе с тем, многие социально значимые результаты физического воспитания достигаются в настоящее время лишь частично. Все это свидетельствует о проблеме физической подготовки учащихся.
Физическая подготовленность только один из социально значимых результатов физического воспитания. Он быстро утрачивается после завершения учебы, если не поддерживается самостоятельно.
В то же время с возрастом мотивация занятий физическими упражнениями снижается. Поэтому одной из основных задач обязательного физического воспитания является формирование устойчивых мотивов физического самосовершенствования. Они должны подкрепляться обязательным для всех общим физкультурным образованием.
В настоящее время образовательные задачи физического воспитания, связанные с обучением знаниям, методическим умениям и навыкам, решаются, как правило, недостаточно эффективно. Это является следствием исторически сложившегося узко утилитарного «нормативного» подхода к физическому воспитанию, как средству физической подготовки молодежи. При таком подходе норматив, отражающий уровень физической подготовленности, является основным критерием эффективности физического воспитания. Необходимость физкультурного образования, как правило, признается, но учащиеся не получают его в достаточном объеме.
В результате они оказываются не подготовленными к самостоятельному использованию средств физической культуры для самооздоровления, саморазвития, самоформирования нравственного поведения. «Физическая культура» как учебная дисциплина «выпадает» из образовательного и воспитательного пространства средних заведений. Все это позволяет рассматривать проблему общего для всех физкультурного образования как одну из наиболее актуальных, а ориентацию физического воспитания на общее физкультурное образование как приоритетную.
Одной из проблем, требующих последовательного решения, является преемственность физического воспитания в общеобразовательной школе. Об этом свидетельствуют различные названия учебной дисциплины, отсутствие преемственности целевых установок физического воспитания, недостаточная преемственность содержания практического и теоретического разделов учебного материала, несогласованность показателей и нормативов оценки физической подготовленности в школе, ПТУ и высших учебных заведениях.
Воспитание ребенка в семье является важным фактором его физического, психического, интеллектуального развития и укрепления здоровья. Эффективность физического воспитания детей в семье зависит от подготовленности к нему родителей, вчерашних учащихся и студентов. В то же время в подавляющем большинстве семей родители не готовы к полноценному физическому воспитанию детей. Это свидетельствует о проблеме подготовки учащихся старших классов и к физическому воспитанию в семье. Причина этой проблемы заключается в несоответствии полученного физкультурного образования тем требованиям, которые предъявляет жизнь к учащимся после окончания обучения. Следствием этой проблемы являются отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, состоянии здоровья детей, дающие тяжелые рецидивы в последующей их жизни. (5, стр. 28)
Одной из главных проблем, которую призвано решать физическое воспитание, является проблема укрепления здоровья школьников. В настоящее время она решается недостаточно эффективно. С возрастом число здоровых учащихся уменьшается. Это отражает общую тенденцию снижения уровня здоровья населения, зависящую от комплекса факторов.
На здоровье более полумиллиона учащихся, проживающих в неблагоприятных экологических условиях и особенно на территориях, загрязненных радионуклидами, все в большей мере сказываются разрушительные генетические последствия этих условий. Они приводят к росту числа учащихся и студентов с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Проблема дифференцированного учебно-методического комплекса физического воспитания, разработанного с учетом влияния неблагоприятных экологических условий жизни является одной из проблем, требующих решения.
Физическое воспитание является сильнодействующим фактором воздействия на организм. Состав учащихся неоднороден по уровню здоровья, физического развития и физической подготовленности. Одни и те же педагогические средства оказывают различное воздействие на разных людей. Работа с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, должна проводиться строго индивидуально. Поэтому одной из важнейших является проблема индивидуализации физического воспитания.
Реализация перечисленных проблем существенно осложняют недостатки кадрового, материально-технического, информационного обеспечения, врачебного контроля за здоровьем детей и учебным процессом по физическому воспитанию, научного обеспечения, разработки современного учебно-методического комплекса для физического воспитания.
1.2. Функции и задачи физического воспитания
Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важнейших функций. Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную системы, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям.
Воспитательная функция физической культуры направлена на укрепление выносливости и закалку морального духа человека. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высокими нравственными целями и благородными стремлениями. В этом случае закаленная воля, твердость и решительность характера, коллективистская направленность личности послужит интересам общества: борьбе с распущенностью, алкоголизмом, наркоманией и т.п.
Образовательная функция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности; с разнообразными видами физкультуры, созерцание спортивной борьбы, проявления мастерства, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные чувства, доставляет эстетическое наслаждение. (9, стр. 210)
Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это делает необходимой для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику, проведение физкультурных пауз на работе.
Общекультурная функция, которая заключается в том, что физкультура организует и заполняет свободное время полезным и увлекательным занятием.
Выполняя общие задачи всестороннего развития личности, физическое воспитание имеет и свое особое назначение. Его задачи сложны и многообразны.
1. Укрепление здоровья и закаливания организма школьников, содействие из правильному физическому развитию и повышению работоспособности. Сохранение здоровья русской нации является государственной задачей. Успешному решению задачи способствует систематический врачебно-педагогический контроль за состоянием здоровья, за динамикой физического развития, а также учет возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся.
2. Формирование и совершенствование двигательных навыков и умений и сообщение связанных с этим знаний. Двигательные навыки и умения играют значительную роль в жизни человека. Они лежат в основе многих видов практической деятельности. Формирование этих навыков - основное назначение физического воспитания в школе.
3. Развитие основных двигательных качеств. Осуществление человеком многих практических действий связано с проявлением физических способностей. К качествам двигательным относятся такие, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.
4. Формирование привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Значение этой задачи определяется тем, что положительное воздействие физических упражнений достигается только тогда, когда они выполняются регулярно. Важно добиться интереса учеников к регулярным занятиям, посредством внешкольной и внеклассной работы, однако чтобы этот интерес приобрел активные формы, вызвал потребность в самостоятельных, каждодневных занятиях.
5. Воспитание гигиенических навыков, сообщение знаний в области физических упражнений и закаливания.
6. Формирование организаторских навыков, подготовка общественного физкультурного актива, т.е. включение в активную физкультурную и спортивную деятельность. Необходимо привлекать учащихся к общественной работе по физической культуре: к организации соревнований, игр, походов. (15, стр. 76)
1. 3 Содержание физического воспитания
Содержание физического воспитания школьников определяется комплексной программой для учащихся I-XI классов общеобразовательной школы. Она устанавливает единый, гигиенически обоснованный физкультурно-оздоровительный режим школы, обеспечивающий физическое развитие детей в органическом единстве с их трудовой и профессиональной подготовкой, умственным, нравственным и эстетическим воспитанием.
Первая часть программы включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые осуществляются в режиме учебного дня. Для всех классов с разной в зависимости от возраста интенсивностью, проводятся: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки во время уроков, физкультурные упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах. В школах и группах продленного дня для учащихся 1-VIII классов организуются ежедневные физкультурные занятия, чередующиеся с самоподготовкой, занятиями искусством, самодеятельностью. Ежедневные физкультурно-оздоровительные мероприятия способствуют организованному отдыху детей, решению проблемы дисциплины в школе.
Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью. (19, стр. 65)
Вторая часть программы - собственно уроки физической культуры. Таким образом, на уроках происходит постепенное нарастание сложности как самих видов физкультурно-спортивной деятельности, так и упражнений внутри каждого вида. В комплексной программе для каждого класса разработаны требования к учащимся, учебные нормативы по усвоению навыков, развитию двигательных качеств. Педагогам рекомендуется строго учитывать физические и моральные возможности каждого школьника, осуществлять продуманный, дифференцированный подход в процессе физического развития детей, формирования у них умений и навыков самостоятельных занятий физкультурой в домашних условиях.
Третья часть комплексной программы посвящена внеклассным формам занятий физической культурой и спортом. Для начальных классов предлагается создание групп общей физической подготовки, кружков физической культуры по гимнастике, плаванию, настольному теннису, конькам, бадминтону. В V-VI классах занятия групп общефизической подготовки становятся более разнообразными, физкультурные кружки уступают место спортивным секциям по гимнастике, легкой атлетике и игровым видам спорта: баскетболу, футболу, хоккею. Подростки VII-VIII классов могут продолжать посещение группы общей физической подготовки; в секциях осваивать технику по отдельным видам спорта; участвовать в лыжных гонках, туристских походах. Юноши и девушки IX-XI классов также занимаются в группах общей подготовки, совершенствуют свое мастерство в спортивных секциях, овладевают военно-прикладными специальностями.
Четвертая часть комплексной программы включает в себя общешкольные, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. В школах проводятся ежемесячные дни здоровья и спорта. Это направлено на достижение всеобщности физического воспитания детей во внеклассной работе.
1. 4 Основные средства и методы физического воспитания
Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся. К средствам физического воспитания относятся: а) естественные силы природы: солнце, воздух и вода; б) режим питания, труда и отдыха; в) утренняя гимнастика; г) уроки физкультуры; д) разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы: гимнастика, спортивные игры, туризм. (4, стр. 90)
Однако педагогическая эффективность всех этих средств определяется двумя условиями: с одной стороны, комплексным их использованием, а с другой - применением всего разнообразия методов физического воспитания. Какие же из этих методов являются наиболее существенными?
В процессе физического воспитания в качестве основного метода выступают физические упражнения, или физическая тренировка. Диапазон применения физических упражнений (тренировки) исключительно широк, начиная от приучения детей к опрятности и чистоте и кончая развитием физических способностей в беге, гимнастике, тяжелой атлетике и т.д. Когда учащиеся приучаются к соблюдению режима дня, к пребыванию на солнце и свежем воздухе, к купанию и участию в различных спортивно-массовых мероприятиях, состязаниях и т.д., все это так или иначе связано с физическими упражнениями и тренировкой. Без специальных упражнений нельзя выработать ловкость, развить физическую силу, научить учащихся выполнению различных гимнастических фигур и т.п. Участие в спортивных соревнованиях, в занятиях спортивных секций и в туристических походах - это тоже не что иное, как своеобразное проявление метода физических упражнений.
Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на укреплении и совершенствовании своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет происходить более успешно. К тому же физическое воспитание, как уже отмечалось, не сводится лишь к физическому развитию и укреплению здоровья, оно охватывает также формирование у учащихся потребности в повышении своей физической культуры в целом и разумного отношения к организации труда и отдыха. Поэтому большое значение в физическом воспитании учащихся имеют методы убеждения (разъяснения) и положительного примера. Эти методы используются прежде всего в процессе организации физических упражнений (тренировок) учащихся и спортивно-массовых мероприятий в школе. С их помощью разъясняется значение физических упражнений в развитии человека, их психологические основы, а также техника их выполнения. Примеры из жизни выдающихся людей, известных спортсменов, а также лучших учащихся и самих учителей служат предметом подражания для школьников в процессе занятий физической культурой.
Эти методы широко используются при проведении школьных вечеров, бесед, докладов и лекций на спортивные темы, а также в процессе индивидуальной разъяснительной работы с учащимися по вопросам физического воспитания.
Один из основных - метод объяснения (словесный). Он применяется на всех этапах обучения. Объяснение должно быть понятным ученикам во всех деталях. Излагать материал надо четко и кратко, останавливаясь главным образом на ключевых вопросах, связывая их между собой. В период начального обучения объяснять надо так, чтобы ученики поняли, как надо выполнять тот или иной элемент движения, в период же углубленного разучивания - почему именно так, а не иначе.
Самые простые упражнения можно выполнять без объяснений: более сложные требуют объяснения и показа «с листа». Показ изучаемых движений - сначала в целом, потом по частям (расчлененно) и опять в целом - желательно дополнять демонстрацией иллюстративных материалов - рисунков, кинограмм, кинокольцовок.
Сложные упражнения можно разделять на части. При изучении таких упражнений используют подготовительные упражнения. Одни из них имитируют форму движений разучиваемой части упражнения, другие - характер усилий, третьи - и то, и другое в совокупности. Например, при изучении прыжка в высоту перешагиванием для ознакомления с движением маха ногой учащийся становится боком к наклоненной под углом планке и несколько раз повторяет такое упражнение: делает шаг вперед толчковой ногой, затем сильный мах другой, переносит маховую ногу через планку и переносит на нее массу тела. Чтобы прочувствовать характер усилий отталкивания, учащийся резко выпрыгивает вверх, стараясь коснуться вытянутой вверх рукой подвешенного мяча (баскетбольной корзины). Чтобы овладеть сочетанием отталкивания и маха другой ногой, учащийся выполняет эти движения с небольшого разбега, приземляясь на горку матов (высотой на уровне пояса). Однако, применяя метод расчлененного упражнения, не следует излишне дробить изучаемое двигательное действие. Следует расчленять движение на такие элементы, которые школьник может выполнить достаточно правильно уже с нескольких попыток. Желательно, чтобы конечное положение одного элемента служило началом другого. Два-три освоенных элемента соединяют в связку. Во всех элементах стараются четко зафиксировать подготовительную, основную и заключительную фазы положения тела. (26, стр. 43)
Глава 2 Особенности физического воспитания детей разного возраста
2. 1 Понятие физического воспитания детей раннего возраста
Физическое воспитание - это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Физическое воспитание направлено на своевременное формирование у детей двигательных навыков, умений, физических качеств: развития интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности. Для осуществления этих задач для детей раннего возраста необходимы следующие условия:
- соответствующая культурная обстановка (условия жизни ребенка);
- соблюдение гигиенических правил;
- регулярное, достаточное и полноценное питание;
- устойчивый правильный режим, создающий возможности для нормальной жизни ребенка и разнообразия его активной деятельности, проведения с ним подвижных игр и занятий. (3, стр. 87)
При выполнении этих условий следует соблюдать единство и согласованность оздоровительной и воспитательной работы. Ребенок не может хорошо физически развиваться, если он мало двигается или часто плачет. Оздоровительные мероприятия, такие, как обливание водой, гимнастика, оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка в том случае, когда он охотно идет на водную процедуру, с удовольствием делает гимнастику. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для полноценного умственного, нравственного и эстетического воспитания и выработки трудовых навыков.
Одним из средств физического воспитания детей раннего возраста является физическая культура. Она включает массаж и гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные развлечения, а также закаливание.
Физиологическое воздействие специальных физических упражнений, разного рода движений огромно. Движения увеличивают приток крови к мышцам и кислорода к тканям, способствуют улучшению обмена веществ, повышению реактивности организма, улучшают состав крови, являются биологическими стимуляторами роста, способствуют гармоничному развитию ребенка.
С 1,5-2-месячного возраста здоровым детям в один из периодов бодрствования до кормления начинают делать массаж и гимнастику.
В гимнастике для младенцев на первом месте стоит нежный контакт через кожу: благодаря игровым упражнениям, которые не имеют ничего общего с разучиванием сложных физкультурных упражнений, можно поддержать естественную природную последовательность движений. Таким образом, ребенок воспринимает гимнастические игры как усиление уже имеющихся двигательных возможностей. Сверх того гимнастика для младенцев способствует созданию мускулатуры и подвижности суставов.
Игры и игрушки более воздействуют на чувствительно-духовное развитие ребенка, причем они, конечно, затрагивают и его физические способности. Соответствующие возрасту игрушки поддерживают переход от более грубых нецеленаправленных движений, подобных рывкам (макромоторика), к более мелким, гармоничным, целенаправленным движениям (микромоторика). (12, стр. 32)
Таким образом, гимнастические упражнения в этом возрасте направлены на стимулирование рефлекторных движений: 1) рефлекторное ползание – подталкивание рукой под подошвы при положении ребенка на животе и спине; 2) разгибание позвоночника в положении на боку при проведении указательным и большим пальцами по краям позвоночника от креста к шее; 3) сгибание стопы при проведении пальцем по наружному ее краю от основания пальцев к пятке.
Во время занятий физкультурой для детей от 2х лет необходимо чередовать упражнения для всех групп мышц. Лучше начинать с легких упражнений, постепенно увеличивая их сложность. В каждое занятие необходимо включать упражнения для развития и совершенствования ходьбы, бега, прыжков, ползания, координации движений. Следите за правильностью выполнения упражнений ребенком. Переходить к следующему комплексу упражнений следует только после хорошо усвоенного предыдущего. В два года постепенно, от занятия к занятию, увеличивайте нагрузку, включая в выполняемый комплекс упражнений бег в различном темпе. Начинать и заканчивать занятия необходимо ходьбой на месте и дыхательными упражнениями.
2. 2. Физическое воспитание дошкольников
В дошкольном возрасте физическое воспитание имеет образовательное, воспитательное и оздоровительное значение.
Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его необходимо приучать самому заботиться о своем здоровье. Вот почему в дошкольном учреждении и дома следует воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку; способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности; учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие; воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда, и предотвращать их.
Данная задача предопределяет творческий поиск более эффективных способов организации воспитательно-оздоровительного процесса в семье и дошкольном образовательном учреждении, который должен быть рассчитан на воспитание у детей привычек здорового образа жизни.
Навыки и привычки, имея общие черты, существенно отличаются друг от друга. Навык - это усвоенный способ действия, это умение хорошо и быстро выполнять действие, а привычка - это ещё и потребность, стремление выполнить данное действие. Нужно отметить, что привычка часто возникает на основе навыка, навык как бы прокладывает путь привычке, обличает её возникновение. (9, стр. 59)
Привычки могут быть полезными, способствующими возникновению положительных черт характера, но могут быть и вредными, пагубными для ребенка, способствующими развитию дурных склонностей. Потому так важно для родителей и педагогов знать время и способы формирования полезных привычек.
По мере того, как появляются в жизни ребенка новые вещи, новые формы действия с этими вещами, новые умения, новые виды деятельности, следует позаботиться о том, чтобы весь этот новый жизненный опыт ребенка был организован так, чтобы он способствовал формированию разумных, хороших привычек.
Для воспитания какой-либо новой привычки следует позаботиться об организации жизни ребенка, об организации его действий.
Для превращения какого-нибудь действия ребенка в привычки важно и нужно не только многократное повторе6ие этого действия, важен его результат: приводит ли это действие к удовлетворению или к неудачам и огорчениям.
Тем не менее анализ литературы позволил наметить некоторые условия формирования привычек здорового образа жизни:
· проведение социально-организованной, непрерывной и целенаправленной работы дошкольного учреждения и семьи;
· логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике путей формирования привычек здорового образа жизни дошкольников. К ним относятся режим дня, физические упражнения, закаливание, рациональное питание, соблюдение личной гигиены.
Наличие стойких привычек говорит о сформированности опыта личности и о том, что какая-то деятельность занимает прочное место в сознании человека. Их формирование идет тем быстрее, чем чаще эта деятельность повторяется. Труднее всего формируются у детей культурно-гигиенические навыки, привычки ухаживать за собой, своим телом. Сколько нареканий вызывает нежелание детей чистить зубы, тщательно умываться, содержать в порядке одежду, убирать за собой постель и т.пБольшинство проблем здорового образа жизни зарождаются в детстве, а затем переходят во взрослую жизнь.
Необходимо приучать дошкольников чистить зубы и полоскать рот после каждого приема пищи, обтираться влажным полотенцем, совершать туалет носа, мыть ноги перед сном.
Для того чтобы дети могли самостоятельно и вполне осознанно выполнять действия, полезные их организму, необходимо создать соответствующую ситуацию, которая могла бы повторяться ежедневно. Например, использовать следующую программу:
· после пробуждения потянуться, сделать несколько упражнений в постели;
· встать на массажный коврик, помассировать стопы, помассировать тело с помощью ручного массажера;
· выполнить в заданной последовательности упражнения на полосе препятствий или спортивном комплексе;
· принять водные процедуры. (17, стр. 58)
Особое место воспитатели отводят играм, играм-забавам. Цель их – развлечь детей, снять утомление, дать возможность испытать радость от движений малышей с другими детьми, получить удовольствие в общении со взрослыми.
В течение дня меняется двигательная активность детей – включаются различные группы мышц тела детей. Полезны дошкольникам лазание, ползание, упражнения для мышц – разгибателей. Воспитатели в образовательном процессе используют и игровые упражнения. Они могут проводиться с предметами и без них, в помещении и на улице. Считая необходимым развивать двигательную активность педагоги всегда обращают внимание на: желание детей двигаться в течение дня; умение занять себя; двигаться с разными игрушками и пособиями одному, рядом и вместе со сверстниками и со взрослыми, получать удовольствие от движений, потому что радостное детство согревает всю жизнь.
2. 3 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста
С началом учебной деятельности детей особую значимость приобретает воздействие педагогов на развитие и формирование у дошкольников физкультурной деятельности.
Необходимо грамотно и пропорционально распределять не только физические, но и психические нагрузки на растущий организм ребенка, более того очень важно совмещать и грамотно использовать физические нагрузки вкупе с психологическими, т.е. совмещать физическое и психологическое развитие ребенка. Движение - органическая потребность ребенка и чем он моложе, тем труднее вследствие морфофункциональных особенностей центральной нервной системы, подавлять эту потребность. Задача педагогов состоит в том, чтобы обеспечить при обучении младших школьников достаточную дополнительную деятельность (подвижные игры, движения под музыку, физкультминутки, физкультурные занятия). Оздоровительная работа с детьми включает физкультурно-оздоровительные мероприятия: двигательную гимнастику, физкультурные занятия, игры, спортивные игры. В оздоровительной работе важным является приобщение детей к общечеловеческим ценностям физической культуры, поэтому в организации этой работы огромное значение придается социальным факторам, то есть культуре воспитания, развивающей среде, эмоциональному общению. (22, стр. 60)
Правильная организация физического воспитания в условиях школьного учреждения, предусматривает систематический медико-педагогический контроль и оперативную медицинскую помощь при выявленных нарушениях в здоровье детей и включает в себя:
• динамические наблюдения за состоянием здоровья, психики, физическим развитием детей;
• контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал и т. д.);
• наблюдение за рациональным двигательным режимом (организация и методика проведения различных форм работы по физическому воспитанию, их воздействие на организм, контроль за осуществлением закаливающих мероприятий);
• просветительная работа родителей по вопросам здоровья и физического развития детей.
Учащиеся младших классах на этих уроках физкультуры усваивают физкультурные знания, занимаются гимнастикой, подвижными играми, а также лыжной, кроссовой или конькобежной подготовкой.
2. 4 Физическое воспитание детей среднего школьного возраста
Возросшие за последние годы требования школьной программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии – пониженной двигательной активности. Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания со школьной скамьи. Систематические физические занятия тренируют растущий организм, делая его устойчивым к неблагоприятным факторам внешней среды. Здоровье человека, физическое воспитание и суточная двигательная активность тесно взаимосвязаны. Умственное развитие детей также зависит от двигательной активности. (16, стр. 387)
Для обеспечения должного объема двигательной активности в учебные планы для младших школьников необходимо включать такие мероприятия, как национальные и бальные танцы, обучение спортивным традиционным играм и др.
Очень важно, чтобы все школьники были приучены ежедневно заниматься утренней гимнастикой. Длительность зарядки не должна превышать 10-15 минут.
Полезно для физического воспитания школьника проводить гимнастику до начала уроков, которая улучшает настроение учеников, создает рабочий тон, повышает общий тонус организма. Лучше проводить гимнастику 7-10 минут на открытом воздухе и под музыку. Если она проводится в помещении, то оно должно быть хорошо проветрено.
На любом общеобразовательном уроке нужны физкультпаузы и физкультминутки. Их необходимо проводить при появлении первых признаков утомления. Физкультминутка проводится в течение 60-90 секунд, желательно с речитативом, т.к. это способствует правильному дыханию. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания» - писал русский педагог К.Э. Ушинский.
В средних классах в программе физического воспитания появляются элементы легкой атлетики и плавания. Занятия в средних классах претерпевают серьезные изменения, обусловленные переходом детей в подростковый возраст, необходимостью учета их физических, психических возможностей и особенностей. Сокращается количество часов на гимнастику, значительно увеличивается - на занятия легкой атлетикой. Подвижные игры уступают место спортивным: волейболу, баскетболу, футболу, ручному мячу. Сохраняют свое место лыжная, кроссовая, конькобежная подготовка и плавание.
2. 5 Физическое воспитание детей старшего школьного возраста
Старший школьный возраст характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и размеров тела, расширение приспособительных возможностей организма. В старших классах еще более увеличивается нагрузка на зрение и позвоночник.
Сохранять двигательную активность необходимо при любых видах деятельности, связанных с длительной неподвижностью, сидением на одном месте, особенно при работе с компьютером. Надо помнить, что занятия гимнастикой позволяют школьнику сохранить здоровье, хорошую осанку, избежать многих заболеваний.
Общая физическая подготовка составляет главное содержание занятий физическими упражнениями в школах. Для старших школьников основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания. Гимнастика — одно из основных средств общей физической подготовки, с помощью которого решается большой 'круг задач: формируется правильная осанка, совершенствуются координация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др. (9, стр. 45)
В качестве средств физической подготовки используют главным образом физические упражнения. В зависимости от методической организации, от объема, интенсивности выполнения и других условий одни и те же упражнения могут давать различный тренировочный эффект. Исходя из этого средства физической подготовки систематизируют в группы по их преимущественному значению для решения конкретных педагогических задач.
Для развития важных физических качеств, применяют упражнения на быстроту, силу, общую, скоростную и силовую выносливость, на координацию движений и др. Это главным образом упражнения из основной гимнастики, из различных видов легкой атлетики, спортивных игр, тяжелой атлетики и др. С помощью них можно укрепить мышцы, на которые приходится наибольшая физическая нагрузка, дополнительно развить физические качества, требуемые той или иной профессией.
Для формирования и совершенствования вспомогательно-прикладных навыков старших школьников применяют так называемые естественные движения (прыжки, метания, лазание, плавание), упражнения из прикладного туризма и др. Повысить устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды можно, применяя соответствующие упражнения, которые не только совершенствуют какое-либо качество, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект. Например, устойчивость к перегреванию можно повысить упражнениями, сопровождающимися значительным теплообразованием: продолжительным бегом, интенсивным передвижением на лыжах, коньках, спортивными играми, фехтованием.
Для совершенствования психических качеств — волевых, внимания, реакции на сигналы, восприятия пространства, времени, мышечных усилий и других — большое значение имеют используемые направленно физические упражнения и занятия определенными видами спорта. При этом влияние последних на развитие психических качеств неодинаково. Специфика каждого конкретного вида спорта определяет активность соответствующих психических функций и степень их проявления. Например, спортивные игры вырабатывают точность времени реакции на движущийся объект, быстроту двигательной реакции; гимнастика в большой степени развивает точность мышечных усилий при действии руками и др.
Совершенствованию волевых качеств способствуют занятия всеми видами, спортивными играми, прыжками в воду, гимнастическими упражнениями, связанными с элементами опасности и др., особенно интересных для детей старшего школьного возраста.
Учащимся старших классов представляется возможность овладения приемами борьбы. Основы знаний по всем видам физкультурной деятельности, получаемые подростками на уроках, представляют собой теоретические сведения и установки, необходимые для овладения практическими умениями и навыками. В старших классах развиваются все основные виды физкультурной деятельности: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная, кроссовая или конькобежная подготовка, плавание, а где имеются необходимые условия, и борьба. Содержание занятий для девушек и юношей обретает свою специфику как по видам, так и по характеру занятий. С учетом требований наставления по физической подготовке Вооруженных Сил страны в программу для юношей вводятся виды деятельности военно-прикладного характера, а также выполнение строевых команд. (9, стр. 49)
Выводы
1. Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на изучение физических упражнений, развитие (или поддержание) морфологических, функциональных, психических и других свойств личности, формирование связанных с ними знаний, способов и мотивов деятельности. Физическое воспитание осуществляется в процессе семейного, внешкольного, специального, дополнительного образования в процессе самовоспитания.
2. Физическое воспитание выполняет следующие функции:
1) Развивающая функция (совершенствование всех физических сущностных сил людей);
2) Воспитательная функция (укрепление выносливости и закалку морального духа человека);
3) Образовательная функция (ознакомление людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности);
4) Оздоровительно-гигиеническая функция (общее оздоровление организма);
5) Общекультурная функция (организует и заполняет свободное время полезным и увлекательным занятием).
3. Задачами физического воспитания являются:
· Укрепление здоровья и закаливания организма школьников, содействие из правильному физическому развитию и повышению работоспособности.
· Формирование и совершенствование двигательных навыков и умений и сообщение связанных с этим знаний.
· Развитие основных двигательных качеств
· Формирование привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
· Воспитание гигиенических навыков, сообщение знаний в области физических упражнений и закаливания.
· включение в активную физкультурную и спортивную деятельность
4. К средствам физического воспитания относятся: а) естественные силы природы: солнце, воздух и вода; б) режим питания, труда и отдыха; в) утренняя гимнастика; г) уроки физкультуры; д) разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы: гимнастика, спортивные игры, туризм.
В качестве методов физического воспитания выступают физические упражнения, или физическая тренировка, методы убеждения (разъяснения) и положительного примера.
5. Основными средствами физического воспитания детей раннего возраста являются массаж и гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные развлечения, а также закаливание. Главное внимание уделяется игровым упражнениям для стимулирования рефлекторных движений.
6. Физическое воспитание детей дошкольного возраста строится с учетом возрастания двигательной активности детей. Используются лазание, ползание, упражнения для мышц – разгибателей, игровые упражнения, формируются у детей культурно-гигиенические навыки, привычки ухаживать за собой, своим телом, знакомство с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности.
7. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста включает
физкультурно-оздоровительные мероприятия: двигательную гимнастику, физкультурные занятия, игры, спортивные игры. В оздоровительной работе важным является приобщение детей к общечеловеческим ценностям физической культуры. Учащиеся младших классах на этих уроках физкультуры усваивают физкультурные знания, занимаются гимнастикой, подвижными играми, а также лыжной, кроссовой или конькобежной подготовкой
8. В средних классах в программе физического воспитания появляются элементы легкой атлетики и плавания. Занятия в средних классах претерпевают серьезные изменения, обусловленные переходом детей в подростковый возраст, необходимостью учета их физических, психических возможностей и особенностей. Сокращается количество часов на гимнастику, значительно увеличивается - на занятия легкой атлетикой. Подвижные игры уступают место спортивным: волейболу, баскетболу, футболу, ручному мячу. Сохраняют свое место лыжная, кроссовая, конькобежная подготовка и плавание.
9. Особенностями старшего школьного возраста являются постепенное увеличение массы и размеров тела, расширение приспособительных возможностей организма. Для формирования и совершенствования вспомогательно-прикладных навыков старших школьников применяют так называемые естественные движения (прыжки, метания, лазание, плавание), упражнения из прикладного туризма и др. развить физические качества, требуемые той или иной профессией.
Заключение
Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью. Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. В комплексной программе физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы к основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье; стремление к физическому совершенствованию; готовность к труду и защите Отечества; приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности; обучение двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие двигательных качеств. Задачей физического воспитания является также эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях. Физкультурные и спортивные занятия помогают преодолению трудностей в период полового созревания подростков, борьбе за трезвость среди школьников, против употребления наркотиков, токсических средств и курения табака.
Изложенные понятия дают общее представление о физическом воспитании, его особенностях, социальных функциях и взаимосвязях с другими явлениями. Совокупность этих понятий в первую очередь характеризует физическое воспитание как общественно-педагогическое явление. Являясь неотъемлемым компонентом воспитания в широком смысле слова, физическое воспитание играет существенную роль в реализации как общепедагогических, так и специфических образовательно-воспитательных задач, продиктованных потребностями общества в целесообразном воздействии на развитие человека, необходимостью подготовки его к трудовой и другим общественно значимым видам деятельности. Специфическое содержание физического воспитания составляют физическое образование и воспитание физических качеств человека. Первое осуществляется путем обучения и связано преимущественно с формированием двигательных умений, навыков и специальных знаний; второе направлено на развитие жизненно важных свойств человеческого организма, относящихся к физическим качествам человека, которые лежат в основе его двигательных способностей (силовых, скоростных, выносливости, и т. д.) и определяют в комплексе общий уровень физической работоспособности.
Таким образом, Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности.
Список литературы
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. Кемерово, 1981, 198 с.
2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - 269 с.
3. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.: ЮНИТИ, 2003.
4. Белорусова В.В. Педагогика. – М.: Логос, 2003.
5. Богданов Г.П. Физическое воспитание школьников. - М.: Дело, 2004.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
7. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание школьников. – М.6 Логос, 2002.
8. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 1999. - 172 с.
9. Доронова Т., Якобсон С. Программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду "Радуга". М., 1993, с. 15 - 90.
10. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 1967.
11. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989.
12. Караманова Л.В. Пути повышения эффективности подвижных игр // Дошкольное воспитание. – 1986. - №11.
13. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания. - М.: Сфера, 2004.
14. Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание №3. 2000.
15. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. – М. 1983.
16. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры, 1994, № 7, c. 8-11.
17. Лайзане С. Я. Физическое воспитание школьников. - М.: Просвещение, 2004.
18. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2003.
19. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста./Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. - М.: Педагогика, 2003.
20. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995.
21. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986, 304 с.
22. Панкратьев Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры, 1990, № 11, c. 13-15.
23. Пензулаева Л. И. Физическое воспитание. - М.: Просвещение, 2003.
24. Пимонова Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5-7 лет: Автореф. канд. дис. М., 1990, 23 с.
25. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Под ред. Л.А.Венгера. М., 1986. С. 40.
26. Ращупкин Г.В. Физическая культура школьников. – Спб.: Нева, 2004.
27. Савин Н.В. Педагогика. - М.: Аст, 2003.
28. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие. - М.: Академия. 2001, с. 39 - 51.
29. Субботский Е.В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребёнка). – М., 1978.
30. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М. 1991.
31. Терованесян А.Л. Педагогические основы физического воспитания. - М.: БЕК, 2004.
32. Физическое воспитание детей школьного возраста./Под ред.. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2003.
33. Филлипова С. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях. // Дошкольное воспитание 1999. №4.
34. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. И.И.Ильясова и В.Я.Ляудис. М., 1980.