Содержание:

Введение. 2

1.Литературный обзор. 5

1.1. Конъюнктура рынка колбасной продукции. 5

1.2. Состояние и направления развития производства и ассортимента колбасных  товаров, оптимизация их потребительских свойств. 11

1.3. Классификация ассортимента колбасы «Докторской». 20

1.4. Классификация потребительских свойств  колбасы «Докторская», требования к качеству, идентификация и сертификация. 30

2. Экспериментальная часть. 32

2.1. Объекты и методы исследования. 32

2.2. Экспертиза качества колбасы «Докторская», высший сорт,  ГОСТ 23670-79  33

Выводы и предложения. 37

Список использованной литературы: 42

Введение

Последнее десятилетие в России введены в эксплуатацию тысячи новых предприятий по производству различных  колбасных изделий.

Наибольшим спросом у населения пользуются вареные колбасы. Их доля в общем колбасном производстве составляет в разных регионах до 60 – 70 %. В ассортименте колбасных изделий насчитывается более двухсот наименований, но все вареные колбасные изделия изготавливаются с добавлением к основному мясному сырью различных растительных белков, муки, крахмала и других добавок.

При  производстве вареных колбас широко применяют добавки фирм «Тари»,  «Аромарос» и др. Среди них имеются заменители животного белка, добавки, улучшающие вкусо-ароматические свойства, увеличивающие водосвязывающую способность, красители. Чаще всего используют добавки, увеличивающие выход колбасных изделий на едининицу мясного сырья. В действующих  государственных нормативных документах (инструкции, ТУ) на вареные колбасы добавки не предусмотрены, однако в нормативно-технической документации, утвержденной администрациями предприятий, добавки широко используются. В литературе имеется достаточно работ, посвященных товароведческим и технологическим показателям колбасных изделий  с использованием добавок. Утверждается их положительная роль в улучшении цветовых, вкусовых и формообразующих показателей.  Но работ, посвященных ветеринарно-санитарной характеристике колбасных изделий, при производстве которых использовались добавки, мы не встречали. Поэтому представляют  научный  и практический интерес исследования, посвященные физико- химическим  показателям добавок и влиянию их на ветеринарно-санитарную  характеристику основного сырья и готовой  продукции

Вышесказанное предопределило задачи, поставленные перед нами,

в  частности:

Определить физико- химические и органолептические свойства сырья до термической обработки.

Изучить качественные и микробиологические показатели готовых колбасных изделий в случае применения добавок.

Определить динамику ассортимента колбасных изделий на примере  ООО «СПГ» (ул. Красный проспект, 70)

Химический состав и пищевая ценность.

          Распределение химических компонентов, определяющих пищевую ценность, зависит от вида колбасы.

Все азотистые экстрактивные вещества, обнаруженные в колбасах, можно подразделить на следующие группы: азотистые основания, производные гуанидина (креатин, креатинин).[6]

Белки:

Белки колбас представлены примерно равным количеством актомиозина и Ф актина. Этим обусловлена меньшая впитывающая способность, так как при механической обработке нарушается структура. В вареных колбасах  больше глобулина Х и низкомолекулярных белков. Как известно, качество белка определяется его аминокислотным составом. В данном продукте  высок уровень дефицитных аминокислот, таких как лизин, лейцин, изолейцин, валин и др, это объясняется различным сырьем, входящим в состав колбас.

Липиды:

Липиды , входящие в химический состав, представляют интерес не только как вещества, повышающие пищевую ценность, но и как фактор, принимающий участие в формировании вкуса и аромата, стабилизатор белкового компонента при холодильном хранении. Для вареных колбас характерно низкое содержание липидов.[2,6,5,3,4]

         Жирнокислотный состав  представлен, в основном, насыщенными жирными кислотами. Эти кислоты низкоэффективны в нормализации липидного обмена и снижении уровня холестерина в крови.

Углеводы:

Углеводы, содержащиеся в колбасах, определяют технологическую целесообразность использования различных видов.

Углеводы представлены полисахаридами- в основном, гликогеном; а также моносахарами- глюкозой, фруктозой, галактозой.

Минеральные вещества:

Общее количество минеральных веществ(зольность) зависит от вида колбасы, точнее от исходного сырья ,времени года  и части туши, из которой изготовлен продукт.

Пищевая ценность.[10]:

Пищевая ценность- наиболее общее понятие, характеризующее совокупность свойств, определяющих полезность продукта: органолептические свойства, состав и усвояемость компонентов, перевариваемость в желудочно- кишечном тракте, энергетическую и биологическую ценность.

Биологическая ценность отражает качество  белковых компонентов продукта, которое зависит также от их перевариваемости  и сбалансированности состава белка. Показатели биологической ценности существенно изменяются в процессе технологической обработки продукта и в процессе хранения, так как белковые молекулы могут изменять структуру и взаимодействовать с другими веществами. Биологическая ценность характеризуется наличием в продукте биологически активных веществ : незаменимых аминокислот, витаминов, микро и макроэлементов,  ПНЖК.

 Энергетическая ценность (калорийность) обусловлена количеством энергии, которая высвобождается из пищевых веществ продукта в процессе биологического окисления и используется для обеспечения физиологических функций организма.

         По пищевой принадлежности колбасы являются одним из наиболее высокоценных продуктов питания, что обусловлено значительным содержанием хорошо усвояемого и белка, биологически ценного жира, минеральных веществ.

         Белки вареных колбас содержат некоторые  незаменимые аминокислоты, на долю которых приходится   29 % от общей суммы аминокислот. Особенно важно, что в продукте содержится лизин (12%), который лимитирует в растительных продуктах. Достаточное содержание аргинина делает мясо кальмаров необходимым в детском питании. .[2,3,4]

           Как  известно, важным показателем качества белка является степень его усвоения. Белки колбас, в среднем, усваиваются на 92% (при 100% усвоении белка куриного яйца).Значительная усвояемость объясняется  растворимостью белков в воде и большим количеством экстрактивных азотистых веществ в тканях, которые придают мясу своеобразный аромат, вкус и способствуют возбуждению аппетита.

          1.Литературный обзор

1.1.  Конъюнктура рынка колбасной продукции.

Видов и разновидностей колбас неисчислимое множество, а рецептов их приготовления еще больше. На протяжении веков народы разных стран выработали массу национальных технологий изготовления колбасных изделий, и каждая из них обладает своими, только ей присущими достоинствами.

Колбаса, являясь продуктом массового спроса, занимает значительную долю рынка гастрономических товаров Новосибирска.

Простому обывателю, приходящему в магазин, может показаться, что на рынке мясопродуктов в целом, и, в частности, на рынке колбасных изделий, давно ничего уже не происходит. Из года в год на прилавках лежит "Останкинская", "Докторская" или "Сервелат", но за этой видимой стабильностью скрывается постоянная, жесткая конкурентная борьба, в которой предприятия мясопереработки, работающие на рынке десятилетиями, вынуждены сдавать позиции, давая дорогу молодой  поросли. "

Рис. 1 Предпочтения потребителей по видам колбасных изделий

Изменились ли за исследуемый период, а он равен одному году, приоритеты покупателей относительно тех фирм - производителей, которые представлены на рынке. Можно констатировать тот факт, что на рынке поменялся лидер. В течение длительного времени это место занимал старейший производитель города Новосибирский мясоконсервный комбинат. Данные октябрьских исследований 2002 г. показали, что по такому показателю, как приверженность покупателей, лучшие позиции в городе занимает один из молодых мясоперерабатывающих заводов - компания "Торговая площадь". На рисунке.2 представлены данные по приверженности покупателей 2001-2002 гг.

Рис. 2 Приверженность покупателей фирмам, представленным на рынке.

Несмотря на то, что рынок Новосибирска был и остается интересен производителям из разных регионов, из иногородних компаний существенный процент приверженности покупателей смогли завоевать только омские производители. При этом необходимо отметить, что если ранее различные производители из Омска все вместе имели в качестве приверженцев 25% потребителей, то сейчас только один "Омский бекон" - 19%. Наибольший же уровень предпочтений потребителей имеет новосибирская тройка производителей: "Торговая площадь", НМКК (Новосибирский мясоконсервный комбинат), СПК (Сибирская продовольственная компания).

С другой стороны, за год заметно увеличилось число приверженцев москвичей, и в частности Микояновского мясокомбината. При этом если раньше они были представлены в основном в деликатесной группе сырокопченых колбас, то сейчас их присутствие появилось в группе вареных колбас, которые относятся к деликатесной группе. Это различные колбасы с добавками в виде маслин, перца, грибов и т.д. Суммарно, по всем товарным группам колбас количество приверженцев москвичей колеблется между 4 и 5% потребителей колбас.

Одним из важных показателей стабильности рынка всегда является количество потребителей, которые, приходя в магазин, точно знают, продукцию какого производителя они хотят купить, то есть они ориентированы на определенную торговую марку. На рисунке.3 представлено соотношение потребителей, с точки зрения их ориентации на производителя.

Диаграмма: Ориентированность покупателей на торговую марку Рис. 3  Ориентированность покупателей на торговую марку

Из Рис.3 видно, что больше половины потребителей имеют четкие марочные предпочтения, однако для новых производителей все еще имеются не плохие шансы для выходы на рынок: 18% потребителей готово пробовать новые торговые марки, а 27% - вообще не обращают внимание на торговую марку продукции, приобретаемую ими.

Поэтому, как для новых производителей, так и для тех, которые прочно закрепились на рынке, но хотят увеличить количество своих приверженцев, важным вопросом остается вопрос о приоритетах конечных потребителей продукции. Вызвало ли изменение лидера рынка изменение приоритетов покупателей? Или наоборот, смена лидера есть показатель смены приоритетов?

Исследования октября 2002 года показали, что за год произошли изменения тех характеристик, которые влияют на принятие решения покупателем о приобретении продукции того или иного производителя (рисунок. 4).

Рис. 4 Оценка важности параметров, влияющих на решение о покупке колбасных изделий (на основе данных исследования мнений конечных потребителей)

Из данных видно, что значительно увеличилось влияние такого фактора, как вкус. Если раньше на него обращало внимание 76% покупателей, то сейчас - 85%. На втором месте в прошлом году был фактор свежести, исследования же этого года показало, что его место занял фактор цены, сместив свежесть на третье место. Чем можно объяснить такое изменение приоритетов покупателей? Во-первых, это связано с улучшением качества продукции, представленной на рынке. Во-вторых, производители - лидеры смогли добиться того, что во многом по качеству их продукция не значительно отличается друг от друга, а это всегда вызывает повышение значимости такого фактора, как цена: если покупатель получает от разных производителей одинаково хорошее качество, то зачем платить больше.

В исследования этого года нами в перечень приоритетов был включен новый фактор - ассортимент, ввод которого обусловлен желанием понять, насколько обоснованно многие производители сосредоточились на расширении своего ассортимента продукции, считая, что именно это даст им основные преимущества в конкурентной борьбе. Данные исследования показывают, что значимость такого фактора не очень высока: всего 13% потребителей обращают на него внимание. Этот результат подтвердило и изучение приоритетов покупателей по тем наименованиям колбас, которые покупаются ими чаще всего. В качестве примера, на рисунке.5 приведены наиболее часто покупаемые наименования вареных колбас. Мы видим, что большинство покупателей достаточно консервативно. Стремление расширить ассортимент, при отсутствии правильных мероприятий по его позиционированию относительно целевых групп потребителей, чаще всего ведет не к привлечению дополнительного спроса от конкурентов, а к перераспределению своих же покупателей между товарными группами. При этом технологи в конфиденциальных беседах признаются в том, что обычному покупателю очень трудно найти разницу между отдельными наименованиями колбас.

Наиболее часто покупаемые наименования вареных колбас Рис. 5 Наиболее часто покупаемые наименования вареных колбас

Таким образом, можно увидеть, что рынок за этот год во многом изменился. Во-первых, произошла смена лидера в сторону производителей, продукция которых более всего соответствует повышающимся требованиям рынка к качеству продукции. Во-вторых, на рынке возникла ситуация, когда кроме совершенствования технологии производства появилась осознанная необходимость совершенствовать систему продаж и маркетинга. Более мелкие производители уходят с рынка или переходят в собственность более крупным, которые вливают серьезные капиталы не только в высококачественное оборудование, но и в более грамотную марочную политику. Становится ясно, что в дальнейшем тенденции к укрупнению и концентрации производства сохранится. В-третьих, фаза развития рынка, когда качественный продукт производился не стабильно, вследствие плохо отлаженной технологии производства, ушел в прошлое, а с ней и не притязательные требования покупателей.

1.2. Состояние и направления развития производства и ассортимента колбасных  товаров, оптимизация их потребительских свойств

Обычно для изготовления колбас используется любое мясо: свинина, говядина, баранина, курятина, гусятина, конина и т.д. Но наиболее распространенными, особенно в условиях личного крестьянского и фермерского хозяйства, являются колбасы из свинины, которая используется как сама по себе, так и в сочетании с другими видами мяса.

По способу обработки выделяют следующие виды колбас:

— вареные;

— фаршированные;

— варено-копченые;

— полукопченые;

— сырокопченые

— ливерные;

— кровяные;

— зельцы.

Вареные колбасы

В рецептуру изготовления вареных колбас высших сортов входят лучшие части отборной говядины, нежирная свинина, твердый и полутвердый шпик, говяжьи и свиные языки, в некоторых рецептах яйца, и естественно пряности: перец, мускатный орех, кардамон. В телячью колбасу добавляют еще и фисташки.

Процесс приготовления вареных колбас идет поэтапно:

Созревание мяса

Созревание мяса — сложный процесс, в ходе которого пищевые свойства мяса становятся оптимальными. Жесткость и влагоемкость мяса достигают наилучших показателей после убоя на 5—7-е сутки (при 0—4 град. С), органолептические свойства — на 10—14-е сутки. Для мяса, которое реализуют на кулинарные цели без предварительной фасовки, продолжительность созревания должна составлять 10—14 суток (при 0—4 град. С). Но ее можно увеличить и до 20—30 суток. После созревания мясо становится нежным, сочным и хорошо усваивается. Однако такая продолжительность процесса экономически невыгодна, поэтому в большинстве случаев продолжительность выдержки мяса (при 0— 4 град. С) не должна превышать 5—6 суток, иначе при его механической обработке (обвалка, жидовка) будут большие потери мясного сока. Если мясо предназначается на замораживание, то достаточно выдержки в течение 24—48 часов. Если ферментативные процессы будут приостановлены в самом начале производства, рекомендуется выдержка в течение 5—6 суток.

Посолка

Посолка мяса, сала и других продуктов — один из самых распространенных способов их сохранения в условиях положительных температур. Посолка является также одной из обязательных технологических операций при изготовлении колбас, окороков, ветчины, копчений и др. Консервирующее действие соли заключается в том, что ее наличие приводит к обезвоживанию присутствующих в продукте микроорганизмов. Сами микроорганизмы, развитие которых задерживается солью, не уничтожаются. Поэтому засолка не может служить средством обеззараживания мяса больных животных. Мясо, предназначенное для посола, должно быть только от здоровых животных, свежее и доброкачественное. Оптимальная температура процесса 2—4 град.С. При более высокой температуре одновременно с помолкой могут происходить процессы, вызывающие порчу мяса. При температурах ниже оптимальной мясо и мясопродукты просаливаются неравномерно, медленно и недостаточно. При посолке мяса подвергаются воздействию ферменты самой ткани. В результате, просаливаясь, мясо приобретает более нежную, сочную консистенцию, приятный вкус и запах, ветчинный аромат. При посолке в рассол экстрагируются растворимые части мяса. Поэтому получаемая солонина будет качественнее и вкуснее, если рассол используется для посола неоднократно. Ведь тогда в рассол из мяса уйдет меньше растворимых компонентов, придающих соленому мясу специфический вкус.

В сложный рассол, кроме соли, добавляют аскорбиновую кислоту или ее соли, сахар и другие компоненты — преимущественно пряности      Поваренная соль изменяет естественную окраску мяса. Поэтому для придания солонине естественного розового цвета раньше применяли селитру и некоторые другие соли азотной, а также азотистой кислоты. В настоящее время в промышленности селитру стараются не применять, так как продукты ее разложения (нитраты и нитриты) считаются ядовитыми.Воду для рассола следует прокипятить, а сам рассол профильтровать. При очень хорошей, чистой, мягкой, без посторонних запаха и привкуса водопроводной или артезианской воде ее не кипятят. Профильтровать же рассол никогда не мешает, так как в соли иногда попадаются нерастворимые включения ( песок, порода). Мясо и мясопродукты обрабатывают тремя способами: сухим (сухой солью или соленой гущей), мокрым (в рассоле) или смешанным.

Посолка сухой солью

Это наиболее простой и поэтому достаточно распространенный способ посолки. Применяется он для заготовки жирных мясопродуктов, сала, так как жировая ткань теряет влаги и компонентов меньше, чем мясо. Итак, куски сала или жирного мяса натирают сухой солью или гущей посолочной смеси и укладывают рядами в тару (деревянные ящики, плотные мешки, кадушки), перекладывая каждый ряд солью. Посолка ведется в прохладном, темном помещении. Потери мясного сока достигают 8—10% в результате сильного обезвоживания мясопродуктов, расход соли около 10—13%. При таком способе продукт крепче просаливается, но велики и потери.

Приготовление колбас

Сортировка мяса

Для приготовления колбас мясо сортируют следующим образом:

— нежирное (постное);

— полужирное;

— жирное.

Нежирное мясо состоит из одной мякоти и содержит менее 30% жира. Полужирное мясо содержит от 30 до 50% жира .Жирное мясо содержит более 50% жира. Нежирное мясо используется для приготовления колбас высших сортов. Полужирное мясо применяют для приготовления колбас первого и второго сортов. Жирное мясо для выделки колбас непригодно.

Подготовка кишок

Для приготовления колбас в домашних условиях используют не только тонкие кишки, но и желудок. Кишки обрабатывают сразу же после убоя животного. Сначала кишки отделяют от брыжейки, соединяющей их в петли.

Для этого кишку отрезают от желудка и одной рукой тянут ее за конец, а другой поддерживают брыжейку. Освобождающиеся кишки складывают в таз с водой. Далее их режут кусками по 5—6 метров и выдавливают из них содержимое, пропуская между сжатыми в кулак пальцами. Затем кишки промывают 2—3 раза холодной водой. Промытые кишки выворачивают наизнанку и счищают с них слизистую оболочку. Для этого слизистую оболочку сначала посыпают солью, а затем соскабливают тупой стороной ножа, положив кишку на ровную доску. Очищенную кишку опять моют холодной водой 2— 3 раза, а затем слабым раствором перманганата калия (розовый цвет). Для вареных колбас обработку кишок на этом заканчивают, для сырокопченых же — кишки заливают, т. е. помещают в соленую воду, которую меняют через каждые 2 дня, на 15-30 дней. При засолке сухим способом кишки укладывают в посуду с отверстиями на дне для стока рассола, обильно пересыпают солью и ставят в прохладное помещение. Обработанные кишки можно сушить, для чего их надувают воздухом и завязывают концы нитками. Высушенные кишки станут прозрачными и тонкими. После просушки воздух выпускают, кишки сматывают и хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Соленью кишки перед заполнением их колбасным фаршем нужно вымочить в теплой воде несколько часов. Сухие кишки вымачивают в холодной воде, чтобы они стали эластичными.

Приготовление колбасного фарша

Как уже говорилось, колбасу готовят не только из свинины, но и из мяса разных видов животных. Мясо можно использовать парное, остывшее, охлажденное, мороженое. Мясо, предназначенное для фарша, освобождают от костей, хрящей, крупных сухожилий, пленок и жира. Нарезают крупными кусками по 200—500 г и солят (соли кладут 2,5—3% от массы мяса). Массу тщательно перемешивают и оставляют на созревание в холодном помещении на 1— 2 суток.Посоленное холодное мясо измельчают на мясорубке. Кладут специи и пряности. Чеснок растирают с солью. Шпик и жир пропускают через крупноячеистую сетку мясорубки или порезать кубиками по 0,3—0.5 или 0,7см3 (в зависимости от вида колбас). Если колбасу делают из мяса разных животных (свинина, баранина, говядина), то мясо каждого вида измельчают отдельно, а затем уже смешивают в заданных пропорциях (табл. 1.1.).

Таблица 1.1.

Состав фарша для приготовления различных видов колбасных изделий

Наименование компонентов фарша

Виды колбас

Любительская

Докторская

Мясо говяжье: высший сорт 1 сорт 2 сорт

35

70

 

Свинина: жирная нежирная

40

20

 

Шпик

40

-

 

Соленая грудинка свиная

-

40

 

Крахмал картофельный или мука

2

-

 

Сахар

0,1

0,1

 

Черный перец

0,06

0,1

 

Чеснок

-

0,2

 

Выход продукта, %

102

114

 

Влажность готового продукта, % (не более)

60

72

 

Для связывания содержащейся в фарше влаги и его стабилизации обычно добавляют обезжиренное сухое молоко, пшеничную муку, крахмал, горчичную муку, кукурузную патоку, сахар, углеводные продукты и другие компоненты.

Все указанные компоненты хорошо перемешивают с фаршем, добавляют рубленый шпик (сало). Очень важно, равномерно распределяя сало в фарше делать это аккуратно, не подвергая фарш длительному перемешиванию. Готовую начинку помещают в кишечные оболочки — колбасы шприцуют. При шприцевании колбас один конец кишки завязывают суровой ниткой или шпагатом, а другой натягивают на цевку шприца. Нажимая на поршень шприца, подают начинку в кишечные оболочки. Заполняя шприц фаршем, нужно следить, чтобы в нем не образовались полости воздуха. В противном случае в колбасе окажутся пустоты, куда будет собираться жидкость (бульон). Набивать фарш в оболочку не следует чересчур плотно, так как возможен ее разрыв вследствие расширения мясного фарша при термической обработке.

Наиболее плотно шприцуют колбасы, подвергаемые копчению, в процессе которого их объем уменьшается. Наполненные фаршем оболочки завязывают, а затем, стягивая кругом, связывают концы. Крупные по диаметру батоны колбасы целесообразно шнуровать (перевязывать) по окружности шпагатом. Для выхода воздуха и паров из колбасы в процессе ее термической обработки оболочку накалывают в нескольких местах (штрикуют) тонким шилом или иглой. Делать это надо аккуратно, чтобы не нарушить целостность кишки и избежать выдавливания фарша. Батоны и круги колбасы должны пройти осадку, для чего их на некоторое время подвешивают в прохладном помещении. Осадка — это самоуплотнение содержимого батонов и кругов под действием собственного веса и упругости оболочки. Время выдержки зависит от вида колбасы. Вареные и жареные колбасы выдерживают 2—3 часа, полукопченые — 7—20 суток. Время осадки зависит также от толщины батонов: чем толще колбаса, тем осадка продолжительнее.

Осадка проводится в сухом, холодном (около 0 град. С), хорошо проветриваемом и чистом помещении.

Свиное мясо для приготовления фарша сортируют по жирности, а потом режут на куски массой 200—250 г и засыпают солью с селитрой. На 10 кг мяса берут 300 г соли и 10 г селитры. осоленное мясо помещают в холодное место на 2—3 суток, а затем измельчают на мясорубке 2—3 раза, до получения однородной массы.. Для вареной колбасы на 3,5 кг просоленного постного мяса добавляют 1 кг полужирного мяса и 0,5 кг мелко нарезанного шпика, 200 г крахмала, чайную ложку сахара, четверть чайной ложки черного или красного молотого перца, 1—2 крупных зубца очищенного чеснока, 1 л остывшей кипяченой воды. Вначале измельчают каждый вид мяса отдельно, прибавляя в него чеснок. Готовый фарш из нежирного мяса вымешивают, добавляя в него около 0,5 л кипяченой воды (холодной). После того, как масса станет однородной, к ней примешивают жирный фарш, перец, крахмал, предварительно разведенный в остывшей воде. Смесь еще раз перемешивают, затем вводят в нее мелко нарезанный шпик. Сильно перемешивать фарш нельзя, так как это приведет к осаливанию массы и выделению воды из готовой колбасы. Перемешивание фарша заканчивают после равномерного распределения в нем шпика. В качестве постного мяса для колбасы можно использовать говядину или баранину. Кишки режут на куски длиной 30 см и заполняют их колбасным фаршем. Для этого один конец кишки завязывают шпагатом или прочной ниткой, а через открытый конец закладывают руками или ложкой фарш. Вложенный фарш осторожно, чтобы не порвать кишки, утрамбовывают деревянной толкушкой. Удобно заполнять кишки фаршем через широкие воронки или через мясорубку, к которой вместо решетки прикрепляют воронкообразное приспособление — цевку. При этом кишку на трубку воронки надевают до завязанного конца, и по мере наполнения она спускается с трубки. В этом случае уплотнения фарша не требуется. Заполненную кишку завязывают шпагатом. Очень плотная набивка для вареной колбасы не рекомендуется, так как в этом случае кишки могут разорваться. Готовые колбасы перевязывают по длине шпагатом или связывают кольцом.

Термическая обработка колбас

Колбасы перед варкой желательно в течение одного часа прокоптить для придания им аромата и соответствующего цвета. Если такой возможности нет, то их нужно подсушить в печи или поблизости от нее также примерно в течение одного часа. Варят колбасу в просторной посуде в течение 30— 50 минут, в зависимости от толщины кишок. Толстые колбасы варят в течение 2,5—3 часов при температуре воды 80—85 град. С. При варке в более горячей воде из колбасы вытапливается много жира. Готовность колбас определяют на вкус либо прокалыванием иглой, спицей или вилкой. После варки колбасу охлаждают в подвешенном состоянии в сухом прохладном помещении.

Докторская  колбаса высшего сорта

 Свинина  нежирная 2,5, шпик хребтовый 2,0, свинина полужирная 1,5, мясо свиных или говяжьих голов 1,0, лед пищевой дробленый 2,0, свежая или растертая кровь 0,5, сухари панировочные 1,5, чеснок, растертый с солью, 0,15, специи 0,1, соль по вкусу.

Шпик хребтовый измельчить на кусочки размером 1 см3, смешать с нежирной и полужирной свининой, пропущенной через мелкую сетку мясорубки, добавить половину всего пищевого льда (кубиками). Оставить для созревания на 1 сутки. Отваренное мясо свиных и говяжьих голов пропустить через мясорубку с мелкой сеткой, смешать с растертой или свежей кровью, панировочными сухарями, добавить специи. Затем осторожно перемешать с дробленым льдом и оставить на созревание на 1-2 часа.

Шпик смешать с остальной массой, окончательно посолить по вкусу и через 0,5 часа начинить оболочки. Проштриковать колбасы и оставить для осадки на 1—2 часа, после чего варить до достижения внутри батона температуры 72—75 град. С.

Колбасу запечь в печи на жаровне (противне) с жиром (смальцем), обязательно прокалывая оболочку по мере вздутия.  Вареную колбасу желательно прокоптить холодным способом. Запеченную колбасу подвесить для отекания жира, а потом, обтерев чистой тряпкой, завернуть в пергамент или кальку.

1.3. Классификация ассортимента колбасы «Докторской»

Товарный ассортимент — это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Для начала следует рассмотреть основные понятия при рассмотрении ассортимента. К ним относятся:

§  Ширина. Это общее количество ассортиментных групп (товарных линий) у производителя (продавца). Количество групп связано с количеством сегментов рынка.

§  Насыщенность (полнота). Это общее количество составляющих ассортимент конкретных товаров. Она характеризует степень или плотность заполнения марками товара внутри товарной линии.

§  Глубина. Варианты предложения каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.

§  Гармоничность ассортимента. Это степень близости товара различных ассортиментных групп отностительно их конечного использования, требования к организации производства, каналам распределения и других показателей.

§  Рациональность. Способность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребность покупателей.

§  Устойчивость. Способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенность таких товаров — наличие устойчивого спроса на них.

§  Новизна. Это способность ассортимента удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров.

§  Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом и наценки заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, по определённой цене, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.

Номенклатура, или товарный ассортимент, — это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара (автомобиль, трактор, металлообрабатывающий станок) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Например, предприятие производит холодильники и стиральные машины. Холодильники представлены одно-, двух- и трех камерными моделями и морозильными камерами. Последние имеют несколько марок, отличаются объемом и некоторыми техническими данными.

         Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).

Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.

Ассортиментная концепция

         Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

         Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношения цен на товары данного вида и др. Цель ассортиментных концепций — сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.

         Подкрепленная мерами организационного и иного характера по обеспечению выпуска продукции в предусмотренных структуре и наборе ассортиментная концепция может рассматриваться как своего рода программа по управлению развитием производства и реализацией соответствующих товаров. Целевая ее часть включает требования к оптимальной структуре ассортимента, а программная — систему мер по ее достижению за определенный период. Этой программе придает комплексный характер включение в нее вопросов, связанных с оптимизацией ассортимента. В качестве критериев оптимальности выступают требования потребителей к ассортименту и качеству товаров, ресурсные возможности, социальные установки.

Традиционный ассортимент колбасы «Докторской» включает:по сортам:

1.     колбаса «Докторская» 1 сорта

2.     колбаса «Докторская» высшего сорта

по виду упаковки:

1.     В натуральной упаковке

2.     В полипаке.

1.4. Классификация потребительских свойств  колбасы «Докторская», требования к качеству, идентификация и сертификация

Колбасы, как и другие продукты, принимают партиями.

Партией считают определённое количество продукции одного наименования, способа обработки и сорта, одного предприятия – изготовителя, не более пяти ближайших дат выработки и оформленное одним документом, удостоверяющим качество.

Экспертиза товара включает:

-Рассмотрение и анализ документов на товар

-Внешний осмотр и органолептические исследования

-Физический и химический анализ проб(при необходимости)

-Микробиологический анализ (при необходимости)

Каждая партия продукции должна сопровождаться документом установленной  формы, удостоверяющим её качество, с указанием в нем данных:

-Наименование предприятия- изготовителя

-Наименования продуктов

-Номера партии

-Даты выработки

-Массы нетто продукта

-Количество потребительской тары с продукцией и её вида

-Количество транспортной тары с продукцией и её вида

-Результатов органолептической оценки качества продукта

-Результатов определения физических, химических и микробиологических

показателей продукта

-Результатов паразитологической оценки продукции

-Сроков и условий транспортирования

-Обозначения нормативно- технической документации

-Сроков и условий хранения

-Даты отгрузки.

Экспертиза качества проводится в соответствии с требованиями

 ГОСТ 23670-79.

Вывод по главе 1.

На предприятиях России изготавливаются колбасы в следующем ассортименте: вареные, фаршированные, сосиски, сардельки, полукопченые, варено-копченые, сырокопченые, ливерные, кровяные, мясные хлеба, паштеты, зельцы, студни, диетические колбасные изделия, конские колбасы, копчености.

Для изготовления вареных колбас используется следующее сырье: говядина жилованная высшего, 1 и 2-го сорта; свинина жилованная нежирная, полужирная и жирная; щековина свиная; шпик; шкурка свиная; субпродукты мясные; белок соевый изолированный и концентрированный; казеинат натрия; молоко коровье пастеризованное; сливки; и др.

Большинство вареных колбасных изделий  согласно нормативно- технической документации предусматривает использование различных вспомогательных материалов, таких как: крахмал картофельный; мука пшеничная; соль поваренная; яйца куриные; меланж  яичный; яичный порошок; нитрит натрия; сахар-песок; глюкоза; перец красный молотый; перец душистый; перец черный; кориандр; орех мускатный; экстракты пряностей; чеснок свежий, сушеный и  замороженный; вода питьевая; кишки бараньи, говяжьи и свиные; оболочка искусственная «Белкозин»; оболочки из целлюлозной пленки; пергамент; подпергамент; шпагат; нитки льняные и капроновые; скобы металлические; и др.

Чаще всего при производстве вареных колбас используют следующие добавки: ароматизаторы; каррагенаны; глутаминаты пищевые; натрия триполифосфат; натрий фосфорнокислый однозамещенный; натрий пирофосфорнокислый; аскорбинат натрия; кислота аскорбиновая; дифосфат натрия; пищевые красители; моно- и диглицериды пищевых жирных кислот; глюконо-дельта-лактон; и др.

По нашему мнению наиболее перспективно применение следующих добавок: фосфатов, аскорбинатов, глютаматов и каррагинанов, наиболее удачное сочетание которых наблюдается в добавках фирм «Аромарос», « Тари» и др.

Технология колбасных изделий предусматривает: подготовку сырья (размораживание при использовании замороженного мяса, разделку, обвалку, жиловку), измельчение (на волчках с диаметром отверстий решетки 2-6, 8-12 или 16-25 мм), посол (в рассоле или сухой солью), приготовление фарша на волчках, а затем на куттере, формование батонов на пневматических или вакуумных шприцах, термическую обработку колбасных изделий (осадка 2-4 часа при температуре не выше 12° С, обжарка дымовым газом при 90  +10° С в течение от 30 минут до 2,5 часов до достижения температуры в центре батона 40-50° С, варка при температуре 70-72° С, охлаждение водой под душем в течение 10-15 минут), охлаждение завершается в помещениях с температурой 0-8° С до температуры в центре батона не выше 15° С.

У готовых колбасных изделий при нарушении отдельных технологических параметров могут возникать различные пороки: загрязнение батонов (сажей, пеплом); оплавленный шпик и отеки жира под оболочкой; слипы; отеки бульона под оболочкой; лопнувшая оболочка; прихваченные жаром концы; серые пятна на разрезе и разрыхление фарша; неравномерное распределение шпика; пустоты в фарше; наличие в фарше кусочков желтого шпика и прогорклый вкус шпика; слизь или плесень на оболочке, проникновение плесени под оболочку.

Все колбасные изделия перед реализацией должны подвергаться ветеринарно-санитарному контролю, который предусматривает: проверку ветеринарных документов на поступающее сырье и продукты животного происхождения (ветеринарное свидетельство форма №2, сертификат соответствия и др.), наличие ветеринарных клейм на тушах и полутушах, осмотр поступившего сырья, контроль технологических операций, контроль качества готовой продукции (устанавливают  соответствие ГОСТам и РТУ методами органолептического и технохимического исследований, а в сомнительных случаях – бактериологического и комиссионной дегустации). При отгрузке готовой продукции на каждую партию отдел производственно-ветеринарного контроля выдает удостоверение качества, сертификат соответствия с пометкой о наличии гигиенического сертификата и ветеринарное свидетельство по форме №2.

2. Экспериментальная часть

2.1.  Объекты и методы исследования

Оценка качества проводилась с использованием метода контрольной закупки в гастрономе ООО «СПГ» , который находится по ул. Красный проспект, 70. В магазине реализуется широкий ассортимент продовольственных товаров различных производителей. Предприятие оснащено необходимым холодильным и торговым оборудованием.

В данном предприятии производилась контрольная закупка для проведения сравнительной экспертизы вареной колбасы «Докторская» высшего сорта, выпущенной по ГОСТ 23670-79, произведенной 3 мя заводами. Именно указанный ГОСТ служил базой для оценки образцов и их сравнения между собой. Закупка образцов производилась накануне экспертизы– вечером, гастрономе ООО «СПГ», по адресу ул. Красный проспект, 70 ..

На всех образцах были проверены сроки годности. Условия и сроки хранения образцов соблюдались.

Первый этап экспертизы – проверка соответствия органолептических показателей и упаковки требованиям ГОСТ методом «слепой» дегустации по 9 бальной шкале. Одновременно потребители оценивали и внешний вид (дизайн) упаковки. Также определялись физико- химические показатели: содержание соли, крахмала, влаги.

Таблица 2.1.

Динамика ассортимента колбасы «Докторская» высшего сорта в ООО «СПГ» за 1 полугодие 2005 года.

Наименование производителя

Объемы продаж

1 квартал

2 квартал

1 полугодие

кг

%

кг

%

кг

%

«Микоян»

420

25

330

33

750

32

СПК

420

25

328

32

748

35

«Торговая площадь»

840

50

362

35

1202

33

2.2.  Экспертиза качества колбасы «Докторская», высший сорт,  ГОСТ 23670-79

Органолептическая оценка

Внешний вид: батоны должны быть с чистой сухой поверхностью, без повреждения оболочки, наплывов фарша, слипов, бульонных и жировых отеков.

Вид батона: не допускаются к реализации вареные колбасы, имеющие загрязненные оболочки, погнутые или поломанные батоны.

 Фарш на разрезе должен быть розовым или светло- розовым, равномерно перемешанным, без посторонних включений, серых пятен и крупных пустот.

 Запах – свойственный данному виду продукта с ароматом пряностей, без постороннего запаха.

Вкус – свойственный данному виду продукта, в меру соленый, без постороннего привкуса.

Примечание: для производства вареных колбас высшего сорта используется высококачественное мясное сырье: говядина жилованная высшего сорта, свинина жилованная нежирная, баранина жилованная односортная, языки свиные и говяжьи и т.д. Не предусмотрено внесение каких-либо наполнителей типа крахмала или соевых белковых препаратов.

Органолептика оценивалась по 9-балльной системе .(Приложение) Следует заметить, что при оценке продукции по органолептическим показателям нужно делать поправку

Было предложено 3 образца 3х российских производителей колбасы вареной «Докторская», высшего сорта, выработанной по ГОСТ 23670-79. В итоге: 2 соответствовали ГОСТ (главные причины забраковки: неравномерно перемешанный фарш, наличие хрящей и пустот, жесткая консистенция мясных кусочков, не свойственный вкус. По итогам двух экспертиз, подтвердили стабильность качества вареной колбасы «Докторской» лишь два производителя: ООО «СПК»  и Микояновский МК (Москва).

Определение физико- химических показателей.

. Определение массовой доли влаги

         Производится на приборе «Эвлас- 2», который предназначен для измерения влажности твёрдых монолитных, сыпучих, волокнистых, пастообразных материалов, водных суспензий и неводных жидкостей в лабораторных условиях термогравиметрическим методом.

Таблица 2.1

Основные технические характеристики прибора «Эвлас- 2»

Наименование характеристик

Значения

Диапазон измерений влажности

от 0,1 до 100,00%

Предел допускаемой инструментальной погрешности

+- 0,2%, абс

Масса измеряемой пробы

от 3 до 10 г

Диапазон взвешивания аналитических весов

от 0,001 до 40 гр

Габаритные размеры

270х350х400мм

Масса

11 кг

Потребляемая мощность, не более

250 Вт

Питание от сети переменного тока

220 В, 50 Гц

Номинальная цена единицы младшего разряда цифрового индикатора в режиме вывода результата измерения влажности

0,01%

Продолжительность однократного измерения влажности (зависит от режима измерения от вида продукта, его влажности и массы навески)

от 2 до 20 мин

Навеску около 2 г, смешанную с 5-6 г песка, высушивали в аппарате «Эвлас- 2»в поле инфракрасного излучения при температуре в зоне сушки 135-140С в течение 15-17 минут.

Содержание влаги (Х, %) рассчитывали по формуле:

Х=(М1-М2)100\МО

Где:

М1 – масса колбасы с бюксой до высушивания, г.

М2 – масса колбасы с бюксой после высушивания, г.

МО – масса колбасы, г.

Методические замечания. Конечный результат анализа выражали как среднее арифметическое из двух параллельных определений, расхождение между которыми не должно превышать 0,5%. Вычисление производили с точностью до 0,1%.

Определение массовой доли соли по ГОСТу 9957- 73.

Определение массовой доли соли основано на реакции обмена между хлористым натрием и азотнокислым серебром в присутствии индикатора хромата калия, в результате чего в нейтральном растворе после осаждения всех ионов хлора образуется кирпично-красный осадок. 

Методика определения. В химический стакан на 100 см3 помещается  20 г подготовленной пробы, прибавляется небольшое количество дистиллированной воды и тщательно размешивается стеклянной палочкой. Полученная смесь количественно переносится в мерную колбу на 250 см3, доливается до ¾ ее объема дистиллированной водой, закрывают пробкой. Содержимое колбы тщательно перемешивается и ставится на 30 минут для настаивания. После этого доливается колба до метки дистиллированной водой, закрывается пробкой, тщательно перемешивается и профильтровываются через сухой складчатый фильтр в чистую коническую колбу на 200 см3.

  Из фильтрата пипеткой берется 10 см3 и переносится в коническую колбу на 50 см3, добавляется 3-4 капли насыщенного раствора хромовокислого калия и оттитровывается 0,05 моль/дм3 или 0,1 моль/дм3 раствором азотнокислого серебра до появления красно-бурой окраски, не исчезающей в течение 0,5 минуты. Процентное содержание поваренной соли рассчитывается по формуле:

 

где:

 V – объем раствора азотнокислого серебра, израсходованного на титрование, см3;

n – количество хлористого натрия, соответствующее 1 см3 раствора азотнокислого серебра (для 0,05 моль/дм3 = 0,00292; для 0,1 моль/дм3 = 0,00585), г;

К – поправочный коэффициент к 0,05 моль/дм3 или 0,1 моль/дм3 раствора AgNO3;

V1 – объем фильтрата, взятый для титрования, см3;

q – масса навески, г;

V2 – количество дистиллированной воды, взятой для настаивания, см3.

Определение содержания крахмала

         Сущность метода состоит в окислении восстанавливающих сахаров йодом в щелочной среде и в восстановлении непрореагировавшего избытка йода тиосульфатом натрия.

         Методика определения. В химический стакан емкостью 100 см3 возьмите 10 г пробы с точностью до 0,01 г, прилейте 25 см3 теплой дистиллированной воды и тщательно разотрите массу стеклянной палочкой. Затем содержимое стакана количественно перенесите в мерную колбу емкостью 250 см3, смывая остатки несколько раз водой. Количество воды не должно превышать половины объема колбы. Для более полного извлечения сахаров колбу с навеской поставьте в аппарат для встряхивания на 15 мин или на водяную баню, нагретую до 60 оС. Колбу с раствором охладите под струей воды.

         При наличии в навеске органических кислот нейтрализуйте их сразу же после переноса навески в колбу. Для этого по каплям прибавьте 15-про­центный раствор NaOH до нейтральной реакции среды, проверяя ее универсальным индикатором.

         Для осаждения несахаров в колбу прилейте 5 см3 7-процентного раствора CuSO4 и 2 см3 1 моль/дм3 – раствора NaOH. Если жидкость над осадком недостаточно прозрачна, количество осадителей равномерно увеличьте в 1,5…2 раза.

         При полном осаждении несахаров содержимое колбы доведите дистиллированной водой до метки, тщательно перемешайте, а затем отфильтруйте через складчатый фильтр в сухую коническую колбу на 250 см3.

         В фильтрате определите содержание сахаров до и после инверсии.

         Для количественного определения редуцирующих сахаров до инверсии 25 см3 фильтрата перенесите пипеткой в коническую колбу с притертой пробкой объемом 250 см3, добавьте пипеткой 25 см3 0,1 моль/дм3 – раствора йода и 37,5 см3 0,1 моль/дм3 – раствора NaOH. Колбу закройте притертой пробкой и оставьте на 20 мин в темном месте. Затем в колбу добавьте 8 см3 0,5 моль/дм3 – раствора HCl, немедленно оттитруйте выделившийся йод 0,1 моль/дм3 – раствором тиосульфата натрия до желтого цвета, после чего добавьте 1 см3 раствора крахмала и продолжайте титрование до исчезновения появившейся синей краски.

Таблица 2.2

 Результаты исследования физико-химических показателей колбасы «Докторская»

Показатели

«СПК»

«Микоян»

«Торговая площадь»

Содержание крахмала

2,86%

2,2%

2,28%

Влажность

68,51%

62,42

65,3%

Содержание соли

4,9

3,9

 По результатам проведенных анализов было установлено несоответствие ГОСТу 23670-79 колбасы «Докторская » производителя СПК по содержанию соли.

Анализ результатов исследования.

 

В пищевом балансе человека белки животного происхождения составляют основную часть, они используются в виде различных мясных продуктов, в том числе в качестве колбасных изделий.

В России традиционно изготавливаются колбасные изделия в большом ассортименте, из них доля вареных колбас составляет около 60-80%. Изготовление колбасных изделий обусловлено еще и тем, что при ветеринарно-санитарной оценке продуктов убоя животных создается необходимость термического воздействия на мясо перед употреблением в пищевых целях. Кроме того, существуют большие возможности изменения вкусовых, ароматических и других органолептических и физико-химических показателей мяса, обеспечивая при этом увеличение биологической ценности и усвояемости мяса. Это возможно при изготовлении колбас.

Самый высокий выход колбасных изделий можно достигнуть при изготовлении вареных колбасных изделий, сосисок и сарделек. Для устранения дефицита белковых продуктов необходимо использовать все резервы мясного сырья, получаемого в сельскохозяйственном производстве, в том числе использование мяса больных и вынужденно убитых животных, если такое мясо будет подвергаться термической обработке с целью его обеззараживания. Наиболее рациональным при этом считается использование такого мяса в вареных колбасных изделиях.

В последние годы резко расширился ассортимент колбасных изделий на российском рынке, и только у вареных колбас ассортимент достигает 100-120 наименований. Для колбасных изделий используют мясо различных животных, имеющее разные органолептические свойства  и физико-химические показатели. Растительное сырье и вспомогательные материалы (специи, крахмал, сахар и др.) добавляют для улучшения потребительских свойств и выхода готовых колбасных изделий на единицу мясного сырья. Обычно в колбасные изделия добавляют 10-12% воды или льда, но при использовании ряда влагоудерживающих  солей выход колбасных изделий можно резко повысить за счет добавления большого количества крахмала, муки, сои или воды.

В настоящее время широко применяются добавки фирм «Тари», «Аромарос», «Fest food», которые  изготавливают добавки, обеспечивающие улучшение цвета фарша, стабилизацию консистенции, повышение сочности и аромата колбасных изделий, при этом снижается количество различных пороков, появляющихся в процессе созревания, термической обработки и охлаждения колбасных изделий.         

В нормативных документах по изготовлению колбасных изделий, действующих на территории России, не предусмотрено добавки, однако многие предприятия  самостоятельно применяют их согласно рекомендаций изготовителей этих добавок. В большинстве случаев применяются импортные добавки, поэтому все предложения применения изготавливались за рубежом с учетом их сырья и вспомогательных материалов, это объясняет отсутствие в отечественной литературе работ, посвященных определению оптимальных дозировок использования добавок и режимов изготовления колбасных изделий при применении добавок. Имеются отдельные данные по выходу и водосвязывающей способности фарша при применении добавок, а также изменения органолептических показателей, но нет работ, посвященных бактериологическому анализу колбас, изготовленных традиционным методом и с использованием добавок. Это и послужило обоснованием наших исследований. Перед нами была поставлена задача изучить ассортимент колбас, а также определить физико-химические и микробиологические показатели колбасных изделий.

Выводы и предложения

Для увеличения ассортимента колбасы «Докторской» реализуемой в торговых предприятиях г. Новосибирска нужно проводить рекламные мероприятия, т. к. население города не достаточно информировано о полезных свойствах новых видов колбас и разнообразных видах применения ( Салаты, составление комплексных рационов в лечебно- профилактическом, диетическом и спортивном питании и т. д.) Как известно, спрос порождает предложение, поэтому , в результате увеличения товарооборота цена на консервы снизится и они будут доступны большему кругу людей.

Контроль качества на всех этапах производства и соблюдение технологической схемы  позволит получать продукцию соответствующую требованиям ГОСТов[1,2,3].

Предлагаемый продукт имеет ряд преимуществ от аналогичных видов продукции, представленных на рынке. Специально подобранные специи и пряности инъектируются во внутрь продукта, что позволяет улучшить его вкусовые качества

Также предлагаются :

Более  рациональное использование мясного сырья:

- разработка многосортной жиловки мясного сырья, обеспечивающей выпуск продукции постоянного химического состава и пищевой ценности;

 - пересмотр «Временной технологической инструкции по сортировке мяса по группам качества PSE-NOR-DFD» с цель уточнения, разработки принципиальных схем переработки, корректирующих действий и внедрения в повседневную производственную практику;

- разработка новых схем разделки нетрадиционного мясного сырья (конины, оленины, мяса диких животных) для производства полуфабрикатов.

В области совершенствования технологии вареных колбас:

- разработка нового ассортимента колбас из нетрадиционного мясного сырья (конины, оленины, мяса диких животных) на основе изучения его функционально-технологических свойств, с применением современных методов сохранения качества;

- разработка ассортимента колбас для приготовления в микроволновой печи;

- разработка национального стандарта вида общих технических условий на колбасы;

проведение (совместно с лабораторией "Упаковочные материалы, колбасные оболочки и защитные покрытия") исследований по определению условий обеспечения качества и установления сроков годности полуфабрикатов, упакованных в газовой среде.

В области совершенствования технологии колбас:

 - обращение внимания на производство технологически сложного ассортимента продукции;

изучение закономерностей формирования их качества с учетом зарубежного опыта и возможностью использования современных приборов контроля;

применение барьерных технологий при создании новых видов продукции;

- изучение закономерностей формирования качества мясных изделий с использованием различных немясных ингредиентов и пищевых добавок в зависимости от режимов термообработки

- разработка ГОСТ Р вида ОТУ на изделия колбасные вареные,

разработка иллюстрированного каталога наиболее популярных видов мясных продуктов с описанием потребительских свойств, рецептур и технологий;

разработка эталонов цвета колбасных изделий, вырабатываемых по отечественным стандартам.

В области применения пищевых добавок:

- разработка (совместно с центром "Научно-методические работы и контрольно-аналитические исследования") методов качественного и количественного определения содержания пищевых добавок в мясных продуктах;

разработка методических указаний по определению функционально-технологических свойств препаратов белковой, полисахаридной природы, эмульгаторов, стабилизаторов и проч.

В области органолептической оценки качества мясных продуктов:

Разработка методических указаний по проведению органолептической оценки, отбору дегустаторов и т.п.;

разработка шкал по органолептической оценке различных групп однородной продукции;

разработка программы обучения по органолептике;

С целью расширения ассортимента колбасных изделий с лечебно-профилактическими свойствами и изучения возможности применения нутовой муки в сочетании с мясными белками при замене части основного сырья можно применять  рецепты сочетания нутовой муки и добавки ТАРИК-20. Экспериментальные данные показали, что выход колбасных изделий при использовании нутовой муки с добавкой ТАРИК-20 не только улучшает цвет готовых изделий, но и увеличивает выход колбасных изделий на 4-12%, отмечается снижение массовой доли жира на 0,3-15% при увеличении белков. В связи с различной степенью гидратации нутовой муки изменялась органолептическая характеристика и качественные показатели экспериментальных колбас

Применение новых видов оболочек:

Оболочка "Амифлекс" тип У - многослойная пластиковая оболочка, предназначенная для производства всех видов вареных,, ветчин в оболочке и паштетов. Оболочка "Амифлекс" тип У изготавливается по оригинальной технологии из высококачественного сырья, имеющего все необходимые международные и российские сертификаты, которое поставляется для "Атлантис-Пак" ведущими компаниями - производителями полимеров. Оболочка "Амифлекс" тип У предназначена, прежде всего, для работы на автоматическом и полуавтоматическом оборудовании для наполнения и клипсования. Она обладает высокий механической прочностью, которая особенно важна в тех случаях, когда формование батонов осуществляется с использованием высокопроизводительных автоматических и полуавтоматических клипсаторов. Постоянство диаметра колбасных батонов играет важную роль в процессе термической обработки, не допуская появления недоваренных или переваренных батонов, и обеспечивает одинаковый диаметр по всей длине колбасного батона. Особую актуальность постоянство калибра приобретает при производстве порционных колбас с фиксированным весом. Высокая эластичность оболочки в сочетании с термоусадочными свойствами позволяют получать колбасные батоны с гладкой поверхностью. Благодаря свойствам используемых при производстве полимеров, температурный диапазон термообработки колбасных изделий в оболочке "Амифлекс" тип У существенно шире, чем для натуральных, целлюлозных и белковых оболочек. Оболочка "Амифлекс" тип У устойчива не только к высокой температуре, но и к ее продолжительному воздействию. Общие характеристики. Колбасные изделия в оболочке "Амифлекс" тип У, вырабатываемые по ГОСТ 23670-79 могут храниться до 20 дней без потери своих качественных показателей.

При использовании добавок колбасные изделия можно реализовывать более длительное время, чем рекомендовано в нормативных документах до 3-7 суток; при этом необходимо создавать условия предупреждающие потерю влаги (при температуре не выше 4° С и относительной влажности воздуха не менее 85%).

Список использованной литературы:

1.     .Горфинкель В. Я.  Предпринимательство. М., ЮНИТИ, 2000 г.

2.      Колесник А. Л., Елизарова Л. Г. Теоретические основы товароведения потребительских товаров.Учебник.- М.: Экономика, 2004г.- 286 с.

3.     Микулович Л. С. и др. Товароведение продовольственных товаров. - Минск БГЭУ, 2001,- 614 с.  

4.     Матюхина З. П. Товароведение пищевых продуктов. .- М.: Издательство Норма, 2000г, - 110с.

5.     Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы.- М.: Издательство Норма, 2003.-283с

6.     Сборник научных трудов. Пути повышения качества и безопасности мясных  продуктов. – Владивосток. 1996г.,-286с

7.     Соколов О., Семёнов В., Агаев В., Нитраты в окружающей среде, 200с.

8.     Пущино, 1990гСопильняк Н.Т., Федотова Л.С., Удобрения и качество продукции,- 226 с.

9.     Справочник товароведа продовольственных товаров.- М.: Экономика, 1987, -283с

10.                       Шепелев А.Ф. Товароведение и экспертиза мясных товаров. – Ростов-на-Дону 2001г,-280с.