Содержание

1. Раскройте понятия "излишек покупателей" и "излишек продавцов". Каков их экономический смысл? Приведите примеры использования этих понятий в анализе рыночных ситуаций. 3

2. Какими инструментами контроля над денежным предложением располагает коммерческий банк? Объясните механизм действия каждого инструмента. 10

Задача 1. 15

Задача 2. 16

Тест. 17

Список использованной литературы. 20

1. Раскройте понятия "излишек покупателей" и "излишек продавцов". Каков их экономический смысл? Приведите примеры использования этих понятий в анализе рыночных ситуаций.

количество некоторого товара по определенной цене. Многие уверены, что он произвел "эквивалентный обмен", что, получив товар и заплатив деньги, он ничего не выиграл и ничего не проиграл.

Как мы уже знаем, покупатель приобретает товар определенного вида в таком количестве, что предельная полезность последней покупаемой единицы, выраженная в денежной форме, равна цене товара. Но предельная полезность каждой предшествующей единицы больше, чем последующей (закон Госсена), а цена у всех единиц одинакова. Таким образом, полезность каждой единицы покупки, за исключением последней, больше той цены, которую покупатель за нее платит, и в целом, произведя покупку, оказывается в выигрыше.

Выигрыш потребителя при покупке, обусловленный превышением полезности приобретаемых единиц товара над ценой, получил название излишка потребителя.

Полезность здесь выражена в денежной форме как предельная цена, которую потребитель согласен платить при данном объеме покупки и при фиксированных прочих условиях - при определенном доходе, при заданных ценах на все другие товары. С изменением цены на данный товар потребитель перераспределил бы свои траты между различными товарами и услугами в соответствии со своими предпочтениями, и кривая спроса учитывает эти процессы в неявном виде.

Рисунок 1. Общая полезность, затраты и излишки потребителя

Излишек потребителя - весьма полезная характеристика потребления. В целом прирост излишка потребителя характеризует изменение его благосостояния. Первым, кто увидел в нем мощное средство экономического анализа, был Ж. Дюпюи. Примерно полвека спустя к тем же результатам, но на более высоком уровне теоретического обоснования, пришел А. Маршалл.[1]

Однако приведенное здесь определение величины излишка потребителя не является единственно возможным. Спустя еще полвека после работ А. Маршалла новый подход к его измерению предложил Дж. Хикс.

Рассмотрим карту безразличия потребителя в пространстве двух товаров. Один из них - это данный товар, и q обозначает его объем; другой - это все остальные товары; их объем выражен в денежной форме и обозначен Z. Поскольку цены на эти товары принимаются неизменными, такое представление вполне уместно.

Если бы данного товара не существовало, весь доход тратился бы на другие товары и равновесие потребителя соответствовало бы точке на оси координат, в которой объем Z равен доходу Y (рис. 2). В этой же точке оставался бы потребитель и в случае слишком высокой цены данного товара. При этом уровень его благосостояния соответствует кривой безразличия u1.

Рисунок 2. Компенсированное (Y+ - Y) и эквивалентное (Y - Y-) изменения дохода.

Пусть теперь на рынке устанавливается цена Р0, равновесие потребителя смещается в точку Е с объемом спроса р0. Этому положению соответствует более высокая кривая безразличия u2у Если теперь потребителя лишить возможности пользоваться интересующим нас товаром, то для сохранения его благосостояния следовало бы увеличить его доход до значения Y+. Разность Y+ - Y называется компенсированным изменением дохода и служит еще одной мерой излишка потребителя.

С другой стороны, уровень безразличия, определяемый кривой u1, может быть достигнут при цене Р0 и доходе Y-, меньшем первоначального уровня Y. Разность Y - Y-- это часть дохода, которой потребитель готов пожертвовать ради возможности покупать товар при цене Р0; она называется эквивалентным изменением дохода и служит третьей мерой излишка потребителя.

Совпадают ли эти три характеристики излишка потребителя?

Причина этих различий заключается в следующем. Излишек потребителя - величина, не поддающаяся прямому наблюдению и измерению. Его изменение мы связываем с изменением цены при прочих равных условиях. Но какие именно "прочие условия" мы считаем неизменными?

Связывая излишек потребителя с функцией спроса от цены, мы тем самым приняли те условия, которые определяют кривую спроса: постоянство цен на прочие товары и, подчеркнем это, постоянство дохода.

Но, связывая излишек потребителя с компенсирующим или эквивалентным изменением дохода, мы как раз допускаем изменение дохода, а постоянной считаем степень удовлетворения потребителя, так как изменения происходят в пределах одной и той же кривой безразличия.

Из приведенных соображений следует, что расхождения между тремя различными оценками излишка потребителя невелики, если затраты на рассматриваемый товар составляют небольшую часть бюджета потребителя

Что объясняет сумма излишков потребителей?

Рисунок 3. Сумма излишков потребителя

Пусть на рынке сложилась цена Р0. Мы можем формально определить величину потребительского излишка для всей совокупности покупателей, действуя по аналогии с тем, как мы ее определили для отдельного покупателя. Рассмотрим фигуру Р0P*E, ограниченную кривой рыночного спроса Р*Е, осью цен и линией постоянной цены Р0 (рис. 3), и обозначим через W площадь этой фигуры. Так как при каждом значении цены объем рыночного спроса равен сумме объемов индивидуального спроса отдельных покупателей, фигуру Р0P*E можно разделить на части таким образом, что "ширина" каждой части при цене Р равна - объему спроса i-го потребителя при данной цене. Площади этих частей W1, W2 ..., WN характеризуют значения излишка для 1-го, 2-го, ..., N-го потребителей. Таким образом формально определенный нами потребительский и лишек для рынка в целом есть сумма значений и лишка для отдельных потребителей:

W = W1 + W2 +... + WN.

Но все это ничего не говорит нам о том, что же характеризует сумма излишков потребителей. Индивидуальный излишек потребителя определяется превышением полезности покупки для индивида над затратами на ее приобретение. В связи с этим возникает естественный вопрос: уместно ли сложение излишков различных потребителей? Ведь тем самым мы складываем субъективные полезности продукта для различные потребителей - законно ли это? Можно ли суммировать мое наслаждение с твоим или его страдание с ее страданием?

Для того чтобы разобраться в этих вопросах, рассмотрим упрощенный пример.[2] Возьмем такой товар, который если и нужен потребителю, то в количестве одной штуки (примером такого товара могут служить пианино). Допустим, что на рынке восемь покупателей. В табл. 3 указаны значения полезности пианино для каждого из них в денежной форме. Будем считать, что объем мгновенного предложения равен пяти штукам. Легко убедиться, что цена равновесия установится между 22 и 26 тыс. руб. (неоднозначность цены равновесия - маленькое неудобство анализа рынка дискретного товара). Допустим, что в силу каких-то причин цена установилась на уровне 25 тыс. руб. Ясно, что пианино достанутся покупателям от А до E (табл. 1; рис. 4).

Таблица 1

Покупатели на рынке пианино

Покупатель

Полезность покупки, тыс. руб.

A

B

C

D

E

F

G

H

50

40

35

30

26

22

18

15

Рисунок 4. Формирование рыночного спроса на пианино

Итак, индивидуальная полезность, выраженная в денежной форме, у каждого потребителя сопоставима с ценой, и, следовательно, полезности для различных потребителей в такой форме сопоставимы друг с другом. А это уже довод в пользу их суммируемости.

Но этого мало. Сумма полезностей для покупателей от А до E равна 181 тыс. руб. Нетрудно убедиться в том, что любое другое распределение пяти инструментов между покупателями привело бы к меньшей суммарной полезности - вместо кого-либо из "большой пятерки" пианино досталось бы покупателю, для которого полезность покупки оказалась бы меньше. Такая ситуация могла бы возникнуть, если бы цена на рынке была ниже равновесной.

Но и в том случае, когда цена выше равновесной, суммарная полезность совершенных покупок оказалась бы меньше, чем полученная выше величина, - не все из "большой пятерки" согласятся делать покупки при цене выше 26 тыс. руб.

Итак, рынок, находящийся в равновесии, распределяет предложенный объем продукта между покупателями таким образом, что суммарная полезность, полученная всеми покупателями, максимальна.

Этот вывод справедлив не только для такого своеобразного товара, как пианино; он остается в силе и для товара, приобретаемого покупателем в нескольких экземплярах, и для бесконечно делимого товара, но в этих случаях он потребовал бы значительно более развернутых обсуждений.

Таким образом, суммарная полезность, получаемая всей массой потребителей, является существенной характеристикой рынка, а это в свою очередь оправдывает использование суммарного потребительского излишка в качестве показателя выгоды, получаемой потребителями на рынке данного товара.

В таблице 2 суммарный излишек потребителя вычисляется дважды: в последней графе он рассматривается как сумма индивидуальных излишков, а в итоговой строке - как разность между суммарной полезностью и суммарными затратами на покупку. Это утверждение также является общим. На рис. 5 площадь четырехугольной фигуры OP*EQ0 характеризует суммарную полезность, площадь прямоугольника OР0EQ0 - суммарные затраты. Их разность - площадь фигуры Р0P*Е - соответствует суммарному излишку потребителей.

Таблица 2

Суммарный излишек потребителей на рынке пианино

Покупатель

Полезность, тыс. руб.

Затраты, тыс. руб.

Излишек, тыс. руб.

A

B

C

D

E

F, G, H

50

40

35

30

26

-

25

25

25

25

25

-

25

15

10

5

1

-

Рисунок 5. Излишки потребителей и производителей

Сколько-нибудь достоверно оценить ход кривой спроса в области нереально высоких цен практически невозможно. Поэтому практически невозможно оценить абсолютные значения ни суммарной полезности, ни суммарного излишка потребителей. Но это обстоятельство не препятствует определению приращений суммарного излишка при тех изменениях цен, которые могут иметь место в действительности. Поэтому величина суммарного излишка потребителей может отсчитываться от произвольного условно-максимального значения цены. Здесь возникает ситуация, аналогичная измерению электрического потенциала: потенциал любой точки электрического поля может быть принят за нулевой, и выбор этой точки никак не влияет на величину разности потенциалов между конкретными точками, которая и представляет реальный интерес.

Подобно суммарному излишку потребителей, можно говорить и о суммарном излишке производителей. Не вдаваясь здесь в подробности, укажем лишь, что графически он может быть представлен площадью фигуры между кривой предложения и уровнем рыночной цены - фигуры APEE на рис. 5. Сумма излишков потребителей и производителей - площадь фигуры АР*Е - характеризует общий эффект производства и потребления на рассматриваемом рынке.[3]

Величины суммарных излишков потребителей и производителей весьма полезны при анализе изменений положения на рынке при тех или иных воздействиях на него со стороны государства, в частности при введении налогов. Этим вопросам посвящены следующие разделы лекции.

2. Какими инструментами контроля над денежным предложением располагает коммерческий банк? Объясните механизм действия каждого инструмента.

Центральные банки развитых стран располагают определенными методами воздействия предложение. Традиционно к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика минимальных резервов: операции на открытом рынке; депозитная политика; валютная политика.

В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляции центральному банку приходится искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования, как это происходит в настоящее время в ряде восточно-европейских стран, в России и странах Ближнего зарубежья.

1 Дисконтная (учетная) и залоговая политика центрального банка.

Кредитные институты имеют возможность получать при необходимости кредиты центрального банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг. Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы методами изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов.

Изменение учетной ставки центрального банка влечет за собой изменения условий не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг, в чем проявляется косвенное воздействие данного механизма регулирования. Повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, обусловленное ростом учетной ставки центрального банка, вызывает уменьшение спроса и рост предложения ценных бумаг. Спрос на ценные бумаги уменьшается как со стороны небанков, потому что более привлекательными для них становятся депозиты, так и со стороны кредитных институтов, вследствие того, что при дорогих кредитах выгоднее прямое финансирование.[4]

2 Политика обязательных резервов.

Требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Этот мотив использования минимальных резервов существует и сегодня. Поддерживая ликвидность банков, центральный банк выполняет свою задачу «кредитора последней инстанции». В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральными банками используются различные структуры минимальных резервов, амплитуда и частота колебаний их величины, специфика начисления процентов, условия, предоставляемые кредитным институтам при их рефинансировании.

Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Рост резервной нормы увеличивает количество обязательных резервов, которые должны держать банки. Тут либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо они сочтут свои резервы недостаточными, и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Сильное повышение резервной нормы может свести на нет способность банковской системы к созданию кредитов.

Уменьшение резервной нормы действует на денежное предложение обратным образом. Оно переводит часть обязательных резервов в избыточные и, тем самым, увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования.

3 Политика открытого рынка.

Такая политика представляет собой выполнение операций по покупке или продаже твердопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. Здесь к основным ценным бумагам относятся: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги и др. Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

Для оживления экономики центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения.

4 Депозитная политика.

Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние на состояние резервов кредитных институтов.

Если проводится экспансивная депозитная политика, денежные средства государственного сектора экономики, размещенные в центральном банке, уменьшаются – например на величину b. Соответственно на эту величину возрастают резервы второго уровня банковской системы. При проведении экспансивной депозитной политики необходимо учитывать обратный эффект, который вызывает рост резервов кредитных институтов. Если допустить, что размещенные в результате проведенной депозитной политики в кредитных институтах денежные средства государственного сектора состоят на долю с из наличных денег, то общий объем резервов коммерческих банков увеличивается на (1 - с) · b. При увеличении резервов коммерческих банков путем притока депозитов из государственного сектора сумма минимальных резервов при ставке r возрастает на r · (1 -  с) · b.  Тогда резервы кредитных институтов увеличиваются на разницу между двумя вышеприведенными данными.

При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат – уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции./1/

5 Валютная политика.

Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве.

Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. [5]

Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы – девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашения «своп») национальную валюту, он увеличивает спрос, а следовательно и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

Задача 1.

Даны три технологи , каждая из которых описывается производственной функцией:

Технология А Q = 2K + 14L

Технология Б Q = min{2K, 14L}

Технология В Q = K0.5 L0.5

Пусть K =3, L = 5. для каждой из трех технологий найти значения объема продукта, предельной производительности капитала и средней производительности труда.

Решение

Для технология А:

Q  = 2*3+5*14 = 6+70 = 76 ед.

Предельная производительность капитала = 2 ед., так как при уменьшении используемых единиц капитала на 1, объем производства уменьшится на 2 единицы.

Средняя производительность = 14 ед., так как при уменьшении используемых единиц труда на 1, объем производства уменьшится на 14 единиц.

Для технология Б:

Q  = = 76 ед.

Предельная производительность капитала = 2 ед., так как при уменьшении используемых единиц капитала на 1, объем производства уменьшится на 2 единицы.

Средняя производительность = 14 ед., так как при уменьшении используемых единиц труда на 1, объем производства уменьшится на 14 единиц.

Для технология С:

Q  = 20,5+140,5 = 5,16 ед.

Предельная производительность капитала = 0,42 ед., так как при уменьшении используемых единиц капитала на 1, объем производства уменьшится на 0,42 единицы.

Средняя производительность = 0,14 ед., так как при уменьшении используемых единиц труда на 1, объем производства уменьшится на 0,14 единиц.

Задача 2.

Пусть экономика характеризуется следующими фактическими агрегатными показателями (млрд. руб.):

Частные валовые инвестиции 15;

Частные сбережения 35;

Дефицит госбюджета 10.

Определить чистый экспорт.

Решение

чистый экспорт = Частные сбережения - Частные валовые инвестиции - Дефицит госбюджета.

чистый экспорт = 35-15-10 = 10 млрд. руб.

Тест

1. какое событие может привести к росту равновесной цены на рынке товара А?

а) инфляционные ожидания производителей товара А;

б) превышение рыночных цен товаров, дополняющих товар А в потреблении;

в) рост доходов покупателей товара А, если А - товар низшей категории;

г) снижение налоговой нагрузки на производителей товара А.

Ответ: а - так как производители будут пытаться увеличить цену, при инфляционных ожиданиях увеличивается спрос, что так же будет способствовать увеличению равновесной цены.

2. в долгосрочном периоде чистый монополист максимизирует прибыль, производя такой объем продукта, при котором предельные издержки равны:

а) средним общим издержкам;

б) предельному доходу;

в) средним переменным издержкам;

г) рыночной цене продукта.

Ответ: б - так как это будет способствовать максимизации прибыли, при ответе а - будут покрываться затраты на производство, при в - предприятие будет терпеть убытки, так как не будет покрываться постоянная часть затрат, условие когда равновесие достигается в точке равенства рыночной цены и предельных издержек справедливо при совершенной конкуренции.

3. Какое утверждение верно?

а) прогрессивные налоги усиливают налоговое бремя на бедных,

б) все косвенные налоги являются прогрессивными,

в) регрессивные налоги усиливают налоговое бремя на бедных,

г) все прямые налоги являются регрессивными.

Ответ: в - так как при регрессивных налогах налоговая ставка равна для всех слоев населения, следовательно, и бедный и богатый отдает одинаковую часть своего доха, но для бедного этого эта часть наиболее существенна, чем для богатого.

4. что относится к активным операциям коммерческого банка?

а) привлечение наличных денег по вкладам населения.

б) поступление денег на расчетные счета предприятий в порядке безналичных расчетов

в) продажа дополнительного выпуска акций коммерческого банка,

г) продажа части свободных денежных ресурсов на рынке межбанковского кредита.

Ответ: г - так как при этом банк является кредитором другого банка, эта операция отражается по дебиту.

5. если в данном году валовые инвестиции составили 12 млрд. руб., а чистые инвестиции - 5 млрд. руб., тогда в этом году объем капитала в стране:

а) либо увеличился, либо уменьшился.

б) вырос на 12 млрд. руб.

в) сократился на 5 млрд. руб.

г) вырос на 7 млрд. руб.

д) вырос на 5 млрд. руб.

Ответ: а - так как не известны показатели за предыдущий год.

6. какие мероприятия ЦБ не противоречат друг другу?

а) продажа гос. ценных бумаг и снижение норм обязательного резервирования вкладов.

б) покупка гос. ценных бумаг и повышение ставки рефинансирования;

в) снижение учетной ставки и снижение норм обязательного резервирования вкладов.

г) повышение норм обязательного резервирования вкладов и продажа гос. генных бумаг.

д) ответы а) и б) верны,

г) ответы в) и г) верны.

Ответ: д - так как эти мероприятия ведут к увеличению спроса на деньги.

Список использованной литературы.

1.Артур Томпсон, Джон Формби. Экономика фирмы / Пер. с англ. - М.: Бином, 2002.

2.Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. - М.:Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2002.

3.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Издательская группа Норма - Инфра-М, 2002.

4.Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002.

5.Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. - М.: Инфра-М, 2001.

6.Экономическая теория: Учебник для вузов / Под. ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Питер-Ком, 2002.


[1] Артур Томпсон, Джон Формби. Экономика фирмы / Пер. с англ. - М.: Бином, 2002.

[2] Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. - М.: Инфра-М, 2001

[3] Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. - М.:Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2002.

[4] Экономическая теория: Учебник для вузов / Под. ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Питер-Ком, 2002

[5] Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Издательская группа Норма - Инфра-М, 2002