СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.. 4
2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ПО ОТРАСЛЯМ И ТЕРРИТОРИЯМ СТРАНЫ.. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 14
ВВЕДЕНИЕ
Стихийность, неустойчивость и нестабильность свободного рынка, в том числе рынка труда, позволяют говорить о том, что свободный рынок труда (даже с элементами социальной защиты) – это не тот идеал, к которому должна стремиться российская экономика.
Более того, с определенной долей условности можно сказать, что у нас уже имеется свободный рынок труда, - в смысле его стихийности, а не равновесия. Точнее, имеется нерегулируемый рынок труда.
Из одной крайности – централизованного распределения и установления заработной платы наше государство бросилось в другую крайность – игнорирование социально-трудовых проблем.
Конечно, здесь сказывается и значительное уменьшение доходной части бюджета, и потеря государственного контроля за процессами, происходящими в сфере трудовых отношений. Финансовая нестабильность государства не позволяет осуществлять активную политику на рынке труда, в этом и заключается актуальность данной контрольной работы.
Переход к активной политике на рынке руда требует соответствующего пересмотра структуры расходов Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. Приоритетом должно быть финансирование активных мер по борьбе с безработицей. В целом же переход к активной политике занятости в сочетании в макроэкономической стабилизации и ростом производительности труда должны стать важнейшими приоритетными направлениями регулирования рынка труда в России.
Цель работы: Рассмотрение прогнозирования предстоящих изменений качества рабочей силы, ее занятости и распределения по отраслям и территориям страны.
Задачи: выявить основные направления государственного регулирования занятости населения, рассмотрение прогнозирования распределения рабочей силы по отраслям и территориям страны.
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
К важнейшим направлениям государственного регулирования рынка труда в России можно отнести:
1. Проведение государственной макроэкономической стабилизации и содействия экономическому росту на основе развития реального сектора и рационализации занятости.
2. Оптимизация соотношений занятости трудоспособного населения различными видами деятельности (наемный труд, самозанятость, учеба, служба в армии, воспитание детей, домашнее хозяйство и др.).
3. Активизацию деятельности институтов рынка труда.
Государственная политика на российском рынке труда характеризуется в основном преобладание пассивных мер, таких, как сдерживание массовой открытой безработицы, выплата пособий по безработице, дополняясь разработкой программ трудоустройства безработных. Активная и превентивная политика в области стимулирования занятости и самозанятости населения, профилактика безработицы несет пока явно подчиненный характер. Поэтому в рамках указанных направлений регулирования рынка труда желательно обратить внимание на формы и методы активной реализации политики занятости.
Согласно российскому закону о занятости, цель политики занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающей безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, и т.д.
Важную роль в решении задачи макроэкономической стабилизации рыночной экономики, обеспечения ее дальнейшего поступательного развития на основе повышения эффективности работы кредитных и средних предприятий могут сыграть активно формирующиеся финансово-промышленные группы российского национального капитала (ФПГ), объединяющие банки, промышленные торговые, транспортные компании, страховые и другие институты [4, с. 9-10].
ФПГ могут составить ядро структурно-инвестиционных реформ в российской экономике, тем более что их реальное число значительно выше, чем число официально зарегистрированных групп.
Важную роль среди мер активной политики занятости должно играть поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабочие места в перспективных сферах деятельности и производства (сфера услуг, строительство, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение). В этих целях используются такие рычаги, как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов [3, с. 76-90].
Особое значение имеет стимулирование создания новых рабочих мест в трудоемких производствах (сфера услуг) и в отраслях, которые имеют высокий мультипликативный эффект, выражающийся в развитии многих смежных отраслевых коллективов (жилищное строительство, туризм). Такие отрасли являются «локомотивными», способствующими выходу из кризиса, стабилизации и развитию экономики страны.
Важными направлениями регулирования социально-трудовых отношений является выработка оптимальных пропорций распределения трудовых ресурсов между экономически активным и неактивным населением, между различными видами деятельности в народном и домашнем хозяйстве.
Особое значение имеет баланс между численностью населения, занятостью в экономике, и его численностью в сфере образования, на военной службе, на пенсии, а также в рядах безработных. Этот баланс определяется возможностями государства и содержанию указанных категорий граждан, мерой нагрузки на работающее население и величиной налогового бремени, которое несет экономика, особенно в состоянии кризиса. Приближение уровня минимальных доходов неработающих граждан к величине прожиточного минимума является важным фактором обеспечения данного баланса и снижения напряженности на рынке труда [4, с. 10-16].
Для повышения социальных гарантий доходов как занятого, так и незанятого населения для обеспечения наиболее рационального баланса распределения граждан по видам деятельности важнейшим уровнем является рост производительности общественного труда.
В современной России необходимо более активное становление системы подготовки и переподготовки кадров на рынке труда с использованием потенциала учебных заведений профессионального образования, повышения квалификации, внутрипроизводственного обучения и создания собственных учебных центров государственной службы занятости. Требуется в несколько раз увеличить число безработных, проходящих профессиональную переподготовку, расширить масштабы обучения основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных областях экономической деятельности, вовлекая в эту сферу прежде всего тех, кто длительное время ищет работу.
Активизация работы службы занятости и ее органов в области улучшения учета вакантных мест требует ее повсеместного оснащения современной техникой, развития информационных сетей связей по всей стране, регионах, расширения специализированных бирж труда [3, с. 91].
2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ПО ОТРАСЛЯМ И ТЕРРИТОРИЯМ СТРАНЫ
В табл.2.1. представлено распределение численности занятого населения по отраслям экономики, тыс. чел.
Таблица 2.1.
Среднегодовая численность занятых в экономике по отраслям
|
1992 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Тысяч человек |
|||||||
Всего в экономике |
72071 |
66409 |
64327 |
64710 |
65359 |
65666 |
65900 |
в том числе по отраслям: |
|
|
|
|
|
|
|
промышленность |
21324 |
17161 |
14543 |
14692 |
14534 |
14345 |
14130 |
сельское хозяйство |
10101 |
9744 |
8370 |
7936 |
7683 |
7208 |
6787 |
лесное хозяйство |
235 |
259 |
239 |
264 |
264 |
272 |
267 |
строительство |
7887 |
6208 |
5002 |
5015 |
4982 |
5080 |
5140 |
транспорт |
4770 |
4375 |
4139 |
4115 |
4137 |
4234 |
4217 |
связь |
862 |
875 |
872 |
899 |
882 |
905 |
923 |
оптовая и розничная торговля, общественное питание |
5679 |
6676 |
9421 |
9997 |
10837 |
11055 |
11335 |
жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
2988 |
2979 |
3317 |
3263 |
3208 |
3241 |
3170 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
4227 |
4443 |
4503 |
4531 |
4591 |
4672 |
4779 |
образование |
6413 |
6179 |
5871 |
5857 |
5887 |
5941 |
6062 |
культура и искусство |
1108 |
1136 |
1144 |
1160 |
1200 |
1249 |
1292 |
наука и научное обслуживание |
2307 |
1688 |
1201 |
1187 |
1181 |
1217 |
1211 |
финансы, кредит, страхование |
494 |
820 |
742 |
787 |
816 |
865 |
909 |
управление |
1362 |
1893 |
2925 |
2880 |
2965 |
3061 |
3156 |
другие отрасли |
2314 |
1973 |
2038 |
2127 |
2192 |
2321 |
2522 |
|
В процентах к итогу |
||||||
Всего в экономике |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по отраслям: |
|
|
|
|
|
|
|
промышленность |
29,6 |
25,8 |
22,6 |
22,7 |
22,2 |
21,9 |
21,4 |
сельское хозяйство |
14,0 |
14,7 |
13,0 |
12,3 |
11,8 |
11,0 |
10,3 |
лесное хозяйство |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
строительство |
11,0 |
9,3 |
7,8 |
7,8 |
7,6 |
7,7 |
7,8 |
транспорт |
6,6 |
6,6 |
6,4 |
6,4 |
6,3 |
6,4 |
6,4 |
связь |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
оптовая и розничная торговля, общественное питание |
7,9 |
10,1 |
14,6 |
15,4 |
16,6 |
16,8 |
17,2 |
жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
4,1 |
4,5 |
5,2 |
5,0 |
4,9 |
4,9 |
4,8 |
Продолжение табл. 2.1.
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
5,9 |
6,7 |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
7,1 |
7,3 |
образование |
8,9 |
9,3 |
9,1 |
9,0 |
9,0 |
9,1 |
9,2 |
культура и искусство |
1,5 |
1,7 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,9 |
2,0 |
наука и научное обслуживание |
3,2 |
2,5 |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
1,9 |
1,8 |
финансы, кредит, страхование |
0,7 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
1,4 |
управление |
1,9 |
2,9 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,7 |
4,8 |
другие отрасли |
3,2 |
3,0 |
3,1 |
3,3 |
3,4 |
3,5 |
3,8 |
В политике занятости необходимо перейти к активным мерам по сохранению рабочих мест в перспективных отраслях и секторах экономики. Помимо мер по субсидированию занятости, сдерживанию массовой открытой безработицы в прогрессивных отраслях и на градообразующих предприятиях, необходимо активно стимулировать развитие малого предпринимательства в сфере услуг и материальном производстве.
Малое предпринимательство способствует созданию рабочих мест, демонополизацию российской экономики, нацелено на формирование нового слоя цивилизованных предпринимателей. В малом бизнесе создание одного рабочего места в 7 раз дешевле, чем в крупном, поскольку малое предпринимательство характеризуется наукой капиталоемкостью и более высокой трудоспособностью по сравнению с крупным производством. Поэтому государство выгодно инвестировать свои ресурсы в развитии малого бизнеса, дающего более быструю отдачу и рост числа новых рабочих мест, налоговых поступлений.
Важным фактором оптимизирования предпринимательской деятельности среди безработных является не только обучение их ведения бизнеса в различных отраслях, но и помощь в открытии собственного дела; выделении льготных кредитов и субсидий, в частности, как альтернативных выплат пособий по безработице; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга в составлении бизнес-планов.
Систему льготного налогообложения доходов малых предприятий необходимо сохранить на длительный период их деятельности, особенно прибыли, инвестируемой в развитии производства и создания новых рабочих мест.
Важнейшими направлениями поддержки занятости и расширения числа рабочих мест в условиях структурных реформ в народном хозяйстве страны является конверсия военно-промышленного комплекса (ВПК). Ее ускоренное осуществление не только будет препятствовать обвальному сокращению занятости в оборонных отраслях, но вследствие концентрации в ВПХ передовых технологий, наиболее квалифицированных кадров ученых и специалистов конверсионная программа должна стать одним из мощных «полюсов роста», технико-технологического перевооружения отечественной экономики на основе развития гражданского машиностроения, современных средств связи, компьютерной техники.
Особое место в борьбе с безработицей отводится разработке среднесрочных (с годовой разбивкой) целевых программ: региональных, отраслевых и нацеленных на наиболее уязвимые категории граждан (инвалидов, женщин имеющих детей, молодежь, длительно безработных и др.).
Данные о численности безработных приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2.
Численность безработных
|
1992 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
По данным обследований населения по проблемам занятости1) |
|||||||
Численность безработных, тыс. человек |
3877,1 |
6711,9 |
6999,1 |
6303,4 |
6153,5 |
5683,3 |
5775,2 |
Из их числа: |
|
|
|
|
|
|
|
студенты, учащиеся, пенсионеры |
|
|
|
|
|
|
|
тыс. человек |
714,6 |
508,3 |
711,2 |
724,2 |
635,0 |
645,6 |
777,3 |
процентов |
18,4 |
7,6 |
10,2 |
11,5 |
10,3 |
11,4 |
13,5 |
женщины |
|
|
|
|
|
|
|
тыс. человек |
1851,0 |
3096,0 |
3218,6 |
2892,6 |
2831,3 |
2675,9 |
2873,2 |
процентов |
47,7 |
46,1 |
46,0 |
45,9 |
46,0 |
47,1 |
49,8 |
Продолжение табл. 2.2.
лица, проживающие в сельской местности |
|
|
|
|
|
|
|
тыс. человек |
651,4 |
1391,8 |
1856,4 |
1843,4 |
1938,6 |
1870,9 |
1876,6 |
процентов |
16,8 |
20,7 |
26,5 |
29,2 |
31,5 |
32,9 |
32,5 |
|
По данным Федеральной службы по труду и занятости (на конец года) |
||||||
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, тыс. человек |
577,7 |
2327,0 |
1037,0 |
1122,7 |
1499,72) |
1638,92) |
1920,3 |
Из их числа: |
|
|
|
|
|
|
|
женщины |
|
|
|
|
|
|
|
тыс. человек |
417,0 |
1454,7 |
714,8 |
763,2 |
1012,6 |
1106,2 |
1272,6 |
процентов |
72,2 |
62,5 |
68,9 |
68,0 |
67,5 |
67,5 |
66,3 |
лица, проживающие в сельской местности |
|
|
|
|
|
|
|
тыс. человек |
101,7 |
671,7 |
325,3 |
388,1 |
603,0 |
732,8 |
890,8 |
процентов |
17,6 |
28,9 |
31,4 |
34,6 |
40,2 |
44,7 |
46,4 |
Отношение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, к общей численности безработных, процентов |
14,9 |
34,7 |
14,8 |
17,8 |
24,4 |
28,7 |
33,3 |
1) Данные за 1992, 1995 гг. приведены по состоянию на конец октября; 2000 - 2004 гг. - на конец ноября. 2) Включая Чеченскую Республику.
Региональные программы необходимы прежде всего для тех территорией, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Здесь условия для привлечения отечественного и иностранного капитала (свободные экономически, оффшорные зоны) размещение государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирования самозанятости населения, с точки его территориальной мобильности.
Отраслевые программы поддержки занятости необходимы в стагнирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая промышленность, машиностроение и др.). Эти отрасли нуждаются в структурной перестройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой переподготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозамещающих производств. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы для профилактики ее перехода в открытую форму необходимо иметь программу опережающей переподготовки для лиц, находящихся в вынужденных административных отпусках и под угрозой увольнения.
Первостепенное значение имеет и разработка целевых программ поддержки занятости социально уязвимых групп населения, неконкурентных на рынке труда.
Рассматривая вопрос о снижении уровня безработицы, нельзя обойти вниманием программу социального парнерства профсоюзов, предпринимателей и государства на рынке труда. Такое партнерство интересно уже тем, что оно предусматривает активное использование коллективно-договорного механизма в целях регулирования оплаты труда, занятости, разрешения трудовых конфликтов и предотвращения забастовок [5, с. 173].
Важно также отметить, что оной из проблем является то, что расчёт численность качественных специалистов, не имеющих постоянного и официального места работы (см. табл. 2.3.).
Таблица 2.3.
Распределение численности безработных по возрастным группам и уровню образования в 2004 г.1) (на конец ноября; в процентах к итогу)
|
Всего |
Мужчины |
Женщины |
Безработные - всего |
100 |
100 |
100 |
в том числе в возрасте, лет: |
|
|
|
до 20 |
10,4 |
10,3 |
10,6 |
20 - 24 |
17,7 |
18,3 |
17,0 |
25 - 29 |
12,3 |
12,7 |
11,9 |
30 - 34 |
10,6 |
9,6 |
11,6 |
35 - 39 |
10,9 |
10,7 |
11,2 |
40 - 44 |
12,1 |
12,6 |
11,5 |
45 - 49 |
11,6 |
10,7 |
12,6 |
50 - 54 |
8,7 |
8,7 |
8,6 |
55 - 59 |
3,2 |
3,5 |
2,9 |
60 - 72 |
2,5 |
2,8 |
2,1 |
Средний возраст безработных, лет |
34,9 |
34,9 |
34,9 |
Безработные - всего |
100 |
100 |
100 |
в том числе имеют образование: |
|
|
|
высшее профессиональное |
10,9 |
10,0 |
11,9 |
Продолжение табл. 2.3.
неполное высшее профессиональное |
2,7 |
2,5 |
2,9 |
среднее профессиональное |
20,5 |
15,3 |
25,8 |
начальное профессиональное |
18,3 |
22,3 |
14,3 |
среднее (полное) общее |
33,1 |
32,4 |
33,8 |
основное общее |
13,5 |
16,2 |
10,7 |
начальное общее, не имеют начального общего образования |
1,1 |
1,4 |
0,7 |
1) По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости.
Как видно из таблицы 2.3. безработное население с высшим образованием в России за последние годы растёт (с 10,9 до 11,9), в дальнейшем прогнозируется увеличение безработных специалистов с высшим образованием. Средний возраст безработных не меняется и составляет 34,9 лет [5, с. 216].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать управление занятостью, которое состоит в органическом сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования, обеспечивающем условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности. Целесообразно, чтобы в разработке и внедрении системы регулирования и занятости, кроме Федеральной службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики РФ, Министерства образования РФ и Федеральной миграционной службы взаимодействовали на всех уровнях управления и другие « причастные» органы исполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства), а также Федеральное управление по делам о несостоятельности при Госкомимуществе РФ. Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем образования Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости. Аналогичные межведомственные комиссии целесообразно создать и на региональном уровне при органах исполнительной власти. Такое представительство позволит координировать усилия разных ведомств по решению социально-экономических задач, объединяя их ограниченные финансовые ресурсы.
Формирование и эффективное функционирование системы регулирования занятости и безработицы объективно требует наличия адекватной информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной формой собственности.
В целом же переход к активной политике занятости в сочетании в макроэкономической стабилизации и ростом производительности труда должны стать важнейшими приоритетными направлениями регулирования рынка труда в России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Албесова О.В. Государственная экономическая политика. – М.: МГУ, 2001.
2. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В.И. Кушнина. – ЮНИТИ, 2000.
3. Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики, 2002, №2, с.76-91.
4. Львов. Д. Экономика России свободная от стереотипов монетаризма. // Вопросы экономики, 2003, №2, с.9-16
5. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 2004, с.16, 47, 173, 216, 238.