СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.. 4

2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ПО ОТРАСЛЯМ И ТЕРРИТОРИЯМ СТРАНЫ.. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 14

ВВЕДЕНИЕ

Стихийность, неустойчивость и нестабильность свободного рынка, в том числе рынка труда, позволяют говорить о том, что свободный рынок труда (даже с элементами социальной защиты) – это не тот идеал, к которому должна стремиться российская экономика.

Более того, с определенной долей условности можно сказать, что у нас уже имеется свободный рынок труда, - в смысле его стихийности, а не равновесия. Точнее, имеется нерегулируемый рынок труда.

Из одной крайности – централизованного распределения и установления заработной платы  наше государство бросилось в другую крайность – игнорирование социально-трудовых проблем.

Конечно, здесь сказывается и значительное уменьшение доходной части бюджета, и потеря государственного контроля за процессами,  происходящими в сфере трудовых отношений. Финансовая нестабильность государства не позволяет осуществлять активную политику на рынке труда, в этом и заключается актуальность данной контрольной работы.

Переход к активной политике на рынке руда требует соответствующего пересмотра структуры расходов Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. Приоритетом должно быть финансирование активных мер по борьбе с безработицей. В целом же переход к активной политике занятости в сочетании в макроэкономической стабилизации и ростом производительности труда должны стать важнейшими приоритетными направлениями регулирования рынка труда в России.

Цель работы: Рассмотрение прогнозирования предстоящих изменений качества рабочей силы, ее занятости и распределения по отраслям и территориям страны.

Задачи: выявить основные направления государственного регулирования занятости населения, рассмотрение прогнозирования распределения рабочей силы по отраслям и территориям страны.

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

К важнейшим направлениям государственного регулирования рынка труда в России можно отнести:

1. Проведение государственной макроэкономической стабилизации и содействия экономическому росту на основе развития реального сектора и рационализации занятости.

2. Оптимизация соотношений занятости трудоспособного населения различными видами деятельности (наемный труд, самозанятость,  учеба, служба в армии, воспитание детей, домашнее хозяйство и др.).

3. Активизацию деятельности институтов рынка труда.

Государственная политика на российском рынке труда характеризуется в основном преобладание пассивных мер, таких, как сдерживание массовой  открытой безработицы, выплата пособий по безработице, дополняясь разработкой программ трудоустройства безработных. Активная и превентивная политика  в области стимулирования занятости  и самозанятости населения, профилактика безработицы несет пока явно подчиненный характер. Поэтому в рамках указанных направлений регулирования рынка труда желательно обратить внимание  на формы и методы активной реализации политики занятости.

Согласно российскому закону о занятости, цель политики занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающей безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, и т.д.

Важную роль в решении задачи макроэкономической стабилизации рыночной экономики, обеспечения ее дальнейшего поступательного развития на основе повышения эффективности работы кредитных и средних предприятий могут сыграть активно формирующиеся  финансово-промышленные группы российского национального капитала (ФПГ), объединяющие банки, промышленные торговые, транспортные компании, страховые и  другие институты [4, с. 9-10].

ФПГ могут составить ядро структурно-инвестиционных реформ в российской экономике, тем более что их реальное число значительно выше, чем число официально зарегистрированных групп.

Важную роль среди мер активной политики занятости должно играть поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабочие места в перспективных сферах деятельности и производства (сфера услуг, строительство, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение). В этих целях используются такие рычаги, как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов [3, с. 76-90].

Особое значение имеет стимулирование создания новых рабочих мест в трудоемких производствах (сфера услуг) и в отраслях, которые имеют высокий мультипликативный эффект, выражающийся в развитии многих смежных отраслевых коллективов (жилищное строительство, туризм). Такие отрасли являются «локомотивными», способствующими выходу из кризиса, стабилизации и развитию экономики страны.

Важными направлениями регулирования социально-трудовых отношений является выработка оптимальных пропорций распределения трудовых ресурсов между экономически активным и неактивным населением, между различными видами деятельности в народном и домашнем хозяйстве.

Особое значение имеет баланс между численностью населения, занятостью в экономике, и его численностью в сфере образования, на военной службе, на пенсии, а также в рядах безработных. Этот баланс определяется возможностями государства и содержанию указанных категорий граждан, мерой нагрузки на работающее население и величиной налогового бремени, которое несет экономика, особенно в состоянии кризиса. Приближение уровня минимальных доходов неработающих граждан к величине прожиточного минимума является важным фактором обеспечения данного баланса и снижения напряженности на рынке труда [4, с. 10-16].

Для повышения социальных гарантий доходов как занятого, так и незанятого населения для обеспечения наиболее рационального баланса распределения граждан по видам деятельности важнейшим уровнем является рост производительности  общественного труда.

В современной России необходимо более активное становление системы подготовки и переподготовки кадров на рынке труда с использованием потенциала учебных заведений профессионального образования, повышения квалификации, внутрипроизводственного обучения и создания собственных учебных центров государственной службы занятости. Требуется в несколько раз увеличить  число безработных, проходящих профессиональную переподготовку, расширить масштабы обучения основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных областях экономической деятельности, вовлекая в эту сферу прежде всего тех, кто длительное время ищет работу.

Активизация работы службы занятости и ее органов в области улучшения учета вакантных мест требует ее повсеместного оснащения современной техникой, развития информационных сетей связей по всей стране, регионах, расширения специализированных бирж труда [3, с. 91].

2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ПО ОТРАСЛЯМ И ТЕРРИТОРИЯМ СТРАНЫ

В табл.2.1. представлено распределение численности занятого населения  по отраслям экономики, тыс. чел.

Таблица 2.1.

Среднегодовая численность занятых в экономике по отраслям

 

1992

1995

2000

2001

2002

2003

2004

Тысяч человек

Всего в экономике

72071

66409

64327

64710

65359

65666

65900

   в том числе по отраслям:

 

 

 

 

 

 

 

промышленность

21324

17161

14543

14692

14534

14345

14130

сельское хозяйство

10101

9744

8370

7936

7683

7208

6787

лесное хозяйство

235

259

239

264

264

272

267

строительство

7887

6208

5002

5015

4982

5080

5140

транспорт

4770

4375

4139

4115

4137

4234

4217

связь

862

875

872

899

882

905

923

оптовая и розничная торговля, общественное питание

5679

6676

9421

9997

10837

11055

11335

жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения

2988

2979

3317

3263

3208

3241

3170

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

4227

4443

4503

4531

4591

4672

4779

образование

6413

6179

5871

5857

5887

5941

6062

культура и искусство

1108

1136

1144

1160

1200

1249

1292

наука и научное обслуживание

2307

1688

1201

1187

1181

1217

1211

финансы, кредит, страхование

494

820

742

787

816

865

909

управление

1362

1893

2925

2880

2965

3061

3156

другие отрасли

2314

1973

2038

2127

2192

2321

2522

 

В процентах к итогу

Всего в экономике

100

100

100

100

100

100

100

   в том числе по отраслям:

 

 

 

 

 

 

 

промышленность

29,6

25,8

22,6

22,7

22,2

21,9

21,4

сельское хозяйство

14,0

14,7

13,0

12,3

11,8

11,0

10,3

лесное хозяйство

0,3

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

строительство

11,0

9,3

7,8

7,8

7,6

7,7

7,8

транспорт

6,6

6,6

6,4

6,4

6,3

6,4

6,4

связь

1,2

1,3

1,4

1,4

1,4

1,4

1,4

оптовая и розничная торговля, общественное питание

7,9

10,1

14,6

15,4

16,6

16,8

17,2

жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения

4,1

4,5

5,2

5,0

4,9

4,9

4,8

Продолжение табл. 2.1.

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

5,9

6,7

7,0

7,0

7,0

7,1

7,3

образование

8,9

9,3

9,1

9,0

9,0

9,1

9,2

культура и искусство

1,5

1,7

1,8

1,8

1,8

1,9

2,0

наука и научное обслуживание

3,2

2,5

1,9

1,8

1,8

1,9

1,8

финансы, кредит, страхование

0,7

1,2

1,2

1,2

1,3

1,3

1,4

управление

1,9

2,9

4,5

4,5

4,5

4,7

4,8

другие отрасли

3,2

3,0

3,1

3,3

3,4

3,5

3,8

В политике занятости необходимо перейти к активным мерам по сохранению рабочих мест в перспективных отраслях и секторах экономики. Помимо мер по субсидированию  занятости, сдерживанию массовой открытой безработицы в прогрессивных отраслях  и на градообразующих предприятиях, необходимо активно стимулировать развитие малого предпринимательства в сфере услуг и материальном производстве.

Малое предпринимательство способствует созданию рабочих мест, демонополизацию российской экономики, нацелено на формирование нового слоя цивилизованных предпринимателей. В малом бизнесе создание одного рабочего места в 7 раз дешевле, чем в крупном, поскольку малое предпринимательство характеризуется наукой капиталоемкостью и более высокой трудоспособностью по сравнению  с крупным производством. Поэтому государство выгодно инвестировать свои ресурсы в развитии малого бизнеса, дающего более быструю отдачу и рост числа новых рабочих мест, налоговых поступлений.

Важным фактором оптимизирования предпринимательской деятельности среди безработных является не только обучение их ведения бизнеса в различных отраслях, но и помощь в открытии собственного дела; выделении льготных кредитов и субсидий, в частности, как альтернативных выплат пособий по безработице; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга в составлении бизнес-планов.

Систему льготного налогообложения доходов малых предприятий необходимо сохранить на длительный период их деятельности, особенно прибыли, инвестируемой в развитии производства и создания новых рабочих мест.

Важнейшими направлениями поддержки занятости и расширения числа рабочих мест в условиях структурных реформ в народном хозяйстве страны является конверсия военно-промышленного комплекса (ВПК). Ее ускоренное осуществление не только будет препятствовать  обвальному сокращению занятости в оборонных отраслях, но вследствие концентрации в ВПХ передовых технологий, наиболее квалифицированных кадров ученых и специалистов конверсионная программа должна стать одним из мощных «полюсов роста», технико-технологического перевооружения отечественной экономики на основе развития гражданского машиностроения, современных средств связи, компьютерной техники.

Особое место в борьбе с безработицей отводится разработке среднесрочных (с годовой разбивкой) целевых программ: региональных, отраслевых и нацеленных на наиболее уязвимые категории граждан (инвалидов, женщин имеющих детей, молодежь, длительно безработных и др.).

Данные о численности безработных приведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2.

Численность безработных

 

1992

1995

2000

2001

2002

2003

2004

По данным обследований населения по проблемам занятости1)

Численность безработных, тыс. человек

3877,1

6711,9

6999,1

6303,4

6153,5

5683,3

5775,2

Из их числа:

 

 

 

 

 

 

 

студенты, учащиеся, пенсионеры

 

 

 

 

 

 

 

   тыс. человек

714,6

508,3

711,2

724,2

635,0

645,6

777,3

   процентов

18,4

7,6

10,2

11,5

10,3

11,4

13,5

женщины

 

 

 

 

 

 

 

   тыс. человек

1851,0

3096,0

3218,6

2892,6

2831,3

2675,9

2873,2

   процентов

47,7

46,1

46,0

45,9

46,0

47,1

49,8

Продолжение табл. 2.2.

лица, проживающие в сельской местности

 

 

 

 

 

 

 

   тыс. человек

651,4

1391,8

1856,4

1843,4

1938,6

1870,9

1876,6

   процентов

16,8

20,7

26,5

29,2

31,5

32,9

32,5

 

По данным Федеральной службы по труду и занятости (на конец года)

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, тыс. человек

577,7

2327,0

1037,0

1122,7

1499,72)

1638,92)

1920,3

Из их числа:

 

 

 

 

 

 

 

женщины

 

 

 

 

 

 

 

   тыс. человек

417,0

1454,7

714,8

763,2

1012,6

1106,2

1272,6

   процентов

72,2

62,5

68,9

68,0

67,5

67,5

66,3

лица, проживающие в сельской местности

 

 

 

 

 

 

 

   тыс. человек

101,7

671,7

325,3

388,1

603,0

732,8

890,8

   процентов

17,6

28,9

31,4

34,6

40,2

44,7

46,4

Отношение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, к общей численности безработных, процентов

14,9

34,7

14,8

17,8

24,4

28,7

33,3

1) Данные за 1992, 1995 гг. приведены по состоянию на конец октября; 2000 - 2004 гг. - на конец ноября. 2) Включая Чеченскую Республику.

Региональные программы необходимы прежде всего для тех территорией, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Здесь условия для привлечения отечественного и иностранного капитала (свободные экономически, оффшорные зоны) размещение государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирования самозанятости населения, с точки его территориальной мобильности.

Отраслевые программы поддержки занятости необходимы  в стагнирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая промышленность, машиностроение и др.). Эти  отрасли нуждаются в структурной перестройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой переподготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозамещающих производств. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы  для профилактики ее перехода в открытую форму необходимо иметь программу опережающей переподготовки для лиц, находящихся в вынужденных административных отпусках  и под угрозой увольнения.

Первостепенное значение имеет и разработка целевых программ поддержки занятости социально уязвимых групп населения, неконкурентных на рынке труда.

Рассматривая вопрос о снижении уровня безработицы, нельзя обойти вниманием программу социального парнерства профсоюзов, предпринимателей и государства на рынке труда. Такое партнерство интересно уже тем, что оно предусматривает активное использование коллективно-договорного механизма в целях регулирования оплаты труда, занятости, разрешения трудовых конфликтов и предотвращения забастовок [5, с. 173].

Важно также отметить, что оной из проблем является то, что расчёт численность качественных специалистов, не имеющих постоянного и официального места работы (см. табл. 2.3.).

Таблица 2.3.

Распределение численности безработных по возрастным группам и уровню образования в 2004 г.1) (на конец ноября; в процентах к итогу)

 

Всего

Мужчины

Женщины

Безработные - всего

100

100

100

   в том числе в возрасте, лет:

 

 

 

до 20

10,4

10,3

10,6

20 - 24

17,7

18,3

17,0

25 - 29

12,3

12,7

11,9

30 - 34

10,6

9,6

11,6

35 - 39

10,9

10,7

11,2

40 - 44

12,1

12,6

11,5

45 - 49

11,6

10,7

12,6

50 - 54

8,7

8,7

8,6

55 - 59

3,2

3,5

2,9

60 - 72

2,5

2,8

2,1

Средний возраст безработных, лет

34,9

34,9

34,9

Безработные - всего

100

100

100

   в том числе имеют образование:

 

 

 

высшее профессиональное

10,9

10,0

11,9

Продолжение табл. 2.3.

неполное высшее профессиональное

2,7

2,5

2,9

среднее профессиональное

20,5

15,3

25,8

начальное профессиональное

18,3

22,3

14,3

среднее (полное) общее

33,1

32,4

33,8

основное общее

13,5

16,2

10,7

начальное общее, не имеют начального общего образования

1,1

1,4

0,7

1) По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости.

Как видно из таблицы 2.3. безработное население с высшим образованием в России за последние годы растёт (с  10,9 до 11,9), в дальнейшем прогнозируется увеличение безработных специалистов с высшим образованием. Средний возраст безработных не меняется и составляет 34,9 лет [5, с. 216].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать  управление занятостью, которое состоит в органическом сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования, обеспечивающем условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности. Целесообразно, чтобы в разработке и внедрении системы регулирования и занятости, кроме Федеральной службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики РФ, Министерства образования РФ и Федеральной миграционной службы взаимодействовали на всех уровнях управления и другие « причастные» органы исполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства), а также Федеральное управление по делам о несостоятельности при Госкомимуществе РФ. Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем образования Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости. Аналогичные межведомственные комиссии целесообразно создать и на региональном уровне при органах исполнительной власти. Такое представительство позволит координировать усилия разных ведомств по решению социально-экономических задач, объединяя их ограниченные финансовые ресурсы.

Формирование и эффективное функционирование системы регулирования занятости и безработицы объективно требует наличия адекватной информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной формой собственности.

В целом же переход к активной политике занятости в сочетании в макроэкономической стабилизации и ростом производительности труда должны стать важнейшими приоритетными направлениями регулирования рынка труда в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Албесова О.В. Государственная экономическая политика. – М.: МГУ, 2001.

2.       Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В.И. Кушнина. – ЮНИТИ, 2000.

3.       Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики, 2002, №2, с.76-91.

4.       Львов. Д. Экономика России свободная от стереотипов монетаризма. // Вопросы экономики, 2003, №2, с.9-16

5.       Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 2004, с.16, 47, 173, 216, 238.