Задание 3

26. Для изучения технического оснащения предприятий торговли разных типов необходимо:

1. Определить установочную площадь под торговую мебель и оборудование.

2. Подобрать по каталогам, проспектам и справочникам типы торговой мебели, оборудования и оформить таблицу, где указать наименование, типы, габаритные размеры, длину и ширину, количество и занимаемую площадь выбранного оборудования.

3. Дать свои выводы по оснащению магазина торгово-технологическим оборудованием.

Хлеб и хлебобулочные изделия

Длина торгового зала, м – 10

Ширина торгового зала, м – 8

Решение:

1.      Определяем установочную площадь под мебель и оборудование по формуле:

Sу = Sт.з. * Ку,

Где Sт.з. – площадь торгового зала, м2;

Ку – нормативный коэффициент установочной площади по пожарной безопасности

Для торговых площадей до 250 м2 Ку = 0,16

251-650 м2 Ку = 0,15

Sу = Sт.з. * Ку = 10*8*0,16 = 12,8 м2

2. По каталогам и справочникам подбираем необходимую торговую мебель и оборудование для реализации товаров:

№ п/п

Наименование

Тип

Размеры, м

Количество

Площадь (Sуст.факт), м2

Длина

Ширина

1

Горка пристенная для выкладки и продажи товаров

ЗГП-3-4

2,42

0,64

4

6,1952

2

Кассовая кабина

1КК-3

1,20

1,05

2

2,52

3

Стол для упаковки товаров

2 СУ-2

1,00

0,60

2

1,2

4

Тележка для выкладки и продажи

5 ТР-2П

0,6

0,44

2

0,528

Sуст.факт = 10,4432

Фактический коэффициент использования площади торгового зала определяется:

Ку = Sуст.факт / S т.з.

Коэффициент Ку может отклоняться от нормативного Ку на величину = 0,02. (Ку = 0,16)

Ку = Sуст.факт / S т.з. = 10,4432/80 = 0,14

Выводы:

Магазин оборудован столиком для упаковки, что улучшает качество обслуживания покупателей.

Магазин оборудован тележками для выкладки и продажи, что облегчает труд работников торговли.

В магазине установлены современные кассовые машины, что сокращает затраты времени покупателей на приобретение товаров.

Фактический коэффициент использования оборудования и площади торгового зала магазина не превышает нормативный, следовательно, площадь торгового зала магазина используется эффективно.

Задание 4

35. Определить:

1.     Потребное количество подъемно-транспортного оборудования.

2.     Коэффициент экономической эффективности использования подъемно-транспортного оборудования

3.     Срок окупаемости подъемно-транспортного оборудования

4.     Условно-годовую экономию подъемно-транспортного оборудования

5.     Сделайте выводы по эффективному использованию оборудования в магазине с учетом нормативного (отраслевого) коэффициента экономической эффективности и срока окупаемости подъемно-транспортного оборудования

Г, т (брутто)

В днях

Т, час

Оборудование

 В тыс.руб.

Дк

Др

Дн

Тип

Пэ, т

Ир

Им

К

1368, 24

29

27

55

6,9

ТГ-300

0,3

132,3

102

51

Примечание:

Г – годовой грузооборот магазина, т;

Дк – календарный дней в месяце;

Др – рабочих дней в одном месяце;

Дн – нерабочих дней в году;

Пэ – эксплутационная производительность машины, час;

Ир – годовые издержки до внедрения оборудования, тыс. руб.;

Им – годовые издержки после внедрения оборудования, тыс. руб.;

К – капитальные вложения, связанные с внедрением оборудования, тыс. руб.

Решение:

Расчет потребности в поъемно-транспортных машинах для выполнения заданного объема погрузочно-разгрузочных или складских работ определенного вида производится по формуле:

n = Г * Кн / Пэ*Т* (365 - Дн) * Кв

где n – расчетное количество машин для выполнения заданного объема и вида работ, ед.;

Т – количество часов работ машины в сутки, час.;

Г – годовой объем грузооборота. Подлежащий переработке данным видом машин, т;

Дн – количество нерабочих дней в году;

365 – количество дней в году;

Кн – коэффициент неравномерности грузооборота (грузопотока);

Кв – коэффициент использования машины по времени в течение календарного года;

Пэ – часовая производительность машины, т/ч.

n =1368,24* 1,074/ 0,3*6,9*(365-55)*0,849 = 2,69 ~3

Коэффициент грузопотока определяется по формуле:

Кн = Дк/Др,

Где Дк – среднее количество дней в одном месяце;

Др – среднее количество рабочих дней в одном месяце.

Кн = 29/27 = 1,074

Коэффициент использования машины по времени в течение календарного года определяется:

Кв = (365 – Дн) / 365

Кв = (365-55)/365 = 0,849

Эффективность применения ПТО в торговых предприятиях характеризуется коэффициентом экономической эффективности (Ем), сроком окупаемости (То) и другими показателями.

Коэффициент экономической эффективности механизации рассчитывается по формуле:

Ем = (Ир - Им)/ К

Где Ир и Им – годовые издержки (текущие затраты, изменяющиеся под влиянием механизации) соответственно до и после внедрения оборудования, тыс. руб.

К – капитальные вложения, связанные с внедрением оборудования, тыс. руб.

Ем = (132,3 - 102) / 51= 0,594

Внедрение оборудования считается экономически эффективным в том случае, если фактический коэффициент экономической эффективности Ем больше или равен соответствующему отраслевому коэффициенту экономической эффективности Ен капитальных вложений, т.е. Е≥Ен.

Ен = 0,12

Так как Е≥Ен, внедрение ручной тележки ТГ-300 экономически эффективно.

Срок окупаемости подъемно-транспортного оборудования в магазинах определяется:

Тф = 1/Ем                                     Тф<Тн

Где Тн – нормативный срок окупаемости оборудования, лет

Тф - фактический срок окупаемости оборудования, лет

Тф =1/0,594 = 1,68

Тф<Тн

Тн = 2

Условно – годовую экономию по внедрению средств механизации можно определить по формуле:

Эт = (Ир-Им) – К*Ен, тыс. руб.

Эт = (132,3 - 102) – 51*0,12 = 24,18 тыс. руб./год

Вывод: внедрение данного подъемно-транспортного оборудования (ручной тележки ТГ - 300) целесообразно, т.к данное оборудование способствует облегчению и улучшению условий труда работников и дает экономический эффект в размере 24,18 тыс. руб. в год.

Список литературы

1. Арустамов Э.А. Оборудование предприятий (торговля): Учебное пособие. - М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. –с.301-323

2. Оборудование торговых предприятий: Учеб. для нач. проф. Образования /Т.Р. Парфеньева, Н.Б. Миронова, А.А. Петухова, Н.М. Филиппова. ––М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2000. –с.4-16

3. Арустамов Э.А, Вахрин П.И., Памбухчиянц В.К. Торгово-технологическое оборудование: Учебник для кооп. техникумов. - М.: Экономика, 1984. –с.52-76

4. Мезина Т.К. Торгово-технологическое оборудование: курс лекций для учащихся УПК «ПТУ-техникум», училищ Белкоопсоюза и слушателей системы непрерывного профессионального обучения кадров. Специальность «Коммерческая деятельность» профессия «Продавец продовольственных товаров; продавец непродовольственных товаров» II ч.- Минск.: НИИ Белкоопсоюза, 2000. – с.89-120

5. Ключников В.П. Оборудование предприятий общественного питания. – М.: Экономика, 1985. – с.53.