Содержание

Введение.. 3

1. Механизм функционирования рынка в условиях свободной конкуренции.. 4

2. Спрос.. 6

2.1 Понятие спроса. 6

2.2 Закон спроса. 6

2.3 Кривая спроса и его цена. 8

3. Предложение.. 10

3.1 Предложение и его функция. 10

3.2 Факторы изменения предложения. 10

3.3 Цена предложения. 12

Практическое задание №1. 13

Практическое задание № 2. 14

Практическое задание № 3. 16

Практическое задание № 4. 17

Список литературы... 18

1. Механизм функционирования рынка в условиях свободной конкуренции

Перед тем как перейти к описанию механизма функционирования рынка необходимо рассмотреть понятие свободной конкуренции.

 Конкуренция получила образное определе­ние «свободная» не случайно. Оно стало применяться после устранения порядков, которые еще в средние века в большинстве городов Западной Европы установили цехи ремесленников — организации по профессии. Эти цехи строго ограничивали выпуск и продажу своих изделий, чтобы устранить конкуренцию в своей среде. В конце XVIII—XIX вв. под мощным напором крупного индустриального производства на смену застою и замкнутости цеховых объединений при­шли свободное капиталистическое предпринимательство и неограничен­ная конкуренция.

Свободная конкуренция означает наличие следующих свойственных ей признаков:

•  на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, само­стоятельно решающих, что создавать и в каких количествах;

•  имеется никем и ничем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каж­дому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хо­зяйства;

•  покупатели свободны от всякого ущемления прав и имеют возмож­ность купить товары на любом рынке;

•  свободное соперничество обычно сопровождается борьбой с при­менением ценовой конкуренции (разорение соперника с помощью более низкой цены).[1]

К отрицательным чертам этого вида  конкурен­ции можно отнести ряд негативных признаков. Последние получили наименование «недобросовестная конкуренция». Речь идет о таком про­тивоборстве продавцов и покупателей, в котором нарушаются принятые на рынке правила и нормы цивилизованного поведения.

Недобросовестную конкуренцию в наиболее злостных формах назы­вают хищнической. Такого рода действия чаще всего допускают монопо­лии. В связи с этим государство преследует недобросовестную конкурен­цию в антимонопольном законодательстве.

Рынок – это механизм, раскрывающий взаимодействие покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. При этом рынки приобретают различные формы: рынок продуктов, ресурсный рынок, рынок денежных доходов. Сейчас нас интересуют чисто конкурентные рынки. Чисто конкурентные рынки предполагают большое число независимо действующих покупателей и продавцов, заинтересованных в обмене продуктов. Здесь имеется в виду не тот тип рынка, к какому относится магазин обуви и компьютеров, где «налицо» вывешены ценники, а такие конкурентные рынки, как центральная зерновая биржа, фондовая биржа или биржа иностранных валют, где равновесная цена «выявляется» посредством согласованных решений покупателей и продавцов[2].

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения[3].

Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение. Спрос и предложение —  взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. Далее эти понятия будут рассмотрены подробнее.

2. Спрос

2.1 Понятие спроса

Спросэто платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене.

Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.

Очевидно, что спрос самым теснейшим образом связан с потребителями людей. Однако далеко не всякая потребность может быть и действительно бывает учтена рынком. Для этого она должна стать платежеспособной потребностью. Другими словами, спрос данного потребителя характеризуется не столько тем, что он хотел бы приобрести, сколько тем, что он на самом деле способен купить в данной ситуации. Часто говорят, что спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовность  заплатить за товар.

Вместе с тем у любого явления имеется и количественная сторона. Величина (или объем) спроса определяется именно тем максимальным количеством данного блага, которое может  приобрести данный покупатель (покупатели) за данный период времени при данных условиях[4].

2.2 Закон спроса

Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Таким образом, существует отрицательная, или, обратная, связь между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса. Чтобы определить, что лежит в основе этого закона, можно использовать несколько уровней аргументации[5]. 

1.Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его количества они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку.

2.                В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности – то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше удовлетворения, - потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3.                На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не оказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Приведем для иллюстрации следующий пример: снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект дохода). При более низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой, и ее покупают вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения). Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает возможность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.

Следует учесть и такой важный момент. Формулируя закон спроса, мы под ценой подразумеваем цену относительную, т. е. рассчитанную по отношению к другим товарам.

2.3 Кривая спроса и его цена

Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

 Р

                                                Д

 

 

                                                                                                                                                         

Рисунок 2.1. Кривая спроса

Каждая точка представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решит купить по этой цене. Предположив, что такая же обратная связь между ценой и величиной  спроса существует в любой другой точке графика, можно вывести общее заключение об обратной связи между ценой и величиной спроса путем проведения кривой, представляющей все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в пределах, показанных на графике. Полученная таким образом кривая называется кривой спроса. Она наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса отрицательная, или обратная. Закон спроса – люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой, - находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.

3. Предложение

3.1 Предложение и его функция

Предложение можно определить как шкалу, показывающую разное количество продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Предложение показывает, какие количества товара будут предъявлены к продаже по разным ценам, при том все прочие факторы остаются неизменными.

Как и в случае со спросом, одного желания или даже возможностей произвести данный товар и доставить его на рынок будет не достаточно. Предложение возникает только тогда, когда данный экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже данного доставленного на рынок товара. Соответственно величина предложения будет определяться максимальным количеством товара, приготовленного для продажи в данный период времени в данных условиях.

Объем предложения – это поток, так же проникающий во времени. Поэтому всегда надо четко определять, к какому периоду времени относится данная величина предложения.

3.2 Факторы изменения предложения

             К основным факторам изменения предложения отно­сятся цены на ресурсы; техноло­гия производства; налоги и субсидии; цены на другие товары, ожидания изменения цен; число продавцов на рынке. Изменение одного(или бо­лее) факторов приведет к смещению кривой пред­ложения продукта[6].

       Цены на ресурсы. Существует самая тесная связь между издержками производства и предложением. Кривая предложения фирмы основывается на из­держках производства, за дополнительные едини­цы продукта фирма должна получать более высокие цены, поскольку производство этих дополнитель­ных единиц требует больших издержек. Отсюда сле­дует, что снижение цен на ресурсы снизит издерж­ки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо.

     Технология. Совершенствование технологии оз­начает, что новые знания позволяют производить каждую единицу продукции с меньшими затратами ресурсов. При данных ценах на ресурсы это приве­дет к снижению издержек производства и увеличе­нию предложения.

       Налоги и субсидии. Фирмы рассматривают боль­шинство налогов как издержки производства. По­этому повышение налогов, скажем налога с оборо­та или налога на имущество, увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Субсидии же считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

       Цены на другие товары. Изменения цен на дру­гие товары также способны сместить кривую пред­ложения продукта. Снижение цены на пшеницу мо­жет побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы.

       Ожидания. Ожидания изменений цены продук­та в будущем также могут влиять на желание произ­водителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на текущем предложении продукта.

      Число продавцов. При данном объеме производ­ства каждой фирмы, чем больше число поставщи­ков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль новых фирм кривая предложе­ния станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше рыночное предложе­ние. Это означает, что по мере выхода фирм из отрас­ли кривая предложения будет смещаться влево.

3.3 Цена предложения

Прямую связь между ценой продукта и величиной предложения можно изобразить в виде графика, показывающего величину предложения по горизонтальной оси, а цену по вертикальной оси.

              Р

                                                           S

                                                          Q
    

Рисунок 3.1. Кривая предложения

Каждая точка представляет конкретную цену и соответствующее количество товара, которое производитель решит продать по этой цене. Кривая предложения восходит вверх вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной предложения положительная, или прямая.

Практическое задание №1

Вопрос:

Рост цен на материалы, необходимые для производства товара Х, вызовет

1.                сдвиг кривой спроса вверх (или вправо);

2.                сдвиг кривой предложения вверх (или влево);

3.                сдвиг кривой спроса и кривой предложения вверх;

4.                сдвиг кривой предложения вниз (или вправо).

Решение:

Цены на ресурсы или материалы являются детерминантом предложения, соответственно произойдет изменение кривой предложения.  Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства; за дополнительные единицы продукта фирма должна установить более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что повышение ресурсных цен повысит издержки производства и снизит предложение, то есть переместить кривую предложения влево.

Практическое задание № 2

В таблице приведена информация о величине индивидуального спроса потребителей А, В и С на говядину. Построить линии индивидуального и рыночного спроса на говядину.

Цена за 1 кг, долл.

Величина спроса потребителя А, кг/мес.

Величина спроса потребителя В, кг/мес.

Величина спроса потребителя С, кг/мес.

1

7

6

5

2

6

4

4

3

4

3

2

4

1

0

0

               Решение:

Посчитаем данные для построения кривой рыночного спроса

 

Цена за 1 кг, долл.

Величина спроса потребителя А, кг/мес.

Величина спроса потребителя А, кг/мес.

Величина спроса потребителя А, кг/мес.

Величина рыночного спроса (D)

(1+2+3)

1

2

3

4

1

7

6

5

18

2

6

4

4

14

3

4

3

2

9

4

1

0

0

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построим линии  индивидуального и рыночного спроса (D) на говядину

Практическое задание № 3

А) нет

Б) нет

В) да

 

Практическое задание № 4

Функция спроса на данный товар Qd = 10 – p, функция предложения данного товара Qs = -5 + 2p. Предположим, что на данный товар установлена фиксированная цена на уровне 3 единицы. Определить объем неудовлетворенного спроса.

Решение:

Qd = 10 – 3 = 7

Qs = -5 + 2*3 = 1

Следовательно, при данной цене спрос на товар 7 единиц, а предложение 1 единица, таким образом неудовлетворенный спрос равен 6 единиц.

Список литературы

1.     Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. –М.: Инфра-М, 2001г. –с. 349

2.     Микроэкономика. Учебное пособие. Науч.ред.акад. В.Г. Тимирясов

3.     Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Владос, 1999. – с. 264.

4.     Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 212 с.

5.     Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 1999. – с. 192.


[1] Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 212 с.

[2] Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Владос, 1999. – с. 97-98.

[3] Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 1999. – с. 192.

[4] Микроэкономика. Учебное пособие. Науч.ред.акад. В.Г. Тимирясов.

[5] Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 1999. – с. 192.

[6] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. –М.: Инфра-М, 2001г. –с. 54.