СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1.Сущность аудита и аудиторской деятельности.. 4
1.1.Понятие аудита и аудиторской деятельности. 4
1.2.Значение аудита в системе управления экономическими субъектами 6
1.3.Цели и задачи аудита. 10
1.4.Виды аудита. 14
2. Методика аудита расчетов с персоналом по оплате труда 24
2.1 Планирование аудиторской проверки оплаты труда. 24
2.2 Проверка соблюдения норм трудового законодательства. 30
2.3 Аудит начислений и удержаний из заработной платы.. 33
3.АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ ООО «Чистый мир». 43
Заключение. 48
Список литературы.. 49
Введение
Аудит - элемент рыночных отношений. Как и любой другой элемент рынка, он появляется на свет, как только у какой-либо группы участников рынка возникает потребность в нем, возникает спрос.
Развитие рынка привело к тому, что собственники организаций (акционеры, пайщики, учредители), а также инвесторы, кредиторы оказались не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все финансовые и хозяйственные операции интересующего их экономического субъекта, часто сложные и рискованные, соответствуют требованиям законов и правильно отражены в учете. Для этого требуются специальные знания и опыт, требуется свобода доступа ко всем документам в организации, чего заинтересованные лица бывают обычно лишены.
По сути, аудитор - это посредник между составителями бухгалтерской отчетности и пользователями представленной в ней информации. Одним из направлений аудиторской проверки является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда. В условиях рыночной экономики в погоне за максимально возможной прибылью коммерческие организации стремятся к минимизации «легальной» оплаты труда с тем, чтобы уйти от налогов. Поэтому заключение аудитора о соответствии расчетов с персоналом по оплате труда законодательству является весьма важным. А потому аудит расчетов с работниками предприятия по оплате является актуальной темой в условиях рыночной экономики.
Целью настоящей работы является исследование аспектов аудита расчетов по оплате труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, цели и задачи;
- рассмотреть методику аудита расчетов по оплате труда.
- провести аудит расчетов по оплате труда на примере ООО «Чистый мир»
1.Сущность аудита и аудиторской деятельности
1.1.Понятие аудита и аудиторской деятельности
Аудит – это лицензируемая предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) – законных участников экономической деятельности, направленная на подтверждения достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.
Данное определение отражает:
- Единую цель проведения аудита – подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности;
- Единые требования ведения аудита – наличие аттестатов и лицензий;
- Единые и обязательные условия - аудит проводится независимыми субъектами.
Под аудитом бухгалтерской отчетности в правилах (стандартах) аудиторской деятельности в РФ понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами[5]:
1. Бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом.
2. Бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможностей пристрастности ее составителей.
3. Степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.
Помимо аудиторских проверок аудиторы и аудиторские фирмы могут оказывать связанные с аудитом услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.
Согласно определению проверка достоверности отчетности проводится независимыми аудитором.
Независимость аудитора определяется:
- Свободным выбором аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом;
- Договорными отношениями между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, что позволяет аудитору свободно выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;
- Возможностью отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;
- Невозможностью аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;
- Запрещение, аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством.
1.2.Значение аудита в системе управления экономическими субъектами
Воспользуемся материалом Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и исследуем основные задачи аудита в системе управления экономическими субъектами. Обоснуем соответствующую трактовку отдельных элементов приведенного выше определения сущности аудита как элемента инфраструктуры рыночной экономики применительно к соответствующим статьям Федерального закона:
а) компетентный – термин не встречается, но косвенно подразумевается, в том числе и через систему аттестации;
б) независимый работник – аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, третьей стороны, собственников и руководителей своей аудиторской фирмы;
в) накапливает и оценивает – первый термин не встречается, а второй – встречается, но в очень широком контексте од «оценке активов и пассивов экономического субъекта»;
г) аудиторские свидетельства - данные, полученные в ходе аудиторской проверки;
д) информация, поддающаяся количественной оценке, - бухгалтерская (финансовая) отчетность, платежно-расчетная документация, налоговые декларации и другие финансовые обязательства и требования экономических субъектов (п.3);
е) специфическая хозяйственная система – экономические субъекты, т.е. предприятия, их объединения, организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность; к экономическим субъектам относятся также аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно;
ж)заключение – заключение аудитора – это документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов; в случае поручения государственных органов оно приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ;
з) мнение – этот термин не встречается;
и) степень соответствия этой информации установленным критериям – факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и соответствия финансового отчетности, влияющих на ее достоверность. А также нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц [6].
Как видим, по своей сущности отечественный аудит уже приближается к сущности аудита на Западе, хотя ни о выработке устоявшейся русской терминологии для аудита, ни о полном совадении этих понятий говорить пока не приходится: слишком рано. Значение и задачи аудита в условиях РФ, если рассматривать их в целом, еще кое в чем отличаются от аналогичных задач аудита в зарубежных системах управления хозяйствующими субъектами. Например, как подметили многие авторы, «существенным упущением определения, данного Временными правилами, является отсутствие обозначение результата проделанной аудиторской работы. Результатом аудита может быть только выражение мнения независимого аудитора о достоверности информации об объекте аудита, предоставленной организацией, в которой проводилась проверка».
Анализ сущности, значения и задач аудита показывает, что это не просто «карающий меч» в руках «новой революции», а особо сложный социально нейтральный экономический инструмент.
Современный аудит начал свое бурное развитие примерно со второй половины XIX в. вместе с бурным развитием акционерных обществах формы капитала, адекватной крупной промышленности. Сельскому хозяйству и торговле. Это случилось в силу тех объективных обстоятельств, что в новых условиях система отношений инвестора с наемной администрацией акционерных обществ претерпела существенные, коренные изменения:
· имущественная дифференциация населения, а также развитие фиктивного капитала вызвали принципиальный сдвиг в составе и в самом облике инвесторов;
· принятие хозяйственных решений, основанных на необъективной информации, нередко приводило к отрицательным экономическим последствиям и даже к банкротствам некоторых акционерных обществ;
· потребовались особые специальные знания для людей, способных высказать профессиональное суждение о достоверности их отчетности;
· произошел существенный отрыв администрации акционерных обществ от непосредственных собственников в связи с резким расширением их числа;
· объективно разделились интересы администрации компании как составителей отчетности и их инвесторов, а также других пользователей этой отчетности;
· началось становление и развитие фондового рынка в качестве современной формы движения капитала.
Все перечисленные факторы по существу имеют непосредственное отношение к современным процессам в российской экономике.
Со времен окончательного становления современного аудита (30-е годы) существовал и существует разрыв между ожиданиями клиентов и тем, как понимают свои обязанности аудиторы. Естественно, были случаи недобросовестной работы и даже подкупа. Почти всегда после крупных банкротств возникал вопрос: почему аудитор, проверявший бухгалтерскую отчетность, не предостерег своих клиентов? Но тем не менее все участники фондового рынка сходятся во мнении, что фактор неопределенности слабеет, если инвесторы будут достаточно уверенными в надежности информации о конкретных компаниях, акции которых котируются на бирже. А для этого они должны опираться на функцию засвидетельствования аудиторов. Именно поэтому ускоренное развитие аудиторская деятельность получила после кризиса, когда у инвесторов пропало доверие к существующим финансовым структурам.
Современное положение в России удивительно напоминает описанную ситуацию. С одной стороны, происходит быстрое формирование основных институтов фондового рынка, а с другой – уже имеется первый негативный опыт строительства финансовых пирамид, а также банкротств ряда финансовых институтов, использовавших преимущественно средства населения. Негативный опыт банкротств затронул интересы миллионов людей и десятков тысяч предприятий.
Таким образом, к середине 90-х годов в нашей стране уже произошел подрыв доверия вкладчиков и акционеров ко всем существующим финансовым структурам, а необходимость процессов снижения информационного риска, функции засвидетельствования аудиторов была осознана очень многими пользователями бухгалтерской отчетности. В сложившихся условиях уже можно твердо сказать, что проблема создания в России аудита как авторитетного института, пользующегося безусловным доверием со стороны как внутренних, так и внешних инвесторов, стала одной из основных на пути стабилизации экономики.
1.3.Цели и задачи аудита
Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.
Цель аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.
Целями аудита бухгалтерской отчетности, как это определено в правиле (стандарте) РФ «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.
В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:
а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта[5].
Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.
Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.
Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.
Цель проверки финансовых отчетов:
- подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности;
- контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;
- проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
- выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.
Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.
Для достижения основной цели и представления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам.
1. Общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявленным к ней, и не содержит ли противоречивой информации
2. Обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм?
3. Законченность: все ли суммы, которые должны быть включены в отчетность, действительно входят туда? В частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании?
4. Оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны?
5. Классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана?
6. Разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до или непосредственно после даты составления баланса, к тому периоду, в котором были произведены?
7. Аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге?
8. Раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно описаны в самих отчетах и приложениях к ним?
Для реализации этих целей аудитор может использовать различные способы накопления необходимой информации.
Применительно к проверке отдельных групп операций, например для аудиторской проверки товарно-материальных запасов, структура промежуточных целей и положительное (подтверждающее) мнение аудитора будут выглядеть следующим образом:
- общая приемлемость: общая сумма товарно-материальных запасов является приемлемой и в принципе соответствует реальным потребностям предприятия;
- обоснованность: все товарно-материальные запасы, отраженные в отчетности, существуют на дату составления баланса;
- законченность: все существующие товарно-материальные запасы подсчитаны и внесены в баланс; все товарно-материальные запасы являются собственностью предприятия;
- оценка: количество товарно-материальных запасов в учете совпадает с имеющимися в наличии; цены, используемые для оценки товарно-материальных запасов, правильны; период применения указанных цен является верным;
- классификация: товарно-материальные запасы правильно классифицированы как материалы, незавершенное производство и готовая продукция;
- разделение: сумма покупки и продажи товарно-материальных запасов правильно разделена между двумя периодами;
- аккуратность: общие суммы в книгах аналитического учета товарно-материальных запасов соответствуют приведенным в Главной книге;
- раскрытие: основные категории товарно-материальных запасов, методы их оценки правильно отражены в отчетности.
Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:
• проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;
• помощь в организации бухгалтерского учета;
• помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• помощь в налоговом планировании и расчете налогов;
• консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;
• экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;
• консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;
• разработка учредительных документов и др.;
• предоставление информации о будущих партнерах;
• информационное обслуживание клиентов;
• другие услуги.
1.4.Виды аудита
Основными видами аудита являются внутренний и внешний аудит.
Внутренний аудит. Его основная задача — решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Внутренний аудит — неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.
Внутренний аудит - один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.
Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от:
• содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
• объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
• сложившейся системы управления экономического субъекта;
• состояния внутреннего контроля.
Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы [6].
К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками и (или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.
Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:
• проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;
• проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее! основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
• проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний I руководства и (или) собственников;
• проверку деятельности различных звеньев управления;
• оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
• проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
• работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
• оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
• специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
• разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.
Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что оп подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.
Институтом внутренних аудиторов США (Institut of Internal Auditors) было разработано следующее определение:
Внутренний аудит — это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита — помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок.
Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству. Задачи внутреннего аудита определяются руководством, исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.
Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности.
Эти функции включают:
• проверку систем контроля, направленную на выработку политики компании в рамках законодательства;
• оценку экономичности и эффективности операций компании;
• проверку уровня достижений программных целей;
• подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.
Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.
В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.
Внутренний аудит решает следующие задачи:
1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.
2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.
3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.
4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются.
В таблице 1.1 перечислены основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.
Некоторые виды аудита называются управленческим или производственным аудитом. Основной их задачей является проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.
Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг в помощь клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.
Таблица 1.1 Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита
Факторы |
Внутренний аудит |
Внешний аудит |
Постановка задач |
Определяется руководством исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом |
Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором) |
Объект |
Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия |
Главным образом система учета и отчетности предприятия |
Цель |
Определяется руководством предприятия |
Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства |
Средства |
Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита) |
Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами |
Продолжение таблицы 1.1
Факторы |
Внутренний аудит |
Внешний аудит |
|
Вид деятельности |
Исполнительская деятельность |
Предпринимательская деятельность |
|
Организация работы |
Выполнение конкретных заданий руководства |
Определяется аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки |
|
Взаимоотношения |
Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него |
Равноправное партнерство, независимость |
|
Субъекты |
Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия |
Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства |
|
Квалификация |
Определяется по усмотрению руководства предприятия |
Регламентируется государством |
|
Оплата |
Начисление заработной платы по штатному расписанию |
Оплата предоставленных услуг по договору |
|
Ответственность |
Перед руководством за выполнение обязанностей |
Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами |
|
Методы |
Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач (например оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности. |
||
Отчетность |
Перед руководством |
Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту |
|
Достаточно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, который заключается в систематическом анализ хозяйственной деятельности организации, проводимом для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагается, что аудитор должен провести объективное обследование и сделать всесторонний анализ определенных видов деятельности [7].
Проведение аудита хозяйственной деятельности может осуществляться как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.
Аудит на соответствие требованиям заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях установления ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутреннего аудита. Если условия устанавливаются кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку они часто связаны с финансовыми отчетами компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.
Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.
Аудит финансовой отчетности и специальный аудит заключается в проверке отчетности субъекта с целью дачи заключения о правильности ее составления в соответствии с установленными критериями и общепринятыми правилами бухгалтерского учета. Этот вид аудита проводится сторонними аудиторами, нанятыми компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей — владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.
Специальный аудит направлен на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил. Обычно имеет целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов, другие цели.
Обязательный и инициативный аудит. Обязательный аудит регламентируется государством. В Российской Федерации Правительством РФ утверждены основные критерии (система показателей), деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. В табл.3. представлены критерии, экономические субъекты, показатели отчетности и нормативы обязательного аудита.
Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.
Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской фирмой впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, поскольку у аудиторов нет представления об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и т.д.
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудиторской фирмой или аудитором не в первый раз. Планирование и процесс аудита опирается на знание специфики клиента, его слабых и сильных сторон в организации бухгалтерского учета, а также на результаты длительного сотрудничества аудиторской фирмы (аудитора) с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.).
Таблица 1.2 Критерии, субъекты и показатели обязательного аудита
Критерии |
Экономические субъекты, показатели отчетности |
1. Организационно-правовая форма экономического субъекта |
Открытое акционерное общество, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала |
2. Вид деятельности экономического субъекта |
1 . Банки и другие кредитные учреждения 2. Страховые организации и общества взаимного страхования 3. Товарные и фондовые биржи 4 Инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании) 5. Внебюджетные фонды (если источники их образования — обязательные отчисления, предусмотренные законодательством РФ со стороны юридических и физических лиц) 6. Благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды (источники образования — добровольные пожертвования юридических и физических лиц) 7. Другие экономические субъекты, где обязательная аудиторская проверка предусмотрена федеральными законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ |
3. Источники формирования уставного капитала |
Если в уставном капитале есть доля иностранных инвесторов |
4. Финансовые показатели экономического субъекта |
(Кроме предприятий, находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) 1. 1.Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год если более чем в 500 000 раз превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ) 2. 2. Сумма активов баланса на конец года если более чем в 200 000 раз превышает МРОТ |
Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах повторяющегося, согласованного аудита. Такое сотрудничество обоюдовыгодно как аудиторам, так и клиенту.
Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность, как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.
К перечисленным видам аудита необходимо добавить:
• налоговый аудит;
• ценовой аудит;
• экологический аудит.
В развитии аудита выделяются следующие три стадии и, соответственно, вида аудита:
а) подтверждающий аудит. Проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности;
б) системно ориентированный аудит. Аудиторская экспертиза па основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что если система внутреннего контроля работает эффективно, то не нужно проводить детальную проверку, потому что в некоторой степени можно доверять системе внутреннего контроля в раскрытии ошибок и нарушений. Там, где контроль неэффективен, клиенту даются рекомендации, как улучшить систему;
в) аудит, в основе которого лежит риск. Сконцентрировав аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском и тем самым обеспечить более эффективную с точки зрения затрат услугу.
С точки зрения экономических субъектов аудит подразделяется на:
• общий аудит (предприятия и их объединения независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, организации, учреждения);
• банковский аудит;
• аудит страховых организаций;
• аудит бирж;
• аудит внебюджетных фондов;
• аудит инвестиционных институтов.
2. Методика аудита расчетов с персоналом по оплате труда
2.1 Планирование аудиторской проверки оплаты труда
Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ [5], другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с указанным Федеральным законом.
Необходимо отметить то обстоятельство, что аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:
§ самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
§ проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово - хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
§ получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
§ отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях: непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации; выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
§ осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
§ осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации;
§ предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
§ в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
§ обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица;
§ исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:
§ независимость;
§ честность;
§ объективность;
§ профессиональная компетентность и добросовестность;
§ конфиденциальность;
§ профессиональное поведение.
При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.
Единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности устанавливаются Правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита» [26]. Данное правило применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении конкретного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в указанном правиле (стандарте).
Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Планирование аудитором своей работы должно способствовать:
§ концентрации внимания на важных областях аудита;
§ выявлению потенциальных проблем;
§ оптимизации затрат, качественному и своевременному выполнению работы.
Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.
Аудитору необходимо составить и документально оформить план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. План аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
План аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита.
Соответственно, выделяются три основных этапа проведения аудита:
§ подготовка и планирование аудиторской проверки;
§ выполнение аудиторских процедур;
§ оформление рабочей документации, составление аудиторского заключения.
Источниками получения информации об организации для аудитора являются:
§ устав;
§ документы о регистрации;
§ документы, регламентирующие учетную политику;
§ бухгалтерская отчетность;
§ статистическая отчетность;
§ документы планирования деятельности (сметы, планы, проекты).
§ контракты, договора, соглашения;
§ внутренние отчеты аудиторов, консультантов;
§ материалы налоговых проверок;
§ материалы судебных и арбитражных исков (если таковые имеются);
§ информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных складов.
В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:
§ реальные трудозатраты;
§ расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущем расчетом;
§ уровень существенности;
§ проведенные оценки рисков аудита.
Прежде чем приступить к проверке расчетов по оплате труда, аудитор составляет перечень тестов проверки операций по оплате труда и получает от работников бухгалтерии ответы, которые позволяют выявить состояние внутреннего контроля и учета и определить, какие тесты необходимо включить в программу проверки операций по оплате труда.
Полученные данные используются аудитором для составления аудиторской программы проверки расчетов по оплате труда.
Программа аудита представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы.
Программа документально оформляется, т.е. обозначается номер или код каждой проводимой аудиторской процедуры. Аудиторская программа может составляться в виде программы тестов контроля (содержит процедуры для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия) и в виде программы проверки оборотов и остатков на бухгалтерских счетах (содержит процедуры сбора информации об оборотах и остатках на счетах).
Рабочие документы по аудиторской проверке организации формировались с учетом особенностей поставленной задачи. В плане и программе проверки, разработанными для данной организации были учтены следующие факторы:
§ предприятие является малым по своему статусу и экономическим параметрам;
§ объект проверки узконаправленный;
§ организация использует компьютерный учет и бухгалтерскую программу 1С.
План и программа проверки были разработаны на основании заключенного договора, в котором отражены задачи и цели аудита. В ходе проведения проверки были использованы следующие рабочие документы:
§ составленный в удобной форме перечень нормативных документов, необходимый для проведения проверки и позволяющий оперативно найти ответ на возникший вопрос;
§ составленный в расширенной форме перечень ответов аудитора по тематике проведения проверки;
§ использованы учредительные документы организации, первичные документы бухгалтерского учета, при отсутствии возможности пользоваться первичными документами использовались ксерокопии.
2.2 Проверка соблюдения норм трудового законодательства
В условиях рыночного хозяйствования, в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.
Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.).
Заработная плата – это выраженная в денежной форме стоимость рабочей силы за соответствующее количество и качество труда, включенная в себестоимость продукции.
Основной функцией заработной платы является воспроизводство рабочей силы. У каждого работника есть свой интерес, стимул или побудительный мотив к труду. Для того, чтобы работник трудился добросовестно и качественно необходимо применять совокупность различных способов приведения в действие его интересов, то есть осуществлять стимулирование.
Установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей регулируется в нашей стране трудовым законодательством, основными задачами которого являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
§ организации труда и управлению трудом;
§ трудоустройству у данного работодателя;
§ профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
§ социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
§ участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
§ материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
§ надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
§ разрешению трудовых споров.
В процессе аудита соблюдения трудового законодательства по оплате труда используются различные методы проверки:
§ выборочный;
§ хронометражные наблюдения, позволяющие проверить обоснованность действующих норм;
§ контрольные замеры объемов выполненных работ;
§ экспериментальные пробы различных форм оплаты труда.
В силу незначительной численности работников предприятия, а также высокого риска средств контроля (принят 100%) проводится сплошная проверка указанных документов.
Основным нормативным документом по регулированию трудовых отношений работников является Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 01.01.2005 г. [3].
Аудит соблюдения трудового законодательства также базируется на Гражданском кодексе Российской Федерации [1], соответствующих инструкциях, постановлениях правительства Российской Федерации и местного руководства.
Аудитору необходимо проверить:
§ соблюдение актов трудового законодательства;
§ оформление сотрудников при приеме и увольнении;
§ учет рабочего времени;
§ построение системы оплаты труда;
§ выполнение внутреннего трудового распорядка и состояние трудовой дисциплины в организации.
Для проведения более эффективной проверки правильности соблюдения трудового законодательства используется рабочая таблица (таблица 2.1)
Таблица 2.1 Аудиторская проверка трудового законодательства
Перечень процедур |
Источники информации |
Заключение |
1. Проверка правильности приема на работу, увольнения сотрудников |
Приказы, контракты, трудовые соглашения, личные карточки |
Нарушений нет |
2. Проверка правильности соблюдения численности работников, утвержденной руководителем |
Табель учета рабочего времени, штатное расписание |
Нарушений нет |
3. Проверка обеспеченности кадрами необходимой квалификации и подготовка |
Приказы о приеме, увольнении, отчеты о подготовке и повышении квалификации работников |
Работники бухгалтерии ежегодно обучаются на семинарах |
4. Проверка правильности учета рабочего времени, соблюдения режима работы |
Табель учета использования рабочего времени |
Нарушений нет |
5. Проверка соблюдения графиков отпусков |
График отпусков |
Нарушений нет |
6. Проверка выполнения внутреннего трудового распорядка, состояния трудовой дисциплины |
Коллективный договор, положение об оплате труда, правила внутреннего распорядка |
Нарушений нет |
При приеме на работу штатных работников издается приказ, в котором определен оклад и испытательный срок (2 месяца). С внештатными работниками заключается трудовое соглашение на выполнение конкретной работы с установлением фиксированной оплаты труда. По окончании выполнения работы составляется акт о выполненных работах.
2.3 Аудит начислений и удержаний из заработной платы
Основные принципы и порядок организации учета оплаты труда регулируются Федеральным законом о бухгалтерском учете № 129-ФЗ [11], согласно которому все хозяйственные операции, в том числе и учет заработной платы, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты [12]:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Согласно ст. 255 «Расходы на оплату труда» Налогового кодекса РФ [2] к расходам предприятия на оплату труда относятся:
1) Суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда;
2) Начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;
3) Начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) Стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательство Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам организации в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг);
5) Стоимость выдаваемых работникам бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам);
6) Сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;
7) Расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением осмотров или исполнением работниками государственных обязанностей;
8) Денежные компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника;
9) Начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации;
10) Единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
11) Надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) Надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
13) Расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам организации;
14) Расходы на оплату за время вынужденного прогула или время выполнения ниже оплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
15) Расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации;
16) Суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации;
17) Суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям;
18) Суммы, начисленные для работы в организации согласно специальным договорам на предоставление рабочей силы с государственными организациями, как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям
19) Начисления по основному месту работы рабочим, руководителям или специалистам организаций во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
20) Расходы на оплату труда работников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови;
21) Расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенными с индивидуальными предпринимателями;
22) Доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
23) Другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
Выдача заработной платы производится по платежным ведомостям в установленные на предприятии дни месяца. Основанием для выдачи является наличие приказа в кассу для оплаты указанной суммы.
Подписывают приказ руководитель предприятия и главный бухгалтер. Заработная плата выдается в течение трех дней, считая день получения денег в банке. По истечении трех дней кассир построчно проверяет и суммирует выданную заработную плату, а против фамилий лиц, не получивших ее, в графе "Расписка в получении" проставляет штамп или пишет от руки "Депонировано". Бухгалтер выписывает расходный ордер на выданную сумму заработной платы. Расходный кассовый ордер передается кассиру для регистрации в кассовой книге.
Своевременно не полученную рабочими и служащими заработную плату предприятие хранит в течение 3-х лет и учитывает ее в составе счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Депонированная заработная плата" [14, с. 90].
Бухгалтерия предприятия производит не только начисления заработной платы, но и удержания и вычеты из нее. При этом заполняется налоговая карточка по учету доходов и подоходного налога для представления в налоговые органы.
Из начисленной заработной платы работников производятся следующие удержания:
· налог на доходы физических лиц;
· по исполнительным документам в пользу других предприятий и лиц;
· для возмещения материального ущерба, причиненного предприятию;
· за товары, купленные в кредит;
· по полученным займам;
· профвзносы;
· для погашения задолженности по выданным авансам, излишне плаченным суммам, а также подотчетным суммам, не оформленным своевременно;
· для уплаты административных и судебных штрафов;
· по письменным поручениям о переводе страховых взносов по договорам личного страхования и др.
Учет операций по расчетам с персоналом по оплате труда ведется в журнале- ордере № 5 «Свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям» [12]. <SPAN style="mso-spacerun: yes">
Учет расчетов по оплате труда определен Новым планом счетов, которым установлен для этой цели счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» [14, с. 84].
Основная заработная плата согласно действующему трудовому законодательству не должна выплачиваться работникам реже, чем два раза в месяц.
Дополнительная заработная плата начисляется на основании документов, подтверждающее право работника на оплату за неотработанное время. К таким выплатам относятся:
§ оплата основного, дополнительного или учебного отпуска;
§ компенсация за неиспользованный отпуск;
§ выплаты выходного пособия при увольнении;
§ выплаты при направлении работника на курсы повышения квалификации;
§ оплата времени выполнения государственных обязанностей;
§ прочие выплаты согласно действующему законодательству.
Все перечисленные выплаты рассчитываются на основе среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» от 11.04.2003 №213 [9]. Во всех случаях средний заработок на день его выплаты не может быть менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В целях усиления материальной заинтересованности работников в организации вводится положение о премировании.
Премирование рабочих производится по результатам работы за квартал. Рабочие совершившие прогулы лишаются премии полностью. Начисленные премии рабочим выплачиваются, не зависимо от состояния расходования фонда заработной платы в целом по подразделению.
Премию выплачивают в одинаковом размере в процентах к тарифным ставкам за фактически отработанное время.
Среди документов, подлежащих проверке, выделяют:
§ первичные документы;
§ регистры синтетического и аналитического учета;
§ отчетность.
В начале проверки следует обратить внимание на документальное оформление трудовых отношений с работниками организации. Взаимоотношения между работником и организацией регулируются двумя основными нормативными актами: Гражданским кодексом Российской Федерации [1] и Трудовым кодексом Российской Федерации [3].
В рамках этих документов трудовые отношения могут быть оформлены одним из трех основных способов:
§ трудовым договором (контрактом);
§ коллективным договором;
§ договором гражданско-правового характера.
Трудовой договор (контракт) - соглашение между трудящимся и работодателем, по которому одна сторона обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему распорядку, а другая - выплачивать заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными договорами организации и соглашением сторон. Трудовым договором не могут устанавливаться условия, противоречащие Трудовому кодексу.
Трудовые отношения с совместителями также оформляются трудовым соглашением. При этом общая продолжительность рабочего времени в месяц не может превышать половины месячной нормы, предусмотренной для соответствующих категорий работников. В процессе проверки необходимо удостовериться по табелю учета рабочего времени в том, что данная норма соблюдается.
Коллективный договор и другие локальные нормативные акты регулируют трудовые отношения наравне с трудовым соглашением (контрактом). К локальным нормативным актам относятся Положение о системе оплаты труда, Положение о премировании и другие, в которых фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию организации.
Договор гражданско-правового характера заключается с физическими лицами, которые могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей без образования юридического лица. При проверке необходимо выявить суть договора, с тем, чтобы отличить трудовой договор от договора гражданско-правового характера, что важно при начислении страховых взносов. Если трудовой договор заключается на выполнение обязанностей по конкретной должности и в рамках конкретной специальности, то предметом договоров гражданско-правового характера являются определенный результат труда, выполнение фиксированного задания, совершение некоторого действия, которые должны быть четко отражены договором. При этом физическое лицо, заключившее трудовой договор, подпадает под действие трудового законодательства, предоставляющего ему те или иные социальные гарантии, а по договорам гражданско-правового характера эти льготы не предоставляются.
При проверке необходимо обратить внимание на наличие трудовых договоров, подписанных сторонами и заверенных печатью организации, а также первичных документов, которыми должны оформляться прием на работу (форма N Т-1), перевод работника из одного структурного подразделения в другое (форма N Т-5), предоставление работнику отпуска (форма N Т-6), увольнение с работы (форма N Т-8). На каждого работника заполняется Личная карточка (форма N Т-2).
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ все хозяйственные операции должны отражаться в учете на основании документов, составленных по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации [8]. В данное время действуют формы, утвержденные постановлением Госкомстата России "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", которые обязательны для применения юридическими лицами всех форм собственности [12]. Организации при необходимости могут вносить в данные формы, детализирующие и уточняющие изменения, а также дополняющие реквизиты, но основные реквизиты форм должны быть сохранены без изменений. Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается. Налоговые органы вправе налагать административные штрафы на должностных лиц за указанное нарушение.
При проверке документального оформления договоров гражданско-правового характера аудитор должен выборочно проверить наличие договоров, заполненных с соблюдением всех реквизитов, заверенных печатями и подписями сторон, а также смет, доверенностей и актов выполненных работ. Следует иметь в виду, что если договор с предпринимателем на выполнение работ, требующих лицензии (договор перевозки, договор на оказание аудиторских услуг), заключен при ее отсутствии, то он может быть признан ничтожным.
3.АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ ООО «Чистый мир»
ООО «Чистый мир» создано в апреле 2000 г. Основным видом деятельности является оптовая торговля товарами бытовой химии. Предприятие является малым среднесписочная численность составляет 15 человек.
На предприятие применяется окладная форма оплаты труда. Оклады работников установлены штатным расписание.
Всем работникам начисляется дополнительно к окладу 20% районный коэффициент и в зависимости от стажа работы от 0 до 30 % за стаж работы в районах Дальнего Востока.
Проверка носит комплексной характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов, как по физическим лицам, так и в целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда (ФОТ) и выплат социального характера.
Источниками информации являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, разработанные НИПИ статинформом Госкомстата России. Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности.
Так, по учету личного состава ООО «Чистый мир» используются следующие формы: приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. № Т-1), личная карточка (ф. № Т-2), приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. № Т-5), приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6), приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. № Т-8).
По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12), расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49), расчетная ведомость (ф. № Т-53), лицевой счет (ф. № Т-54).
К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить, относятся следующие:
• соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;
• учет и начисление повременных и прочих видов оплат;
• расчеты удержаний из заработной платы физических лиц;
• аналитический учет по работающим (по видам начислении и удержаний);
• сводные расчеты по заработной плате;
• расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ;
• расчеты по депонированной заработной плате.
Представленные комплексы задач охватывают типовые учетные задачи, а также общие принципы организации расчетов по соблюдению трудового обязательства.
Прежде всего, целесообразно проконтролировать, как осуществляется на предприятии соблюдение трудового законодательства. В этой связи аудитор может проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и увольнении, учет рабочего времени сотрудников, построение системы оплаты труда и др.
Правильность оформления работников (прием на работу и увольнение) проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям. Из применяемых систем оплаты труда используются повременная системы, что отмечено в соответствующих документах работников предприятия. При повышенной оплате труда необходимо проверить правильность применения доплат. Так заработная плата начисляется согласно штатному расписанию и количеству отработанных в месяце дней. В случае замещения доплаты и их размер устанавливаются приказом генерального директора.
Учет рабочего времени, соблюдения установленного режима работы и начисления заработной платы работающих, состоящих на повременной оплате труда, организуется в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12). По этому документу можно проверить все необходимые данные по каждому работающему (дни отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др.).
Для проверки применяется метод сбора аудиторских доказательств по сопоставлению соответствующих документов (личных карточек, табелей учета рабочего времени) с приказами и распоряжениями.
Проверка расчетов удержаний из заработной платы с физических лиц. К основным видам удержаний относятся: налог на доходы физических лиц, удержания по исполнительным листам, прочие удержания (за брак, за товары, купленные в кредит, и др.). Вначале необходимо проверить справочные данные (льготы по НДФЛ, размер удержаний по исполнительным листам и др.), затем установить соответствие алгоритма законодательным документам и, наконец, проверить сами выполненные расчеты.
При проверке правильности исчисления налога на доходы физических лиц аудитор руководствуется Налоговым кодексом РФ. Необходимо уточнить величину льгот, статус работника (штатный или совместитель), величину налогооблагаемой базы, проверить правильность расчета налога на доходы физических лиц.
В ходе проверки правильности исчисления и уплаты НДФЛ ООО «Чистый мир» нарушений выявлено не было. Налог правильно рассчитывается и своевременно (в день снятия средств с расчетного счета на выплату заработной платы) перечисляется в бюджет.
Удержания по исполнительным листам проверяют, пользуясь соответствующей формулой расчета. Расчет удержаний по исполнительному листу (на детей) выполняют по формуле:
(Снач – Сп.н.) х N
Суд =
100
где Суд — сумма удержаний на содержание детей,
Снач — общая сумма начислений по работающему за месяц,
Сп.н — сумма подоходного налога, удержанного с начисленной за месяц суммы,
N — процент удержаний.
Проведем проверку правильности начисления заработной платы бухгалтера – экономиста ООО «Чистый мир» Васильевой Веры Ивановны. Оклад работника, утвержденный приказом руководителя в штатном расписании составляет 5000-00 рублей. Стажа до поступления на работу в ООО «Чистый мир» работник не имел, поэтому ей начисляется дополнительно только 20% - районный коэффициент. Расчетный период отработан полностью, таким образом, за октябрь месяц начислено 5000,00+20%=6000,00 рублей.
В учете это отражено: Дт 44.1 Кт 70-6000,00
К декабрю 2005 года совокупный годовой доход работника превысил 20000,00 рублей, поэтому стандартный налоговый вычет в размере 400,00 рублей не предоставляется и налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц составляет 6000,00 рублей. Ставка налога –13%, таким образом, сумма налога составит 6000,00*13%= 780,00 рублей.
Сумма к выплате составляет 6000,00-780,00=5220,00 рублей.
Удержание НДФЛ отражается в учете : Дт 70 Кт 68 –780,00
Перечисление НдФЛ Дт 68 Кт 51-780,00
Снятие денежных средств на выплату заработной платы:
Дт 50 Кт 51-5220,00
Выплата заработной платы: Дт 70 Кт 50-5220,00.
Все операции по начислению и выплате заработной платы оформляются унифицированными первичными учетными документами. А расчет заработной платы и синтетический учет осуществляется с применением программы 1С: Предприятие. В приложении приведены документы, сформированные вышеуказанной программой.
При выдаче заработной платы выписывается один на всех работников расходный кассовый ордер, а заработная плата выдается по платежной ведомости, в которой работники расписываются, кроме этого каждому работнику на руки выдается расчетный листок с указанием суммы начислений, удержанного НДФЛ и суммы к выплате.
В установленном порядке на предприятии ведется учет исчисленного и удержанного НДФЛ в налоговых карточках, формы НДФЛ-1, открытых на каждого работника.
Таким образом, в целом можно сделать вывод о надлежащей постановке бухгалтерского учета на предприятии, соблюдаются требования законодательства, надлежащим образом оформляются первичные учетные документы, правильно, в соответствии с утвержденными на предприятии приказами производится начисление заработной платы, удержания из заработной платы также полностью соответствуют требованиям законодательства.
Заключение
При написании работы ставилась цель исследовать теоретические аспекты аудита расчетов с персоналом по оплате труда. В работе рассмотрена сущность, цели и задачи аудита расчетов по оплате труда, а также его методика. С учетом изложенного в работе можно сделать определенные выводы.
1) Основная задача аудита расчетов по оплате труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.
2) Задачами аудитора при проверке оплаты труда являются:
- проверка наличия и соответствие законодательству первичных документов по учету рабочего времени, объема выполненных работ, услуг, выпущенной продукции;
- соответствие показателей аналитического учета по счету 70 с записями в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и туже дату.
Было установлено, что аудит расчетов по оплате труда включает в себя следующие процедуры:
¨ получение расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам оплаты труда;
¨ подтверждение обоснованности начисления и выплаты заработной платы первичными документами;
¨ проверка полноты и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов по оплате труда;
¨ проверка порядка учета и формирования совокупного дохода физических лиц, подлежащего обложению налогом на доход физических лиц, включения в него всех установленных законом выплат.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ
2. Налоговый кодекс РФ с изменениями от 7 июля 2003 г.
3. Трудовой кодекс с изменениями от 25 июля 2004 г.
4. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изменениями от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г.).
5. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. №119-ФЗ (в ред. от 14.12.01 №164-ФЗ)
6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23 сентября 2002 г. №696
7. Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утв. постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6) (извлечение) (с изм. и доп. на 15 апреля 1992 г.).
8. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (с изменениями на 24 марта 2000 г.).
9. Постановление Правительства РФ «Положение об особенностях мсчисления средней заработной платы от 11 апреля 2003 г. №213
10.Приказ Минфина РФ «О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» от 28.06.2000 г. №60н
11.Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями на 28 мая 2003 г.).
12.Постановление Госкомстата РФ от 6 апреля 2001 г. N 26 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
13.Указ Президента РФ 15 марта 2000 г. N 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности».
14.Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" с изменениями от 7 мая 2003 г. №38н
15.Постановление Минтруда от 17 мая 2000 г. № 38 «О порядке исчисления среднего заработка в 2000 –2001 годах».