СОДЕРЖАНИЕ

1.Цели и задачи управления финансами организаций. 3

2.Организация финансовой работы в организации. 10

3.Пути повышения эффективности финансовой работы в организации. 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 18

         

1.Цели и задачи управления финансами организаций.

Финансы пред­приятия представляют собой систему денежных отноше­ний, выражающих формирование и использование денежных фондов в процес­се кругооборота ресурсов предприятия, формирование его денежных дохо­дов и накоплений.

Финансы предприятий обеспечивают кругооборот основного и оборот­ного капитала, взаимоотношения с государственными органами, налоговой системой, бюджетами, банками и другими кредитными учреждениями, стра­ховыми компаниями и так далее.

Любое предприятие является элементом экономической системы и вступает в определенные взаимоотношения с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами. В процессе формирования и использования финансовых ресурсов у предприятия возникают финансовые отношения с другими субъектами рынка. Именно эти отношения и составляют сущность финансов предприятия. Таким образом, финансы предприятия собой денежные отношения, возникающие в процессе, его производственно-хозяйственной деятельности и связанные с формированием и распределением его финансовых ресурсов.

Организация финансовых потоков и управление ими зависят от многих факторов,  в том числе: тип бизнеса, размер предприятия, его организационная структура управления и др. Роль и принципы организации финансовых потоков, объемы  мобилизуемых при этом ресурсов, степень защищенности интересов кредиторов резко различаются в коммерческой и благотворительной органи­зациях,  в финансовой и строительной  компаниях.  Действующим законодательством в России предусмотрено создание различных типов хозяйствующих субъектов, организационно-правовая форма которых накладывается  определенный отпечаток на принципы управления финансами.    

Основная цель коммерческой организации – извлечение прибы­ли с последующим распределением ее среди участников. Некоммерческие организации создаются ради достижения конкретной цели и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для ее достижения. При этом если организация все же ве­дет предпринимательскую деятельность, то полученная прибыль не распределяется между участниками, а используется, как пра­вило, для достижения социальных и иных общественно-полезных целей.

Хозяйственные товарищества. К ним относятся полные товарищества и товарищества на вере или коммандитные товарищества. Хозяйственные общества, которые включают акционерные общества и общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, формирование уставного

капитала этих коммерческих организаций производится за счет взносов участников или учре­дителей, каждый из которых имеет определенную долю.  

Полное товарищество действует на основании договора между индивидуальными предпринимателями и/или коммерческими организациями. Особенностью договора является признание солидарной субсидиарной ответственности по обязательствам всем принадлежащим участникам товарищества имуществом независимо от вклада в уставный капитал.

Следующая организационно-правовая форма хозяйствования -товарищество на вере или коммандитное товарищество создается также на основании договора между индивидуальными предпринимателями и/или коммерческими организациями. В него могут входить один или несколько участников, занимающихся от имени товарищества предпринимательской деятельностью и несущих ответственность по обязательствам всем своим имуществом, являющихся полными товарищами, а также участники, которые несут ответственность в пределах сумм, внесенных ими вкладов, являющиеся коммандитистами или вкладчиками. Вкладчиками могут быть любые юридические или физические лица.[1, с.72]

Одной из наиболее распространенных организационно-правовых форм коммерческих организаций являются общества с ограниченной ответствен­ностью. Это объединения юридических и физических лиц для совместной предпринимательской деятельности. Имущество общества с ограниченной ответственностью состоит из вкладов участников, полученных доходов и других законных источников. Если участниками общества являются юридические лица, они сохраняют права юридического лица и полную самостоятельность. Уставный капитал общества подлежит регистрации в финансовых органах.

Наиболее сложной организационно-правовой формой коммерческих организаций являются акционерные общества открытого и закрытого типов. Как правило, акционерное общество (АО) объединяет широкий круг юридических и физических лиц. Имущество акционерного общества формируется за счет продажи акций в форме открытой либо закрытой подписки, полученных доходов и иных источников.

Уставный капитал акционерных обществ формируется за счет взносов, оформленных в виде определенного количества акций равной номинальной стоимости, АО выпускают обыкновенные и привилегированные (не более 25% уставного капитала) акции, имеющие разную номинальную стоимость и дающие их держателям разные права.

Различия между открытыми и закрытыми акционерными обществами касаются главным образом выпуска и обращения акций.

Открытое акционерное общество имеет потенциально неограниченные возможности в привлечении капитала, увеличении числа акционеров, количестве и сумме эмиссии, осуществляемых в форме открытой подписки. Закрытая подписка имеет место при учреждении акционерного общества, в дальнейшем проводятся открытые подписки.

Закрытое акционерное общество относительно меньше по составу участников, величине уставного капитала, имеет ограничения по порядку организации эмиссионного процесса. Подписка на акции - только закрытая, что означает определенный, ограниченный круг акционеров. При учреждении АО чаще всего используют договор о совместной деятельности. В нем учредители распределяют права и обязанности по созданию общества, определяют размер уставного капитала, устанавливают категории акций, предлагаемых к эмиссии и порядок их размещения и т.д.

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации и объединения, различные фонды, учреждения, а также объединения юридических лиц. Взносы участников в некоммерческие организации являются добровольными.

Управление финансами предприятия - это последовательная деятельность его работников по организации и управлению фи­нансовыми отношениями, денежными фондами и денежными потоками.

Финансовый механизм предприятий должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансами своих функций и их взаимодействию. Прежде всего, с помощью механизма управления финансами предприятий достигается обеспеченность их необходимыми денежными средствами.[2, с.302]

Управление финансами предприятия предполагает решение следующих, проблем, являющихся, по существу, целями финансовой стратегии:

·        ликвидность и платежеспособность предприятия;

·        прибыльность и рентабельность его деятельности;

·        материальная обеспеченность работников и собственников, а в условиях социально ориентированной экономики - и соци­альная обеспеченность.

Реализация первой цели предполагает, прежде всего, оптимиза­цию имущества предприятия, его внеоборотных и оборотных активов, а также тех денежных источников и средств, за счет кото­рых сформировано это имущество. Это предполагает обеспечение предприятия необходимыми денежными средствами с точки зре­ния как их количества, Т.е. удовлетворения потребности, так и оптимизации источников денежных средств.

Реализация второй цели, Т.е. достижение оптимального финан­сового результата, - прибыльности и рентабельности, предполага­ет рациональное и эффективное использование денежных средств.

В рамках данных целей в процессе управления финансов решаются следующие задачи:

·        анализ финансово-экономического состояния предприятия;

·         анализ существующей и прогнозируемой цены капитала предприятия (определяет минимальную рентабельность деятельности предприятия, покрывающую затраты на привлеченный капитал);

·         анализ ассортимента выпускаемой продукции с целью определения наиболее выгодных видов продукции;

·        разработка ценовой политики;

·        разработка учетной и налоговой политики;

·        разработка кредитной политики предприятия;

·        управление оборотными средствами, кредиторской и деби­торской задолженностью;

·        управление издержками, включая выбор амортизационной политики;

·        выбор дивидендной политики.

Как хозяйствующий субъект предприятие взаимодействует с другими предприятиями-поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, участвует в союзах и ассоциациях, в качестве учредителя вносит долю в формирование уставного капитала, вступает во взаимоотношения с банками, бюджетом, внебюджетными фондами и пр. Однако финансовые отношения возникают только тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия, его доходов, привлечение заемных источников финансирования хозяйственной деятельности, распределение доходов, образующихся в результате этой деятельности.

Выручка - это источник возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных фондов и финансовых резервов предприятия. В результате использования выручки из нее выделяются качественно разные составные части созданной стоимости. Это связано с необходимостью формирования амортизационного фонда, обязательным условием образования которого является продажа произведенных товаров потребителю и поступление выручки.

В целях эффективного управления финансами организации, организуется учет расходов по статьям затрат, перечень которых устанавливается предприятием самостоятельно. Кроме того, затраты включаются в себестоимость продукции, работ, услуг.

Себестоимость – это стоимостная оценка используемых в процессе производства, производственных ресурсов, сырья, материалов, топлива, основных фондов.  Величина используемых ресурсов обусловлена технологией и организацией производства.[3, с.51]

Конечный результат деятельности любой организации является получение прибыли.

Прибыль – это превышение доходов над расходами. Это разница между доходами и расходами предприятия, в виде материальных потоков (по начислению). Доходы и расходы определяются методом начисления. Отсюда возникает много парадоксов прибыли.

Прибыль – это разница между выручкой и затратами. Основным показателем прибыли в РФ является валовая прибыль (раньше ее называли балансовой прибылью). В нее включается:[5, с.250]

·        прибыль от РПРУ (разница между выручкой от РПРУ и полной себестоимостью продукции);

·        прибыль от реализации основных фондов и другого имущества (разница между выручкой от реализации и остаточной стоимостью имущества, скорректированной на индекс инфляции);

·        прибыль от внереализационных операций (разница между внереализационными доходами и расходами).

Безусловно, предприятие решает много задач по управлению финансами. Все они взаимосвязаны. Максимизация стоимости предприятия способствует росту прибыли, экономическому раз­витию предприятия, завоеванию им рынков.

Стратегическими целями предприятия в области финансов являются обеспечение его ликвидности и рентабельности. При этом если обеспечение ликвидности является обязательным усло­вием экономического развития предприятия, тогда как вторая стратегическая цель - обеспечение рентабельности - может соче­таться с такими целями, как завоевание рынка или просто выжи­вание предприятия.

2.Организация финансовой работы в организации

Организация управления финансами на конкретных предприятиях и в организациях зависит от форм собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, характера производимой продукции (оказываемых работ, услуг), размеров (масштабов) бизнеса и др.

Финансовая служба организации может быть представлена  финансовым управлением – на крупных предприятиях, финансовым отделом – на средних предприятиях либо только финансовым директором или главным бухгалтером, который занимается не только вопросами бухгалтерского учета, но и формированием финансовой стратегии на небольших организациях.

Процесс управления денежным оборотом в значительной мере состоит в прогнозировании на длительную перспективу движения денежных средств и оценке его влияния на финансовое состояние предприятия. Управлять денежным оборотом – значит на основе анализа всех сторон денежного оборота предприятия, кругооборота всего капитала, движения финансовых ресурсов, состояния финансовых отношений предприятия с другими участниками экономического процесса, верно, рассчитать объем и интенсивность потоков денежных средств на ближайшее время и перспективу.

Воздействие на объект управления осуществляется с помощью многочисленных методов и приемов.

Основную группу составляют методы, посредством которых государство централизованно проводит управление экономикой. Эти методы носят общеэкономический характер, к ним относятся следующие системы: налогообложения, кредитования, амортизационных отчислений, кассовых и расчетных операций, страхования и др.

На крупных предприятиях структура финансовой службы довольно сложная. В наиболее общем виде в ней выделяют два подразделения: планово-аналитическое и учетно-контрольное. Первое отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации и финансовых потоков; второе – за учет, финансовый контроль и информационное обеспечение различных лиц, заинтересованных в деятельности предприятия.

Для работы в финансовой службе крупной организации привлекаются как финансовые менеджеры широкого профиля (для общего руководства финансовой деятельностью), так и функциональные финансовые менеджеры (для осуществления специализированных функций управления в одной из сфер финансовой деятельности, например: менеджер по управлению инвестициями, антикризисный менеджер, риск-менеджер и т.п.).

В крупных организациях структура финансовой службы может быть представлена финансовым департаментом со следующими структурными подразделениям: бухгалтерией, аналитическим отделом, отделом финансового планирования, отделом оперативного управления, инвестиционным отделом.

При такой организации финансовой службы каждый отдел выполняет определенные функции, а общее руководство финансовым менеджментом осуществляет финансовый директор, который не только определяет политику и общее направление развития организации в области финансов, но и обеспечивает соблюдение законодательства, регулирующего финансовую деятельность организации, разрабатывает принципы, методологию и формы управления финансами организации, обеспечивает общее руководство финансовым планированием, занимаемся подготовкой аналитических отчетов руководству предприятия для принятия стратегических решений в области финансов и др.

В этой связи в обязанности финансовых служб предприятий входят:

·        обеспечение всех видов деятельности необходимыми денеж­ными средствами;

·        мобилизация денежных средств для производственного и со­циального развития, обеспечения роста прибыли, повышения рен­табельности;

·        выполнение финансовых обязательств перед бюджетом, бан­ками, поставщиками, по выплате заработной платы и других обя­зательств, вытекающих из финансового плана;

·        организация безналичных расчетов: выписка платежных до­кументов и оплата поступивших;

·        организация внутрикорпоративных финансовых отношений;

·         разработка и реализация финансового, кредитного и кассового планов и соответствующих бюджетов;

·        содействие наиболее эффективному использованию имуще­ства и инвестиций;

·        получение и погашение кредитов и займов;

·        выплата заработной платы, средств из фонда потребления, дивидендов и др.;

·        организация долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, предпринимательская деятельность;

·        аналитическая работа на предприятии: финансовый, маржи­нальный и другие виды анализа;

·        контроль за правильным использованием денежных средств предприятия;

организация налогового учета, перечисление налогов в бюд­жеты.

Распределив эти функции между отделами, это будет выглядеть следующим образом.

Финансовая бухгалтерия занимается ведением бухгалтерского учета и формированием публичной финансовой отчетности в соответствии с установленными стандартами и требованиями.

Аналитический отдел занимается анализом и оценкой финансового состояний организации, выявляет резервы повышения эффективности производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и разрабатывает мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия. В его задачи может входить также прогнозирование финансовых показателей исходя из конъюнктуры рынка, деятельности предприятий-конкурентов и контрагентов и др.

Отдел финансового планирования осуществляет планирование финансовой деятельности организации на предстоящий период, разрабатывает финансовую стратегию финансирования организации, составляет отчеты о выполнении планов. Финансовой деятельности организации, осуществляет налоговое планирование и др.

Отдел оперативного управления производит сбор накладных, счетов, отслеживает их оплату, а также своевременности и полноту получения причитающихся организации средств от предприятий-контрагентов, страховых организаций и т.п., осуществляет контроль за полной и своевременностью уплаты налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды, обеспечивает взаимоотношения с банками по расчетно-кассовому обслуживанию, участвует в решении споров между контрагентами предприятия, государством по уплате штрафов, неустоек, начисления пени и других мер экономического воздействия на организацию, вытекающих из условий договоров и законодательства, регулирующего деятельность хозяйствующих субъектов.

Отдел по работе с инвестициями занимается разработкой общей инвестиционной политики организации, осуществляет анализ и отбор инвестиционных предложений, проводит анализ эффективности инвестиционных проектов, организует разработку инвестиционных и инновационных проектов, готовит предложения об эмиссии ценных бумаг, о покупке ценных бумаг других эмитентов, осуществляет управление инвестиционным портфелем организации, принимает участие в работе валютных и фондовых бирж с целью обеспечения нужд организации в рублевых и валютных средствах и др.

Особенно хотелось бы выделить в успешной организации финансовой работы в организации разработку системы финансового планирования.

Система финансового планирования на предприятии включает:[7,с.240]

1) систему бюджетного планирования деятельности структурных подразделений;

2) систему сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия.

В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов, объединяющая следующие функциональные бюджеты, охватывающие базу финансовых расчетов предприятия:

·        бюджет фонда оплаты труда, на основании которого прогнозируются платежи во внебюджетные фонды и некоторые налоговые отчисления;

·        бюджет материальных затрат, составляемый на основании норм расхода сырья, комплектующих, материалов и объема производ­ственной программы структурных подразделений;

·        бюджет потребления энергии;

·       бюджет амортизации, включающий направления использо­вания ее на капитальный ремонт, текущий ремонт и реновацию;

·       бюджет прочих расходов (командировочных, транспортных и т.п.);

·        бюджет погашения кредитов и займов, разрабатываемый на, сновании плана-графика платежей;

·        налоговый бюджет, включающий все налоги и обязательные платежи в бюджет, а также во внебюджетные фонды. Данный бюджет планируется в целом по предприятию.

Разработка бюджетов структурных подразделений и служб ос­нована на принципе декомпозиции, заключающемся в том, что бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня. Сводные бюджеты по каждому структурному под­разделению разрабатываются, как правило, ежемесячно. В целях равномерного обеспечения предприятия и его подразделений обо­ротными средствами в них указываются ежедневные плановые и фактические затраты, а также в целом на месяц.

Составной частью финансового планирования является опре­деление центров ответственности -  центров затрат и центров доходов. Подразделения, в которых измерение выхода продук­ции затруднено или которые работают на внутренних потребите­лей, целесообразно преобразовывать в центры затрат (расходов). Подразделения, выпускающие продукцию, идущую конечному потребителю, преобразуются в центры прибыли, или центры до­ходов.

3.Пути повышения эффективности финансовой работы в организации

Важнейшие пути укрепления фи­нансов и задачи финансовых служб предприятий следующие:

·        разработка стратегической финансовой политики и путей ее реализации;

·        системный и непрерывный финансовый анализ, постоянная оценка финансового состояния предприятия, определение на этой основе тактики реализации стратегических целей с учетом суще­ствующей ситуации;

·        разработка и реализация финансового, кредитного и кассового планов, плана финансового оздоровления (при необходимо­сти), планирование денежных потоков, разработка других планов; использование бюджетирования в годовом планировании;

·        обеспечение ликвидности предприятия за счет комплекса со­ответствующих мероприятий;.

·        оптимизация источников оборотных средств и структуры капитала предприятия в целом с учетом использования величины финансового рычага (заемных средств) и стоимости капитала на основе его средневзвешенной цены;

·        управление финансовым циклом на основе оптимизации времени обращения запасов, дебиторской и кредиторской задол­женности, обеспечение ускорения оборачиваемости средств в соответствии с их кругооборотом как фактора повышения рентабельности собственных средств;

·        улучшение организации оборотных средств, их нормирова­ния, приведение запасов в соответствие с их нормативами, повы­шение эффективности их использования;

·        управление дебиторской задолженностью с целью оптими­зации ее размера и объема продаж и сокращения безнадежных долгов;

·        более широкое внедрение коммерческого кредита и вексель­ного обращения с целью оптимизации источников денежных средств и воздействия на банковскую систему;

·        управление процессом реализации продукции с целью оп­тимизации объема продаж в соответствии с принятой стратегией и на этой основе определение наиболее эффективных для пред­приятия форм безналичных расчетов;

·        осуществление мер по эффективному использованию про­изводственных фондов и созданию соответствующей структуры имущества предприятия с целью обеспечения удовлетворительной структуры баланса;

·        направления в области увеличения прибыли и обеспечения рентабельности, разработка и реализация плана повышения рен­табельности, увеличения прибыли;

·        •анализ взаимодействия и взаимосвязи «затраты- выручка -­прибыль»;

·        •оптимизация затрат предприятия на основе анализа их по­ведения и методов включения их в себестоимость;

·        внедрение управленческого учета с целью максимизации прибыли на основе использования производственного рычага, маржинального анализа, точки безубыточности, зоны финансовой безопасности;

·        факторный анализ прибыли и рентабельности;

·        анализ и управление факторами рентабельности собственных средств: рентабельностью продаж, оборачиваемостью средств, структурой капитала.

В условиях рыночной экономики искусство управления все в большей мере сосредотачивается на использовании внутреннего потенциала организации, на экономическом обосновании принимаемых управленческих решений, что в свою очередь требует совершенствования приемов и методов финансового управления организацией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Управление финансами (Финансы предприятия): Учебник / Под ред. А.А.Володин – М: ИНФРА-М, 2004 – 504с.

2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Киев: Ника-Центр, Эльга, 2001 – 592 с.

3. Николаева С.А. Управленческий учет: Учебное пособие. – М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002 – 176с.

4. Управление затратами на предприятии /  А.Н.Асаул, Т.Г.Дроздова, В.П.Кустарев, В.Г.Лебедев, И.Б.Осорьева – СПб.: Издательский дом «Бизнес – пресса», 2000 – 276с.

5. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2003 - 352 с.

6.Финансы и кредит: Учеб.пособие / Под ред.А.М.Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2002 – 300с.

7. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под ред. О.И.Волкова – М.: ИНФРА-М, 2002 – 601с.

8. Бухалков М.И. Планироваие на предприятии. Учебник .- М.: ИНФРА-М, 2005 – 416с.