СОДЕРЖАНИЕ
1.Цели и задачи управления финансами организаций. 3
2.Организация финансовой работы в организации. 10
3.Пути повышения эффективности финансовой работы в организации. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 18
1.Цели и задачи управления финансами организаций.
Финансы предприятия представляют собой систему денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе кругооборота ресурсов предприятия, формирование его денежных доходов и накоплений.
Финансы предприятий обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала, взаимоотношения с государственными органами, налоговой системой, бюджетами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми компаниями и так далее.
Любое предприятие является элементом экономической системы и вступает в определенные взаимоотношения с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами. В процессе формирования и использования финансовых ресурсов у предприятия возникают финансовые отношения с другими субъектами рынка. Именно эти отношения и составляют сущность финансов предприятия. Таким образом, финансы предприятия собой денежные отношения, возникающие в процессе, его производственно-хозяйственной деятельности и связанные с формированием и распределением его финансовых ресурсов.
Организация финансовых потоков и управление ими зависят от многих факторов, в том числе: тип бизнеса, размер предприятия, его организационная структура управления и др. Роль и принципы организации финансовых потоков, объемы мобилизуемых при этом ресурсов, степень защищенности интересов кредиторов резко различаются в коммерческой и благотворительной организациях, в финансовой и строительной компаниях. Действующим законодательством в России предусмотрено создание различных типов хозяйствующих субъектов, организационно-правовая форма которых накладывается определенный отпечаток на принципы управления финансами.
Основная цель коммерческой организации – извлечение прибыли с последующим распределением ее среди участников. Некоммерческие организации создаются ради достижения конкретной цели и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для ее достижения. При этом если организация все же ведет предпринимательскую деятельность, то полученная прибыль не распределяется между участниками, а используется, как правило, для достижения социальных и иных общественно-полезных целей.
Хозяйственные товарищества. К ним относятся полные товарищества и товарищества на вере или коммандитные товарищества. Хозяйственные общества, которые включают акционерные общества и общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, формирование уставного
капитала этих коммерческих организаций производится за счет взносов участников или учредителей, каждый из которых имеет определенную долю.
Полное товарищество действует на основании договора между индивидуальными предпринимателями и/или коммерческими организациями. Особенностью договора является признание солидарной субсидиарной ответственности по обязательствам всем принадлежащим участникам товарищества имуществом независимо от вклада в уставный капитал.
Следующая организационно-правовая форма хозяйствования -товарищество на вере или коммандитное товарищество создается также на основании договора между индивидуальными предпринимателями и/или коммерческими организациями. В него могут входить один или несколько участников, занимающихся от имени товарищества предпринимательской деятельностью и несущих ответственность по обязательствам всем своим имуществом, являющихся полными товарищами, а также участники, которые несут ответственность в пределах сумм, внесенных ими вкладов, являющиеся коммандитистами или вкладчиками. Вкладчиками могут быть любые юридические или физические лица.[1, с.72]
Одной из наиболее распространенных организационно-правовых форм коммерческих организаций являются общества с ограниченной ответственностью. Это объединения юридических и физических лиц для совместной предпринимательской деятельности. Имущество общества с ограниченной ответственностью состоит из вкладов участников, полученных доходов и других законных источников. Если участниками общества являются юридические лица, они сохраняют права юридического лица и полную самостоятельность. Уставный капитал общества подлежит регистрации в финансовых органах.
Наиболее сложной организационно-правовой формой коммерческих организаций являются акционерные общества открытого и закрытого типов. Как правило, акционерное общество (АО) объединяет широкий круг юридических и физических лиц. Имущество акционерного общества формируется за счет продажи акций в форме открытой либо закрытой подписки, полученных доходов и иных источников.
Уставный капитал акционерных обществ формируется за счет взносов, оформленных в виде определенного количества акций равной номинальной стоимости, АО выпускают обыкновенные и привилегированные (не более 25% уставного капитала) акции, имеющие разную номинальную стоимость и дающие их держателям разные права.
Различия между открытыми и закрытыми акционерными обществами касаются главным образом выпуска и обращения акций.
Открытое акционерное общество имеет потенциально неограниченные возможности в привлечении капитала, увеличении числа акционеров, количестве и сумме эмиссии, осуществляемых в форме открытой подписки. Закрытая подписка имеет место при учреждении акционерного общества, в дальнейшем проводятся открытые подписки.
Закрытое акционерное общество относительно меньше по составу участников, величине уставного капитала, имеет ограничения по порядку организации эмиссионного процесса. Подписка на акции - только закрытая, что означает определенный, ограниченный круг акционеров. При учреждении АО чаще всего используют договор о совместной деятельности. В нем учредители распределяют права и обязанности по созданию общества, определяют размер уставного капитала, устанавливают категории акций, предлагаемых к эмиссии и порядок их размещения и т.д.
К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации и объединения, различные фонды, учреждения, а также объединения юридических лиц. Взносы участников в некоммерческие организации являются добровольными.
Управление финансами предприятия - это последовательная деятельность его работников по организации и управлению финансовыми отношениями, денежными фондами и денежными потоками.
Финансовый механизм предприятий должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансами своих функций и их взаимодействию. Прежде всего, с помощью механизма управления финансами предприятий достигается обеспеченность их необходимыми денежными средствами.[2, с.302]
Управление финансами предприятия предполагает решение следующих, проблем, являющихся, по существу, целями финансовой стратегии:
· ликвидность и платежеспособность предприятия;
· прибыльность и рентабельность его деятельности;
· материальная обеспеченность работников и собственников, а в условиях социально ориентированной экономики - и социальная обеспеченность.
Реализация первой цели предполагает, прежде всего, оптимизацию имущества предприятия, его внеоборотных и оборотных активов, а также тех денежных источников и средств, за счет которых сформировано это имущество. Это предполагает обеспечение предприятия необходимыми денежными средствами с точки зрения как их количества, Т.е. удовлетворения потребности, так и оптимизации источников денежных средств.
Реализация второй цели, Т.е. достижение оптимального финансового результата, - прибыльности и рентабельности, предполагает рациональное и эффективное использование денежных средств.
В рамках данных целей в процессе управления финансов решаются следующие задачи:
· анализ финансово-экономического состояния предприятия;
· анализ существующей и прогнозируемой цены капитала предприятия (определяет минимальную рентабельность деятельности предприятия, покрывающую затраты на привлеченный капитал);
· анализ ассортимента выпускаемой продукции с целью определения наиболее выгодных видов продукции;
· разработка ценовой политики;
· разработка учетной и налоговой политики;
· разработка кредитной политики предприятия;
· управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
· управление издержками, включая выбор амортизационной политики;
· выбор дивидендной политики.
Как хозяйствующий субъект предприятие взаимодействует с другими предприятиями-поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, участвует в союзах и ассоциациях, в качестве учредителя вносит долю в формирование уставного капитала, вступает во взаимоотношения с банками, бюджетом, внебюджетными фондами и пр. Однако финансовые отношения возникают только тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия, его доходов, привлечение заемных источников финансирования хозяйственной деятельности, распределение доходов, образующихся в результате этой деятельности.
Выручка - это источник возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных фондов и финансовых резервов предприятия. В результате использования выручки из нее выделяются качественно разные составные части созданной стоимости. Это связано с необходимостью формирования амортизационного фонда, обязательным условием образования которого является продажа произведенных товаров потребителю и поступление выручки.
В целях эффективного управления финансами организации, организуется учет расходов по статьям затрат, перечень которых устанавливается предприятием самостоятельно. Кроме того, затраты включаются в себестоимость продукции, работ, услуг.
Себестоимость – это стоимостная оценка используемых в процессе производства, производственных ресурсов, сырья, материалов, топлива, основных фондов. Величина используемых ресурсов обусловлена технологией и организацией производства.[3, с.51]
Конечный результат деятельности любой организации является получение прибыли.
Прибыль – это превышение доходов над расходами. Это разница между доходами и расходами предприятия, в виде материальных потоков (по начислению). Доходы и расходы определяются методом начисления. Отсюда возникает много парадоксов прибыли.
Прибыль – это разница между выручкой и затратами. Основным показателем прибыли в РФ является валовая прибыль (раньше ее называли балансовой прибылью). В нее включается:[5, с.250]
· прибыль от РПРУ (разница между выручкой от РПРУ и полной себестоимостью продукции);
· прибыль от реализации основных фондов и другого имущества (разница между выручкой от реализации и остаточной стоимостью имущества, скорректированной на индекс инфляции);
· прибыль от внереализационных операций (разница между внереализационными доходами и расходами).
Безусловно, предприятие решает много задач по управлению финансами. Все они взаимосвязаны. Максимизация стоимости предприятия способствует росту прибыли, экономическому развитию предприятия, завоеванию им рынков.
Стратегическими целями предприятия в области финансов являются обеспечение его ликвидности и рентабельности. При этом если обеспечение ликвидности является обязательным условием экономического развития предприятия, тогда как вторая стратегическая цель - обеспечение рентабельности - может сочетаться с такими целями, как завоевание рынка или просто выживание предприятия.
2.Организация финансовой работы в организации
Организация управления финансами на конкретных предприятиях и в организациях зависит от форм собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, характера производимой продукции (оказываемых работ, услуг), размеров (масштабов) бизнеса и др.
Финансовая служба организации может быть представлена финансовым управлением – на крупных предприятиях, финансовым отделом – на средних предприятиях либо только финансовым директором или главным бухгалтером, который занимается не только вопросами бухгалтерского учета, но и формированием финансовой стратегии на небольших организациях.
Процесс управления денежным оборотом в значительной мере состоит в прогнозировании на длительную перспективу движения денежных средств и оценке его влияния на финансовое состояние предприятия. Управлять денежным оборотом – значит на основе анализа всех сторон денежного оборота предприятия, кругооборота всего капитала, движения финансовых ресурсов, состояния финансовых отношений предприятия с другими участниками экономического процесса, верно, рассчитать объем и интенсивность потоков денежных средств на ближайшее время и перспективу.
Воздействие на объект управления осуществляется с помощью многочисленных методов и приемов.
Основную группу составляют методы, посредством которых государство централизованно проводит управление экономикой. Эти методы носят общеэкономический характер, к ним относятся следующие системы: налогообложения, кредитования, амортизационных отчислений, кассовых и расчетных операций, страхования и др.
На крупных предприятиях структура финансовой службы довольно сложная. В наиболее общем виде в ней выделяют два подразделения: планово-аналитическое и учетно-контрольное. Первое отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации и финансовых потоков; второе – за учет, финансовый контроль и информационное обеспечение различных лиц, заинтересованных в деятельности предприятия.
Для работы в финансовой службе крупной организации привлекаются как финансовые менеджеры широкого профиля (для общего руководства финансовой деятельностью), так и функциональные финансовые менеджеры (для осуществления специализированных функций управления в одной из сфер финансовой деятельности, например: менеджер по управлению инвестициями, антикризисный менеджер, риск-менеджер и т.п.).
В крупных организациях структура финансовой службы может быть представлена финансовым департаментом со следующими структурными подразделениям: бухгалтерией, аналитическим отделом, отделом финансового планирования, отделом оперативного управления, инвестиционным отделом.
При такой организации финансовой службы каждый отдел выполняет определенные функции, а общее руководство финансовым менеджментом осуществляет финансовый директор, который не только определяет политику и общее направление развития организации в области финансов, но и обеспечивает соблюдение законодательства, регулирующего финансовую деятельность организации, разрабатывает принципы, методологию и формы управления финансами организации, обеспечивает общее руководство финансовым планированием, занимаемся подготовкой аналитических отчетов руководству предприятия для принятия стратегических решений в области финансов и др.
В этой связи в обязанности финансовых служб предприятий входят:
· обеспечение всех видов деятельности необходимыми денежными средствами;
· мобилизация денежных средств для производственного и социального развития, обеспечения роста прибыли, повышения рентабельности;
· выполнение финансовых обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, по выплате заработной платы и других обязательств, вытекающих из финансового плана;
· организация безналичных расчетов: выписка платежных документов и оплата поступивших;
· организация внутрикорпоративных финансовых отношений;
· разработка и реализация финансового, кредитного и кассового планов и соответствующих бюджетов;
· содействие наиболее эффективному использованию имущества и инвестиций;
· получение и погашение кредитов и займов;
· выплата заработной платы, средств из фонда потребления, дивидендов и др.;
· организация долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, предпринимательская деятельность;
· аналитическая работа на предприятии: финансовый, маржинальный и другие виды анализа;
· контроль за правильным использованием денежных средств предприятия;
организация налогового учета, перечисление налогов в бюджеты.
Распределив эти функции между отделами, это будет выглядеть следующим образом.
Финансовая бухгалтерия занимается ведением бухгалтерского учета и формированием публичной финансовой отчетности в соответствии с установленными стандартами и требованиями.
Аналитический отдел занимается анализом и оценкой финансового состояний организации, выявляет резервы повышения эффективности производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и разрабатывает мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия. В его задачи может входить также прогнозирование финансовых показателей исходя из конъюнктуры рынка, деятельности предприятий-конкурентов и контрагентов и др.
Отдел финансового планирования осуществляет планирование финансовой деятельности организации на предстоящий период, разрабатывает финансовую стратегию финансирования организации, составляет отчеты о выполнении планов. Финансовой деятельности организации, осуществляет налоговое планирование и др.
Отдел оперативного управления производит сбор накладных, счетов, отслеживает их оплату, а также своевременности и полноту получения причитающихся организации средств от предприятий-контрагентов, страховых организаций и т.п., осуществляет контроль за полной и своевременностью уплаты налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды, обеспечивает взаимоотношения с банками по расчетно-кассовому обслуживанию, участвует в решении споров между контрагентами предприятия, государством по уплате штрафов, неустоек, начисления пени и других мер экономического воздействия на организацию, вытекающих из условий договоров и законодательства, регулирующего деятельность хозяйствующих субъектов.
Отдел по работе с инвестициями занимается разработкой общей инвестиционной политики организации, осуществляет анализ и отбор инвестиционных предложений, проводит анализ эффективности инвестиционных проектов, организует разработку инвестиционных и инновационных проектов, готовит предложения об эмиссии ценных бумаг, о покупке ценных бумаг других эмитентов, осуществляет управление инвестиционным портфелем организации, принимает участие в работе валютных и фондовых бирж с целью обеспечения нужд организации в рублевых и валютных средствах и др.
Особенно хотелось бы выделить в успешной организации финансовой работы в организации разработку системы финансового планирования.
Система финансового планирования на предприятии включает:[7,с.240]
1) систему бюджетного планирования деятельности структурных подразделений;
2) систему сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия.
В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов, объединяющая следующие функциональные бюджеты, охватывающие базу финансовых расчетов предприятия:
· бюджет фонда оплаты труда, на основании которого прогнозируются платежи во внебюджетные фонды и некоторые налоговые отчисления;
· бюджет материальных затрат, составляемый на основании норм расхода сырья, комплектующих, материалов и объема производственной программы структурных подразделений;
· бюджет потребления энергии;
· бюджет амортизации, включающий направления использования ее на капитальный ремонт, текущий ремонт и реновацию;
· бюджет прочих расходов (командировочных, транспортных и т.п.);
· бюджет погашения кредитов и займов, разрабатываемый на, сновании плана-графика платежей;
· налоговый бюджет, включающий все налоги и обязательные платежи в бюджет, а также во внебюджетные фонды. Данный бюджет планируется в целом по предприятию.
Разработка бюджетов структурных подразделений и служб основана на принципе декомпозиции, заключающемся в том, что бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня. Сводные бюджеты по каждому структурному подразделению разрабатываются, как правило, ежемесячно. В целях равномерного обеспечения предприятия и его подразделений оборотными средствами в них указываются ежедневные плановые и фактические затраты, а также в целом на месяц.
Составной частью финансового планирования является определение центров ответственности - центров затрат и центров доходов. Подразделения, в которых измерение выхода продукции затруднено или которые работают на внутренних потребителей, целесообразно преобразовывать в центры затрат (расходов). Подразделения, выпускающие продукцию, идущую конечному потребителю, преобразуются в центры прибыли, или центры доходов.
3.Пути повышения эффективности финансовой работы в организации
Важнейшие пути укрепления финансов и задачи финансовых служб предприятий следующие:
· разработка стратегической финансовой политики и путей ее реализации;
· системный и непрерывный финансовый анализ, постоянная оценка финансового состояния предприятия, определение на этой основе тактики реализации стратегических целей с учетом существующей ситуации;
· разработка и реализация финансового, кредитного и кассового планов, плана финансового оздоровления (при необходимости), планирование денежных потоков, разработка других планов; использование бюджетирования в годовом планировании;
· обеспечение ликвидности предприятия за счет комплекса соответствующих мероприятий;.
· оптимизация источников оборотных средств и структуры капитала предприятия в целом с учетом использования величины финансового рычага (заемных средств) и стоимости капитала на основе его средневзвешенной цены;
· управление финансовым циклом на основе оптимизации времени обращения запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспечение ускорения оборачиваемости средств в соответствии с их кругооборотом как фактора повышения рентабельности собственных средств;
· улучшение организации оборотных средств, их нормирования, приведение запасов в соответствие с их нормативами, повышение эффективности их использования;
· управление дебиторской задолженностью с целью оптимизации ее размера и объема продаж и сокращения безнадежных долгов;
· более широкое внедрение коммерческого кредита и вексельного обращения с целью оптимизации источников денежных средств и воздействия на банковскую систему;
· управление процессом реализации продукции с целью оптимизации объема продаж в соответствии с принятой стратегией и на этой основе определение наиболее эффективных для предприятия форм безналичных расчетов;
· осуществление мер по эффективному использованию производственных фондов и созданию соответствующей структуры имущества предприятия с целью обеспечения удовлетворительной структуры баланса;
· направления в области увеличения прибыли и обеспечения рентабельности, разработка и реализация плана повышения рентабельности, увеличения прибыли;
· •анализ взаимодействия и взаимосвязи «затраты- выручка -прибыль»;
· •оптимизация затрат предприятия на основе анализа их поведения и методов включения их в себестоимость;
· внедрение управленческого учета с целью максимизации прибыли на основе использования производственного рычага, маржинального анализа, точки безубыточности, зоны финансовой безопасности;
· факторный анализ прибыли и рентабельности;
· анализ и управление факторами рентабельности собственных средств: рентабельностью продаж, оборачиваемостью средств, структурой капитала.
В условиях рыночной экономики искусство управления все в большей мере сосредотачивается на использовании внутреннего потенциала организации, на экономическом обосновании принимаемых управленческих решений, что в свою очередь требует совершенствования приемов и методов финансового управления организацией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Управление финансами (Финансы предприятия): Учебник / Под ред. А.А.Володин – М: ИНФРА-М, 2004 – 504с.
2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Киев: Ника-Центр, Эльга, 2001 – 592 с.
3. Николаева С.А. Управленческий учет: Учебное пособие. – М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002 – 176с.
4. Управление затратами на предприятии / А.Н.Асаул, Т.Г.Дроздова, В.П.Кустарев, В.Г.Лебедев, И.Б.Осорьева – СПб.: Издательский дом «Бизнес – пресса», 2000 – 276с.
5. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2003 - 352 с.
6.Финансы и кредит: Учеб.пособие / Под ред.А.М.Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2002 – 300с.
7. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под ред. О.И.Волкова – М.: ИНФРА-М, 2002 – 601с.
8. Бухалков М.И. Планироваие на предприятии. Учебник .- М.: ИНФРА-М, 2005 – 416с.