Содержание

Введение. 3

1. Социальные проблемы пенсионеров. 5

2. Прогнозирование  основных показателей   социальной жизни пенсионеров  7

3. Целевая и накопительная модели пенсионного обеспечения в России. 12

4. Моделирование процесса решения социальных проблем пенсионеров на примере города Хабаровска. 16

Заключение. 28

Список литературы.. 30

Приложение 1. 32

Введение

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляется тенденции неблагополучия.

Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер, прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения в особенности гражданам пожилого и старшего возраста.

     Старость, как период жизни людей вбирает в себя  многие  коренные проблемы как биолого-медицинской сферы,  так и вопросы социального и личного быта общества и  каждой  индивидуальности.  В этот  период  перед пожилыми людьми возникает много проблем,  так как пожилые люди относятся к категории "маломобильного" населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Кроме этого социальная незащищенность пожилых людей связана с наличием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним. 

   Поэтому прогнозирование и разработка моделей социальной защищенности  пенсионеров сегодня в России является весьма актуальной.

Целью данной работы выступает прогнозирование и разработка  моделей социальных проблем  пенсионеров в России.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1.     рассмотреть основные социальные проблемы пенсионеров

2.     рассмотреть прогнозирование основных социальных показателей пенсионеров

3.     рассмотреть модели пенсионного обеспечения

4.     рассмотреть моделирование социального  процесса решения социальных проблем пенсионеров на примере города Хабаровска

1. Социальные проблемы пенсионеров 

     Главная трудность   пенсионера заключается  в  изменении статуса пожилых людей и максимального продления их независимой и активной жизни в старости,  вызванное  прежде  всего прекращением или ограничением трудовой деятельности,  пересмотров ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений как в социально-бытовой,  так и в психологической адаптации к новым условиям[1].

     Повышенная социальная  уязвимость  пожилых  граждан  связана также и с экономическими факторами: небольшими размерами получаемых пенсий,  низкой возможностью трудоустройства как на предприятиях, так и в получении работы на дому.

     Важной социальной проблемой пожилых людей является постепенное разрушение традиционных семейных устоев,  что привело к тому, что старшее поколение не занимает почетное главенствующее положение.  Очень  часто  пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не подсилу справляться со своими  недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье,  то сейчас ее все чаще берут на  себя  государственные и местные органы, учреждения социальной защиты.

     В условиях нашей  страны,  когда  средняя  продолжительность жизни  женщин  примерно на 12 лет больше,  чем у мужчин,  пожилая семья, чаще всего заканчивается женским одиночеством.

     Хронические заболевания снижают  возможности  самообслуживания, адаптации к изменениям. Могут возникать сложности с окружающими, в том числе и с близкими,  даже с детьми и внуками. Психика пожилых и  старых  людей   отличается  иногда раздражительностью, обидчивостью,  возможны старческие депрессии, ведущие порой к  самоубийству,  уходу из дома. 

     Сегодня каждый пятый житель России - пенсионер по  возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи – пожилой человек. Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы.  В  России около 23%  населения являются пожилыми и старыми людьми,  и тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения сохраняются,  то становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное  значение[2].

     В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает избавление их от абсолютной  нищеты,  оказание  материальной помощи  в  экстремальных  условиях переходного периода к рыночной экономике,  содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на  социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи прежде всего наиболее  нуждающимся гражданам общества,  к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности. [3]

           Система социального обслуживания пенсионеров – одна из важных, неотъемлемых сторон социальной защиты населения, государственной социальной политики. Существующие законодательные и правовые акты по организации социального обслуживания и пенсионного обеспечения граждан требует пересмотра и доработок. Изучение эффективности работы системы социального обслуживания пожилых  показывает, что необходимо принимать меры по ее совершенствованию, так как наблюдается увеличение количества пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи.

2. Прогнозирование  основных показателей   социальной жизни пенсионеров

Основой для прогноза численности пенсионеров в России служат прогнозы населения России (рис. 1), рассчитываемые по полу и возрасту, а на ближайшие 15 - 20 лет - по регионам страны.

Рис.1. Динамика и прогноз численности населения на 2001-2016 гг. (тыс. чел.)[4]

К сожалению, существующая в России статистика пенсионной системы не вполне приспособлена к задачам прогнозирования, что делает прогнозы числа пенсионеров существенно менее точными, чем прогнозы населения. В период между переписями численность населения по возрастам рассчитывается на основе последней переписи и данных о движении населения за период после переписи.

Таблица 1

Прогноз числа лиц пенсионного возраста и пенсионеров в России от базы 1999 г.[5]

млн. чел.

годы

Средний вариант

Высокий вариант

Низкий вариант

лица пенсионного возраста

пенсионеры по старости

лица пенсионного возраста

пенсионеры по старости

лица пенсионного возраста

пенсионеры по старости

2005

29,5

29,3

30,2

30,0

29,5

29,3

2010

30,9

31,0

32,4

32,4

30,7

30,8

2020

36,9

35,2

39,9

38,0

35,3

33,8

2030

38,8

36,9

43,1

40,7

35,5

33,9

2040

40,4

38,6

45,7

43,4

36,0

34,6

2050

40,7

37,1

46,8

42,5

35,6

32,5

 

В основу большинства демографических расчетов положен трехвариантный прогноз. Сценарии обычно называют "высоким", "средним" и "низким" (таблица 1). Высокий сценарий предполагает, что в ближайшем будущем социально-политическая и экономическая ситуация в Российской Федерации стабилизируется и начнется устойчивый рост качества (уровня) жизни населения, начнется реализация оптимистического варианта социально-экономического развития. Ему соответствуют увеличение средней продолжительности жизни, более высокий уровень рождаемости и большая миграционная подвижность. Повышение качества жизни - необходимое условие снижения смертности, а рост экономической активности - миграционной подвижности внутри страны. Среди многочисленных индикаторов качества жизни именно ожидаемая продолжительность жизни представляется наиболее объективным индикатором и менее других зависящим от статистической системы или общественного мнения. В то же время, повышение качества жизни не означает автоматического роста уровня рождаемости, а пессимистический экономический прогноз не исключает ее повышения, хотя и делает его еще менее вероятным. В целом, высокий вариант - это не верхняя оценка уровня соответствующих индикаторов, но достаточно вероятный, при определенных условиях, сценарий развития событий. 

Низкий сценарий демографического прогноза имеет симметричный смысл. Он сочетается с пессимистическим социально-экономическим сценарием (т.е. исходит из предположения сохранения существующего или некоторого снижения качества жизни, что, однако, не приведет к серьезным социальным потрясениям). Сохранение сложившейся или ухудшение экономической ситуации означает продолжение негативных тенденций в области смертности и миграции, но, в принципе, не исключает повышения рождаемости.

Средний сценарий прогноза также предполагает стабилизацию социально-политической ситуации в Российской Федерации, но значительно более медленный, чем при высоком сценарии, выход страны из экономического кризиса. С точки зрения разработчиков прогноза, которую разделяет автор, это наиболее вероятный вариант демографического развития страны.

С точки зрения пенсионного страхования, весьма важно, что по всем вариантам прогноза старение населения России продолжится. Хотя вплоть до 2006 года численность населения в рабочих возрастах  возрастает, затем начнется ее быстрое снижение (рис.1). В этот период на пенсию будет выходить относительно малочисленное поколение, родившихся во время и сразу после войны. Таким образом, нагрузка на трудоспособное население в ближайшие 5 лет будет снижаться. По данным Госкомстата России, на 1000 человек в трудоспособном возрасте в 2001г. приходилось 343 лица старше трудоспособного возраста. К 2006 году число лиц пенсионного возраста по среднему варианту этого прогноза уменьшится до 324 на 1000 лиц работающих возрастов, а к 2015 году вновь увеличится до 415 на 1000.[6] Согласно прогнозу Госкомстата России, к 2016 году на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться уже 415 человек в возрасте старше трудоспособного (рис. 2). Эти тенденции накладываются на достаточно старую возрастную структуру населения в трудоспособных возрастах: к 2015 г. около трети трудоспособного населения будет находиться в возрасте от 45 лет и старше. К увеличению доли лиц старших возрастов в структуре населения приведут низкая рождаемость и рост ожидаемой продолжительности жизни.

Рис. 2. Значение и прогноз демографической нагрузки в 2001- 2016 гг[7]

Демографический фактор является одним, наряду с другими, и отнюдь не доминирующим фактором, который следует учитывать, при подготовке и проведении пенсионной реформы. Одним из основных недостатков девальвированной пенсионной системы, сложившейся к концу 2005 г., являлся крайне низкий минимальный размер минимальной пенсии - пенсии по старости, что практически привело к занижению уровня всех пенсий. Еще Указом Президента Российской Федерации введена совокупная минимальная пенсионная выплата, ее размер к концу 2001 г. составил 660 руб. Такая выплата установлена для пенсионеров, имеющих полный трудовой стаж. Их пенсия, со всеми надбавками и компенсационными выплатами, не могла быть менее указанной суммы. Для всех остальных пенсионеров минимальная пенсия вместе с компенсационной выплатой была, как правило, несколько ниже. Однако проблема низких пенсий в России сегодня остается.

В современных условиях в России обострилась проблема нехватки денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы и ВВП. Данный показатель в экономической теории называется коэффициентом монетизации. Россия имеет уровень, один из самых низких в мире, насыщенности хозяйственного оборота деньгами, самый крупный дефицит денег в обращении. Дефицит денежной массы в обращении и устойчиво высокие расходы государства приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета. Все меньше становится финансирование оборотных средств реального сектора (через кредиты банков) и еще меньшей степени – инвестиций.

В Российской Федерации неблагоприятные демографические и экономические тенденции усиливаются также наличием большого числа льготных категорий, получающих право на пенсию раньше общеустановленного срока или на льготных условиях (их доля доходит до 20% от числа всех пенсионеров). При этом в настоящее время взносы, уплачиваемые за людей, работающих в особых условиях труда и относящихся к льготной категории, тождественны взносам, уплачиваемым за все остальные категории граждан. Фактически сегодня это дополнительная услуга, получаемая работниками после достижения соответствующего возраста и оплачиваемая за счет общих взносов, за счет всех плательщиков. То есть по сути дела, для конкретного работодателя, использующего рабочую силу в особых условиях труда, эта дополнительная услуга не имеет цены. Естественно, ею широко пользуются[8].

Таким образом, мы определили основные экономические, демографические и социальные факторы, влияющие на  модель стабильности пенсионной системы и системы социальной защиты в целом. Учитывая приведенные факты, и опираясь на прогнозные данные, можно сделать вывод, что, действующая пенсионная система, если ее не реформировать, по разным оценкам, уже в 2015 - 2020 годах окажется неспособной обеспечивать стабильный общественно необходимый уровень пенсионного обеспечения граждан. Поэтому в рамках следующих глав предложены модели пенсионного обеспечения для России.

3. Целевая и накопительная модели пенсионного обеспечения в России

Из сказанного вытекают следующие принципы и контуры "целевой" модели пенсионного обеспечения в России. Пенсионная система имеет трехуровневый характер[9]:

- первый уровень - это социальная пенсия, которая определяется гарантией прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе; ее получают все граждане страны, достигшие пенсионного возраста, не работавшие или не выработавшие необходимый трудовой стаж;

- второй уровень - это трудовая пенсия, которую получает застрахованный работник при достижении пенсионного возраста и при наличии необходимого трудового стажа; страхование имеет обязательный и государственный характер;

- третий уровень - пенсии из негосударственных пенсионных фондов, которые могут иметь как бывшие труженики, так и "рантье", обеспечивающие свое будущее необходимыми платежами в частные страховые компании.

Трудовая пенсия рассчитывается на уровне не менее 40% от заработной платы за весь период трудового стажа, актуализированной к моменту выхода на пенсию. Очевидно, что этот принцип можно реализовать лишь при наличии персонифицированного учета страховых взносов. Все льготные пенсии должны покрываться из страхового фонда в части общих правил, но из других источников - в части льгот.

По некоторым расчетам, на одного пенсионера по возрасту (по старости) сегодня приходится 2 работника.

Если страховые взносы составляют 28% к заработной плате, а заработная плата есть действительно оплата труда, тогда пенсия в 40% от заработка обеспечивается во всяком случае.

Что касается пенсионного возраста, то, видимо, он должен быть со временем равным для мужчин и женщин, определяться сложившимся уровнем здоровья населения и продолжительностью предстоящей жизни. С учетом всех условий и некоторых прогнозов возраст выхода на пенсию может составить для всех 60 лет. Следует иметь в виду, что разница предстоящей жизни мужчин и женщин в России сегодня 12-13 лет и, по прогнозам, мало изменится в будущем. Кроме того, 60-летний возраст выхода на пенсию для женщины будет означать, что в 50 лет ее не включают в группы риска по безработице и она имеет полную возможность продолжать работу; кроме того, более поздний выход на пенсию обеспечит женщине и больший трудовой стаж в качестве основы исчисления размера пенсионных выплат. Разумеется, что в трудовой стаж женщины должен быть возвращен период отпуска, связанный с рождением и воспитанием ребенка.

В таком виде нам представляется модель "целевой" системы пенсионного обеспечения России, которая будет надежной защитой престарелого населения на основе вполне справедливых принципов солидарности поколений и обязательного социального страхования. Приняв за исходное изложенные принципы "целевой" модели пенсионирования, необходимо строго придерживаться этого комплекса положений на всем этапе переходного периода. Только в таком случае "мост" приведет нас к поставленной цели[10].

Установление накопительной модели пенсионирования, о чем любят говорить и настаивать некоторые реформаторы, не только не эффективно в существующих условиях оплаты труда и особенностей сложившегося пенсионного обеспечения, но и не может быть эффективно реализовано по следующим причинам.

Во-первых, уровень оплаты труда у основной части работников столь низок, что им и сегодня, и завтра накапливать нечего. 40% работающих, по данным Госкомстата, имеют заработок ниже прожиточного минимума (ПМ), следующие 40% - ниже двух ПМ и могут рассматриваться как низкооплачиваемые. Лишь остальная - пятая часть работников - получает выше двух ПМ, но среди них только 7-10% являются высокооплачиваемыми. Что же могут отчислять работники в накопительный фонд из своего заработка? А для тех, кто хочет и имеет такую возможность, есть негосударственные пенсионные фонды[11].

Во-вторых, население не доверяет государству, которое намерено распорядиться "накопительным" фондом, и не будет доверять, пока государство не восполнит населению то, что народ потерял за годы реформы, начиная с 1992 г.

В-третьих, разделение суммы отчисления в пенсионный фонд (установленные сегодня 28%) на две части, одна из которых будет направлена в накопительный фонд, загонит в тупик обе пенсионные проблемы: обеспечение сегодняшних пенсионеров уже заработанной ими пенсией, с одной стороны, и формирование соответствующей пенсии будущим пенсионерам - с другой.

Построение последовательной солидарно-страховой системы на основе изложенных выше принципов потребует не менее 10 лет.

Сегодня подготовлены две модели дальнейшего реформирования "многострадальной" пенсионной системы.

Первая модель, предложенная еще в 1997 г. М.Э.Дмитриевым и успешно отвергнутый тогда же, представляет собой постепенный переход на накопительный принцип формирования будущей пенсии.

Вторая модель, предлагаемая Пенсионным фондом, получила название "условно-накопительного".

Оба варианта, можно сказать, предусматривают возрождение для работающего населения страховых принципов пенсионного обеспечения, из которых основополагающим является зависимость размера пенсии от вклада пенсионера в "страховую копилку" за все время его трудовой деятельности. Оба варианта предполагают формирование трудовой пенсии из двух составляющих: базовой и страховой. Базовая - это пенсия абсолютно одинаковая для всех пенсионеров, независимо от их страхового вклада; она выплачивается за счет социального налога. Страховая пенсия зависит от размера страхового вклада, внесенного работником за время трудовой деятельности. Если этот вклад обеспечивает пенсию лишь в размере меньше или равную базовой (по причине низкого заработка), то работник, вышедший на пенсию, будет получать только базовую пенсию. Если этот вклад обеспечивает не только базовую пенсию, но и что-то большее, то страховая пенсия будет равна этому превышению. Такая пенсия выплачивается за счет страховых взносов.

Однако указанные два варианта существенно различаются по схеме формирования страховой пенсии[12].

В первом варианте страховую пенсию будут иметь лишь будущие пенсионеры, срок выхода которых на пенсию наступит после 2010 года. Все нынешние пенсионеры и те, которые ими станут до 2010 года, не только по факту, но и де-юре будут получать лишь базовую пенсию, т.е. превратятся в "чистых" социальных пенсионеров, как будто они никогда и не работали, и ничего не заработали. Она будет у всех почти одинаковой, как это сложилось сегодня. Пенсии выплачиваются из федерального бюджета за счет социального налога. Все ранее приобретенные "страховые" права этих (сегодняшних и будущих) пенсионеров, не выполненные в прошлые годы, аннулируются (национализируются), как был аннулирован (национализирован) в 1999 г. страховой взнос из заработной платы, вносимый каждым работником. Кстати, введение социального налога вместо страховых взносов - это не случайный акт, и не техническое удобство было тому причиной. Налоговый взнос, поступая в бюджет, приобретает другого собственника, а страховой взнос так и остается собственностью застрахованных.

4. Моделирование процесса решения социальных проблем пенсионеров на примере города Хабаровска

     Анализ положения пенсионеров  сегодня свидетельствует о том,  что они являются наиболее социально незащищенными категориями населения,  нуждающимися в особом внимании и социальной защите со стороны государства. Почти в один день большая часть граждан пожилого возраста потеряла все свои сбережения, которые  откладывались  в течение всей жизни и сберегались "на достойную старость и достойные  похороны".  Обесцененными  оказались все достижения их прошедшей жизни: идеалы их молодости и зрелости признаны ложными, а сами они не только потеряли уважение молодого поколения,  но,  как постоянно внушается, представляют "обузу для трудового населения"[13].

    В приложении 1 представлены  основные  социальные показатели населения Хабаровского края.

     В связи с этим, главной задачей учреждений социальной защит Хабаровска, особенно центров социального обслуживания (ЦСО), стало поддержание активного  образа жизни старшего поколения,  оказание им разносторонней социально-бытовой  и  психологической  помощи,  обеспечения участия в посильной трудовой деятельности.

     Нестационарные формы социального  обслуживания  созданы  для оказания социальной помощи и обслуживания пожилых людей,  предпочитающих оставаться в привычной для  них  домашней  среде.  Среди нестационарных форм социального обслуживания на первое место следует поставить социальное обслуживание на дому.

Главная цель этой формы – это  максимально продлить пребывание людей пожилого возраста в привычной для них среде  обитания,  поддержать их личностный и социальный статус,  защитить их права и законные интересы.

   В   Отделениях социального  обслуживания (ОСО) осуществляют свою деятельность в соответствии с Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг в городе Хабаровске. Перечень гарантирует предоставление следующих услуг[14]:

     - покупка и доставка на дом продуктов питания,  горячих обедов;

     - помощь в приготовлении пищи;

     - покупка  и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

     - содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;

     - содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;

     - сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;

     - обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;

     - содействие в оказании медицинской помощи в объеме  базовой программы  целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и краевых программ обязательного медицинского страхования,  оказываемой государственными и муниципальными профилактическими учреждениями;

     - содействие в обеспечении по заключению врачей  лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

     - оказание психологической помощи;

     -посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;

     - содействие  в госпитализации,  сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения.

     В соответствии с примерным Положением о  центрах  социальное обслуживание  осуществляется  для  временного  (до 6 месяцев) или постоянного оказания  социально-бытовой  и  социально-медицинской помощи в надомных условиях.  Отделение создается для обслуживания не менее 120 человек,  проживающих в городе,  и не менее 60 человек, проживающих в сельской местности.

     Обслуживание на дому в г.Хабаровске,  производится бесплатно,  в основном  вышеперечисленные услуги предоставляются одиноким престарелым гражданам, одиноким супружеским парам или одинокопроживающим гражданам,  близкие родственники которых по объективным причинам не в состоянии осуществлять за ними уход.

     В итоге,  к  основным видам деятельности отделения можно отнести[15]:

     - организация  и  выявление  в  зоне обслуживания малоимущих граждан, нуждающихся в обслуживании на дому;

     - оказание  социально-бытовой,  социально-медицинской  и др. видов помощи;

     - содействие в предоставлении льгот и преимуществ,  установленных действующим законодательством.

     В трудное время для нашей  страны  работа  социальных  служб должна сводиться не только в предоставлении обслуживаемым пенсионарам социально-бытовых услуг, но и в оказании социально-психологической  помощи  (выслушать,  понять и дать совет,  по возможности удовлетворить духовные потребности человека преклонного возраста). Потребность в общении данной категории населения являются для  них крайне необходимым.

     Как правило,  пригодность к работе с пенсионерами на дому прежде всего определяется выносливостью и физической силой социального работника.  Это объясняется  тем,  что деятельность работника отделения - очень тяжелый труд,  связанный с большими физическими нагрузками.  В настоящее время установлена норма  предельно допустимых нагрузок для женщин при доставки продуктов на дом,  в расчете на одного подопечного за одно посещение - до 7 кг.

     Если социальный работник не превышает нормы,  то за одно посещение  он приносит при работе на одну (8 человек) - 56 кг,  при работе на 1, ставки (12 человек) - 84 кг.

     По последним нормативным документам социальный работник должен посещать своих подопечных не реже 2-3 раз в неделю. При желании  или просьбе обслуживаемого лица посещение на дому может осуществляться 3 раза в неделю.

     Так социальный работник в течение полной рабочей недели приносит (при полной нагрузке) до 112 кг - при работе на одну ставку и до 168 кг - при работе на 1,5 ставки.

     Перечень продуктов, которые заказывают обслуживаемые граждане, - пенсионеры города Хабаровска выглядит следующим образом:  хлеб, молоко, крупа, овощи, мясо и т.д.  По оценке объема приносимых продуктов можно сказать,  что все и ассортимент зависит от материального достатка обслуживаемого лица,  как правило, это получаемый размер пенсии, в более редких случаях дополнительная помощь близких и родственников. Но даже если пенсионеры, получат минимальный размер пенсии, все социальные услуги и доставка предметов  первой  необходимости как бы ложится на плечи социального работника.

     Данную проблему  можно  было  бы решить или облегчить работу сотрудников при следующих вариантах и моделях[16]:

     - в  каждом центре социального обслуживания имелся в наличии автотранспорт и нормальная материально-техническая база для  приобретения  и обслуживания автотранспорта.  На сегодняшний день из 110 центров,  только 10 из них имеют машины,  хотя по  примерному штатному  расписанию центра в каждом из структурных подразделений центра должен быть автотранспорт.

     - в  штатное  расписание ввести ставку грузчика или добавить эту ставку,  как внутреннее совмещение - водителю.  Так как любая продуктовая,  вещевая или гуманитарная помощь,  предоставляемая в центр, разгружается с помощью сил работников центра.

     Отделения дневного пребывания (ОДП)- это лицо, визитная карточка  любого  центра социального обслуживания.  Главная задача - обеспечение общения пенсионеров, обеспечение их активного образа  жизни,  адаптация  их жизнедеятельности в "своей" среде. Как  вид  полустационарного  социального  обслуживания  он включает в себя социально-бытовое,  медицинское и культурное обслуживание пенсионеров,  организацию их питания и отдыха.

     Отделения рассчитаны на одновременный прием от 30 до 90 одиноких пенсионеров.  Посещение ОДП организуется по путевкам сроком на 4 недели (в некоторых случаях на 2 недели).

     Работа отделений дневного пребывания строится в соответствии с утвержденным Положением о центре социального обслуживания Хабаровска.

     Отделения дневного  пребывания  в центрах,  в соответствии с утвержденным распорядком дня,  начинают обслуживание в 10  ч.  00 мин.  Сотрудники  отделения  встречают  своих посетителей уже при входе в центр,  после чего их проводят по центру и знакомят с его работой.

     Приветливое и доброе отношение сотрудников центра, встречающих  пенсионеров,  сразу  создают  атмосферу доброжелательности и расположения.

     В каждом  центре  тщательно продуманно оформление,  интерьер создает домашний уют,  поднимает настроение.  На стендах отражена жизнь  как  самого  центра,  так и отделения дневного пребывания. Пенсионеры могут ознакомиться с информацией о  работе  социальных служб, о проведении мероприятий посвященных различным праздникам, посмотреть фотографии, посвященные работе ОДП[17].

     Администрация центра,  в  лице  его директора,  знакомится с группой пенсионеров, рассказывает им об отделении, его функциях и различных видах помощи,  которые они смогут получить во время посещения ОДП.

     После этого  обслуживаемым  предлагают  посетить медицинский кабинет, в котором медицинская сестра по желанию пенсионера измеряет артериальное давление,  рассказывает о различных медицинских препаратах,  применяемых при конкретных обстоятельствах. В случае плохого  самочувствия  оказывает первую медицинскую помощь,  дает консультации по интересующим вопросам.

     Для желающих  посещать  зал лечебной физкультуры медицинская сестра проводит  занятия  лечебной  гимнастикой,  рассказывает  о предназначении различных тренажеров, с помощью которых пенсионеры могут заняться физическими упражнениями, необходимыми для восстановления  утраченного  здоровья  вследствие перенесенных операций или стрессовых ситуаций.

     Каждый Центр социального обслуживания находит свои особенные подходы в работе с пожилыми людьми, посещающие ОДП.

     Так в центре "Хабаровский"   работает  фитобар .  Волшебный целительный чай из различных лекарственных трав,  который заваривается под контролем медицинской сестры, пользуется большим спросом у посещающих отделения пенсионеров,  т.к.  по их словам этот чай значительно улучшает их самочувствие, придает им сил и бодрости до конца дня.

     Для привлечения граждан пожилого возраста к посильной  трудовой деятельности  в центре "Хабаровский" работают кружки по интересам. Занятия в кружках являются самым любимом делом для посещающих отделения.  Многие пенсионеры вкладывают в это дело всю свою любовь и умение,  а их работы, представленные на выставках, пользуются большим успехом и вызывают восхищение у посетителей[18].

     Работает  кулинарный кружок . Посещающие этот кружок обмениваются рецептами приготовления блюд. Организуется конкурс на лучшее приготовление, для чего все желающие приносят готовые блюда, приготовленные по собственному рецепту.  Выбирается жюри. Под музыку проводится парад блюд,  каждый участник представляет свое  блюдо, делится  рецептом  его  изготовления и затем предлагает для пробы присутствующим.  Победителям вручаются призы - поделки,  изготовленные кружковцами.

     Кроме этого в ЦСО проводятся конкурсы (на лучший бальный танец,  лучшее исполнение песни, стихов и т.д.) с вручением призов, изготовленных в кружках.

     В центре "Пенсинер"  совместно с лечебно-физкультурным диспансером,  (1 раз в квартал) оказываются такие медицинские услуги как ЭКГ и УЗИ. Они проводятся по предварительной записи желающих, которую осуществляет медицинская сестра отделения. После обследования даются консультации и рекомендации врачей,  что в значительной степени помогает обслуживаемым узнать о состоянии своего здоровья и правильно определить в дальнейшем методы лечения различных заболеваний.

     С целью  расширения  социально-бытовых  услуг  для пожилых и нетрудоспособных граждан с июля 2003 г. организована парикмахерская.  Режим работы её с 9-00 час. до 18-00 час. Услугами парикмахерской пользуются не только лица посещающие ОДП, но и пенсионеры,  которые обслуживаются на дому социальными работниками.  Данный вид помощи помогает многим малоимущим гражданам получить необходимые парикмахерские услуги. Пенсионеры дают этому начинанию хорошую оценку,  о чем свидетельствует большое количество благодарностей, получаемых от них.

     Для любителей чтения в центрах работает библиотека, дополнительно выписываются журналы и газеты такие как: "Российская газета", "Московская правда", "Аргументы и факты", "Вечерний Хабаровск", "Медицинская газета",  "Социальная защита", "Социальное обеспечение". Многие пенсионеры сами приносят различные книги в фонд библиотеки[19].

     В ЦСО  "Пенсионер"  более  4-х  лет  работает  кружок флористики "Природа и фантазия" .  Занятия в кружке проводятся два раза в неделю,  в нем занимаются пенсионеры и инвалиды, посещающие отделение дневного пребывания  и  пенсионеры,  которые  ранее  посещали центр.  Кружок  специализируется на изготовлении различных картин из природного материала.

     Руководитель кружка  поддерживает связь с различными общественными организациями,  с помощью которых  организуются  выставки работ пенсионеров . Так, коллекция картин кружка была представлена на Международной выставке "Новейших природоохранных  и  ресурсосберегающих технологий и разработок под девизом "Человек, город и окружающая среда",  которая проходила в июне 2005 года.

     При ЦСО "Пенсионер" создана и функционирует мастерская по пошиву одежды,  в которой работают пенсионеры и инвалиды, проживающие в городе Хабаровске. Центром заключен договор с коммерческой фирмой "Шарм"  о том,  что центр осуществляет набор граждан в мастерскую для пошива одежды и постельного белья.  В свою очередь фирма обязуется предоставлять сырье и техническую базу для организации работы инвалидов.  За сделанную работу пенсионерам и инвалидам выплачивается заработная плата.  Реализация товара осуществляется через предприятия общественной  торговли.  Следует отметить,  что  участие  в  труде пенсионеров и инвалидов дает им значительную прибавку к пенсии, моральное удовлетворение и ощущение собственной полезности.

     Особую благодарность пенсионеры, посещающие ОДП, высказывают за организацию горячего питания в центрах. Для посещающих отде[20]ление дневного пребывания, вывешивается меню-калькуляция с указанием веса порций,  стоимости блюда и общей стоимости обеда. В конце месяца, в случае остатка денежных средств, для пенсионеров формируются дополнительные продуктовые наборы,  а по праздничным датам сотрудники отделения стараются сделать  эти  обеды  действительно праздничными.

     В условиях резкого взлета цен и обеднения населения, в особо тяжелом положении оказались пенсионеры.

     Именно центры социального обслуживания в первую очередь обязаны придти к ним с предложениями о помощи, которая может быть не только в виде путевок в ОДП,  вещей и продуктовых наборов. Важное значение приобретает для пенсионеров психологическая помощь и общение, участие в культмассовых мероприятиях, трудовой и кружковой деятельности.

     В это трудное время  как  никогда  необходимо  внимательное, чуткое и доброжелательное отношение ко всем пожилым и нетрудоспособным гражданам, посещающим центры социального обслуживания.

     В связи с вышеизложенным, видно, что благодарность и признание со  стороны подопечных,  зависит прежде всего от руководителя центра, от его умения и желания правильно построить свою  работу, от его успешного взаимодействия с благотворительными и общественными организациями.

     Для лиц, попавшим в экстремальные условия и остро нуждающихся в натуральной или вещевой помощи,  при центрах открыты Отделения срочного социального обслуживания (ОССО).

     Отделения срочного  социального  обслуживания  в Хабаровске на сегодняшний день являются одним из незаменимых видов помощи в структуре  ЦСО. Чаще всего развернуто одно ОССО на центр,  но возможно его открытие и в филиалах,  и в специально выделенных для этих целей помещениях, особенно, если центр обслуживает население большой территории.

     Основными направлениями деятельности отделений срочной помощи являются[21]:

     - оказание вещевой помощи (одежда, обувь, постельное белье и т.п.);

     - оказание продуктовой помощи (наборы продуктов  или  талоны на бесплатное питание);

     - оказание гуманитарной помощи;

     - оказание психологической помощи;

     - проведение юридических консультаций по вопросам социальной защиты населения.

     По состоянию на 2005 год  в г. Хабаровске при 109 ЦСО в отделения срочного  социального обслуживания обратилось 488998 человек, из них 454629 (92,9%) человек получили ту или иную помощь. Из получивших  помощь  64,9%  случаев  - инвалиды (295148 человек),  в 29,8% - пенсионеры (135679 человек). Относительно стабильно получали  помощь  неполные  (в  4873 случаях - 1,7%) и многодетные (в 5939 случаях - 1,3%) семьи. Остальные категории населения обращались и получали помощь реже: безработные - 1097, бомжи - 134, беженцы - 120, погорельцы - 100 и т.д.

     Для пенсионеров,  частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями, являющимися  противопоказанием к принятию в отделение социального обслуживания, при центрах открыты Отделения социально-медицинского обслуживания на дому (ОСМО).  До  последнего  времени, работу данных  отделений  частично брал на себя персонал общества Красного Креста города Хабаровска.  На данный период времени в отделениях  социально-медицинского обслуживания  на дому на учете состоит 1548 человек (26 отделений).

     К видам  услуг,  предоставляемых отделением относятся[22]:

     - оказание экстренной доврачебной помощи;

     - проведение медицинских процедур (измерение температуры тела,  артериального давления, наложение компрессов, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм);

     - осуществлений подкожных и внутримышечных введений  лекарственных препаратов в соответствии с назначением лечащего врача;

     - оказание  санитарно-гигиенической   помощи   обслуживаемым гражданам (обтирание,  обмывание,  гигиенические ванны,  стрижка ногтей, причесывание);

     - кормление ослабленных граждан;

     - другие социальные и бытовые услуги, оказываемые в надомных условиях.

     Медицинские сестры отделения  осуществляют  свою  работу  во взаимодействии с учреждениями здравоохранения, к которым прикреплены обслуживаемые граждане.  Учреждения здравоохранения  в  свою очередь обеспечивают по договоренности медицинских сестер инструментарием,  медикаментами, перевязочными материалами, другими материалами и предметами медицинского назначения,  необходимыми для общего ухода и оказания доврачебной помощи, не связанной с применением  сильнодействующих  препаратов,  и  оказывают  медицинским сестрам организационно-методическую помощь.

     Для оказания доврачебной помощи отделение должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов (за исключением наркотических и сильно-действующих) и перевязочных средств.

     Выполнение медицинскими  сестрами  отделения   обслуживаемым гражданам  плановых медицинских назначений производится только по назначению лечащего (участкового) врача.

     При рассмотрении функций основных  структурных  подразделений ЦСО можно сказать о том,  что со временем сеть центров социального обслуживания в городе Хабаровске будет более разнообразной,  чем сейчас. Но, несомненно, что какие-то учреждения этого типа будут играть главенствующую роль в административном округе и нести универсальные функции.  Такие учреждения можно условно назвать окружными, головными, базовыми и т.п.  Они должны иметь в своем составе весь набор структурных подразделений по социальному обслуживанию населения города и заниматься организационно-методической работой.

Для оказания помощи пенсионерам - инвалидам по социальной  реабилитации, направленной на устранение или компенсацию ограничений их  жизнедеятельности, восстановление социального статуса инвалида в центре открыто  Отделение социальной реабилитации[23] .

     Реабилитационное отделение проводит прежде всего выявление  и учет инвалидов, нуждающихся в реабилитации; реализует индивидуальные программы реабилитации инвалидов  в  части  социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации;  оказывает инвалидам,  а также членам их семей консультативно-правовую помощь  по  вопросам социальной защиты инвалидов;  проводит оздоровительно-реабилитационные мероприятия;  проводит санитарно-просветительскую  работу  с целью решения вопросов возрастной адаптации.

     Отделение организуется для обслуживания не менее 10  граждан. Продолжительность  пребывания в Реабилитационном отделении граждан определяется характером и срокам необходимым для них оздоровительно-реабилитационных мероприятий.

       В заключение  хочется  сказать о том,  что сфера социальной защиты пенсионеров  в нестационарных формах развивается в сложных условиях,  в первую очередь, в связи с недостаточным ее финансированием.  Положение  усугубляется значительной численностью пенсионеров,  требующих социальной поддержки,  а также тем, что органы социальной защиты населения на местах все в большей степени вынуждены брать на себя несвойственные им функции, в частности, по медицинскому, бытовому и торговому обслуживанию граждан.

     Однако, несмотря на все трудности в целом по г.Хабаровску удалось не только сохранить сеть нестационарных учреждений, но и в определенной мере расширить ее.

     Хотя система  социального  обслуживания населения развивалась бы гораздо успешнее,  если бы было меньше нерешенных вопросов, как в правовом, так и в организационном планах.

  

Заключение

     Уровень цивилизованности общества ставится в прямую  зависимость от того положения, которое занимает в обществе пенсионеры. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем пожилых людей зависит будущее страны, и устойчивое социальное развитие.

     Число пожилых  людей  увеличивается  каждый год,  а качество жизни снижается,  и это далеко не временное явление в сегодняшних условиях  системного кризиса социальной защиты пожилых людей приобретает приоритетное значение.

     Моделирование системы  социальных услуг,  соответствующей потребностям населения - одна из важнейших задач государства  в  период становления социально-ориентированной рыночной экономики. Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон -  представителей законодательной власти,  исполнительных органов, исследователей,  общественных объединений с тем,  чтобы  последовательно реализовать  меры  по  развитию  и укреплению системы социального обслуживания населения,  обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты.

     Старение населения России, приблизившееся к критическому рубежу,  вовлекает государство в решение вопросов перераспределения ресурсов в пользу пенсионеров, как особой группы населения, эффективного обеспечения их социальной защищенности в период реформирования экономики.

     Правительство Хабаровска  исходит из того,  что результативная и взвешенная социальная политика является необходимым условием продолжения  реформ,  укрепления  ее социальной базы и улучшения общественно-политической ситуации.

     В рамках   работы  сложно  осветить все проблемы и тенденции прогнозирования и моделирования в развитии системы социального обслуживания пенсионеров.  Проведенное исследование позволяет  обобщить поднятые вопросы следующим образом:

     1. Социальная защита пенсионеров должна быть одним  из главных направлений государственной политики.

     2. Необходимо продолжать работу по совершенствованию законодательно-нормативной базы, ввести стандарты по организации социального обслуживания пенсионеров, используя для этого научный потенциал страны и зарубежный опыт.

     3. Социальная наука должна более активно заниматься  прогнозированием  и разработкой на основе прогноза эффективных управленческих решений, исключающие негативные социальные последствия, в исследованиях в большей степени опираться на практический материал.

     4. Модель эффективной системы социального обслуживания нельзя  создать  без соответствующего материально-технического обеспечения и базы данных по группам населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.

     5. Финансирование центров социального обслуживания,  как государственных учреждений,  нацеленных на защиту населения, должно быть гарантированным и производиться за счет бюджета.

     6. Необходимо  пересмотреть подходы к оценке труда руководителей центров социального обслуживания, решить вопрос о пересмотре оплаты труда социальных работников и административно-хозяйственного персонала центров.

     7. Внедрение новых эффективных методов социальной работы с пожилыми позволит сделать социальное обслуживание более доступным для каждого нуждающегося хабаровчанина.  Для  развития  сети учреждений и оказания более эффективной помощи населению, необходимо привлекать не только государственные организации, но и налаживать  контакты с коммерческими структурами и благотворительными фондами,  путем тесного сотрудничества со средствами массовой информации и коммуникации.

Список литературы

     1. Конституция Российской Федерации. -  М.: ДиС, 1993.

     2. Федеральный закон РФ от 10.12.95г. N195 "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

     3. Федеральный  закон  РФ  от 17.05.95г.  N122 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

     4. Федеральный закон РФ от 24.11.95г. N181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

     5. Федеральный закон от 12.01.95г. N5 "О ветеранах".

     6.Комплексная программа мер социальной защиты жителей Хабаровска на 2006г.-Хабаровск-2005г.

     7.Гуманизм на практике - опыт работы ЦСО "Раменки" - МГСУ, ЦСО "Раменки"-М, 2002

     8. Дмитриев А.В.   Социальные проблемы людей пожилого возраста. -  М., 2002

     9. Жуков В.И. Реформы в России. -  М.: Союз, 2002

     10. История социальной работы в России/ Энциклопедия социального образования. т.VI/ Под ред.Жукова В.И.. -  М,2002

     11. Настольная книга специалиста - Социальная работа с пожилыми. -  М., 2003

     12. Павленок П.Д. Введение в профессию "Социальная работа". – М.: Инфра-М, 2002

     13. Панов А.М. Социальное обслуживание населения как новый сектор социальной сферы\\ Научно-теоретический сборник. – 2004. -  N 3 . – С. 34 - 45

     14.Российская энциклопедия социальной работы. - М., 2003

     15.Социальное обеспечение. – 2004. -  N1. – С. 14 - 20

     16. Теория и практика социальной работы:  отечественный и зарубежный опыт. -  М., 2002

     17. Теория и методика социальной работы . – М.: Союз, 2003

     18. Теория и практика социальной работы \Под ред. Холостовой Е.И.. – М., 2003.

     19. Уход за престарелыми на дому. Пособие  для патронажных работников. – М., 2002

     20. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. – М., 2002

     21. Официальный сервер Правительства Хабаровского края

Приложение 1

Показатели социального развития Хабаровского края в 2005 году[24]

№ п.п.

Показатели

Единица измерения

2004 год

I квартал 2005 года

I полугодие 2005 года

9 месяцев 2005 года

1

2

3

4

5

6

7

1

Реальные располагаемые денежные доходы населения

в % к соответствующему периоду предыдущего года

100,3

104,9

102,8

103,8

2

Денежные доходы в среднем за месяц в расчете на душу населения

руб.

7020,7

8854

7934,3

8380,8

в % к соответствующему периоду предыдущего года

116,2

122,5

119,6

121

3

Потребительские расходы в расчете на душу населения

руб.

4745,1

5852

5298

5555

в % к соответствующему периоду предыдущего года

126,7

124

125,2

125,4

4

Средняя начисленная заработная плата

руб.

9602,6

10352,5

9981,9

10305,5*

в % к соответствующему периоду предыдущего года

118,1

120,3

118

120,6

5

Реальная заработная плата

в % к соответствующему периоду предыдущего года

103,6

105,3

103,4

105,6

6

Численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода)

тыс. человек

28,9

27,6

27,6

26,1

7

Уровень зарегистрированной безработицы в % от экономически активного населения (конец отчетного периода)

%

3,7

3,6

3,6

3,4


[1] Уход за престарелыми на дому. Пособие  для патронажных работников. – М., 2002

[2] Уход за престарелыми на дому. Пособие  для патронажных работников. – М., 2002

[3] Жуков В.И. Реформы в России. -  М.: Союз, 2002

[4] Панов А.М. Социальное обслуживание населения как новый сектор социальной сферы\\ Научно-теоретический сборник. – 2004. -  N 3 . – С. 34 - 45

[5] Панов А.М. Социальное обслуживание населения как новый сектор социальной сферы\\ Научно-теоретический сборник. – 2004. -  N 3 . – С. 34 - 45

[6] Социальное обеспечение. – 2004. -  N1. – С. 14 - 20

[7] Социальное обеспечение. – 2004. -  N1. – С. 14 - 20

[8] Дмитриев А.В.   Социальные проблемы людей пожилого возраста. -  М., 2002

[9] Дмитриев А.В.   Социальные проблемы людей пожилого возраста. -  М., 2002

[10] Дмитриев А.В.   Социальные проблемы людей пожилого возраста. -  М., 2002

[11] Социальное обеспечение. – 2004. -  N1. – С. 14 - 20

[12] Социальное обеспечение. – 2004. -  N1. – С. 14 - 20

[13] Российская энциклопедия социальной работы. - М., 2003

[14] Комплексная программа мер социальной защиты жителей Хабаровска на 2006г.-Хабаровск-2005г

[15] Комплексная программа мер социальной защиты жителей Хабаровска на 2006г.-Хабаровск-2005г

[16] Дмитриев А.В.   Социальные проблемы людей пожилого возраста. -  М., 2002

[17] Комплексная программа мер социальной защиты жителей Хабаровска на 2006г.-Хабаровск-2005г

[18] Комплексная программа мер социальной защиты жителей Хабаровска на 2006г.-Хабаровск-2005г

[19] Комплексная программа мер социальной защиты жителей Хабаровска на 2006г.-Хабаровск-2005г

[20] Комплексная программа мер социальной защиты жителей Хабаровска на 2006г.-Хабаровск-2005г

[21] Уход за престарелыми на дому. Пособие  для патронажных работников. – М., 2002

[22] Шапиро В.Д. Человек на пенсии. – М., 2002

[23] Дмитриев А.В.   Социальные проблемы людей пожилого возраста. -  М., 2002

[24] Официальный Сервер Правительства Хабаровского края