Содержание

Введение. 3

1. Общая характеристика транспортной отрасли  Хабаровского края. 4

2. Теоретические основы анализа внешней среды предприятия. 11

3. Анализ среды прямого воздействия автотранспортной отрасли. 15

3.1. Анализ потребителей. 15

3.2. Анализ конкурентов. 17

3.3. Анализ поставщиков. 18

3.4. Анализ привлекательности рынка. 19

4. Анализ среды косвенного воздействия. 20

4.1. Анализ технологии в отрасли. 20

4.2. Анализ политических факторов. 25

4.3. Анализ экономического состояния региона. 27

4.4. Анализ социальной среды.. 31

Заключение. 33

Список литературы.. 36

Введение

Экономика современного развитого государства основывается на четырех главных секторах: промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи.

В России с ее огромной территорией именно транспорт объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность  и целостность. Транспорт в России занимал особое, место и на рубеже веков мы имеем право с полным основанием сказать об  его  исторической роли в становлении и развитии Государства российского. 

В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт     занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Всевозрастаю­щие масштабы общественного производства, расширение сфер промышленного использования природных ресурсов, развитие эко­номических и культурных связей как внутри страны, так и с зарубеж­ными странами, требования обороноспособности страны не могут быть обеспечены без мощного развития всех видов транспорта, широко разветвленной сети путей сообщения, высокой мобильности   и маневренности всех видов транспорта.

Целью данной работы является исследование вешней среды автотранспортной отрасли Хабаровского края.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. рассмотреть общую характеристику транспортной отрасли Хабаровского края

2. рассмотреть теоретические основы анализа внешней среды

3. рассмотреть среду прямого воздействия на автотранспортную отрасль

4. рассмотреть среду косвенного воздействия на автотранспортную отрасль.

1. Общая характеристика транспортной отрасли  Хабаровского края

В современных условиях развития рыночной экономики динамика транспортных услуг служит одним из наиболее ярких показателей фактического положения дел в области общеэкономической конъюнктуры. Для Хабаровского края в связи с его обособленным географическим положением и особым укладом территориальной организации производства, которая почти во всех отраслях тесно связана с транспортом, это особенно характерно. Доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте края более чем в два раза превышает среднероссийский уровень. Кризисное состояние деловой активности в стране и регионе отрицательно сказалось на работе транспортных предприятий края.

По данным Хабаровского краевого комитета государственной статистики,  в целом по области наблюдается следующая динамика перевозки грузов по всем видам транспорта (данные приведены по полному кругу предприятий, включая предпринимателей–владельцев, грузовых автомобилей).

Таблица 1

Динамика перевозки грузов транспортом Хабаровского края[1]

Показатели

1950

1970

1980

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

Перевезено грузов всеми видами транспорта, млн. т.

15,8

85,4

129

134

73

56,3

47,9

51,4

51

51,2

железнодорожным

5,9

24,4

29,5

26,3

13,7

12,9

14,8

15,1

15,9

16,9

автомобильным (включая ведомственный)

8,4

56,4

88,9

93,9

52,1

38,1

28,2

30,9

28,6

34,3

внутренним водным

1,5

4,6

10,8

15,7

7,2

5,3

4,9

5,4

6,5

7,1

 

Рис. 1  Динамика перевозки грузов видами транспорта Хабаровского края, млн. т.[2]

 Из анализа данных, представленных на графике 1 видно, что на территории Хабаровского края автомобильный транспорт занимает лидирующую позицию по объемам перевозок.

Рис. 2. Доля различных видов транспорта  в общем объеме перевозимых грузов в 2004 году

В 2004 году наблюдается увеличение объемов перевозок автотранспортом на 19% по сравнению с 2003 годом.

Следует отметить положительную динамику перевозки грузов железнодорожным транспортом. Так, постоянно увеличивающийся объем перевозок железнодорожным транспортом, возрос в 2004 году на 31% по сравнению с 2000 годом.

Перевозки водным транспортом, также имеют положительную динамику. В 2003 году объем перевозок водным транспортом увеличился на 22% по сравнению с 2000 годом.

Анализ перевозок грузов транспортом общего пользования позволяет определить долю специализирующихся транспортных предприятий в общем объеме перевозок.

Перевозка грузов по видам транспорта общего пользования (миллионов тонн) представлена в следующей таблице 2.

 Таблица 2

Перевозка грузов по видам транспорта  году по Хабаровскому краю, млн. т[3]

Показатели

1990

1995

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Транспорт - всего

68

33,7

24,2

24,5

26

25,8

26,9

20,2

в том числе:

железнодорожный

26,3

13,7

11,5

12,9

14,8

15,1

15,9

16,9

автомобильный

26

12,8

6,7

6,3

6,3

5,3

4,5

3,3

внутренний водный

15,7

7,2

6

5,3

4,9

5,4

6,5

7,1

 

Анализ данных по перевозке грузов транспортом общего пользования позволяет выявить тенденцию сокращения объемов перевозки автотранспортными предприятиями.

Рис. 3.  Динамика перевозки грузов автомобильным транспортом общего пользования Хабаровского края, млн. т.[4]

По сравнению с другими видами транспорта, доля перевозок автомобильным транспортом общего пользования в 2003 году сократилась на 21% по отношению к 1995 году.

Рис. 4.   Структура отправления грузов по видам транспорта общего пользования (в процентах) в 2004 году[5]

Рис. 5.  Доля крупных и средних предприятий края в общем объеме перевозок[6]

Таким образом, из анализа данных, представленных на рис. 5, видно, что лидирующее положение в области по объемам перевозок занимают крупные и средние предприятия всех отраслей экономики.

Однако в последние годы доля мелких предприятий и частных перевозчиков имеет тенденции к увеличению. В 2004 их доля увеличилась на 15% по отношению к 2002 году.

Приведем краткую характеристику по видам транспорта Хабаровского края

В транспортном комплексе — одной из ведущих отраслей края — представлены практически все виды транспортных коммуникаций.

Железнодорожный транспорт является главной транспортной артерией Хабаровского края. В основном, железная дорога служит для перевозки транзитных грузов из центральных регионов России, Урала и Сибири, а также из Западной Европы в порты российского Дальнего Востока. В обратном направлении основным видом грузов являются крупнотоннажные контейнеры и сырье для металлургических предприятий. В структуре железнодорожных перевозок краевые перевозки составляют не более 25%, остальные 75% приходятся на транзитные перевозки.

В пределах Хабаровского края расположены три отделения Дальневосточной железной дороги: Хабаровское, Комсомольское и Тындинское. Тындинское отделение включает участок бывшей Байкало-Амурской магистрали на запад от Комсомольска-на-Амуре до границы Хабаровского края с Якутией.

Железные дороги Хабаровского края характеризуются следующими показателями. Общая протяженность железнодорожных путей превышает 2,3 тыс. км. Главный ход железной дороги от самой западной станции Архара до юго-восточной станции Бикин, длинной более 700 км. полностью электрифицирован. На других участках используется тепловозная тяга.

Отправление грузов со станций Дальневосточной железной дороги до 2000 года снижалось. Если в 1990 году отправление составило 27,0 млн. т., то к 2000 году оно снизилось до 11,7 млн. т. Однако в связи с оживлением экономики России, ростом экспорта отправление грузов стало увеличиваться и превысило в 2004 году  15 млн. т.

Такая же динамика наблюдается и в пассажирских перевозках. С 1990 до 2000 [7]года по Дальневосточной дороге в пределах Хабаровского края перевозки упали с 11,9 до 10,3 млн. чел. Однако в 2004 году перевезено уже 11,5 млн. чел.

Одной из самых главных проблем железнодорожного транспорта России является несоответствие его современному уровню технологий. Чтобы выжить и зарабатывать прибыль в современных непростых экономических условиях, руководство МПС обращается к принципам современного бизнес - управления. Налаживает  связь между управлением и внешней средой с помощью усиления маркетингового анализа. Переход к новым целям в управлении определяет новую постановку задачи стратегического анализа управления и требует применения новых информационных технологий.

Все большее значение  в крае приобретают водные пути сообщения. Роль водного транспорта в развитии экономики Хабаровского края велика. По речным магистралям осуществлялась основная масса грузоперевозок, причем главной речной магистралью был и остается Амур.

На развитии речного флота отрицательно отражалось недостаточная изученность фарватеров Амура, нехватка специалистов.

Положение речного транспорта не является исключением по отношению к другим видам, сильно пострадавшим от экономического кризиса. Убытки АО «Амурское речное пароходство» по итогам за прошедший год составили 29 млн. руб.

Серьезный анализ положения на речном транспорте Хабаровского края еще предстоит сделать экономистам, но уже сейчас видны многие ошибки и просчеты. Еще несколько лет назад государство поддерживало судоходные компании, выдавая им льготные кредиты, главным образом для того, чтобы подготовить флот к навигации. Но уже с 1997 года на эти цели не выделяется никаких средств. На 7,9 млрд. руб. (дотации из краевого бюджета) удается подготовить только пассажирский флот к навигации.

Печально зрелище сегодняшнего Хабаровского речного порта. Еще пятилетие назад жизнь в порту кипела. Возвышались стрелы кранов. Десятки судов стояли в ожидании погрузки или разгрузки, а нынче один или два крана лениво что-то загружают в одиноко стоящее судно. Одно время резко оживилась торговля с Китаем, но наши транспортные речные расходы выше китайских, а потому китайская сторона предпочитает выступать в роли перевозчика.

Лидирующее положение на внешнеторговом рынке транспортных услуг на Дальнем Востоке по-прежнему занимает морской транспорт. Однако спрос на его услуги у отечественных  фрахтователей так же низок, как и на других видах транспорта общего пользования.

Несмотря на это, усилия Администрации Хабаровского края привели к росту перерабатывающей способности главных морских портов – Ванинского и Николаевского. В 2005 году переработано 4,9 млн. тонн грузов, что на 23% больше, чем в предыдущем году. Это стало возможным благодаря вновь построенному в порту Ванино 350-метровому пирсу, вводу новых погрузочных мощностей.

Основные виды экспортных грузов, перевозимых морем в экспортной торговле, - лес и лесоматериалы, нефтепродукты, уголь, а также рыба и продукты ее переработки. В частности, объем вывезенной продукции рыбной отрасли края в 1999 году превысил 50 тысяч тонн. 

Хабаровск по-праву называется «воздушными воротами Востока» Он связан с 40 городами Российской Федерации.

Хабаровское авиапредприятие имеет хорошо оборудованную техническую и производственную базу для обслуживания авиатехники и пассажиров. В 1992 году было построено  новое здание аэровокзала, удовлетворяющее самым современным требованиям. Однако показатели,  которые имел воздушный транспорт в последние годы, тоже ухудшились. Грузооборот с 70 тыс. тонн  в год уменьшился вдвое, а пассажирооборт с 2 млн. человек уменьшился до 500 тыс. человек.[8]

Каждый год тарифы на авиабилеты повышаются таким образом, что этот вид транспорта стал недоступен большинству населения Хабаровского края. Это обстоятельство, кроме экономических потерь, имеет и отрицательное воздействие на  дальневосточный социум, который ощущает свою отдаленность и заброшенность по отношению к центру России.

2. Теоретические основы анализа внешней среды предприятия

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на:

      - микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;

       - макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду. Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

       Факторам внешней окружающей среды в системе управления в нашей управленческой науке как на более раннем периоде, так и в настоящее время не уделялось достаточно внимания.

Под факторами внешней среды понимается сила, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы. Отсюда следует понимать, что при организации управления необходимо максимально учитывать факторы внешнего воздействия и рассматривать конкретную организацию как целостную систему, состоящую из взаимно связанных частей.

  Внешняя среда организации включает перечень элементов, таких как потребитель, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации, трудовые ресурсы, технологии, культура, демография, релевантных по отношению к организации.

Сущность анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия - в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также и возможностей и рисков, связанных с его внешней средой. 

При анализе состояния внешней среды особое внимание уделяется анализу рынков, уровня конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий конкурентов строится по такой же схеме, как и собственное производство. Данный подход даем полную картину сравнительного анализа.

В практике используют разные виды анализа и его комбинации. Так, различают анализ, проводимый исключительно на базе прошлой фактической информации (анализ фактов), на базе информации, ориентированной в прошлое и будущее (анализ событий и отклонений), на базе будущей информации (анализ планируемых показателей). Анализ отклонений является частью процесса контроля; анализ планируемых показателей служит для оценки планов и выбора новых альтернатив.

На практике сформировались специфические методы анализа, объектами которых могут быть как отдельные группы и процессы, так и целые отрасли. К наиболее популярным методам анализа относятся:

- функционально-стоимостной анализ. При данном методе объектом анализа чаще всего служат продукты, продуктовые группы и производственные процессы. Стоимостной анализ позволяет минимизировать затраты на производство продукции. При использовании данного анализа на предприятии должна быть отлажена не только финансово-аналитическая группа, но и маркетинговые службы.

- бенчмаркинг.  Данный метод представляет собой процесс точного измерения и сравнения всех операций по разработке и внедрению продуктов мирового класса, как на собственном предприятии, так и у конкурентов. Объектом анализа являются продукты и их компоненты, функции и процессы на предприятии, связанные с производством, разработкой и сбытом продукции. При этом анализе происходит сравнение "лучших из лучших" в данной области, сегменте рынка, сфере бизнеса. Обнаружение недостаточной эффективности выполнения тех или иных функций и итогового результата деятельности предприятия - цель такого анализа. Совокупность функций чаще всего представляется как цепочка процессов создания стоимости, которая в начале и конце увязывается с деятельностью партнеров по рынку.

- анализ полей бизнеса. Анализ воздействия рыночных стратегий на прибыль, который проводится как для предприятия в целом, так и для каждого из его направлений. При данном анализе учитывается не только поток денежной массы, но и показатели возврата инвестиций на капитал, ликвидности, финансовой устойчивости.

- классический сравнительный анализ. При данном анализе сопоставляются технико-экономические и финансовые показатели собственного предприятия с предприятиями конкурентами. Сравнение может относиться к конкретному периоду и быть статичным во времени.

- сравнительный отраслевой анализ. Анализ показателей предприятий одной отрасли. Например, оборот, производительность труда, рентабельность и т.д.

Количественный анализ состояния внешней среды базируется преимущественно на абсолютных, относительных показателях и индексах и представляется виде аналитических таблиц и графиков.

Как правило, фирмы предпочитают использовать несколько видов анализа одновременно.

Общими объектами качественного прогнозирования состояния внешней среды в первую очередь для предприятия являются тенденции общественного и политико-экономического развития, отражаемые в основном в законодательстве.

Все это тесно связано с деятельностью предприятий, влияет на их развитие. Однако, мировой опыт показывает, что политическая ситуация всегда представляет для предприятий трудно прогнозируемую область и является зоной финансовых и социальных рисков. К специальным объектам прогнозирования состояния внешней среды относятся технологическое развитие, характер и сроки развития рыночной активности конкурентов и поставщиков, качественные изменения спроса на рынке.

Методы качественного прогнозирования состояния внешней среды основаны на различных видах опроса. дополнительные, как интернет, голосовая почта, мини телеконференция, что в данное время все

Первая группа методов опроса - одноступенчатые методы - базируется на прямых опросах. При данном методе требуется точных подход к анализу выборок и вероятностей. Данный метод помогает спрогнозировать вид и сроки изменения рыночной активности, как конкурентов, так и потребителей.

Вторая группа методов опроса - многоступенчатые методы - основаны на обращении к определенному кругу экспертов (Метод Дельфи):

·        разработка опросника и передача его экспертам

·        свод отдельных анонимных ответов в один групповой ответ

·        информирование участников о содержании группового ответа и проведение нового, уточненного опроса

·        подведение итогов опроса

Таким образом, информация поступающая имеет "обратную связь", что приводит к более точным данным.

Техническое развитие внешней среды может быть спрогнозировано на уровне отрасли.

Методы прогнозирования могут применяться как в комбинации, так и по отдельности, как макро, так и мини методами.

3. Анализ среды прямого воздействия автотранспортной отрасли

3.1. Анализ потребителей

Анализ потребителей – это первый важнейший фактор внешней среды, от которого зависит жизнеспособность компании в целом.

Основными потребителями автопредприятий являются небольшие организации, частные фирмы, небольшие фабрики, которые реже пользуются услугами железной дороги

В самой общей классификации структуру потребителей  составляют следующие покупатели услуг:

-              Физические лица;

-              Мелкие предприятия розничной торговли;

-              Производственные предприятия (до 50 чел.);

-              Производственные предприятия (до 100 чел.);

-              Крупные предприятия (> 500 чел.).

В  последнее время возрастает роль дальних перевозок автомобильного транспорта. Так в 2003 доходы предприятия автотранспорта от реализации услуг на дальних перевозках составили 1,5 млн. руб., а в 2004 году. - 817 млн. руб.

Наглядно о структуре потребителей говорят следующие данные таблицы 3

Таблица 3

Структура потребителей автопредприятий города Хабаровска[9]

Потребитель

Доход, млн. руб.

Доход, млн. руб.

 

2003

%

2004

%

Физические лица

124

6

169

7

Мелкие предприятия розничной торговли

228,5

11

241

10

Производственные предприятия (до 50 чел.)

768,5

37

965

40

Производственные предприятия (до 100 чел.)

685,4

33

845

35

Крупные предприятия (> 500 чел.)

270

13

193

8

Итого:

2077

100

2414

100

Таким образом, в структуре потребителей автопредприятий преобладают производственные предприятия среднего масштаба (от 50 до 100 чел.) более крупные предприятия все меньше пользуются спросом автомобильного транспорта. Причем в 2004 году по сравнению с 2003 годом доля производственных предприятий средних размеров увеличивается, а крупных снижается. Также постепенно повышается доля физических лиц, пользующихся транспортными услугами автопредприятий. Но это в основном за счет увеличения пассажирских перевозок, но не грузовых. В целом потребители предприятий обеспечивают им рост прибыли в среднем  на 14%, но эта прибыль не покрывает затрат на капитальный ремонт  состава и, как следствие происходит его сокращение.

3.2. Анализ конкурентов

Конкуренты также является определяющим фактором в деятельности предприятия.

В городе Хабаровске существует множество транспортных предприятий, оказывающих автотранспортные  услуги. Главными конкурентами в этой области  являются транспортное предприятие ЗАО«АМУР», транспортное предприятие «ТрансСервис», ПАПТ-6 и транспортное предприятие ОАО «СТРЕЛА». В таблице 4 представлена ценовая конкуренцию между этими организациями.

Таблица 4

 Сравнение цен по товарной номенклатуре между конкурентами[10]

Название транспортного предприятия

Перевозка грузов в пределах Хабаровска, 1 час/руб.

Перевозка грузов в пределах Хабаровского края, руб.

Перевозка грузов в пределах ДВФО, руб.

ОАО «Хабаровск»

150

200 - 2500

3000 - 20000

Транспортное предприятие «АМУР»

170

180 - 3000

2500 - 40000

Транспортное предприятие «ТрансСервис»

180

180 - 2100

2500 - 18000

ПАПТ-6

180

340 - 4000

3000 - 25000

Транспортное предприятие ОАО «СТРЕЛА».

170

300 - 5000

3500 - 35000

Как видно из таблицы, по основному показателю конкуренции – цене – ОАО «Хабаровск» не является лидером, уступая некоторым конкурентам.

Но по показателю надежности ОАО «Хабаровск» и точности при перевозке грузов, компания признана авторитетной, поэтому спрос на ее услуги не уменьшается. Напротив, многие из конкурентных компаний, например ЗАО «АМУР» совсем недавно на рынке данных услуг, и часто можно слышать жалобы на компанию за срыв поставок и т.п., что приводит к снижению спроса на ее услуги при более низкой средней цене услуг. Таким образом, объемы перевозок ОАО «Хабаровск» превышают в 1,6 и 2 раза соответственно Транспортное предприятие «АМУР» и транспортное предприятие «ТрансСервис». Поэтому  эти организации не удовлетворяют потребности своих потребителей и ОАО «Хабаровск» успешно действует на этой территории, предоставляя до 24% транспортных услуг. Благоприятно складывающаяся конъюнктура рынка позволяет осуществлять и замену оборудования и его увеличение (в среднем за последние 2 года основные фонды увеличились на 4 млн. рублей, и составили сумму в 42,0 млн. рублей), что при сохранении устойчиво повышенного спроса может снизить себестоимость услуг и за счет этого.

3.3. Анализ поставщиков

Следующим важным фактором внешней среды являются поставщики автотранспортных предприятий. Основные поставляемые материалы – это шины, запчасти, дизельное топливо и бензин, а также автобусы и грузовики.

Кроме того, автопредприятия постоянно нуждается в продукции и услугах других организаций и тратят на это большие суммы денег, в частности: на топливо, электроэнергию, теплоэнергию, резина, смазочные материалы, запасные части, капитальный ремонт, прочие.

Рассмотрим  основных поставщиков  автопредприятий города Хабаровска в таблице 5.

Таблица 5

 Поставщики ОАО «Хабаровск»

Услуги

поставщиков

Наименование предприятия

Топливо (бензин, дизельное топливо)

Хабаровский нефтеперерабатывающий завод;

Автозапчасти  (шины, запчасти, прочие материалы)

Транспортная компания «ДальТранс»;

ОАО «ДальТрансСервис»;

ОАО «АВТОМиГ».

Транспортные средства (грузовики, автобусы)

ОАО «ДальТрансСервис»;

          ОАО «АВТОМиГ»

Прочие

поставщики

ОАО «Мечел» (ВладиХабаровск);

Оптовая компания «SDFN» (ВладиХабаровск)

Таким образом, основные поставщики материалов, топлива, оборудования находятся в Хабаровске, но также во Владивостоке.

В общем материальные затраты составляют около трети всех расходов любого автопредприятия. Это достаточно много, тем более, нужно учитывать, что цены на покупаемую предприятием продукцию постоянно растут.

3.4. Анализ привлекательности рынка

Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связанно со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта  следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов «от двери до двери» без дополнительных затрат на перегрузку. Большая мобильность, возможность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автотранспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров. Однако себестоимость перевозок на автомобильном транспорте  весьма высока  и в среднем превышает аналогичные показатели  речного и железнодорожного транспорта. Высокий уровень себестоимости определяется  небольшой грузоподъемностью и,  следовательно, производительностью  подвижного состава и в этой связи значительным удельным весом  заработной  платы   в общей сумме эксплуатационных расходов. Резервами снижения себестоимости являются в основном интенсивные факторы – повышения коэффициентов использования пробега автомобилей, грузоподъемности, коммерческой скорости.

Большим достижением отрасли автотранспорта крае является ввод в эксплуатацию автомобильного мостового перехода через р. Амур у г. Хабаровска длиной 3,9 км с правобережным подходом длиной 1,2 км. Этот мост является неотъемлемой частью широтной автомагистрали, связывая, в первую очередь Хабаровский край с Еврейской автономной областью и с Амурской областью.

Государство несет большие затраты по ремонту действующих автомобильных дорог в крае. Указанные затраты в 2004 году возросли на 60%, что позволило отремонтировать 321 км. дорог.

Пассажирооборот на междугороднем автомобильном транспорте в 2004  году немного повысился   на 8%, что свидетельствует об усилении перемещения людей автотранспортом.

4. Анализ среды косвенного воздействия

4.1. Анализ технологии в отрасли

Подвижной состав. Подвижной состав автомобильного транспорта Хабаровского края – это автомобили, полуприцепы и прицепы. Автомобили представляют собой  главную и наиболее сложную часть подвижного состава,  определяющую технический уровень и  экономико-эксплуатационные характеристики всех других элементов  оснащения.

Автомобили в соответствии с принятой  классификацией делятся на  транспортные, специальные и спортивные. Транспортные автомобили предназначены  для перевозки грузов и пассажиров, специальные – для выполнения различных технических функций  ( подъемные краны, передвижные компрессоры, электростанции, прожекторы, мастерские, пожарные), спортивные – преимущественно для достижения рекордов скорости.

Транспортные автомобили в свою очередь подразделяют на 3 основных категории: пассажирские, к которым  относятся  легковые автомобили  и автобусы; грузовые – для перевозки грузов различных наименований и тягачи, не имеющие  собственных грузовых емкостей  и предназначенные  для буксировки полуприцепов и прицепов.

Теперь рассмотрим каждую категорию в отдельности.

Автобусы. Автобусы предназначены для массовых перевозок пас­сажиров. Их важной эксплуатационной характеристикой является вместимость. По этому параметру различают автобусы: особо малой вместимости до 10 мест (длина 5 м); малой вместимости 10—35 мест (длина 6,0—7,5 м); средней вместимости 35—60 мест (длина 8,0— 9,5 м); большой вместимости 60—100 мест (длина 10,5—12,0 м); осо­бо большой вместимости 100 мест (длина 12—16,5 м); особо большой вместимости (сочлененный) свыше 160—190 мест (длина 16,5 м и бо­лее)

По назначению автобусы делят на городские, пригородные, меж­дугородные, местных сообщений, туристские, экскурсионные и школьные.

Городские автобусы предназначены для массовых маршрутных перевозок пассажиров, имеют большей частью многоместные кузова вагонного типа, позволяющие более рационально использовать га­баритные размеры автобуса. При узких улицах и интенсивном дви­жении целесообразно использовать автобусы малой вместимости, но с хорошими маневренными свойствами. Микроавтобусы приме­няют как маршрутные такси при незначительном пассажиропотоке. Особенностью городских автобусов является их способность к интен­сивному разгону, обеспечивающему высокую среднюю скорость движения при частых остановках. Максимальная скорость ограни­чена 70—80 км/ч

Пригородные автобусы работают на маршрутах, связывающих го­рода с пригородами. По сравнению с городскими автобусами они рас­считаны для перевозки преимущественно сидящих пассажиров и имеют более высокую максимальную скорость. Эта же разновид­ность автобусов используется на внутригородских экспрессных линиях.

Междугородные автобусы, предназначенные для перевозки пас­сажиров на значительные расстояния, должны обеспечивать быстро­ту передвижения и повышенные удобства для пассажиров. Багаж в междугородных автобусах укладывают в специальных ящиках в нижней части автобуса или на специально оборудованном участке крыши.

Автобусы местного сообщения курсируют между небольшими го­родами, населенными пунктами и внутри них преимущественно в сельской местности по сети дорог с различными видами покрытий, а также по грунтовым дорогам.

Туристские автобусы используют на туристских маршрутах. По конструкции они аналогичны междугородным, но дополнительно должны иметь оборудованное место для экскурсовода.

Экскурсионные автобусы предназначены для перевозки пассажи­ров по городам и за их пределами на небольшие расстояния. Они имеют большую площадь остекления, высокую комфортабельность для пассажиров.

Школьные автобусы используют для перевозки школьников в сельской местности и малонаселенных районах. Их оборудуют устройствами, повышающими безопасность движения, сиденьями соответствующих габаритов. На этих автобусах устанавливают трафареты, указывающие их назначение.

Легковые автомобили. По назначению их разделяют на 4 груп­пы: личного пользования, служебные, автомобили-такси и прокат­ные.

По рабочему объему цилиндров двигателя легковые автомобили делятся на 5 классов: особо малый (до 1,2л); малый (от 1,2 до 1,8 л); средний (от 1,8 до 3,5 л); большой (более 3,5 л); высший (не регла­ментируется) , а по типу кузова — на автомобили с закрытыми, от­крывающимися и открытыми кузовами.

Закрытые кузова для автомобилей второго и третьего классов делают с двумя рядами сидений (седан), для автомобилей четвер­того класса — с тремя рядами, а иногда с внутренней перегородкой (лимузины). За последние годы получили большое распространение закрытые кузова увеличенной вместимости типа «универсал», кото­рые иногда считают полугрузовыми при убранном заднем сиденье.

Открывающиеся кузова (кабриолеты) имеют снимающийся матерчатый или жесткий верх. Открытые кузова (фаэтоны) наибо­лее распространены и применяются главным образом для легко­вых автомобилей высокой проходимости.

Составной часть автомобильного транспорта являются - автомобильные дороги. Автомобильные дороги - комплекс инженерных сооружений, обеспечивающий  возможность непрерывного движения автомобилей  с расчетными скоростями, а также обслуживание водителей, пассажиров и подвижного состава.

Автомобильные дороги делятся на дороги общего пользования и  ведомственного  назначения. Дороги общего пользования классифицируются на три типа: магистральные, рассчитанные  на движение без ограничения скорости и предназначенные для грузового и пассажирского транспорта; магистрали, на которых движение имеет скоростные ограничения; местные, рассчитанные на  замедленное, не изолированное от пешеходов движение автомобилей. Дороги бывают  федеральные, соединяющие столицы  республик  и важнейшие административно – промышленные центры России; республиканские, связывающие столицы республик с подведомственными областями и крупными районными городами;  местные; включая сельские и ведомственные, используемые  по преимуществу  для транспортных связей отдельных населенных пунктов между собой и для хозяйственных нужд предприятий; областные, обеспечивающие транспортные связи областных центров  с соответствующими районными пунктами области; автономных образований и краевого значения.

В зависимости от качества, технической оснащенности дорог определяется их пропускная способность. По пропускной способности автомобильные дороги делятся на пять категорий:

1 категория: более 7000 автомобилей в сутки;

2 категория: от 3000 до 3000 автомобилей в сутки;

3 категория: от 1000 до 3000 автомобилей в сутки;

4 категория: от 200 до тысячи автомобилей в сутки;

5 категория:  до 200 автомобилей в сутки.

Чем выше категория дороги, тем больший поток автомобилей она пропускает и тем  более  совершенной  является в техническом отношении. В зависимости от  интенсивности движения,  разрешенной скорости  движения и рода  технических  характеристик  автомобильные дороги относят  к одной из пяти категорий.

Протяженность автомобильных дорог  увеличивается  и за 1994 - 2004 протяженность автомобильных дорог в Хабаровском крае с твердым покрытием ( включая ведомственные)  увеличилось на  11 тыс.км.

В общей протяженности автомобильных дорог  дороги с твердым покрытием в 2004 году составляли 77.5%. Благоустройство дорог ведется медленно, а это не  способствует сохранению автомобильного парка и повышению эффективности работы. В настоящее время 40% сельских населенных пунктов края не имеют дорог с твердым покрытием[11].

Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в крае. И, как аварийность,  показывает  его состояние. В крае 40%  сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования.  На  сегодняшний день качество автодорожной  сети Хабаровского края невысокое: 11% автодорог – грунтовые, 1/3 дорог имеет твердое покрытие- гравийные, щебеночные, шлаковые и булыжниковые, они не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к сокращению.

4.2. Анализ политических факторов

К государственно-политическим факторам относятся: общее состоя­ние внешнеполитической обстановки в мире, уровень стабильности поли­тической обстановки в отдельных странах и группах стран, характер взаимоотношений между государствами, осуществляющими воздушные сообщения, региональная  политика отдельных краев и областей в развитии внешних связей: внешней торговли, культурного, научного и спортивного обмена, международного туризма и т.д., государственная си­стема регулирования воздушного транспорта и др. Все эти государствен­но-политические факторы должны учитываться при изучении конъюнк­туры рынка автоперевозок.

Хабаровский край является одним из самых крупных регионов России и центром Федерального округа, объединяющего десять Дальневосточных субъектов федерации. В состав Хабаровского края входят 19 муниципальных образований, в том числе 17 районов и 2 города (г. Хабаровск и г. Комсомольск-на-Амуре)[12].

С начала 90-х годов прошлого века, последовательная политика развития Хабаровского края, проводимая Губернатором края и возглавляемым им Правительством, направлена на решение задач по преодолению кризисных явлений в экономике края, адаптации структуры хозяйственного комплекса края к рыночным условиям, интеграции в мировой рынок, сохранению экономического потенциала, социальной инфраструктуры и системы социальных гарантий, созданию условий для стабильного экономического развития и роста жизненного уровня всех слоев населения.

Губернатор края является высшим должностным лицом Хабаровского края и возглавляет высший, исполнительный орган государственной власти Хабаровского края – Правительство края.

Губернатор края формирует Правительство края, определяет основные направления деятельности Правительства края, организует его работу на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации. Федеральных законов, указов Президента России, постановлений Правительства России и краевых законов.

Законодательную (представительную) власть в крае осуществляет Законодательная Дума Хабаровского края.

Законодательная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти края.

Законодательная Дума в пределах своих полномочий осуществляет правовое регулирование на территории края.

Законодательная Дума края обладает законодательной инициативой в Государственной Думе Российской Федерации.

Политика Правительства Хабаровского края направлена на взаимодействие с представительными органами власти, федеральными структурами и сотрудничество с оппозиционными партиями и их лидерами, что обеспечивает стабильную социально-политическую ситуацию и динамичное развитие края.

По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА» Хабаровский край в 2003-2004 годах занимает 37 место по политическому риску и 24 место по социальному риску среди 89 субъектов Российской Федерации. Хабаровский край относится к числу регионов России с постоянно улучшающимся инвестиционным климатом. При значительном инвестиционном потенциале, в настоящее время в крае достаточно умеренны региональные риски инвестирования. Среди субъектов федерации Хабаровский край относится к немногочисленной категории регионов со средним инвестиционным потенциалом и умеренным риском (2В) и является одной из потенциальных «точек экономического роста» России[13].

Среди регионов Дальневосточного федерального округа Хабаровский край является одним из лидеров как по возможностям инвестирования (инвестиционному потенциалу), так и по инвестиционному риску.

В целом политическая обстановка в крае способствует развитию автотранспортной отрасли.

4.3. Анализ экономического состояния региона

Хабаровский край  занимает центральную часть Дальнего Востока. Образован одновременно с Приморским при разделении единого Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края в октябре 1938 года. В крае проживает 1.6 млн. чел. 

Хабаровский край является промышленной  сердцевиной  Дальнего Востока и Забайкалья. Обладает мощным потенциалом машиностроения и металлообработки (судостроение, авиастроение, станкостроение, выпуск кабеля, дизелей), черной металлургии, нефтепереработки, производством строительных материалов и оборудования. Имеется большое число предприятий легкой и пищевой промышленности. Один из наиболее значимых в России и в мире регионов рыбодобычи и рыбопереработки. Обладает весьма развитым электроэнергетическим комплексом.

Располагает огромными запасами различного минерального сырья. Наиболее перспективные направления промышленности – золото, олово и уголь. Развиты лесодобыча и лесопереработка, пушной и зверобойный  промыслы. Одна из важнейших отраслей хозяйства – добыча, переработка рыбы и морепродуктов.       

Хабаровский край – один из крупнейших по размерам регионов Российской Федерации. Его площадь 788600 кв. км.  Хабаровский край занимает выгодное положение. Он расположен в центре Дальневосточного экономического региона, имеет общие границы с Республикой Саха (Якутией), Еврейской автономной областью. Приморским краем, Амурской и Магаданской областями. Татарский пролив отделяет его от Сахалина, а Охотское море - от Камчатской области. По протоке Казакевичева и реке Уссури на протяжении 265 км проходит граница с КНР.   

В крае насчитывается 17 районов, 7 городов, 31 поселок городского типа. 534 сельских населенных пунктов, 68% всего населения края проживает городах. По численности населения г. Хабаровск занимает второе место на Дальнем Востоке (после г. Владивостока), а г. Комсомольск-на-Амуре -  третье.

Хабаровский край обладает большими и разнообразными ресурсами – земельными, водными, лесными и другими биологическими ресурсами вод и суши. Многочисленными полезными ископаемыми.

По многим из них край занимает важное место на Дальнем Востоке и даже в стране (лес, ценные виды рыб и пушных зверей, руды черных, цветных и драгоценных металлов, водные ресурсы и др.)    

В Хабаровском крае более 120 тыс. больших и малых рек с общим стоком 4,5 млрд. куб. км. Большинство из них принадлежит системе Амура - одной из самых длинных рек России. Ее общая длина 4440 км., в том числе более 1000 км. на территории края. Он несет через край огромную массу воды, выливая ниже города Николаевска-на-Амуре в Охотское море за год 346 куб. км.

Велики энергетические ресурсы рек, но их использование во многих случаях ограничено, так как по многим идут на нерест проходные лососи[14].

В структуре отраслей народного хозяйства промышленность занимает лидирующее положение (32% валового регионального продукта), ориентирована в основном на общегосударственные и региональные нужды. В целом Хабаровский край производит свыше четверти промышленной продукции Дальневосточного региона. Основными отраслями являются электроэнергетика (28% объема промышленного производства края), топливная промышленность (15%), машиностроение и металлообработка (26%), лесная и деревообрабатывающая промышленность (6%), цветная металлургия (5%), пищевая промышленность (10%).

В 2003 году и особенно в 2004 году начался подъем экономики в России и, в частности, в Хабаровском крае. Это выразилось, в первую очередь, в увеличении объема промышленного производства в 2004 году до 25,1 млрд. руб., что составило  109% к уровню 2003 года.

Относительно устойчивое положение сохранилось в отраслях топливно-энергетического комплекса и отдельных ресурсодобывающих отраслях. Предприятиями топливно-энергетического комплекса даже в сложных условиях 2003 года произведено продукции на 2.5 процента выше уровня предыдущего года, в основном за счет увеличения объема производства предприятий топливной промышленности (на 13%). В условиях начавшегося экономического подъема темпы роста в топливно-энергетической отрасли  значительно возросли, составив в 2004 году 14%.

На нефтеперерабатывающих предприятиях в 2004 году объемы переработки нефти возросли на 20.4 процентов, выпуск автомобильных бензинов увеличился на 15.7 процентов, дизельного топлива - на 13.9 процентов. Возросла экспортная направленность производства. На реконструкцию действующих мощностей нефтеперерабатывающими предприятиями использовано 195 млн. руб.

В 2004 году добыча угля в крае увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 11.7 процентов, составив 1,6 млн. тонн. И уже к концу 2005 года был достигнут рубеж в 1,9 млн. тонн. Продолжались работы на пусковом комплексе разреза “Ургальский”. Приобретена по лизингу техника для разработки Мареканского месторождения в Охотском районе, где в истекшем году было добыто 5.3 тыс. тонн угля[15].

На предприятиях лесной и деревообрабатывающей промышленности  объем промышленного производства в 2004 году составил 100.2 процента к уровню прошлого года. Объем вывозки древесины увеличился на 1.7 процента и составил 4,4 млн. куб. м, производство древесноволокнистых плит – на 19.3 процента.

 В рыбной отрасли объемы рыбодобычи возросли на 6.5 процента и  составили 232.8 тыс. тонн, выпуск пищевой рыбной продукции на рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятиях края увеличился на 43 процента.

Хабаровский край - ведущий в России регион по производству оловянного концентрата; на его долю приходится 35 процентов олова России. Кроме того, в крае добывается и медь.

Хабаровский край по запасам и ресурсам драгоценных металлов входит в число  10 основных золотодобывающих регионов России. Золотодобыча относится к числу приоритетных отраслей, способных сыграть заметную роль в развитии экономики края - уже сейчас она обеспечивает порядка 7% поступлений в краевой бюджет, способствует развитию дорожно-транспортной инфраструктуры (по мере ввода в эксплуатацию новых месторождений прокладываются новые дороги, связывающие месторождение с магистралями).

В крае добывается ежегодно свыше 8 т. золота, из них 72% - из россыпей, остальное - из рудных месторождений. Из россыпей добывается также платина и платиноиды.  Примечательной особенностью является то, что все месторождения золота (за исключением месторождений в молодых вулканитах) содержат  эти металлы.

По производству многих видов продукции (древесина, цветные и драгоценные металлы, рыба, литейные машины, мостовые электрические краны, продукции оборонного комплекса) край выделяется не только на Дальнем Востоке, но и в России. Здесь находятся единственные на Дальнем Востоке предприятия нефтеперерабатывающей промышленности и черной металлургии.

Экономическая ситуация в крае также способствует развитию автотранспорта в крае в значительной степени.

4.4. Анализ социальной среды

Реальные денежные доходы населения края в январе-сентябре 2005 года увеличились к соответствующему периоду 2004 года на 5,5.

В среднем на душу населения края денежные доходы в январе-сентябре т.г. сложились в размере 8380,8 рубля, с ростом к соответствующему периоду 2004 года на 21,0%.

Рост потребительских расходов составил 25,4% к соответствующему периоду 2004 года.

Численность официально зарегистрированных безработных на конец сентября 2005 года составила 26,1 тыс. человек. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года их число увеличилось на 6,1%.

Уровень официальной безработицы на конец сентября 2005 года составил 3,4% против 3,2% на конец сентября 2004 года.

Прирост численности безработных в основном связан с изменением законодательства, в соответствии с которым расширен круг лиц, имеющих право на пособие, и увеличен размер минимального пособия по безработице.

Таблица 6

Показатели социально-экономического развития Хабаровского края в 2005 году[16]

№ п.п.

Показатели

Единица измерения

2004 год

I квартал 2005 года

I полугодие 2005 года

9 месяцев 2005 года

1

2

3

4

5

6

7

1

Реальные располагаемые денежные доходы населения

в % к соответствующему периоду предыдущего года

100,3

104,9

102,8

103,8

2

Денежные доходы в среднем за месяц в расчете на душу населения

руб.

7020,7

8854

7934,3

8380,8

в % к соответствующему периоду предыдущего года

116,2

122,5

119,6

121

3

Потребительские расходы в расчете на душу населения

руб.

4745,1

5852

5298

5555

в % к соответствующему периоду предыдущего года

126,7

124

125,2

125,4

4

Средняя начисленная заработная плата

руб.

9602,6

10352,5

9981,9

10305,5*

в % к соответствующему периоду предыдущего года

118,1

120,3

118

120,6

5

Реальная заработная плата

в % к соответствующему периоду предыдущего года

103,6

105,3

103,4

105,6

6

Численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода)

тыс. человек

28,9

27,6

27,6

26,1

7

Уровень зарегистрированной безработицы в % от экономически активного населения (конец отчетного периода)

%

3,7

3,6

3,6

3,4

         В целом социальная обстановка в крае на сегодня способствует развитию автотранспортной отрасли, особенно в связи с ростом доходов населения и возможностью использования автотранспорта.

Заключение

         В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.

В современных условиях развития рыночной экономики динамика транспортных услуг служит одним из наиболее ярких показателей фактического положения дел в области общеэкономической конъюнктуры. Для Хабаровского края в связи с его обособленным географическим положением и особым укладом территориальной организации производства, которая почти во всех отраслях тесно связана с транспортом, это особенно характерно. Доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте края более чем в два раза превышает среднероссийский уровень. Кризисное состояние деловой активности в стране и регионе отрицательно сказалось на работе транспортных предприятий края.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Анализ потребителей – это первый важнейший фактор внешней среды, от которого зависит жизнеспособность компании в целом.

Основными потребителями автопредприятий являются небольшие организации, частные фирмы, небольшие фабрики, которые реже пользуются услугами железной дороги

В городе Хабаровске существует множество транспортных предприятий, оказывающих автотранспортные  услуги. Главными конкурентами в этой области  являются транспортное предприятие ЗАО«АМУР», транспортное предприятие «ТрансСервис», ПАПТ-6 и транспортное предприятие ОАО «СТРЕЛА».

В общем материальные затраты составляют около трети всех расходов любого автопредприятия. Это достаточно много, тем более, нужно учитывать, что цены на покупаемую предприятием продукцию постоянно растут.

Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связанно со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью.

В общей протяженности автомобильных дорог  дороги с твердым покрытием в 2004 году составляли 77.5%. Благоустройство дорог ведется медленно, а это не  способствует сохранению автомобильного парка и повышению эффективности работы. В настоящее время 40% сельских населенных пунктов края не имеют дорог с твердым покрытием.

Политика Правительства Хабаровского края направлена на взаимодействие с представительными органами власти, федеральными структурами и сотрудничество с оппозиционными партиями и их лидерами, что обеспечивает стабильную социально-политическую ситуацию и динамичное развитие края.  Политическая ситуация в крае  в целом способствует развитию автотранспортной отрасли.

Хабаровский край является промышленной  сердцевиной  Дальнего Востока и Забайкалья. Обладает мощным потенциалом машиностроения и металлообработки (судостроение, авиастроение, станкостроение, выпуск кабеля, дизелей), черной металлургии, нефтепереработки, производством строительных материалов и оборудования. Имеется большое число предприятий легкой и пищевой промышленности. Один из наиболее значимых в России и в мире регионов рыбодобычи и рыбопереработки. Обладает весьма развитым электроэнергетическим комплексом.

Экономическая ситуация в крае также способствует развитию автотранспорта в крае в значительной степени.

В целом социальная обстановка в крае на сегодня способствует развитию автотранспортной отрасли, особенно в связи с ростом доходов населения и возможностью использования автотранспорта.

Список литературы

     1. Транспорт, связь и энергетика Дальнего Востока и Забайкалья.                 Инвестиционный атлас.        Т.1. Транспорт и связь. -  Хабаровск: Дальневосточное бюро по разработке и экспертизе инвестиционных проектов, 2003  

     2. Паспорт Хабаровского края. Данные за 1990-2004 годы. -  Хабаровск:

Хабаровский Госкомстат, 2004

     3. Минакир П.А, Галичанин Е.Н. Экономика Дальнего Востока: пять лет реформ. -   Хабаровск, 2004

     4. Онихимовский В.В., Беломестных Ю.С. Полезные ископаемые Хабаровского края. -  Хабаровск, 2003

     5. Социально-экономическое положение Хабаровского края в 2004 году.  - Хабаровск: Крайкомгосстат, 2005

     6. Шнайдер В. Применение системы SAS для создания информационных систем управления железнодорожной отраслью // Информационные технологии на железнодорожном транспорте  Материалы конференции «Инфотранс-98».- СПб.,2004

     7. Социально-экономическое положение Хабаровского края за январь-декабрь 2004 года. -  Хабаровск: Крайкомгосстат, 2005

     8. Крушанов А.И. История Дальнего востока СССР в эпоху феодализма и социализма.  – М.: Наука, 2002

     9. Мысник В.Г. Проблемы транспорта во внешнеэкономической деятельности // Сборник материалов международной конференции.  – Хабаровск, 2003

     10. Официальный Сервер Правительства Хабаровского края


[1] Паспорт Хабаровского края. Данные за 1990-2004 годы. -  Хабаровск:

Хабаровский Госкомстат, 2004

[2] Минакир П.А, Галичанин Е.Н. Экономика Дальнего Востока: пять лет реформ. -   Хабаровск, 2004

[3] Транспорт, связь и энергетика Дальнего Востока и Забайкалья.                 Инвестиционный атлас.      Т.1. Транспорт и связь. -  Хабаровск: Дальневосточное бюро по разработке и экспертизе инвестиционных проектов, 2003

[4] Транспорт, связь и энергетика Дальнего Востока и Забайкалья.                 Инвестиционный атлас.      Т.1. Транспорт и связь. -  Хабаровск: Дальневосточное бюро по разработке и экспертизе инвестиционных проектов, 2003

[5] Там же

[6] Мысник В.Г. Проблемы транспорта во внешнеэкономической деятельности // Сборник материалов международной конференции.  – Хабаровск, 2003

[7] Официальный Сервер Правительства Хабаровского края

[8] Официальный Сервер Правительства Хабаровского края

[9] Социально-экономическое положение Хабаровского края за январь-декабрь 2004 года. -  Хабаровск: Крайкомгосстат, 2005

[10] Официальный Сервер Правительства Хабаровского края

[11] Минакир П.А, Галичанин Е.Н. Экономика Дальнего Востока: пять лет реформ. -   Хабаровск, 2004

[12] Официальный Сервер Правительства Хабаровского края

[13] Официальный Сервер Правительства Хабаровского края

[14] Социально-экономическое положение Хабаровского края за январь-декабрь 2004 года. -  Хабаровск: Крайкомгосстат, 2005

[15] Социально-экономическое положение Хабаровского края за январь-декабрь 2004 года. -  Хабаровск: Крайкомгосстат, 2005

[16] Официальный Сервер Правительства Хабаровского края