Содержание
Введение.. 3
1. Теоретическая часть. 4
1.1 План реализации продукции. 4
2. Планирование себестоимости продукции. 6
1.3 Планирование прибыли. 9
2. Практическая часть. 13
Заключение.. 26
Список литературы... 27
Введение
Возможность планирования как конкретного вида деятельности вытекает из природы хозяйствующего субъекта, напрямую определяется общими условиями хозяйствования. Поэтому природу планирования следует связывать с экономическим базисом, с совокупностью производственных отношений.
Планирование имеет дело с реально существующими материально-вещественными факторами производства, социально-экономическими отношениями и условиями жизни общества. Этим факторам и условиям присущи качественные и количественные характеристики, которые определяются отношениями планомерности.
Понятие "планомерность" означает форму организации и функционирования производства, оно указывает на движение к реализации целей и задач, соответствующих экономическим, научным, техническим, социальным условиям. Цели и задачи, как и факторы производства, имеют качественные и количественные характеристики.
Однако реализация целей и задач и достижение желаемой меры изменения явлений и процессов возможны при условии соответствующей пропорциональности, т.е. количественных соотношений между структурными частями явления.
Целью контрольной работы является изучение теоретической и практической части дисциплины “планирование”.
Задачами работы будет рассмотрение: 1) теоретической части; 2)практической части контрольной работы.
1. Теоретическая часть.
1.1 План реализации продукции.
Разработка плана реализации продукции является завершающим этапом составления производственной программы предприятия. Объем реализации планируется в стоимостном выражении в рыночных ценах. Показатель объема реализации продукции связывает каждое предприятие со всеми своими потребителями на соответствующих рынках сбыта. Реализованной считается продукция, отгруженная и оплаченная покупателем.[1]
По составу объем реализованной продукции отличается от товарной на величину изменения остатков готовой продукции и рассчитывается следующим образом:
Р = Т + О1,2н - О1,2к,
где Р - объем реализованной продукции, руб.,
Т - планируемый годовой объем товарной продукции, руб.,
О1,2н, О1,2к - соответственно остатки готовой продукции на начало и конец планового периода, руб.
Различают два вида остатков
- остатки готовой продукции на складе,
- остатки готовой продукции в пути не оплаченные.
Остатки готовой продукции первого и второго вида на начало планового периода определяются как ожидаемые или принимается их фактическое наличие.
Остатки готовой продукции первого и второго вида на конец планового периода (О1,2к) являются нормируемыми и подлежат расчету
О1 = Nc × Д,
где О1 - остатки готовой продукции на складе, руб.,
Д - средняя норма дней, необходимых для комплектования партии, упаковки, оформления погрузочно-разгрузочных документов, отправление до стации назначения.
О2 - остатки готовой продукции в пути не оплаченные, руб.,
О2 = Nc × Д1,
где Д1 - среднее количество дней пробега документов от банка поставщика к банку потребителя и обратно.
Объем реализованной продукции определяется во всем видам и срокам поставки продукции, а также условиями ее оплаты и отгрузки, согласованным с потребителями.
При планировании годового объема реализации производители должны предусматривать при заключении хозяйственных договоров пригодные для себя условия оплаты товаров и услуг: по факту отгрузки (на дату поставок), в кредит (на установленный срок), авансом (предварительная оплата) а также учитывать скидки с цен, уровень инфляции, потери на стадии обращения продукции, безнадежные долги клиентов и т.д.
План реализации является основным стратегическим и оперативным документом, как для зарубежных фирм, так и для всех отечественных предприятий.
Несмотря на внешнюю простоту, этот план имеет исключительное значение в текущей деятельности предприятия, так как именно в нем излагаются конечные задачи плановикам - экономистам на предстоящий год. С помощью плана реализации предприятия осуществляют переход от общего планирования к политике заключения адресных сделок-планов, предусматривающих производство и доставку продукции в текущем (плановом) году. Говоря рыночным языком, план реализации продукции дает предприятиям возможность перейти от показателя общего прироста дохода к показателю чистого прироста выпуска продукции, а от него затем к доходу - главному показателю эффективности конечной деятельности.
Планы реализации и производства продукции тесно взаимосвязаны. В условиях рынка план реализации, составленный на основе портфеля заказов потребителей, оказывает прямое воздействие и на планирование объемов производства товаров и услуг.[2]
2. Планирование себестоимости продукции.
План по себестоимости продукции (работ, услуг) представляет собой систему технико-экономических расчетов, которые определяют величину текущих затрат на производство и сбыт продукции (каждого вида и всей товарной продукции).
Целью планирования себестоимости является определение оптимального уровня затрат на производство и сбыт продукции при рациональном использовании ресурсов предприятия.
Планирование себестоимости продукции осуществляется при разработке перспективных и текущих (годовых) планов предприятия. Текущие планы составляются, как правило, с разбивкой по месяцам.
План по себестоимости содержит следующие показатели:
- смету затрат на производство (тыс. руб.),
- себестоимость товарной продукции (тыс. руб.),
- себестоимость единицы важнейших видов продукции (руб.),
- затраты на один рубль товарной продукции (коп),
- задания по снижению себестоимости продукции (%).
Смета затрат на производство отражает по экономическим элементам все затраты, связанные с осуществлением производственной деятельности.
Себестоимость товарной продукции отражает все затраты на производство и реализацию продукции по калькуляционным статьям расходов.
Себестоимость единицы продукции - предельно допустимый размер затрат на производство единицы конкретных видов продукции.
Затраты на один рубль товарной продукции - частное от деления ее себестоимости на плановый объем товарной продукции.
Задание по снижению себестоимости продукции характеризует ее изменение к базисному периоду.
При выпуске предприятием одного вида продукции себестоимость единицы продукции является показателем, характеризующем уровень и динамику затрат на ее производство.
Для характеристики себестоимости разнородной продукции при планировании себестоимости рассчитываются показатели снижения:
- себестоимости сравнимых видов продукции (работ, услуг);
- затрат на один рубль товарной продукции.
Исходные данные для разработки плана по себестоимости: объем производства продукции в натуральном и стоимостном выражении (производственная программа); нормы расхода живого и овеществленного труда на единицу продукции (план материального обеспечения, план по труду); цены, тарифы, ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений, мероприятия по техническому развитию, совершенствованию труда, производства и управления.
Разработке плана по себестоимости предшествует анализ хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений.
В планировании себестоимости на предприятиях, как правило, используются два метода: нормативный (прямого счета) и расчет себестоимости по важнейшим технико-экономическим факторам (аналитический).
Применение тех или иных приемов обоснования плана по себестоимости продукции в большей степени зависит от стадии разработки плана. На стадии разработки проектов перспективных и текущих планов применение традиционных приемов планирования себестоимости с использованием сметы затрат на производство смет косвенных расходов (содержания и эксплуатации оборудования, цеховых, общехозяйственных, сбытовых) и плановых калькуляций не является достаточно эффективным, так как эти документы не отражают в полной степени основных направлений, за счет которых намечается снижение себестоимости. На этой стадии план по себестоимости продукции определяется путем расчета изменения затрат по основным технико-экономическим факторам.[3]
При составлении развернутых текущих планов расчеты себестоимости по факторам сочетаются в составлением калькуляций себестоимости отдельных видов продукции и сметы затрат на производство, в основе разработки последних нормативный метод (метод прямого счета).
Составлению плана по себестоимости продукции предшествует разработка сметы затрат на производство, включающий следующие расчеты:
1. Затраты на сырье и материалы, топливо и энергию технологические в основном производстве.
2. Размер основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих.
3. Смет затрат цехов вспомогательного и обслуживающего производства.
4. Сметы расходов на подготовку и освоение производства новых видов продукции.
5. Смет расходов на производство и эксплуатацию оборудования.
6. Смет цеховых расходов.
7. Сметы общехозяйственных расходов.
8. Сметы расходов по сбыту продукции (коммерческих).
9. Свод затрат на производство.
1.3 Планирование прибыли.
С финансово-экономических позиций произведенное предприятием или фирмой богатство является разницей между производством и потреблением, между результатами и затратами. По словам Р. Л. Акоффа, одна из социальных функций всякой промышленной или коммерческой корпорации состоит в производстве богатства, другая — в распределении дохода, благодаря которому становится возможным потребление.[4]
Следовательно, доход предприятия или прибыль фирмы является в условиях рынка основой самофинансирования всех видов производственно-коммерческой деятельности корпорации и социально-трудовых отношений персонала. Поэтому максимизация прибыли или доходов фирмы является определяющей конечной целью стратегического, тактического и текущего внутрифирменного планирования. В связи с этим представляется весьма важным рассмотреть на микроэкономическом уровне основные организационно-экономические возможности или теоретические положения максимизации прибыли на промышленном предприятии.
В современной рыночной экономике среди главных источников получения высших доходов первые места по праву занимают труд, капитал и организация. Существует множество организационных форм человеческой деятельности, когда источником возникновения прибыли является один и единственный фактор производства — труд людей. Например, многие российские предприниматели («челноки») покупают заграничные товары с целью их немедленной перепродажи на отечественном рынке. Труд здесь вкладывается в приобретение товара, его доставку на соответствующий рынок и в организацию его скорейшей продажи путем рекламирования и расхваливания, а прибыль образуется за счет разности в ценах первоначальной покупки и последующего сбыта.
Однако производственная деятельность предприятий и фирм, осуществляемая с целью получения прибыли, основывается обычно на привлечении многочисленных экономических ресурсов или факторов производства, и прежде всего труда и капитала, а также таких комплексных рыночных категорий, как организация производства и рабочее время. С экономических позиций действуют только два фактора производства — природа и человек. Капитал и организация являются результатом труда человека. Отсюда вытекает, что настоящая прибыль, доход или избыток возникают лишь при условии взаимодействия труда и капитала и сохранения основными факторами производства, в особенности капиталом, их первоначальной стоимости. Это в свою очередь предполагает необходимость четкого различия между валовой и чистой прибылью. Валовая прибыль определяет величину общего (совокупного) дохода предприятия без учета обесценивания капитала. Чистая прибыль представляет собой валовой доход за вычетом затраченных средств, в том числе отложенных на восстановление израсходованных средств производства.
Следует также различать показатели среднего, валового и предельного дохода, относящиеся к конечным общеэкономическим нормативам или стандартам.
Валовой доход при любом уровне продаж определяется путем умножения цены на соответствующее количество продукции, запланированное к реализации. Каждое проданное изделие прибавляет ровно одну свою цену к валовому доходу. Предельный доход есть дополнительный или добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукции. В приложении 4 приведены показатели дохода фирмы в условиях чистой конкуренции при различных объемах продажи продукции.
Валовой доход фирмы возрастает с каждой проданной единицей продукции. Предельный доход показывает увеличение валового дохода с ростом объема продажи продукции.
В условиях чистой конкуренции цена товара является постоянной для отдельной фирмы, поскольку добавочные единицы продукции могут быть проданы по прежним ценам. В приложении 1 показана зависимость доходов от объема продажи продукции.
Кривые валового и предельного дохода отражают существующие закономерности изменения основных экономических показателей конкурентной фирмы. Кривая среднего дохода или спроса является совершенно эластичной в условиях чистой конкуренции. Кривая предельного дохода совпадает с кривой среднего дохода, и в результате цена продукта является постоянной для отдельной фирмы. Каждая дополнительная единица продаж увеличивает валовой доход фирмы на 100 руб.
Таблица 1.
Доходы фирмы в условиях чистой конкуренции
Объем продажи, шт. |
Цена товара, руб. /шт. |
Валовой доход, руб. |
Предельный доход, руб. |
0 |
100 |
0 |
0 |
1 |
100 |
100 |
100 |
2 |
100 |
200 |
100 |
3 |
100 |
300 |
100 |
4 |
100 |
400 |
100 |
5 |
100 |
500 |
100 |
6 |
100 |
600 |
100 |
7 |
100 |
700 |
100 |
8 |
100 |
800 |
100 |
9 |
100 |
900 |
100 |
10 |
100 |
1000 |
100 |
В теории рыночной экономики существуют известные принципы планирования объема производства продукции, при котором любая фирма будет получать максимальную прибыль или минимальные убытки. Первый основан на сравнении валового дохода и валовых издержек, второй — предельного дохода и предельных издержек. Оба подхода являются универсальными и могут быть применены не только в чисто конкурентных условиях, но и во всех других рыночных структурах. При фиксированной рыночной цене перед каждым конкурентным производителем стоят три взаимосвязанных планово-управленческих вопроса:
1) следует ли планировать производство данного продукта на предстоящий период;
2) какое количество продукции необходимо планировать к выпуску;
3) какая прибыль или убыток будут получены при выполнении плановых работ?[5]
2. Практическая часть.
План реализации продукции.
Разработке текущих финансовых планов предшествует планирование объема продаж (реализации продукции). План реализации - отправная точка всех финансовых расчетов, так как он определяет основную часть денежных средств, поступающих от продаж (от операцией ной деятельности предприятия).
Определение планового объема реализации продукции базируется на разработанной программе (плане производства продукции), учитывающей потенциал соответствующего товарного рынка. Такой подход позволяет увязывать плановый объем реализации продукции с ресурсным потенциалом предприятия и уровнем его использования, а также емкостью соответствующего товарного рынка,
Модель расчета планового объема реализации продукции имеет следующий вид:
ОРпд=ЗГЛн+ПГПпл-ЗГПк
где ОРпп - плановый объем реализации продукции в рассматриваемой периоде (год, квартал» месяц);
ЗГПн - сумма запасов' готовой продукции на начало- планируемого периода (объем незавершенного производства на начало периода);
ПГПпл - объем производства готовой продукции в плановом периоде;
ЗГПк - сумма запасов готовой продукции на конец планового периода (объем незавершенного производства на конец периода),
В курсовой работе плановый объем реализации задается на основании данных таблицы 1 и составляется по двум видам производств: трубные заготовки (продукция I) и новое строительство и капитальный ремонт (продукция II),
Производственно технический план по реализации продукции прв; приятия может быть представлен в форме таблиц 3 и 4.
Расчет плановых показателей прибыли от реализации (нормативно прибыли) и расходов связанных с производством и реализацией продукции, в курсовой работе осуществляется следующим образом: для расчета плановых показателей материальных затрат и рас ходов на оплату труда задаются показатели в долях единицы себестоимости продукции (в виде удельного веса в составе себестоимости), данные показатели сведены в таблицу 2;
*плановые суммы начисленной амортизации а поквартальное расчет являются постоянной величиной и рассчитываются по данным за первый квартал планируемого периода исходя из следующего условия; доля амортизации себестоимости продукции составляет 0,15. Полученная сумма амортизации в первом квартале будет являться плановым показателем и для остальных квартальных периодов;
*прочие затраты определяются как разность меаду показателем «себестоимость продукции» и суммой материальных затрат, расходов на оплату труда и амортизации;
С использованием показателей плана реализации и данных таблицы 5 разрабатывают план прибыли и убытков, план движения денежных средств и плановый баланс. Формы этих документов силу условности расчетов могут быть представлены в виде таблиц 6,8, 9 МУ (т.е. они не являются точными аналогами форм №2, №4 и №1 бухгалтерской отчетности). В силу взаимосвязей финансовых показателей все три документа разрабатываются практически одновременно в прибыли и убытков сводит воедино различные составляющее доходов и расходов, позволяет определить величину чистой (нераспределенной) прибыли в планируемом периоде. При расчете прибыли планового периода влияние внереализацион доходов и расходов на финансовый результат деятельности предприятия учитывается как «сальдо внереализационных доходов и расходов» со знаком + или -. Поскольку в курсовой работе планируется использование заемных средств, проценты, начисленные за. .предоставленный кредит, должны учитываться в составе внереализационных расходов, так как в курсовой работе показатель «проценты за кредит» является расчетным, (ст.265 главы 25 Налогового Кодекса Поскольку показатель «проценты за кредит» является рас, четным,, в таблице 6 он выделен в качестве, отдельного показателя. Вместе с тем, многие из затрат, показываемые при расшифровке плана прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Возникает необходимость разработки специального планового документа - плана движения денежных средств (плана поступления и расходования денежных средств). В нем сконцентрированы все виды планируемых денежных потоков предприятия: приток денежных средств (поступления), отток денежных средства (платежи), чистый денежный поток (избыток или дефицит).
Денежный поток предприятия представляет собой совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью. Понятие «денежный поток предприятия» является агрегированным, включающим в свой состав многочисленные виды этих потоков, обслуживающих деятельность фирмы.
В целях обеспечений эффективного Целенаправленного управления денежными потоками они требуют определенной классификации. Классификация денежных потоков предприятия по различным признакам приводится в литературе по финансовому менеджменту.
В рекомендуемых формах для составления плана ДЦС (по аналогии с формой №4 бухгалтерской отчетности) как правило, находит деление денежных потоков по гладам хозяйственной деятельности а соответствии с международными стандартами учета:
- денежный поток по операционной (текущей) деятельности. Он характеризуется денежными поступлениями и выплатами, связанными с реализацией продукции, налоговыми платежами по текущей деятельности;
- денежный поток по инвестиционной деятельности. Он характеризует платежи и поступления денежных средств, связанных с продажей и приобретением основных средств и нематериальных активов.
В литература по вопросам планирования денежных потоков даются рекомендации по использованию такой формы плана ДДС, где в рай как отдельных видов хозяйственной деятельности предприятия отражены также денежных потоков по направлению движения денежных средств положительный денежный поток и отрицательный денежный поток; по методу исчисления объема: валовой денежный поток и чистый денежный поток.
Положительный денежный поток (приток денежных средств) характеризует совокупность всех видов поступлений денежных средств.
Отрицательный денежный поток (отток денежных средств) характеризует совокупность выплат денежных средств,
Взаимосвязь этих видов денежных потоков проявляется в том, что недостаточность объемов во времени одного из этих потоков обусловливается последующие сокращения объемов другого вида этих потоков.
Валовой денежный поток характеризует всю совокупность поступлений или расходования денежных средств в рассматриваемом периоде времени.
Чистый денежный поток характеризует разницу (сальдо) между положительным и отрицательным денежными потоками в рассматриваемом периоде времени. Чистый денежный поток является важнейшим результатом финансовой деятельности предприятия, во многом определяющим финансовое равновесие и темпы возрастания его рыночной стоимости.
Основной цепью разработка плана поступления и расходования денежных средств является прогнозирование во времени валового- и чистого денежных потоков предприятия в разрезе, отдельных видов его хозяйственной деятельности и обеспечения постоянной платежеспособности на всех этапах планового периода.
План ДДС, как прибило, разрабатывается на предстоящий год в помесячном разрезе с тем, чтобы обеспечить учет сезонных колебаний денежных потоков предприятия. План поступления и расходования денежых средств разрабатывается на предприятии в следующей последовательности ,
На I этапе прогнозируется поступление и расходование денежных средств по операционной деятельности предприятия, так как ряд результативных показателей этого плана служат исходной предпосылкой разработки других его составных частей.
На II этапе разрабатываются плановые показатели денежных потоков инвестиционной деятельности (с учетом 'чистого денежного потока по операционной его деятельности).
На III этапе рассчитываются денежные потоки по финансовой деятельности предприятия, которая призвана обеспечить источники внешнего финансирования операционной и инвестиционной его деятельности в плановом периоде.
На IV этапе прогнозируются валовой и чистые денежные потоки, а также динамика остатков денежных средств по предприятию в целом.
Запланируем реализацию по двум видам производства: трубные заготовки (продукция 1), новое строительство и капитальный ремонт (продукция 2).
Таблица1.
План реализации трубной заготовки на сторону.
Показатели |
Нормативы |
1кв |
2кв |
3кв |
4кв |
Объем реализованной трубной заготовки на сторону |
|
75 |
150 |
200 |
270 |
Цена реализации |
|
3750 |
7500 |
10000 |
13500 |
Нормативная прибыль |
0,25 |
937,5 |
1875 |
2500 |
3375 |
Себестоимость прибыли в т.ч. |
|
2812,5 |
5625 |
7500 |
10125 |
материальные расходы |
0,5 |
1406,25 |
2812,5 |
3750 |
5062,5 |
расходы на оплату труда |
0,25 |
703,125 |
1406,25 |
1875 |
2531,25 |
амортизация |
0,15 |
421,875 |
843,75 |
1125 |
1518,75 |
Прочие расходы |
|
281,25 |
562,5 |
750 |
1012,5 |
Опционный расход |
|
2390,625 |
4781,25 |
6375 |
8606,25 |
Таблица 2.
План реализации СМР.
Показатели |
Нормативы |
1кв |
2кв |
3кв |
4кв |
Объем реализации СМР |
|
17000 |
18000 |
20200 |
18300 |
Нормативная прибыль |
0,074 |
1258 |
1332 |
1494,8 |
1354,2 |
Себестоимость реализованных СМР. |
|
15742 |
16668 |
18705,2 |
16945,8 |
материальные расходы |
0,5 |
7871 |
8334 |
9352,6 |
8472,9 |
расходы на оплату труда |
0,25 |
3935,5 |
4167 |
4676,3 |
4236,45 |
амортизация |
0,15 |
2361,3 |
2500,2 |
2805,78 |
2541,87 |
Прочие расходы |
|
1574,2 |
1666,8 |
1870,52 |
1694,58 |
Опционный расход |
|
13380,7 |
14167,8 |
15899,42 |
14403,93 |
План прибылей и убытков.
Таблица 3
План прибылей и убытков.
Показатель |
1кв |
2кв |
3кв |
4кв |
Выручка от реализации продукции |
20750 |
25500 |
30200 |
31800 |
Затраты на производство реализованной продукции |
20409,95 |
24522,3 |
28825,72 |
29777,88 |
Сальдо внереализационных доходов и расходов (+)(-) |
-140 |
-250 |
+140 |
+360 |
Проценты по кредиту |
|
79,2 |
79,2 |
79,2 |
Прибыль (убыток) планового периода |
200,05 |
648,5 |
1435,08 |
2302,92 |
Налог на прибыль |
48,012 |
155,64 |
344,4192 |
552,7008 |
Нераспределенная прибыль |
152,038 |
492,86 |
1090,661 |
1750,219 |
Таблица 4
Прирост текущих активов и пассивов.
Показатель |
Норматив |
1кв |
2кв |
3кв |
4кв |
Выручка |
|
20750 |
25500 |
30200 |
31800 |
Текущие активы |
|
1383,333 |
1700 |
2013,333 |
2120 |
Текущие пассивы |
|
1729,167 |
2125 |
2516,667 |
2650 |
Прирост текущих активов |
|
|
316,6667 |
313,3333 |
106,6667 |
Прирост текущих пассивов |
|
|
395,8333 |
391,6667 |
133,3333 |
Таблица 5
План движения денежных средств.
Показатель |
1кв |
2кв |
3кв |
4кв |
Поступелние |
|
|
|
|
Реализация трубной заготовки |
3750 |
7500 |
10000 |
13500 |
Производство СМР |
17000 |
18000 |
20200 |
18300 |
Прирост текущих пассивов |
|
395,8333 |
391,6667 |
133,3333 |
Полученные инвестиции |
300 |
|
|
|
Сальдо внереализационных доходов и расходов (+) |
|
|
140 |
360 |
Итого поступлений |
21050 |
25895,83 |
30731,67 |
32293,33 |
Платежи |
|
|
|
|
Закупка основных фондов |
300 |
|
|
|
Операционные расходы |
15771,33 |
18949,05 |
22274,42 |
23010,18 |
Сальдо внереализационных доходов и расходов (-) |
-140 |
-250 |
|
|
Выплаты % по инвест.кред. |
|
79,2 |
79,2 |
79,2 |
Налог на прибыль |
48,012 |
155,64 |
344,4192 |
552,7008 |
Выплаты инвестиционного кредита |
|
179,2 |
179,2 |
179,2 |
Прирост текущих активов |
|
316,6667 |
313,3333 |
106,6667 |
Итого платежи |
15979,34 |
19429,76 |
23190,57 |
23927,95 |
Чистый денежный поток |
5070,663 |
6466,077 |
7541,094 |
8365,386 |
Чистый денежный поток нарастающим итогом |
432,38 |
892,8266 |
989,7942 |
1597,686 |
Планирование поступления и расходования денежных средств по финансовой деятельности осуществляется на основе потребности фирмы во внешнем финансировании, определенной по отдельным ее элементам. Основой этих расчетов является:
1. Намечаемый объем дополнительной эмиссии собственных акций или привлечения дополнительного паевого капитала. В план поступления денежных средств включается только та часть дополнительной эмиссии акций, которая может быть реализована в предстоящем периоде.
2. Намечаемый объем привлечения долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов. (При этом следует помнить, что привлечение и обслуживание товарного кредита, а также краткосрочной кредиторской задолженности отражается денежными потоками по операционной деятельности).
3. Сумма ожидаемого поступления средств в порядке безвозмездного целевого финансирования. Эти показатели включаются в план ДДС на основа утвержденных государственных бюджетов или соответствующих бюджетов других органов,
4. Суммы предстоящих выплат в плановом периоде основного долга по кредитам и займам. Расчет этих показателей осуществляется на основе конкретных кредитных договоров с банками и другими кредиторами.
5. Предполагаемый объем дивидендных выплат акционерам (процентов на паевой капитал). В основе этого расчета - планируемая сумма чистой прибыли предприятия, осуществляемая им дивидендная политика.
Расчеты обобщаются в разрезе позиций, предусмотренных стандартом отчета о движении денежных средств предприятия по финансовой деятельности.
Показатели разработанного плана поступления и расходования денежных средств служат основой оперативного планирования различных видов, денежных потоков предприятия,
В курсовой работе расчет плана ДДС существенно упрощен и включает расчеты ограниченного набора показателей без выделения денежных потоков в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Заключительным документом текущего годового финансового плана является плановый баланс активов и пассивов- на конец планируемого периода, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов фирмы. Целью разработки плана баланса является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, которая обеспечивала бы финансовую устойчивость фирмы в будущем периоде.
План баланса служит хорошей проверкой плана прибылей и убытков и движения денежных средств. В процессе, его составления учитываются приобретение основных фондов, изменение стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые кредиты, займы, выпуск акций и т. д.
В курсовой работе допускается несовпадение значений «итого активов» и «итого пассивов» (сальдо баланса) в приделах 0,1 — 0,2,
Разработанные финансовые документы являются основой для выполнения пЗ задания на курсовую работу: анализ финансовых коэффициентов, позволяющий оценить запланированные результаты финансовой деятельности предприятия в сравнении с прошедшим периодом.
Исходя из показателей разработанных финансовых планов, необходимо рассчитать известные аналитические финансовые коэффициенты, характеризующие Финансовую устойчивость, платежеспособность предприятия, коэффициенты оценки оборачиваемости активов, капитала, коэффициенты оценки рентабельности.
При расчете коэффициентов, где используются абсолютные значения показателей на определенную дату, следует принимать данные на 1.01., 1,04,, 1.09,, 1.12; планируемого периода. По изменениям коэффициентов сделать соответствующие выводы.
При расчете коэффициентов оборачиваемости используются средние величины активов, капитала. В этом случае для целей сравнительного анализа коэффициентов оборачиваемости принимать средние величины по каждому кварталу в рамках планового года. По результатам изменения показателей оборачиваемости а 1-ом, во 2-ом, в 3-ем и 4-ом кварталах сделать выводи.
Таблица 6
План баланса
Показатели |
на 1.01. |
1кв |
2кв |
3кв |
4кв |
Внеоборотные активы |
|
|
|
|
|
В т.ч.основные средства |
20000 |
|
|
|
|
Осн.фонды, за счет кредита |
0 |
300 |
|
|
|
Амортизация |
0 |
2783,175 |
3343,95 |
3930,78 |
4060,62 |
Остаточная стоимость основных фондов |
20000 |
17216,83 |
16656,05 |
16069,22 |
15939,38 |
Текущие активы |
1200 |
1383,333 |
1700 |
2013,333 |
2120 |
Прирост тек.акт. |
|
183,333 |
316,6667 |
313,3333 |
106,6667 |
Баланс д.ср. |
|
|
|
|
|
Итого активов |
21200 |
21866,67 |
22016,67 |
22326,67 |
22226,67 |
Собственные средства |
20200 |
|
|
|
|
Нераспределенная прибыль |
0 |
152,038 |
492,86 |
1090,661 |
1750,219 |
Заемные средства |
|
300 |
|
|
|
Текущие пассивы |
1000 |
1729,167 |
2125 |
2516,667 |
2650 |
Прирост тек.пассивов |
|
729,167 |
395,8333 |
391,6667 |
133,3333 |
Итого пассивов |
21200 |
2910,372 |
3013,693 |
3998,995 |
4533,552 |
Сальдо баланса |
|
18956,29 |
19002,97 |
18327,67 |
17693,11 |
Таблица 7
План поступления и расходования денежных средств.
Показатели |
1кв |
2кв |
3кв |
4кв |
Денежные потоки по операционной деятельности |
||||
Поступление денежных ср. от реал.прод. |
20750 |
25500 |
30200 |
31800 |
Прочие поступления |
|
|
|
|
Итого валовой положительный ден.пот. |
20750 |
25500 |
30200 |
31800 |
Затраты ден.ср. |
34325,83 |
41242,05 |
48479,62 |
50080,98 |
Налоги входящие в цену |
3165,254 |
3889,831 |
4606,78 |
4850,847 |
налоги на приб |
48,012 |
155,64 |
344,4192 |
552,7008 |
Итого валовой отрицательный д.п. |
37539,09 |
45287,52 |
53430,82 |
55484,53 |
Сумма ЧДП |
-16789,1 |
-19787,5 |
-23230,8 |
-23684,5 |
Денежные потоки от инвестиционной деятельности |
||||
Поступление денежных ср. от осн.ср.и не мат акт. |
|
|
|
|
Поступление д.ср. от реал.долгоср.фин |
|
|
|
|
Поступление д.ср.от планируемой реализации ранее выкупленных собств.акций |
|
|
|
|
Прогнозируемая сумма дивид по длгоср.фин. |
|
|
|
|
Итого валовой положительный ден.пот. |
|
|
|
|
Приобретение осн.ср. |
300 |
|
|
|
Прирост незав.кап.строит. |
|
|
|
|
Приобретение немат акт. |
|
|
|
|
Приобр.долгоср.фин.инстр. |
|
|
|
|
Планируемый выкуп акций |
|
|
|
|
Итого валовой отрицательный д.п. |
300 |
|
|
|
Сумма ЧДП по инв.деят. |
300 |
|
|
|
Денежные потоки по финансовой деятельности |
||||
Дополнительно привлекаемый из внешних источников собственный акционерный или паевой |
|
|
|
|
Дополнительно привлекаемые долгоср.кред. |
|
|
|
|
Дополнительно привлекаемые краткоср.кр. |
300 |
|
|
|
Прогнозируемая поступление средств безвозмездно |
|
|
|
|
Итого положительный Д.П. от фин.деят. |
300 |
|
|
|
Сумма чистого ден. Потока |
300 |
|
|
|
Денежные потоки по предприятию в целом |
||||
Остаток денежных ср.на начало |
|
|
|
|
Валовой положительный денежный поток |
21050 |
25895,83 |
30731,67 |
32293,33 |
Валовой отрицательный д.п. |
15979,34 |
19429,76 |
23190,57 |
23927,95 |
Чистый ден.пот. |
5070,66 |
6466,07 |
7541,1 |
8365,38 |
Остаток денежных ср.на конец |
|
|
|
|
Таблица 8
Коэффициенты оценки финансовой устойчивости и платежеспособности
Наименование коэфф. |
1.01. |
1.04. |
1.07. |
01.10. |
01.01. |
Показатели финансовой устойчивости |
|||||
Коэфф.автон |
20200 |
0,992529 |
0,976182 |
0,948773 |
0,920264 |
Коэфф.фин. |
|
0,014851 |
|
|
|
Коэфф.текущей задол. |
|
0,014741 |
|
|
|
Коэфф.маневр. |
|
0,455839 |
0,538664 |
0,615415 |
0,616641 |
Коэфф.обесп.собств.источн. |
66,66667 |
|
62,20145 |
73,11719 |
75,53237 |
Показатели платежеспособности |
|||||
Коэфф.абсол.плат. |
|
69,16667 |
142,2991 |
168,5268 |
177,4554 |
Коэфф. Тек.плат |
|
30,92417 |
62,20145 |
73,11719 |
75,53237 |
Таблица 9.
Коэффициенты оценки оборачиваемости (деловой активности) и рентабельности.
Наименование коэфф. |
1кв |
2кв |
3кв |
4кв |
Коэффициент оборачиваемости всех используемых активов |
15 |
15 |
15 |
15 |
Коэфф. Обор.обор.акт. |
2,236654 |
2,287714 |
2,304886 |
2,349395 |
Период оборота всеж акт |
2 |
2 |
2 |
2 |
Период оборота обор акт. |
13,41289 |
13,11353 |
13,01583 |
12,76925 |
Коэфф. Обор.всего исп.кап. |
301,2052 |
180,731 |
181,0794 |
181,1951 |
Коэфф.оборачиваемости собств.капт. |
1,205216 |
1,530975 |
1,879369 |
1,995059 |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (К2) характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Он определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств (Щ) и внеоборотных активов (Aj) к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств (Ац) по формуле:
К2 = (ПIII – А1)/АI
Нормальным считается значение К2 = 0,1.
Структура баланса признаётся неудовлетворительной, а предприятие — неплатежеспособным, если один из этих показателей оказывается ниже своего нормативного значения, то есть если коэффициент текущей ликвидности меньше 2 или коэффициент обеспеченности собственными средствами меньше 0,1.
Признание предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса не означает признание его несостоятельным (банкротом), не изменяет юридического статуса предприятия, не влечёт за собой таких последствий, как наступление гражданско-правовой ответственности. Это лишь зафиксированное уполномоченным, налоговым или другим органом состояние неплатежеспособности предприятия.
Многие учёные и практики отмечают ряд недостатков диагностики неплатежеспособности на основе двух финансовых коэффициентов. Так, при оценке платежеспособности учитываются только краткосрочные обязательства. Однако бывают ситуации, при которых обязательства, учитываемые в балансе на счетах долгосрочных, должны Погашаться ранее обязательств, учитываемых на счетах краткосрочных.
Известны также примеры, когда предприятие, не имеющее собственных оборотных средств, является платежеспособным, так как на этот показатель заметно влияет отраслевая принадлежность предприятия. К примеру, оптовая и розничная торговля полностью формируют оборотные активы за счёт заёмных источников.
Следовательно, анализ текущей платежеспособности необходимо дополнять оценкой общей платежеспособности и другими финансовыми показателями.
Заключение
Итак, из первой части работы можно сделать следующие вывод. Особое значение имеет определение общих целей деятельности хозяйствующего субъекта, поскольку они представляют собой базис всех плановых решений хозяйствующего субъекта, уточнение его конкретных целей и задач. Они позволяют сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяют их действия.
К выбору общих целей предъявляются следующие требования:
• общие цели должны быть четко определены и выражены,
• должно быть определено время достижения конечного и промежуточного результатов,
• общие цели должны быть выполнимы и иметь мобилизующий характер.
Попытки достижения общих целей, превышающих возможности, приводят к негативным последствиям, так же как и установление общих целей, не требующих полного использования ресурсов, общие цели должны формироваться с учетом ограничений, т.е. условий, отражающих влияние внешних и внутренних факторов.
В практической части мы делали расчеты по планированию план реализации, план прибылей и убытков, прирост текущих активов и пассивов, план движения денежных средств, план баланса, а также рассчитывали коэффициенты финансовых показателей данной организации.
По данным расчетов коэффициентов финансовых показателей, то здесь можно сказать, что у компании не важное экономическое положение, коэффициенты не отвечают своим нормативам.
Список литературы
1. Бланк И.A. Основы финансового менеджмента Т. 1,2, - К.: НИЖА -: Центр, 1999. – 592 с.
2. Ковалев В.В. Ведение в финансовый менеджмент, - М; Финансы и статистика, 200. – 768 с.
3. Стоянова Е.С. Быкова Е.В., Бланк И.А. Управление оборотным капиталом,:/Под. ред. E.С. Стояновой - М: Изд-во «Перспектива, 1998 - 128с.
4. Алексеева М.M. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы статистика, 1997. – 248 с.
5. Ковалева А.М. Лапуста М.Г. Финансы фирмы: Учебник – М.: Инфра – М, 2000. – 416.
[1] Бланк И.A. Основы финансового менеджмента Т. 1,2, - К.: НИЖА -: Центр, 1999. – 192 с.
[2] Бланк И.A. Основы финансового менеджмента Т. 1,2, - К.: НИЖА -: Центр, 1999. – 212 с.
[3] Ковалев В.В. Ведение в финансовый менеджмент, - М; Финансы и статистика, 200. – 168 с.
[4] Ковалев В.В. Ведение в финансовый менеджмент, - М; Финансы и статистика, 200. – 238 с.
[5] Ковалева А.М. Лапуста М.Г. Финансы фирмы: Учебник – М.: Инфра – М, 2000. – 216.