Содержание
Введение. 3
1. Социальное страхование в РФ.. 4
2. Реформирование пенсионной системы в РФ.. 5
3. Инфраструктура социального обеспечения государства. 8
Задача 1. 11
Задача 2. 13
Задача 3. 14
Задача 4. 14
Заключение. 16
Введение
Цель дисциплины «экономика и социология труда»: стратегия теоретических и практических основ для решения проблем социологии и экономики труда[1].
Предмет дисциплины: решение проблем организации и анализа трудового потенциала, способов оценки затрат труда и организации оплаты труда.
Выбранная в данной работе тема - является актуальной по той причине, что большая часть нашего общества живет с постоянным фоновым чувством сильно нарушенной в современной Российской Федерации социальной справедливости. Это выражается в первую очередь в возмущении созданным в «одночасье» (в начале девяностых годов) и «на ровном месте» колоссальным имущественным неравенством, а также в невозможности для квалифицированного человека найти применение своим знаниям и способностям и получить такую оплату своего труда, которая соответствовала бы его общественной ценности.
В данной работе планируется рассмотреть следующие вопросы:
- социальное страхование РФ;
- реформирование пенсионной системы РФ;
- инфраструктура социального обеспечения.
В практической части работы планируется решить задачи и тест по экономике и социологии труда.
1. Социальное страхование в РФ
Социальная защита населения по всем видам риска – это главная задача системы социального страхования.
Базу социального страхования составляют следующие элементы: а) пенсионное страхование: б) медицинское страхование: в) страхование несчастных случаев на производстве: г) страхование по безработице.
В настоящее время основные задачи системы социального страхования состоят в следующем:
1. установлении предельной величины заработка, на который начинаются страховые взносы (естественно, после существенного сокращения научного пространства неформальной и теневой экономики: скрытых заработков);
2. страхование принципов в области пенсионного обеспечения с учетом внедрения накопительных элементов и элементов профессионального и территориального пенсионного страхования, не отказываться от возможностей распределительной системы;
3. постепенном переходе к уплате страховых взносов работником и работодателем на паритетной основе;
4. отлаживании механизма обеспечения зависимости размеров страховых выплат от уплаченных страховых взносов;
5. переходе к деятельности государственных социальных внебюджетных фондов на выплаты исключительно страхового характера[2].
Ведущую роль среди других организаций системы социального страхования выполняет Фонд социального страхования. Этот фонд выполняет такие же важные функции, как выплаты по больничным листам, пособия матерям и ряд других.
2. Реформирование пенсионной системы в РФ
Первая официальная попытка начать пенсионную реформу в России датируется 7 августа 1995г., когда вышло постановление Правительства РФ №790 «О мерах по реализации концепции реформы пенсионного обеспечения». К работе был привлечен широкий круг специалистов. Международная организация труда (МОТ), Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО), Федеральное ведомство страхования служащих ФРГ представили заключение, что «стратегия реформирования пенсионной системы выбрана правильно, отвечает мировому опыту». Критические замечания сводились «к отдельным элементам системы и к отсутствию достаточно разработанных механизмов ее формирования». Концепция реформы в общих чертах подразумевала трехуровневую систему. Часть намеченных мероприятий реформы была реализована. В частности была начата программа ввода персонифицированного учета. Но накопительные механизмы так и не были введены. Причиной стала проблема согласований между заинтересованными государственными структурами на этапе выбора конкретных механизмов. Концепция 1995 года была ориентирована на эволюционное изменение действующей пенсионной системы и не предусматривала резких изменений «правил игры» на пенсионном поле.
Дебаты вокруг пенсионной реформы на правительственном уровне привели к появлению в мае 1998г. новой правительственной концепции, менее радикальной по сравнению с предыдущими, с более осторожным и длительным внедрением новых принципов. Долгосрочный этап предполагал создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения, включающей: гарантированный государством всем нетрудоспособным гражданам социальный минимум (1-й уровень); обязательное пенсионное страхование (2-й уровень); дополнительные пенсии за счет негосударственных пенсионных фондов (3-й и последующий уровни).
Следующим документом является принятая постановлением Правительством РФ от 20 мая 1998 г. Программа пенсионной реформы. Августовский кризис 1998 года резко, на некоторое время, снизил актуальность накопительного и условно-накопительного подхода к реформированию пенсионной системы. Однако конфликт между различными группами интересов, представлений о механизмах дальнейшего социально-экономического развития России, а также сложившиеся условия в России не позволили довести до логического конца ни предложения, изложенные в Концепции 1995 года, ни мероприятия, предусмотренные Программой 1998 года[3].
Третья попытка была начата в ходе разработки новой правительственной программы в 2000г. Так называемая «программа Грефа» имела специальный раздел, посвященный пенсионной реформе и механизмам введения накопительных принципов. В октябре 2000г. на заседании Правительства Российской Федерации эти принципы были одобрены и стали приобретать первые конкретные очертания.
В данном документе предполагалось изменить принципы, на которых основывалась вся система пенсионного обеспечения, являющаяся основным механизмом системы социальной защищенности граждан после выхода на пенсию. Основные цели реформы выражены следующим образом: реализация прав граждан на пенсионное обеспечение, финансовая стабильность, создание предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, адаптация системы к развивающимся рыночным отношениям, рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсии и повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования системы управления.
Пенсионная система в Российской Федерации, как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, должна состоять из следующих частей:
Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счет ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством, а также пенсий лицам, находившимся на федеральной государственной службе или привлеченным к исполнению государственных обязанностей.
Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.
Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц[4].4
Пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходного периода, так как затрагивает все слои общества. Это широкая программа, предполагающая решение, как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка, направленных на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения. Неудачи в ее осуществлении определят на многие годы отношение населения к реформам в целом. С учетом того, что застрахованные будут максимально включены в процесс формирования и выплаты своей трудовой пенсии, система станет более понятна, что, безусловно, приведет к снижению социальной напряженности в стране. Таким образом, следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение не только общей экономической, но и социальной ситуации в стране.
3. Инфраструктура социального обеспечения государства
Взгляды на систему социального обеспечения в разных странах отличаются. Международная Ассоциация Социального Обеспечения(138А: International Social Security Association) классифицирует различные формы системы социального обеспечения следующим образом: социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание.
Можно считать, что основой системы социального обеспечения является прежде всего социальное страхование.
Социальная помощь подразделяется следующим образом: а)охрана жизни: б)медицинская помощь: в)поддержка военным инвалидам. г)спасение от стихийных бедствий.
Особенностью социальной помощи является то, что для получения пособия должна подтверждаться ее необходимость. Это является главным отличием социальной помощи от социального страхования. Функцией социального обслуживания на Западе является охрана, воспитание и управление социально слабыми слоями, чтобы они самостоятельно смогли проявить свои способности. Социальное обслуживание включает в себя: охрану детства; охрану материнства; охрану пожилых; охрану инвалидов; вопросы перевоспитания; дело консультации. Таким образом, все условия связанные с жизнью населения как то: обеспечение дохода, медицина, здравоохранение, образование, наем, жилье - являются объектами социального сервиса.
По поводу принципов системы социального обеспечения можно сказать, что они существенно варьируются в зависимости от стран их осуществляющих.
Первым является принцип У. Бевериджа, который включает в себя шесть основных принципов: во-первых, это принцип равной ставки средств к существованию (Иа1 of rate of subsistance benefit); во-вторых, это принцип равной ставки вклада.(flat rate of contribution); в-третьих, это принцип объединения административных руководителей ответственности (это должен быть единый орган); в-четвертых, это принцип достаточности выплат(adequacy of benefit); в-пятых, это принцип охватываемости объекта и события; в-шестых, это принцип классификации вступивших объектов (по категориям объектов).
Вторым вариантом являются принципы Мировой Организации Труда, а третьим принципы Мировой Федерации Профсоюза, которые не отличаются от целей и задач социального обеспечения и основывались на правах трудящихся. Каждая страна, осуществляющая систему социального обеспечения может, но не обязана руководствоваться каким-либо из этих 3-х основных вариантов принципов.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что выбор системы социального обеспечения должен осуществляться в зависимости от индивидуальностей экономического развития страны и социальных обстоятельств, возникающих на данном этапе развития.
Самой важной функцией системы социального обеспечения является, безусловно, обеспечение приемлемого уровня жизни населения. Структура такой системы такова: нетрудоспособным оказывается социальная помощь; трудоспособным предоставляется возможность социального страхования нуждающимся в социальной поддержке оказывается поддержка социальным обслуживанием[5].
Второй важнейшей функцией можно назвать функцию перераспределения доходов. Типичным примером перераспределения дохода в социальном обеспечении является социальная помощь, которая, можно сказать, осуществляет "вертикальное перераспределение доходов". Еще одним структурным направлением, которое выполняет функцию "вертикального перераспределения", является социальное обслуживание. Функции "горизонтального распределения" выполняет социальное страхование.
Третьей основной функцией социального обеспечения, является функция экономической стабилизации.
Усилия по совершенствованию в системе социального обслуживания должны быть направлены на расширение внутренней инфраструктуры центров социального обслуживания, с тем чтобы обеспечить индивидуальность подхода, качество и состав социальных услуг. В перспективе улучшить положение клиентов социальных служб должен комплексный гуманнизированный подход к социальному обслуживанию, что подразумевает: 1) введение гарантированного государством минимума предоставляемых социальных услуг; обеспечение нуждающимся благоприятных условий для реализации их прав и законных интересов. : ограждение зависимых граждан от недобросовестных или противоправных действий в сфере социальной помощи и обслуживания! 2) недопущение отказа со стороны государственных социальных служб в предоставлении социальной помощи и обслуживания по каким бы то ни было мотивам! 3) уважение выбора граждан и предоставление возможностей для реализации клиентом права на альтернативное решение, т. е. выбор государственного или частного учреждения, получение услуг на постоянной или временной основе, бесплатно или за плату, выбор социального работника; 4) учет национально-культурных различий, ценностных ориентации и религиозных убеждений клиентов социальных служб. Каждому клиенту необходимо предоставить возможность выбора оптимального варианта обслуживания, включая платные социальные услуги. В рамках подобного подхода усилия должны быть направлены на расширение и развитие внутренней инфраструктуры центров социального обслуживания, что позволит осуществить принцип индивидуального подхода, адресности и расширить состав и качество предоставляемых социальных услуг.
Задача 1
Распределить бригадную заработную плату, которая составляет 37000 рублей между членами данной бригады с учетом отработанного времени и квалификации.
Исходные данные в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Члены бригады с разрядами |
Отработанное время в днях |
Петров (I р) |
21 |
Плотников (II p) |
23 |
Свиридов (IV р) |
21 |
Иванов (V р) |
20 |
Ступин (III р) |
22 |
Таблица 2
Члены бригады с разрядами |
Дневная тарифная ставка в рублях |
Петров (I р) |
232 |
Плотников (II p) |
312 |
Свиридов (IV р) |
330 |
Иванов (V р) |
334 |
Ступин (III р) |
280 |
Решение:
Бригадный (или аккордный) заработок распределяется между членами бригады пропорционально фактически отработанному времени каждого рабочего и их тарифным ставкам, установленным в соответствии с присвоенным доходом. Сначала определяется заработок по тарифу, для чего тарифная ставка каждого рабочего умножается на количество времени, отработанного этим рабочим:
Расчет приведен в табл. 3.
Таблица 3
Члены бригады с разрядами |
Заработок по тарифу = время * тарифную ставку |
Петров (I р) |
21 *232 = 4872 |
Плотников (II p) |
23 * 312 = 7176 |
Свиридов (IV р) |
21 * 330 = 6930 |
Иванов (V р) |
20 * 334 = 6680 |
Ступин (III р) |
22 * 280 = 6160 |
Итого |
31818 |
Затем исчисляется коэффициент распределения заработка путем деления общей суммы бригадного заработка на одну сумму тарифной заработной платы бригады:
37000/31818 = 1,162
Для определения конечной заработной платы каждого рабочего бригады необходимо коэффициент распределения умножить на тарифную заработную плату каждого рабочего (табл. 4):
Таблица 4
Члены бригады с разрядами |
Заработок по тарифу = время * тарифную ставку |
Петров (I р) |
4872 * 1,162 = 5661,26 |
Плотников (II p) |
7176 * 1,162 = 8338,512 |
Свиридов (IV р) |
6930 * 1,162 = 8052,66 |
Иванов (V р) |
6680 * 1,162 = 7762,16 |
Ступин (III р) |
6160 * 1,162 = 7157,92 |
Итого |
36972,512 |
Задача 2
Рассчитать сдельную заработную плату рабочего при следующих условиях (табл. 5):
Таблица 5
Дневная тарифная ставка, руб. |
Часовая норма выработки, шт. |
Продолжительность смены, час |
Изготовлено за месяц, шт. |
330 |
8 |
8 |
917 |
Решение:
Сдельная заработная плата рабочего определяется по формуле:
ЗП сд = Р * VВП
где ЗП сд – сдельная заработная плата рабочего, руб.;
Р – сдельная заработная плата единицы работы, руб.;
VВП – объем выполненной работы, шт.
Сдельная расценка единицы работы определяется по формуле:
Р = Т ст. час. / Нвыр.
где Т ст. час.- часовая тарифная ставка, руб.
Нвыр.- норма выработки
Часовую тарифную ставку можно определить следующим образом:
Т ст. час. = Т ст. дн. / Т см
где Т см – продолжительность смены, час;
Т ст. дн. – дневная тарифная ставка, руб.
Т ст. час. = 330/8 = 41,25 руб.
Р = 41,25 / 8 = 5,15625 руб.
ЗП сд. = 5,15625 * 917 = 4728,28 руб.
Задача 3
Определить рост производительности труда работников мастерских по ремонту погрузочно-разгрузочных машин в планируемом периоде. Исходные данные представлены в табл. 6.
Таблица 6.
Объем ремонта машины А, ед. |
67 |
Объем ремонта машины В, ед. |
105 |
Цена ремонта машины А, тыс. руб. |
2406 |
Цена ремонта машины В, тыс. руб. |
1512 |
Число ремонтных рабочих по классу, чел. |
32 |
Выработка на одного рабочего в прошлом году, тыс.руб. |
7506 |
Производительность труда П и его относительное изменение (Δ П) можно рассчитать с помощью следующих формул:
П = Q/ N
Δ П = (Q2 / N2)( Q1 / N1)
Δ П = (П2 * 100)/( П1 - 100)
где П1, 2 производительность труда за предыдущий и отчетный период соответственно;
Q 1, 2 – объем работ за те же периоды
N 1, 2 – численность работников за те же периоды
П1 = (67*2406 + 105*1512) / 32 = (161202 + 127575) / 32 = 9024,28
Δ П = (П2 * 100)/( П1 - 100) = 7506 * 100 / (9024,28-100) = 84,107%
Задача 4
Определить потребное число рабочих ремонтного цеха. Исходные данные приведены в табл. 7
Таблица 7
Объем капитального ремонта машины А, ед. |
57 |
Объем капитального ремонта машины В, ед. |
78 |
Трудоемкость капитального ремонта машины А, чел.час. |
146 |
Трудоемкость капитального ремонта машины В, чел.час. |
678 |
Фонд времени рабочего за год, час |
2080 |
Коэффициент перевыполнения норм |
1,3 |
Коэффициент замещения рабочих в отпуске, рабочих и других |
1,07 |
Решение:
Чтобы определить необходимое число рабочих нужно воспользоваться приведенной ниже формулой:
N = Q* Kз/ Тф.р. Кп = (57*146 + 78*678) * 1,07/ 1,3*2080 = 24,22 ~25
где Q – годовая производственная программа ремонтных рабочих, нормо-часы;
Тф.р. – годовой фонд рабочего времени;
Kз – коэффициент замещения;
Кп – коэффициент, учитывающий перевыполнение норм.
Тест
Социальное обеспечение – это:
а) Социальное страхование;
б) Пенсионное страхование;
в) Адресная социальная поддержка;
г) Медицинское обеспечение;
д) Социальное страхование и адресная социальная поддержка;
е) Услуги учреждений социального обслуживания
Ответ: д) Социальное страхование и адресная социальная поддержка
Заключение
Таким образом, в работе рассмотреть следующие вопросы:
- социальное страхование РФ
- реформирование пенсионной системы;
- инфраструктура социального обеспечения государства.
Базу социального страхования обычно составляют следующие элементы :а) пенсионное страхование: б) медицинское страхование: в) страхование несчастных случаев на производстве: г) страхование по безработице.
Пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходного периода, так как затрагивает все слои общества. Это широкая программа, предполагающая решение, как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка, направленных на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения. Следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение не только общей экономической, но и социальной ситуации в стране.
Самой важной функцией системы социального обеспечения является, безусловно, обеспечение приемлемого уровня жизни населения. Второй важнейшей функцией можно назвать функцию перераспределения доходов.
Третьей основной функцией социального обеспечения, является функция экономической стабилизации. Усилия по совершенствованию в системе социального обслуживания должны быть направлены на расширение внутренней инфраструктуры центров социального обслуживания, с тем чтобы обеспечить индивидуальность подхода, качество и состав социальных услуг. Список литературы
1. Бобков В., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд. - 1996. - №6.
2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. - М., 1999.
3. Современная экономика труда. Институт труда Минтруда России (НИИ труда). – М.,2001
4. Социология. Основы общей теории./ Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., Кабыща А.В. и др. - М., 1996.
5. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г.Меликьяна и Р.П.Колосовой. - М.,1999.
6. Экономика и социология труда. Учебное пособие. - Новосибирск, 2003.
[1] Современная экономика труда. Институт труда Минтруда России (НИИ труда). – М.,2001
[2] Экономика и социология труда. Учебное пособие. - Новосибирск, 2003.
[3] Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г.Меликьяна и Р.П.Колосовой. - М.,1999.
[4] Современная экономика труда. Институт труда Минтруда России (НИИ труда). – М.,2001
[5] Современная экономика труда. Институт труда Минтруда России (НИИ труда). – М.,2001