Содержание
1. Закончите фразу. 3
2. Объясните принципиальную разницу в моделях взаимоотношений общество – ресурсы.. 3
3. Перечислите известные Вам варианты оценки природных ресурсов. 4
4. Дайте понятие определению «эффективность природопользования». 6
5. Раскройте особенности освоения территории ДВЭР. 12
6. Одно-двухдневный отдых в пригороде Хабаровска. 18
Список литературы.. 19
1. Закончите фразу:
Эмпирическая стадия развития ресурсоведения предопределяет следующие этапы: 1) сбор фактического материала; 2) группировка, классификация, систематизация; 3) выявление эмпирических закономерностей для данной выборки; 4) переход от выборочных данных к обобщениям, свойственным генеральной совокупности изученных объектов. На этом эмпирическая стадия заканчивается. Важно заметить, что заканчивается она при полном непонимании смысла (сущности) изученных явлений.
2. Объясните принципиальную разницу в моделях взаимоотношений общество – ресурсы
Имеются следующие основные типы ресурсов в природе и в обществе.
Вещество - наиболее хорошо изученный ресурс, который в основном, представлен таблицей Д. И. Менделеева достаточно полно и пополняется не так часто. Вещество выступает как отражение постоянства материи в природе, как мера однородности материи.
Энергия - не полностью изученный тип ресурсов, например, мы не владеем управляемой термоядерной реакцией. Энергия выступает как отражение изменчивости материи, переходов из одного вида в другой, как мера необратимости материи.
Информация - мало изученный тип ресурсов. Информация выступает как отражение порядка, структурированности материи, как мера порядка, самоорганизации материи (и социума). Сейчас это понятие мы будем понимать как некоторые сообщения; ниже этому понятию мы посвятим более детальное обсуждение.
Человек - выступает как носитель интеллекта высшего уровня и является в экономическом, социальном, гуманитарном смысле важнейшим и уникальным ресурсом общества, выступает как мера разума, интеллекта и целенаправленного действия, мера социального начала, высшей формы отражения материи (сознания).
Организация (или организованность) выступает как форма ресурсов в социуме, группе которая определяет его структуру, включая институты человеческого общества и его надстройки, выступает как мера упорядоченности ресурсов. Организация системы связана с наличием некоторых причинно-следственных связей в этой системе. Организация системы может иметь различные формы, например, биологическую, информационную, экологическую, экономическую, социальную, временную, пространственную и она определяется причинно-следственными связями в материи и социуме.
Пространство - мера протяженности материи (события), распределения ее (его) в окружающей среде. Время - мера обратимости (необратимости) материи, событий. Время неразрывно связано с изменениями действительности.
Можно говорить о различных полях, в которые «помещен» любой человек: материальном, энергетическом, информационном, социальном, их пространственных и временных характеристиках[1].
3. Перечислите известные Вам варианты оценки природных ресурсов
Проблема объективной и комплексной оценки основных элементов природно-ресурсного потенциала в составе всего национального богатства страны занимает в настоящее время приоритетное место в макроэкономической теории. При этом данная проблема требует своего завершающего и ускоренного практического решения в виде итоговых расчетов на основе конкретных показателей и статистических данных. Специфика современных требований здесь заключается в том, что соответствующие естественные активы должны не только получить стоимостную оценку, позволяющую представить весь природно-ресурсный комплекс в агрегированном и сопоставимом виде, но и осуществить это, по возможности, в рамках системы национальных счетов (СНС). Последняя, в свою очередь, является одной из наиболее разработанных в мировой практике систем макроэкономического учета и анализа, обеспечивающей интегрированный охват всех элементов общественного воспроизводства, в том числе природного фактора[2].
В России, как известно, материальной основой и исходной точкой хозяйственного генезиса в громадной степени является совокупность естественных ресурсов, то есть их использование с безвозвратным изъятием или на многократно повторяющейся основе. Доля природных ресурсов, попадающих под категорию материальные непроизведенные активы, составляет, по некоторым оценкам, до 95% всей стоимости учитываемого национального богатства России, а оставшиеся 5% - основной капитал (основные фонды), материальные оборотные средства, домашнее имущество населения и нематериальные произведенные и непроизведенные активы. Если к упомянутым природным ресурсам добавить из состава основных фондов рабочий и продуктивный скот, многолетние сельскохозяйственные насаждения и т.п., агрегированную разведку полезных ископаемых из состава нематериальных активов (нематериальных основных фондов), а также лицензии и иные правовые документы на пользование природными активами (из состава нематериальных непроизведенных активов), то указанная выше доля природно-ресурсной составляющей в стоимости национального богатства возрастает на еще большую величину.
Приведенные оценки отражают результаты одного из частных этапов долгосрочной и крайне сложной в теоретическом и практическом плане работы по комплексной оценке национального богатства России. Итоги расчетов имеют далеко не однозначный характер и во многом связаны с отсутствием приемлемой унифицированной методологии оценки природно-ресурсной компоненты в составе национального богатства. Неадекватное отношение вызывают, в частности, ряд имеющихся данных, характеризующих стоимость конкретных видов природных ресурсов, пропорции между ними, а также некоторые другие вопросы.
Таким образом, уже проведенные оценки требуют масштабных уточнений, исходя из затратных, рентных (доходных), кадастровых и иных факторов[3].
4. Дайте понятие определению «эффективность природопользования»
Эффективность природопользования является основой экономики России, рациональное использование которой способно на ближайшие десятилетия обеспечить развитие других видов производства и непроизводственной сферы. Принципиальная значимость создания системы эффективного использования природных ресурсов подчеркнута в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2004 год (26 мая 2004 года). В частности, акцентировано внимание на необходимости формирования "прозрачных, некоррупционных условий доступа к ним, например, с помощью аукционов" и перехода "от административных разрешений к полноценным договорам – с четким определением прав и ответственности, как государства, так и предпринимателей, обеспечить предсказуемость и стабильность таких отношений".
За последние 10-15 лет в стране сформировалась достаточно обширная и полная законодательная база в сфере природопользования, что в целом позволило обеспечить функционирование и переход к рыночным методам хозяйствования в этой сфере экономики России.
Вместе с тем кардинальные и быстрые изменения в системе общественно-экономических отношений, в том числе в области природопользования, диктуют и новые требования к нормам правового регулирования, которые должны быть в полной мере адекватны задачам и перспективам развития природного комплекса, связанным прежде всего с повышением эффективности использования природных ресурсов.
В связи с этим в последние годы началась работа по значительному обновлению природно-ресурсного законодательства. Так, в 2001 году был принят новый Земельный кодекс Российской Федерации, в 2002 году – новая редакция Федерального закона “Об охране окружающей среды”. Внесены или готовятся изменения в другие законодательные акты.
В ходе налоговой реформы проводится замена системы платежей за пользование природными ресурсами на налогообложение. С 2002 года введен налог на добычу полезных ископаемых, который стал одним из основных источников доходов федерального бюджета, с 2004 года - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, с 2005 года – земельный налог и водный налог.
Важным этапом совершенствования законодательства в области использования природных ресурсов стал 2004 год. Одним из значимых событий, которое будет оказывать большое влияние на формирование отношений в системе природопользования, стало законодательное установление нового разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с ним наиболее существенный объем полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения природными ресурсами сосредоточен на федеральном уровне, где должны приниматься решения об их использовании в интересах всего государства. Так, отменен так называемый принцип "двух ключей", который предусматривал предоставление в пользование участков недр совместным решением органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Возобновлена практика предоставления права пользования недрами только по результатам аукционов. В ноябре 2004 года Правительством Российской Федерации была рассмотрена и принята за основу "Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России до 2020 года".
Приняты новые главы Налогового кодекса Российской Федерации – "Водный налог" и "Земельный налог". В конце 2004 года принят Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", которым устанавливается система управления и государственного контроля в этой сфере, регулируются отношения собственности на водные биоресурсы, порядок получения разрешений на их добычу, а также вопросы рыболовства, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания. Работа по подготовке и принятию этого закона велась около десяти лет, и в принятом варианте удалось исходя из интересов государства, в основном согласовать позиции всех субъектов законотворческой деятельности и представителей отрасли.
Последовательно реализуется принцип использования доходов от природопользования в интересах развития всех регионов Российской Федерации. В этих целях предусмотрена полная централизация в федеральном бюджете водного налога, платежей за пользование лесным фондом (в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню), увеличение до 95% централизации налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата. Год назад были полностью централизованы налог на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа и сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Важнейшими направлениями законодательной работы на ближайшую перспективу с точки зрения реализации поставленных задач является завершение подготовки и принятия новой редакций Федерального закона “О недрах” и Лесного кодекса Российской Федерации.
В ФЗ "О недрах" должны быть решены проблемы развития в сфере недропользования гражданско-правовых отношений, повышения инвестиционной привлекательности недропользования в Российской Федерации и формирования более прозрачной системы взаимоотношений государства и бизнеса. В связи с этим предусматривается переход на аукционную форму предоставления прав на пользование недрами и на договорную форму лицензирования, предоставление так называемых "сквозных" лицензий (за первооткрывателем месторождений закрепляются права на его разработку), а также либерализация предоставления прав на разработку месторождения по факту его открытия. Однозначно и четко в новом законе должны быть прописаны критерии для изъятия государством лицензий либо расторжения договоров, положения о свободном обороте прав пользования недрами, о собственности на геологическую информацию и правила раскрытия и передачи в частные руки.
Принципиальное значение имеет четкая регламентация в законопроекте всех стадий работы компаний, действующих в сфере недропользования, как с точки зрения обязательств и ответственности перед государством, так и с точки зрения защиты их прав. Все эти нормы призваны снизить инвестиционные риски и минимизировать неопределенность во взаимоотношениях между государством и недропользователями и защитить права инвестора, в частности, в области поиска и разведки полезных ископаемых. Важным направлением является создание достаточных правовых норм для обеспечения развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ), а также решения вопросов, связанных с устойчивым и достаточным финансированием геологоразведочных работ[4].
Важной и сложной задачей остается дифференциация налогообложения при пользовании природными ресурсами, прежде всего при добыче природных углеводородов. В настоящее время по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти установлена единая налоговая ставка, не учитывающая природные качества и условия добычи месторождений.
В таком виде налог выполняет главным образом только фискальные функции (изъятие в доход государства части природной ренты), и не стимулирует рациональное использование минерально-сырьевой базы и полноту отработки разрабатываемых месторождений, ввод в эксплуатацию малых месторождений и т.д. Компании, добывающие нефть из низкорентабельных, истощенных и низкопродуктивных месторождений, поставлены в гораздо более худшие экономические условия, чем крупные нефтяные компании, имеющие лицензии на значительные запасы сырья. С одной стороны, это привело к банкротству и ликвидации многих мелких и средних нефтедобывающих предприятий, с другой – к интенсификации добычи из наиболее рентабельных высокодебитных скважин с одновременным снижением уровня их выработки, росту числа бездействующих скважин.
В то же время дифференциация налога на добычу полезных ископаемых по природным горно-геологическим и технико-технологическим условиям разработки месторождений позволит обеспечить более рациональное использование минерально-сырьевой базы, справедливое налогообложение, расширение налоговой базы за счет ввода новых участков, будет стимулировать отработку низкорентабельных и истощенных месторождений.
В текущем году предусматриваются доработка и принятие Лесного кодекса Российской Федерации. Лесная отрасль в России всегда являлась одной из ведущих, но в последние годы находится в состоянии стагнации и по своим показателям в значительной степени отстает от других стран, обладающих значительными лесными ресурсами. Ухудшается экологическая характеристика лесов. Снижается доля отраслей лесного комплекса в валовом общественном продукте (ВВП) страны.
5. Раскройте особенности освоения территории ДВЭР
Дальний Восток - самый крупный из экономических районов России. От наиболее индустриальных центров его отделяют многие тысячи километров. В то же время приграничное положение и незамерзающие порты морей Тихого океана служат воротами России для связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Такое географическое положение Дальнего Востока играет важную роль в формировании и развитии его хозяйства.
Помимо богатых и разнообразных биологических ресурсов дальневосточных морей регион дает стране значительную часть добычи природных алмазов, золота, серебра, олова, вольфрама, цинка, флюоритных руд, древесины, пушно-мехового сырья, сои и риса.
Хозяйство дальневосточного экономического района (ДВЭР) многоотраслевое, но оно еще не сложилось в зрелый хозяйственный комплекс. Оно имеет неэффективную отраслевую структуру экономики с неразвитой производственной и социальной инфраструктурой. Доля добывающих отраслей в общем объеме товарной продукции составляет 28,5% (по России 11%). На обрабатывающие отрасли приходится более 50% товарной продукции, при этом удельный вес цветной металлургии составляет 12,4%, лесной и деревообрабатывающей - 9,6%, рыбной - 19%.
Структурные особенности обрабатывающих отраслей промышленности обуславливают большую долю внутриреспубликанского оборота по ввозу-вывозу продукции. Вывозится основная масса продукции машиностроения (80%), в то же время основная часть потребляемой продукции (80% товаров народного потребления) завозится из других экономических районов и стран СНГ. Концентрируясь на первичном секторе промышленности, регион теряет потенциальные доходы в виде добавленной стоимости, которая создается на других территориях и ввозится как готовая продукция. В результате завышается уровень издержек и занижается рентабельность регионального производства, что при высокой капиталоемкости добывающих отраслей не позволяет решить проблемы адаптации к нынешней постоянной трансформации рыночной экономики.
Агропромышленный комплекс на территории ДВЭР развит сравнительно слабо (7% производства валовой продукции региона). Нерешенные организационные, экономические и технические проблемы сдерживают производство сельскохозяйственной продукции примерно на 50% объема региональной потребности.
Учитывая, что в регионе добывается более 60% рыбы и морепродуктов страны и при этом 2/3 этой продукции вывозится на внутренний рынок, он играет весомую роль как поставщик продовольствия (с учетом экспорта рыбной продукции). Строительная база на Дальнем Востоке не соответствует потребностям региона. Существенно отстает в развитии топливно-энергетический комплекс. Районы южной зоны Дальнего Востока испытывают острый дефицит тепловой и электрической энергии. Отопление промышленного и балансового сектора стало ежегодной хронической болезнью. Электростанции Дальнего Востока не обеспечены местным топливом. В регион завозится до 6 млн.т в год дальнепривозного канско-ачинского бурого угля, физико-химическая характеристика которого не соответствует проектным параметрам котельных установок. К 2000 г. объем ввозимого угля может достигнуть около 10 млн.т. При этом завоз угля и других видов топлива сдерживается высокими железнодорожными тарифами.
Несмотря на огромные потенциальные возможности, ДВЭР заметно отстает от других экономических районов страны. Более того, по большинству видов продукции он является районом ввозящим. Так, при высокой обеспеченности разведанными запасами угля (более 15 млрд.т), в том числе коксующегося, высококачественных железных руд Дальний Восток ввозит до 6 млн.т стального проката и металлоконструкции.
Дальневосточный экономический район имеет сложную и неоднородную территориальную структуру экономики. По отдельным факторам в ДВЭР выделяются Южная и Северо-Восточная территории. Промежуточное положение занимает островная Сахалинская область, хотя по экономическим факторам она больше тяготеет к Южной территории, в которую входят Амурская область, Приморский и Хабаровский края. Эти территории имеют относительно развитую промышленность, в том числе обрабатывающие отрасли, а также благоприятные природные условия для развития сельского хозяйства. Северные территории (республика Саха (Якутская), Магаданская и Камчатская области) специализированы на развитии сырьевых, главным образом, горнодобывающих отраслей, а последняя - рыбной промышленности.
Вдоль БАМа начато формирование новой промышленной зоны. Хозяйственное освоение территории БАМа, которое наряду со строительством поглотило огромные государственные капитальные вложения, представляет собой в условиях рыночных отношений сложную экономическую и организационную задачу. По показателям уровня жизни населения Дальний Восток занимает последнее место в России. В 1990 г. на одного жителя региона приходилось 14 кв.м общей жилой площади по сравнению с 16,1 кв.м по России. Дошкольными учреждениями охвачено 78% детей. В настощее время происходит процесс уравнивания заработной платы с более развитыми районами. Но и эти доходы население реализовать не может. Из-за этого миграционный отток населения за последние 15 лет составил 4,5 млн. человек.
Перспективы развития топливно-энергетического комплекса
На Дальнем Востоке сложилась чрезвычайная обстановка с обеспечением народного хозяйства и населения топливом, электрической и тепловой энергией, производство которых не только резко отстает от потребностей, но и продолжает снижаться, что является основным сдерживающим фактором в нормальном функционировании всех отраслей народного хозяйства.
Несмотря на значительные ресурсы, в том числе разведанные, ввоз энергетических углей на Дальний Восток систематически увеличивается и в 1996 г. не превысит 10,3 млн.т, что составит около 42% его внутреннего потребления. Доля газа в структуре котельно-печного топлива не превышает 9%, ввоз нефти и нефтепродуктов составит 17-18 млн.т в год. Освоение нефтегазовых месторождений на шельфе о.Сахалин затягивается. Задание по вводу генерирующих мощностей в 1990-1995 гг. выполнено всего на 33%.
Отсутствие концепции сбалансированного развития отраслей топливно-энергетического комплекса на перспективу, изменение инвестиционной политики, слабое развитие строительной индустрии, недостаток квалифицированных кадров привели к сокращению объемов добычи угля, нефти, газа и резкому падению темпа прироста выработки электроэнергии. Это стало серьезным дестабилизирующим фактором в нормальном функционировании народного хозяйства как конкретного региона, так и страны в целом.
По состоянию на 01.01.95 г. балансовые запасы угля Дальневосточного экономического района составляют 29 млрд.т. Основное их количество (около 75%) сосредоточено на территории республики Саха, Амурской области и Приморского края. По марочному составу угли региона очень разнообразны - от бурых до антрацита. Балансовые запасы бурых углей составляют 65% запасов экономического района. Основные запасы коксующихся углей сосредоточены в Южно-Якутском бассейне. Для открытой разработки пригодны 10,7 млрд.т. Обеспеченность предприятий промышленности запасами при добыче 80 млн.т в год составит свыше 100 лет.
Однако структура запасов обуславливает необходимость дальнейшего развития геологоразведочных работ. Наиболее перспективными являются Южно-Якутский и Бурейский бассейны, а также небольшие месторождения в Приморском и Хабаровском краях, Магаданской и Амурской областях.
В Южно-Якутском бассейне первоочередной задачей является завершение детальной разведки на Эльгинском месторождении Токинского района, а также проведение поисковых и поисково-оценочных работ с коксующимися углями в Алдано-Чульмановском, Токинском и Гонаминском районах. В Ленском бассейне наиболее перспективны геологоразведочные работы на Калгаласском, Хапчагайском и Сангарском месторождениях.
Завершение геологоразведочных работ и освоение Эльгинского и Кангаласского месторождений с запасами в десятки миллиардов тонн позволит практически полностью решить топливную проблему в ДВЭР, где объемы других топливно-энергетических ресурсов ограничены. Однако освоение некоторых угольных месторождений Дальнего Востока сдерживается практически полным отсутствием транспортных артерий. Так, освоение крупного Кангаласского месторождения республики Саха с запасами около 3,5 млрд.т тормозит резкое замедление строительства железнодорожной магистрали Беркатит-Томмот-Якутск протяженностью 830 км. При сохранении существующих темпов строительства ввод данной магистрали возможен за пределами 2005 г. Хорошие перспективы развития угледобычи имеются на Огоджинском каменоугольном месторождении, расположенном в Амурской области, а также Лианском и Хурмулинском месторождениях бурого угля в Хабаровском крае[5].
6. Одно-двухдневный отдых в пригороде Хабаровска
Цель тура – привлечь туристов внимание туристов к региону.
Способ передвижения – активный - пешком, на велосипедах, лодках.
Степень организации тура – любая подготовленность туриста.
Продолжительность тура – 2 дня; первый день – 12 часов; второй день – 12 часов.
Название тура |
Туроператор (описание тура) |
Продолжительность тура |
Сплав по Амурской протоке |
Мир приключений |
6 часов |
Конная прогулка |
Межрегиотур |
3 часа |
Дальневосточный пикник |
Вояж |
3 часа |
Центр реабилитации диких животных «Утес» |
Азимут |
3 часа |
Большехехцирский заповедник |
Азимут |
6 часов |
Эколого-туристический комплекс «Вэлком» в поселке Сикачи-Алян |
Вэлком |
2 часа |
Национальный поселок Троицкое |
Интур-Хабаровск |
1 час |
Тypиcтичecкиe pecypcы - кoмпoнeнты пpиpoднoй и aнтpoпoгeннoй cpeды, кoтopыe пo cвoим кaчecтвaм и cпeцификe пpизнaны, зapeгиcтpиpoвaны и ocвoeны пocpeдcтвoм тypизмa в тoй мepe, в кoтopoй oни нe нaxoдятcя в peжимe cпeциaльнoй зaщиты.
Typиcтичecкиe pecypcы мoгyт быть:
пpиpoдными: гeoмopфoлoгичecкиe, климaтичecкиe, элeмeнты флopы и фayны, пeйзaжи, минepaльныe pecypcы и дp.;
aнтpoпoreнными: apxeoлoгичecкиe пaмятники и лaнд-шaфты, apxитeктypныe пaмятники, aнcaмбли и peзepвaции, мeмopиaльныe пaмятники и aнcaмбли, тexничecкиe пaмятники и пaмятники иcкyccтвa, мyзeи, элeмeнты фoльклopa и нapoднoгo твopчecтвa и дp.
Список литературы
1. Бурьяк А. Безопасность природопользования. М.: Наука, 2004. – 112с.
2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. – М.: АО МДС, 1996. – 272с.
3. Природопользование: Учебник./ Под ред. Э.А. Арустумова. – М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 1999. – 216с.
4. Экология, мониторинг и рациональное природопользование./ Под ред. Малкова Я.В. - М.: Наука, 2004. – 273с.
5. Экология, мониторинг и рациональное природопользование./ Под ред. Мозолевской Е.Г. - М.: Наука, 2005. – 211с.
[1] Природопользование: Учебник./ Под ред. Э.А. Арустумова. – М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 1999. С. 149.
[2] Экология, мониторинг и рациональное природопользование./ Под ред. Мозолевской Е.Г. - М.: Наука, 2005. С. 93.
[3] Экология, мониторинг и рациональное природопользование./ Под ред. Малкова Я.В. - М.: Наука, 2004. С. 39.
[4] Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. – М.: АО МДС, 1996. С. 176.
[5] Бурьяк А. Безопасность природопользования. М.: Наука, 2004. С. 89.