Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Нормативное правовое регулирование государственной службы в органах юстиции_______________________________________________________ 4

Сотрудники органов юстиции как категория государственных служащих     8

Условия труда и социальная защита государственных служащих органов юстиции_______________________________________________________ 9

Заключение____________________________________________________ 12

Библиография_________________________________________________ 14

Введение

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт, государственная служба объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового, финансового и некоторых других отраслей и потому относится к сложным правовым институтам.

Современный этап развития Российской Федерации как правового государства требует нового видения места и роли органов и учреждений юстиции. Построение в России подлинно гражданского общества невозможно без формирования у населения развитого правового сознания. Именно поэтому значение органов юстиции в правовом государстве должно быть первостепенным, поскольку они являются правовым каркасом российского общества.

Нормативное правовое регулирование государственной службы в органах юстиции

Правовое регулирование института государственной службы в России стремительно развивается. Об этом убедительно свидетельствует новое российское законодательство о системе государственной службы (Федеральный закон от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации")[1] и государственной гражданской службе (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации")[2]. Однако не всякое изменение законодательства повышает его правовое качество и улучшает саму деятельность по осуществлению функций государственного управления; не происходит автоматического улучшения и корпуса государственных служащих. К сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества. Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 г. отметил: "Наша бюрократия и сегодня обладает огромными полномочиями. Но находящееся в ее руках количество полномочий по-прежнему не соответствует качеству власти. Должен подчеркнуть, что такая власть в значительной степени имеет своим источником не что иное, как избыточные функции госорганов. При этом, несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти, голод на современных управленцев, эффективных людей".[3]

Исследование вопроса о направлениях и итогах развития российского законодательства о государственной службе за последние восемь лет и особенно 2003-2004 гг., не дает ясного ответа на вопрос, поставленный в самом названии настоящей работы. С нашей точки зрения, внимательное изучение не только государственно-служебного публичного права и законодательства, но и сложившихся административно-правовых конструкций в этой сфере не позволяет утверждать, что государственно-служебные отношения в России получат в связи с принятием Федеральный закон от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации" и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" необходимый импульс для дальнейшего непротиворечивого и поступательного развития. Конечно, всякие законодательные акты, принятые в рамках спланированной административной реформы, приносят тот или иной "государственно-правовой эффект". Однако для укрепления юридических основ современного правового государства простого желания улучшить деятельность государственного аппарата посредством принятия каких бы то ни было законов вряд ли достаточно. Нужно разрабатывать правовые нормы, которые реально и эффективно осуществляли бы позитивное правовое регулирование государственно-служебных отношений.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий.

2 августа 1999 года Указом Президента РФ было утверждено действующее Положение о Министерстве юстиции РФ, согласно которому основными задачами Минюста России являются:

1) реализация государственной политики в сфере юстиции;

2) обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

3) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

4) обеспечение установленного порядка деятельности судов;

5) обеспечение исполнения актов судебных и других органов;

6) обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Таким образом, юстиция сегодня обеспечивает три крупные реформы в государстве: правовую, судебную и уголовно-исполнительную. Реализация указанных приоритетных задач призвана способствовать становлению правовых основ российского государства, поднятию авторитета органов государственной власти России.

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство осуществляет следующие основные функции:

·        координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

·        осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

·        изучает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере юстиции, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по его совершенствованию, осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

·        организует работу по созданию и ведению баз данных правовой информации в сфере юстиции;

·        осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста России;

·        осуществляет координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния;

·        разрабатывает методические материалы по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния;

·        осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

·        осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, современное Министерство юстиции - многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий единую, централизованную систему органов и учреждений юстиции Российской Федерации.

В настоящее время не существует определенного нормативного акта, регулирующего службу в органах юстиции. Министерство юстиции Российской Федерации решением от 9 октября 2000 г. одобрило проект федерального закона "О юстиции". Думается, что появление такого закона будут урегулированы вопросы о службе в органах юстиции.

Сотрудники органов юстиции как категория государственных служащих

Государственный служащий - это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком и имеющий профессиональное образование. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задания для достижения определённой цели государственного строительства, а государство, в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т.д. Государственный служащий является представителем администрации, части государственной бюрократии, без которой не существует ни одно общество. Все действия государственного служащего осуществляются от имени государства и по его поручению; государство же ведёт контроль за деятельностью государственного служащего и в соответствующих случаях применяет к нему меры принуждения.

Государственный служащий занимает государственную должность только в государственном органе. Он должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе.

Государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности служащего, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т.д.

Государственные должности могут занимать только государственные служащие. Им присваивается в установленном порядке квалифицированный разряд (чин, специальное звание, класс, ранг и т.д.).

Также он выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере.

Министр юстиции Российской Федерации представляет проект Перечня должностей высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы[4] и соответствующих этим должностям специальных званий, предусмотрев в нем возможность замещения отдельных должностей федеральными государственными гражданскими служащими.

Условия труда и социальная защита государственных служащих органов юстиции

В ст. 9 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" сказано, что условия труда, предусмотренные служебным контрактом, должны соответствовать требованиям охраны труда.[5]

Служебное время - время, в течение которого служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

Нормальная продолжительность служебного времени для служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для служащих, замещающих должности службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

Служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным служащим, имеющим ненормированный служебный день, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а служащим субъектов Российской Федерации - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Право на отдых реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) вне пределов установленной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"[6] нормальной продолжительности служебного времени.

Служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Ежегодный оплачиваемый отпуск служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

За выслугу лет государственному служащему предоставляется дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск следующей продолжительности:

а) от 3 до 10 лет службы - 5 календарных дней;

б) от 10 до 15 лет службы - 10 календарных дней;

в) свыше 15 лет службы - 15 календарных дней.

В трудовом законодательстве отпуск обычно рассматривался и рассматривается как вид времени отдыха. Однако сегодня такой подход представляется не вполне точным, тем более применительно к государственным служащим, чей статус значительно отличается от статуса обычных наемных работников. В юридической литературе, посвященной проблемам госслужбы, предпринимались попытки дать определение "отпуску государственного служащего".

Как уже отмечалось, особенности в правовом регулировании труда государственных служащих включают не только дополнительные требования и ограничения, но и дополнительные, по сравнению с законодательством о труде, гарантии или компенсации.

Для государственных служащих установлены особая система оплаты труда и особая система ежегодных отпусков.

Заключение

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий.

Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной службы России свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения.

В настоящее время не существует определенного нормативного акта, регулирующего службу в органах юстиции. Министерство юстиции Российской Федерации решением от 9 октября 2000 г. одобрило проект федерального закона "О юстиции". Думается, что появление такого закона будут урегулированы вопросы о службе в органах юстиции.

Министерство юстиции Российской Федерации предлагает в проекте федерального закона "Об органах и учреждениях юстиции в Российской Федерации" предусмотреть, что:

органы юстиции в субъектах Российской Федерации являются территориальными органами Министерства юстиции; их руководители назначаются Министром юстиции по согласованию с главами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации, органы юстиции подчиняются Министерству юстиции; по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - Министерству юстиции и органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации; по вопросам ведения субъекта Российской Федерации - органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Библиография

1.     Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. №237. 25.12.1993г.

2.     Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 22. Ст. 2063.

3.     Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215.

4.     Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" // Собрании законодательства Российской Федерации. 2004. N 42. Ст. 4111.

5.     Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" // Собрании законодательства Российской Федерации. 2004. N 42. Ст. 4109.

6.     Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" // Собрании законодательства Российской Федерации от 18 октября 2004 г. N 42 ст. 4110.

7.     Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 21. Ст. 2023.


[1] Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 22. Ст. 2063

[2] Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215

[3] Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. // Российская газета. 2003. 7 мая. N 93

[4] Указ Президента РФ от 21 марта 2005 г. N 317 "О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 13. Ст. 1135

[5] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 29. Ст. 3702.

[6] Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215.