3. Организационный раздел.
3.1. Организация работы производственных цехов.
Организация работы в горячем цехе.
Горячий цех располагается в непосредственной близости от раздачи, существует удобная связь с мясорыбным, холодным цехами, а также моечной кухонной посуды, сервизной. Также вблизи находится помещение для персонала.
Работа в цехе начинается с 9 часов, а заканчивается в 22 часа, т.е. за час до закрытия предприятия.
Производственные отходы накапливаются в течение дня в камере пищевых отходов.
В утренние часы работники цеха занимаются подготовкой продуктов к тепловой обработке. Заведующий производством определяет задание поварам.
В горячем цехе работает 1 повар 5го разряда.
В связи с санитарными требованиями и требованиями технологического процесса в цехе организованны универсальные рабочие места:
1. Рабочее место – предназначено для приготовления супов и
бульонов, на нем используются плита электрическая, сковорода электрическая и стол производственный с моечной ванной. Для поддержания нужной температуры перед отпуском блюд используется мармит.
2. Рабочее место – для приготовления вторых блюд, гарниров,
соусов. Используют: шкаф жарочный, фритюрница, плита электрическая, стол производственный с весами CS-5
3. Рабочее место – для приготовления горячих напитков:
кипятильник, стол производственный.
4. Рабочее место – для оформления и отпуска блюд посетителю –
стол с охлаждаемым объемом.
Для хранения продуктов используется шкаф холодильный Стинол 35.
Блюда отпускаются официантам через раздачу по кассовым чекам.
Организация работы в холодном цехе.
Холодный цех расположен в непосредственной близости с горячим цехом, где проводят тепловую обработку продуктов для последующего приготовления холодных блюд, рядом с раздачей.
Работа в цехе начинается с 9 часов и заканчивается в 22 часа, т.е. за час до закрытия предприятия.
В цехе работают два повара 3 и 4 разрядов, причем повар 3 разряда совмещает работу в холодном цехе и в помещении для резки хлеба.
В связи с санитарными требованиями и требованиями технологического процесса в цехе организованы рабочие места:
1.Рабочее место по приготовлению салатов и винегретов оборудуется столом с моечной ванной СПМ-1050.
2. Рабочее место по приготовлению блюд из гастрономических продуктов оснащено столом производственным СММСМ, где осуществляется нарезка гастрономических продуктов с помощью хлебных, гастрономических, сырных ножей.
3. Рабочее место по приготовлению сладких блюд и напитков оборудуется столом СМВСМ, на котором установлен слайсер ES- 220. Рабочее место оснащено инвентарем, тарой, инструментами в соответствии с норами оснащения предприятий общественного питания.
Организация работы моечной.
Столовую и чайную посуду, столовые приборы моют вручную или в посудомоечной машине Fagor FI- 21B. Предварительно посуду освобождают от остатков пищи на столе СО-1 и направляют для мойки механизированным способом или вручную.
При ручном способе посуду помещают в ванну, заполняют водой температурой около 50 С, в воду добавляют разрешенное для этих целей моющее средство. После промывания посуды в этой ванне, ее перемещают во вторую ванну с водой /температура 50-55С/, где добавлено моющее средство в количестве в два раза меньшем, чем в предыдущей. Затем посуду перекладывают в третью ванну, где ее ополаскивают водой при температуре не ниже 65С.
Стеклянную посуду и хрусталь моют в двух ваннах при температуре 50-60С. в первой ванне моют в воде, в которую добавлено моющее средство, а во второй – ополаскивают.
Столовые приборы моют в теплой воде с добавлением моющих средств, затем ополаскивают горячей проточной водой, с температурой не ниже 65С.
Дезинфицируют столовую посуду один раз в конце рабочего дня.
Организация работы моечной кухонной посуды.
Кухонную посуду очищают от остатков пищи и моют в двух ваннах. В первой – с водой с добавлением моющих средств, во второй ополаскивают водой с температурой не ниже 65С. хранят посуду на стеллажах в опрокинутом виде. Металлическую посуду чистят рекомендуемыми для этой цели порошками, после чего посуду многократно моют, ополаскивают и подсушивают.
Разделочные доски скоблят ножом для удаления остатков пищи, затем моют жесткой щеткой с добавлением моющих средств и обрабатывают горячей водой с температурой не ниже 65С.
3.2. Организация работы непроизводственных помещений.
Организация работы складского хозяйства.
Складское хозяйство кафе служит для приемки и кратковременного хранения поступающих от поставщиков сырья, продуктов и выполняет следующие функции:
создание и поддержание на определенном уровне запасов сырья, материалов;
тщательная приемка товаров и тары от поставщиков по количеству и качеству;
создание условий для хранения сырья и покупных товаров в соответствии с рекомендуемыми режимами;
комплектование, подбор, отпуск сырья и товаров по установленному графику.
В состав помещений для приема и хранения продуктов входят:
Охлаждаемые камеры, кладовые овощей, сухих продуктов, инвентаря и посуды, загрузочная.
Склады оборудуются стеллажами и подтоварниками для размещения и хранения продуктов, весоизмерительными приборами, подъемно-транспортным оборудованием.
Основным материально ответственным лицом складского хозяйства является кладовщик.
3.3. Организация обслуживания посетителей.
Посетителей на входе встречает метрдотель, который устраивает людей за столиками, или за барной стойкой, в зависимости от желания; предлагает ознакомиться с меню.
Официанты помогают сориентироваться в меню, в выборе блюд; после принятия заказа, официанты пробивают кассовый чек и отдают на раздачу, где повара начинают приготавливать блюда и закуски в соответствии с заказом.
В конце официанты выбивают чек и рассчитывают посетителей.
Провожает посетителей также метрдотель.
3.4. Реклама предприятия.
Главная задача рекламы в общественном питании – информация населения о работе кафе, различных видах выпускаемых им продукции и услугах, цель которых – повышение качества и услуг.
Знакомя население с прогрессивными методами и формами обслуживания, рассказывая о достоинствах различных блюд и кулинарных изделий, помогая внедрению малоизвестных населению о полезных с точки зрения рационального питания продуктов, реклама способствует решению экономических задач, активно влияет на формирование спроса.
Организация рекламы должна быть неотъемлемой частью работы предприятия общественного питания.
1) Ее значение в том, что современная яркая и убедительная реклама помогает улучшить обслуживание, расширить круг населения, пользующегося услугами предприятия общественного питания.
2) Реклама должна быть экономически выгодной, способствовать повышению рентабельности предприятия общественного питания.
3) По своему содержанию и форме способствует воспитанию эстетических вкусов.
Для рекламы предприятия и услуг, оказываемых им, используются самые разнообразные средства внешней рекламы (вывески, витрины, транспаранты, газеты, телевидение) и внутренней рекламы (панно, внутреннее радио, эмблема предприятия, которая украсит меню и одежду официанта). Фасад предприятия украсит вывеска, выполненная в виде бегущей мерцающей строки с эмблемой и названием кафе. Внутренний интерьер помещений, одежда официантов и меню будут продолжать тематику, отраженную в названии предприятия.
Оперативное средство рекламирования – теле реклама. В рекламном ролике можно обратить внимание на интерьер предприятия, особенности обслуживания, фирменные блюда и т.д.
3.5. Основные направления НОТ на предприятии.
Важнейшей составной частью комплекса работ по научной организации труда на предприятии является организация рабочих мест.
При разработке планировки рабочих мест учтены следующие принципы НОТ:
1. рабочие места размещены с учетом последовательности выполнения технологического процесса;
2. рабочие места, на которых выполняются однородные технологические операции, скомплектованы в технологические линии;
3. совмещение рабочих мест и использование одного и того же оборудования при выполнении однородных технологических операций;
4. обеспечение возможности в процессе работы использовать средства управления;
5. соблюдение санитарных правил, требований безопасности и гигиены труда.
Рабочие места оснащены в соответствии с характером технологического процесса уровнем механизации работ на данном предприятии торгово-технологическим, немеханическим оборудованием, предметами технологической и организационно-технической оснастки.
Инструменты и инвентарь – промаркированы и имеют постоянные места для хранения. У рабочих мест имеются справочные таблицы и схемы, а также правила эксплуатации оборудования и охраны труда.
Для кратковременного отдыха в соответствии с требованиями предусмотрена комната отдыха персонала, с соответствующим оборудованием.
3.6. Организация контроля качества продукции.
В кафе «Гурман» контроль качества продукции осуществляется на всех этапах производства. Для этого создан входной, операционный и приемный контроли с четкими разделениями функций и ответственности за качество продукции.
Служба входного контроля качества на предприятии предполагается в составе кладовщика, заведующего производством, повара-бригадира.
Служба входного контроля осуществляет контроль поступающего сырья и продуктов и проверку соответствия его качества данным, указанным в сопроводительных документах. В случаях сомнения в доброкачественности или кондиции поступившего сырья и продуктов поставщику предъявляется претензия в установленном порядке. Поставки недоброкачественного сырья фиксируются в журнале учета, который ведется кладовщиком.
При движении продуктов со склада на производство, заведующий производством или повар-бригадир принимает продукты по количеству и качеству в соответствии с нормативно-технической документацией.
Повседневный контроль за качеством приготовления пищи осуществляется бракеражной комиссией. При обнаружении нарушений, комиссией составляется акт проверки в двух экземплярах. Бракераж готовой продукции проводиться выборочно, не менее двух раз в течение работы одной смены. Лучшим поварам предоставляется право личного бракеража пищи.
Рис. 2.4.1. График работы персонала в доготовочном цехе