Содержание

С.

Введение______________________________________________________________________ 3

Глава 1. Российская модель рыночной экономики___________________________________ 6

1.1 Переходная экономика как система___________________________________________ 6

1.2 Особенности российской модели переходной экономики._________________________ 8

Глава 2. Преимущества и недостатки рыночной экономики._________________________ 13

2.1 Экономическая реформа в России___________________________________________ 13

2.2 Недостатки и их преодоление в настоящее время_______________________________ 17

Глава 3. Инструменты реализации экономических функций государства_______________ 23

3.1. Бюджетная политика______________________________________________________ 23

3.2. Налоговая политика______________________________________________________ 26

3.3. Правовое регулирование экономики_________________________________________ 28

3.4. Социальное регулирование________________________________________________ 30

Заключение___________________________________________________________________ 32

Список использованных источников и литературы_________________________________ 35

Приложения

 

Введение

На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя  которому «административно-командная система», охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. Самое яркое отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества. В  настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночным отношениям. Именно эту проблему я нашел наиболее актуальной и достойной рассмотрения как всеобщей, потому что становление экономики всегда влечет за собой ломку привычного жизненного уклада всех людей, что доказывает ее глобальность. В связи с этим целью  работы является попытка рассмотреть вопросы, правильные ответы на которые определяют будущее России, ее экономическое и связанное с ним социальное и политическое благосостояние общества.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Объектом исследования является рыночная экономика РФ.

Цель работы заключается в рассмотрении формирования рыночной экономики в России.

Поставленная цель решается с помощью ряда задач:

- Представить российскую модель рыночной экономики,

- Показать переходную экономику как систему и привести особенности российской модели переходной экономики

- проанализировать преимущества и недостатки рыночной экономики

- выявить инструменты реализации экономических функций государства

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной  жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.д.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика.

Государственное регулирование экономики явилось необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком   смысле.  Коллективное   потребление   или  удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.

И, наконец, хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду день сегодняшний, потребность в государственной поддержке и подчас организации фундаментальных научных исследований, а также защиты среды обитания.

Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться[1].

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. А это в первую очередь является результатом грамотной фискальной политики государства.

Однако для правильного осуществления поставленных перед фискальной политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации фискальной политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес  представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной и налоговой системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

 Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней.

И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно -командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Глава 1. Российская модель рыночной экономики

1.1 Переходная экономика как система

Переход от одной экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Такое состояние экономики может существовать в одной или нескольких странах и даже в глобальном масштабе. Переход от одной экономической системы к другой никогда не представляет собой мгновенного скачка от одного зрелого, устоявшегося комплекса отношений к другому.

Превращение одной экономической системы в другую занимает, как правило, длительные исторические периоды, измеряемые в прошлом столетиями, а в последнее время — десятилетиями. Так, переход от традиционной системы к рыночной экономике свободной конкуренции занял в Западной Европе конец XVIII — первую половину XIX в. В России такое переходное состояние экономики было характерно для периода 1861-1913 гг.

В конце XX в. начался массовый переход нескольких десятков стран от административно-командной к рыночной экономике. Поэтому в ближайшие десятилетия переходной следует считать экономику, где отношения, основанные на административно-командных принципах, будут заменяться рыночными механизмами.

Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты. Исходной точкой является кризис и последующая трансформация экономических отношений прежней системы, а также возникновение новых отношений, присущих нарождающейся системе. Старые и новые отношения взаимодействуют в рамках переходной системы. Например, при переходе от административно-командной системы к рыночной в СССР, а затем в России на рубеже 80—90-х гг. кризис государственной собственности и плановой системы регулирования экономики сочетался с возникновением различных форм частной собственности и формированием присущих рынку механизмов функционирования экономики.

В переходной системе возникают и функционируют особые переходные экономические формы, которые указывают на направление движения к новой системе. К их числу следует отнести частично приватизированные предприятия в современной России, воплощающие переход от государственной собственности к частной.

Для экономики переходного типа свойственно резкое обострение социально-экономических противоречий, которое идет на убыль по мере формирования зрелой экономической системы. Например, переход от традиционной системы к рыночной экономике свободной конкуренции в Западной Европе сопровождался активизацией классового соперничества, которое заметно смягчилось в условиях современной рыночной экономики.

Для переходной экономики также характерно интенсивное развитие новых форм параллельно с упадком и постепенньм исчезновением старых экономических отношений. Так, быстрый рост частного сектора при переходе от административно-командной к рыночной экономике сопровождался трансформацией государственных предприятий в фирмы, действующие по правилам рыночного хозяйства.

Наконец, необходимо отметить историчность переходной экономики. Процессы смены экономических систем идут с разной интенсивностью. Например, формирование рыночной экономики свободной конкуренции на базе традиционной системы заняло весьма продолжительный период, тогда как переход к рынку от административно-командной системы облегчается наличием в обеих системах индустриального производства.

Длительность перехода зависит от особенностей региона и отдельной страны. Так, чем дальше продвинулась та или иная страна по пути формирования рыночной экономики и гражданского общества к моменту утверждения административно-командной системы, тем легче и безболезненнее оказываются процессы перехода к рыночной системе. Поэтому становление рыночной экономики в Чехии и Венгрии происходит в более благоприятных условиях, чем в России. В Китае же административно-командная система не успела пустить глубокие корни, поэтому в этой стране переход к рыночной экономике происходит в немалой степени от традиционной системы.

Переходные процессы по-разному протекают в странах восточной и западной цивилизации. В первых сохраняется решающая роль государства в экономике при сравнительно слабых позициях частных собственников и сильных уравнительных тенденциях. Во вторых при ослаблении регулирующих функций государства преобладает частнопредпринимательская инициатива, одновременно резко усиливается социальное расслоение[2].

Россия находится на стыке западного и восточного типов цивилизации, что во многом предопределяет характер формирующейся в ней рыночной экономики.

1.2 Особенности российской модели переходной экономики.

После господства административно-командной системы в экономике России, затянувшегося на несколько десятилетий, на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям[3].

Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):

— крайне высокая, даже для стран с административно-командной системой, степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие легального частного сектора при неуклонно расширявшейся «теневой экономике»;

— длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

— сверхмонополизация производства, что в условиях начавшейся либерализации экономики вело к раскручиванию инфляции;

— крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;

— неконкурентоспособность преобладающей части производств, отягченная затяжным структурным кризисом в сельском хозяйстве.

Все это было усугублено действием факторов, носивших субъективный характер: во-первых, нерешительностью в проведении экономических реформ в 1987—1991 гг.; во-вторых, политическим и социальным кризисом, обострившимся в 1989—1991 гг. и сохранившим свою остроту в последующие годы; в-третьих, неготовностью значительной части населения к жизни в условиях рыночной экономики и т.д..

Формирование современной рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность переходных процессов.

Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социально-экономическом плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты: огромную роль государства как регулятора экономики; неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; отсутствие автономного от государства гражданского общества; неразрывную связь власти и собственности; слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских настроениях.

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство, даже после приватизации немалой части собственности, по-прежнему располагает мощным госсектором в важнейших отраслях хозяйства. Сравнительно небольшой остается доля мелкого и среднего частного предпринимательства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности[4].

Характерной чертой переходной экономики в России является постоянное перераспределение прав собственности при активном участии неэкономических факторов, в частности государственных нормативных актов. В то же время сложившиеся в переходной экономике формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. Так, основная часть приватизированных, т.е. формально частных, предприятий находится под контролем государства и трудовых коллективов, что означает отсутствие эффективного частного собственника.

Преобладание финансового капитала над промышленным также относится к числу характерных черт российской модели. При этом сформировались устойчивые противоречия в отношении распределения доходов и капиталов. Банки, сосредоточившие основные финансовые ресурсы, не считают выгодным вкладывать капиталы в производство. В то же время директора приватизированных предприятий не желают уступать достигнутый в последние годы контроль над собственностью в обмен на инвестиции со стороны банков. Формирование финансово-промышленных групп выступает как компромисс между различными видами капитала.

Переход к рыночным отношениям осуществляется крайне неравномерно в различных отраслях российской экономики. В денежно-кредитной сфере происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства унаследованные от административно-командной системы. На этой основе усиливается противоречие между «традиционными» и «прогрессивными» отраслями и стоящими за ними слоями населения.

Неравномерным является также переход к рыночной экономике в отдельных регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, где сосредоточены основные банки и другие финансовые учреждения, получило широкое распространение частное предпринимательство. Напротив, в отдаленных регионах и в сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущая российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни обусловлена как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собственности, рост коррупции), так и страновыми особенностями. Среди последних необходимо отметить наследие тоталитарного режима: жертвами сталинских репрессий стали миллионы людей; даже выйдя на свободу, многие из них сохраняли лагерные привычки. Традиционные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Наконец, теневая экономика полукриминального типа долгое время была единственнои сферой, где существовали рыночные отношения и откуда вышла часть российских предпринимателей.

На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму, (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

На сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей ( за исключением военно-промышленного комплекса), неэффективность с/х и т.д. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка. Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-командной  системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе[5].

Глава 2. Преимущества и недостатки рыночной экономики.

2.1 Экономическая реформа в России

Более десяти лет продолжается экономическая реформа в России. Однако стабильный финансовый кризис, кризис неплатежей, постоянная инфляция и спад производства продолжает развиваться и существенно влиять на все экономические показатели экономики.

Спад производства за годы реформ стал катастрофическим. При сокращении промышленной продукции за 1991- 2000 гг. на 54% снижение производства в машиностроении составило более 60%, в высокотехнологичных его отраслях - 80-90%. Многие виды продукции вообще перестали производиться[6].

Причин, приведших к развалу ряда отраслей материального производства, много. Это и разрыв кооперационных связей с предприятиями бывших союзных республик, и нарастающий импорт потребительских товаров, а в последнее время и импорт продукции производственного назначения, сужающий внутренний спрос, и многое другое. Ситуация усугубляется кризисом неплатежей, прекращением федерального и регионального финансирования предприятий, резким сокращением в связи с этим оборотных средств и амортизационного фонда в промышленности, уменьшением примерно в 5 раз инвестиционных ресурсов за 1991- 1999 гг.

Основными факторами, активно подталкивающими развитие кризиса экономики, являются, во-первых, по-прежнему затратный принцип организации производства, т.к. основной налог на прибыль не стимулирует снижение затрат. Предприятиям выгодно иметь просроченную задолженность, невыгодно снижать реальные затраты, невыгодно получать большие прибыли, откуда следует невозможность собственного инвестирования производства и освоения новой продукции.

Во-вторых, основной фактор рыночных отношений - свободная конкуренция товаропроизводителей подавляется силами организованной преступности. Любой существенный рывок в росте производительности, объемов, повышении эффективности гасится резким увеличением официальных налогов и неофициальных поборов.

В-третьих, экспорт основных богатств России с целью получения иностранной валюты при постоянной недооценке обменного курса рубля. По оценкам экспертов, эта недооценка составляет от двух до четырех раз. При этом жесткая зависимость внутренних цен от обменного курса рубля приводит к существенному и не всегда обоснованному росту цен на потребительском рынке, усугубляется обнищание народных масс.

В-четвертых, неограниченный импорт товаров при внутренней конвертируемости рубля ведет к хроническому дефициту денежных ресурсов. Закрытие дефицита эмиссией приводит к росту инфляции.

В-пятых, отрицательную роль играет действующая система налогообложения, стимулирующая развитие затратной экономики, то есть рост затрат.

Практически прекратился процесс расширенного воспроизводства. На это повлияли следующие обстоятельства.

1. За годы реформ произошло беспрецедентное обесценение основного капитала в материальном производстве. Низкие нормы амортизации при высокой инфляции и крайне изношенном оборудовании не позволяют не только приобретать новое оборудование и технологии, но даже осуществлять капитальный ремонт. Налицо неуклонное разрушение производственно-технического потенциала, страна лишается своего будущего. При увеличенном коэффициенте ликвидации фондов (1,6 в 1991 г., 2,1 в 1995 г., 1,4 в 1998 г. и 1,0 в 1999 г.) более чем в пять раз сократился их коэффициент обновления (с 5,3 до 1,0), что привело к общему сокращению стоимости основных фондов.

Для простого восстановления изношенных средств труда при неизменном техническом уровне в зависимости от отраслевой структуры требуется направлять на эти цели от 10 до 15% национального дохода. В экстремальной ситуации норма накопления резко повышается. Например, в СССР после Второй мировой войны при разрушенном техническом базисе до 40% национального дохода направлялось на производственное накопление. В США, Японии и в Западной Европе резко возросла норма накопления во второй половине 70-х годов (в период энергетического кризиса и смены технологического уклада). Современное положение в России напоминает вторую половину 40-х годов в Западной Европе. Износ фондов превысил 50%, многие заводы стоят, производство сокращается. Поэтому для подъема производства необходимо резко увеличить норму накопления. Но у предпринимателя нет в этом заинтересованности, а у государства нет средств.

2. Реальный процесс обращения денег, то есть превращение их в товар и обратно в деньги разорван. Производственный сектор экономики в большей мере функционирует на основе натурального обмена, где деньги являются лишь на заключительной фазе обмена после многочисленных взаимозачетов и обменов продукта на продукт. Финансовый сектор в основном занят получением прибыли от взаимных кредитов, операций с ценовыми бумагами, скупки недвижимости с ее последующей реализацией, краткосрочных ссуд, вкладов граждан, купли-продажи валюты и т.п. Все эти операции приносят высокий и быстрый доход, нейтрализующий действие инфляции, несравнимый по прибыльности с производственными инвестициями. В этом секторе экономики обмен чаще всего происходит без присутствия товара.

Реальный сектор экономики нуждается в инвестициях как никогда в нашей истории, но у предприятий нет стартового капитала и условий для возврата кредита в сроки и с уровнем процента, которые сейчас характерны для операций в финансовом секторе.

Перелив капитала из финансового сектора в материальное производство осуществляется очень слабо. Надежды на его усиление в будущем незначительны. У финансового сектора не будет потребности в инвестировании реального сектора экономики до тех пор, пока кругооборот финансового капитала приносит высокий доход.

Кроме того, резко снизилась скорость оборота капитала и товарной продукции, то есть замедлился воспроизводственный процесс из-за отрыва финансовых потоков от производственных и утяжеления схемы реализации за счет многочисленных посредников.

3. Любой процесс воспроизводства невозможен без научно—технического и производственного задела. Во многих отраслях и предприятиях он отсутствует. В ряде отраслей производства с непрерывным циклом мощности законсервированы, для их расконсервации нужны средства и время.

При этом затраты на научные исследования и разработки уменьшились в 4 раза, а их доля в ВВП снизилась почти в 3 раза.

4. Не выполняется регулирующая и стимулирующая роль фондового рынка, который занимается в основном валютными операциями и операциями с государственными ценными бумагами, то есть спекулятивными операциями, ничего не дающими реальному сектору экономики.

Наконец, до сих пор на российском рынке не сложились условия реальной конкуренции, подталкивающей научно-технический прогресс.

Цены диктуются или предприятиями-монополистами (энергоресурсы, транспортные услуги и т.д.), или криминальными структурами, захватившими ведущие позиции на рынке наиболее ходовых потребительских товаров.

В итоге реформ произошло существенное снижение уровня жизни основной массы населения, его расслоение по доходам и образу жизни, сокращение среднедушевого потребления основных продуктов питания, одежды, обуви, ухудшилась обеспеченность жителей России жильем, снизились и другие социальные индикаторы. Большая часть населения, у которого нет достаточных средств к существованию, оказалась в несравненно худшем положении, чем до реформ.

2.2 Недостатки и их преодоление в настоящее время

В связи с вышеизложенным рассмотрим ряд факторов, важных для российской экономики и обычно выпадающих из внимания при исследовании инвестиционных процессов[7].

Слабый рубль может быть полезен для отечественных производителей как временный фактор. По существу это демпинг для продвижения своих товаров и имеет краткосрочный положительный эффект. (Так для захвата зарубежных и национального рынков, США в 1985 году уронили доллар на 25%). При затяжке это приводит к обескровливанию производителей, а в целом - к декапитализации экономики. Сейчас российский рубль превратился лишь в средство легального оформления законных операций. При этом безналичный рубль имеет фискальную природу. Банковское документирование позволяет фискальным и правоохранительным органам отслеживать движение средств. По существу, действительной валютой в России служит доллар. Косвенно это проявляется и в том, что долларовый номинал используется Банком России при определении регулирующих нормативов. Более того, курсы других иностранных валют определяются расчётным путем от курса доллара. В то же время, долларовый оборот находится вне контроля Банка России. Эти обстоятельства делают российскую экономику весьма уязвимой для внешнего влияния, постороннего к национальным интересам России. С учетом сказанного меры, направленные на долларизацию, должны последовательно ликвидировать как предпосылки широкого использования доллара в российской экономики, так и те недостатки финансовой системы, которые этому способствуют. В частности необходимо:

а) В долгосрочном плане – пересмотреть многие положения законодательства, имея в виду огромные масштабы теневого сектора экономики: провести налоговую реформу, усилив контрольные механизмы (например, учет по отгрузке) и санкции за уклонение от налогов; усилить контроль за движением валютных ценностей через границу (причем не только денег, но и высоколиквидных экспортных товаров) – например, введя практику взимания залогов или банковских гарантий; изменить акционерное законодательство, расширив и конкретизировав положения об ответственности управляющих перед собственниками; пересмотреть порядок расчетов по экспорту, имея в виду постепенный переход на оплату экспорта рублями; разработать долгосрочную программу денежно-кредитной политики и валютного регулирования, исходящую из необходимости “ползучей” ревальвации рубля[8].

б) В краткосрочном плане необходимо: изменить статус доллара во внутреннем финансовом обороте, рассматривать его с точки зрения регулирования не как деньги, а как товар – запретить выплату какого-либо дохода по валютным депозитам, переводы средств в валюте, предоставление и получение валютных кредитов; ввести обязательную продажу всей валютной выручки за рубли как переходную меру перед введением рублевых расчетов во внешнеэкономической сфере (необходимо отметить, что в настоящее время 75 членов МВФ используют в национальном регулировании правило обязательной продажи части валютной выручки, в том числе 42 члена МВФ установили в своих странах требование 100% продажи валютной выручки); повысить жесткость платежной дисциплины, ввести реальные имущественные санкции против неплательщиков, чтобы увеличить потребность экономики в рублях.

С другой стороны, необходимо изучить возможности, возникающие в силу функционирования российской экономики в зоне доллара. Во-первых, полезно поставить вопрос о необходимости наднационального контроля над работой совета директоров Федеральной Резервной Системы США. То есть в частности, совет директоров должен формироваться всеми государствами долларовой зоны, а его решения определяться межгосударственными соглашениями.

В первую очередь необходимо исследовать проблему недооценки труда. Заниженная (по отношению к мировым стандартам) цена труда, помимо дестимулирования работников приводит к снижению платежеспособного внутреннего спроса, следствием чего становится неконкурентным российский потребитель и декапитализируется производство, ориентированное на внутренний спрос. Другим заказчиком для российского производителя могло бы стать государство. Но доля государственных расходов в ВВП год от года сокращается, более того, этот подход объявлен одним из приоритетов в бюджетной политике. Кроме того, возрастают объемы государственных расходов на заказы иностранным производителям. В результате российский производитель вынужден либо искать зарубежного потребителя для своей продукции или услуг, либо прекращать производство. К тому же, неплатежеспособность российского потребителя устраняет интерес иностранных производителей к российскому рынку. Вполне закономерным следствием указанных обстоятельств являются процессы декапитализации российской экономики. Не учет фактора внутреннего платежеспособного спроса, или точнее, устранение этого фактора из рассмотрения при проведении экономических реформ и привели к парадоксальному, на первый взгляд результату. Реализация реформ, с одной стороны, привела к прискорбному сокращению отечественного производства, с другой - сделала выжившую часть (остатки) российской экономики значительно более эффективной с точки зрения экономики зарубежной.

Последствия такого подхода к реформам проявляются и при решении частных задач. Так, например, реструктуризация МПС или РАО ЕЭС проводятся под лозунгом повышения эффективности. Однако в качестве критерия эффективности задаются финансовые показатели, что автоматически исключает отечественных потребителей (в силу их неплатежеспособности) из числа пользователей продукции указанных естественных монополий.

Выход здесь видится в провозглашении, разработке и реализации курса на неуклонное повышение реальных доходов населения и увеличение государственных расходов для развития отечественного производства и выполнение других необходимых государственных функций. Если правительство не в состоянии обеспечить финансами решение этих задач, его деятельность не может признаваться удовлетворительной.

Налоговая политика, реализуемая в годы реформ, сделала невозможным легальное производство, легальный труд и легальное потребление. Уплата всех установленных налогов и платежей приводит к невозможности производства в силу его декапитализации. Выбор российского производителя невелик: прекратить производство, "выбить" льготы, уйти в "тень". При этом прекратить производство можно вообще, либо только в российской экономике, что и приводит к бегству капитала из страны. "Выбивание" льгот частично решает проблему, так как производство остается в России. Но при этом, бюджет не получает запланированных доходов, а процесс получения льгот стимулирует коррупцию. Уход в "тень" в экономическом и социальном смыслах спасает страну и позволяет людям выживать. Оборотной стороной при этом являются, опять же потери бюджета и незащищенность нелегального производства от поглощения криминальными элементами и структурами. Проводимая налоговая политика не обеспечивает необходимого сбора доходов и устраняет капитал из легального сектора российской экономики в "тень", в криминал и/или за границу. Это, опять же приводит к декапитализации страны. Соответственно сокращаются сфера легального труда и возможности легального потребления.

Выход здесь видится в действительном изменении принципов налоговой системы. Необходимо отказаться от подходов к налогообложению, основанных на использовании собственной отчетности, как граждан, так и предприятий. Эта система существует исторически недолго и уже доказала собственную неэффективность даже в странах с развитой и мощной системой надзорных и карательных налоговых органов.

Рассмотрим проблему сырьевых ресурсов. В психологической войне против нашей страны активно внедряется тезис о том, что Россия является сырьевым придатком развитых стран. В экономической войне прикладываются значительные усилия для достижения и закрепления такого положения. На сегодняшний день в структуре российского экспорта действительно достаточно велика доля сырья. Однако уже и в сложившемся положении кроме минусов есть и плюсы. Задача состоит в их выявлении и эффективном использовании. Необходимо, в первую очередь исследовать, какая доля в эквивалентном объеме товаров и услуг приходится на жизненно необходимые для существования страны и людей. В частности, сложившийся положительный торговый баланс, свидетельствует о том, что эквивалент значительной части российского экспорта предлагается в виде долларовых сумм. Негатив для России видится в двух моментах. Первое - большая часть валютной выручки вообще не поступает в страну. Второе - поступившие в российскую экономику и неиспользованные для импорта доллары оседают мертвым грузом, будь то в наличной или в безналичной форме. Груз этот по существу "мертвый" для экономики России, так как капитал, полученный от экспорта российского сырья, поступил в эмиссионный доход другого государства. Это опять же декапитализирует российскую экономику. Количественная оценка соответствующих элементов внешнеэкономических параметров позволит определить объемы действительных потерь от экспорта и уточнить способы их устранения или сокращения. Кроме того, оценка "критического импорта" позволит уточнить и "критический экспорт" с обязательным учетом, и проблемы внешнего долга. В этом смысле представляется важным и осуществление перехода к цивилизованным формам расчетов по внешнеэкономическим операциям, в частности, к осуществлению экспорта за рубли.

Следующим по значению для России является экологический ресурс.

Экспорт экологических услуг возможен не только в форме рекреационного туризма, захоронения ядерных или иных отходов, при всей важности этих видов бизнеса. Принципиально важным представляется такой подход к природному (в первую очередь лесному и водному) потенциалу, который позволил бы капитализировать сохранённый в нашей стране колоссальный природный ресурс, позволяющий существовать всему человечеству.

В заключение обозначим проблему эффективного использования интеллектуальных ресурсов.

Существуют различные оценки российских интеллектуальных ресурсов. Во всяком случае, очевидно, что доходы от его использования также протекают мимо российской экономики. Будь это в форме "утечки умов" (виртуально или физически) или путем утечки ноу-хау, разработанного в стране в предшествующий период.

По нашему мнению, учет вышеназванных факторов и мер в проведении экономической политики позволит резко поднять инвестиционную и инновационную активность на перспективных направлениях экономического роста.

Подводя итог, представляется уместным вспомнить как А.С.Пушкин в произведении “Рославлев” вложил в уста известной мадам де Сталь такие слова о русских: "Народ, который сумел сто лет назад отстоять свою бороду, в наше время сумеет отстоять и свою голову…”

Сейчас, по прошествии без малого двухсот лет российскому народу пришла пора отстоять свой кошелек.

Глава 3. Инструменты реализации экономических функций государства

3.1. Бюджетная политика

Рыночная экономика невозможна без денежного опосредования движения товарных ценностей. Организатором же денежного обращения может выступать только государство. Вот почему в широком смысле "финансы" всегда представляют государственно-организованную систему денежных отношений в обществе[9].

Уже одна эта функция объективно придает государству роль "регулятора" рыночной экономики Действительно размеры банкнотной (наличной) и депозитной - вековой (безналичной) денежной эмиссии и степень ее обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платежеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и ее валютный курс).

Однако понятие "финансы" имеет и более узкий смысл. означая совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства («государственный бюджет»), образование и использование которой есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики[10].

Основным источником государственных доходов (в результате которых и образуется государственный бюджет) являются налоги, а также предпринимательская деятельность самого государства (доходы от госпредприятий, сдача объектов госсобственности в аренду продажа лицензий и права на концессию таможенные пошлины, эмиссия и продажа государственных ценных бумаг).

Хотя размеры государственных доходов постоянно растут величина государственных расходов растет еще быстрее. Эта диспропорция объясняется основными направлениями использования государственного бюджета в современном обществе:

- субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально-значимые сферы рыночной экономики, а также оказывать поддержку частным предприятиям, попадающим в кризисную ситуацию ""средства на санацию"):

- финансирование сфер образования, здравоохранения социального страхования и социального обеспечения'

- стратегические инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, на оборону, поддержку экспорта охрану окружающей среды;

- государственное потребление (государственные закупки товаров и услуг), стимулирующие прирост дополнительного спроса.

Понятно, что размеры затрат по каждому из названных направлений способны оказать ощутимое влияние на деятельность рыночных субъектов в соответствующих сферах экономики.

В настоящее время государство обладает широким "набором" эффективных финансовых регуляторов: налоги, инвестиции, дотации, кредиты, ставки учетного процента, льготы для производящих приоритетную социальную продукцию, регулирование цен, финансирование крупных научно-технических программ, государственное предпринимательство.

1. Дотации - денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Обычно дотации предоставляются предприятиям, чья продукция имеет важное социальное и народнохозяйственное значение, но чрезмерные затраты на которую делают производство нерентабельным. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные товары.

Дотации - необходимый элемент государственных расходов, который не должен, однако, в рыночной экономике превращаться в "универсальное" средство решения экономических проблем[11].

2. Учетные ставки. Разница между номиналом ценных бумаг и размером их досрочной оплаты называется "учетная ставка". Назначая ее, центральный. банк регулирует активность коммерческих банков, а тем самым и предпринимательскую активность.

3. Регулирование цен. Государство вправе установить предельные цены на проекцию предприятий - монополистов, а также на базовые для данной страны производственные ресурсы. На социально-значимые товары массового спроса устанавливаются предельные уровни розничных цен (или надбавок к ним), а также рентабельность производящих их предприятий.

4. Инвестиции. В результате сбора налогов государство распоряжается крупными денежными средствами, Что позволяет ему проводить самостоятельную инвестиционную политику, воздействуя тем самым на поведение частных инвесторов.

Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнерам.

Цель государственной инвестиционной политики - структурная перестройка экономики и регулирование темпом экономического роста[12]. Здесь государство применяет следующие методу: выделение бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ, изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит.

В приложении 1 приведены поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации в  2002 году. За 2002 наибольшее число поступлений приходится на IV квартал, а наименьшее на I квартал. При этом в федеральный бюджет поступлений больше всего пришло на начало года – январь – 52,6% к общему объему поступлений в консолидированный бюджет, а в бюджеты территорий  наибольшее число поступлений пришло в апреле месяце –55,7% к общему объему поступлений в консолидированный бюджет.

В приложении 2 приведены формы финансовой поддержки из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, которые действуют на сегодняшний день. Приведены их цели, принцип распределения, тип финансовой помощи, условия предоставления, порядок перечисления (использования).

В состав расходов федерального бюджета на 2003 год входит:

Фонд компенсаций - в сумме 47 011 175,0 тыс. рублей;

Фонд софинансирования социальных расходов - в сумме 5 000 000,0 тыс. рублей;

Фонд регионального развития - в сумме 25 072 010,0 тыс. рублей[13]

3.2. Налоговая политика

История налогов насчитывает более пяти тысяч пет, в течение которых из архаичных жертвоприношений они превратились сначала в принудительную повинности, а затем обрели современный вид - обязательные государственные сборы. Именно справедливость и рациональность налогообложения придает рыночной экономике цивилизованный характер.

Современная налоговая система стремится реализовать следующие принципы:

- обязательность и всеобщность налогообложения физических и юридических лиц, сочетание прямого и косвенного налогообложения, - стабильность и динамика налоговой ставки (в зависимости от сферы занятости и уровня доходов налогоплательщиков),

- неотвратимость административной и финансовой ответственности налогоплательщиков за сокрытие доходов (объектов), подлежащих налогообложению.

Осуществление каждого из названных принципов на практике представляет сложную проблему[14].

Налоги делятся на две большие группы - налоги с населения и налоги с корпораций. Мировая тенденция соотношения между ними состоит в уменьшении Первых и возрастании вторых.

Главная формат прямого налогообложения населения -"подоходный налог", которому присуще значительное колебание налоговой ставки (от 10 до 50 процентов), а также льготы для определенных социальных категорий.

Подоходные налоги уплачиваются как по месту работы, так и на основе личных налоговых деклараций.

Объектом налога на корпорацию долгое время была только ее прибыль, но сегодня этот налог распространяется также на часть издержек производства и обращения фирмы.

Постоянно возрастающую долю налоговых поступлений в бюджет составляют "косвенные" налоги (акцизы, налоги на предметы потребления, таможенные пошлины), принимающие форму надбавок к ценам на товары и услуги.

Разновидностью налогов являются обязательные платежи, определяемые спецификой объекта налогообложения - налоги на недвижимость, на земельную собственность, на наследство, штрафы за загрязнение окружающей среды, за нарушение антимонопольного законодательства и т. д.

Маневрируя ставками налога и налоговыми льготами, государство может существенно регулировать предпринимательскую деятельность.


3.3. Правовое регулирование экономики

Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи,, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет "антимонопольное законодательство" и "дефляционная политика".

Антимонопольное законодательство впервые осуществлено в США в виде знаменитых "антитрестовских законов". которые позже были восприняты всеми рыночно- развитыми странами мира. Для отечественной экономики, с ее невиданным уровнем монополизации производства и обращения, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

- жесткий контроль над ценами предприятий - монополистов,

- дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур,

- поддержку конкуренции (в том числе и посредством контролируемого допуска на отечественный рынок иностранных производителей),

- поощрение диверсификации,

- антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Монополизм относится к числу имманентных тенденции рыночной экономики. К тому же формы монопольного статуса способны изменяться, приспосабливаясь к специфике конкретных сфер. Поэтому антимонополизм образует постоянное направление государственного регулирования рыночной экономики.

Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы.

В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:

-или стабилизация совокупного платежеспособного спроса. что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения,

-или переход к "равновесным" свободным рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен,

- или увеличение предложения что требует стимулирования предпринимательской активности.

Драма антиинфляционной политики в том, что первые два средства сулящие наибольший эффект социально крайне болезненны, а третье малоэффективно в ситуации "бегства от денег" подталкивающей предпринимателей к росту цен, а не производства[15].

3.4. Социальное регулирование

Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются практически все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.

В развитой рыночной экономике приоритетами являются следующие направления социальной защиты:

1. Гарантия минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительное социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчета уровня пенсий и пособий. Регулярный пересмотр размера минимальной заработной зарплаты составляет основной элемент государственной "политики доходов";

2. Обеспечение занятости. Важной функцией государства в рыночной экономике является создание условий' для реализации способностей к труду с целью получения трудовых и предпринимательских доходов. К таким условиям относятся:

- свободный выбор профессии, сферы и места трудовой деятельности; получение желаемого уровня общего и специального образования;

- материальная поддержка и переобучение временно незанятых в производстве лиц трудоспособного возраста (безработных).

Главной целью правительства в сфере занятости является удержание безработицы на "естественном уровне" (не более 4-5 % от численности экономически активного населения). Для этого, в частности, используются налоговые льготы предприятиям, увеличивающим число рабочих мест, регулируется въезд иностранных рабочих, организуются биржи труда и т. д.

3. Индексация фиксированных доходов. Речь идет о частичном возмещении государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары. Такое возмещение достигается пересчетом фиксированных доходов в соответствии с индексом розничных цен. Следует, однако, иметь в виду, что индекс цен при этом охватывает не все товары и услуги, а только входящие в минимальный потребительский бюджет ("прожиточный минимум"). Номинальная компенсация фиксированных доходов в государственном секторе происходит

-за счет государственного бюджета, а в частном бизнесе

-за счет предпринимательской прибыли. Индексации подлежат также сбережения населения в банках, государственные облигации, страховые полисы.

Итак, государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства  представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально- экономической системы к изменяющимся условиям.

Заключение

Современная российская экономика находится сейчас в переходном периоде. Это промежуточное состояние между плановой и рыночной экономикой. Общая особенность Российской экономики - она как плановая существенно отличается от западной рыночной экономики; как российская она не имеет аналогов в каких-либо других, даже бывших соц. странах. Определенное состояние рыночной системы характеризует экономический кризис, представляющий собой резкое нарушение равновесия в экономике вследствие несоответствия спроса и сложившегося предложения. Макроэкономическая проблема, которую необходимо безотлагательно решать в течение переходного периода - проблему структурно-инвестиционной перестройки на современной технико-технологической основе для всех субъектов формирующейся рыночной экономики и прежде всего - государством и его институтами. Макроэкономическая несбалансированность имеет многообразие форм.

Несбалансированность проявляется прежде всего в гипертрофированном развитии отраслей 1-го подразделения общественного производства, доля которого в совокупном общественном продукте на конец 80х-68% - эти отрасли поглощали львиную долю инвестиций, сырья, материалов, квалифицированной рабочей силы, тем самым еще более "обездоливая" другие отрасли. На развитие отраслей гр.1 выделялось не более 5% производственных капиталовложений. Создание невиданного по своим масштабам ВПК, поглощавшего ежегодно не менее 2/3 экономического потенциала страны, на содержание которого ежегодно тратилось 18-20% нац. дохода. Это и обусловило отставание отраслей, не работавших в ВПК, что привело к замедлению темпов экономического роста, к дефициту, к импорту .

Степень влияния государства на экономику через механизм бюджетных отношений определяется целевой установкой бюджетной политики и зависит, главным образом, от выбора ее приоритетов.

Проект федерального бюджета на 2003 год обеспечивает сбалансированность доходов и расходов и формировался с учетом проведения профицитной бюджетной политики, ориентированной на выполнение обязательств по обслуживанию государственного долга. Проект бюджета на 2003 год – социально ориентированный с приоритетными направлениями, в число которых входит обеспечение оборонной безопасности страны, судебная реформа, поддержка науки и образования. Рост расходов по этим позициям значительно опережает другие направления расходования государственных средств.

Негативные тенденции рыночной экономики:

неуклонное снижение темпов эк. развития;

нарастание инфляционных процессов;

увеличение скрытой безработицы при внешнем дефиците раб. силы;

массовый износ осн. произ. фондов.

Все это вынудило правительство прибегнуть, к реформам с 1985г. - перестройка, что являлось ошибочным курсом реформирования экономики. В начале 90х - непоследовательность реформ ввиду крайнего сопротивления консервативных сил, крайне ограниченные иностранные инвестиционные ресурсы. Россия остается страной высокого инвестиционного риска, занимая 90 место среди 169 стран мира. Кризис переходной экономики есть кризис как фаза цикла, то и выход из кризисной ситуации предполагает одновременное решение порожденных этими обстоятельствами проблем: преобразование форм собственности и становление рыночных структур, осуществление структурной перестройки в сочетании с технико-технологическим обновлением всего действующего производства - с другой. "Вытаскивать" национальную экономику из кризиса придется всем потенциальным инвесторам, государственным и частным.

Преимущества рыночной экономики:

1.       Эффективное распределение и использование ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг

2.       Возможность успешного функционирования рынка при ориентации на исключительно ограниченную информацию: уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы

3.       Высокую степень его гибкости и адаптации к изменяющимися условиям производства

4.       Быстрое использование достижений науки и техники

5.       Свободу выбора и действий предпринимателей и потребителей

6.       Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества продукции

7.       Относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия

Список использованных источников и литературы

1. Нормативно-правовые акты

  Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., от 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г.)

  Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г.)

  Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая (с изменениями от 29 декабря 2000 г., 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 31 декабря 2002 г.)

2. Литература

  Актуальные вопросы формирования бюджета 2003 года (семинар В Репин).  // Финансы.  2002.  №8.  с.16-20.

  Аронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность //  Налоговый вестник. N 5. 2001. с. 6.

           Астапов К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политике. // Финансы. 2002.  №10. с.19-23.

  Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2002 год.» //   Финансы.  2001.  №5.  с.3-6.

  Бюджетно-финансовая политика: итоги и задачи. (Расширенное заседание коллегии Министерства финансов РФ).  // Финансы. 2002.  №3.  с.3-13.

  Воловик Е. Налоговое обозрение // Финансовая газета. Региональный выпуск. N 14. 2000. с. 4.

  Воронин Ю. Приоритеты бюджетной политики.  // Экономист. 2002.  №6 .  с.53-63.

  Гореглад В., Подпорина И.  Ориентиры бюджетной политики. //  Экономист.  2000.  №5.  с.53-60.

  Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.  М.: Юристъ, 2000.  861с.

  Камаев В. Д.. Учебник по основам экономической теории.  М.: 1994. 617 с.

  Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы. // Налоги.  1997. №3. С. 12.

  Курс экономической теории // Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров, 2002 г. 247 с.

  Кэмпбелл Р. МАККОНЕЛ, Стенли Л. БРЮ, Экономикс (принципы, проблемы, и политика; часть 1). М.: Республика, 1995 г. 512 с.

  Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. // Финансы. 1998. № 5. С. 18.

  Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. 1998. № 6. С. 12.

  Налоговая политика не должна быть оторвана от практики // Российский налоговый курьер. N 21. 2002. с. 13.

  Об основах налоговой системы в Российской Федерации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1  // Российская газета. 1992. №1. С. 5

  О федеральном бюджете на 2003 год: Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ // Российская газета. 2003. №2. С. 3.

  Плышевский Б. Условия восстановления государственного регулирования экономики // Экономист. 1998. №6 с. 19.

  Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997. 480 с.

  Родионова В. М. Финансы. - М.: ПРИОР, 1993. 412 с.

  Российский статистический ежегодник: Стат.сб. М.: Госкомстат России, 2002. с. 660.

           Силуанов А.Г. Государственный бюджет и экономическая политика в 2002 году  //  Финансы. 2001.  №9.  с.3-6.

  Современная экономика. Общедоступный учебный курс./Под ред. Мамедова О.Ю., Ростов н/Д, Феникс. 1996. 412 с.

  Сомоев Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения: Учебное пособие. - М.: ПРИОР, 2000. 354 с.

  Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. Г. В. Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. 381 с.

Приложение 1

Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации в  2002 году

 

Поступило в консолидированный бюджет, млрд.руб.

в том числе :

федеральный бюджет

бюджеты территорий

млрд.руб.

в % к общему объему поступлений в консолидированный бюджет

млрд.руб.

в % к общему объему поступлений в консолидированный бюджет

Январь

141,84

74,66

52,6

67,19

47,4

Февраль

130,53

68,48

52,5

62,04

47,5

Март

170,44

88,93

52,2

81,51

47,8

I квартал

442,81

232,07

52,4

210,75

47,6

Апрель

240,13

106,28

44,3

133,85

55,7

Май

199,26

93,48

46,9

105,78

53,1

Июнь

165,65

85,32

51,5

80,33

48,5

II квартал

605,04

285,09

47,1

319,95

52,9

I полугодие

1047,85

517,15

49,4

530,70

50,6

Июль

226,53

112,12

49,5

114,41

50,5

Август

204,10

97,28

47,7

106,82

52,3

Сентябрь

185,99

100,96

54,3

85,04

45,7

III квартал

616,62

310,36

50,3

306,26

49,7

9 месяцев

1664,47

827,51

49,7

836,96

50,3

Октябрь

237,50

120,06

50,5

117,45

49,5

Ноябрь

209,75

97,60

46,5

112,15

53,5

Декабрь

216,19

103,36

47,8

112,83

52,2

IV квартал

663,45

321,0

48,4

342,4

51,6

II полугодие

1280,07

631,4

49,3

648,7

50,7

январь - декабрь

2327,9

1148,5

49,3

1179,4

50,7

Приложение 2

Формы финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации

Характеристики

Фонд финансовой поддержки субъектов РФ

Фонд компенсаций

Фонд софинансирования социальных расходов

Фонд регионального развития

Фонд реформирования региональных финансов

Цель

Выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам

Финансирование федеральных законов (как правило, социальных пособий и льгот населению)

Стимулирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере

Поддержка развития региональной инфраструктуры

Поддержка и стимулирование бюджетных реформ

Принцип распределения

Формула на основе оценки налогового потенциала и нормативных расходов

Формула на основе численности лиц, имеющих право на получение социальной помощи (льгот)

Формула на основе нормативных расходов и их частичного возмещения (с оценкой хода реформ)

На основе конкурсного отбора инвестиционных проектов

Конкурс (программы реформ и их выполнение)

Тип финансовой помощи

Дотация (с выделением средств с особыми условиями перечисления и/или использования)

Субвенция на финансирование федеральных законов

Субсидия (долевая) на определенную функциональную статью расходов (отрасль)

Субсидия (как правило, долевая) на финансирование инвестиционных проектов и программ

Субсидия (субвенция) на определенный тип (направление) расходов

Условия предоставления

Для высокодо-тационных регионов –кас-совое обслужи-вание бюджетов феде-ральным казначейством

Целевое использование средств

Уровень расходов не ниже нормативного и выполнение программ реформ

Софинансирова-ние

Выполнение программы реформ

Порядок перечисления (использования)

Финансовым органам

Гражданам и предприятиям (организациям) через территориальные органы федерального казначейства

Финансовым органам при подтверждении проведенных расходов на соответствующую статью

Предприятиям (организациям) через органы федерального казначейства

Финансовым органам при подтверждении произведенных или включенных в бюджет расхо-дов на проведе-ние бюджетных реформ и оздо-ровление государственных финансов

Статус

Действует с 1994 г.

Действует с 2001 г.

Вводится в 2003-2004 гг.

Действует с 2000 г., новый механизм вводится в 2002-2003 гг.

Срок действия -2001-2004 гг.

Приложение 3

Источники финансирования федерального бюджета Российской Федерации1) (миллиардов рублей)

 

 

 

 

1998

19992)

2000

2001

 

Общее финансирование - всего

146,3

51,4

-102,9

-272,1

 

в том числе:

 

 

внутреннее

61,2

16,9

-2,9

-11,9

 

из него:

 

 

 

 

 

 

изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в рублях

-1,4

-35,9

-41,5

1,9

 

 

государственные краткосрочные обязательства (ГКО)

-197,8

-11,9

-4

15,1

 

 

облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ)

0,9

0,1

16,8

1,2

 

 

облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)

197,7

53

-23,8

-40,8

 

 

облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК)

106,2

-0,1

10,3

14,8

 

 

облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)

-37,9

-0,1

24,1

0,01

 

 

облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

1,5

-9,2

-1,8

-3

 

 

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

-

-4,5

27,2

9,8

 

 

государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней

-

15,5

39,9

0,6

 

 

внешнее

85,1

34,5

-100

-260,2

 

Из него

 

изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте

-6,3

-17,4

-51,5

-35,9

 

 

кредиты международных финансовых организаций

13

-54,8

-74,3

-29,5

 

 

кредиты правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные Российской Федерации

78,4

106,7

33,7

-170,9

 

 

1) Профицит, дефицит (-) бюджета покрываются за счет финансирования такой же величины, но с противоположном знаком.

2) С 1 января 1999 г. поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и реализации государственных запасов исключены из статьи ”Доходы” и отнесены к источникам финансирования дефицита бюджета.


[1] Камаев В. Д.. Учебник по основам экономической теории. - М.: 1994. С. 121.

[2] Плышевский Б. Условия восстановления государственного регулирования экономики // Экономист. 1998. №6 с. 19.

[3] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. с. 49.

[4] Современная экономика. Общедоступный учебный курс./Под ред. Мамедова О.Ю., Ростов н/Д, Феникс, 1996. С. 317.

[5] Современная экономика. Общедоступный учебный курс./Под ред. Мамедова О.Ю., Ростов н/Д, Феникс, 1996. С. 317.

[6] Курс экономической теории // Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров, "АСА", 2002 г. с. 116.

[7] Курс экономической теории // Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров, 2002 г с.154

[8] Современная экономика. Общедоступный учебный курс./Под ред. Мамедова О.Ю., Ростов н/Д, Феникс, 1996. С. 310.

[9] Бюджетно-финансовая политика: итоги и задачи. (Расширенное заседание коллегии Министерства финансов РФ).  // Финансы.  2002  №3. с.3-13

[10] Родионова В. М. Финансы. - М.: ПРИОР, 1993. С. 29.

[11] Родионова В. М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы // Финансы. 1998 № 8.

[12]Родионова В. М. Финансы. - М.: ПРИОР, 1993. С. 98.

[13] Актуальные вопросы формирования бюджета 2003 года (семинар В Репин).  // Финансы  -  2002  -  №8  -  с.16-20.

[14] Налоговая система: реформы и эффективность // А.В. Аронов, "Налоговый вестник", N 5, май 2001 г. с. 6.

[15] Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы. // Налоги. - 1997. С. 12.