Как показывают данные Приложения 1, за период с 1997 по 2000 год наметилась явная тенденция к переходу от дефицита бюджета к его профициту, что прежде всего относится к региональным бюджетам.
Уже в 1999 году профицит был характерен для региональных бюджетов (7 млрд.руб.), в то время, как федеральный бюджет находился в состоянии дефицита (51,4 млрд.руб.).
В 2000 году профицит бюджета имел место быть как для регинальных, так и для федерального бюджета, в результате чего профицит консолидированного бюджета составил 137,6 млрд.руб.
Остановимся более подробно на анализе бюджета 2001 и 2002 года (Приложение 2). В последний период наметилась стабилизация бюджетной сферы регионов. Доходы региональных бюджетов 2002 года демонстрируют рост по сравнению с уровнем 2001 года, в основном, благодаря увеличению федеральной помощи, объём которой вырос по сравнению с первоначальным законом о федеральном бюджете, и консолидации доходов, которые в прошлом были вне бюджета. Консолидированный бюджет субъектов РФ был исполнен с профицитом. Общие усилия федерального правительства и регионов пока позволяют удерживать под контролем ситуацию с выплатой повышенных, вследствие роста ставок ЕТС, зарплат. Кредиторская задолженность региональных бюджетов по выплате зарплат не только не увеличилась, но и уменьшилась. Вместе с тем, нагрузка на региональные бюджеты, связанная с ростом ставок ЕТС продолжает увеличиваться, и в значительной части регионов сохраняется определённая напряжённость в исполнении повышенных бюджетных обязательств по выплате зарплат. Кроме того, в последние месяцы наметилась тенденция к снижению поступлений по налогу на прибыль, связанная с изменениями в Налоговом Кодексе. Пока это снижение компенсируется ростом поступлений по другим налогам, определённую роль в котором играют доначисления по уже отменённым налогам. Всё это не может не вызывать озабоченности, поскольку перспективы роста налоговых доходов не очевидны, а источники определённого снижения их в будущем вполне явны.
Совокупные доходы консолидированного бюджета субъектов РФ, с учётом безвозмездных перечислений из федерального бюджета, составили в январе-октябре 2002 года, по предварительным данным, 1313,0 млрд. руб., или 14,7% ВВП, что на 0,5% ВВП больше, чем за соответствующий период предыдущего года. При этом с учётом передачи части налоговых доходов в бюджетные фонды, собственные доходы выросли на 0,4% ВВП, безвозмездные перечисления – на 0,2% ВВП, а доходы целевых бюджетных фондов уменьшились на 0,1% ВВП.
Изменения структуры налоговых доходов регионов по сравнению с первыми тремя кварталами 2001 года обусловлены, главным образом, реформой налоговой системы (Приложение 3)
Безвозмездные перечисления, в целом, выросли в январе-октябре 2002 года меньше, чем перечисления из федерального бюджета, что связано с существенным сокращением (почти в 15 раз в номинальном выражении) перечислений из внебюджетных фондов и от государственных организаций. Это сокращение представляется вполне здоровой мерой по упорядочению исполнения бюджетов регионами.
Объём безвозмездных перечислений из федерального бюджета вырос в январе-октябре 2002 года на 0,4% ВВП по сравнению с тем же периодом прошлого года. Одним из факторов роста федеральной безвозмездной помощи регионам в первой половине текущего года по сравнению с прошлым годом является запланированное в федеральном бюджете смещение перечислений этой помощи на первый и второй кварталы года. Прежде всего, это было обусловлено напряженным положением в бюджетной сфере отдельных регионов, сложившимся вследствие выплаты повышенных зарплат в связи с увеличением тарифов ЕТС.
Динамика доходов целевых бюджетных фондов консолидированных региональных бюджетов в 2002 году определяется двумя разнонаправленными тенденциями. С одной стороны, регионы продолжили консолидацию в своих бюджетах различных бюджетных фондов, которые ранее были за пределами бюджетной отчётности. С другой стороны были ликвидированы территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы вместе с отменой соответствующих отчислений. Кроме того, регионы продолжили ликвидацию территориальных дорожных фондов с зачислением поступлений по соответствующим налогам непосредственно в бюджеты. По результатам января-октября 2002 года эти тенденции в значительной мере компенсировали друг друга. Это выразилось в том, что суммарный объём таких фондов в консолидированных бюджетах регионов уменьшился в январе-октябре 2002 году на 0,1% ВВП по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Наряду с ростом совокупных доходов консолидированного бюджета субъектов выросли и их расходы, которые составили в январе-октябре 2002 года 1287,5 млрд. рублей или 14,4% ВВП, что на 0,8% ВВП больше расходов соответствующего периода 2001 года. В сопоставимых ценах, при дефлировании на индекс потребительских цен, рост расходов составил 11 процентных пунктов.
Главной причиной роста расходов региональных бюджетов явилось увеличение зарплат в бюджетной сфере, вызванное повышением ставок ЕТС. Расходы на выплату зарплат в консолидированном бюджете регионов выросли в январе-октябре текущего года в 1,7 раза в номинальном выражении по сравнению с соответствующим периодом 2001 года. Остальные непроцентные расходы региональных бюджетов выросли в номинальном выражении лишь на 18%, что очень близко к инфляционному росту. Всё это нашло выражение в существенном увеличении доли расходов на зарплату в непроцентных расходах региональных бюджетов, которая выросла в 2002 году на 6 процентных пунктов по сравнению с январём-октябрём прошлого года и составила 27,2%.
Существенное изменение произошло в 2002 году и в структуре социально-ориентированных расходов (зарплата, стипендии, жилищно-коммунальный сектор, приобретение медикаментов и продуктов питания и т.д.). Если за первые десять месяцев прошлого года расходы на зарплату составили меньшую часть социально-ориентированных расходов, то в текущем году зарплата составляет почти 60% этих расходов. Следует подчеркнуть, что в 2002 году часть социально-ориентированных расходов, не связанная с выплатой зарплат, осталась практически неизменной в номинальном выражении по сравнению с январём-октябрём 2001 года. Это свидетельствует в пользу того, что регионы, стараясь в полной мере исполнить свои обязательства по выплате зарплат, испытывают определённые трудности при финансировании других текущих расходов бюджетов.
Столь заметно увеличившийся, вследствие роста тарифов ЕТС, объём обязательств региональных бюджетов должен был бы привести к проблемам с исполнением бюджетов во многих субъектах РФ, что могло найти выражение в накоплении кредиторской задолженности по заработной плате и начислениям на неё. Однако, ориентация в 2002 году значительной части фонда софинансирования социальных расходов на решение этих проблем, увеличение федеральной финансовой помощи и предоставление регионам ссуд из федерального бюджета в увеличенном объёме, пока позволяют, в целом, удерживать ситуацию под контролем. Хотя финансирование повышенных расходов за счёт бюджетных ссуд переносит часть проблем на год погашения ссуд, т.е. на следующий год, с учётом пролонгации этих ссуд.
После резкого, на 1,8 млрд. руб., снижения задолженности по зарплате консолидированных региональных бюджетов в августе текущего года в сентябре и октябре эта задолженность возрастала, хотя и незначительными темпами: в сентябре – на 160 млн. руб., а в октябре – 278 млн. руб. По предварительным итогам десяти месяцев 2002 года задолженность по зарплате сократилась на 0,1 млрд. руб. и составила 1,6 млрд. руб. или 6,0% от среднемесячного фонда оплаты труда.
Кредиторская задолженность в целом по сопоставимому кругу расходов, включающему: зарплату, начисления на неё, выплату детских пособий, стипендии, оплату коммунальных услуг бюджетными учреждениями сократилась за октябрь на 0,7 млрд. руб., а по результатам десяти месяцев 2002 – на 10,0 млрд. руб. или на 19,0% от общего объёма на конец прошлого года.
Налоговые поступления в консолидированный бюджет регионов (без ЗАТО) в январе-октябре 2001 и 2002 гг[1].
Виды налогов |
сборы (% ВВП) |
доля в налоговых доходов (%) |
||
|
2001 |
2002 |
2001 |
2002 |
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций |
3,3 |
2,8 |
36,4 |
29,8 |
Подоходный налог с физических лиц |
2,6 |
3,1 |
29,1 |
33,1 |
Акцизы |
0,4 |
0,4 |
4,8 |
4,8 |
Налог с продаж |
0,5 |
0,5 |
5,6 |
4,9 |
Налоги на совокупный доход |
0,2 |
0,3 |
2,4 |
2,9 |
Налоги на имущество |
0,9 |
1,0 |
9,8 |
11,4 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
0,8 |
1,0 |
9,5 |
11,0 |
Всего |
8,9 |
9,2 |
100 |
100 |
После сентябрьского дефицита в октябре консолидированный бюджет регионов был исполнен с профицитом, в 9,4 млрд. руб., в результате чего общий профицит по результатам десяти месяцев 2002 составил 27,3 млрд. руб. или 0,3% ВВП. Соответственно за октябрь снизилось число регионов, исполнивших свои бюджеты с дефицитом: с 37 по результатам девяти месяцев до 29 по результатам десяти месяцев. Суммарный дефицит бюджетов этих регионов увеличился всего на 5,1 млрд. руб. и составил по результатам десяти месяцев 10,6 млрд. руб.
Основным источником финансирования дефицита бюджетов в январе-октябре 2002 года были бюджетные ссуды. В 62% случаев «дефицитные» регионы профинансировали свои дефициты более чем на 70% за счёт ссуд из федерального бюджета, которых в январе-октябре было выделено на 21,2 млрд. руб., а погашено на 6,8 млрд. руб.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998г., №145-ФЗ.
2. О бюджетной классификации Российской Федерации. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 января 1998г., №1н.
3. Инструкция Министерства финансов Российской Федерации от 17 февраля 1999г. №15н «По бухгалтерскому учету исполнения бюджетов».
4. Булат А.С. Финансы: Учебное пособие. 2-е изд. КГАУ. Краснодар.1999.
5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт, 1999.- с.621.
6. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. – М.: Изд. ЭКМОС. – 1998. с.9.
7. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: - М.:
ИНФРА-М, 1997. – 248 с.
8. Дьяконова Л.А. Организация управления финансовыми ресурсами в регионе //Финансы. – 1999. - №8. – с. 9-12.
9. Игудин А.Г. Почему не снижается острота противоречий в межбюджетных отношениях //Финансы. – 1998. - №2. – с. 9-12.
10. Илларионов А.М. Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997 гг. // Вопр.экономики – 1998.- № 2. – с. 22-36.
11. Мирзалиев М.Н. Составление местных бюджетов //Финансы. – 1999. - № 12. – с.12-14.
12. Общая теория финансов: Учебник /Под ред. Дробозиной Л.А.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – с.44-45.
13. Павлова А. Источники финансирования бюджетного дефицита //Экономист. - 1998. - № 1. –с. 76-80.
14. Пансков В.Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления //Финансы. – 1999. - №3. – с. 5-9.
15. Пронина Л.И. Законодательная основа местных финансов //Финансы. – 1998. - №1. - с. 7-11.
16. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. – М.: Финансы и статистика, 1996.-224 с.
17. Телепнев С.А. Финансы местного самоуправления //Финансы. – 2000. - №2. - с. 8-9.
18. Фролова Н.К. К вопросу о межбюджетных отношениях в России //Финансы. – 2000. - №1. – с. 7-8.
19. Христенко В.Б., Лавров А.М. Новый этап реформы межбюджетных отношений //Финансы. – 1999. - №2. – с. 3-9.
20. Яндиев М.И. Уровни бюджетной системы в России // Финансы. – 2000. - № 2.- с. 12-14.
Приложение 1[2]
Консолидированный бюджет Российской Федерации в 1997-2000 гг.
(миллиардов рублей; до 1998 г. – трлн. руб.)
|
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
||||||||
Консолидированный бюджет |
в том числе |
Консолидированный бюджет |
в том числе |
Консолидированный бюджет |
в том числе |
Консолидированный бюджет |
в том числе |
|||||
федеральный бюджет |
бюджеты субъектов Российской Федерации |
федеральный бюджет |
бюджеты субъектов Российской Федерации |
федеральный бюджет |
бюджеты субъектов Российской Федерации |
федеральный бюджет |
бюджеты субъектов Российской Федерации |
|||||
Доходы |
711,6 |
343,4 |
433,4 |
686,8 |
325,9 |
413,4 |
1213,6 |
615,5 |
660,8 |
2097,7 |
1132,1 |
1065,8 |
в том числе: |
||||||||||||
налоговые доходы |
594,1 |
262,6 |
331,5 |
564,6 |
253,3 |
311,3 |
1007,5 |
509,7 |
497,8 |
1707,6 |
964,8 |
742,8 |
неналоговые доходы |
64,0 |
42,7 |
21,3 |
66,8 |
43,3 |
23,5 |
84,7 |
49,2 |
35,5 |
135,4 |
74,7 |
60,7 |
из них: |
||||||||||||
от внешнеэкономической деятельности |
11,6 |
11,6 |
0,0 |
18,7 |
18,6 |
0,05 |
36,4 |
36,4 |
0,0 |
37,4 |
37,4 |
0,0 |
от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности |
9,6 |
4,6 |
5,0 |
14,0 |
4,7 |
9,3 |
24,1 |
7,4 |
16,7 |
72,3 |
31,6 |
40,7 |
от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
23,4 |
18,8 |
4,6 |
17,6 |
15,3 |
2,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
от реализации государственных запасов |
5,3 |
5,3 |
- |
3,5 |
3,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
безвозмездные перечисления |
9,5 |
0,2 |
74,5 |
10,2 |
3,0) |
59,7 |
15,1 |
0,0 |
77,8 |
1,2 |
-0,3 |
101,7 |
доходы целевых бюджетных фондов |
45,1 |
38,9 |
6,2 |
45,2 |
26,3 |
18,9 |
106,3 |
56,6 |
49,7 |
253,5 |
92,9 |
160,6 |
Расходы |
839,5 |
436,6 |
468,1 |
842,1 |
472,2 |
422,4 |
1258,0 |
666,9 |
653,8 |
1960,1 |
1029,2 |
1032,1 |
в том числе на: |
||||||||||||
государственное управление и местное самоуправление |
29,0 |
10,1 |
18,9 |
31,1 |
10,9 |
20,2 |
46,3 |
14,8 |
31,5 |
72,9 |
25,0 |
47,9 |
международную деятельность |
2,6 |
2,6 |
- |
17,6 |
17,6 |
- |
59,1 |
59,1 |
- |
10,9 |
10,9 |
- |
национальную оборону |
81,4 |
81,4 |
- |
65,1 |
65,1 |
- |
115,6 |
115,6 |
- |
191,7 |
191,7 |
- |
правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства |
59,0 |
45,2 |
13,8 |
45,4 |
33,5 |
11,9 |
74,6 |
55,6 |
19,0 |
132,5 |
105,4 |
27,1 |
промышленность, энергетику и строительство |
50,3 |
30,3 |
20,0 |
26,2 |
15,5 |
10,7 |
31,4 |
17,1 |
14,3 |
58,5 |
35,1 |
23,4 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
31,1 |
9,9 |
21,2 |
24,3 |
4,7 |
19,6 |
35,5 |
8,8 |
26,7 |
55,0 |
13,4 |
41,6 |
транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику |
23,5 |
4,0 |
19,5 |
19,1 |
1,3 |
17,8 |
26,3 |
0,9 |
25,4 |
40,3 |
1,9 |
38,4 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
112,6 |
- |
112,6 |
96,8 |
- |
96,8 |
127,3 |
- |
127,3 |
199,8 |
- |
199,8 |
социально-культурные мероприятия |
270,5 |
61,5 |
209,0 |
245,7 |
61,7 |
184,0 |
367,0 |
85,1 |
281,9 |
536,4 |
134,3 |
402,1 |
обслуживание государственного долга |
41,4 |
41,4 |
- |
148,7 |
148,7 |
- |
190,0 |
162,9 |
27,1 |
276,7 |
257,8 |
18,9 |
расходы целевых бюджетных фондов |
36,1 |
30,3 |
5,8 |
43,5 |
26,1 |
17,4 |
101,1 |
56,2 |
44,9 |
248,2 |
97,7 |
150,5 |
прочие расходы |
102,0 |
119,9 |
47,3 |
78,6 |
87,1 |
44,0 |
83,8 |
90,8) |
55,7 |
137,2 |
156,0 |
82,4 |
Дефицит (-), профицит (+) |
-127,9 |
-93,2 |
-34,7 |
-155,3 |
-146,3 |
-9,0 |
-44,4 |
-51,4 |
+7,0 |
+137,6 |
+102,9 |
+33,7 |
Приложение 2[3]
Исполнение федерального и консолидированного бюджетов (без учета социального налога), % ВВП
янв-сен 2001 |
янв-сен 2002 |
сен.02 |
янв-ноя 2001 |
янв-окт 2002 |
янв-ноя 2002 |
Ноя.01 |
окт.02 |
ноя.02 |
|
консолидированный бюджет |
федеральный бюджет |
||||||||
Доходы |
28,7 |
28,5 |
24,2 |
17,0 |
17,1 |
17,0 |
17,8 |
19,2 |
16,5 |
Налоговые |
25,1 |
25,2 |
21,0 |
15,7 |
15,5 |
15,5 |
16,8 |
16,5 |
15,4 |
МНС |
19,6 |
20,3 |
16,5 |
10,1 |
10,6 |
10,5 |
10,8 |
11,6 |
9,7 |
ГТК |
5,5 |
4,9 |
4,5 |
5,6 |
4,9 |
5,0 |
5,9 |
5,0 |
5,6 |
Неналоговые |
2,0 |
1,8 |
1,9 |
1,1 |
1,4 |
1,4 |
0,8 |
2,5 |
0,9 |
Бюджетные фонды |
1,6 |
1,5 |
1,3 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
Расходы на кассовой основе |
25,3 |
25,8 |
23,3 |
13,8 |
14,2 |
14,6 |
12,5 |
14,1 |
17,5 |
Обслуживание долга |
3,3 |
2,5 |
2,4 |
2,7 |
2,2 |
2,0 |
1,0 |
0,4 |
0,7 |
внутреннего |
нд |
0,4 |
3,1 |
0,5 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
внешнего |
нд |
2,1 |
15,3 |
2,2 |
1,9 |
1,7 |
0,6 |
0,2 |
0,3 |
Непроцентные расходы на кассовой основе |
21,9 |
23,2 |
20,9 |
11,1 |
12,1 |
12,6 |
11,5 |
13,7 |
16,9 |
Профицит на кассовой основе |
3,4 |
2,7 |
0,8 |
3,1 |
2,8 |
2,4 |
5,3 |
5,0 |
-1,1 |
внутреннее финансирование |
5,2 |
4,7 |
2,6 |
-1,5 |
4,7 |
4,2 |
9,6 |
6,5 |
-0,1 |
внешнее финансирование |
-1,8 |
-2,0 |
-1,8 |
-1,8 |
-1,9 |
-1,8 |
-4,3 |
-1,4 |
-1,0 |
Первичный профицит на кассовой основе |
6,8 |
5,3 |
3,2 |
5,8 |
5,0 |
4,5 |
6,3 |
5,4 |
-0,4 |
Расходы на основе финансирования |
нд |
нд |
нд |
14,9 |
15,7 |
15,9 |
10,6 |
16,0 |
18,0 |
Непроцентные расходы на основе финансирования |
нд |
нд |
нд |
12,2 |
13,5 |
13,9 |
9,6 |
15,6 |
17,4 |
Профицит на основе финансирования |
нд |
нд |
нд |
2,1 |
1,4 |
1,1 |
7,2 |
3,2 |
-1,6 |
Первичный профицит на основе финансирования |
нд |
нд |
нд |
4,8 |
3,5 |
3,1 |
8,2 |
3,6 |
-0,9 |
ВВП (оценка) |
6 551 |
7 896 |
1 080 |
8 205 |
8 935 |
9 918 |
804 |
1 039 |
983 |
Приложение 3
Налоговые поступления в консолидированный бюджет регионов (без ЗАТО) в январе-октябре 2001 и 2002 гг[4].
Виды налогов |
сборы (% ВВП) |
доля в налоговых доходов (%) |
||
|
2001 |
2002 |
2001 |
2002 |
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций |
3,3 |
2,8 |
36,4 |
29,8 |
Подоходный налог с физических лиц |
2,6 |
3,1 |
29,1 |
33,1 |
Акцизы |
0,4 |
0,4 |
4,8 |
4,8 |
Налог с продаж |
0,5 |
0,5 |
5,6 |
4,9 |
Налоги на совокупный доход |
0,2 |
0,3 |
2,4 |
2,9 |
Налоги на имущество |
0,9 |
1,0 |
9,8 |
11,4 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
0,8 |
1,0 |
9,5 |
11,0 |
Всего |
8,9 |
9,2 |
100 |
100 |
[1] Источник: расчеты Экспертной Экономической группы при Министерстве Финансов Рф
[2] Источник: данные Министерства Финансов
[3] Источник: данные Министерства Финансов РФ
[4] Источник: расчеты Экспертной Экономической группы при Министерстве Финансов Рф