Содержание

1. Формы передачи технологии. Субъекти и объекты мирового рынка технологий  3

2. Рынок машин и оборудования. Особенности, способы торговли. 4

3. Рынок лицензий и «ноу-хау». Особенности лицензионной торговли. 11

4. Инжиниринг и франчайзинг. 13

5. Военно-промышленный комплекс. 16

6. Россия на мировой рынке технологий. 17

Список литературы.. 19

1. Формы передачи технологии. Субъекти и объекты мирового рынка технологий

Существуют следующие Формы передачи технологий[1]:

1) Межфирменные соглашения о передаче технологий;

2) Внутренний обмен;

3) Межфирменные поставки машин, оборудования и другой продукции с передачей технологии.

Передача технологий осуществляется на:

1) Некоммерческой основе:

·      Информационные массивы спецлитературы;

·      Компьютерные банки данных, патенты, справочники и т.д.;

·      Конференции, симпозиумы, семинары, выставки.

·      Обучение, стажировки, обмен результатами исследований, производственно- технологическими достижениями и т.д.;

2) На коммерческой основе:

2.а) По лицензионным договорам;

2.б) Безлицензионные формы:

·      путем продажи оборудования и материалов, или передача их в аренду;

·      инжиниринговые услуги;

·      учреждение совместных фирм

2.в) Кооперационные соглашения:

·      подрядное кооперирование;

·      совместное производство;

·      комбинированные формы.

Коммерческие формы передачи технологий осуществляются как:

1) Сопутствующие: «под ключ», «под готовые руки», «на рынок».

2) Самостоятельные (лицензионные и кооперационные соглашения, безлицензионные формы передачи технологий)

Лицензионные соглашения классифицируются:

1) По виду объектов

- изобретение, «ноу-хау», товарные знаки, промышленные образцы.

2) По объему прав

- на простые, исключительные и полные.

3) По способам охраны объектов

- на патентные, беспатентные и смешанные.

4) По степени автономности

-         на самостоятельные и независимые.

2. Рынок машин и оборудования. Особенности, способы торговли

Рынок машинотехнической продукции есть совокупность лиц и организаций, закупающих машины, готовое оборудование, приборы, комплектующие изделия, продукцию общемашиностроительного применения, а такие услуги производственного и технологического назначения, которые используются затем при производстве других товаров и услуг[2].

Рынок машин и оборудования является целым комплексом взаимосвязанных рынков, конкуренция на которых имеет свои специфические черты и особенности[3].

Специфика рынка машин и оборудования, которая отличает его от рынков других промышленных товаров и от рынков товаров широкого потребления, заключается в следующем.

1. Продавец того или иного вида оборудования обычно имеет дело с ограниченным количеством покупателей, которое зависит от технологической цепочки, необходимой для производства конкретных видов конечной продукции. В машиностроении это в особенности касается индивидуального и мелкосерийного производства, где выпуск изделий определяется фактически портфелем заказов предприятий-потребителей (например, количество необходимых крупных электрических машин определяется строго фиксированными потребностями насосных и тепловых станции).

2. Немногочисленные покупатели оборудования чаще всего являются крупными предприятиями-потребителями, при том большинство видов оборудования могут быть использованы только определенными потребителями. Так, сельскохозяйственное оборудование потребляется в основном в АПК, энергетическое и нефтяное оборудование в ТЭК, металлургическое оборудование выпускается для крупных металлургических комбинатов страны и др.

3. Покупатели машин и оборудования могут быть сконцентрированы  географически, например, в отдельном экономическом регионе.

4. Спрос на конкретные виды оборудования связан со спросом на те товары конечного потребления, которые могут производиться на этом оборудовании. Поэтому для того, чтобы прогнозировать спрос на оборудование, необходимо изучать тенденции покупательского спроса на выпускаемые на этом оборудовании товары широкого потребления.

5. Спрос на машины и оборудование неэластичен – изменение цены на оборудование не влечет за собой сильных колебаний общего спроса на него. Это особенно существенно в краткосрочном плане - технология производства того или иного продукта не может быть резко изменена из-за колебаний цен на оборудование или запчасти к нему.

6. Спрос на оборудование и услуги промышленного назначения обычно меняется быстрее, чем на товары и услуги широкого потребления. Определенный процент прироста спроса на товары народного потребления приводит к неизмеримо большему процентному  приросту спроса на машины и оборудование, выпускаемые соответствующее дополнительное количество ТНП. Это объясняется в основном негибкими технологиями, используемыми для производства этих товаров. Поэтому Указанная особенность наиболее ярко проявляется при возникновении спроса на новые ТНП и, соответственно, на новое производственное оборудование.

7. Принятие решения о закупке того или иного вида оборудования - не единовременный акт. Должна существовать специальная служба из высококвалифицированных работников - технических экспертов и представителей высшего руководства того или иного предприятия или фирмы, которая всесторонне обосновывает решение о закупке оборудования с учетом цены, эффективности, производительности и др.

8. Продавцы машинотехнической продукции для продажи своих товаров могут использовать самые разнообразные формы торговли: через прямые договора, товарные бирки, торговые дома, региональные коммерческие центры и др. Поэтому цены на продукцию одних и тех же видов на одном и том же рынке могут быть различными в зависимости от того, где и в какой форме совершается акт купли-продажи[4].

В России, если не рассматривать нашу страну только как сырьевую державу, базовыми в экономике являются металлургия и машиностроение. Машиностроительный комплекс России включает в себя порядка двух десятков подотраслей, основными из которых являются автомобильная промышленность, энергетическое  и металлургическое машиностроение. В новом полугодии 2004 года в машиностроении наблюдался значительный прирост объемов производства, вызванный, главным образом, расширением внутреннего инвестиционного спроса и ростом инвестиций отечественных предприятий в основной  По итогам первых 6 месяцев 2004 года индекс физического выпуска продукции по сравнению с соответствующим периодом 2003 года составил 114,2%. Этот показатель является одним из самых высоких среди отраслей промышленности.

Вместе с тем, загрузка производственных мощностей в июне была в машиностроении самой низкой среди всех отраслей промышленности - всего 49%. Практически во всех подотраслях машиностроения и металлообработки в первом полугодии 2004 года отмечалась возрастающая динамика выпуска продукции. Наиболее высокие темпы роста отмечены в горно-шахтном, горнорудном, энергетическом, химическом и нефтяном, подъемно-транспортном и железнодорожном машиностроении, а также автомобильной промышленности и по отдельным видам станкостроительного и инструментального производства.

Из сложной бытовой техники, выпускаемой с использованием импортных комплектующих и по лицензиям иностранных фирм, за первое полугодие нынешнего года возросло производство холодильников и морозильников (на 18,8%), а также телевизоров (на 62,2%).

Также выросло производство бытового теплового оборудования - обогревателей различного рода, телефонных аппаратов и мобильных средств связи. Можно отметить, что рост объемов товаров народного потребления длительного пользования является показателем роста благосостояния населения, имеющего возможность приобретать товары не первой необходимости.

В то же время, сократился выпуск отдельных видов технологического  оборудования, в частности электродвигателей малой мощности, электрических машин постоянного тока, металлорежущих и деревообрабатывающих станков. Эти изменения свидетельствуют о некотором снижении интереса к технологическому оборудованию, вызванном завершением проектов реконструкции производственных мощностей на определенных предприятиях, а также ориентацией потребителей на импортную продукцию, обладающую иными потребительскими характеристиками.

Стоимостной объем экспорта продукции  машиностроения за январь-май 2004 года увеличился по сравнению с тем же периодом 2003 года примерно на 33% и составил более $5 млрд., в общем объеме российского экспорта доля машин, оборудования и транспортных средств составила порядка 8%. Рост экспорта продукции отечественных машиностроителей говорит о том, что растут ее конкурентные преимущества и российские предприятия могут достойно представлять нашу страну на международной арене.

За последние три года в машиностроительном комплексе было создано 65 единиц опытных образцов новой конкурентоспособной техники и, перспективных технологий.

В их числе можно отметить: ресурсосберегающую  экологически безопасную установку с двигателями внутреннего сгорания для получения энергии и тепла с эффективным КПД 80-90% (когенерационные энергоустановки) в области тяжелого и энергетического машиностроения, технологию и оборудование для получения штампосварных заготовок из различных материалов для автомобилестроения, промышленное холодильное оборудование на безопасных хладогентах, а также экологически чистая машина для переработки изношенных автопокрышек, сушки и быстрого замораживания пищевых продуктов.

Ведутся работы по реализации проекта по разработке и изготовлению станка для высокоточной финишной обработки сложнопрофильных деталей, в том числе турбинных лопаток. Основы конструкции, заложенные в данном виде оборудования, являются новым направлением в станкостроении и мировой практике обработки лопаток. По простоте конструкции, скорости перемещения оно превосходит зарубежные аналоги. Тут уместно отметить, что турбинные лопатки являются одним из элементов различных механизмов, которые несут наибольшую научную и технологическую нагрузку, сочетая в себе труд многих ученых, конструкторов, технологов и других специалистов.

Несмотря на рост в некоторых подотраслях машиностроения, есть и значительные ухудшения. Одной из самых депрессивных подотраслей машиностроительного комплекса остается металлургическое машиностроение, в котором в прошлом году не было отмечено положительной динамики производства ни по одному виду продукции, а в выпуске технологического оборудования для цветной металлургии произошел спад на 59,8%.

Одной из главных проблем российских производителей машин и оборудования является устаревшее оборудование и, как следствие, низкий уровень технологии: отсюда неконкурентоспособность некоторых  выпускаемых изделий.

Физический и моральный износ основных средств производства в отрасли составляет более 75%, причем ежегодно выбывает от 1,5 до 2,5% основных фондов, а обновляется только от 0,1% до 0,5%.

Вызывает тревогу состояние дел по подготовке кадров - особенно рабочих.  10,7 млн граждан России в возрасте от 15 лет и старше не смогли окончить 10 классов средней школы. Отношение государства (вернее, отсутствие какого-либо отношения) к кадровой проблеме в промышленности вызывает удивление.

Даже на успешных предприятиях сегодня сложилась катастрофическая ситуация с рабочей силой. Квалифицированные токари, слесари, фрезеровщики, лекальщики, оставшиеся с советских времен, ушли на пенсию. Заменить их некем.

В промышленно развитых странах основную долю ВВП дает промышленность, в том числе и машиностроение. Однако, пока держатся высокие цены на нефть и газ, в России об этом забывают. Так же стоит обратить внимание на то, что инвестиции в  машиностроении по своему характеру резко отличаются от инвестиций, к примеру, в пищевой и легкой промышленности.

Если для производства пищевых продуктов, имеющего, как правило, замкнутый цикл, достаточно закупить высокопроизводительное оборудование, то для выпуска конкурентоспособного зерно- и картофелеуборочного комбайна этого недостаточно: машиностроение держится на серьезной кооперации. Задача привлечения инвестиций в машиностроение требует комплексного подхода, а значит, стратегии на государственном уровне.

К примеру,  в нефтедобывающей промышленности государство применяет дифференцированный подход: со старых нефтяных скважин налог в среднем составляет 300 руб. за тонну, с новых - 750 руб., машиностроительные же предприятия, рентабельность которых не превышает 5 - 6 %, платят налоги, одинаковые с банками, в том числе и налог на прибыль. За аренду земельного участка заводы и банки тоже платят по одинаковым ставкам.

Только банк при этом занимает квадрат в несколько соток под одним зданием, а машиностроительный завод - гектар технологической площади.

Для  улучшения ситуации в машиностроении  и сохранения положительных тенденций Минпромэнерго России модернизирует существующие и разрабатывает новые стратегии и концепции развития машиностроительного комплекса страны.

В числе которых: Концепция развития станкостроительной и инструментальной промышленности, Стратегия развития строительно-дорожного и коммунального машиностроения, Стратегия развития транспортного машиностроения, Стратегия развития машиностроения для текстильной и легкой промышленности и другие.

В Минпромэнерго России понимают, что высокие и устойчивые темпы экономического роста базируются на связке фундаментальной и прикладной науки и машиностроения и металлообработки. Именно этот тандем обеспечивает современным высокотехнологичным оборудованием другие отрасли экономики - промышленность, транспорт, сельское хозяйство, удовлетворяет потребности населения и укрепляет обороноспособность страны.

Комплекс мер по развитию машиностроения, как часть Стратегии развития машиностроительного комплекса на период до 2010 года, включает в себя: развитие внутреннего рынка и взаимодействие с субъектами естественных монополий, совершенствование научно-технической, промышленной, налогово-бюджетной и внешнеэкономической политики, развитие кадрового потенциала отраслей промышленности.

Реализация мероприятий позволит улучшить целый ряд показателей машиностроительной отрасли, таких как производительность и  эффективность.

В целом Стратегии развития машиностроительного комплекса на период до 2010 года и Комплекс мер по развитию машиностроения, разработанные специалистами Минпромэнерго, являются частью большой Стратегии развития промышленности России; целью которой является обеспечение высоких и устойчивых темпов роста экономики страны.

По прогнозам правительства, машиностроение является одной из важнейших составляющих успешного выполнения программы по удвоению ВНП. Однако некоторые эксперты с сомнением относятся к такой перспективе, относя временный успех к конъюнктурным колебаниям на рынке машин и оборудования, а не к устойчивому развитию данной отрасли.

Обобщая изученные материалы, можно говорить о том, что вряд ли удастся в ближайшее время решить основные проблемы машиностроения (которые характерны и для многих других отраслей экономики): обновить основные фонды, привлечь необходимые инвестиции, решить кадровые проблемы. И все же в отрасли есть значительный потенциал развития, реализация которого будет зависеть от государственной политики и усилий самих предприятий.

3. Рынок лицензий и «ноу-хау». Особенности лицензионной торговли

Рынок лицензий и «ноу-хау» является частью рынка продукции научного производства. В условиях НТП она становится определяющим фактором в отношении со­вершенствования технологий, техники, систем организации и уп­равления хозяйственными и социально-экономическими процес­сами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоин­теллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестици­онные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и приклад­ных исследований. На этом рынке объектами купли-продажи являются патенты, лицензии, ноу-хау (знание и опыт), инжиниринг, опытные образцы и т.п. Многомерность и многоплановость воз­действия продукции данного рынка на состояние и качество ин­вестиционных товаров, рабочей силы, любых конечных товаров и услуг обусловливает необходимость привлечения внимания к ус­ловиям функционирования системы образования, высшей школы и науки, которые в единстве с культурой, духовностью являются отправной точкой истинного социально-экономического про­гресса[5].

Лицензионные сделки в международной практике характерны при коммерческом обмене технологиями и реализуются обычно на основе заключаемых договоров на передачу ноу-хау. Такие договоры традиционно именуются лицензионными. Это означает, что в данном случае речь идет о так называемой бесплатежной лицензии. Поскольку договор на передачу ноу-хау отличается от лицензионного договора на изобретение, это требует вышеуказанной оговорки.

Лицензия - разрешение на передачу физическими или юридическими лицами (лицензиарами) принадлежащих им прав на использование изобретения, промышленного образца другим физическим или юридическим лицом (лицензиатом).

В международной торговле существует три вида лицензионных соглашений: о простой лицензии, которое дает возможность лицензиару продавать аналогичные лицензии другим лицензиатам, самостоятельно производить и сбывать продукцию на любом рынке; об исключительной лицензии, когда лицензиат получает монопольное право на ее использование, включая перепродажу другим организациям в пределах определенной территории; о полной лицензии, что означает продажу патента, в результате чего лицензиар навсегда лишается права на свое изобретение.

Оплата стоимости лицензий и ноу-хау производится в зависимости от вида сделки, которая оформляется через соответствующие лицензионные соглашения, где оговаривается комплекс дополнительных обязательств по оказанию помощи лицензиатам в применении технических новшеств.

Независимо от способа оформления передачи информации ноу-хау, она в любом случае является самостоятельным объектом внешнеторговой сделки, подпадая под действие норм регулирования особого предмета сделки, и подлежит специальной оценке при фиксации цены контракта[6].

4. Инжиниринг и франчайзинг

Инжиниринг (англ. engineering – изобретательность, знание) означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов.

Инжиниринг инноваций – это комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию определённой инновации. В этот комплекс работ и услуг входят[7]:

1.               проведение предварительных исследований рынка и выбор перспективного сегмента рынка для нововведений;

2.               установление цели финансовых изменений на рынке и определение задач, встающих перед инновациями;

3.               технико-экономическое обоснование инновационного проекта;

4.               разработка рекомендаций по созданию нового продукта или операции;

5.               определение объёма затрат всех видов ресурсов и численности работников, необходимых для создания проекта, а также сроков выполнения работ по проекту и экономической эффективности инновационного проекта в целом;

6.               оформление проекта в виде документа;

7.               консультации работников-исполнителей мероприятий по этому проекту.

Инжиниринг инноваций ставит своей задачей получение наилучшего экономического эффекта от вложения инвестиций в новый продукт и определение будущих перспективных направлений инновационной деятельности.

Использование активов из-за рубежа – hоялти (royalties) – представляют собой выплаты за использование активов, находящихся за рубежом, напри­мер фирменных знаков, патентов, авторских прав или иных видов эксперт­ных документов, согласно подписанным контрактам, которые носят название лицензионных соглашений (licensing agreements). Посредством роялти оплачивается также франчайзинг (franchising), т. е. такой способ ведения бизнеса, при котором одна сторона — франшизер (franchiser), продает дру­гой независимой стороне — франшизе (franchisee), право на пользование своим фирменным знаком, что является существенным активом для фран­шизы. В дополнение к этому франшизер на длительной основе помогает партнеру в осуществлении хозяйственных операций, поставляя полуфабри­каты и комплектующие изделия, оказывая управленческие услуги и предо­ставляя технологии.

Довольно часто фирмы прибегают к приобретению иностранных лицензий или франчайзингу после того, как они достигли успехов в экспорте своей продукции на внешнем рынке. Этот шаг обычно предполагает при­нятие на себя больших обязательств в международном плане, чем экспорт­ная деятельность. Большая ответственность бывает преимущественно вы­звана тем, что фирма должна направить опытный технический персонал в зарубежное государство для содействия лицензиату, или держателю фран­шизы, в создании и адаптации его производственных мощностей для выпу­ска нового изделия.

Инжиниринг имеет свои специфические особенности, которые заключаются в следующем:

·                  инжиниринг инноваций воплощается не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте. Этот полезный эффект может иметь материального носителя в виде документации, чертежей, планов, графиков и т.п. или не иметь такого носителя, например, обучение персонала, консультации и т.п.;

·                  инжиниринг инноваций является объектом купли-продажи, поэтому он должен иметь не только материализованную форму в виде имущества или имущественных прав, но и коммерческую характеристику;

·                  инжиниринг инноваций в отличие от франчайзинга и ноу-хау имеет дело с воспроизводимыми услугами, то есть услугами, стоимость которых определяется общественно необходимыми затратами времени на их производство и поэтому имеющими множество продавцов их реализации.

Франчайзинг же и ноу-хау связаны с реализацией новых, в данный момент невоспроизводимых знаний, которые имеют ограниченное число продавцов.

На практике оказание инжиниринговых услуг зачастую сочетается с продажей ноу-хау. Это ведёт к смешению понятий «инжиниринговые услуги» и «обмен технологиями». В действительности инжиниринговые услуги – это способ передачи новых технологических и других знаний, а сами услуги представляют собой товар, отличный от технологии.

Стоимость инжиниринговых услуг оценивается как:

1.    повременная оплата специалистов:

2.    оплата фактических услуг плюс фиксированное вознаграждение;

3.    процент от стоимости инновационного проекта;

4.    оплата фактических услуг плюс процент прибыли от реализации инновационного проекта.

При разработке крупных инновационных проектов продуцент может привлечь к работе специалистов или на основе прямых переговоров с ними (заключение трудового контракта), или путём проведения подрядных торгов (тендеров).

5. Военно-промышленный комплекс

Вопрос о военно-промышленном комплексе был всегда для России (СССР) «больным» вопросом, т.к., по распространенному в литературе мнению, проблемная специфика России выражается прежде всего[8]:

1)    в обширности территории, неразвитости коммуникационной структуры;

2)    в наличии устаревшего производственного аппарата;

3)    в гипертрофированности военно-промышленного комплекса (ВПК) при отсутствии целого ряда производств, необходимых для нормальной гражданской экономики;

4)    в слабом сельском хозяйстве.

Военно-промышленный комплекс – особая отрасль промышленности, призванная создавать материально-техническое и научное обеспечение функционирования вооруженных сил государства[9].

Начиная с 1980-ых гг. военно-промышленный комплекс (ВПК) в России составлял более половины всего машиностроения, а также значительную долю других отраслей. ВПК бывшего СССР (сосредоточенный в основном в России и на Украине) производил больше всех в мире танков и военных самолетов, военные суда, стрелковое и артиллерийское вооружение, ракеты с ядерными боеголовками и многое-многое другое.

На протажении всей истории промышленности развитие отраслей военно-промышленного комплекса требова­ло в основном мужскую рабочую силу. В конце 90-ых годов ВПК России страдал от хронического недофинансирования. В современной России ВПК характеризуется выходом из кризисной ситуации.

6. Россия на мировой рынке технологий

Россия пока остается крупным поставщиком на мировой рынок только энергоносителей и сырья – так называемых биржевых товаров, механизм формирования цен на которые вообще находится вне рамок ВТО. В настоящее время России, к сожалению, на мировом рынке высоких технологий и наукоемкой продукции принадлежит всего 1%, тогда как США - 32%, Японии - 23%, Германии - 10%[10]. Об этом сообщил 15 января 2003 года в своем выступлении на пресс-конференции, посвященной международному сотрудничеству в сфере инфокоммуникационных технологий, заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Денисов.

По его словам, при таком маленьком показателе потенциал России в сфере высоких технологий неизмеримо высок и при условии динамичного развития этой отрасли к 2015 г. доля РФ на мировом рынке высоких технологий может составить до 12 %. По словам А. Денисова, одна из особенностей развития российского рынка высоких технологий заключается в том, что российские компании "сразу вышли на партнерские взаимоотношения с лидерами в этой области, особенно в отношении высокотехнологичных компаний США". В 2002 г. объем заказов в области высоких технологий со стороны американских предприятий российским компаниям составил 500 млн. долл., в 2001 г. аналогичный показатель составлял менее 200 млн. долл. Однако, учитывая большой потенциал этих взаимоотношений к 2005 г., как прогнозируется, объем заказов может вырасти до 3 млрд. долл. Притом, что в настоящий момент товарооборот США достигает около 10 млрд. долл.

Представитель МИД полагает, что в настоящий момент в сфере инфокоммуникационных технологий Россия имеет возможность для рывка и в ближайшем будущем можно ожидать прорыва не только в высокотехнологичной области, но и в области рыночных отношений, продвижения российских технологий на мировой рынок[11].

Это означает, что одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должно стать сохранение и развитие научно-технического потенциала страны. Основой для этого процесса служит пока еще сохраняющийся высокий общеобразовательный уровень и интеллектуальный потенциал российской нации.

Россия остается мировым лидером в разработке ряда фундаментальных проблем в области физики, математики, химии, физиологии, медицины, а также в прикладных разработках лазерной и криогенной техники, новых материалов, аэрокосмической техники, отдельных образцов военной техники и технологий, средств связи и телекоммуникаций, информатики, разработки программных продуктов для ЭВМ и др.

Необходимо стимулировать развитие высокотехнологичных производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые способны обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Список литературы

1.     Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001.

2.     Герчикова И.Н. Маркетинг и Международное коммерческое дело. - М.: Внешторгиздат, 2000, 312 с.

3.     Гусаков Б., Сидорович Ю. Катализатор экономического роста. Финансы №1,2001. с.12.

4.     Дробозина Л.А. Мировая экономика. Учебник. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.

5.     Жукова Е.Ф. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов  – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998

6.     Журавский Ф. М., Семенов Е. К. Капиталистический рынок оборудования: проблема конкурентоспособности, - М.: Инфра-М, 2002.

7.     Киреев А. Международная экономика, часть 1. – М.: Международные отношения, 2000.

8.     Международные экономические отношения / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

9.     Сборник международных договоров и других документов, применяемых при заключении и исполнении внешнеэкономических контрактов. - М.: Внешэкономсервис, 2003.

10.                       Шукшенов Н.Б. Россия на мировом рынке высоких технологий. // БИКИ № 26. 06.03.03.

11.                       Чернышев А. А., Соколов В. М. Региональные рынки средств производства, - М.: Дело, 2003.

12.                       Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.


[1] Киреев А. Международная экономика, часть 1. – М.: Международные отношения, 2000 . – с. 99.

[2] Чернышев А. А., Соколов В. М. Региональные рынки средств производства, - М.: Дело, 2003. – с. 139.

[3] Журавский Ф. М., Семенов Е. К. Капиталистический рынок оборудования: проблема конкурентоспособности, - М.: Инфра-М, 2002. – с. 4.

[4] Чернышев А. А., Соколов В. М. Региональные рынки средств производства, - М.: Дело, 2003. – с. 141.

[5] Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – с. 145.

[6] Гусаков Б., Сидорович Ю. Лизинг - катализатор экономического роста. Финансы №1,2001. – с. 9.

[7] Балабанов И. Т. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2001. – с. 89.

[8] Дробозина Л.А. Мировая экономика. Учебник. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – с. 17.

[9] Герчикова И.Н. Маркетинг и Международное коммерческое дело. - М.: Внешторгиздат, 2000/ – c. 45.

[10] Международные экономические отношения / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 122.

[11] Шукшенов Н.Б. Россия на мировом рынке высоких технологий. // БИКИ № 26. 06.03.03,- С. 4.