Эластичность на дорогие украшения и эластичность на дешевую мебель
Как правило, говоря об эластичности, имеют в виду эластичность спроса по цене; это происходит потому, что соотношение цены и спроса – один из наиболее информативных и практически применимых показателей.
Поэтому рассмотрим эластичность спроса по цене на два товара – дорогие украшения и дешевую мебель – т.е. качестве оценим, как будет меняться спрос на оба эти товара при изменении цены.
Эластичность[1] – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной. Понятие «эластичность» ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж.Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.
Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.
Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности – это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.
Рассмотрим эластичность спроса по цене, которая выражается в следующих основных формах:
- Эластичный спрос (ЕD > 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1 % вызывает снижение величины спроса на 4 %;
- Неэластичный спрос (Е D < 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1 % приводит к снижению спроса лишь на 0,3 %;
- Единичная эластичность спроса (ЕD= 1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%;
- Совершенно эластичный спрос (ЕD = ). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна;
- Совершенно неэластичный спрос (ЕD= 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен вертикальной кривой спроса.
Деление эластичности на указанные формы достаточно условно, поскольку разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Так, основные продукты питания имеют низкую эластичность спроса по цене. А предметы роскоши, наоборот, обладают более высокой эластичностью по цене. Эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от групп населения, от наличия товаров-субститутов[2].
Итак, перейдем, собственно, к рассмотрению двух выбранных товаров – дорогих украшений и дешевой мебели – точнее, к рассмотрению эластичности спроса на эти товары по цене.
Прежде всего, следует отметить, что важнейшим фактором, который обуславливает разницу в эластичности этих групп товаров, так это то, что дорогие украшения являются предметом роскоши, тогда как дешевая мебель – товаром если не первой, то по крайней мере второй необходимости для некоторой группы населения.
Предметы роскоши, как известно, относятся к группе товаров с отрицательной эластичностью спроса по цене, т.е. к группе товаров, при увееличении цены на которые спрос снижается[3].
Однако, дорогие украшения – это особая группа товаров из товаров роскоши. Дело в том, что у людей, у которых дорогие украшения пользуются спросом, вопрос цены уходит на второй план, а на первый план выходят вопросы престижа. В этой ситуации цена на товар является компонентом престижа. Тогда с эластичностью спроса на дорогие украшения по цене происходит следующее:
1) спрос на дорогие украшения остается достаточно постоянным и мало изменяется при увеличении цены, т.е. по введенной в начале работы классификации дорогие украшения – товар с эластичностью близкой к типу «Совершенно неэластичный спрос (ЕD= 0)» – cитуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены;
2) более того, при увеличении цены спрос на дорогие украшения может увеличиваться, т.к., как уже было сказано выше, в этом случае цена на товары роскоши есть вклад в престиж, и, покупая дорогие украшения, люди прежде всего покупают престиж; по аналогичной причине снижение цены на дорогие украшения может приводить к уменьшению спроса.
Мебель, как уже было отмечено выше – товар второй необходимости, значит, спрос на мебель как правило эластичный[4]. Однако, дешевая мебель является особым сегментом мебели, поэтому эластичность спроса на дешевую мебель близок к типу «Неэластичный спрос (Е D < 1)» – ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Причина тому следующая. У людей, у которых дешевая мебель пользуется спросом, этот товар по своей значимости приближается к товароу первой необходимости, т.к. дорогую мебель они себе позволить не могут, а совсем без мебели нельзя.
Список литературы
1. Зубко Н.М., Зубко А.Н. «Экономическая теория» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
2. «Курс экономической теории» под ред. Чепурина М.Н.; Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2002.
3. «Курс экономической теории» под ред. Райзберга Б.А. – Москва: «ИНФРА-М», 2003.
4. Пястолов С.М. «Основы экономической теории» - М.: «Академический Проект», 2002.
[1] * Пястолов С.М. «Основы экономической теории» - М.: «Академический Проект», 2002. С. 53.
[2] «Курс экономической теории» под ред. Райзберга Б.А. – Москва: «ИНФРА-М», 2003. – с. 177.
[3] Зубко Н.М.; Зубко А.Н. «Экономическая теория» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – с. 109.
[4] Курс экономической теории» под ред. Чепурина М.Н.; Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2002. – с. 190.