СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 5
1.1. Понятие, цели и задачи финансового планирования. 5
1.2. Финансовый план предприятия и его основные виды.. 8
1.3. Основные методы финансового планирования. 10
2. СОСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА ООО «НАДЕЖДА». 14
2.1. Характеристика ООО «НАДЕЖДА». 14
2.2. Финансовый план ООО «НАДЕЖДА». 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 22
ВВЕДЕНИЕ
Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом составления, выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.
Наиболее важными задачами финансиста являются следующие. Обеспечение оптимального вклада финансовых планов в корпоративные цели. Это означает, что финансовые планы совместимы с корпоративным планом. Допущения, на которых основаны прогнозы, ясно сформулированы, указаны элементы уместных изменений в будущем. Они учитывают порой конфликтующие интересы участвующих «в доле» (держатели акций, внутренние и внешние группы давления). Финансовые последствия принятия предложений по условиям прибыли, затрат, продажных цен, оборота и т. д. анализируются и уточняются.
Отличительной чертой предпринимательства в России в настоящее время является постепенный, но уверенный переход от нецивилизованных форм бизнеса (высокие ставки реинвестирования, задержки платежей, правовое непослушание и т.п.) к современным международным формам с использованием методов и средств финансового планирования. Поэтому столь актуальной является тема данной работы «Финансовое планирование на предприятии».
Основное предназначение управления финансами предприятия и финансового планирования состоит в том, чтобы:
- обеспечить рациональную сбалансированность активов (средств) и пассивов (источников финансирования) предприятия. Иначе говоря, обеспечить устойчивое и экономически оправданное соответствие источников финансирования активам;
- сбалансировать поступления и выплаты платежного оборота, т.е. обеспечить достаточность платежных средств для исполнения всех обязательств предприятия как по срокам. так и по величине.
Целью управления финансами предприятия является в конечном счете обеспечение и поддержание его финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе. Под финансовой устойчивостью предприятия в широком смысле понимается его способность функционировать, получая достаточную для собственного воспроизводства прибыль и своевременно выполняя все обязательства по платежам.
Для каждого конкретного предприятия можно сформулировать систему требований (в виде набора количественных параметров), которым должно удовлетворять данное предприятие, чтобы быть финансово устойчивым. Это очень важно именно в практическом плане, поскольку без этого, в сущности, и финансовый анализ, и финансовое планирование, и в целом управление финансами предприятия утрачивают ориентиры и, стало быть, смысл.
Цель данной работы – исследовать современные аспекты финансового планирования и применить их на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить цели и задачи финансового планирования;
- дать определение финансовому планированию;
- выявить основные виды финансовых планов предприятия;
- дать характеристику исследуемого предприятия ООО «НАДЕЖДА»;
- разработать финансовый план для продажи муки ООО «НАДЕЖДА»;
- сформулировать основные выводы по результатам работы.
Информационной базой для написания работы послужило законодательство Российской Федерации, а также труды российских авторов, таких как Кейлер В.А., Суша Г.З., Самсонов Н.В. и других, а также данные плановых показателей предприятия ООО «НАДЕЖДА».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Понятие, цели и задачи финансового планирования
Финансовое планирование обеспечивает взаимоувязку показателей развития предприятия и поэтому является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все службы и подразделения [10, с. 285].
Основные задачи финансового планирования:
- обеспечение источниками финансирования основной деятельности предприятия (поддержание нормального уровня запасов сырья, материалов, готовой продукции, финансирование прироста оборотных средств, воспроизводства основных производственных фондов и т.д.);
- своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;
- обоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств на достаточном уровне;
- выявление резервов роста доходов предприятия;
- оптимизация использования прибыли;
- определение дивидендной политики;
- обоснование размера и условий привлечения внешних источников для финансирования инвестиционной деятельности предприятия;
- поддержание платежеспособности предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости [10, с. 286].
Методология финансового планирования на современном этапе предполагает решение предприятием ряда проблем:
- обоснование цели финансового плана, адекватной основным направлениям деятельности предприятия в перспективном периоде;
- определение системы актуальных для предприятия внутренних и внешних финансовых ограничений. В настоящее время одним из наиболее важных ограничений для большинства предприятий является критерий банкротства;
- определение горизонта финансового планирования;
- выбор методов планирования финансовых показателей и разработки финансовых планов;
- разработка процедуры финансового планирования: определение круга участвующих должностных лиц, меры их ответственности, оптимизация информационных связей и документооборота [10, с. 286-289].
Цель финансового планирования предприятия конкретизируется в зависимости от:
- длительности планируемого периода;
- результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана;
- динамики основных финансовых показателей в ретроспективе;
- результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий (таких как уровень инфляции, ставка рефинансирования Банка России, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля) [10, 287].
Предприятие, имеющее большую просроченную кредиторскую задолженность, финансовое положение которого близко к критическому, при разработке финансового плана должно ориентироваться на обоснование антикризисных мероприятий, которые позволяют избежать банкротства.
Организация, получающая стабильные доходы, финансово устойчивая, может при разработке финансового плана поставить цель – увеличить рентабельность продаж и производства в целом.
Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта по средствам выбора объекта финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов [10, с. 288-889].
Вместе с тем система целей финансового планирования любого предприятия должна быть ориентирована на увязку доходов и расходов, а также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод – финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей предприятия и увязывающий ее доходы и расходы.
Процесс финансового планирования имеет многофункциональное назначение. В целом он выполняет три основные функции, частично перекрывающие друг друга: прогнозирования, координации и контроля. Чтобы финансовый план выполнял возложенные на него функции, он должен основываться на следующих принципах.
1. Гибкость плана. Несмотря на то, что бизнес-план носит директивный характер, и должен сковывать инициативу людей работающих по этому плану. Гибкость планирования не только позволяет отклоняться от плановых показателей, но даже поощрять такие отклонения, когда это выгодно предприятию.
2. Полнота планирования. Данное требование предполагает при принятии плановых решений учет всех факторов, влияющих на эффективность и реализуемость заданий плана. При этом исходит их необходимости учета целевых установок стратегического плана и прогнозируемых условий, в которых будет проходить его реализация.
3. Поддержка со стороны высшего руководства. Поддержке должны способствовать следующие условия. Во-первых, организационная структура предприятия должна быть четко очерчена. Каждый руководитель и специалист, имеющий отношение к составлению и выполнению плана, должен знать свои функции, права и ответственность. Во-вторых, должна быть эффективная система морального и материального стимулирования плановых работников, поощряющих нетрадиционные, новаторские плановые решения.
4. Комплексность планирования. Финансовые планы должны составлять часть эффективной системы внутрифирменного планирования.
5. Ответственность за разработку и выполнение планов. Хотя в конечном счете ответственность за принятые плановые решения лежит на высшем руководстве, необходимо добиваться, чтобы каждый работник, причастный к составлению или выполнению плана, знал свою меру ответственности за низкое качество принятых решений, неисполнение или ненадлежащее исполнение показателей плана.
6. Приоритет текущих решений над планом. План составляется для того, чтобы служить в качестве инструмента достижений целей, поэтому текущие решения, принимаемые на стадии выполнения плана, должны обладать приоритетом над ранее принятыми, уточнять и детализировать их.
7. точности, ясность, лаконичность формулировки плана. План должен составляться так, чтобы не допускать разночтений. Это помогает лучше усвоить требования плана и является залогом его успешной реализации.
1.2. Финансовый план предприятия и его основные виды
Финансовый план предприятия составляется в форме баланса доходов и расходов, в котором сопоставляются доходы предприятия и его расходы на основную деятельность, по капитальным вложениям, на увеличение собственных оборотных средств, на содержание жилищно-коммунального хозяйства и на другие нужды предприятия.
В финансовом плане также устанавливаются направления использования излишков доходов по сравнению с расходами и определяются источники покрытия плановых расходов в случае недостатка доходов.
Баланс доходов и расходов состоит из четырех основных подразделов:
- доходы и поступления;
- расходы и отчисления;
- кредитные взаимоотношения;
- взаимоотношения предприятия с бюджетом.
Доходы и поступления предприятия в основном складываются:
- из чистого дохода в виде прибыли от реализации основной продукции и услуг и прочей продукции;
- поступления средств из внутренних источников предприятия (амортизация, выручка от реализации выбывшего имущества, отчисления от себестоимости продукции на НИР и другие цели);
- поступление средств из внешних источников (кредиты банков, средства вышестоящих организаций в порядке перераспределения прибыли и др.).
Расходы и отчисления предприятия складываются из собственных затрат предприятия и платежей в госбюджет и предусматривают следующие статьи:
- капитальные вложения;
- затраты на капитальный ремонт;
- прирост собственных оборотных средств;
- отчисления в фонды экономического стимулирования, резервные и иные;
- операционные расходы;
- расходы по хозяйственному содержанию зданий;
- прочие расходы и отчисления [8, с. 151-152].
С переходом предприятий на работу в рыночных условиях традиционное финансовое планирование (составление финансового плана) осуществляется в рамках разработки бизнес-плана предприятия.
Рассмотрим основные виды финансовых планов.
Перспективный финансовый план корректируется в виде текущих финансовых планов, составляемых на год. Основной документ текущего финансового планирования – баланс доходов и расходов. При разработке текущего финансового плана предприятие исходит из целей финансового планирования на предстоящий год и решает задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов, так и оптимизацией размера и состава заемных средств. Разработка текущего финансового плана должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости предприятия.
В дополнение к балансу доходов и расходов целесообразно составлять шахматную таблицу (матричный баланс), в которой определяются источники финансирования по каждой статье планируемых расходов.
Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или на месяц текущий финансовый план. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств [8, с. 151- 155].
Планирование деятельности предприятий базируется на следующих принципах:
- непрерывность;
- оптимальность;
- экономичность, стабильность;
- органическое единство планов предприятия и его подразделений;
- выделение приоритетов;
- комплексность [8, с. 151].
1.3. Основные методы финансового планирования
В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-математическое моделирование.
Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. На основании доступной отчетно-учетной информации оценивается финансовое положение предприятия, его внутренние и внешние отношения. Это позволяет характеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности и другие показатели, а затем по результатам принять обоснованные решении
Сущность нормативного метода в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйственного субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и другие. Существуют также нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала.
Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. При этом большое влияние должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.
Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем балансовой сметы.
Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.
Так, например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом – рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию. Этот метод интересен тем, что дает возможность проанализировать деятельность предприятия в различных экономических ситуациях, а также проработать пути развития в всех вариантах.
Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.
И только совокупность перечисленных методов позволит сделать разносторонние выводы
Методы сбалансированности финансовых планов должны базироваться на рациональных формах движения финансовых ресурсов, содействующих достижению высокого экономического и социального эффекта.
Реальность и обоснованность финансовых заданий, отдельных показателей находит конкретное выражение в составлении и исполнении финансовых планов.
Вообще в российском планировании всегда присутствовал элемент неоправданного обобщения частного опыта. Присутствует он и сейчас: единые принципы и форматы планирования, включая критерии эффективности, методы контроля, использовались практически без изменений во всех регионах, отраслях, для всех предприятий холдингов и групп, почти без учета особенностей организационных структур, систем управления, систем распределения, делегирования полномочий, взаимосвязей между текущими и стратегическими задачами, региональными и отраслевыми особенностями предприятий. Другая характерная особенность — неумение выделять приоритеты.
Анализ причин недостаточной эффективности функционирования целого ряда предприятий позволил выявить основные проблемы и сформулировать следующие принципы постановки системы планирования:
· процесс изменения системы планирования должен успевать за процессами слияния, поглощения, соответствующими изменениями в структурах, системах управления предприятий и холдингов;
· планирование (корректировка и уточнение) должно осуществляться «сверху вниз» по принципу «дерева целей» то есть системно, тогда планы будут комплексными и самодостаточными;
· должно осуществляться сценарное планирование с учетом изменений внешней среды, внешних и внутренних рисков;
· нужно планировать защитные действия и контрдействия для компенсации реальных угроз конкурентов, их лоббистских действий и т.д.;
· следует оптимизировать планы и производственные программы с учетом стратегических интересов собственника, по экономическим и инвестиционным критериям;
· система планирования должна быть привязана к имеющейся на предприятии системе центров ответственности, полномочий, системе контроллинга, иначе реализация даже самых лучших планов будет неэффективной;
· обязательное требование — система планирования должна включать в себя систему мотивации для топ-менеджеров, «ключевых» руководителей и специалистов.
Реализация этих принципов построения системы планирования позволяет и реализовать стратегию, минимизирующую вероятность потерь.
Разработку финансового плана целесообразно начинать с прогноза прибыли и убытков, так как, имея данные по прогнозу объема услуг, можно рассчитать необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, определить материальные и трудовые затраты.
2. СОСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА ООО «НАДЕЖДА»
2.1. Характеристика ООО «НАДЕЖДА»
Предприятие основано в 1998 году с целью организации переработки зерна. С момента открытия было приобретено оборудование АО "Пензтекстильмаш" - мельницы Фермер-3 производительностью 800 кг/час и Фермер-2 производительностью 300 кг/час. Для увеличения выхода продукции и улучшения качества переработки в 2001 году была приобретена еще одна мельница Фермер-2 и организована переработка 800 тонн зерна в месяц. Перекомпановка оборудования позволила достичь максимального выхода муки: в/с - 45%, 1 с.- 25%, 2 с.- 5%, отрубей - 25%, что сравнимо с показателями промышленных мельниц отечественного производства. Предприятие располагается на площади 12000 м2 и имеет весь комплекс помещений, механизмов и сооружений для принятия, переработки и хранения как сырья, так и готовой продукции.
А именно: подъездные железнодорожные пути и автомобильные дороги, автомобильные весы, оснащенную лабораторию для анализа качества зерна и муки, холодный зерновой склад с оборудованной разгрузочной площадкой, вместимостью 1,5тыс. тонн зерна, теплый зерновой склад, с оборудованной разгрузочной площадкой и комплектом оборудования для первичной очистки зерна перед помолом, цех помола, склад муки, гараж, автомобили, необходимые как для обеспечения предприятия сырьем, обеспечения технологии, так и для сбыта муки.
Для увеличения рынка сбыта муки в 2001 году было зарегистрировано представительство ООО "Надежда" в г. Йошкар-Оле.
Общее руководство осуществляет генеральный директор. Штат состоит из 58 работающих.
ООО "Надежда" специализируется на переработки пшеницы продовольственной мягких сортов в объеме от 200 до 1200 тонн в месяц, и получении муки высшего, первого, второго сортов согласно ГОСТ 24574-85 и отрубей.
Предприятие имеет все необходимое для принятия, переработки и хранения как сырья, так и готовой продукции.
За 6 лет успешной работы сформировался высокопрофессиональный коллектив, способный к решению любых производственных вопросов. Предприятие расположено в городе Хабаровске. Сырье (зерно) закупается непосредственно у сельхозпроизводителей (колхозы, совхозы, фермеры), минуя элеватор, что исключает наценку элеватора на прием и подработку зерна, а наличие собственного зерноочистительного оборудования позволяет вести качественную подработку зерна.
Реализация муки производится частично в Хабаровске, а также в городах областного назначения, где предприятие имеет представительство и хорошую репутацию по качеству реализуемой продукции. За прошедшие годы наработаны связи с постоянными покупателями. Небольшой объем переработки (200-800 тонн) и соответственно небольшой объем реализации муки (до 600 тонн) позволяет предприятию успешно работать на протяжении шести лет. Однако малая емкость зерновых складов и отсутствие достаточного количества средств не позволяет закуп зерна в период уборки урожая, необходимого на год работы, что снижает объем полученной прибыли предприятием. Спрос на муку высокого качества есть всегда, а высокий урожай 2002-2003 гг. показал, что при наличии поставщиков мука производства ООО "Надежда" получила у хлебопеков высокий отзыв и была признанна одной из лучших.
Поэтому необходим крупный инвестор, способный вложить 2 млн. €. В прошедшем 2003 году предприятие взяло кредит в сбербанке на сумму 5 млн. рублей и смогло проработать с объемом переработки 800 тонн 2 месяца. Затем резкое поднятие цен на зерно привело к снижению объемов переработки и соответственно прибыли предприятия. Существующий же порядок оформления банковских кредитов не позволяет получить средства в размере, необходимом для стабильной работы. Именно с этой целью руководство предприятие приняло решение о построении финансового планирования на предприятии.
2.2. Финансовый план ООО «НАДЕЖДА»
Планируемый объем переработки составляет 800 тонн зерна/мес. Цена на закупку зерна установлена на уровне 3.6 тыс. руб. за тонну.
Схема продаж: 100 % реализация продукции, 100% оплата реализованной продукции.
При подготовке исходных данных для расчета финансового плана были приняты данные, которые представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1.
продолжительность |
1 год |
основная валюта |
тыс. рублей |
Налоговая среда на срок действия проекта установлена без изменения по нормативам, представленным в табл. 2.2.
Таблица 2.2.
Ставки налогов, учитываемых при составлении финансового плана
Налог |
Сокращённое наименование |
Ставка |
Налог на добавочную стоимость |
НДС |
10% |
Единый социальный налог |
ЕСН |
26% |
Страховые взносы от НС и травматизма |
- |
1% |
Налог на прибыль |
НП |
24% |
Налогооблагаемые базы и срок платежей установлены в соответствии с НК РФ и законами субъектов Федерации.
Предприятие ООО «НАДЕЖДА» имеет льготу по налогу на имущество.
Выход продукции при объеме переработки 800 тонн в месяц составляет:
Мука в/с - 360 тонн;
1 с. - 200 тонн;
2 с. - 40 тонн;
Отруби 200 тонн.
Рассчитаем результаты работы за ноябрь, декабрь 2004 г., январь, февраль, март- август 2005 г. при планируемой переработке 800тонн и цен реализации на муку, указанных в табл. 2.3.
Таблица 2.3.
Результаты работы ООО «НАДЕЖДА»
Период, месяц |
Цена реализуемой продукции, в том числе НДС |
|||
Мука в/с |
Мука 1с. |
Мука 2с. |
Отруби |
|
ноябрь, 2004 |
8,0 |
7,5 |
6,0 |
1,2 |
декабрь, 2004 |
8,5 |
7,5 |
6,0 |
1,2 |
январь, 2005 |
8,5 |
8 |
6,0 |
1,2 |
февраль, 2005 |
9,6 |
9,0 |
8,0 |
2,0 |
март, 2005 |
10,3 |
9,5 |
8,0 |
3,0 |
Прогноз прибылей (убытков) за ноябрь, декабрь 2004 г., январь, февраль, март- август 2005 г. Представлен в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Прогноз прибылей и убытков ООО «НАДЕЖДА»
Показатели тыс. рублей |
Период, месяц |
||||
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
|
Выручка (без НДС) |
4418 |
4582 |
4672 |
5433 |
5935 |
НДС реализуемой продукции |
442 |
458 |
467 |
543 |
593 |
Затраты |
3317,3 |
3317,3 |
3317,3 |
3317,3 |
3317,3 |
МЗ |
2916,8 |
2916,8 |
2916,8 |
2916,8 |
2916,8 |
ЗП |
220,2 |
220,2 |
220,2 |
220,2 |
220,2 |
Отчисления от ЗП |
57,3 |
57,3 |
57,3 |
57,3 |
57,3 |
Амортизация |
23 |
23 |
23 |
23 |
23 |
Прочие затраты |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
НДС входящие |
309 |
309 |
309 |
309 |
309 |
П(У) до налогообложения |
967,7 |
1115,7 |
1196,7 |
1881,7 |
2333,7 |
Налог на прибыль |
232,25 |
267,77 |
287,21 |
451,61 |
560,09 |
Продолжение табл. 2.4.
Чистая П(У) |
735,45 |
847,93 |
909,49 |
1430,1 |
1773,6 |
НДС к уплате |
133 |
149 |
158 |
234 |
284 |
Денежные средства, оставленные в распоряжении предприятия |
602,45 |
698,93 |
751,49 |
1196,1 |
1489,6 |
В итоге можно сказать, что согласно показателям финансового плана чистая прибыль за планируемые пять месяцев будет расти, и к концу пятого месяца ожидается рост до 1773,6 тыс. руб., а это больше, чем в два раза, чем за первый месяц.
Соответственно НДС будет расти пропорционально росту чистой прибыли.
Денежные средства, оставленные в распоряжении предприятия согласно финансовому плану с 602,45 тыс. руб. в первом месяце увеличатся более, чем в два раза и составят 1489,6 тыс. руб.[9. c. 51-59].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рыночная экономика существенно изменила методологию финансового планирования, место и роль финансов в хозяйственном механизме управления предприятием. Усилилась их стимулирующая роль в повышении эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Процессы формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов стали исключительной прерогативой самих предприятий. В то же время значительно повысилась ответственность предприятий за качество финансовых планов. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом. Поэтому эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных инновационных мероприятий, принятия инвестиционных решений.
Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные фирмы. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов. В последнее время все больше российских и крупных, и средних предприятий прибегают к услугам специализированных консалтинговых агентств при составлении финансовых разделов бизнес-планов.
Значение финансового планирования для предприятия трудно переоценить, поскольку оно:
- воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей,
- обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития,
- представляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции,
- служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта по средствам выбора объекта финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.
Вместе с тем система целей финансового планирования любого предприятия должна быть ориентирована на увязку доходов и расходов, а также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.
Разработку финансового плана целесообразно начинать с прогноза прибыли и убытков, так как, имея данные по прогнозу объема услуг, можно рассчитать необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, определить материальные и трудовые затраты.
Объектом исследования явилось предприятие ООО «НАДЕЖДА».
ООО "Надежда" специализируется на переработки пшеницы продовольственной мягких сортов в объеме от 200 до 1200 тонн в месяц, и получении муки высшего, первого, второго сортов согласно ГОСТ 24574-85 и отрубей.
Предприятие имеет все необходимое для принятия, переработки и хранения как сырья, так и готовой продукции.
Согласно составленному финансовому плану можно сказать, что согласно показателям финансового плана чистая прибыль за планируемые пять месяцев будет расти, и к концу пятого месяца ожидается рост до 1773,6 тыс. руб., а это больше, чем в два раза, чем за первый месяц.
Соответственно НДС будет расти пропорционально росту чистой прибыли предприятия, а налог на прибыль пропорционально прибыли до налогообложения.
Денежные средства, оставленные в распоряжении предприятия согласно финансовому плану с 602,45 тыс. руб. в первом месяце увеличатся более, чем в два раза и составят 1489,6 тыс. руб.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. Р.Г. Маниловского. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2000.
2. Бизнес – планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова.- М.: Финансы и статистика, 2000.
3. Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки.- М.: Ось-89, 2003.
4. Кейлер В.А. Экономика предприятий. Курс лекций. М.- Новосибирск: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2003
5. Любанова Т.П. и др. Бизнес-план: опыт, проблемы: Учебно-практическое пособие.- М.: ПРИОР, 1998.
6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш, Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003
7. Справочник финансиста. 3-е изд. доп. и перераб.- М.: ИНФРА-М, 2001.
8. Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003.
9. Уткин Э.А. Бизнес-план компании.- М.: ЭКМОС, 2000.
10. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003